Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-06-09 | 574 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
СамЛИТ
Год
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:
Коробова Е.В., заведующая кафедрой русского языка и литературы Самарского лицея информационных технологий
РЕЦЕНЗЕНТ:
Курова Н.Н., заместитель директора Самарского лицея информационных технологий по науке
Данная «Рабочая тетрадь по русскому языку для V класса» является хорошим подспорьем учащимся и учителям во время занятий по русскому языку. «Тетрадь» ориентирована на планирование материала по учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой*, однако может быть использована и учителями, выбравшими для работы один из функционирующих в современной школе параллельных учебников, а также при повторении материала в последующих классах.
При составлении «Тетради» мы учитывали постоянную нехватку времени на уроках для отработки орфографических и пунктуационных навыков учащихся. В зависимости от имеющегося времени учитель может предложить учащимся либо списать упражнение в тетрадь, выполняя задание, либо просто вставить пропущенные буквы или знаки препинания, тем самым экономя время на уроках и облегчая выполнение домашнего задания. Учтено в «Тетради» и недостаточное количество содержащихся в учебнике упражнений по отдельным темам, особенно упражнений на узнавание орфограмм и пунктограмм.
Составляя «Тетрадь», мы отбирали упражнения на темы, которые представляются наиболее трудными для учащихся V класса. Включен в «Тетрадь» и занимательный грамматический материал, помогающий убедить учащихся в том, что грамматика – увлекательная наука о законах родного языка.
«Тетрадь» состоит из четырех разделов. Первый раздел представляет собой собрание упражнений по орфоэпии и орфографии, сгруппированных по темам и достаточно полно охватывающих материал. Второй раздел посвящен отработке пунктуационных навыков. В третьем разделе представлены упражнения по культуре речи. Упражнения четвертого раздела направлены на комплексный анализ текста.
|
При составлении «Тетради», помимо материалов из личного опыта, были использованы следующие пособия:
* См.: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 1997; Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений: Учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учреждений./ Сост. А.Ю.Купалова. – М.,1997; Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие для 5-7 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 1997
· Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов, поступающих в вузы: Учеб. пособ. – М.: Дрофа, 1997
· Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. – М.: Айрис Рольф, 1996
· Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для школьников и абитуриентов. – Саратов: «Грамотей», 2002
· Упражнения и задания по русскому языку для средней и старшей школы: Учеб. пособ. – М.: «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2000
· Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Калач-на-Дону, 1998
· Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – Минск, 1975
· Фролова Т.Я. Минуя рифы русской орфографии. – Симферополь: «Таврида», 1996
· Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: Дидактические материалы: 6 кл. – Новосибирск: Издательство Новосибирского ун-та, 1998
· Кучеренко Н.Д. Орфография. Русский язык в теории и на практике. – Серия «Школа в клеточку» - М.: Лист, 1997
I. ОРФОЭПИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Ударение
Упражнение 1
Расставьте ударение в приводимых попарно словах.
Атлас (сорт шелковой ткани) – атлас (сборник таблиц, географических карт). Броня (защитная облицовка из стали) – броня (закрепление чего-либо за кем-либо). Вычитать (производить вычитание или удержание при зарплате) – вычитать (выверить рукопись, узнать что-либо при чтении). Мокрота (сырость, влажность) – мокрота (слизистое выделение из дыхательных путей). Острота (остроумное выражение) – острота (свойство чего-либо острого). Пахнуть (издавать запах) – пахнуть (повеять, начать дуть). Проволочка (задержка, промедление при выполнении чего-либо) – проволочка (небольшая тоненькая проволока). Хлопок (удар в ладоши) – хлопок (хлопчатник).
|
Упражнение 2
Правописание разделительных Ъ и Ь
Упражнение 4
Вставьте пропущенные буквы.
Безлюд__е, бур__ян, в__езд, в__юга, в__юнок, об__ездчик, гнездов__е, из__ездить, здоров__е, раз__ярённый, под__езд, п__еса, из__ян, из__еденный, л__ющийся, меж__ярусный, об__ёмный, раз__яснение, р__яный, с__еденный, с__ёжиться, ш__ющий, неб__ющийся, сверх__естественный, жнив__ё, интер__ер, ин__екция, двух__ярусный, под__ехал, сыр__ё, бур__ян, п__ёт, л__ёт, б__ёт, павил__он.
Упражнение 10
Вставьте пропущенные буквы.
Ж__ны декабристов; свиная печ__нка; маленькая ч__рточка; банковский сч__т; заглянуть в щ__лку; таинственный ш__пот; деревянная расч__ска; тяж__лый груз; ж__лтые хризантемы; разбросанные ж__луди; выброшенный на берег ч__лн; ч__рствый хлеб; ш__лковое платье; достать беч__вку; мягкая ш__рстка; деш__вые товары; щ__лкать по носу; ч__тко сформулировать; реш__тка на окне; идти с кош__лкой; сидеть на ж__рдочке; дать пощ__чину; мельничный ж__рнов; ж__сткая щ__тка; тщательно прож__вывать; нежная щ__чка; явиться щ__голем; ч__рная тушь; перспективная уч__ба.
Упражнение 17
Вставьте пропущенные буквы.
Прож__вать в трущ__бе; ж__нглировать т__релками; прочистить ствол __ружия ш__мполом; синие ш__рты; нервный ш__к; измученный изж__гой; маж__рное настроение; выпить барж__ми; п__льто с капюш__ном; ч__рный ш__колад; испугаться ш__роха; быть страшным обж__рой; бесш__вный чулок; реш__нная задача; нагрузить кирпич__м; испеч__м хлеб; ш__кировать публику; ш__тландская юбка; помещ__нный в рамку; переж__г веревку; получить ож__г; расч__сывать ч__лку.
Упражнение 18
Вставьте пропущенные буквы.
Преследовать зайч__нка; выйти на луж__к; камыш__вая крыша; лавч__нка старьёвщика; забавный индюш__нок; алыч__вая настойка; на редкость смеш__н; мелочная душ__нка; главный дириж__р; золотой гребеш__к; деревянный боч__нок; легкий пуш__к; старич__к с внуч__нком; грош__вый; ноч__вка; ухаж__р.
Упражнение 19
|
Правописание И/Ы после Ц
Упражнение 20
Вставьте пропущенные буквы. (Значение незнакомых слов проверьте по толковому словарю)
Вакц__нация, рец__див, ц__тадель, принц__п, амортизац__я, ц__ркуляц_я, ц__ганщина, аклиматизац__я, ц__стерна, ц__клоп, лисиц__н, светлолиц__й, пуктуац__онный, классификац__я, ц__плятник, лейкоц__т, щипц__, пац__фист, ц__рюльник, ц__пки, танц__, ц__мбалы, ц__трусовые, изоляц__я, куриц__н, ц__плёнок, ц__ганочка, сенц__, тенденц__я, сенсац__я, ц__п-ц__п, пац__ент, эрудиц__я, ц__ничный, куц__й.
Упражнение 21
Вставьте пропущенные буквы.
Ги__кая ветка, ро__кий человек, снежный сугро__, заячий тулу__, шерстяная ю__ка, хру__кая вещь, про__ковое дерево, обстричь но__ти, новый галсту__, вкусный пиро__, электрический утю__, ре__кий случай, жу__кий рассказ, успешная моло__ьба, гла__кий асфальт, тонкая бечё__ка, прочная верё__ка, ко__кий металл, ло__кий прыжок, алюминиевая фля__ка, тёплая ко__та, неожиданная про__ьба.
Упражнение 23
Вставить пропущенные буквы.
Скр__пит дверь, скр__пить булавкой, отв__рить макароны, отв__рить окно, ветер обв__вал, плющ обв__вал, ув__дать без влаги, ув__дать в зеркале, раск__ли полено, раск__ли плиту, зал__зать на дерево, зал__зать рану, задр__жать от ужаса, раздр__жать болтовнёй, зап__вать песню, зап__вать таблетку, ум__лять о пощаде, ум__лять значение.
Упражнение 43
Вставить пропущенные буквы.
1. Отд__лённые горы были ясно в__дны.
2. Кр__сногрудые сн__гири устроились на р__бине и клюют яг__ды.
3. Прим__ряться со злом – значит с__мому стать безнравственным ч__ловеком.
4. Всегда безмолвно на д__лины гл__дел с утёса мрачный дом.
5. Орёл немного пос__дел и тут же на другой овин перел__тел.
6. Пока мол__ды, с__льны, б__дры, не уст__вайте делать д__бро.
7. Пот__нул в__т__рок, воду морщит, р__бит.
8. Пол__скать бел__ё з__мою в л__дяной в__де руч__я – каторжное дело.
9. Разг__воры в__лись ш__потом.
10. В__сной в__с__лит, летом х__л__дит, ос__н__ю п__тает, з__мой согр__вает.
Упражнение 45
Вставить пропущенные буквы
Пож..леть | К..ртоф..ль | За..ц |
Заш..гать | П..суда | В..трина |
К..пуста | К..рзина | Л..донь |
Д..ректор | Л..пата | Г..раж |
К..мпот | ..громный | В..кзал |
Пл..ст..лин | К..мар | Г..л..рея |
В..н..грет | М..к..роны | Р..клама |
К..пуста | К..никулы | Ш..фер |
Объед..ниться | Д..алог | Ф..милия |
Разл..мать | К..лендарь | Ц..мент |
Г..р..зонт | Д..ван | Об..яние |
Б..гряный | К..ртина | Об..няние |
Б..рдовый | М..тель | К..стер |
Кр..вать | В..гон | Б..рюзовый |
Т..релка | К..р..ндаш | Д..лекий |
Ин..й | Б..тинки | Д..лина |
Обл..ко | Б..лкон | Разв..зать |
М..рковь | С..поги | Б..лет |
Т..рмометр | С..крет | Пок..зать |
..рф..графия | ..така | Б..т..рея |
|
Упражнение 47
Вставьте пропущенные буквы.
Пос__деть к старости
Зап__вать хором
Исс__ченный кнутом
Прив__дение к присяге
Ст__рожил села
Скр__пить клятвой
Отв__рить калитку
Сл__пить глаза
Разр__дить посевы
Ум__лять о пощаде
Б__чевать недостатки
Нак__лить атмосферу
Ч__стота в комнате
Вып__рите соль
Пос__деть у реки
Зап__вать лекарство
Исс__кают силы
Прив__дение в замке
Ст__рожил сад
Скр__петь дверью
Отв__рить всмятку яйца
Сл__паться в комок
Разр__дить атмосферу
Ум__лять вину
Б__чевая тяга
Нак__лоть дров
Ч__стота колебаний
Вып__рите шов
Упражнение 50
Распределите приведённые ниже слова на две группы. В первой группе запишите слова с проверяемой безударной гласной и подберите проверочные слова; во второй – слова с непроверяемой безударной гласной. Вставьте пропущенные буквы.
Б__ндит, б__гаж, б__гровый, б__рёза, б__ч__ва, б__л__тёр, в__сло, в__селиться, в__т__ран, д__станция, д__мино, к__нверт, к__р__син, м__золь, м__гнит, м__теж, н__веста, обм__леть, п__чать, п__джак, р__сование, р__бина, с__пог, т__невой.
Упражнение 52
Вставить пропущенные буквы
Пож..леть | К..ртоф..ль | За..ц |
Заш..гать | П..суда | В..трина |
К..пуста | К..рзина | Л..донь |
Д..ректор | Л..пата | Г..раж |
К..мпот | ..громный | В..кзал |
Пл..ст..лин | К..мар | Г..л..рея |
В..н..грет | М..к..роны | Р..клама |
К..пуста | К..никулы | Ш..фер |
Объед..ниться | Д..алог | Ф..милия |
Разл..мать | К..лендарь | Ц..мент |
Г..р..зонт | Д..ван | Об..яние |
Б..гряный | К..ртина | Об..няние |
Б..рдовый | М..тель | К..стер |
Кр..вать | В..гон | Б..рюзовый |
Т..релка | К..р..ндаш | Д..лекий |
Ин..й | Б..тинки | Д..лина |
Обл..ко | Б..лкон | Разв..зать |
М..рковь | С..поги | Б..лет |
Т..рмометр | С..крет | Пок..зать |
..рф..графия | ..така | Б..т..рея |
Упражнение 53
Вставить пропущенные буквы
Ябл..ня | Пл..нета | Вп..ч..тление |
С..дой | К..т..лог | М..гн..тофон |
В..дяной | К..стюм | Р..к..мендация |
Г..р..дской | М..трос | Ст..д..он |
М..л..дой | М..ряк | В..т..ран |
Оп..здать | ..рбита | К..л..нна |
Г..в..рить | П..мощник | ..нт..рьер |
Св..рить | П..йзаж | Пр..вратить |
Сп..ртсмен | П..раш..т | Пр..вычка |
В..р..тник | Пр..рода | Пр..пятствие |
Акв..рель | Пр..мер | Пр..гл..сить |
Г..роизм | С..н..торий | Р..зультат |
Г..гантский | Тр..н..ровать | Трен..р |
Ж..кей | Тр..буна | Уд..вительный |
Д..л..гат | Ф..нтастика | П..ртрет |
Ж..нглер | Ф..нтан | В..кзал |
Ж..ри | Ш..колад | Д..волен |
К..б..нет | ..ккорд | Г..зета |
К..п..тан | ..р..мат | Объ..вление |
С..жать | Б..да | Ш..ссе |
Упражнение 54
|
Вставьте пропущенные буквы.
Пл__вание, пл__вучесть, пл__вун, попл__вок, пл__вец, пл__вник, пл__вунец, пл__вчиха, пл__вучий.
Упражнение 64
Вставьте пропущенные буквы.
Непр__тязательный наряд, пр__вышать полномочия, пр__увеличивать значение, пр__искать убежище, пр__глядеться к прохожему, танцевать пр__свистывая, пр__градить дорогу, пр__гожий молодец, пр__рвать собеседника, пр__вратиться в принцессу, пр__словутый роман, пр__стыдить шалунов, толстый-пр__толстый мужчина, пр__вивка от болезней, пр__манить птичку, пр__стегнуть ремни безопасности, пр__дать гласности, пр__нарядиться к празднику, пр__утихнуть на время, пр__парковать машину, пр__добрый человек.
Упражнение 76
Вставьте пропущенные буквы.
Пр__клоняться перед учителем – пр__клонить голову; пр__ступить закон – пр__ступить к осуществлению операции; пр__бывать на конечный пункт – пр__бывать в состоянии неуравновешенности; выбрать себе пр__емника – настроить пр__ёмник на искомую волну; пр__зреть сироту – пр__зреть опасность; пр__ходящая популярность – пр__ходящие с опозданием; древнее пр__дание – пр__дание статуса гражданина РФ; пр__пираться с соседями – пр__переть дверь; пр__вратный взгляд на вещи – лакей-пр__вратник; пр__дел желаний – церковный пр__дел; непр__менные условия – непр__менимые правила игры; пр__ставиться в одночасье – пр__ставить соглядатая.
Упражнение 78
Правописание глаголов
Упражнение 80
Вставьте пропущенные буквы.
По алле__, у алле_, в хво__, из хво__, в оранжере__, из оранжере__, в ста__, от ста__, в галере__, из галере__, в басн__, из басн__, на башн__, с башн__, об урожа__, в случа__, у пристан__, в россып__, в рукопис__, у вишн__, в ущель__, к цитадел__, в неведени__, о недовери__, к гость__, о творени__, на верхушк__, в прикосновени__, в изложени__, в отдалени__, в ожидани__, в немилост__, в преддвери__, о прибо__, на перепуть__, в подземель__, в портфел__, в сочинени__, из жест__.
Упражнение 89
Вставьте пропущенные буквы.
Серьёзно отнестись к стипенди__, подать надежду юнош__, направиться к конюшн__, объяснить всё дочер__, принадлежать к племен__ майя, придать лекци__ особое значение, стремиться к независимост__, подойти к знамен__, приблизиться к гаван__, написать письмо Мари__ и Наталь__, обрадоваться новой коллекци__, удивиться проявленной нежност__, ступенька к мудрост__, завидовать роскош__, бросить вызов фортун__, относиться с уважением к старост__, придумать кличку лошад__, следовать традици_, составить компанию матер__, подбежать к дедушк__.
Повторение
Упражнение 91
Вставьте пропущенные буквы.
Вып__лнить д__машн__ю р__боту, допустить __шибки в д__маш__й р__боте, расск__зать о здешн__й п__год__, бр__дить осенн__м днём, о м__росящ__м д__жде, до поздн__го вечера, о син__м небе, ранн__м летн__м утром, в р__боч__м состояни__, о древн__й коллекци__.
Упражнение 92
J Решите кроссворд.
По горизонтали: 4. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? 7. Какое общее значение объединяет слова радость, ребёнок, снег, листва, яблоко? 8. Род имён существительных пламя, солнышко, животное. 9.Изменение имён существительных по падежам. 10.Каким членом предложения является выделенное слово: Волга – красивейшая русская река. 11.Постоянный грамматический признак имени существительного. 16. Каким членом предложения чаще всего являются существительные в косвенных падежах? 17. Имя существительное, называющее единичный предмет.
По вертикали: 1. Имя существительное, являющееся обобщённым наименованием предметов. 2. Имя существительное, называющее живой предмет и отвечающее на вопрос кто? 3. Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? 5. Число существительных молоко, молодёжь, кино. 6. Число существительных Карпаты, дрожжи, щипцы. 12. Непостоянный грамматический признак имени существительного. 13. Склонение имён существительных мышь, дичь, лень. 14. Склонение имён существительных юноша, страна, забияка. 15. Склонение имён существительных слово, добро, солнце.
Сложносокращённые слова
Упражнение 98
J Решите кроссворд.
По горизонтали: 3.Раздел науки о языке, изучающий строение и образование слов. 11. Какое значение заключено в основе? 12. Замена одних звуков другими в одной и той же части слова (кос –кас; рас- - раз-). 13.Часть слова без окончания. 14.То, что объединяет слова весело, веселье, веселиться, весёлый. 15.Способ образования слов диван-кровать, звездочёт, теплосеть. 16.Способ образования слов мороженое, учёный, военный.
По вертикали: 1. Способ образования слов с помощью суффикса. 2.Какое значение заключено в окончании? 4.Как называются слова пешком, пешеход, пеший, спешиться? 5.Какие слова не имеют окончания? 6.Способ образования слов с помощью приставки. 7.Окончание в словах приятель, тень, ученик. 8.Часть слова, которая служит для образования слов ходьба, листва, тряпьё. 9.Что образуется при помощи окончания? 10.Гласные в корнях соберёшь – собрать, оттереть – ототри.
II. СИНТАКСИС
Словосочетание
Упражнение 100
P
Главные члены предложения
Упражнение 105
Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните подлежащее. Укажите, чем оно выражено.
1. В пр__хладном зеркал__ в__ды отр__жаются утренн__е звёзды.
2. Из кругл__го __кна каюты видно море.
3. Оно плещ__тся рядом с тобой.
4. Долго см__трели мы вслед ста__ птиц.
5. Каждый мож__т найти себе инт__ресное з__нятие.
6. Под пение птиц подн__мается над з__млёй солнце.
7. Мы бр__саем из __кна птицам хлебные крошки.
8. У кромк__ в__ды с__дели два м__двеж__нка.
9. Из __кна в__гона ты увид__ш__ много инт__ресн__го.
10. Никто не плава__т по опасной р__ке.
Упражнение 106
Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните подлежащее. Укажите, чем оно выражено.
1. Ст__клянным д__ждём брызнула рыбная мелоч__.
2. Много гнёзд пр__ютил__сь на высоких скалах.
3. Хлынули п__токи звуков и зат__пили лес.
4. Над т__йгой подн__лось со__нце.
5. Ж__ли на застав__ три погр__ничника.
6. См__лой пахнут набухш__е почки д__рев__ев.
7. Пр__мые и высокие сосны любят простор.
Упражнение 107
Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните сказуемое. Укажите, чем оно выражено.
1. Л__тература – учебник ж__зни.
2. Грянул в__сёлый майский гром.
3. Я люблю свой р__дной край.
4. Х__роши б__льшие гл__застые р__машки.
5. П__хуч в__сенний ландыш.
6. Вышла на край с__ла старая л__сиха.
7. Кудри б__рёз расч__сыва__т ветер.
8. Лес – наше сп__сение от засух и суховеев.
Упражнение 108
Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните сказуемое. Укажите, чем оно выражено.
1. Каша сладкая.
2. Зам__ч__тельный п__дарок мне пр__слал по почте брат.
3. Учен__е – путь к умен__ю.
4. Друга сп__сти – высшая честь.
5. Каждый зна__т прав__ла дорожн__го дв__жения.
6. Пёстрые баб__чки кр__сивы.
7. Праз__ность – пл__хой с__ветчик.
Упражнение 109
Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните грамматические основы. Укажите, чем они выражены.
1. Я с инт__ресом рассматривал р__звалины крепости.
2. Красная р__кета – с__гнал к действию.
3. Компас с с__бой захв__тил пастуш__к.
4. Р__зведчики очень ост__рожны и опытны.
5. З__мля – наш общий дом.
6. Память о летн__м рассвете я в гор__д с с__бой ун__су.
7. Шлют птицы пр__щ__льный пр__вет р__дным м__стам.
8. Окружающий нас мир огромен и уд__вителен.
|
Предложения с обращениями
Упражнение 126
Сложное предложение
Упражнение 130
III. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Упражнение 132
J Решите кроссворд.
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается... История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок... Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим... Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |