На право управления маломерным судном. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

На право управления маломерным судном.

2017-06-11 240
На право управления маломерным судном. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На право управления маломерным судном.

 

 

Содержание

I. МАЛОМЕРНЫЕ СУДА

1. Классификация маломерных судов.

2. Устройство корпуса.

3. Основы теории судна. Эксплуатационные, мореходные и маневренные качества маломерных судов.

4. Судовые устройства, системы, оборудование и снабжение.

5. Основные сведения об энергетической установке маломерного судна. Краткие технические характеристики, применение на маломерных судах.

II. Спасательное дело и противопожарные мероприятия.

1. Спасательные средства

2. При падении за борт

3. Противопожарные меры

4. Предупреждающие меры

5. Тушение пожара

III. СУДОВОЖДЕНИЕ

1. Лоция

1.1. Общая лоция

1.2. Специальная лоция

2. Река

3. Элементы берегов.

4. Основы гидрометеорологии.

5. Управление маломерным судном.

5.1. Маломерное судно на свободной реке

5.2. Проводка маломерного судна по мелководной несудоходной реке.

5.3. Постановка на якорь.

5.4. Швартовка судна.

5.5. Повороты, обороты.

5.6. Шлюзование.

6. Ликвидация аварий и управление повреждённым маломерным судном

6.1. Пробоины, течь

6.2. Повреждение рулевого устройства.

6.3. Меры предосторожности.

6.4. При потере хода судна

6.5. Дрейф с плавающим якорем

6.6. Снятие с мели

7. Плавание на волне.

Правила пользования м/с и базами – стоянками (водными объектами) на водоёмах области

9. Общие обязанности судоводителей.

10. Судоводитель обязан:

11. Судоводителю запрещается:

12. Эксплуатация маломерных судов.

13. Правила плавания маломерных судов

14. Запрещается:

15. Перечень неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России:

15.1. По корпусу.

15.2. По рулевому устройству.

15.3. По двигателю, подвесному мотору.

15.4. По отличительным огням, оборудованию, снабжению.

Элементы набора корпуса

Продольными элементами (балками) набора корпуса судна являются:

Киль – продольная балка днищевого набора, проходящая посередине ширины корпуса;

Стрингеры – продольные балки днищевого и бортового набора. Бывают: бортовые, днищевые и скуловые;

Карлингсы – продольные подпалубные балки;

Продольные ребра жесткости – продольные балки меньшего профиля, чем у стрингеров и карлингсов. По месту расположения они называются подпалубными, бортовыми или днищевыми и обеспечивают жесткость наружной обшивки и настила палубы при продольном изгибе.

Поперечные элементы (балки) судна:

Флоры – поперечные балки днищевого набора, протянувшиеся от борта до борта. Они бывают водонепроницаемые, сплошные и бракетные;

Шпангоуты – вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц. Кница – это деталь из листовой стали треугольной формы, используемая для соединения различных деталей корпуса. На малых судах (лодках) флоры могут отсутствовать и шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора. Шпангоуты судна нумеруются от носа к корме. Расстояние между шпангоутами называется шпацией Вертикальные, отдельно стоящие стойки круглого или иного сечения, называются пиллерсами. Пиллерс служит для подкрепления палубы и в своей нижней части упирается в места пересечения флор (шпангоутов - на малых судах) с днищевыми продольными балками (киль, стрингер, кильсон), а в верхней части - бимсов с карлингсами

Бимсы - поперечные балки подпалубного набора, проходящие от борта до борта. При наличии вырезов в палубе бимсы разрезаются и называются полубимсами. Они одним концом соединяются со шпангоутом, а другим крепятся к массивному комингсу, который окаймляет вырез в палубе, с целью компенсации ослабления палубного перекрытия вырезами.

Корпус судна может быть разделён на отдельные отсеки при помощи поперечных и продольных водонепроницаемых переборок.

У моторных лодок водонепроницаемая конструкция у транца, образующая нишу и предназначенная для размещения лодочного мотора, называется моторной нишей. На рис.1 изображено простейшее устройство корпуса маломерного судна с указанием основных элементов набора, а на рис.2 представлен более полный набор корпуса деревянной моторной лодки.


Рис. 1 Устройство корпуса маломерного судна

1 - форштевень;

2 - киль;

3 - стрингер;

4 - бортовая обшивка;

5 - транец;

6 - шпангоут;

7 - бимс;

8 - палуба.


 

Рис. 2 Элементы набора деревянного корпуса моторной лодки.

 

1 - обшивка;

2 - палуба;

3 - бимс;

4 - шпангоут;

5 - сидения;

6 - транец;

7 - место крепления мотора

8 - бортовой стрингер;

9 - привальный брус;

10 - скуловой стрингер;

11 - киль;

12- днищевые стрингеры

 


Наружная обшивка обеспечивает водонепроницаемость корпуса и одновременно участвует в обеспечении продольной и местной прочности судна. На металлических судах обшивка состоит из стальных листов, располагаемых длинной стороной вдоль судна. Кроме стальных листов, особенно на металлических моторных катерах и лодках используются листы из алюминиевых сплавов. Соединение листов обшивки производится при помощи заклёпок и сварки встык. Также для корпусов маломерных судов используются дерево, стеклопластик, железобетон, армоцемент, водонепроницаемые ткани. Корпус может быть изготовлен как из одного, так и из композиции нескольких материалов, при этом использование иных материалов допускается после согласования с органами ГИМС.

Минимальная толщина наружной обшивки судов 1-2 классов:

Металлический корпус – 3 мм

Деревянный корпус, выполненный «вгладь» под конопатку – 15 мм

Деревянный корпус, выполненный «внакрой» - 12 мм

Деревянный корпус из рейки – 10 мм

Корпус из фанеры – 8 мм

Корпус из армоцемента – 9 мм

Корпус из железобетона, имеющий набор – 40 мм

Корпус из железобетона, не имеющий набор – 60 мм

Палубный настил обеспечивает водонепроницаемость корпуса сверху и участвует в обеспечении продольной и местной прочности судна. Поверхность палубы не должна быть скользкой.

Люки и горловины ослабляют прочность палубы. В связи с этим углы всех вырезов в обшивке корпуса закругляют, а листы палубного настила по углам вырезов делают более прочными.

Надстройки и рубки. Надстройками называются все закрытые помещения, расположенные выше верхней палубы от борта до борта.

Носовая надстройка называется баком, кормовая – ютом. Средняя надстройка специального названия не имеет.

Надстройка, имеющая ширину меньше ширины судна, называется рубкой. Бортовая обшивка и переборки надстроек, как правило, имеют меньшую толщину и могут отличаться материалом от корпуса.

3. Основы теории судна. Эксплуатационные, мореходные и маневренные качества маломерных судов.

Теоретический чертёж судна – это совокупность кривых, изображающих поверхность корпуса судна. На основании теоретического чертежа производятся расчёты и постройки судна.

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ. Различают два вида водоизмещения – массовое (весовое) и объёмное.

Массовое (весовое) водоизмещение – это масса находящегося на плаву судна, равная массе вытесненной судном воды. Единицей измерения служит тонна. Учитывая, что вес судна является величиной переменной, в практике используют два понятия:

Водоизмещение в полном грузу D, равное суммарной массе корпуса, его механизмов, устройств, груза, судовых запасов, экипажа и пассажиров при наибольшей допустимой посадке;

Водоизмещение порожнем Do, в этом случае не учитывается масса груза, экипажа и пассажиров, топлива и других запасов.

Объёмное водоизмещение V – это объём подводной части судна в куб. м.

Вместимость. Под валовой вместимостью понимается полный объём всех помещений судна, кроме объёмов рулевой рубки, камбуза и туалета. Вместимость измеряется в куб. м. Чтобы получить валовую вместимость в регистровых тоннах необходимо полученную величину в куб. м. Разделить на 2,83

Грузоподъёмность – это масса перевозимых судном грузов. Различают дедвейт и чистую грузоподъёмность.

Дедвейт – это разность между водоизмещениями в полном грузу и порожнем.

Чистая грузоподъёмность – это масса только полезного груза, который может принять судно.

 

Для больших судов единицей измерения грузоподъёмности служит тонна, для малых – кг.

Грузоподъёмность G можно рассчитать по формулам, а также можно определить опытным путём. Для этого на судно при водоизмещении порожнем, но со снабжением, и запасом горючего, последовательно помещают груз до достижения судном ватерлинии, соответствующей минимальной высоте надводного борта. Масса помещённого груза соответствует грузоподъёмности судна.

Пассажировместимость. Под пассажировместимостью понимается количество людей, разрешённое к размещению на судне в данных условиях плавания.

Пассажировместимость зависит от грузоподъёмности.

На маломерном судне наличие оборудованных сидячих мест должно соответствовать установленной для данного судна пассажировместимости.

 

Мореходные качества судна

Способность судна держаться на плаву, не переворачиваться и не идти ко дну при затоплении характеризуется его мореходными качествами. К ним относятся: плавучесть, остойчивость и непотопляемость.

Плавучесть - это способность судна держаться на поверхности воды, имея заданную осадку при определенном количестве груза и людей на борту.

На судно, находящееся на спокойной воде, постоянно действуют две силы: сила тяжести (веса) и сила поддержания (выталкивания). Последняя по закону Архимеда равна массе вытесненной судном воды. Судно держится на плаву благодаря тому, что силы тяжести, направленные вниз (ко дну), уравновешиваются выталкивающими силами воды, которые возникают в результате гидростатического давления на корпус судна.

Равнодействующая сил тяжести судна (D), которое находится на ровном киле (рис. 3), приложена в точке, которая называется центром тяжести (ЦТ), а точка приложения равнодействующей выталкивающих сил (сила поддержания - называется центром величины (ЦВ).

 

Рис. 3. Силы тяжести и поддержания.

Чтобы судно находилось в равновесии, силы тяжести и поддержания должны быть равны по величине и направлены в противоположные стороны по одной вертикали. В случае течи в корпусе или пробоины, а также попадания воды во время штормовой погоды внутрь судна, увеличивается его масса. Поэтому суд­но должно иметь запас плавучести.

Запас плавучести - это непроницаемый (для воды) объем корпуса судна, находящийся выше действу­ющей ватерлинии. При отсутствии запаса плавучести судно затонет при попадании внутрь корпуса даже небольшого количества воды.

Необходимый для безопасного плавания судна запас плавучести обеспечивается приданием судну в процессе проектирования достаточной высоты надводного борта, а также наличия водонепроницаемых за­крытий и переборок между отсеками. При отсутствии таких переборок любая пробоина подводной части корпуса (если нет возможности ее заделать) приводит к полной потере запаса плавучести и гибели судна.

Запас плавучести зависит от высоты надводного борта - чем выше надводный борт, тем больше запас плавучести. Этот запас нормируется минимальной высотой надводного борта, в зависимости от величины которой для конкретного маломерного судна устанавливаются район плавания и допустимое удаление от берега. Однако следует знать, что чрезмерное (произвольное) увеличение высоты надводного борта отри­цательно влияет на не менее важное другое качество судна - остойчивость.

Остойчивость - это способность судна противостоять силам (ветер, волна, перемещение пассажиров и др.), вызывающим его наклонение, а после прекращения действия этих сил возвращаться в первоначальное положение равновесия. Различают два вида остойчивости: поперечную и продольную.

Поперечная остойчивость проявляется при крене судна, т.е. при наклонениях его на борт. Если силы, вызывающие наклонение судна, действуют медленно, то остойчивость называют статической, а если быс­тро, - то динамической.

Рассмотрим действие сил, наклоняющих судно (рис. 3).

Рс рис. 4. Силы тяжести и поддержания.

Центр тяжести (ЦТ) при наклонении остается на месте, но центр величины (ЦВ) из-за изменения формы подводной части переместится в новую точку ЦВ l. Силы веса D и под­держания С = yV теперь уже действуют не на одной прямой, а образуют восстанавливающий момент, равный Мв= Dl, который стремится вернуть судно в исходное положение. При этом крен будет увеличиваться до тех пор, пока не на­ступит равенство кренящего и восстанавливающего момен­тов (Мкр„ = Мв). Если это равенство сохранится, то судно будет иметь постоянный крен. Например, такое положение можно наблюдать при движении идущей под парусом лод­ки при устойчивом боковом ветре. Но стоит только изме­ниться силе ветра либо его направлению, или пассажирам пересесть ближе к борту, как немедленно изменится и крен лодки. При увеличении крена величина восстанавли­вающего момента сначала увеличивается, достигает мак­симального значения, а со входом палубы в воду начинает уменьшаться. Когда Мв = 0, судно теряет остойчивость, т.е. опрокидывается. Учитывая, что в формуле Мв = Dl, величина D остается неизменной, момент оп­рокидывания наступает при условии, что величина плеча остойчивости l достигает нуля и далее изме­няет свой знак на минус (отрицательная остойчивость).

Для сравнения остойчивости судов недостаточно знать остойчиво оно или нет, нужно уметь измерить это свойство количественно.

Продольная остойчивость действует при наклонениях судна на нос или корму, т.е. при килевой качке. Эту остойчивость судоводителю необходимо учитывать придвижении набольших скоростях, т.к. «зарывшись» носом в воду катер или мотолодка может не восстановить своего первоначального положения и затонуть, а иногда и перевернуться.

Факторы, влияющие на остойчивость судна.

а) Ширина: чем больше она по отношению к его длине, высоте борта и осадке, тем выше остойчивость. У более широкого судна больше восстанавливающий момент.

б) На остойчивость наиболее сильно влияет размещение на судне пассажиров и грузов, их следует располагать как можно ниже. Нельзя допускать на судне малых размеров во время его движения сидение людей на борту и их произвольное перемещение. Грузы должны быть надёжно закреплены, чтобы исключить их смещение со штатных мест.

Непотопляемость – это способность судна после затопления части судовых помещений сохранять плавучесть, остойчивость и др. качества. Непотопляемость обеспечивается делением корпуса на водонепроницаемые отсеки, устройством двойного дна, оборудованием судна водоотливными средствами. Маломерное судно без переборок, получив пробоину, также при поступлении воды в корпус должно не только оставаться на плаву, но и иметь избыточный запас плавучести, предназначенный для того, чтобы пассажиры, находящиеся в воде, могли держаться за корпус аварийного судна.

Маневренные качества судна.

Ходкость – это способность судна двигаться с определённой скоростью при заданной мощности двигателя, преодолевая при этом силы сопротивления движению. Движение судна возможно только при наличии определённой силы, которая способна преодолеть сопротивление воды, - упор. При постоянной скорости величина упора равна величине сопротивления воды.

На ходкость судна влияют 4 вида сопротивления:

1) сопротивление трения – зависит от площади смоченной поверхности судна, от качества обработки и степени обрастания (водорослями, моллюсками и т.д.);

2) сопротивление формы – зависит от обтекаемости корпуса судна, которая в свою очередь тем лучше, чем острее кормовая оконечность и чем больше длина судна по сравнению с шириной;

3) волновое сопротивление – зависит от формы носовой оконечности и длины судна, чем длиннее судно, тем меньше волнообразование;

4) брызговое сопротивление – зависит от отношения ширины корпуса к его длине.

Вывод:

1) наименьшее сопротивление воды испытывают водоизмещающие суда с узким корпусом, круглоскулыми обводами и заострёнными носовыми и кормовыми оконечностями;

2) у глиссирующих судов, при отсутствии волнения, широкий плоскодонный корпус с транцевой кормой обеспечивает наименьшее сопротивление воды при наибольшей гидродинамической подъёмной силе. Более мореходны глиссирующие суда с килеватым или полукилеватым корпусом. Повышение скорости этих судов достигается продольными реданами и скуловыми брызгоотбойниками.

Циркуляция – это кривая, которую описывает ЦТ судна за время его поворота на 360 град. с переложенным на борт рулём. Эта кривая близка к окружности, а её диаметр служит мерой поворотливости судна.Единицей измерения диаметра циркуляции служит длина судна. У м/м судов диаметр циркуляции составляет, как правило, 2-3 длины корпуса. Скорость судна на циркуляции уменьшается до 30%.

Циркуляция зависит от водоизмещения судна и характеру размещения груза по его длине, а также от скорости хода. На малой скорости диаметр циркуляции меньше.

Управляемость – это способность судна удерживать на ходу заданное направление движения при неизменном положении руля (устойчивость на курсе) и изменять на ходу направление своего движения под действием руля (поворотливость).

На управляемость влияет много факторов и причин, главными из которых являются действие руля, работа винта и их взаимодействие. Кроме руля и вращающегося винта на устойчивость и поворотливость судна влияют и другие причины, а также целый ряд конструктивных особенностей судна: отношения главных размерений, формы обводов корпуса, параметры руля и винта. Управляемость зависит и от условий плавания: характера загрузки судна, гидрометеорологических факторов.

Скорость – это расстояние, проходимое судном за единицу времени. На морскихсудах скорость измеряется в узлах (миля в час), а на судах внутреннего плавания - километрах в час (км/час).

Судоводителю маломерного судна рекомендуется знать 3 скорости: наибольшую (максимальную), которую судно развивает при максимальной мощности двигателя; наименьшую (минимальную), при которой судно слушается руля; среднюю – наиболее экономную при сравнительно больших переходах.

Автономность плавания – это способность судна находиться в течение определённого времени в плавании без пополнения запасов. Автономность плавания измеряется как правило в сутках и зависит от типа судна и характера его эксплуатации.

Под понятием дальность плавания для маломерного судна, целесообразно считать расстояние, которое судно способно пройти, использовав полностью максимальный запас топлива.

4. Судовые устройства, системы, оборудование и снабжение.

Электрооборудование.

Электрооборудование маломерного судна включает в себя: аккумуляторную батарею (основной источник электропитания потребителей), сеть освещения и сигнальных огней, систему зажигания, к которой относятся:

- генератор (основной источник электроэнергии на катерах, предназначен для питания всех потребителей и заряда аккумулятора), бывают постоянного и переменного тока;

- реле-регулятор – для поддержания напряжения, вырабатываемого генератором;

- стартер – устройство для пуска двигателя внутреннего сгорания;

- катушка зажигания – служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения;

 

- прерыватель-распределитель (распределитель зажигания) – объединяет различные по конструкции приборы, для обеспечения момента искрообразования при определенных положениях коленчатого вала;

- свечи зажигания – предназначены для непосредственного воспламенения смеси в цилиндре карбюраторного двигателя.

 

III. СУДОВОЖДЕНИЕ

1. Лоция – раздел предмета судовождения, изучающий навигационные опасности, средства навигационного оборудования водного пути, пособия для выбора безопасных и навигационных курсов, методика использования этих пособий и др. Подразделяется на общую и специальную.

1.1. Общая лоция – дает необходимые сведения о внутренних водных путях и является общим руководством для плавания по любому участку водного пути. Она содержит основные сведения по гидрологии внутренних водных путей, ориентировке, выбору курса судна, картографии, а также об условиях движения судов по рекам, озерам, водохранилищам и вблизи морских побережий.

1.2. Специальная лоция – служит руководством для плавания по определенному участку водного пути. В ней содержатся подробные сведения о русле, берегах с прилегающей территорией, препятствиях, различных приметах и ориентировках, навигационной обстановке, направлениях и границах судового хода. Содержание специальной лоции судоводитель обязан хорошо знать на память.

- Судовой ход – водное пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и карте.

- Основной судовой ход – судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе.

- Дополнительный судовой ход – судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, рейдам, причалам, затонам и т.д.

Кромка судового хода – условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине.

В состав элементов, характеризующих размеры судового хода, входят следующие: глубина, ширина и радиус закругления, возвышение над фактическим уровнем воды нижней кромки ферм мостов и ширина судоходных пролетов мостов, а также высота от уровня воды до проводов воздушных линий связи и электропередачи.

Водные пути бывают естественные (река, озеро, море), искусственные (водохранилище, канал), регулярно эксплуатированные, временно эксплуатированные с гарантируемыми глубинами и ненормированными глубинами.

2. Река – это лентообразный поток воды, перемещающийся под действием силы тяжести с повышенных мест земной поверхности к пониженным по извилистому углублению земной поверхности, называемому руслом. Река, впадающая в озеро, море или океан, называется главной, а реки, впадающие в нее, называются притоками. Главная река вместе со своими притоками образует речную систему. Площадь земной поверхности, с которой вода стекает в речную систему, называется бассейном речной системы.

Исток реки – начало реки, соответствующее месту, с которого появляется постоянное течение воды в реке. Истоком может служить родник, болото, озеро или ледник.

Устье реки – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище или море.

· Пойма – часть дна речной долины, периодически заливаемая при высоких горизонтах водой.

· Водосборный бассейн реки – площадь земной поверхности, с которой собирается в данную реку поверхностная и подземная вода.

· Долина реки – пониженная часть земной поверхности, по которой протекает река.

· Водораздел – возвышенность, разделяющая водосборные бассейны.

· Дельта – сеть рукавов и протоков, образованных из-за наносов и высыпков в устье рек.

· Перекат – характерная для равнинных рек форма данного рельефа, сформированная отложениями наносов, обычно в виде широкой гряды, пересекающей русло под углом к общему направлению течения и вызывающей отклонение его от одного берега к другому.

· Плес – глубоководный участок реки, находящийся обычно между перекатами.

· Извилина – изгиб реки вместе с долиной.

· Излучина – изгиб реки внутри долины.

· Лука – длинная извилина - расстояние между началом и концом меньше длины извилины.

· Прорва – естественное соединение концов излучины.

· Затон – начало прорвы.

· Старица – старое обмелевшее основное русло.

· Правый берег – став по течению с правой руки.

· Левый берег – став по течению с левой руки.

· Стрежень – условная линия, соединяющая точки с максимальным течением реки.

· Неправильное течение – образуется в районе препятствий, надводном и подводном слиянии потоков.

· Майданы – беспорядочное вращательное движение воды в виде подвижных вихрей, образуются над крупными подводными препятствиями при небольшой глубине.

· Суводь – вращательное движение воды за подводным или надводным выступом.

· Водовороты – постоянное вращение воды со скоростью равной скорости основного потока.

· Свальное течение – поперечное или косое от своего нормального положения в реке по стрежню.

· Тиховоды – участки со слабым течением или без него, образуются за выпуклыми берегами, крупными отложениями в русле.

· Наводнение – затопление водой выше коренных берегов.

· Паводок – быстрое нерегулярное поднятие уровня воды (дождь, гроза).

· Межень – фаза водного режима реки,ежегодно повторяющаяся в одни и те же сезоны, характеризующаяся малой водностью, длительным стоянием низкого уровня, возникающая вследствие уменьшения питания рек.

· Заберег – полоса льда, смерзшаяся с берегами водных объектов при незамерзшей основной части водного пространства.

· Снежура – скопление снега, плавающего в воде.

· Шуга – всплывший на поверхность или занесенный в глубь потока внутриводный лед в виде комьев, ковров, подледных скоплений.

· Заторы – скопление льдин в русле реки во время ледохода.

 

Элементы берегов.

· Яр – невысокий обрывистый, как правило, вогнутый пойменный берег русла реки.

· Выпуклый берег, наносы – перемещение и оседание частиц грунта у отлогих берегов.

· Коренные берега (кряжи, склоны) – участки земной поверхности, ограничивающие долину с боков, неразмывающиеся.

· Гряда – большое скопление камней в русле реки.

· Коса – вытянутые длинные песчаные наносы.

· Огрудок – небольшое обособленное скопление камней недалеко от русла реки.

· Одинец – одиночный (большой) камень в русле реки.

· Порог – каменистый участок русла реки с большим уклоном. Наиболее трудные и опасные для судоходства участки.

· Осерёдок – наносные образования в русле.

· Остров – часть суши омываемая со всех сторон, с растительностью, имеет приверх и ухвостье.

· Печина - выступ

· Высыпка – отложения из крупных наносов в местах впадения в реку небольших притоков или выходов оврагов.

· Лещадь – большая подводная береговая галечная отмель, вытянувшаяся вдоль русла.

· Опечки – небольшие подводные галечные бугры на дне реки.

· Урез – линия пересечения поверхности воды с берегом.

· Рукав – часть реки, разделенная островом.

· Ход – часть реки, разделенная осередком.

· Перевал – переход русла от одного берега к другому в результате изменения потока перекатом.

· Заплёсок – узкая примыкающая к урезу воды полоса отлогого берега, прилегающая к воде, заплёскивается при волнении.

· Шалыга – временное нанесённое образование у корпуса судна, стоящего на мели.

· Заструги – скопление наносов в русле реки в форме крупных гряд, примыкающих к песчаному берегу.

· Заманиха – большая подводная заструга с крутым тыловым скатом, впадающая далеко в русло.

· Закосок – небольшая подводная песчаная коса.

· Затонина – залив между берегом и ухвостьем косы.

· Побочень – гребневая часть крупной гряды, пересекающей русло, обычно затопляемая в половодье и обсыхающая в межень.

 

Судоходная обстановка – это совокупность знаков береговой и плавучей обстановки,

предназначенных для обеспечения безопасного плавания, бывает – латеральная система навигационного оборудования знаков, и кардинальная, освещаемая, светоотражающая, неосвещаемая.

Латеральная - (на реках), осевая (на водохранилищах, озерах и частично на реках). Кардинальная -(на морях, озерах и частично на водохранилищах.)

Ориентировка – определение местонахождения судна по навигационным знакам, естественным и искусственным приметам, расположенным по берегам или вблизи судового хода для выбора соответствующего курса.

Способы: глазомерный, навигационный, радиолокационный, по знакам судоходной обстановки.

Проверка правильности выбора курса – по знакам обстановки, волнообразованию, следу за кормой, поведению судна (устойчивости на курсе), подниманию носовой части судна, шуму, измерению глубины, характеру грунта.

.

Основы гидрометеорологии.

Ветер – перемещение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер бывает неустойчивый, верховой, низовой, боковой, встречный, попутный, навальный, отвальный. Направление ветра относительно диаметральной плоскости судна определяется по флюгеру, флагу, вымпелу, дыму, ряби, на воде. Скорость ветра измеряется в м/сек. (расстояние проходящее воздушной массой за одну секунду). Кроме того, скорость ветра измеряется в баллах по 12-ти бальной шкале «Бофорта». Внезапное появление сильного ветра или резкое изменение его направления, называется – шквальным. Обратный, отражённый ветер, встречается у причалов и в шлюзах. Сведения о характере ветров, преобладающих направлениях для определённого региона, приводятся в специальных атласах.

Учет и определение погоды.

Термометр - измеряет температуру. Барометр - измеряет атмосферное давление, (давление падает - ухудшение погоды, давление повышается – улучшение погоды). Анемометр – измеряет скорость ветра. Прогнозы погоды – радиослужбы погоды на флоте – циркуляры через 6 часов. Штормовые предупреждения – необходимы для безопасного судовождения, которые заносятся в судовой журнал.

 

Волны. Волны на водных объектах классифицируются по различным признакам:

- ветровые, образующиеся под воздействием ветра, и зыбь – по его окончанию;

- приливо-отливные;

- аномобарические, возникающие при сгонах и нагонах воды и при резких изменениях атмосферного давления;

 

- цунами, возникающие при динамических процессах в земной коре;

- корабельные (судовые), возникающие при движении судов;

- по действию силы (свободные и вынужденные);

- по изменчивости элементов волн по времени (установившиеся и неустановившиеся);

- по расположению в толще воды (поверхностные и внутренние);

- по форме (двухмерные, трёхмерные, уединённые или одиночные);

- по отношению длины волны к глубине водного объекта (короткие и длинные);

- по перемещению формы волны (поступательные и стоячие)

Основными элементами волн являются: высота, длина, период и скорость распространения. Волнение одно из самых распространённых и опасных явлений для судоходства. Вызывая килевую и бортовую качку, значительную потерю скорости (до 50 %) даже при попутной волне, ухудшение и даже потерю управляемости, смещение груза, разрушение рангоута, надстроек, а иногда и корпуса судна, волнение часто приводит к серьёзным авариям, потере людей, груза, а часто и самого судна. Сильное и длительное волнение отрицательно сказывается на работе экипажа, судовых машин и механизмов, навигационных приборов, состоянии пассажиров.

Волновой режим – волна поднимается и опускается через определённый период перемещения масс воды в водоёме.

Виды волн – ветровые, приливоотливные, судовые. Ветровые волны зависят от величины водного пространства, скорости ветра и времени его действия, глубины. Измеряется в баллах по специальной шкале волнения.

- Зыбь – вызванные ветром волны, распространяющиеся в области волнообразования после ослабления ветра и изменения его направления.

- Толчея – беспорядочное волнение, возникающее вследствие взаимодействия волн, бегущих в разных направлениях.

- Бурун – пенистые массы воды, образующиеся на гребне волны при ее разрушении.

- Накат – вызванный обрушением волн возвратно-поступательный поток, набегающий на отмелый берег.

- Взбросы – столбы воды, образующиеся при набегании на крутые берега.

- Прибой – волны, обрушивающиеся в прибрежной зоне.

 

Плавание на волне.

Качка – вызывает большие динамические нагрузки на корпус. Судно может переломиться, опрокинуться, может быть залито водой. Маломерным судам необходимо избегать плавания на волне. При плавании на водохранилищах нужно знать убежища, где можно укрыться. Нельзя ставить судно лагом (бортом) к волне. Опасно плавание маломерных судов L = 4-5м, при h волны = 0,3м, V ветра более = 25 км/час. Обязательно необходимо знать прогноз погоды. В случае внезапного появления волн всё имущество закрепить и выбрать наиболее безопасный курс до ближайшего укрытия. Проверить Д.В.С. и рулевое устройство, проверить готовность спасательных средств, водоотливных средств, подвесной мотор должен быть дополнительно прикреплён к корпусу тросом, и зачехлён от попадания воды. Пассажиры должны быть размещены в районе диаметральной плоскости и ближе к сланям. Судно по длине должно быть загружено равномерно. Наиболее благоприятно движение против волны. При попутной волне этот процесс замедлен и на гребне судно как бы зависает, скорость судна равна скорости волны – это неустойчивое положение. Наиболее опасно заливание водой с кормы, при волне в корму под углом 45 градусов. Идти нужно в направлении, где волна успокоилась (разбилась), а не туда, где только образуется. На подошве волны ставить судно немного наискось, на гребне поперёк (движение змейкой). Особенно важный маневр - оборот на 180 градусов. Оборот нужно производить во впадине, между двумя гребнями, начиная его на гребне, но не резко, а постепенно. Поворот важно закончить так, чтобы следующую волну встретить носом или кормой. Для уменьшения крена на циркуляции, уменьшить ход. Опасно плавать на мелководье, во впадине можно удариться о грунт. Поступающую воду необходимо откачивать.

 

Общие положения

8.1. Правила устанавливают порядок пользования маломерными судами и базами – стоянками (водными объектами) для их стоянок на реках, водохранилищах, озёрах и других водоёмах области.

Правила распространяются на поднадзорные Государственной инспекции по маломерным судам самоходные суда с главным двигателем мощностью менее 75 л.с. или подвесными моторами, независимо от мощности, валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, принадлежащие физическим и юридическим лицам, кроме военных и спортивных судов, катеров и лодок, являющимся табельным имуществом морских и речных судов, а т


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.156 с.