Учет себестоимости на базе реальных и средних затрат. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Учет себестоимости на базе реальных и средних затрат.

2017-06-11 1045
Учет себестоимости на базе реальных и средних затрат. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система учета затрат – это совокупность способов определения их фактической величины.

Различают системы учета затрат основанные на исчислении реальных (действительно имевших место в данном отчетном периоде расходов) и определении средних затрат за это же время, и учете фактических издержек производства на базе нормативных затрат.

При учете реальных затрат расходы организации фиксируют и относят на себестоимость продукции в той их величине, в которой они имели место в данном отчетном периоде. Сырье и материалы оценивают и списывают по фактическим ценам и затратам. Заработную плату, расходы на ремонт основных средств и другие нерегулируемые затраты отражают в учете операций того месяца или квартала и в том размере, в котором они имели место. Издержки отчетного периода принимают к учету такими, какими они были в реальности.

Резервы предстоящих расходов и платежей не создаются и расходы прошлых периодов во внимание не принимаются, расходы на продажу учитывают по каждой сделке.

Система учета реальных затрат имеет ряд достоинств:

а) она отражает действительно имевшие место в данном месяце или квартале расходы и финансовые результаты, не усредняя их по периодам в течение года;

б) создает возможности для выявления результатов реализации продукции, работ и услуг по каждой сделке.

Недостатком этого способа является высокая трудоемкость ведения учета и сложность калькуляционных расчетов, поэтому применять систему учета реальных затрат целесообразно на небольших предприятиях и в организациях с хорошо налаженной автоматизацией обработки экономической информации.

Учет и калькулирование фактической себестоимости на основе средних затрат – это способ наиболее распространенный в РФ. При данном способе сырье и материалы при оприходовании и списании оценивают по средним ценам приобретения. Себестоимость реализованной продукции определяют не по каждой продаже, а в целом по предприятию. Используют счета 97 «Расходы будущих периодов» и 96 «Резервы предстоящих расходов».

Положительными моментами данного способа являются:

а) облегчение учетной работы и уменьшение ее трудоемкости;

б) выравнивание затрат по месяцам и кварталам в пределах года, что позволяет равномерно уплачивать налоги на прибыль и доходы;

в) возможность выявления отклонений по ценовому фактору, а также сравнение плановых и фактических ставок списания распределительных расходов.

Недостатком этого способа является то, что средние затраты могут иногда значительно отличаться от реальных расходов и для большинства управленческих решений необходимо знать величину реально существующих затрат.

Система расчета фактической себестоимости на основе показателей средних затрат наиболее приемлема в настоящее время для крупных и средних предприятий. Однако это не исключает возможности и необходимости использования в отдельных случаях параллельного измерения величины реальных затрат отчетного периода в течении года и расчетов эффективности отдельных хозяйственных операций и сделок.

По итогу за отчетный год оба способа расчета фактической себестоимости единицы продукции и финансовых результатов деятельности предприятия должны предоставить одинаковые результаты. В управленческом учете основная ориентация делается на учет реальных затрат, поскольку решения принимаются с учетом существенных условий и возможностей их осуществления. Вместе с тем, до оценки результатов деятельности предприятия по итогам года и выработки решений на основе этой оценки вполне приемлемы показатели средних затрат

44 Учет затрат по функциям (метод АВС).

Одним из принципов калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг является выбор метода распределения косвенных, т.е. накладных расходов между объектами калькулирования. В связи с этой проблемой появляется метод учета затрат по функциям или АВС-метод.

Принципиальное отличие этого метода от других методов учета затрат и калькулирования состоит в способе распределения накладных расходов.

Порядок его построения выглядит следующим образом:

1. бизнес организации делится на основные виды деятельности, т.е. функции или операции, в частности ими могут быть оформление заказов на поставку материалов, эксплуатация основного технологического и вспомогательного оборудования, операции по его налпдке, конроль качества полуфабрикатов и готовой продукции, их транспортировка и другие операции. Количество видов деятельности организации зависит от ее сложности, т.е. чем сложнее бизнес организации, тем больше число функций будет выделено. Накладные расходы организации идентифицируются с выделенными видами деятельности, т.е. накладные расходы по каждому виду деятельности учитываются отдельно;

2. каждому виду деятельности присваивается собственный носитель затрат, определенный в соответствующих единицах измерения, при этом руководствуются двумя правилами:

а) легкость получения данных относится к носителю затрат;

б) степень соответствия измерения расходов через носитель затрат, их действующему значению (оформление заказов на поставку материалов можно измерить количеством оформленных заказов, функцию наладки оборудования можно измерить числом требующихся наладок и т.д.);

3. оценивается стоимость единицы носителя затрат путем деления суммы накладных расходов по каждой функции или операции на количественное значение соответствующего носителя затрат;

4. определяется себестоимость продукции, работ и услуг. Для этого стоимость единицы носителя затрат умножается на их количество по тем видам деятельности, т.е. функциям выполнения которых необходимо для изготовления продукции, работ и услуг.

Таким образом, объемом учета затрат при этом методе является отдельный вид деятельности, т.е. функция или операция, а объектом калькулирования – вид продукции, работ, услуг.

АВС-метод является альтернативой позаказному методу учета затрат и эффективен для предприятий с высоким уровнем накладных расходов.

45 Учет затрат по системе «Директ-костинг».

«Директ-костинг» это система учета себестоимости, базирующаяся на разделении общих издержек предприятия на постоянные (т.е. независящие от количества продукции произведенной за единицу времени) и переменные (т.е. изменяющиеся расходы прямо связаны с количеством продукции, произведенной за единицу времени).

При исчислении себестоимости продукции учитываются переменные прямые затраты и переменные косвенные расходы (общепроизводственные).

Постоянные затраты при «Директ-костинг» учитываются на счете прибылей и убытков (российские нормативные акты по бухгалтерскому учету разрешают относить их на себестоимость реализованной продукции минуя счета учета затрат на производство – сч.90 «Продажи»).

Особенности системы «Директ-костинг»:

1. главной особенностью является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и периодически списываются непосредственно на дебет счета финансовых результатов, они не включаются в расчет себестоимости изделий. По переменным расходам оцениваются остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство;

2. схема построения отчетов о доходах многоступенчатая, в них содержатся по крайней мере два финансовых показателя:

- маржинальный доход;

- прибыль.

Маржинальный доход (сумма покрытия) – разница между выручкой от продажи продукции и ее неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным расходам. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты предприятия.

Прибыль – разница между маржинальным доходом и суммой постоянных затрат.

3. важной особенностью является основанная на используемой системе группировка затрат на постоянные и переменные, возможность изучить взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства и продаж, затратами и прибылью.

Преимущества системы «Директ-костинг»:

1. упрощение и точность исчисления себестоимости продукции, т.к. себестоимость планируется и учитывается только в части производственных затрат;

2. объективная возможность определения порога рентабельности запаса прочности предприятия и нижней границы цены продукции;

3. возможность проведения сравнительного анализа рентабельности разных видов продукции, определение оптимальной программы выпуска и реализации;

4. этот метод позволяет обратить внимание на изменения маржинального дохода.

Недостатки системы «Директ-костинг»:

1. Трудности при разделении затрат на постоянные и переменные;

2. ведение учета только в разрезе производственной себестоимости, отсутствие расчета полной себестоимости;

3. использование дополнительных расчетов, т.к. цены, установленные на продукцию, должны обеспечить покрытие всех издержек предприятия.

Метод «Директ-костинг» имеет следующие варианты:

1. Простой «Директ-костинг» основанный на использовании в учете данных только о переменных затратах.

2. Развитой «Директ-костинг», при котором в себестоимость наряду с переменными затратами включают и прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции.

Простой «Директ-костинг» базируется на следующих принципах:

1. затраты подразделяются по элементам на постоянные и переменные;

2. себестоимость произведенных и реализованных изделий исчисляется только на основании распределения переменных затрат;

3. сравнение переменной себестоимости с ценой реализации для определения разницы, которая называется маржой;

4. возмещение постоянных затрат за счет различных марж с переменной себестоимости для определения результата деятельности и рентабельности предприятия.

Таким образом, при простом «Директ-костинг» определяется маржа с переменной себестоимости, которая представляет собой излишек выручки от реализации по сравнению с переменными затратами.

Маржа с переменной себестоимостью = выручка от реализации – переменные затраты

Сущность простого «Директ-костинг» заключается в следущем:

1. постоянная направленность учета на конечный результат, т.е. определение маржи по изделиям, в целом по предприятию и по производственному результату;

2. учет по изделиям только переменных затрат и определение переменной себестоимости по изделиям;

3. учет постоянных затрат в целом по предприятию и их отнесение на уменьшение маржи для определения производственного результата;

4. определение маржи по изделиям как базы процесса оперативного управления ценами и ценообразованием.

В условиях развитого «Директ-костинг» возникает понятие полумаржи (разность между маржой и постоянными затратами) – это учетная категория позволяет лучше измерить рентабельность продукта, выделяя затраты, которые к нему относятся.

При втором варианте – отличается от строгого соблюдения переменной себестоимости, т.к. себестоимость включает не только переменные, но и часть прямых постоянных затрат.

В отечественной практике представлено 2 варианта учета переменных затрат:

1. Традиционный вариант – в течение отчетного периода прямые затраты собираются по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства»; косвенные расходы учитываются по дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Далее расходы, собранные на счетах 25 и 26 в конце отчетного периода подлежат списанию в дебет счета 20, 23 с одновременным их распределением между объектами калькуляции. Счета 25 и 26 закрываются, при этом калькулируется полная фактическая себестоимость готовой продукции.

2. Этот вариант предполагает разделение всех затрат за отчетный период на прямые производственные затраты, косвенные производственные расходы и постоянные расходы (периодические), связанные с длительностью отчетного периода.

Прямые производственные затраты собираются по дебету счетов 20 или 23, косвенные производственные расходы учитываются по дебету счета 25, постоянные расходы собираются по дебету счета 26. В конце отчетного периода косвенные производственные затраты списываются с кредита счета 25 в дебет счетов 20, 23. Прямые и косвенные производственные расходы включаются в себестоимость по корреспонденции Дт 90 Кт 26. Этот вариант предусматривает применение на практике основной идей «Директ-костинг», т.е. разделение затрат по признаку их взаимосвязи с производством и калькулирование на этой основе неполной и сокращенной себестоимости.

Можно выделить два преимущества данного варианта:

1. упрощение учета (малые предприятия);

2. дополнительные аналитические возможности, т.е. создание внутренней системы управления себестоимостью (средние и крупные предприятия).

46 Организация учета затрат по системе «Стандарт-костинг».

«Стандарт-костинг» - это система управленческого учета, направленная на регулирование прямых затрат производства путем составления до начала производства стоимостных калькуляций и учета фактических затрат с выделением отклонений от стандартов.

«Стандарт» – количество необходимых для производства единицы продукции материальных и трудовых затрат или заранее исчисленные материальные и трудовые затраты на производство единицы продукции, работ, услуг.

«Кост» - денежное выражение произведенных затрат на изготовление единицы продукции.

Смысл системы «Стандарт-костинг» заключается в том, что в учет вносят то, что должно произойти, а не то, что произошло.

Основная задача этой системы – это учет потерь о отклонений в прибыли предприятия.

Характерными особенностями системы «Стандарт-костинг» являются:

1. основой выявления отклонений от стандартов в процессе расходования средств являются бухгалтерские записи на специальных счетах, но не их документирование. Перед управляющими ставится задача не документировать отклонения, а не допустить их;

2. не все предприятия отражают в бухгалтерском учете выявленные отклонения, а лишь те из них, которые используют текущие стандарты;

3. для отражения отклонений от стандартов выделяются специальные синтетические счета.

Существуют варианты системы «Стандарт-костинг»:

1. затраты собирают по дебету счета 20 и оценивают по стандартной стоимости; готовая продукция списывается с кредита этого же счета также по стандартной стоимости; незавершенное производство оценивается также по стандартной стоимости. Отклонения учитываются отдельно и списываются на счет 90.

2. затраты учитывают по дебету счета 20 по фактической стоимости, а с кредита счета списывается готовая продукция по стандартной стоимости, незавершенное производство оценивается по стандартной стоимости с учетом отклонений от фактических затрат. Отклонения списывают на счет 90.

Преимущества системы «Стандарт-костинг»:

1. возможность прогнозирования затрат на будущее;

2. минимизация учетной работы, связанной с калькулированием;

3. предоставление менеджерам точных данных о себестоимости производства на основании которых можно планировать объем продаж и установить оптимальные цены.

Эта система широко применяется за рубежом, т.к. она обеспечивает данными о затратах для самых разных целей.

46 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ.

Бюджетирование это комплексная система, которая включает в себя технологию планирования взаимоувязанных объемных и стоимостных показателей с установлением персональной ответственности за их исполнение и технологию управления финансовыми ресурсами на основе определения отклонений от установленных стандартов (плановых значений показателей) для своевременного принятия обоснованных мер по их устранению (управление по отклонениям).

Объекты бюджетирования – доходы и расходы предприятия и его подразделений, т.е. денежные потоки, связанные с производством и реализацией определенных видов продукции, работ, услуг.

Таким образом, бюджетирование можно определить как процесс управления, основанный на прогнозировании финансовых потоков и определении принципов их распределения.

Бюджет — это план доходов и расходов в денежном выражении за определенный период времени. Он необходим для планирования, учета, контроля оценки эффективности деятельности предприятия.

Методы, используемые в бюджетировании:

1) при бюджетном планировании используют прогностические и статистические методы; 2) при бюджетном учете и контроле используют методы финансового и управленческого учета, стандарт-кост, директ-костинг, нормативный метод учета затрат, математические методы анализа.

Существует достаточно большое разнообразие бюджетов, которые группируют по определенным признакам:

1) по степени обобщения информации;

2) по периодичности представления;

3) по способу планирования;

4) по механизму исполнения.

По степени обобщения информации выделяют бюджеты: главный (генеральный), общий, частный.

Главный бюджет охватывает основную деятельность предприятия. Его цель — объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений предприятия, для которых составляются частные бюджеты. К частным бюджетам относятся бюджет продаж, бюджет закупок, производственный бюджет.

Главный бюджет включает в себя операционный и финансовый бюджеты. Операционный бюджет — это текущий бюджет. Он показывает прогнозируемые объемы продаж и производства, который в результате сводится к прогнозированию прибыли и убытка.

Финансовый бюджет прогнозирует денежные потоки организации. Как правило, он оформляется в виде прогноза движения денежных средств на определенный планируемый период. Он составляется на основании операционного бюджета.

Бюджеты могут составляться как по подразделениям, так и по отдельным видам деятельности (например, бюджет социального развития, бюджет НИР).

Бюджет, скоординированный по всем программа, по всем структурным подразделениям и представляющий план работы предприятия в целом, называется общим бюджетом.

В зависимости от периода составления: бюджеты подразделяют на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (2-3 года), долгосрочные (свыше 3 лет). Однако на предприятиях промышленности могут составляться месячные бюджеты.

По способу планировании: бюджеты делят на дискретные и скользящие. Дискретный бюджет составляется на год, но с разбивкой по кварталам и месяцам. Если используется метод непрерывного планирования, то в таком случае формируется скользящий бюджет. Скользящие бюджеты наряду с данными текущего планирования включают информацию прошедших периодов.

По механизму исполнения: выделяют статический и гибкий бюджеты. Статический бюджет рассчитан на конкретный уровень деловой активности предприятия, т. е. в нем доходы и расходы планируются исходя только и одного объема продажи продукции. Статический бюджет наиболее эффективен, когда деятельность предприятия стабильна., чаще всего для расходов, независящих от объемов продажи и производства (например, в отделах административного управления). Сравнение статического бюджета с фактически достигнутыми результатами производства в независимости от объема продажи продукции

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БЮДЖЕТОВ

В зависимости от поставленных задач бюджет может быть общим (генеральным) или частным, гибким или статическим.

Частный бюджет — это план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации. Учитывая многогранность деятельности организации и взаимосвязь между определенными видами деятельности, частные бюджеты тесно связаны между собой.

Общий (генеральный) бюджет — это скоординированный план деятельности организации, разработанный в целом исходя из учета основного бюджетного фактора. Он объединяет частные бюджеты подразделений организации.

Общий (генеральный) бюджет состоит из трех частей: оперативного (операционного), финансового и инвестиционного бюджетов.

Оперативный бюджет — текущий, периодический, характеризует планируемые операции на предстоящий период. Цель такого бюджета — разработка плана прибылей и убытков. Если основной бюджетный фактор — объем продаж, то он формируется из таких вспомогательных смет, как: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов, бюджетный отчет о прибылях и убытках.

Инвестиционный бюджет является планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период.

Финансовый бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.

Статический бюджет — это бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статический бюджет включает доходы и затраты исходя из запланированного объема реализации.

Гибкий бюджет — это связывающее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В этом бюджете переменные затраты организации (подразделения) рассчитываются исходя из норм в расчете на единицу продукции и уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджета.

Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации

Если организация не имеет возможности прогнозировать свою деятельность на несколько периодов вперед, то целесообразно разрабатывать «скользящий» бюджет . Это такой бюджет, который постоянно обновляется путем составления прогноза на предстоящий период в момент завершения предыдущего.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.