Комплекс занятий с детьми 4-го года жизни — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Комплекс занятий с детьми 4-го года жизни

2017-06-11 416
Комплекс занятий с детьми 4-го года жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие 1

Цель: накапливать сенсорный опыт обследования предметов и выделения признаков (цвета и формы), учить соотносить предметы по цвету и форме, образованию множества; выделять группы предметов по количественному признаку «один», «много».

Материал: фланелеграф с сюжетной композицией, корзины и муляжи (помидор, репа, огурец)

Ход занятий:

На одной лесной поляне стоял чудесный домик, в котором жили кот Мурзик и песик Тобик. Они всегда носили красивые бантики: Мурзик — желтые, а Тобик — зеленые. Когда над лесом вставало солнышко, друзья просыпались и говорили: «Доброе утро!» — и отправлялись в огород, где были грядки с овощами.

«Посмотрите, у меня в корзине много овощей, это огурец, найдите в корзине еще огурец. Возьмите его и хорошо рассмотрите. Какого цвета огурчик? Проведите по огурчику рукой, посмотрите, какой он длинный и неострый на концах. Еще раз проведите по огурчику — он гладкий или нет? Правильно, кожица у огурчика в пупырышках. Теперь достаем помидор, проведите по нему пальчиком. Есть у помидора пупырышки? А что можно сказать про кожицу?» — «Гладкая». — «А какой формы он?» — «Круглый». — «Какого цвета помидор?» — «Красный». — «Что же у вас осталось в корзине?» — «Репа». — «Какого она цвета? Репа похожа по форме на огурчик? А на помидор?

У репки есть хвостик, покажите его. Еще раз посмотрите на овощи, какого цвета помидор, огурец, репа? А теперь посмотрите и скажите, на каких грядках они растут. Почему вы так думаете?»

 

Воспитатель раздает детям мешочки и просит положить в них овощи. Мурзик и Тобик положили овощи в мешочки и понесли домой, когда они пришли, то решили позавтракать. «Опустите руку в мешочек и найдите репу, но не доставайте и не подглядывайте. Все нашли? Как вы догадались, что держите репу, а не огурец или помидор? Репу любит Тобик, давайте его угостим, а Мурзик любит огурчик? Достаньте ему? (Работа проводится также, как и с репой.) Мурзик и Тобик позавтракали и решили с вами поиграть (любая подвижная игра). Мы так были увлечены игрой, что не заметили, как солнышко поднялось высоко над домиком, а затем опустилось и спряталось вот здесь — за яблоней». Дети прощаются с героями, а воспитатель еще раз обращает внимание на признаки предметов разного цвета и формы.

 

 

Занятие 2

Цель: учить выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов, употреблять слова: «один», «много», «большой», «маленький»; развивать умение сравнивать и устанавливать закономерность расположения элементов в ряду; совершенствовать слуховую память и внимание.

Материал: фланелеграф с сюжетной композицией, аппликации цветка, конверты с деталями цветка, карточки с контурными изображениями, полоски, игрушки (утята и мама-утка).

Предварительная работа:

Рассмотреть с детьми цветок и назвать его составные части: стебелек, листики, лепестки, серединка цветка.

Ход занятий:

 

«Мы снова в гостях у кота и песика. Кроме огорода перед домом у них есть пруд. В нем плавают утята: "Кря-кря-кря", — произносит воспитатель и спрашивает: — Кто это?» — «Утка». — «Сколько их?» — «Одна». — «Кого она зовет?» — «Утят-деток». — «А утята заблудились в траве и никакие найдут маму. Тут Тобик и Мурзик решили помочь. Кот взял одного утенка и песик — одного. И вы ребята помогите. Сколько, Саша, ты взял утят? А ты, Маша? Перенесем утят в пруд к маме. Сколько стало утят?» — «Много». — «А мама-утка?» — «Одна». — «Кто маленький?» — «Утята». — «А утка?» — «Большая». — «Какого цвета утята?» — «Желтые». — «Как они кричат?» — «Кря-кря».

МИНУТА ОТДЫХА

Игра «Курочки и лиса»

Вышли курочки гулять (Дети имитируют движения по словам.}

Свежей травки пощипать,

Выпить из корытца

Чистенькой водицы...

Вдруг лиса! (Дети убегают на места.)

 

«Утята плавают в пруду, ныряют и смеются. А мама-утка скучает. Тогда Тобик и Мурзик решили подарить ей цветы, которые росли на лужайке. Стали срывать, а они рассыпались. Давайте поможем восстановить. Смотрите, какой замечательный цветок: у него круглая желтая серединка, а вокруг нее много белых одинаковых лепестков, а растет он на тоненьком стебельке. Соберите и вы свои цветочки. Но чтобы утята опять не заблудились, Мурзик и Тобик посадили вот такую дорожку из цветов (педагог показывает полоску). Посмотрите, какого цвета цветы на дорожке?» — «Красного и синего». — «Обратите внимание на то, как они растут: красный, синий, опять красный. Какой будет следующий? А за ним? А теперь попробуйте сами. (Детям раздают по одной полоске с нарисованными цветами и по два разных цветка, просят закончить дорожку.) Пока друзья сажали цветы, они не заметили, как солнышко опустилось спряталось за яблоню. Наступила ночь, на небе показалась луна. (Свой рассказ воспитатель сопровождает действиями по смене композиций на фланелеграфе.) Посмотрите на фланелеграф и ответьте, про что можно сказать "один", а про что "много"?»

Занятие 3

Цель: накапливать сенсорный опыт образования множества; продолжать учить детей устанавливать соответствие признака величины предмета (маленький — большой) количественному признаку группы предметов; учить соотносить предметы по цвету.

Материал: фланелеграф с сюжетной композицией, муляжи яблок (большие и маленькие), тарелки разных размеров, цветы двух расцветок (белый и красный), вазы таких же расцветок.

Ход занятия:

«У Мурзика и Тобика есть сад, однажды они пошли собирать спелые яблоки, друзья срывали по одному яблоку и аккуратно складывали в корзину. Вот так: одно яблоко, еще одно яблоко (и т. д.). Смотрите, сколько яблок они набрали. Пес и котик хотят вам показать, какой у них урожай. Сколько яблок в корзине?» — «Много». — «Возьми, Саша, одно. Сколько ты взял? А у тебя, Маша, сколько?» — «Одно». — «Мурзик и Тобик решили положить яблоки в тарелочки и достали вот такие: маленькую и большую, а яблоки были тоже маленькие и большие. Тогда друзья стали спорить, куда какое яблоко положить. Давайте им поможем. На большую тарелку мы какое положим яблоко?» — «Большое». — «А на маленькую?» — «Маленькое». — «Где большая тарелка? А маленькие яблоки?»

МИНУТА ОТДЫХА Игра «Самолеты»

Детям раздают макеты самолетов разного цвета, они должны по вербальному сигналу воспитателя произвести действия с самолетом соответствующего цвета.

«После завтрака друзья решили украсить свои комнаты цветами. Поэтому они выбрали вазы двух цветов — белую и красную. И цветы они решили сорвать такие же: белые — ромашки, красные — маки. В саду на клумбе у них росло много цветов, и Мурзик с Тобиком растерялись, какие же цветы им нужны? Придется друзьям помочь. С клумбы надо сорвать только белые и красные цветы.

А теперь цветы надо поставить в вазочки: белые ромашки в белую вазу, а красные маки — в красную». После игры дети прощаются с героями.

Занятие 4

Цель: формировать пространственные представления, учить различать правую и левую руки; развивать внимание и мышление; давать представления об ориентировке на плоскости.

Материал: фланелеграф с сюжетной композицией, герой Ушастик, карточки, картинка-сердечко.

Ход занятия:

«Как-то раз в гости к Мурзику и Тобику пришел зайчик — Ушастик и принес шарики. Друзья стали надувать их, а потом Ушастик предложил им поиграть: надо сначала взять шарик в левую руку и прошагать, а потом — в правую руку и попрыгать. Но Тобик и Мурзик, оказывается, не знали, где у них левая и правая рука. И тогда Ушастик рассказал вот что: "Я тоже долго путал, где левая рука, а где правая, но потом узнал, что с левой стороны находится сердце. Послушайте". (Воспитатель просит детей попрыгать, а затем помогает детям услышать свое сердце.) Вот видите, как просто: где сердце, там и левая сторона». Игра с изображением сердца на картинке

«Где левая рука?», «Где правая нога?» и т. д. И тогда все стали играть в шарики.

После игры Мурзик принес картинки, а Ушастик задавал вопросы: «Что нарисовано слева? А справа? А посередине?»

Дети могут не владеть обобщающими словами-понятиями (овощи, игрушки, одежда и т. д.), педагог сам вводит их в пассивный словарь детей. Детям дают две-три картинки и задают вопрос: «Каким цветом окрашены предметы слева, справа, посередине?» В конце занятия дети вспоминают секрет, который рассказал им Ушастик, чтобы запомнить, где правая, а где левая рука (нога).

Занятие 5

Цель: упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов (один и много); на двух полосках разного цвета учить ставить предметы правой рукой в направлении слева направо; уметь называть цвет и количество игрушек (одна и много); согласовывать числительное «один» с существительным.

Материал: фланелеграф с сюжетной композицией, полоски красных и синих цветов, мелкие игрушки (уточки и рыбки), флажки (желтого и зеленого цветов) на всех детей.

Ход занятия:

«После прогулки Мурзик и Тобик решили поиграть в свои любимые игрушки — рыбок и уточек. Давайте, ребята, мы с ними поиграем. У вас на столе две полоски: синяя и красная. Положите правую руку на синюю полоску, а левую — на красную. Синяя полоска у вас справа, там, где правая рука, а красная — слева. Положите справа налево на синюю полоску одну рыбку, а на красную — много уток. На какой полоске одна рыбка? С какой стороны? На какой полоске много утят? С какой стороны?

А теперь давайте отпустим поплавать игрушки в пруд и поиграем в игру "Флажки". Посмотрите: в желтой вазе стоят желтые флажки, в зеленой — зеленые. Возьмите в правую руку желтый флажок. Помашите им. А теперь переложите в левую. В какой руке у вас флажок? Какого цвета?» И т. д.

 

«А еще у Мурзика и Тобика есть волшебные картинки, давайте их рассмотрим. Где нарисована одна игрушка? А где много? Сколько здесь нарисовано предметов? А здесь? Принесите мне картинку, где есть один предмет, а теперь — где много. Пока Мурзик и Тобик играли, они не заметили, как солнышко село за домик. Друзья с нами прощаются правой рукой, а теперь — левой. До свидания».

 

Занятие 6

Цель: учить сравнивать группы предметов по количеству предметов методом наложения; использовать условные обозначения для закрепления понятий: «один», «много», «столько же»; развивать целостное восприятие предметов и пространственной ориентировки их деталей.

Материал: Две корзинки с грибами, набор картонных тарелок разного цвета, малый фланелеграф, шесть картонных грибов с коричневыми и пять с красными шляпками.

Ход занятий:

«После дождика Мурзик и Тобик решили пойти в лес за грибами, грибов было много. Мурзик стал собирать грибы с красными шляпками, а Тобик — с коричневыми. Когда корзинки стали полными, друзья начали спорить: у кого больше. Давайте, дети, им поможем. Сначала разложите грибы с красными шляпками на полоску слева направо. А на них положите грибы с коричневыми шляпками. Те грибы, которые не закрыты, тех и больше. Каких грибов больше? Каких меньше? Соберите в корзину все грибы с коричневыми шляпками и разложите вновь, но только кладите их внизу под каждым грибом с красной шляпкой. Каких грибов больше теперь? Правильно, тех же.

Из грибов Тобик и Мурзик решили сварить суп, а пока он варится, давайте поиграем в игру "Дождик и солнышко". Ребята, суп готов, несите тарелки. Ох, беда. У Мурзика и Тобика все тарелки разбиты, посмотрите. Придется их склеивать, а то суп не попробуем. (Дети складывают из кусочков разной формы силуэты тарелок.) Где тарелка большая? А это какая? А маленькая тарелка какого цвета? (И т. д.) Ну вот, тарелки готовы.

Теперь надо проверить: всем ли друзьям хватит тарелок. Как это сделать? Надо и Мурзику, и Тобику, поставить по тарелке». Дети накладывают тарелки для животных.

 

Занятие 7

Цель: обучать сравнивать группы предметов по количеству методом наложения и приложения, а также методом составления пар; учить замещать реальные предметы их условными обозначениями; развивать связную речь.

Материал: макеты изображения героев, матрешки, два круга, соразмерных изображениям (красный и зеленый), картонные чашки и блюдца, платки по 5 шт. на каждого ребенка.

Ход занятий:

«Однажды к нашим друзьям пришли в гости матрешки. Мурзик повел гостей в сад, он хотел показать, какие у них выросли фрукты. А Тобик накрывал большой стол, но не знал, сколько пришло гостей. Он хотел, чтобы у каждой матрешки были блюдце и чашка. Вдруг он увидел платочки, которые оставили матрешки и сообразил, как быть». Педагог раздает по пять платочков и четыре блюдца, предлагая детям проверить: хватит ли.

Дети раскладывают платочки в ряд слева направо, а под ними блюдца. Педагог следит, чтобы дети раскладывали точно под платочками. «Посмотрите внимательно, все ли блюдца принес Тобик?»

Дети убеждаются, что одного блюдца не хватает. «Что надо сделать, чтобы матрешка не обиделась?» — «Принести еще одну».

Теперь педагог раздает по шесть чашек и просит проверить. При этом он следит, чтобы на каждое блюдце ставилась одна чашка, дети должны сделать правильный выбор. Чашек больше, чем матрешек, одна чашка лишняя, ее надо убрать.

МИНУТА ОТДЫХА

«Посмотрите, какие набежали тяжелые тучи, из них может пойти дождик, и друзья расстроятся. Давайте отгоним тучи. Встаньте на цыпочки, поднимите руки вверх, напрягите пальцы и крепко держите тучи (4—5 секунд), оттолкните их: "Улетай, тучка". Теперь плавно опустите ручки и потрясите их, как веревочки. (Упражнение выполняется 2—3 раза.)

После того как гости попили чай, они решили потанцевать. Танец был парный. Но гостей было много, а сад довольно большой, поэтому трудно найти пару. Помогите друзьям». Детям выдаются карточки с условными обозначениями (красные и зеленые круги). «Пока друзья танцевали, солнышко зашло и стало темнеть. Матрешки отправились домой, а друзья махали им правой рукой — до свидания».

Занятие 8

Цель: знакомить с кругом и его свойствами, со способом сравнения размера предметов, учить группировать по заданному признаку, видеть закономерности в расположении фигур и уметь продолжать ряд.

Материал: макет тачки с круглыми колесами, три круга, отличающиеся величиной, предметы круглой и некруглой формы, круги разного размера, полоски.

Ход занятий:

«Пришло время собирать урожай. Мурзик и Тобик нагружали корзины и возили их на тележках. Но корзины были такие тяжелые, что колеса не выдержали и сломались. Надо было найти такие колеса. Давайте поможем друзьям». Детям раздаются по три круга и по три фигуры неправильной формы одинакового цвета, но разного размера.

Дети обследуют фигуры руками, обводят пальцами их контуры и убеждаются, что у всех фигур нет уголков. Далее педагог предлагает детям раскрутить фигурки по оси и прокатить по столу. Все ли фигурки катятся?

«Положите слева фигурки, которые катятся, их можно сделать колесиками. А справа фигурки, которые не подходят (педагог проверяет правильность выполнения и убирает лишнее).

Что можно сказать о колесиках?» — «Они одинакового цвета и формы». — «Это круги. А чем они отличаются?» — «Размером». Воспитатель предлагает положить все круги в стопку, друг на дружку и выбрать самый большой.

«Положите его слева. Теперь возьмите и сравните оставшиеся круги. Какой из них большой? Положите его рядом с самым большим. А самый маленький круг положите последним. А теперь соберите круги и положите слева сначала маленький, потом побольше и большой».

МИНУТА ОТДЫХА

Игра «Принеси предметы круглой формы»

«У себя в сарае Мурзик и Тобик нашли много кругов-колесиков и разложили вот так (воспитатель раздает полоски).

ак умеете? Какой надо положить дальше?

У друзей на тележке было вот такое колесо, а подобрали они вот сколько. Найдите друзьям их колесо.

Ну вот, тележка отремонтирована». Герои благодарят детей.

Занятие 9

Цель: знакомить с шаром и его свойствами, закреплять представление о круге; устанавливать независимость формы предмета от цвета и размера; развивать восприятие, память.

Материал: две иллюстрации, макеты овощей и фруктов, мешочек для тактильного обследования предметов, шарик, мячик, муляжи (морковь, апельсин, огурец), по три картонные фигурки апельсина и арбуза разных размеров.

Ход занятия:

«Урожай овощей был большой. Посмотрите, что собрали Мурзик и Тобик (воспитатель перечисляет и показывает)».

У воспитателя в руках фигура «круга».

«Что это? Покажите и назовите овощи круглой формы, т. е. похожие на круг. У Мурзика и Тобика на столе стояла ваза с фруктами. Посмотрев на нее, Тобик спросил: "Что общего у апельсина и арбуза?" Мурзик подумал и сказал: "Ничего у них общего нет, да и растут они: один на дереве, другой на земле". "Нет, есть, — вторил Тобик, — посмотри внимательнее". А вы, ребята, видите? Какой они формы?» Далее детям раздаются макеты арбуза и апельсина разного размера, они рассматривают их, обследуют. Находят самый большой, самый маленький.

Педагог делает вывод, что независимо от цвета и размера формы предметов не меняются, форма независима от размера и цвета.

МИНУТА ОТДЫХА

Игра «Пузырь»

Детям раздаются муляжи моркови, огурца, картофеля.

 

«Внимательно посмотрите и потрогайте овощи со всех сторон. Какой из них похож на шарик или мячик?» — «Картошка». — «Покатайте сначала с горки мячик, а затем картофель. Видите, они скатываются одинаково, а теперь скатите морковку. Она все время заворачивает, а как огурчик? Видите разницу? Мячик и картошка скатываются одинаково из разных направлений, а остальные нет. Значит, и мячик и картошка имеют одну форму — шар».

«Однажды Тобику захотелось огурчика, он пошел в кладовую. Но там перегорел свет и Тобику пришлось на ощупь искать огурец. Давайте ему поможем».

Герои благодарят за помощь и прощаются с ними.

Игра «Чудесный мешочек» (морковь, огурец, помидор, картофель.)

Занятие 10

Цель: знакомить с методом сравнения предметов по длине; развивать речь, вводить в активную речь слова, определяющие длину предметов и соотношения предметов по длине; развивать мышление и внимание.

Материал: 2 ленты разной длины и цвета (желтая и зеленая), 4 иллюстрации, ножницы, бумажные полоски, 2 веревочки одинакового цвета, но разной длины.

Ход занятий:

«Друзья собрались варить варенье, чтобы не испачкаться во время работы, они решили сшить себе фартуки. Мурзик достал два рулона ткани: желтый и зеленый. Тобик и Мурзик начали одновременно разматывать каждый свой рулон, но котик закончил раскатывать, а песик все раскатывал и раскатывал и очень удивился, почему его рулон приходится разматывать так долго. (Педагог раскладывает ленточки на столе.)

Посмотрите внимательно и подумайте, почему Тобик так долго разматывал свой рулон?» — воспитатель подводит детей к тому, что зеленая ленточка длинная, а желтая — короткая.

Далее воспитатель раздает по две полоски бумаги одинакового цвета, но разной длины.

Просит детей положить одну полоску под другой.

«Где длинная? Положите справа, а короткую — слева. А теперь подумайте и скажите, можно ли короткую полоску сделать длинною? Правильно, никак нельзя, бумажная полоска не тянется, она порвется. А теперь скажите, а длинную полоску можно сделать такой же длины, как короткая. Итак, длинную полоску можно укоротить, отрезав лишний кусочек ножницами. Чтобы узнать, сколько отрезать, надо наложить полоски друг на друга, совместить у них один край, а лишнюю часть отрезать (если дети плохо владеют ножницами, воспитатель им помогает).

Пока мы мерили полоски, Мурзик и Тобик сшили фартуки. Но песик свой фартук надеть не смог. Как вы думаете, почему? И одинаковые ли у них фартуки?

Друзья надели фартуки и сварили варенье. Когда варенье остыло, они переложили в банки и решили угостить своих соседей — зверей: Ушастика и Мишутку. Сначала друзья решили идти по короткой дорожке, а потом по самой длинной. Покажите самую короткую дорожку и самую длинную. Догадайтесь, кому из зверей они придут короткой дорожкой?» — «К Ушастику». — «А по длинной?» — «К Мишутке». — «К кому быстрей?»

«Ну, нам пора прощаться с героями. Помашите им правой рукой. До свидания».

Занятие 11

Цель: учить считать до двух на основе сравнения двух совокупностей, содержащих один и два элемента, и устанавливать равенство между ними прибавлением единицы; формировать представление о сохранении количества; развивать внимание.

Материал: макеты (заяц, песик и кот), 2 шт. картонных чашки и 2 блюдца, по 2 шарика-мячика (большие и маленькие), надувные шарики.

Ход занятий:

«Герои собрались угостить вареньем своих соседей — зверей. Когда друзья пришли к Ушастику, то он очень обрадовался, потому что одному ему было скучно. Зайчик прыгал вокруг стола и не знал, сколько чашек надо поставить для гостей. Поможем Ушастику? Сколько гостей, считаем: один, два. Значит, сколько чашек поставим?» — «Две». — «Под каждую чашку надо блюдце. Поставьте. Сколько?» — «Один, два». — «Попили чай друзья и решили поиграть в мячи. Мячиков было много разных по размеру. Мурзик взял сначала маленький, а Тобик — большой. Тогда кот взял еще один маленький мячик, а песик — еще один большой. Давайте посмотрим: по сколько мячей у гостей? (Дети считают вслух.)

У Мурзика два и у Тобика два — значит, у них поровну, по два. Но посмотрите: Мурзик загрустил, как вы думаете, почему?»

Если дети не дают правильный ответ, следует обратить внимание на качественные признаки (красные мячи большие, а желтые — маленькие).

«Как сделать, чтобы друзья были довольны? Помогите Ушастику». Надо один красный мяч отдать Мурзику, а один желтый — Тобику, будет по два: один красный и один желтый.

После этого педагог подводит итог с помощью надувных шаров.

«Перед вами шарики, сколько их?» — «Два». Педагог надувает их. «Какие они стали?» — «Большие». — «Снова посчитайте их!» — «Два». Воспитатель немного сдувает шары. «Какие они стали?» — «Маленькие». — «А сколько их?» — «Два».

Вывод: число шаров не меняется, если меняется их размер. «Пора прощаться с героями помашите им левой рукой».

Занятие 12

Цель: продолжать считать до двух на основе сравнения двух совокупностей; учить узнавать предмет по его описанию; развивать внимание; знакомить с понятиями: «верх — низ», «лево — право».

Материал: 2 картинки (велосипед, медведь), карточки на каждого ребенка с одним предметом и с двумя, одна большая банка и две маленькие.

Ход занятия:

«После того, как друзья побывали в гостях у Ушастика, кот и песик решили заглянуть к Мишутке. По какой же дорожке они должны отправиться? По короткой или по длинной?» — «По длинной». — «По длинной дорожке идти очень долго, поэтому Тобик и Мурзик решили отдохнуть и поотгадывать загадки». Если дети затрудняются, воспитатель показывает отгадку в виде картинки.

У него два колеса

И седло на раме,

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

 

При показе картинки педагог задает вопрос: «Что нарисовано по два? Отдохнули друзья и пошли дальше. Мишутка обрадовался друзьям и предложил поиграть: "У меня голова вверху, а у вас?" Котик и песик задумались.

Помогите им ребята. Где у вас голова?» — «Вверху». — «А — ноги?» — «Внизу». — «А у Мурзика голова?» — «Вверху». — «А у Тобика лапки?» — «Внизу». — «Где ваша правая рука? А левая? Поднимите ручки вверх, опустите вниз, повернитесь вправо, а теперь влево. Молодцы! (Дети садятся за столы.) Мишутка раздал друзьям такие же карточки, какие есть и у вас. Я буду вам показывать картинку, на которой нарисован один предмет, а вы мне покажите карточку с одной точкой, а если два предмета, то с двумя точками».

МИНУТА ОТДЫХА

На зарядку солнышко

Поднимает нас,

Поднимаем руки мы

По команде «раз»,

А над нами весело

Шелестит листва,

Опускаем руки мы

По команде «два».

«После игры Мурзик и Тобик угостили Мишутку вареньем. Большую банку он поставил на верхнюю полочку, а две маленьких — на нижнюю. На какой полке стоит большая банка?» — «На верхней». — «А сколько больших банок?» — «Одна». — «А на какую полку поставил Мишутка маленькие баночки?» — «На нижнюю». — «А сколько же их там стоит?» — «Две». — «Молодцы!»

Игра «Фонарики»

«Поднимите правую руку, а теперь левую. Возьмите в правую руку синий фонарик, а в левую — красный. Поднять вверх синий фонарик. Какой остался внизу?» — «Красный». — «Поднять красный фонарик, а синий опустить. Какой фонарик вверху?» — «Красный».

«Пока друзья играли, солнышко стало садиться и нам пора прощаться. Помашите правой рукой, скажите: "До свидания"».

Занятие 13

Цель: формировать представление о парных предметах; развивать слуховое внимание и восприятие, образное и пространственное представления.

Материал: картинка с зайцем, вещи (пара варежек, пара носков), муляж морковки, мячик, картинка с изображением человека, конверты с частями лица, парные карточки с изображением различных предметов.

Ход занятий:

«Наступил день рождения Ушастика, Мурзик решил подарить зайчику пару варежек, а Мишутка — пару носков. Что решил подарить

Мишутка? А Мурзик? (Добиваться от детей произношения словосочетаний «пара варежек», «пара носков».) А Тобик думал, думал: "Я подарю морковку и мячик", но Мишутка сказал: "Ты можешь подарить морковку и мячик, но их нельзя назвать парой". — "Почему? — удивился Тобик, — у вас по два предмета и у меня два". — "У наших предметов есть что-то общее. Вот смотри, у зайчика две лапки, и мы дадим ему пару варежек. Ножек у него тоже две, и мы дадим ему пару носков". А вот почему морковка и мячик не пара, попробуйте доказать вы, ребята. (При этом педагог обращает внимание детей на функциональное значение предметов.)

А теперь давайте проверим, как вы поняли, что можно назвать парой, а что нет?»

Шепчет Ротик:

— Эй, послушай,

Что ты, Носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил?

Грустный Носик отвечал:

— Разве ты не замечал:

Глазок — двое, ушек — двое,

Две руки и две ноги,

Только мы живем с тобою

В одиночку, чудаки!

— Что ты, носик, чем мы хуже,

Говорил тебе не раз:

Если мы с тобою дружим

— Значит, тоже двое нас

(С. Капустин)

 

«Скажите, где расположены наши уши?» — «На голове, справа и слева». Далее уточняется положение: рта, носа и глаз. «Что в стихотворении можно назвать парой? Можно ли назвать парой нос и рот?»

Воспитатель раздает конверт с деталями лица: «Составьте лицо». При этом педагог следит, чтобы детали были правильно расположены, при необходимости помогает.

МИНУТА ОТДЫХА

Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. (Ноги на ширине плеч, руки над головой, покачиваются из стороны в сторону.)  
Раз — наклон и два — наклон, Зашумел листвою клен. (Наклоны туловища из стороны в сторону.)

Далее педагог раздает по картинке детям и еще несколько кладет на стол. Дети должны найти пару к своей картинке. После игры дети прощаются с друзьями и машут им левой рукой: «До свидания».

Занятие 14

Цель: закрепить точные значения понятий («утро», «день», «вечер», «ночь»); развивать мыслительные операции (группировка по заданному признаку); тренировать в образовании последующего и предыдущего числа закреплять в активной речи детей правильное использование предлогов: «над», «под», «на».

Материал: картинка с изображением елки, птички и грибка, силуэты зайчиков — 2 шт. и щенков — 2 шт., на каждого силуэты грибов — 3 шт., картинки (веревочка, банка, сковородка), конверты с изображением времени суток.

Ход занятия:

«Однажды Мурзик и Тобик решили прогуляться. Дорога в лес была не просто длинной, а очень длинной. Поэтому друзья проснулись рано утром, сделали зарядку и позавтракали».

Далее дети вместе с воспитателем рассматривают картинки, на которых совмещены привычные действия детей утром и природное явление (восход солнца).

«Друзья взяли картинки и отправились в путь. Сначала они шли по знакомому лугу, любовались цветами и слушали пение птиц. Потом они вошли в лес, стали собирать грибы, времени прошло много. Солнышко поднялось высоко, пес и котик устали и захотели пообедать. Педагог выставляет следующие картинки — с изображением времени суток — дня. Далее воспитатель предлагает поиграть, показывает картинку и спрашивает:

«Где растут шишки?» — «На елке». «Где растет гриб?» — «Под елкой». «Где летит птичка?» — «Над елкой».

«Перед тем как взять свои тяжелые корзинки и отправиться дальше в путь, друзья решили немного размять свои спинки. Давайте и мы отдохнем вместе с ними.

 

МИНУТА ОТДЫХА

 

 

Гномик по тропинке шел, Под кустом грибок нашел, Раз — грибок, два — грибок Положил в свой кузовок. По тропинке вновь пошел (Маршируют на месте.) (Наклоны вперед.)     (Маршируют на месте.)

 

Взяли песик с котиком свои корзинки и отправились домой. По дороге они решали веселые задачки.

На крыльце сидит щенок

Греет свой пушистый бок,

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

У домика утром два зайца сидели

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал, а другой вслед глядит.

Сколько у домика зайцев сидит?

Пока наши друзья считали, они не заметили, как добрались до дома. Корзинки были полными, грибов песик и кот собрали много. Здесь были: и боровички, и лисички, и подберезовики. Мурзик и Тобик помнили, что боровички лучше сушить, подберезовики — солить, а лисички — жарить. Помогите песику и котику разобрать их.

Ну вот, время быстро пролетело, солнышко скоро спрячется, и станет совсем темно. Это время называется вечер. Все отдыхают и готовятся ко сну, потому что после вечера наступает ночь».

 


 

 

 

Занятие 15

Цель: продолжать формировать временные представления; развивать мыслительные операции, речь и зрительное восприятие.

Материал: конверты на каждого с изображением частей суток и вкладыши к ним, карточки на каждого с последовательностью роста одуванчика, силуэты цветов (роза, ромашка и одуванчик). Предварительная работа по развитию речи

Вспомнить сказку «Курочка-Ряба», восстановить последовательность событий по картинкам.

Предварительная работа по изобразительной деятельности

Рисуют или выполняют аппликацию цветка — одуванчика.

Ход занятия:

«На следующее утро котик и песик проснулись рано, потянулись, умылись, сказали друг другу: "Доброе утро", позавтракали». У детей на столе конверты, в которых карточки с изображением действий друзей по частям суток. «Возьмите карточку, которая обозначает утро, и вспомните, что делали Мурзик и Тобик утром, и положите карточки по порядку. Что делали сначала, а что потом?

Решили кот и песик пойти на луг, собирать лекарственные травы, чтобы лечиться от всех болезней. Пока они шли, наступил день. Возьмите конверты, на которых изображен день. Что делали сначала, а что потом? Разложите по порядку.

Сейчас еще день и Мурзик с Тобиком рассматривают красивый

цветок».

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке,

Стоит дунуть на него —

и не будет ничего.

"Одуванчик" — слышите, в самом названии подсказка? Название похоже на дуновение ветерка. Что будет, если подуть на одуванчик?»

Педагог выкладывает три изображения цветов (роза, одуванчик, ромашка). Дети должны выбрать цветок, описанный в загадке.

МИНУТА ОТДЫХА

«Пальчиковая гимнастика»

Соединить прямые пальцы рук, расслабить руки от локтя.

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко,

Достаем красивый веер

— Пусть прохладою повеет.

(Т. Сикачева)

 

Воспитатель раздает детям картинки, на которых изображены стадии роста одуванчика, и предлагает разложить картинки по порядку.

«Мурзик и Тобик собрали много лекарственных трав: и подорожник, и зверобой, и тысячелистник. Отправились домой. Пока друзья добрались, наступил... Что? Какой надо взять конверт сначала? Почему вы так думаете?» — «Вечер раньше, чем ночь». — «Разложите карточки: что сначала, что потом? Возьмите последний конверт и откройте его. Почему он пустой? Что вы делаете ночью, а что делают наши друзья? Правильно, все ночью спят, поэтому и конверт пустой».

Занятие 16

Цель: знакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов; развивать зрительное восприятие и мыслительные операции, учить считать до трех.

Материал: карточки с изображением ключей, на каждого полоски и силуэты тарелок и конфет разного размера (от большой до маленькой — 3 шт.), карточки на каждого (медведи и стулья по 3 шт.).

Предварительная работа:

Чтение сказки «Три медведя», учить определять размеры медведей, тарелок, стульчиков.

Ход занятия:

«Однажды Тобику и Мурзику пришло письмо, в котором семья медведей приглашала их в гости. Друзья решили пойти, прихватив конфеты для угощения. Долго шли кот и песик, наконец, оказались на поляне, где жили мишки. Они подошли поближе и увидели на двери большой замок, а рядом записку:

Мы забыли дров набрать,

Вам придется подождать,

Заходите в домик сами,

Справа — полочка с ключами,

От сарая


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.206 с.