II.7.3. Дидактический материал кондуктивной терапии — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

II.7.3. Дидактический материал кондуктивной терапии

2017-06-11 357
II.7.3. Дидактический материал кондуктивной терапии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для развития мышечно-суставного чувства, кинестетического, пространственного, динамического праксиса, бимануально-реципрокной координации используется проприоцептивная гимнастика. В зависимости от степени от двигательных нарушений используется в занятии по кондуктивной терапии специальная гимнастика для верхних конечностей, направленная на тренинг крупной и мелкой моторики, а также используется проприоцептивная гимнастика для нижних конечностей. В паттернах проприоцептивной гимнастике заложены нейрофизиологические механизмы активизации проприорицепторов, вследствие чего развивается у пациента двигательная активность, восстанавливается праксис позы, создаются условия для облегчения выполнения повседневных движений у больных, имеющих парезы разной степени тяжести. Проприоцептивная гимнастика может быть вводным тренингом перед основной частью сюжетно-ролевой формы опосредованного занятия, и может использоваться как самостоятельно, так и в комплексе реабилитационных мероприятий, направленных на развитие познавательных, бытовых, профессиональных навыков. Проприоцептивная гимнастика активизирует усвоение пациентом познавательных, бытовых, профессиональных навыков. Здесь уместно напомнить высказывание Л.С.Выготского: «Через движение к познавательным навыкам и в дальнейшем к независимости инвалида в социуме»

 

· Проприоцептивная гимнастика в методе кондуктивной терапии

«Виктория»

 

 

 
 


 

 


 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


· Навыки одевания верхней одежды. Тренинг

 

               
   
 
   
Надеть второй рукав на другую руку.
 
Натянуть рукав на локоть и плечо.
   
Полностью надеть куртку или рубашку.
 

 

 


 

 

 
 

 

 


 

 

 

 

 

 


·
       
   
 
 

Упражнения с мячами


 
 

     
   
Выявление реакции равновесия туловища. Положите ребенка ничком на мяч соответствующего размера; поддерживайте ребенка за бедра, мягко качайте мяч вперед/назад и в стороны, наблюдая за ответной реакцией.
 
 

 

 


· Развитие вытягивания шеи и туловища

           
   
Для стимуляции вытягивания шеи, рук, бедер и сгибания коленей положите ребенка ничком на ролик соответствующего размера и взаимодействуйте с ребенком. Для больших детей положите ребенка ничком на 2 ролика одинакового размера. Эта дополнительная поддержка дает возможность двигаться вперед и назад на верхних конечностях.  
 
 
   
Расположите ребенка верхом на ролике и разместитесь позади него. Положите голову и туловище ребенка на ролик лицом вниз и попросите ребенка медленно подниматься, начиная с головы и шеи до такой степени, какую может выдержать ребенок. Ролик должен быть такого диаметра, который дает возможность ступням ребенка прямо стоять на полу.
 

               
 
 
   
     
Для слепых ориентация в пространстве - это основной навык. Развивайте тактильную чувствительность, положив руки на ролик, и затем плавно катите его вперед, располагая туловище горизонтально.  
 
 
   
Развитие подвижности бедер. Поставьте ребенка на колени, дав ему возможность перенести вес на ролик обеими руками, либо согнутыми, либо вытянутыми. Раскачивание вперед и назад дает ребенку возможность обрести контроль над сгибанием и растягиванием бедер.
   
 


II.7.4. Программное содержание сюжетно-ролевого тренинга

Методика занятий методом кондуктивной терапии

Проблемным полем кондуктивной терапии является социализация человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, достижения им в процессе реабилитации максимально возможной функционального, независимого образа жизни. Методика кондуктивной терапии в реабилитации использует принципы специальной педагогики, при этом учитывается этиология и симптоматика функциональных нарушений у инвалида (больного) приведшая к ограничению его повседневной жизнедеятельности, что способствует системному видению реабилитационных мероприятий. Оно предусматривает в программном содержании занятий физиологические, психологические и социальные аспекты, обеспечивает особую терапевтическую среду, ускоряющие процесс реабилитационных мероприятий.

В зарубежной и отечественной практике все чаще применяют опосредованные формы занятий, которые с помощью дидактических паттернов активизируют мотивацию у пациентов к тренингам в заинтересованном сотрудничество по достижению конкретных целей в устранении социальной недостаточности.

Сюжетно-игровая, опосредованная форма занятий может осуществляться индивидуально и в группе. В последнем случае группа может быть неоднородна по степени двигательных и когнитивных нарушений, а также по возрасту, чем приветствуется оказание помощи и взаимопомощи, преодолевается чувства малоценности, формируется адекватная форма социального поведения В реализации программы лежат действия суправизии: планирование, знакомство друг с другом, работы и завершение работы, т.е. заключительная, обобщающая часть занятия.

 

· Сюжетно-игровое занятие мячах, тренинг статико-динамического равновесие (образец 1)

Вводная часть тренинга. Знакомство с участниками тренинга

Программное содержание тренинга:

1. Вводная часть

Информация о занятии, ее цель, задачи, ход занятия, использование дидактического материала. Проводится непосредственно кондуктором.

Представление участников тренинга.

Распределение ролей участников в сюжетной игре «Удержи равновесие»

Словесное проигрывание сценария. Капитан «дядя Равиль» на самом большом мяче. Пассажиры: Катя, Маша. Кондуктор - ваш воспитатель, к примеру, Галина Ивановна.

Сидя на мячах проводится проприоцептивная гимнастика «Виктория» (5-8 минут).

Аутотренинг «Я все могу» (5-7 минут).

2. Основная часть.

Игра «Удержаться на мяче». Творческие действия, например: море волнуется раз, море волнуется два и т.д. Проговаривание действий. Тренинг правильных падений. Удержание позы сидя, взявши друг друга за руки. Исполнение четверостишья в положении стоя, попеременно на одной ноге для разрыва патологической позной установки, создания нейрофизиологических условий для равновесия.

3. Заключительная часть.

Анализ тренинга. Кто был самый лучший. Демонстрация достигнутых результатов, пусть даже самых небольших.

Задание на дом.

 

 

Сюжетно-игровой тренинг "Кукольный театр", развитие речи, памяти, мелкой моторики (групповое занятие 8-10 человек).

 

 

· Практическое занятие методом кондуктивной терапии (образец 2)

Для пациентов с двигательными и когнитивными нарушениями.

Диагноз: ДЦП, диплегическая форма, смешанная дизартрия, пограничная интеллектуальная недостаточность.

Тренинг двигательных и когнитивных функций в сюжетно-игровой форме на тему: Времена года.

реабилитационное оборудование:

- художественные картины, тематические пейзажи;

- кассета с музыкой П.И. Чайковского «Времена года»;

- куклы в тематических костюмах: «Весна, Осень, Зима, Лето».

- спортивные коврики;

- сенсорные мячи;

- музыкально-цветовая дорожка для тренинга координации движения.

Задачи:

1. Развивать гнозис (зрительный, слуховой, тактильный).

2. Развивать праксис (пространственный, динамический, кинестетический).

3. Развивать ассоциативное мышление, сопоставлять время года.

4. развивать фонематический слух, узнавать музыку П.И. Чайковского к временам года: «Весна», «Осень», «Зима», «Лето».

5. Развивать тактильные ощущения, найти на ощупь с закрытыми глазами предметы на учебном столе, характеризующие времена года.

6. Развивать координацию движений, статико-динамическую устойчивость в сюжетно-игровой композиции "Хоровод" под музыкальное сопровождение.

7. Развивать речь и слухо-речевую память, рассказать о себе и товарищах, уметь поблагодарить друг друга за участие в игре.

Вводная часть

Аутотренинг для пациентов с нарушениями удержания позы и передвижения.

(Используется по ситуации)

Музыка тихая, спокойная 15-20 минут

На ее фоне начинайте говорить с небольшими паузами, душевно, доверительно.

- Вы на берегу голубого, ласкового моря, оно спокойно и приветливо.

Вы слышите музыку, она журчит как маленький ручей… Ласкает Ваш слух... Ваши глаза, руки, лицо… Вы полны желания заниматься собой, управлять своим телом, руками, настроением. Никакого напряжения в лице, оно спокойно, еще спокойнее... Вам приятно… Вы чувствуете, как теплая морская волна коснулась ваших пальчиков. Вам стало легко... Вы уверены в себе. Ваша походка легка. Движения Ваши свободны, осанка правильная.

Вы способны самостоятельно тренировать свое тело… Ноги… Руки…

Вы кружитесь, вы идете вперед спиной… лицом… Вы идете по узкой дорожке, у Вас все получается... Ваши тело, руки и ноги послушны… Вы не боитесь упасть... Вы уверенно идете… Ноги легки, они слушаются Вас...

Вам хорошо... Вы уверены в себе, у Вас все отлично получается… Вы умеете самостоятельно одеваться… кушать… вдыхать ароматы цветов, дотрагиваться до своих друзей… рисовать пейзажи… узоры, строить домики, лепить игрушки…

Вы готовы к тренингу Музыка...

Разминка. Выполняются с помощью кондуктора по ЛФК:

Элементы проприоцептивной гимнастики. 15 мин. (см. Проприоцептиную гимнастику «Виктория»).

Основная часть

Проводить сюжетно-ролевые действия, отвечающие задачам тренинга, в том числе танцевальные движения, хоровод с целью тренинга развития координации движений статико-дина­мического равновесия, активизировать подсознательные глубинные чувства, мотивацию пациента к сотрудничеству для достижения конечной цели.

Заключительная часть

Анализ. Провести совместно с пациентом обсуждение эффективности проведенного тренинга направленного на восприятие себя глазами других, самовыражение в группе, переживание положительных эмоций по отношению к другим, умение общаться на сюжетную тему, формировать адаптацию к окружающей среде, подчеркнуть, что одной из главных особенностей в реабилитационных мероприятиях методам кондуктивной терапии остается активное участие пациента. Реа­билитолог-кондуктор (а им может быть педагог, врач, инструктор, логопед и т.д.) и пациент должны всецело посвятить себя достижению конкретных целей. Реабилитолог-кондуктор и пациент - это, по существу, особая форма кондуктивного сотрудничества.

Реабилитолог-кондуктор в конкретных условиях составляет индивидуальную этапную программу реабилитации, развивает у пациента познавательные навыки, способности к самообслуживанию, определяет его профориентацию, в конечном итоге развивает у больного функциональную независимость в быту и обществе.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.