Понятие и сущность метода обучения — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Понятие и сущность метода обучения

2017-06-12 339
Понятие и сущность метода обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В определении понятия “метод обучения”главное - способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Следует помнить: есть преподавание и есть учение. Поэтому правильней говорить о целях и действиях учителя (преподавание) и о целях и действиях ученика (учение), которые взаимосвязаны. И поэтому некоторые дидакты считают, что методам учителя соответствуют методы ученика, то есть методы имеют бинарный характер. Большинство дидактов, однако, описывают метод как систему единых действий ученика и учителя. Знание и выбор методов обучения в практике имеет первейшее значение, ибо определяет дидактические действия, операции, ведущие к достижению цели.

Т.о., метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).

Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я. Лернер).

Источником знания является слово в виде речи преподавателя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося. Рассказ преподавателя, сообщение знаний в виде повествования, построен с учетом целей, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Лекция - систематическое изложение материала. Методика лекции требует, чтобы преподаватель руководил записями учащихся, их работой в ходе лекции.

Беседа - подача информации в виде диалога преподавателя с учащимся по комплексу вопросов темы. Виды беседы: вводная, по изучению нового материала, закрепляющая, контрольная. Беседа может быть репродуктивной и поисковой (эвристической, сократической). Преподаватель ведет учащихся к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов.

Дискуссия - обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое преподавателем.

Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; формируют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность. Недостатки: вербализм - засилие слова, опасность отрыва учения от жизни, практики.

Источником знаний является также образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов. К наглядным методам относятся: иллюстрация - показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического); демонстрация - показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства.

Применение наглядных методов сочетается со словесными, основано на связи первой и второй сигнальной системы. Функции наглядных методов:

- обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать представления о нем;

- создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами.

Иначе говоря, наглядность через восприятие и представление должна вести к формированию понятий, законов, теорий. Если этого не происходит, наглядность тормозит формирование знаний и развитие мышления.

Источником знания также является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию. К практическим методам относятся следующие методы.

Упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Требования к упражнению: уяснение целиком целей, операций, результатов; исправление ошибок в выполнении; доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты.

Лабораторная работа - проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.

Практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, продуктов, работа на школьных участках, в мастерских и пр. ель практических работ - применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков.

Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными. Преобладание методов одной из этих групп снижает эффект обучения.

Выбор методов обучения осуществляется преподавателем на основе дидактических и методических знаний. Наблюдается три подхода к определению методов обучения.

1) Стериотипное решение - преподаватель действует по сложившимся в его практике привычкам.

2) Решение путем проб и ошибок - выбор не обоснован научно.

3) Оптимизированное решение - опираясь на научные знания, преподаватель руководствуется критериями выбора методов. Критерии требуют, чтобы методы были адекватны целям и содержанию обучения, теме занятия, уровню знаний, способностям, особенностям учащихся, возможностям, подготовленности преподавателя, условиям и времени обучения.

Выбор методов обучения является делом творческим, но основанном на знании теории обучения.

Познавательная активность обучаемого выражается в устойчивом интересе к знанию, в самостоятельных разнообразных учебных действиях и пр. В традиционном процессе обучения учащийся играет “пассивную” роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает преподаватель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает учащегося.

Одним из путей активизации являются новые системы, технологии и методы обучения. Последние получили название “активных”. Это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К ним относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму и др.

Термин “интенсивные методы обучения” означает организацию обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами и с использованием активных методов. Активизация и интенсификация обучения означает также опору на эмоции и подсознание. С помощью приемов психологического тренинга активизируется восприятие, переработка, запоминание и применение информации.

Средства обучения. Средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства, оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания методов и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая, контрольная.

Выделяют:

ПРОСТЫЕ СРЕДСТВА. Словесные: учебники и другие тексты. Простые визуальные средства: реальные предметы, модели картины и пр.

СЛОЖНЫЕ СРЕДСТВА. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.

Простые словесные и визуальные (наглядные) средства обучения имеют древнюю историю. Главные среди них - учебники. Функция учебника не только предъявить информацию, но и управлять познавательной деятельностью, работой с ней. Среди словесных средств большое значение имеют раздаточные материалы. Они имеют по всем основным предметам и представляют набор заданий, упражнений, схем.

Основная функция визуальных средств - демонстрация явлений, процессов. Демонстрировать можно реальные объекты. Любое производство, объект, где возможна экскурсия, является средством обучения. Но подавляющее большинство наглядных средств - это модели, макеты, рисунки, карты. Их главная задача - обеспечить восприятие информации и стимулировать учебную деятельность.

Развитие информатики, её создание и быстрый прогресс породили направление в науке, педагогическую информатику, и процесс информатизации образования. Педагогическая информатика изучает использование в образовании ЭВМ, коммуникационных сетей, различных информационных технологий. Последние все время развиваются и обладают большой перспективой. К ним относятся информационные системы типа базы и банки данных, интеллектуальные, экспертные обучающие системы, телекоммуникационные сети, медиатеки и др. Информатизация образования представляет процесс внедрения в образование информационных знаний, методов, технологий. Педагогическое освоение электронных средств, глубокая информатизация педагогической деятельности, по мнению ученых, могут фундаментально изменить дидактические концепции. Если в современном процессе обучения главное звено - “преподаватель - учащийся”, то в информационно-коммуникативной модели обучения главным звеном может стать “информационная система - учащийся”.

Между тем компьютер становится все более массовым средством обучения, его можно назвать многофункциональной обучающей машиной. С его помощью предъявляется информация, и не только текстовая, но и подвижные видеоизображения со звуком. Он позволяет формировать знания, умения, служит умственному и общепсихологическому развитию учащихся.

Формы обучения

Понятие и форма обучения. Одним из элементов педагогической системы являются организационные формы обучения. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Если принципы обучения говорят, почему, почему надо так обучать, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение. Установление форм обучения зависит от других элементов педагогической системы: целей, содержания, методов и средств, состава учеников и учителей, а также материальных условий обучения.

Учеными выделены такие основания для классификации форм обучения: количество и состав учащихся, место учебы, продолжительность учебной работы. По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на индивидуальные, коллективные, групповые.

Исторически известные и современные формы обучения. Аудиторная система является наиболее ранней для нового времени и распространенной в мировой практике. Создателем ее как развернутой системы был Я.А. Коменский, в XVII веке. Данная система характеризуется такими особенностями. Учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют учебную группу, которая сохраняет в основном постоянный состав в период обучения. Учебная группа работает по единому годовому учебному плану и программам, согласно расписанию. Занятие обычно посвящено одному учебному предмету, теме. Работой учащихся руководит преподаватель. Он оценивает результаты работы по своему предмету.

Достоинство этой системы: четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия учащихся между собой, воспитание их в учебном процессе, экономичность.

Ее недостатки: трудность в учете индивидуальных особенностей обучаемых и в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью.

Кроме аудиторной формы обучения в отечественной дидактике приняты такие формы: экскурсия, практикум и семинары, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, домашняя учебная работа. Охарактеризуем некоторые из них.

Экскурсия - форма обучения, при которой учащиеся получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники). В зависимости от дидактической цели и содержания предмета обучения экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала; сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении изученного; производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие. Методика проведения экскурсии требует, чтобы преподаватель профессионально определял цели и содержание экскурсии, планировал состав объектов изучения, формы и методы организации деятельности учащихся, способы фиксирования изучаемых явлений, подведение итогов и ряд организационных вопросов.

Домашняя учебная работа - это самостоятельная учебная деятельность, дополняющая цикл обучения. Её особые функции состоят в развитии умений самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер учащегося. Домашняя работа выполняет функцию подготовки учащихся к непрерывному образованию. Но главное её назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на занятиях, отработке навыков, усвоении нового материала. Ученые выделяют такие дидактические условия успешной домашней работы: наличие навыков самостоятельной домашней работы у учащихся, педагогическое руководство и контроль за выполнением домашних заданий. Последнее требует целесообразного дозирования, ограничения объема домашних заданий, четкой формулировки задач и рекомендаций к выполнению, своевременной проверки и оценки.

 

Проверка знаний

Функции, виды и методы контроля. Заключительным этапом цикла педагогического процесса является проверка (контроль) знаний учащихся. Будучи составной частью процесса обучения, контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить на каком уровне сформированы знания, умения учащихся, в том числе умения решать проблемы, выполнять практические задачи. Контроль также должен выявлять уровень развития, сформированность заданных личностных качеств. Последнее составляет трудновыполнимую задачу, основная же функция контроля - проверить и оценить знания.

Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Назначение текущего контроля - проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период или материала по большому разделу. Итоговый контроль производился в сессию. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Методы проверки знаний: наблюдение, устный контроль, письменная проверка, дидактические тесты, практическая работа.

Наблюдение, то есть систематическое получение данных о знаниях и развитии учащихся осуществляется преподавателем в процессе ежедневной работы и дает определенные сведения об уровне знаний. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются при работе и общей оценке учащегося.

Устный контроль, как правило, состоит в ответах на вопросы на занятиях, экзаменах, зачетах. На занятиях применяются такие его формы: индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный опрос. Опытные преподаватели владеют разнообразными техниками опроса, применяя карточки, игры, технические средства.

Письменная проверка характеризуется высокой экономичностью и эффективностью, позволяет глубоко и объективно проверить знания уччащихся. Современная дидактика и технические средства дают возможность автоматизировать контроль: перфокарты, пособия с печатной основой, дидактические карточки, программированный опрос.

Дидактические тесты возникли на основе психологического тестирования и программированного обучения. Дидактический тест (тест достижений) - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный из предложенных 3-5 ответов; или это утверждения, в которые надо вставить пропущенные слова, незаконченные предложения, которые надо закончить.

Существует еще три типа тестовых заданий, проверяющих разные цели-результаты обучения, а именно:

- умение производить стандартные мыслительные действия на основе знаний (решение задач);

- умение дать самостоятельную критическую оценку изучченного;

- умение решать новые конкретные ситуации на основе знаний.

Практические методы контроля имеют целью проверить практические умения, навыки учащихся, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение опытов, эксперимента, решения задач, составление схем, карт, чертежей, изготовление приборов и пр. Этот метод проверки важен, поскольку удовлетворяет принципу связи обучения с практикой, с жизнью, ориентирует учащегося на применение знаний.

В учебном процессе используются все методы проверки в указанных выше формах, а также на экзаменах и зачетах. Зачеты стимулируют более ответственную, глубокую подготовку учащихся, однако при этом ослабляется текущий контроль, что отрицательно сказывается на систематичности в работе учащихся.

Понятие о неуспеваемости. Результатом проверки знаний является оценка - словесная характеристика или условно числовое, знаковое выражение степени усвоения. В мировой практике имеются разные шкалы оценок. В России принята 4-бальная система оценок 2-5 баллов. Роль оценки - служит показателем обученности. В то же самое время она выступает как воспитательный фактор.

В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных обучаемых. Под неуспеваемостью понимается ситуация в которой результаты обучения не соответствуют дидактическим о воспитательным нормам образовательного учреждения. Неуспеваемость выражается в том, что учащийся слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям учебного заведения, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиции.

Причины неуспеваемости. Исследования установили три группы причин:

1. Социально-экономические - материальная необеспечанность семьи, неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества.

2. Причины биопсихического характера - это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной Среды и от воспитания.

3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы учебного заведения. Обучение, профессиональные действия педагога - решающий фактор в развитии учащегося. Грубые ошибки педагога ведут к дидактогениям - психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении - грубый брак в работе преподавателя.

Исследования называют более конкретно приччины неудач в учебе:

- жесткая, унифицированная система обучения, содержания образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности молодых людей;

- единообразие, стериотипный выбор методов, форм обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;

- неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;

- пренебрежение развитием учащихся, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.

Вывод: дидактическая, психологичекая, методическая некомпетентность преподавателя ведет к неудачам в учебе.

Средства преодоления неуспеваемости. Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства.

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются методы диагностики: беседы с учащимися, родителями, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний. Это дополнительные занятия.

4. Воспитательное воздействие. Посколку неудачи связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа.

 


Библиография

Учебники

Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1984.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.

Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.,1992.

Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.,1990.

Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.

Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990.

 

Литература для самостоятельной работы

Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. - М., 1987.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. - М.,1986.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

Введение в научное исследование по педагогике/Под ред. В.И. Журавлева. -М., 1988.

Выготский Л.С. педагогическая психология. - М.,1991.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

Джуринский А.Н. Зарубежная школа: История и современность. - М., 1992.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.,1987.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М., 1991.

Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.

Закон Российской Федерации об образовании/ Любое издание.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990.

Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М., 1982.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1989.

Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

Корчак Я. Педагогическое наследие. - М., 1991.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.

Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. - М.: Школа-Пресс, 1994.

Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1987.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. - М., 1979.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975.

Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - М., 1980.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1990

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.