Оператор – должен увидеть картинку будущего фильма: формат кадра, изображение, свет, цвет, композиция, движение камеры, монтаж, технические приемы, методы реализации — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Оператор – должен увидеть картинку будущего фильма: формат кадра, изображение, свет, цвет, композиция, движение камеры, монтаж, технические приемы, методы реализации

2017-06-11 93
Оператор – должен увидеть картинку будущего фильма: формат кадра, изображение, свет, цвет, композиция, движение камеры, монтаж, технические приемы, методы реализации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подготовительный период. Подготовка оператора к фильму.

1. Творческие обсуждения

Мы называли их творческим штурмом. Я считаю, эти встречи необходимы для хорошей подготовки к фильму.

Задачи:

- Визуализировать идею в виде «раскадровки» и продумыванию движения в кадрах, их склейки и последовательности

- Продумывание всех творческих подробностей:

Оператор – должен увидеть картинку будущего фильма: формат кадра, изображение, свет, цвет, композиция, движение камеры, монтаж, технические приемы, методы реализации

- Продумывание всех технических вопросов:

Оператор – должен придумать, как технически реализовать задуманное: какая камера и формат записи, операторское оборудование, световоеоборудование

- Продумывание всех организационных вопросов совместно с продюсером и администратором

Оператор – должен придумать, как он осуществит техническую реализацию: заказ осветительного оборудования, работа с кино прокатами, поиск или изготовление нужных приспособлений, организация операторской группы

Этот список очень упрощен. Он является примером того, что можно обсуждать на встречах. Есть разные варианты подготовки к фильму, но когда каждый участник съемочной группы вовлечен в творческий процесс, имеет право на свое мнение и его отстаивание, это для меня самый близкий вариант. Именно в коллективном уме рождаются наиболее удачные решения.

 

Кроме того, важно:

- Присутствие всей творческой съемочной группы (режиссер, оператор, художник, звукорежиссер и продюсер). Каждый из участников смотрит на историю под особым своим углом и может сделать интересные нестандартные предложения.

- Окончательное решение принимает один человек, чаще всего режиссер или продюсер. При спорных вопросах всегда должно быть «единоправие».

- Создание окончательной «раскадровки» на этих встречах. Вся съемочная группа будет понимать все тонкие нюансы изображения кадров при участии в их создании.

- Творческая свобода. Создается благоприятная творческая атмосфера, когда каждый участник группы понимает свою важность в создании кино произведения.

Оператор играет ключевую роль в этих обсуждениях, потому что отвечает за изображение. Он должен понять все пожелания и идеи режиссера, продумывать каждую мелочь, защищая правильные, по своему мнению, изобразительные решения.

 

Операторская экспликация

После таких встреч создается операторская экспликация (творческая интерпретация кинопроизведения с точки зрения оператора). В нее входит:

- описание изобразительного решения кадра

- операторское оборудование, требующееся для этого кадра

- осветительное оборудование

- ГРИП (крепежное оборудование)

- схема мизансцены и движения камеры

- схема света

На съемочном периоде думать некогда, поэтому, чем больше продумать до съемок, тем больше будет возможностей заниматься творческими вопросами во время съемки, а не организационными и техническими.

Схемы света особо помогают при съемке, даже если они примерные и сделаны в виде наброска. Часто выставляется придуманная схема света и, ориентируясь на нее, происходит подгонка освещения под данный съемочный объект. Даже если световое решение меняется, то первая схема дает точку опоры, возможность увидеть один из вариантов освещения.

К тому же, схемы света помогают понять, какое осветительное оборудование необходимо для съемки. Очень ценятся операторы, которые не берут много лишних осветительный и иных приборов, якобы «на всякий случай». Правильное продумывание количества и видов техники приходит с опытом.

 

Операторская группа

Далее собирается операторская группа (камермен, фокус-пуллер, механик камеры, ассистент и др.), и теперь оператор-постановщик отвечает за техническую подготовку и атмосферу в коллективе.

***

Наша кино экспедиция

При съемке «Bonus Crack» у нас была минимальная съемочная группа: режиссер, два оператора, художник, звукорежиссер, продюсер, два актера. Была организована экспедиция в Санкт-Петербург (первая локация: комната городской квартиры) и дачный поселок 50 км от Санкт-Петербурга на берегу большого озера (вторая локация и натура). Оборудование везли вручную в плацкартном вагоне (спали на «двухкиловатниках»). В деревне снимали в одном заброшенном деревянном доме, а спали в соседнем - в одной комнате. Во время съемок по очереди у каждого была вахта по поддержанию тепла, так как дома были с печным отоплением. На улице был минус.

Стоит заметить, что у нас было два оператора-постановщика. Из-за некоторых обстоятельств мы договорились снимать на равных. На удивление, это совершенно не мешало процессу. Наоборот, находились общие интересные операторские решения. Продумывание световой схемы и кадра проходило сообща, а при реализации мы менялись сторонами: один наблюдает изображение и делает поправки - второй изменяет схему света, один за камерой - второй на фокусе. Но в принципе, такие творческие отношения могли возникнуть только в группе, где каждый ее член понимал роль себя для фильма не только в своей профессии, а как соавтор нашей общей идеи. Поэтому операторы ночью красили стены вместе с художником, звукорежиссер носил осветительное оборудование, продюсер готовила нам макароны, а режиссер больше всех колол дрова. Это драгоценное качества творческого коллектива.

 

Световое решение.

«Божественность», нереальность, свечение пространства комнаты в первой части фильма, я считаю, мы не добились. Сказалась нехватка света и несмелость в «пересветке» белого. Не возникло ощущения наполненности светом всего пространства комнаты. Но с другой стороны «цветокоррекция» - смещение света в ярко-золотой оттенок, и «рапидные» кадры, справились с поставленной задачей – созданием «позитивного» изображения, но не до конца.

Во второй локации «наркопритоне» (кадр №2) мы отказались от красной настенной лампы, потому что она бы настолько исказила цвет лица и отвлекла бы от действия, что мы решили сделать свет рыжевато-розовым (фильтры: теплая компенсация и минус грин). Но во время съемки приходилось поддерживать этот свет везде, происходила путаница в фильтрах, на «рапиде» пришлось вешать фильтры другой плотности. Разнобой цвета от разных источников привел к адской, неприятной, ядовитой мешанине. Только виртуозная техника цветокорректора позволила убрать эту проблему. Использование фильтра «минус грин» было не оправданным и только усугубило ситуацию. В данном случае можно было обойтись сильной теплой компенсацией, в крайнем случае, фильтром «соломка».

Большой проблемой было определиться с основным источником света. Специально было запланировано настенную лампу расположить на дальней стенке от окна. Поэтому в съемках у кровати главный источник света – холодное окно, а у дальней стенки – лампа. По ходу съемок приходилось перераспределять мощность одного или другого источника света, но, по-моему, они не спорят в кадре, и все получилось как надо.

Вторая проблема была в том, чтобы поддерживать существования второго источника света. В кадрах возле лампы, мы ставили обоснованные холодные контровые источники. В кадрах у окна делали общее теплое заполнение. Считаю, эта задача у нас удалась за исключением крупных планов и деталей. В реальности холодный свет от окна не мог попадать в эти кадры, но на монтаже при отсутствии холодных оттенков, кадры визуально плохо соединялись, возникало ощущение разных пространств. Приходилось «холодить» тени или искать другие способы, чтобы эти кадры смонтировались. Поэтому:

При съемке кадров, особенно деталей, в одном пространстве, не забывайте поддерживать цветовое наполнение кадра. Если заявлен в кадре контровой холодный свет, то этот оттенок должен чуть, но поддерживаться и в других кадрах. Поэтому можно немного и «врать», добавляя нужный лучик. Это необходимо для монтажа.

Многое зависело и от фактуры стен. Перед самой съемкой мы поняли, что ошиблись в тоне стен – они были светлокоричневые, пришлось в скором порядке делать черные, темнокоричневые искусственные пятна красками из баллончиков.

Кроме света на светотональное решение кадра влияют фактуры и костюмы. Их тоже надо учитывать и заранее продумывать. И в этом обязательно должен участвовать оператор!

Создать обстановку комнаты наркоманов, создать ее мрачность с учетом цветокоррекции удалось.

 

Монолог.

Многие приемы и решения приходят на съемочной площадке. Для усиления драматизма монолога, было придумано создать эффект качающейся лампы. Кроме медленного отъезда, открывающего пространство, ритмичное изменение света придает напряженность сцене. Было продумано, что зритель только в следующем кадре увидит саму качающуюся лампочку. Крупный план лампочки был снят позже, потому что не монтировались соседние два общих плана.

Но была совершена ошибка в создании эффекта качающейся лампочки в первом долгом кадре. Этот эффект не похож на реальный свет: он падает больше на левую стенку, что странно, и очень слабый. Я решил светить не прямым светом от лампочки, а через отражатель «сильвер», поворачивая прибор на штативе. Но в дальнейшем мы поняли, что надо было светить реальной лампочкой.

За окном была задача создать эффект раннего утра с первым светом от неба или пасмурный день. Из-за того, что съемка велась ночью, мы пытались найти способ создать день за окном. Мы ставили фрост-раму вплотную к окну и высвечивали ее, но это было не естественно, мы пытались «засветить» стекло окна, но это не получилось. Единственное, что мы смогли, это поставить несколько киловатт света на улице и высветить в контровом и фронтовом светах деревья. Но этого было недостаточно и за окном получился странный эффект света. И не ночь, и не день, и не фонарь: слишком уж «горят» деревья. Это была наша ошибка. Хотя создалась некая условность пространства, что не сильно помешало монологу.

Кадр на объективе «рыбий глаз» у нас тоже не совсем получился. Надо было добавить плавное движение вперед или оставить статику, чтобы лучше прочиталась идея, что это смотрит бог. У нас же был какой-то странный трясущийся субъектив, снятый с рук. Надо было, чтобы герой протирал глаза на иконе, а при опускании ее, сделать субъектив опускания взгляда бога. В общем, идея не реализовалась.

Выход на улицу.

Кадр с проходом по второму этажу дома с рассматриванием пейзажа тоже был придуман операторами на площадке. Он получился очень удачным, только не хватило мощности приборов, чтобы подогнать уровень света за окном и в помещении. На улице получилась «переэкспозиция». С другой стороны была задумка создать эффект ослепления уличным светом. Он усилился висящей тряпочкой, через которую проходит камера, и свет от окон резко «бьет» по глазам.

Стоит заметить, что обязательно перед съемками надо задуматься об электропитании. Хватит ли мощности? Не старая ли проводка? Нужен ли дополнительный генератор? Где поставить генератор? Не будет ли он мешать другим людям? В этих старых домах было электричество, но по расчетам оно могло дать максимум 3 квт с дома. Был заказан генератор, но не проверен на месте. Во время съемки не получилось его завести. Поэтому нас спасли решение провести электричество от второго дома и чудо, что проводка выдержала до 8 квт. Конечно, пробки перегревались и выключались, но съемка с такими неудобствами все-таки была возможна.

Также лучше не забывать: там, где генератор – там шумно, возникает вопрос с синхронной записью звука. Поэтому:

Сон.

Для съемки сна долго искалась натура. Надо было найти необычное место и обязательно с мостиком, продумать точки съемки и ракурсы. Нам повезло с погодой – был туман, все запорошило снегом. Другого берега большого озера не было видно. Но погода не предсказуема. На второй день съемки, все было по-другому. Мы снимали обратную точку съемки, так что разница в тональной перспективе не почувствовалось и сцена смонтировалась.

Подготовительный период. Подготовка оператора к фильму.

1. Творческие обсуждения

Мы называли их творческим штурмом. Я считаю, эти встречи необходимы для хорошей подготовки к фильму.

Задачи:

- Визуализировать идею в виде «раскадровки» и продумыванию движения в кадрах, их склейки и последовательности

- Продумывание всех творческих подробностей:

оператор – должен увидеть картинку будущего фильма: формат кадра, изображение, свет, цвет, композиция, движение камеры, монтаж, технические приемы, методы реализации

- Продумывание всех технических вопросов:


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.