Упражнения с Монтессори-материалом к кондуктивной карте №1 — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Упражнения с Монтессори-материалом к кондуктивной карте №1

2017-06-11 472
Упражнения с Монтессори-материалом к кондуктивной карте №1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(образовательная программа)

 

ГЕОГРАФИЯ

ВОДА - СУША

Возраст 5-7 лет

Цель упражнения. Узнать различные виды земной поверхности (равнина, гора, холм, остров, полуостров), виды водоемов (река, озеро, море).

Материал. Фанерное или картонное поле (или лучше с выдвигающейся крышкой) с нарисованными озером, морем, рекой, равниной; горы (картонные или глиняные), остров, холм, полуостров; бумага для рисования карты, карандаши, билетики с названиями (река, озеро и т.д.).

Описание работы. Ребенок достает из коробки билетики, прочитывает их, развешивает или кладет к соответствующим предметам. (Работе предшествует трехступенчатый урок о незнакомых понятиях; остров, полуостров, холм, равни­на). Затем ребенок рисует карту местности на листе бумаги.

Комментарий. Если работа с материалом проводится на кругу с группой де­тей, есть смысл дополнить ее их личными впечатлениями о природе, о реках, горо­дах, где они побывали. Упражнение расширяет кругозор ребенка, пополняет сло­варный и понятийный запас.

 

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ МАТРЕШКА

Возраст - 5-7 лет.

Цель упражнения. Дать понятие о городе, стране, континенте и их «взаим­ном» расположении.

Материал. Фигурки людей (мама, папа, ребенок), домик (выше фигурок), не­сколько домиков другого цвета. Картонное поле с надписью «город». Картонное поле большего размера с надписью «Россия», самое большое поле с надписью «Ев­разия» и условным изображением континента.

Описание работы. Учитель объясняет, что мама, папа и малыш живут в доме, а дом «живет» в городе, город «живет» в стране, страна - на материке. Затем ребе­нок должен сам собрать «матрешку», прочитывая надписи.

Комментарий. В процессе работы с материалом ребенок впитывает новые понятия - страна и материк (континент). В игре он бессознательно запоминает со­отношение размеров континента и города, континента и страны.

 

СТРАНЫ ЕВРОПЫ

Возраст 5-7 лет.

Цель упражнения. Научиться находить страну на карте; узнавать флаги стран и названия их столиц.

Материал. Карточки с изображением больших европейских стран, маленькие флаги (картонные или тряпочные), билетики с названиями столиц, контрольная карта Европы (страны обозначены тем же цветом, что и на карточках). На конт­рольной карте нарисованы флаги и обозначены столицы.

Описание работы. Ребенок выбирает любую карточку с изображением страны и подбирает соответствующий флаг и билетик с названием столицы. (Работе предшествует трехступенчатый урок о флагах и столицах). Контроль осуществляется с помощью карты Европы.

Комментарий. Вывешенная в классе карта Европы и игры с ней (путешествия) будут постоянно поддерживать интерес ребенка.

 

КОНСТРУКТОР-ПЛАН

Возраст - 3-6 лет.

Цель упражнения. Научиться работать с планом местности и соотносить реальные предметы и их условное изображение.

Материал. Маленькие домики, мосты, деревья; река, озеро, дорога, вырезанные из картона; картонное или фанерное игровое поле; набор карточек с планами; бумага, карандаши.

Описание работы. Ребенок выбирает любую карточку с планом и располагает игрушки на поле в соответствии с планом. (Контроль осуществляется учителем). Когда материал хорошо освоен, ребенок может сам придумывать планы, распола­гая игрушки на поле в любом порядке.

Комментарий. Материал особо интересен тем, что ребенок может сам услож­нять задачу. Поддержанию интереса к работе с планом способствует составление планов школьного двора, квартала. Упражнение способствует абстрагированию сознания. Малыш совершает действия, связанные с анализом пространственной обстановки, и активно работает с символами.

 

ИСТОРИЯ

КОВРИК БРЕМЕНИ

Возраст - 5,5-9 лет.

Цель упражнения. Запомнить цепь важнейших исторических событий - по­знакомиться с хронологией.

Материал. Разделенный на несколько частей: одним цветом выкрашено поле «до людей», другим - время «первых людей», третьим - время египетской и вави­лонской цивилизаций, четвертым - время Греции и Рима, пятым - средние века (с этого момента начинаем вводить историю России), шестым - Новое время (XVII-XIX вв.) и последним - XX век. (Хронология событий дается только по векам). Короткие тексты о самом важном за это время, картинки, соответствующие тек­стам.

Описание работы. Ребенок разворачивает ковер и с помощью учителя укреп­ляет тексты в соответствующих цветных кусочках. Затем ползет вдоль ковра, чи­тая тексты и подбирая к ним соответствующие картинки. (Контроль учителя).

Комментарий. Главная ценность материала в том, что ребенок понимает дли­ну минувшего времени, понимает, какое множество событий случилось до его рож­дения. Ребенок сам определяет для себя, с каким периодом истории он будет рабо­тать. Всегда есть возможность раньше узнать то, что еще не было объяснено на уроках.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Возраст - 5,5-9 лет.

Цель упражнения. Узнать и запомнить последовательность появления живых существ, узнать информацию о них, подобрать к картинке соответствующий текст.

Материал. Длинная лента с изображением животных в порядке их появления

на Земле (заканчивается появлением человека), короткие тексты о них. Вторая такая же лента без картинок и текстов, рисунки животных на отдельных карточках.

Описание работы. Ребенок ползет вдоль ленты, разглядывая картинки и читая тексты. Затем на пустой ленте, он раскладывает картинки в том же порядке.

Комментарий. Обычно невероятный интерес у детей вызывают истории о Динозаврах, поэтому есть смысл сделать побольше текстов об этом.

 

ЛИТЕРАТУРА

СЛОВА В ТРЕХ КОРОБОЧКАХ

 

Возраст - 2, 5-4 года.

Цель упражнения. Расширение запаса слов. Классификация предметов и

слов. Сопоставление предмета с его названием. Косвенно - подготовка к космическому воспитанию.

Три одинаковых коробочки, величиной с мыльницу, разных цветов: красного, желтого, зеленого. В красной коробочке лежат маленькие фигурки животных, в зеленой - искусственные растения, в желтой - предметы, которые относятся к жизни человека.

Описание работы.

1 часть. Ребенок приносит на рабочий стол коробочку и вынимает из нее фигурки по одной и ставит в ряд. Учитель просит малыша на­звать известные ему предметы. Если попадаются неизвестные - учитель подсказы­вает.

2 часть. Трехступенчатый урок. Учитель ставит перед ребенком два извест­ных ему предмета и один неизвестный. 1-я ступень: это... это... это... 2-я ступень: дай мне (или покажи)... Ребенок дает или показывает. 3-я ступень: кто (или что) это? (Ребенок называет словом).

3 часть. Ребенок уже знает названия предметов, лежащих в коробочках. Он приносит на свой стол сразу все, открывает их и устанавливает поодаль. Все пред­меты вынимаются из коробок и в беспорядке выставляются на стол. Ребенок берет игрушки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных - в крас­ную, растения - в зеленую, все, что относится к человеку, - в желтую. Малыш зак­рывает коробочки и относит их на место.

Комментарий. Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным образом, то есть через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле подобные упражнения мож­но назвать искусственными, оторванными от реальной жизни. Но если учесть, что в возрасте 2-4 лет ребенок переживает сензитивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М.Монтессори и как наблюдают ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их названия, лишь помогут ориентироваться в мире слов. К тому же нельзя забывать, что вид деятельности ребенок выбирает сам и в момент затухания интереса может прервать занятие и убрать материал на место.

 

КАРТОННЫЕ СЛОВА

Возраст 2:5-4 года

Цель упражнения. Расширение запаса слов. Дифференциация слов. Соотнесение плоской фигуры и звучащего слова.

Материал. Коробка с вырезанными из картона фигурками, изображающими животных, растения, предметы быта человека.

Описание работы. Ребенок ставит на стол коробку с картонными фигурками. Он вынимает их по одной и выстраивает в три ряда: в одном - изображения живот­ных, в другом - растений, в третьем - то, что можно отнести к человеку.

Комментарий. В работе с этим материалом ребенок переходит от маленькой игрушки - предметика к плоскостному изображению. Это важный шаг от конкретного к более абстрактному. Даже сам факт, что чайник или кровать, или собачку можно вырезать из картона и положить, а не поставить на стол, вызывает у малыша удовлетворение и восхищение. Он видит собственными глазами объемный и плоский предметы, которые называются одинаково, и это тоже восхищает его. Ра­зумеется, фигурки легче вырезать из картона, чем подобрать среди игрушек, по­этому словарный запас малыша может быть существенно расширен. Если названия каких-то предметов ребенку неизвестны, то учитель через трехступенчатый урок может ввести их в его словарный запас. И это опять-таки произойдет совер­шенно незаметно для малыша.

 

КАРТИНКА - СЛОВО

Возраст 4 года

Цель упражнения. Интуитивное чтение, упорядочивание слов языка, сравне­ние слова и изображения предмета.

Материал. В конверте лежат карты с картинками, таблички со словами к ним, контрольные карты, где слово и картинки объединены. Материал может представлять несколько конвертов, подобранных по темам: цветы, одежда, животные. Важ­но, чтобы слова на табличках были просты для прочтения, не содержали трудно­стей.

Описание работы. Ребенок кладет перед собой конверт с картами. Он выкла­дывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карты помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Комментарий. Материал предъявляется ребенку после того, как пройдет этап работы с предметом и словом. Перед ним стоит теперь более абстрактная задача. Но пока малыш читает слова все еще интуитивно, по очертанию отдельного слова. В этом смысле большое значение имеет объем карточного материала. Ребенок про­должает расширять свой словарный запас и все больше интересуется предметами, изображенными па картинках.

 

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ

Возраст 4 года

Цель упражнения. Ребенок сопоставляет предмет со словом, его обозначаю­щим. У него появляется представление о том, что слова, которые мы произносим, могут быть записаны на бумаге. Первое интуитивное словное чтение.

Материал. Коробочка с предметами, названия которых пишутся так, как чита­ются. Полоски чистой бумаги, карандаш или ручка. На дне коробочки лежит кон­верт с заранее заготовленными табличками, на которых написаны названия пред­метов. Эти таблички розового цвета, как и конверт. Примеры предметов и слов к ним: слон, конь, гном, тигр. Можно в отдельную коробку подобрать слова и пред­меты, начинающиеся с одной буквы: бант, бусы, банан.

Описание работы. Учитель предлагает ребенку расставить предметы на сто­ле, раскрыть розовый конверт и разложить таблички из него рядом с соответству­ющими предметами. Ребенок делает это. И продолжает работу с другими идентич­ными коробочками. В ходе работы можно мешать то предметы, то таблички, а за­тем упорядочивать их.

Комментарий. Это одно из первых упражнений интуитивного словного чте­ния, которое выполняет ребенок, возможно, не знающий еще названий букв. Разумеется, прежде чем это упражнение станет для ребенка простым и желанным, учи­тель презентует ему сам материал. Есть особый способ его презентации, который мы не описываем здесь. Скажем только, что именно для презентации материала необходимы полоска бумаги и карандаш. Следует отметить, что этим упражнени­ем открывается розовая серия Монтессори-материалов для детского чтения. Ребе­нок работает пока с очень простыми словами языка, сравнивая их с конкретными маленькими предметами. Интуитивное чтение нельзя назвать настоящим, реаль­ным. Это лишь начало, первый шаг к тотальному чтению.

 

КНИЖКИ ИЗ «АЗБУКИ» Л.Н. ТОЛСТОГО

Возраст 4-6 лет.

Цель упражнения. Начальное сознательное чтение.

Материал. Самодельные книжки, на одной странице которых - картинка, а на другой - предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л.Н. Толстого.

Описание работы. Ребенок читает предложения в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.

Комментарий. Тексты Л.Н. Толстого из «Азбуки» погружают ребенка в чистый, яркий, богатый русский язык, какого не найти ни в каких других современ­ных текстах. Вот почему, интерпретируя Монтессори-материал для детского чте­ния, мы воспользовались именно толстовской «Азбукой». Кроме того, Лев Нико­лаевич словно предугадал последовательность предъявления ребенку материала для чтения. Розовая серия «легких» слов Монтессори прямо повторяет III раздел «Азбуки» Л.Н. Толстого, где записаны слова без трудностей при прочтении. Мно­гие его рассказы из «Новой азбуки»тоже могут служить основой для книжек Мон­тессори. Конструируя этот материал, мы пользовались также дневниковыми запи­сями Ю. Фаусек,в которых она приводит много собственных текстов для первых книжек. Надо сказать, что эти тексты, по нашим наблюдениям, более сложны, чем толстовские, и дети переходят к ним позже. Наряду с классическимипервыми книж­ками, мы, разумеется, предлагаем и свои собственные, составленные педагогами детских группДома Марии Монтессори. Эти книжки тоже пользовались успехом у детей.

 

ГЛУХОЙ - ЗВОНКИЙ

Возраст ~ 5-6 лет.

Цель упражнения. Утончениефонетического слуха. Развитие интуиции.Упо­рядочивание фонетической системы языка. Фонетический анализ.

Материал. Поднос, разделенный на 3 части. Набор карточек с изображением согласнык букв. На обратной стороне - символы глухости или звонкости.

Описание работы. Ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он берет одну за другой смешанные карточки с буквами, озвучивает их, то есть произ­носит вслух звук, изображение которого видит, и раскладывает карточки в соот­ветствующиеячейки подноса.

Комментарий. Работа с этим материалом углубляет ребенка в анализ русской речи. Он упражняется со звуками, произнося их вслух и интуитивно чувствуя раз­ницу в звучании. Символы звуков - буквы играют в этом упражнении второстепен­ную роль. На этом этапе они уже хорошо знакомы ребенку по работе с подвижным алфавитом и шершавыми буквами. В построении материала можно усложнить его предложив ребенку парные карточки и для мягких согласных. Изображение звуков на карточках лучше давать в квадратных скобках, как транскрипции, объясняя тем самым, что мы упражняемся именно в фонетике, а не в грамматике, К этому мате­риалу ребенок может взять соответствующие печатные листы с тестами и упраж­нениями.

 

КАК «ГОВОРЯТ» ЖИВОТНЫЕ

Возраст ~ 3-6 лет.

Цель упражнения. Расширение запаса слов. Тренировка в чтении отдельных слов. Космическое воспитание (зоология).

Материал, Коробка с двумя отделениями. В одном отделении лежат карточки с изображениями или (для читающих детей) с названиями животных, например: осел, кошка, утка, петух, кузнечик. Во-втором - карточки, на которых написаны названия звуков, произносимых этими животными: ревет, кукарекает, стрекочет, крякает.

Описание работы. Ребенок ставит перед собой коробку с материалом и вык­ладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных, И объединяет их. Например: утка - крякает, кошка - мяукает, петух - кукарекает. Ког­да все карточки выложены в ряд, ребенок может контролировать себя, переверну карточки, где на обратной стороне отмечена пара контрольных знаков.

Комментарии. Как известно, с рождения до б лет ребенок пережинает сензитивный период развития родного языка, поэтому именно в этот период особенно важно для него расширение словарного запаса. Одним из важнейших способов развития речи служат постоянный речевой контакт с ребенком взрослых ила старших братьев и сестер. Но слова запоминаются гораздо легче, если, кроме слуха, в работу включаются и другие органы чувств: зрение и тактильные ощущения. Пред­лагая ребенку упорядочивать ряд карточек, находить пары карточек, из которых одна соответствует другой, мы тем самым предоставляем ему возможность узна­вания слов, пока не входящих в его словарный запас. При этом знаки на обороте карточек помогут повести эту работу без помощи взрослого, самостоятельно. Если материал взял ребенок, еще не умеющий читать, можно предложить ему в помощ­ники кого-то из читающих друзей. И тому, и другому ребенку небесполезно рабо­тать с этим материалом. Попутно не умеющий читать приобщается к интенсивно­му чтению. Работа с материалом, кроме прочего, ведет к упорядочиванию созна­ния.

 

ЧИСЛА

Возраст - 4-5 лет.

Цель упражнения. Сопоставление буквенного изображения числа с его циф­ровым изображением. Интуитивное чтение.

Материал. В коробочке лежат таблички с написанными на них словами: один, два, три, четыре, пять и т. Д. К этому прилагаются квадратные маленькие карточки с цифрами от 1 до 10.

Описание работы. Ребенок вынимает из коробки карточки и упорядочивает их, раскладывая рядом слово и соответствующую цифру. Для этого он должен про­честь слово и распознать цифру.

Комментарий. Несмотря на то, что в этом материале ребенок работает с циф­рами, упражнение лучше отнести к языковому, а не математическому. Малышу предоставляется еще одна возможность прочесть знакомые ему слова. Кроме того, группируя эти слова в одной коробочке, мы тем самым закладываем понятие чис­лительных, которое придет позже с другими материалами грамматического цикла. Важно, чтобы цифры были обозначены в этом материале именно зеленым цветом, как в математическом Монтсссори-материале, чтобы цвет уже сейчас запечатлел­ся в сознании ребенка.

 

ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ

Возраст - 3-4 года.

Цель упражнения. Утончение тактильного чувства. Изучение алфавита через тактильные ощущения. Подготовка к письму, соотнесение звука и его символа-буквы.

Материал. На табличках из толстого картона или на дощечках наклеены шер­шавые буквы из песчаной или бархатной бумаги. Шрифт письменный. Фон табли­чек голубой или розовый, в зависимости от того, какому звуку (гласному или со­гласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложены заглавные буквы и прописные.

Описание работы. Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буква­ми и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой «а». Учитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.

Комментарии. Это упражнение с классическим Монтессори-материалом при подготовке к механическому письму. Материал имеет свою строгую презентациями ребенку и логически встроен во всю систему подготовки к письму. Утончение тактильного чувства ко времени работы с этим материалом уже наблюдалось у малыша в упражнениях со специальным сенсомоторным материалом (шершавыми дощечками, парными табличками, лоскутками и т.д.). Теперь же тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев, для этого можно сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой. Предлагаемое описание работы с материалом не является его презентацией ребенку: но лишь одним из упражнений.

 

УЗНАЙ БУКВУ

Возраст - 4-5 лет.

Цель упражнения. Утончение тактильного чувства. Соотнесение тактильного упражнения образа со зрительным и акустическим. Изучение письменного алфа­вита. Подготовка к письму.

Материал.. Розовые и голубые картонные таблички (дощечки) с наклеенными на них шершавыми буквами. Шрифт письменный. Платок для завязывания глаз.

Описание работы. Ребенок кладет" перед собой несколько табличек с шерша­выми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шер­шавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Контроль осу­ществляет кто-то из детей или учитель.

Комментарий. Упражнение неоднократно описано в книгах М. Монтессори и ее последователей, например, Ю.И. Фаусек. Дети с большим удовольствием ощупывают буквы и называют их. Как обычно, для лучшей так­тильной чувствительности они могут согреть пальцы в теплой воде или потереть щеточкой. Надо помнить, что узнавание шершавых букв не первое и не основное упражнение с этим материалом, но немаловажное в ходе подготовки ребенка к письму. Закрывал глаза, ребенок изолирует тем самым тактильное чувство: обостряя и утончая его. Через чувства он делает еще один шаг к работе разума, созда­вая образ, символ, знак кончиками пальцев.

 

ШЕРШАВЫЕ СЛОВА

Возраст - 4-6 лет.

Цель упражнения. Утончение тактильного восприятия письменного языка. Подготовка к письму. Развитие образного восприятия языковой символики. Кон­центрация внимания.

Материал. Коробка с картонными табличками, на которых буквами из шер­шавой бумаги написаны слова. К этому дается платок для завязывания глаз.

Описание работы. Ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в сло­во. Контроль осуществляет старший ребенок или учитель.

Комментарии. Упражнение хорошо известно педагогам, которые работают с плохо видящими детьми. Изолируя тактильное чувство, мы обостряем и утончаем чувствительность кончиков пальцев, развитие которых, как известно, способствует постановке мышления. Одновременно с этим совершенствуется и механичес­кий процесс мысленного соединения букв в слова. Словесный отчет ребенка о «про­чувствованном» пальчиком слове не всегда может быть осмысленным, переведен­ным в область понятия. Так что нельзя сказать, что ребенок прочел обведенное слово. Он выполнил лишь механическое действие и интуитивно угадал склад ря­дом стоящих букв. То есть он не прочел, а только сложил нечто из букв и произнес вслух это нечто. Дети очень любят угадывать слова, написанные шершавыми бук­вами. Это упражнение готовит их к плавному, незаметному переходу к осознанно­му письму и чтению.

 

ПИСЬМО НА МАНКЕ

Возраст - 4-5 лет.

Цель упражнения. Подготовка к письму. Утончение мелкой моторики.

Материал. Набор табличек с шершавыми буквами. Плоский поднос с насы­панной на него манной крупой тонкая палочка или деревянная спица.

Описание работы. 1. Ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он начинает работу с обведения двумя пальцами шершавой буквы на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Его можно повторить езде и еще раз, встря­хивая манку после каждого написания.

2. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.

Комментарий. Упражнение обычно нравится детям. Они и без специального материала с удовольствием пишут буквы пальцем в песочнице, прутиком по зем­ле. Рука еще и еще раз имеет возможность тренировка координации движений и утончения мелкой моторики. Все лучше впитывает ребенок символьное обозначе­ние звуков, образы букв.

 

СКЛАДЫ

Возраст - 4-5 лет.

Цель упражнения. Буквенный анализ слов. Подготовка к письму и чтению. Соотнесение звука и буквы. Складывание букв на слух.

Материал. Коробки с подвижным алфавитом, в которых каждая буква лежит в своей ячейке. При этом гласные вырезаны из голубого картона, а согласные - из розового.

Описание работы. Ребенок расстилает коврик и приносит на него коробку с подвижным алфавитом. Учитель выкладывает на ковер несколько известных ма­лышу букв и предлагает сложить из них слово «МАМА». При этом он ясно произ­носит это слово, выделяя сначала первый звук «М», потом звук «А» и т.д. По слуху ребенок кладет на коврик буквы, изображающие эти звуки, складывая слово

«мама».

Комментарий. Было бы неверно думать, что действия малыша можно назвать сознательным письмом. В этом упражнении он только складывает знакомые ему буквы, но никак не «пишет» слово. Складывание - процесс механический. Ребенок не обращает внимания па смысл слов, которые строит. Вот почему в это время он абсолютно не готов к чтению, которое невозможно без понимания того, что чита­ешь. Л.Н. Толстой начинал свою «Азбуку» со знакомства детей именно со складами или слогами, не имеющими смысла при прочтении. В работе с подвижным алфавитом можно предложить детям выстраивать на ковре именно склады Л.Н.Толстого. Механическое складывание по своему значению можно назвать ключом, основой для будущего тотального чтения и письма. Заметим, что работу с подвижным алфавитом ребенок проделывает самостоятельно, без помощи взрос­лого, который может выступить лишь в роли дающего задание и контролирующе­го его выполнение. Складывать буквы ребенок может и на слух, и с предложенной ему карточки. При этом на карточке изображена либо картинка, либо слово - склад. Предлагая настоящие упражнения с подвижным алфавитом, помним, что все они реальны только после строго определенной презентации ребенку этого классичес­кого материала М. Монтессори.

 

ТАБЛИЦА СЛОГОВ

Возраст - 4-5 лет.

Цель упражнения. Механическое слияние гласного и согласного звуков и со­отнесение их с буквами. Первые представления о слогах. Подготовка к письму и чтению.

Материал. Плоская коробка, в которой лежат таблицы с гласными и соглас­ными, и коробочки со слогами по количеству таблиц.

Описание работы. Ребенок кладет перед собой одну из таблиц, открывает со­ответствующую карточку и достает из нее по одному слоги. Он ставит слог в соот­ветствующую графу таблицы. Когда она полностью заполнена, переходит к следу­ющей.

Комментарий. Работа, которую выполняет ребенок, чисто механическая. Мо­тив его далек от цели освоения слогового строения языка. Он просто хочет запол­нить «марками» таблицу. Но поиск места для каждой «марки» заставляет его под­сознательно объединить согласную с гласной и зафиксировать эти соединения в своей голове. Позднее, разбираясь в основах строя языка и его грамматике, ребе­нок без труда разделит слово на слоги. Ясной и естественной покажется роль глас­ного звука и его согласного соседа. Ребенок работает с материалом молча, прого­варивая звуки, означенные символами, которыми он оперирует, про себя, внутрен­ним голосом. Это также имеет чрезвычайно важное значение для полноценного впитывания внешних образов. Упражнение можно усложнить, собрав все слоги в общую коробку, а таблицы сведя в одну большую. Работа с этим материалом тре­бует большой концентрации внимания.

 

МАТЕМАТИКА

ФИГУРЫ ИЗ ГВОЗДИКОВ

Возраст - 2,5-4 года.

Цель упражнения. Моделирование плоских фигур по точкам. Подход к мате­матическим понятиям «точка», «отрезок», «вершина». Знакомство с построением геометрических фигур и косвенно - развитие мелкой моторики.

Материал. Пенопластовая или пробковая доска, выпуклые кнопки в плошке, цветные резинки. К этому прилагаются карты с начерченными на них цветным карандашом геометрическими фигурами: прямоугольником, параллелограммом, трапецией, ромбом, пятиугольником, шестиугольником.

Описание работы. Ребенок выбирает карточку с геометрической фигурой, счи­тает, сколько у фигуры вершин, и накалывает соответствующее число кнопок на дощечку. Затем он натягивает на кнопки резинку таким образом, чтобы получи­лась очертания геометрической фигуры, нарисованной на карточке.

Комментарий. Работа с этим материалом является переходной от сенсомоторного к математическому развитию ребенка. В то же время он дает прекрасную возможность проживания таких сложнейших математических понятий, как «точ­ка», «отрезок», «вершина». Малыш проживает их на зрительном, тактильном чув­стве, через мелкую моторику руки. Математические понятия усваиваются факти­чески на подсознательном уровне.

 

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОЛНЦЕ

Возраст -4-7 лет.

Цель упражнения. Умение считать пятерками, десятками. Умение пересчиты­вать предметы. Материал относится к первой группе математических материалов.

Материал. Два картонных круга (или деревянных), склеенных вместе, от ко­торых расположены сто тонких шнурков в виде лучей солнца. Пятьдесят шнурков - лучей - синие, другая половина - красные. Картонные квадратики с цифрами от 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, а также карточки с цифрами для счета по пятеркам.

Описание работы. Ребенок приносит на стол материал и расправляет лучи работы математического солнышка. Он начинает пересчитывать лучи с границы цвета. Отсчитав 10 красных лучей, он объединяет их математической скобкой. Ре­бенок продолжает пересчет лучей десятками. По желанию ребенка работа может закончиться на пятидесятом шнурке или быть продолжена до ста. Объединив лучи в десятки, ребенок берет карточки с цифрами и соответственно обозначает их. Работа может быть продолжена в том же духе, но с отсчетом лучей по пятеркам.

Комментарий. Упражнения с этим материалом позволяют ребенку еще и еще раз заниматься пересчетом отдельных чисел десятичной системы и группировать их в пятерки и десятки; подставляя карточки с цифрами к отдельным группам чи­сел, ребенок сопоставляет число и цифру, что важно для процесса абстрагирования.

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ

Возраст - 3-10лет.

Цель упражнения. Развитие пространственных представлений.

Материал. Набор маленьких палочек (спичек без серы), небольшой комочек пластилина, рабочая дощечка (картонка).

Описание работы. Ребенок приносит на свой стол поднос с материалом. Он кладет перед собою рабочую дощечку и выкладывает на ней плоскую геометри­ческую фигуру, например, треугольник. Комочками пластилина он скрепляет спички. Таким же образом он моделирует и объемную фигуру, например, пирамиду, также закрепляя палочки-ребра пластилином.

Комментарий. Моделируя самостоятельно плоские и объемные фигуры, ребенок вполне реально проживает процесс их рождения, облегчая тем самым раз­витие пространственного воображения. Важно отметить, что с помощью этого материала ребенок чувственно знакомится со структурой геометрических плоских и пространственных фигур - их каркасом, создавая из ребер и вершин грани, а затем тела. При этом рука ребенка, его зрение и разум действуют вместе. С помо­щью этого материала ребенок может построить все геометрические фигуры, имеющие вершины и стороны. Можно предложить ребенку набор карточек с изображе­ниями трехмерных многогранников.

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА

Возраст - 4-6 лет. Для тех, кто уже умеет читать.

Цель упражнения. Сопоставление геометрического тела с его названием, на­писанным словом.

Материал. Корзинка с объемными геометрическими телами. Коробочка с таб­личками, на которых написаны их названия.

Описание работы. Ребенок приносит материал на стол и достает геометри­ческие тела из корзинки, расставляет их перед собой. Затем он берет из коробки таблички с их названиями и раскладывает соответственно. Контроль осуществля­ет учитель.

Комментарий. С названием основных объемных геометрических тел ребенок уже знаком по работе с похожим сенсорным материалом. Но тогда малыш лишь получил общие представления о них и их названиях. Сейчас же ребенок, восста­навливай эти представления, поднимается на новую ступеньку - соединяет их с написанным словом. Эта работа носит абстрактный характер и непроста для ре­бенка. Он берется за материал только тогда, когда может уже читать с пониманием хотя бы отдельные слова. Работая с этим материалом, ребенок возвращается и к повторению уже знакомых ему через сенсорику свойств объемных геометричес­ких тел. Это упражнение еще раз показывает свойство любого дидактического Монтессори-материала вести малыша от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития по Выготскому.

 

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

Возраст - 5-7 лет.

Цель упражнения. Умение составлять примеры на различные арифметичес­кие действия.

Материал. Коробка с двумя отделениями, в одном из которых сложены пласт­массовые или картонные таблички с изображением цифр от 1 до 20, а в другом -пластмассовые знаки «+», «-», «больше», «меньше».

Описание работы. Ребенок приносит на стол коробку с материалом. Из содер­жимого коробки он составляет примеры и выкладывает их на столе перед собой.

Комментарий. Упражнения с этим материалом позволяют ребенку еще и еще раз продумать различные арифметические действия. В процессе работы он опери­рует с такими понятиями, как «больше», «меньше», «сумма», «разность», «равен­ство», «умножение» и «деление». К работе с этим материалом ребенок может об­ращаться неоднократно, даже в тот период, когда некоторые из этих понятий ему неизвестны. Наличие в коробке с материалом разнообразных арифметических зна­ков дает возможность ребенку работать в зоне его актуального развития с прице­лом на зону ближайшего развития. Незнакомые знаки вначале являются загадкой для ребенка, и эту загадку он, упражняясь, отгадает.

 

ДОМИНО

Возраст -- 4-6 лет.

Цель упражнения. Закрепление количественного выражения числа.

Материал. Картонные, деревянные или пластмассовые фишки. Каждая из них имеет изображение: на одной ее половинке несколько точек или предметов, а на другой - число от 0 до 20.

Описание работы. Ребенок берет наугад одну из фишек и выкладывает ее пе­ред собой на столе, затем подбирает к ней парную и приставляет ее к первой, да­лее процесс повторяется. Работа может выполняться группой детей и носить ха­рактер обыкновенной игры в домино.

Комментарий. Упражнение нравится детям, очевидно, из-за четкой логичес­кой комбинаторики, не допускающей произвола. Для самоконтроля на оборотной стороне каждой фишки можно изобразить парные цветные знаки. Для ребят по­старше можно предложить домино с числами от 1 до 100 и даже до 1000, исполь­зуя для отображения крупных чисел прием Монтессори в Золотом материале: еди­ницы изображать точками, десятки - отрезками, сотни - квадратами.

 

КИЛОГРАММ-ГРАММ

Возраст - 5-7 лет.

Цель упражнения. Ознакомиться с единицами веса: килограмм и грамм, на­учиться оперировать числами при взвешивании, записывая результаты.

Материал. Предмет весом 1 кг, предмет весом 1 г, бытовые напольные весы, аптечные весы или весы для опытов по физике с гирями (в граммах), корзинки с предметами разного веса (большая - для крупных предметов, весом 1-2 кг), каран­даши, бумага.

Описание работы. Учитель дает ребенку в руку предметы весом в грамм и килограмм. Когда малыш почувствует разницу, учитель объясняет, что в 1 кг тыся­ча граммов (понятие «тысяча» уже знакомо ребенку). Затем ребенок взвешивается на весах и записывает, сколько килограммов он весит. Затем на аптечных весах он - взвешивает легкие предметы и записывает их вес. После этого он взвешивает лю­бые предметы, подумав, какие весы понадобятся (для тяжелых предметов - на­польные, для легких - аптечные).

Комментарий. Работа с весами придает наглядность арифметическим действи­ям, например, сложение ребенок может проверить уравновешиванием большой гири несколькими маленькими или проц


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.