Сущность аудита и его экономическая обусловленность. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Сущность аудита и его экономическая обусловленность.

2017-06-12 1546
Сущность аудита и его экономическая обусловленность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сущность аудита и его экономическая обусловленность.

Аудит – вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования положения экономического объекта или касающийся информации о таком положении и функционировании. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.

Основа аудиторского контроля - взаимная заинтере­сованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В условиях плановой экономики потребность в незави­симом финансовом контроле в России не возникала. Его заменяла система ведомственного и вневе­домственного контроля, направленная на выявление на­рушений и злоупотреблений в финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных.

Развитие рыночных отношений обусловливает не­обходимость принятия большого количества новых нормативных документов бухгалтерского учета и от­четности, налогообложения и порядка формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения в соблюдении требований норма­тивных документов, относящихся к хозяйственной дея­тельности предприятия.

Органы, на которые возлагались обязанности по ока­занию помощи предприятиям в правильности приме­нения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности рабо­той, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, пра­вильности исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг.

Собственники, и прежде всего коллективные соб­ственники, а также кредиторы не могут самостоятель­но убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчет­ности. Так как они не имеют доступа к учетным запи­сям, соответствующего опыта, то обычно нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение ин­формации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо госу­дарству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы государствен­ным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчет­ности.

Понятие аудита намного шире, чем ревизии или другие формы контроля, так как включает в себя не только проверку достоверности финансовых показа­телей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью ра­ционализации расходов и оптимизации налогов. По­нятие аудиторской деятельности определяется Зако­ном об аудиторской деятельности в РФ №119 ФЗ, №307 ФЗ.

Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению незави­симых вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной доку­ментации отдельных хозяйственных операций, нало­говых деклараций и других видов финансовых обяза­тельств и требований экономических субъектов на договорной основе.

 

Цели и принципы аудита.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Данное определение приведено и в законе, и в стандарте, оно является полным и исчерпывающим. Исходя из этого, целью аудита не является поиск ошибок и разоблачение недобросовестных действий.

Вид аудита Цель аудита  
Обязательный аудит Проверка и подтверждение законности хозяйственных операций, правильности их отражения в учете и достоверности финансовой отчетности субъектов, попадающих под обязательный аудит (согласно ст. 7 Закона «Об аудиторской деятельности»).  
Инициативный аудит Выявление недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, проведении анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, оказания помощи в организации учета и отчетности.  
     
Принцип Характеристика  
Независимость Предполагает свободу аудитора от влияния, давления, контроля, как со стороны проверяемого субъекта, так и со стороны любых третьих лиц. Независимость аудитора – отсутствие какой–либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме; аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является: не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отношения.  
Честность Предполагает приверженность аудитора профессиональному долгу. Один из фундаментальных принципов деятельности, поскольку именно правдивое выражение мнения об отчетности клиентов является главной целью аудита. Правдивость в общении между людьми, недопущение искажения фактов в ходе взаимодействия аудитора с коллегами или клиентами.  
  Объективность Беспристрастность аудитора при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.
  Компетентность и профессионализм Аудитор должен обладать необходимым объемом знаний и умением квалифицированно применять эти знания при рассмотрении конкретных ситуаций.
  Добросовестность Оказание аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.
  Конфиденциальность информации Аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности и не вправе передавать эти документы каким бы то ни было третьим лицам, либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия проверяемого субъекта.
  Профессиональное поведение Принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор обязан поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.
  Профессиональный скептицизм Аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким–либо документам или заявлениям руководства либо ставит под сомнение достоверность таких документов и заявлений, т.е. необходимо аудитору не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов.
         

Виды аудита.

Аудит подразделяется на внешний (обязательный, инициативный и аудит по специальным заданиям) и внутренний.

Внешний аудит – это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей; осуществляется независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами. Особенность: аудиторы, проводящие проверку, не имеет на проверяемом предприятии никаких интересов.

Внешний аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности согласно правовым актам Российской Федерации на основании заключенного с ним договора. Цель внешнего аудитора - получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

Внутренний аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Роль службы внутреннего аудита определяется руководством аудируемого лица.

Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов.

Функции службы внутреннего аудита включают:

а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию);

б) исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур);

в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;

г) контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

В число задач отдела (службы) внутреннего аудита входит:

- обеспечение более эффективного управления организацией;

- оперативное выявление текущих проблем в рамках отдельной организации;

- защита законных интересов организации и ее собственников;

- оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля.

- проверка систем, предназначенных для реализации задач, планов и соблюдения процедур, законодательных актов и инструкций, а также их выполнения сотрудниками организации;

- проверка сохранности активов;

- проверка эффективности использования ресурсов и т.д.

Внутренние аудиторы должны представлять отчеты по результатам своей работы, содержащие общую информацию об объекте, анализ, оценку и рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Инициативный аудит обычно проводится по решению администрации предприятия или его учредителей. Его целью является выявление недостатков в методике и организации бухгалтерского учета, составление отчетности, проведение анализа финансового состояния предприятия, разработка рекомендаций по повышению эффективности его деятельности. Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т.е. направленным на изучение отдельных разделов и участков учета, функционирования конкретных подразделений и др. Различными могут быть и применяемые методы: сплошная и выборочная проверка, изучение учетных регистров и (или) первичных документов и др.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Независимость аудита.

Независимость аудитора – один из основных принципов аудита. Соблюдение именно этого принципа является необходимым условием аудита. Независимость предполагает свободу аудитора от влияния, давления, контроля как со стороны проверяемого аудируемого лица, так и со стороны любых третьих лиц.

Аудиторы и аудиторские организации не имеют права проверять организации, с которыми они связаны с финансовыми и иными имущественными интересами; с руководством которых они находятся в служебных, родственных отношения и т.д.

В соответствии со ст. 8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов» Закона об аудиторской деятельности аудит не может осуществляться:

1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

3) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;

5) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

6) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

7) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций.

Этика аудитора

Этика аудитора – это система норм нравственного поведения аудитора, аудиторской организации при проведении аудита, оказания услуг сопутствующих аудиту. Издавна известно такое понятие, как врачебная этика, а функции аудитора можно сравнить с функциями врача, только объектом благотворного воздействия аудитора является не человек, а предприятие (организация).

Необходимость в написании кодекса этики для аудиторов вызвана тем, что представители аудиторской профессии, проводя проверку организации, индивидуального предпринимателя, работают не только на них, — они обязаны действовать в первую очередь в общественных интересах. Нарушение этических норм влечет за собой порицание, осуждение со стороны коллег, а также специально созданных судов при аудиторских палатах. В более тяжких случаях к провинившимся могут быть применены такие серьезные меры наказания, как большой денежный штраф и отстранение от работы, временно или навсегда.

Кодекс этики, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 31 мая 2007 г. состоит из девяти разделов:

1.Модель поведения аудитора и аудиторской организации.

2.Заключение договора об оказании профессиональных услуг.

3.Конфликт интересов.

4.Второе мнение.

5.Гонорар и другие виды вознаграждения.

6.Реклама и предложение профессиональных услуг.

7.Подарки и знаки внимания.

8.Применение принципа объективности при всех видах услуг.

9.Применение принципа независимости при заданиях по проверке достоверности информации.

В Кодексе этики аудиторов России, в качестве фундаментальных принципов, которыми должны руководствоваться аудиторы для достижения своих профессиональных целей, включены:

-Независимость суждений и заключений аудиторов

-Объективность и честность

-Компетентность и должная тщательность

-Конфиденциальность.

Профессиональное поведение аудитора должно быть таким, чтобы поддерживать хорошую репутацию профессии, – аудитор должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое могло бы ее дискредитировать. Аудитор обязан быть честным, правдивым и недолжен:

Кодексом предусмотрен ряд обязательных для аудитора процедур по соблюдению этических требований в ходе заключения договора на оказание профессиональных услуг. Эти процедуры связаны с определением приемлемости клиента и с возникновением условий, приводящих к изменению договора. Перед установлением отношения с новым клиентом аудитор должен рассмотреть вопрос, может ли выбор этого клиента привести к возникновению угроз соблюдению основных принципов.

Кодекс этики рассматривает конфликт интересов как результат наличия деятельности или интересов самого аудитора, которые представляют предмет конфликта с данным клиентом, или же как результат оказания аудитором услуг третьему лицу, в отношении которого, по мнению клиента, у него имеет место конфликт интересов. Аудитору предписывается предпринимать разумные шаги для выявления обстоятельств,в которых может возникнуть конфликт интересов, поскольку эти обстоятельства могут привести к возникновению угрозы нарушения основных принципов. Если по оценке аудитора эти угрозы не являются явно незначительными, ему предписывается предпринять надлежащие меры предосторожности для устранения таких угроз или сведения их до приемлемого уровня.

В Кодексе рассмотрены этические требования к аудитору в ситуации, когда к нему обращается компания, не являющаяся клиентом, с просьбой высказать второе мнения по поводу применения правил (стандартов) бухгалтерского учета, аудита, бухгалтерской отчетности и т.п. в конкретных обстоятельствах или в отношении конкретных операций этой компании.

В Кодексе указано, что в случае, когда аудитор ищет новые заказы на предоставление своих услуг посредством рекламы и других методов работы на рынке,могут возникнуть угрозы нарушения основных принципов. При предложении и продвижении своих услуг на рынке аудитор не должен дискредитировать профессию. Аудитор должен быть честным и правдивым и не должен:

Кодексом этики установлен критерий, которым должен пользоваться аудитор при определении значимости угроз нарушения основных принципов, возникающие при предложении клиентом аудитору и членам его семьи подарков и иных знаков внимания. Если разумное и хорошо информированное стороннее лицо может признать такие подарки явно незначительными, аудитор может считать, что такое предложение сделано в процессе нормальных деловых отношений и не содержит конкретного намерения повлиять на суждение аудитора или получить от него какую-либо информацию. В таких случаях аудитор может считать, что значительной угрозы нарушения основных принципов не существует.

В Кодексе рассмотрены угрозы нарушения принципа объективности при предоставлении профессиональных услуг. Указывается, что возникающие угрозы будут зависеть от конкретных обстоятельств задания и характера работы, выполняемой аудитором.

В Кодексе сформулировано требование, что члены проверяющей группы и работники аудиторской организации должны быть независимы от клиента в течение всего периода выполнения задания.

Страховые случаи

Страхование профессиональной ответственности аудитора предусматривает следующие страховые случаи:

1. Подача клиентом искового заявления о возмещении ему материальных убытков, понесенных в результате ошибки аудитора.

2. Наличие решения суда на возмещение ущерба организации, воспользовавшейся услугами аудитора и понесшей убытки вследствие его непреднамеренной ошибки, которая повлияла на его финансово-хозяйственную деятельность.

Еще одной особенностью такого вида страхования можно выделить давность убытков, которая обусловлена особенностями проведения аудита. Убытки могут возникнуть по истечении некоторого времени после проверки и по окончании срока действия договора страхования. Поэтому многие страховщики требуют перечень проверок, которые проводились за период страхования. Промежуток времени возникновения страхового случая дополнительно оговаривается в условиях договора.

Планирование аудита. Аудиторская программа

Планирование обязательно. Порядок планирования достаточно четко описан в стандартах.

Планирование начинается с изучения бизнеса (предварительное планирование).

Аудитор обязан изучить и задокументировать следующие факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность клиента:

1. Внешние факторы:

1. Общеэкономические – состояние экономики в целом, уровень инфляции, курсы иностранных валют, процентные ставки, фискальная политика государства, денежно-кредитная политика, цены

2. Отраслевые факторы – конкуренция, падение спроса, проблемы производства с мощностями, охраной окружающей среды, энергоснабжения, особенности БУ, нормативно-правовая база

2. Индивидуальные (внутренние) факторы. Обычно для описания таких факторов используют анкету предварительной экспертизы предприятия-заказчика. В ней описывают:

1. история бизнеса, в том числе особое внимание учредителям государству и иностранцам

2. организационная структура

3. виды деятельности с указанием доли выручки

4. объем документооборота (кассовые и банковские документы)

5. характер связи (договоры с контрагентами, их виды, договоры и стабильность отношений)

6. денежные потоки (наличные, безналичные, иностранная валюта)

7. заемные средства (количество договором, суммы, цели)

8. работа по найму (численность, квалификация, уровень оплаты, социальный пакет)

9. местонахождение офисов, запасов, торговых подразделений

10. налоги (сумма, льготы)

11. контроль (внешний и внутренний) – когда и кем проводились проверки, чем закончились

Для разработки плана аудитор принимает решение о декомпозиции проверки. Существуют 2 подхода к выделению разделов:

1. Применяется при проверке крупных организаций. Разделы будут соответствовать разделам БУ.

2. Для малых предприятия. Разделы плана соответствуют циклам – закупок, производства, продаж, расчетов. Затем рассчитывают риски. Устанавливают риск необнаружения для проверки в целом. Рассчитывают уровень существенности для отчетности в целом. Рассчитывают трудоемкость проверки. Назначают руководителя проверки и оформляют план в соответствии с требованиями стандарта.

3.

План аудита

Организация ____________________________

Период аудита __________________________

Трудоемкость (человеко часы)_____________

Руководитель проверки ___________________

Группа: ________________________________

Аудиторский риск _______________________

Уровень существенности _________________

Раздел Трудоемкость Исполнитель Период
       

Затем по каждому разделу плана разрабатывается программа аудита. Программа представляет собой перечень аудиторских процедур, которые необходимо выполнить для реализации плана.

 

23. Существенность в аудите и способы её определения

Аудиторские организации в ходе проведения аудиторских проверок не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудитруемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Под уровнем существенности понимается, то предельное значение ошибки отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

В аудиторской практике выделяют 3 основных уровня существенности:

1 уровень. Ошибки столь незначительные, что не могут повлиять на решение пользователей этой информацией (несущественные ошибки).

2 уровень. Материальные ошибки, влияющие на принятие пользователем тех или иных решений, но внешняя отчетность при этом объективно отражает реальную действительность.

3 уровень. Ошибки в учете и отчетности, которые ставят под сомнение достоверность и объективность отчетной информации в целом.

В аудиторской практике считается, что ошибка до 5% является незначительной, а больше 5% - материальной.

Единый уровень существенности определяется исходя из основных показателей аудируемой отчетности. Единый уровень распределяется между существенными статьями бухгалтерского баланса пропорционально удельному весу данных статей в валюте бухгалтерского баланса.

По всей видимости, недостатком данного метода является стандартный уровень ошибки в процентах к статьям бухгалтерского баланса, что не позволяет учитывать риски системы внутреннего контроля, значение которых на определенных участках учета может различаться.

Кроме того, практикующие аудиторы определяют планируемую границу существенности ошибки отчетности как суммарное значение границ существенности, установленных в отношении значимых статей бухгалтерского баланса. При определении последних, учитываются следующие факторы:

общее значение аудиторского риска (чем выше риск, тем ниже устанавливаются границы существенности, следовательно, возрастает объем выборки и снижаются риски ошибки при проведении аудита);

абсолютное значение статьи (при увеличении доли статьи в валюте баланса стандартная граница существенности, составляющая 5-10%, снижается);

требуемая глубина проверки статьи (по счетам, требующим более детальной проверки, стандартная граница существенности снижается);

планируемые трудозатраты времени на проверку статьи (чем ниже планируемая граница существенности, тем больше объем проверки) и др.

Влияние некоторых из указанных нами факторов противоположно (например, уровень аудиторского риска и объем трудозатрат), поэтому планируемые границы ошибки статьи находятся с использованием опыта и интуиции аудитора. Суммарная граница существенности ошибки отчетности, рассчитанная таким способом, не должна превышать установленной внутрифирменным стандартом величины.

Найти предварительные границы существенности ошибок можно и в отношении статей Отчета о прибылях и убытках. Недостатком рассмотренных приемов установления уровня существенности является игнорирование того факта, что между уровнем существенности и риском имеется обратная зависимость: чем выше уровень существенности, тем ниже общий аудиторский риск и наоборот.

Не учет данной зависимости оказывает отрицательное влияние на характер, время и степень аудиторских процедур. При планировании аудитор проводит оценку существенности в отношении счетов бухгалтерского учета, поэтому мы считаем, что аудитору необходимо устанавливать уровень существенности во взаимосвязи с риском системы учета. Следует отметить, что сам факт проверки системы учета позволяет установить наличие вероятных ошибок и отклонений в бухгалтерской отчетности, так как оценка состояния контрольной среды и регулярности аудиторских процедур на предприятии служит аудитору основанием для планирования степени детальности и выборочности проведения аудиторских процедур.

 

Письменный отчет аудитора

Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации обязаны готовить и предоставлять адресату письменную информации (отчет) аудитора руководству (собственникам) проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита. Данные, содержащиеся в письменной информации аудитора, приводятся с целью доведения до руководства проверяемой организации сведений о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности. В письменной информации также содержатся конструктивные предложения по совершенствова­нию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

Аудиторская организация обязана указать в письменной информа­ции аудитора все связанные с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности.

Аудиторская организация может привести в письменной информа­ции аудитора любую информацию, касающуюся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которую сочтет целесообразной. Письменная информация аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках. Она посвящена лишь тем из них, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.

Письменная информация аудитора должна быть адресована руководителям и (или) собственникам экономического субъекта.

Письменная информация аудитора должна быть подписана аудиторами и иными специалистами, непосредственно проводившими аудит (в случае аудитора, осуществляющего свою деятельность само­стоятельно, — этим аудитором). В случае, если аудиторскую проверку проводила группа в составе значительного количества сотрудников аудиторской организации, письменная информация аудитора должна быть подписана руководителем всей группы сотрудников и может быть написана не всеми сотрудниками персонально, но руководителями и цельных подгрупп (бригад, звеньев и т.п.) в составе общей группы.

Письменная информация аудитора должна иметь сквозную нуме­рацию страниц. Первую страницу на бланке аудиторской организации либо с угловым штампом аудиторской организации, либо в соответствии с требованиями, предъявляемыми в аудиторской организации к офор­млению официальной переписки. В письменной информации аудитора в обязательном порядке должно быть указано, какие из сделанных замечаний являются суще­ственными, а какие нет, влияют или не влияют (или могут влиять) перечисленные замечания и недостатки на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении. В случае подготовки аудиторской организа­цией мнения с оговоркой, отрицательного заключения или отказа от выражения мнения в письменной информации аудитора должна со­держаться развернутая аргументация причин, приведших к такому мнению аудитора.

Предварительный и окончательный варианты письменной информации аудитора

По итогам аудиторской проверки по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации аудитора.

В предварительном варианте письменной информации аудитора могут содержаться требования по внесению (с выполнением установ­ленных для этого правил) исправлений в данные бухгалтерского учета и подготовки перечня уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. Выполнение таких требований в случае, если они касаются исправлений, имеющих существенный характер, является обязатель­ным для того, чтобы аудиторская организация впоследствии могла представить экономическому субъекту положительное аудиторское за­ключение.

Руководство экономического субъекта может подготовить письмен­ный ответ на предварительный вариант письменной информации ауди­тора, отражающий точку зрения проверяемой организации на замеча­ния, содержащиеся в варианте этого документа. Руководство экономического субъекта может провести встречу с аудиторами, проводившими проверку, пригласив со своей стороны тех лиц, которых сочтет необхо­димым, для обсуждения предварительного варианта документа.

Аудиторская организация, обязана подготовить в те же сроки, что и аудиторское заключение, окончательный вариант письменной ин­формации аудитора. Замечания экономического субъекта принимают­ся аудиторской организацией в расчет, только если аудиторы сочтут это необходимым. В том случае, если в предварительном варианте пись­менной информации аудитора содержались замечания, имеющие су­щественный характер, в окончательном варианте письменной ин­формации необходимо дать оценку и анализ исправлений, сделанных работниками экономического субъекта в порядке выполнения требо­ваний аудиторов.

Письменная информация аудитора составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр данной письменной информации передается под расписку только и исключительно лицу, указанному в качестве адресата, второй экземпляр остается в распоряжении ауди­торской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора. По согласованию с руководителями (собственниками) письменная информация аудитора может быть переслана по почте или другим аналогичным образом. В этом случае ко второму экземпляру письменной информации аудитора при архивном хранении в аудитор­ской организации подшиваются документы, подтверждающие факт почтового отправления либо иного способа передачи этой письменной информации.

Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в нем, не подлежат разглаше­нию аудиторской фирмой, ее сотрудниками либо аудитором, работа­ющим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотрен­ных федеральными законами Российской Федерации.

Сущность аудита и его экономическая обусловленность.

Аудит – вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования положения экономического объекта или касающийся информации о таком положении и функционировании. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.

Основа аудиторского контроля - взаимная заинтере­сованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В условиях плановой экономики потребность в незави­симом финансовом контроле в России не возникала. Его заменяла система ведомственного и вневе­домственного контроля, направленная на выявление на­рушений и злоупотреблений в финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных.

Развитие рыночных отношений обусловливает не­обходимость принятия большого количества новых нормативных документов бухгалтерского учета и от­четности, налогообложения и порядка формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения в соблюдении требований норма­тивных документов, относящихся к хозяйственной дея­тельности предприятия.

Органы, на которые возлагались обязанности по ока­занию помощи предприятиям в правильности приме­нения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности рабо­той, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, пра­вильности исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг.

Собственники, и прежде всего коллективные соб­ственники, а также кредиторы не могут самостоятель­но убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчет­ности. Так как они не имеют доступа к учетным запи­сям, соответствующего опыта, то обычно нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение ин­формации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо госу­дарству для принятия решений в области экономики и налогообложе<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.