Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-06-11 | 864 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Появившись в середине XX века, концепция КСО до сих пор не получила должного теоретического обоснования и по-прежнему остается предметом научных дискуссий. В настоящее время можно отметить многообразие различных подходов к определению сущности данного понятия: от функции PR и маркетингового инструмента до целостной парадигмы современного бизнеса (см. Приложение 1).
Том Китчин в своей статье «Корпоративная социальная ответственность: в фокусе бренд»[15] проводит подробный анализ этимологии понятия «корпоративная социальная ответственность». Корпорация, корпоративный означает прибыльную или стремящуюся к прибыли структуру. Социальный означает «относящийся к обществу», в большей степени относительно к «нуждающимся общностям». Ответственность не означает юридически закрепленного обязательства, а подразумевает нечто имеющее отношение к общепринятым нормам морали, естественному долгу.
Институт исследований Всемирного банка считает, что КСО – это «намерение предпринимателей внести вклад в устойчивое экономическое развитие на основе сотрудничества с работниками, их семьями, местной общиной и обществом в целом с целью повышения качества жизни такими способами, которые выгодны для бизнеса и благоприятны для развития»[16].
Ассоциация менеджеров России, проводящая широкомасштабные исследования в данной области, определяет КСО как «добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью и выходящий за рамки определенного законом минимума»[17]. Одновременно в Меморандуме «О принципах корпоративной социальной ответственности» Ассоциация менеджеров отмечает, что КСО есть «философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений»[18].
Беляева И.Ю. и Эскиндаров М.А. дают следующее определение: КСО – это «обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы, принятое компанией сверх того, что требует закон и экономическая ситуация»[19].
Интересен анализ структурирования концепции КСО, приведенный Стивеном и Коултером [20]. Авторами предлагается выделение трех основных компонентов направления ее развития: социальные обязательства, социальное реагирование и собственно социальная ответственность (рис. 4).
|
Социальное обязательство служит основанием для социально-ориентированной деятельности и предполагает достижение социальных целей только в той мере, в какой они способствуют достижению ее экономических целей.
Социальное реагирование – это способность компании адаптироваться к изменяющимся общественным условиям. Социально реагирующие компании руководствуются социальными нормами, значение которых определяется тем, что они служат для менеджеров удобными и полезными ориентирами в процессе принятия управленческих решений. Вместо того, чтобы оценивать, какие действия благоприятны для общества с точки зрения долгосрочной перспективы, менеджеры определяют основные нормы и корректируют степень социального участия своих организаций таким образом, чтобы обеспечить их быструю реакцию на изменение социальных условий.
Социальное реагирование |
Социальная ответственность |
Социальное обязательство |
Выход за экономические и юридические требования, соответствие морально-этическим принципам |
Рисунок 4 – Взаимосвязи структурных элементов КСО
Социальная ответственность предполагает обязательство компании преследовать долгосрочные общественно-полезные цели, принятые сверх требуемого от нее в соответствии с законодательством и экономическими условиями. Понятие социальной ответственности напрямую связано с морально-этической стороной, а именно: компания должна делать то, что полезно обществу, направлено на его совершенство, а не на то, что способно привести к его ухудшению. Например, производители оружия, алкоголя, табачных изделий никогда не считаются социально ответственными, хотя их затраты на пропаганду здорового образа жизни, лечения никотино – и наркозависимости могут быть весьма значительны.
Сравнительный анализ концепций социальной ответственности и социального реагирования приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика социальной ответственности и социального реагирования
|
Социальная ответственность | Социальное реагирование | |
Основная идея | Этическая | Прагматическая |
Нацеленность на результат | Конечная цель | Средства достижения цели |
Акцент | Обязательство | Реакция на изменения |
Горизонт принятия решений | Долгосрочные общественно полезные цели | Средне- и краткосрочные перспективы |
Ю.Н. Лаплыгин и Д.Ю. Лаплыгин выделяют два основных подхода к пониманию корпоративной социальной ответственности (рис. 5). При комплексном подходе, который стал преобладать в последнее десятилетие, речь идет о формировании стратегической модели достижения поставленных целей на основе комплексной увязки бизнеса, социальной политики и экологических вопросов через разработку корпоративной стратегии и ее последующую декомпозицию до уровня проектов, программ и мероприятий.
КСО |
Комплексный подход |
Упрощенный подход |
- работа по обращениям, - ответ на просьбы властей и требования профсоюзов, - социальные проекты по развитию персонала, - благотворительность |
- философия развития, - корпоративная стратегия, - экономическая политика, - кадровая политика, - экологическая политика, - социальная политика |
Рисунок 5 – Подходы к пониманию КСО
Попытка системного обобщения корпоративной социальной ответственности предпринята в Национальном докладе по корпоративному управлению. Новый подход к стратегической роли КСО позволяет определить ее как «систему последовательных экономических, экологических и социальных мероприятий, а также этических норм и ценностей компании, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами и направленных на снижение нефинансовых рисков, долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации компании, а также на рост капитализации и конкурентоспособности, обеспечивающих прибыльность и устойчивое развитие предприятия»[21].
Рассмотрение КСО с позиций системного подхода позволяет выделить ряд ее важнейших параметров: объект, субъект, принципы, уровни, инструменты, методы и институты КСО (Приложение 4).
Субъектами КСО являются компании различных организационно-правовых форм. Концепция КСО коренным образом меняет роль бизнеса в общественном развитии: он рассматривается теперь не столько в качестве основного катализатора экономического прогресса, сколько в качестве полноправного участника общественных отношений. Спектр функций современных корпораций включает не только экономическую, но и политическую, нравственную, инновационную и лидерскую функции[22]. Многообразие функций порождает возникновение новых корпоративных ролей. Так, например, Ассоциацией менеджеров России предложена следующая классификация: работодатель, производитель, налогоплательщик, заемщик капитала, бизнес-партнер, корпоративный гражданин, член общественных организаций[23]. Подобная «многоликость» современного бизнеса приводит к возрастанию его ответственности за исполнение возложенных обязательств.
|
Объектом КСО выступает социальная среда компании, включающая ее основных стейкхолдеров (заинтересованных сторон). Под «заинтересованной стороной» можно понимать любую поддающуюся идентификации группу или лицо, от которых зависит дальнейшее выживание организации[24]. В этом смысле стейкхолдерами являются работники организации, покупатели, поставщики, основные правительственные организации. Важнейший аргумент сторонников КСО заключается в том, что компания, которая стремится понять позицию своих стейкхолдеров и улучшить отношения с ними, получит долгосрочные преимущества с точки зрения роста дохода акционеров.
КСО как система опирается на свод принципов, определяющих ее структуру, методы и процессы:
• системность, обеспечивающая эффективность реализации КСО в системе корпоративного управления,
• комплексность, направленная на скоординированность деятельности компании по трем направлениям устойчивого развития: экономика, экология и социальная политика,
• социальность, нацеленная на удовлетворение потребностей общества в целом или его важнейших частей и групп,
• открытость всех действий компании в области КСО,
• подотчетность перед своими заинтересованными сторонами и обществом в целом, соответствие принятым на себя обязательствам и применяемым стандартам,
• инновационность мероприятий и технологий КСО,
• интегрированность в деятельность компании,
• взаимодействие с заинтересованными сторонами на регулярной и открытой основе,
• существенность мероприятий и технологий КСО, имеющих реальное и конкретное значение для заинтересованных сторон компании, местных сообществ и для общества в целом,
• реагирование на оценки, критические замечания и ожидания заинтересованных сторон по всем направлениям своей социальной ответственности, отражаемых в том числе в открытой нефинансовой отчетности по выполнению своих законодательно предусмотренных и дополнительных обязательств.
Классификацию КСО возможно провести по следующим критериям: направленность, сферы и характер (рис. 6).
В структуре КСО можно выделить 2 основных контура: внутренний (реализация социальной активности на микро-уровне внутри корпорации) и внешний (осуществление политики КСО на макро-уровне во взаимодействии с внешней средой).
Вмененный характер социальной ответственности предполагает соблюдение официально закрепленных норм законодательства. Дополнительные мероприятия в области социальной ответственности бизнеса не имеют каких-либо пределов, составляя предмет добровольной инициативы во взаимодействии с заинтересованными сторонами самой корпорации и обществом в целом.
|
К внутренней социальной ответственности, прежде всего, относится обеспечение развития человеческого потенциала в рамках корпорации за счет системы профессиональной подготовки и постоянного повышения их квалификации, а также предоставление сотрудникам комплекса социальных гарантий сверх установленного законодательством минимума. Кроме того, внутренняя социальная ответственность обеспечивается за счет соблюдения корпорациями правовых и этических норм ведения бизнеса, положений международных стандартов и кодексов корпоративного управления.
КСО |
Экономическая |
Экологическая |
Социальная |
Ответственность перед внутренними стейкхолдерами |
Ответственность перед внешними стейкхолдерами |
Вменненный – закрепленные законодательно обязательства перед стейкхолдерами |
Добровольный – добровольно принятые обязательства перед стейкхолдерами |
Характер КСО |
Рисунок 6 – Классификация корпоративной социальной
Ответственности
Среди направлений внешней социальной ответственности отмечают:
- предоставление потребителям качественных товаров по экономически обоснованным ценам, соблюдение требований и норм безопасности продукции, совершенствование системы обслуживания, в том числе информационного сервиса,
- реализация программ по охране окружающей среды, поддержка нуждающихся и социально-уязвимых слоев населения: детей-сирот и инвалидов, пенсионеров, семей погибших, спонсорская поддержка спортивных, образовательных учреждений, организаций культуры и искусства,
- взаимодействие с государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем и реализации целевых программ и проектов, направленных на содействие социально-экономическому развитию региона.
Экономическая сфера социальной ответственности относится к области реализации бизнес-целей компании (извлечение прибыли, рост, завоевание рынков и т.д.). Экологическая сфера является неотъемлемой системой обеспечения производства природными факторами и в связи с этим испытывает определенную нагрузку. Социальная сфера поставляет кадровые, культурные и другие ресурсы для деятельности компании и на выходе имеет как пользу для себя в виде социально значимой продукции и услуг, занятости, так и некие негативные экстерналии (сокращение, производственные травмы и т.п.). Такой принцип выделения областей корпоративной ответственности закреплён во всех современных международных стандартах корпоративной ответственности и социальной (нефинансовой) отчётности.
|
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!