Комплектация экипажа и организация управления транспортным судном — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Комплектация экипажа и организация управления транспортным судном

2017-06-09 1254
Комплектация экипажа и организация управления транспортным судном 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Архитектура судна

Архитектура судна – совокупность основных технических решений, определяющих внешний и внутренний облик судна, и основанных на требованиях эксплуатации, законах эстетики и эргономики.

Внешний архитектурный облик судна описывается геометрией надводной части корпуса, видом надстроек и рубок, количеством, формой и местом расположения мачт, кожухов дымовых труб, грузовых устройств и других значительных по объемам элементов внешнего оборудования судна. Большую роль во внешнем архитектурном облике играет окраска корпуса и надстроек.

Для внешнего вида современного грузового судна характерны следующие черты:

- расположение жилой надстройки полностью или частично над машинным отделением со смещением в крайнее кормовое положение;

- отказ от криволинейных образований палубы (седловатости и поперечной погиби) и кормовой оконечности (устройство транеца в надводной части крейсерской кормы);

- использование плоских граней для формирования стенок надстроек, рубок, кожухов дымовых труб;

- отказ от чисто декоративных конструктивных элементов (скругления вырезов в фальшборте, криволинейных книц и т.п.).

Внешний архитектурный облик судна формируется на самых начальных этапах проектирования судна. Его основа – главные размерения и их соотношения, характеризующие боковой вид надводной части, место расположения машинного отделения по длине судна, выполнение требований к размещению навигационного и сигнального оборудования судна (видимость из рулевой рубки, расположение ходовых огней).

Особенности внешнего архитектурного образа судна уточняются в процессе разработки чертежей общего расположения (размеры надстроек, определяемые, среди прочего, численностью экипажа и условиями его размещения на судне, размещением служебных помещений).

Окраска наружных поверхностей корпуса и надстроек современного грузового судна имеет как общие характерные черты, так и особенности, диктуемые судовладельцем.

Общие черты: белый цвет рубок и верхних ярусов жилой надстройки – традиционен, т.к. уменьшает нагревание солнечными лучами, воспринимается человеком как нечто чистое, эмоционально положительное на фоне не всегда светлого неба и моря.

Цвета окраски металлических палуб определяются прежде всего эксплуатационными соображениями: они должны скрывать возможные повреждения, быть износоустойчивыми, но одновременно – отражать солнечные лучи. Наиболее часто применяемые цвета – зеленый, коричневый, синий.

Цвета окраски надводной части корпуса имеют широкий диапазон спектра: от белого до черного. При этом превалируют как эксплуатационные соображения (желание скрывать незначительные повреждения покрытия, легкость восстановления местных повреждений), так и желание судовладельца подчеркнуть принадлежность судна.

В ряде случаев цвет корпуса диктуется желанием обеспечит его лучшую заметность со стороны (суда ледового плавания – оранжевый цвет)

Цвет спасательного оборудования (оранжевый) определяется международными правилами (видимость на фоне моря).

Следует отметить, что внешний вид современного грузового судна во все большей степени подчиняется чисто эксплуатационным требованиям, которые не всегда

соизмеряются с такими качествами судна как обитаемость, композиционная завершенность и др.

К числу основных характерных черт внутренней архитектуры судна относят:

- простоту схемы общего расположения, позволяющую человеку легко ориентироваться и безопасно передвигаться, находясь внутри судна или снаружи;

- форма и размеры оборудования должны подчиняться законам эргономики с учетом особенностей нахождения человека на морском судне;

- цветографические схемы окраски и отделки помещений направлены на расширение замкнутого пространства, на создание положительных эмоций человека, либо на акцентирование опасных для человека явлениях.

В задачи разработки внутренней архитектуры судна входят:

- разработка принципов расположения жилых, общественных и прочих помещений экипажа, служебных и других помещений, их связи между собой и с рабочими местами членов экипажа;

- разработка («организация») внутреннего расположения отдельных помещений – состав и расположение мебели, санитарно-технического оборудования, осветительного оборудования, приборов искусственного климата;

- разработка расположения механизмов, приборов, пультов управления в служебных помещениях с учетом технических и эргономических требований;

- разработка элементов декоративной отделки помещений, выбор схемы окраски, материалов для отделки.

Следует отметить, что архитектурное проектирование осуществляется на основе системного подхода: взаимоувязываются размеры помещений и расположение оборудования в них с формой надстроек. Наиболее характерным примером может служить модульный принцип формирования общего расположения.

 

Общее расположение судна

Общее расположение судна – изображенное на чертежах расположение судовых помещений, основных механизмов и оборудования.

Общее расположение включает в себя чертежи бокового вида судна, продольного разреза, планов палуб и платформ основного корпуса, надстроек и рубок, двойного дна, вида сверху. Часто приводятся несколько характерных поперечных сечений судна в разных частях его длины, а также виды с носа и с кормы.

Проектирование общего расположения начинают на этапе технического предложения, т.е. в самом начале работы над проектом. Основой для разработки чертежей общего расположения служат следующие данные:

- размерения судна (теоретический чертеж);

- место расположения и длина машинного отделения;

- количество и размеры грузовых помещений;

- состав грузового или иных устройств на судне;

- численность и условия размещения экипажа;

- количество и условия хранения судовых энергетических запасов и балласта.

Общее расположение судна – сугубо индивидуальная особенность каждого судна. Практически нет двух проектов судов с абсолютно одинаковыми общими расположениями. Однако, создавая свою неповторимую схему, проектант должен обеспечивать выполнение многих требований технического, санитарно-гигиенического и природоохранного характера, а также учитывать другие ограничения или рекомендации, выработанные опытом эксплуатации судов.

К таким ограничениям относятся:

- функциональные (например, расположение навигационных помещений в верхнем ярусе надстройки);

- нормативные (например, запрещение размещать жилые помещения в нос от переборки форпика);

- совместимость помещений (взаимное расположение помещений экипажа и помещений с повышенным уровнем шума или тепловыделения);

- обеспечение связи между помещениями (размещение экипажа: штурманский состав – вблизи рулевой рубки, машинисты и мотористы – вблизи входов в машинное отделение).

 

Помещения экипажа

Общие положения

Приступая к проектированию расположения помещений экипажа необходимо установить:

- численность экипажа, включая разделение по должностям (численность комсостава и команды;

- условия размещения в жилых помещениях (количество кают и их вместимость, наличие индивидуальных санкабин, количество блок-кают и номенклатуру их помещений);

- условия приема пищи и отдыха экипажа (отдельно для комсостава и команды или совместно);

- нормативные ограничения, связанные с расчетом площадей или объемов помещений (минимальные площади кают, общественных помещений, продовольственных кладовых и цистерн пресной воды).

К нормативным ограничениям относится запрет Правилами Регистра размещать помещения экипажа в нос от таранной переборки и в корму от переборки ахтерпика ниже палубы переборок.

Каюту радиоспециалиста в соответствии с Правилами Регистра необходимо размещать на удалении не более 20 м от радиорубки.

К общим правилам размещения экипажа относятся рекомендации размещать жилые, общественные и медицинские помещения вдали от источников шума и вибрации, помещения для приема пищи и камбуз – отдельно от санитарно- гигиенических помещений общего пользования (туалетных, душевых, бани) и некоторых хозяйственно-бытовых (бани, прачечной).

Каюты стараются располагать вдали от помещений с источниками шума и тепла.

На грузовых судах жилые помещения выносят в надстройки и рубки за пределы основного корпуса, чем уменьшаются уровни шума и ходовой вибрации в них.

На современных грузовых судах все жилые помещения должны иметь естественное освещение. На пассажирских судах допускается размещение части экипажа во внутренних помещениях.

Из помещений экипажа должны быть обеспечены безопасные и, по возможности, кратчайшие пути эвакуации к спасательным средствам.

Блок-каюта капитана обычно размещается у лобовой стенки надстройки по правому борту на один ярус ниже рулевой рубки.

Каюты остальных членов экипажа – вблизи их рабочих мест: судоводительского комсостава – вблизи ходовой рубки, механиков – на нижних ярусах надстройки, матросов – вблизи выходов на верхнюю палубу.

Как правило, помещения для комсостава и команды размещают отдельно друг от друга.

 

Жилые помещения

Каюты и блок-каюты. Каюты и блок-каюты предназначены для отдыха и местонахождения членов экипажа во внерабочее время.

На современных судах каюты, как правило, одноместные. Это позволяет обеспечить лучшие условия для отдыха и снижает возможность возникновения конфликтных отношений между членами экипажа, вынужденных продолжительное время находиться среди ограниченного круга лиц.

Капитан, старший механик, а также некоторые другие лица комсостава на крупных судах размещаются в блок-каютах, состоящих из нескольких помещений.

 

Каюта с санитарной кабиной (Рис. 1).

Минимальные площади и номенклатура мебели кают регламентируются Санитарными правилами для морских судов и составляют от 5,0 до 6,5 кв. м в зависимости от тоннажа судна. На практике площади кают составляют 7,0 ÷12 кв. м. Рекомендуется снабжать каюты санитарными кабинами, существенно улучшающими условия обитаемости на судне.

Обязательный состав оборудования одноместной каюты: койка, диван для лежания или для сидения, шкаф с двумя отделениями – платяным и бельевым, письменный стол – одно или двухтумбовый, стул или кресло, 2 крючка для верхней одежды.

В санитарной кабине (площадь не менее 2,3 кв. м) размещаются: умывальник, унитаз, душевой поддон или площадка с палубным шпигатом.

 

Рис. 1. Одноместная каюта с санитарной кабиной

 

Блок-каюта (Рис. 2) обычно состоит из рабочего кабинета, спальни и санузла. В блок-каюте капитана крупного судна может быть предусмотрен салон с сервировочной, а также прихожая. Площади помещений блок-кают не нормируются и зависят от размеров судна. Средние площади помещений блок-кают:

- кабинет – 14 ÷ 18 кв. м;

- спальня – 6 ÷ 8 кв. м;

- салон – 15 ÷ 20 кв. м;

- санузел – 4 ÷ 6 кв. м;

- прихожая – 2 ÷ 2,5 кв. м.

 

Рис. 2. Блок-каюта капитана

 

 

Размещение мебели в жилых помещениях

Размещение мебели и другого оборудования в помещениях судна имеет одну особенность, отличающую судовую планировку от береговой – практически вся мебель неподвижно закреплена на своих местах в помещениях, имеющих сравнительно небольшие площади. Исключение составляют стулья и кресла, которые прикрепляются к палубе на свои штатные места только при сильной качке. В другое время они могут быть свободно передвинуты для удобства пользования ими.

Вышеуказанная особенность заставила выработать нормативные рекомендации по размерам наиболее значимых предметов мебели и минимальным расстояниям между ними.

Санитарными правилами для морских судов установлены минимальные внутренние размеры коек (1980х800 мм), размеры для диванов для лежания (1900х700 мм), шкафов с двумя отделениями – платяным и бельевым (2х400х600 мм).

 

Расстояния между передвижными предметами мебели – по 50 мм с боков, 70 мм между стулом и столом, 200 мм – позади стула.

Расстояние между диваном и столом – 250 мм;

Ширина проходов в каюте – не менее 700-1100 мм

Свободная площадь палубы перед дверью, открывающейся внутрь, 800х900 мм (Рис. 3).

Рис. 3. Свободная площадь перед дверью.

Свободная площадь под крючками для верхней одежды 600х250 мм (Рис. 4).

 

Рис. 4. Свободная площадь под крючками для верхней одежды

Свободная площадь перед койкой не менее 2/3 ее длины и шириной не менее 500 мм. (Рис.5).

 

Рис. 5. Свободная площадь перед койкой.

Свободная площадь перед умывальником в санитарной кабине 800х500 мм (Рис. 6).

Рис. 6. Свободная площадь перед умывальником.

 

Общественные помещения

Кают-компания – помещение для приёма пищи комсоставом судна (Рис. 7). Оборудуется столами и креслами. Общая площадь кают-компании определяется из расчета не менее 1кв. м на одно посадочное место для 100% численности комсостава судна, так как за каждым человеком закрепляется определенное место за столом. В специальном шкафу хранится столовое бельё. Рядом с кают-компанией располагается буфетная, в которой производится подготовка поступившей из камбуза пищи к приему (раскладка по тарелкам, приготовление кофе и чая и т.п.), хранится и моется столовая посуда.

Рис. 7. Кают-компания и салон отдыха комсостава.

Салон отдыха предназначен для коллективного отдыха комсостава, но часто используется для собраний, совещаний и технической учебы командного состава судна. Располагается рядом или смежно с кают-компанией. Оборудуется мягкой мебелью и различной бытовой радио- и видеоаппаратурой.

Столовая команды предназначена для приема пищи командой судна (Рис.8). Общая площадь столовой определяется из расчета не менее 1 кв. м на одно посадочное место для 2/3 численности команды (около 1/3 всегда находится на вахте). Смежно со столовой располагается буфетная с теми же функциями, что и буфетная кают-компании.

Рис. 8. Столовая команды.

Рядом со столовой или смежно с нею располагается салон отдыха команды.

В последнем случае он отделяется от столовой раздвижной переборкой, позволяющей в случае необходимости образовать одно большое помещение, в котором будет достаточно места для всего экипажа судна.

В последние годы можно встретить суда, на которых для приема пищи и отдыха комсостава и команды используются общие помещения.

Размещение мебели в столовых и салонах

Для удобства пользования и обеспечения безопасности нормируются минимальные расстояния между предметами мебели в кают-компании, столовой команды и салонах отдыха (Рис. 9).

Рис.9. Расстояния между предметами мебели в общественных помещениях экипажа.

Длина стола, приходящаяся на одно посадочное место – 700 мм.

Расстояние между стульями соседних столов при параллельном их размещении – 400 мм;

Расстояние между стульями и столами – 70 мм.

Ширина основных проходов между столами или стульями – 900 мм.

Свободная площадь палубы перед входами в общественные помещения (в коридорах) – ширина двери + 2х200 мм х 1200 мм (Рис. 10).

 

Рис. 10. Свободная площадь перед дверью, ведущей в общественное помещение.

 

Библиотека – помещение для хранения книг и другой печатной продукции, предназначенной для пользования членами экипажа в личных целях. Представляет собой небольшое помещение (до нескольких кв. м), оборудованное несгораемыми шкафами.

Помещение для занятий – небольшая мастерская (до 10 ÷15 кв. м), в которой члены экипажа могут что-либо мастерить в свободное от работы время. Практика показывает, что многие моряки с удовольствием проводят свободное время, изготавливая различные поделки. Помещение для занятий располагают вдали от жилых помещений для уменьшения возможного шума.

Спортивная каюта – помещение, в котором сосредоточены тренажёры и другие спортивные снаряды, позволяющие членам экипажа компенсировать недостаток двигательных усилий (гиподинамию), характерный для жизнедеятельности человека на современном судне (см. рис. 15). На крупных судах рекомендуется устраивать спортивный зал, занимающий по высоте два яруса в надстройке и позволяющий заниматься игровыми видами спорта (волейболом, баскетболом). Средние площади спортивных помещений 20 ÷ 40 кв. м.

Помещение плавательного бассейна. На судах вместимостью свыше 3000 должны быть устроены бассейны для членов экипажа. Бассейны открытого типа располагаются на одном из ярусов надстройки в кормовой части судна так, чтобы купающиеся люди в наименьшей степени подвергались воздействию встречного ветра.. Бассейн представляет собой прямоугольную чашу с наклонным днищем, обеспечивающим хороший сток воды при осушении. Примерные размеры 6 х 3 х 2 м. Желательно большую сторону бассейна располагать вдоль судна для уменьшения выплескивания воды при бортовой качке. Бассейн со всех сторон окружен леерным или иным ограждением высотой не менее 1 м. Сход в бассейн осуществляется с открытой палубы по вертикальному трапу, около которого должна располагаться ванна для мытья ног и душевой прибор (в бассейне – забортная морская вода).

При открытом типе плавательного бассейна необходимо предусматривать помещение для чаши в нижележащем ярусе надстройки.

На судах, предназначенных для эксплуатации в северных широтах (ледоколы, ледокольно-транспортные суда и т.п.) бассейны располагают в закрытых помещениях.

 

Медицинские помещения

В соответствии с Требованиями Санитарных правил для морских судов в зависимости от численности экипажа на морском судна должны быть предусмотрены следующие помещения медицинского назначения:

Численность экипажа: до 24 чел. – санитарная каюта;

от 25 до 40 чел. – амбулатория и изолятор;

41 чел. и более – амбулатория, изолятор и стационар.

Помещения медицинского назначения размещают в районе судна, наименее подверженном качке, шуму и вибрации, максимально удаленном от машинного отделения и изолированном от пищеблока. Подходы к медицинским помещениям внутри судна и пути эвакуации из них должны позволять транспортировать человека на носилках.

В санитарной каюте и амбулатории размещается оборудование для оказания медицинской помощи. Площади этих помещений составляют 12÷20 кв. м.

Изолятор и стационар предназначены для размещения лежачих больных, требующих медицинского ухода. Койки в них располагаются вдоль судна. Их конструкция должна исключать воздействие бортовой качки на лежащего человека. Размеры коек должны быть не менее 2050х850 мм. Подход к койкам должен быть обеспечен с двух продольных и одной торцевой стороны. Ширина прохода с одной продольной стороны койки должна быть не менее 900 мм, а с другой продольной и одной торцевой сторон – не менее 600 мм.

Изолятор и стационар оборудуются отдельными санузлами с ванными, умывальниками и унитазами. Вход в санузел изолятора предусматривается только из помещения изолятора.

Вход в изолятор из внутренних помещений судна должен осуществляться через тамбур. Тамбур должен иметь выход на открытую палубу. На рис. 16 приведен пример расположения санитарной каюты, которая одновременно может служить изолятором или стационаром.

Рис. 16. Медицинские помещения.

Служебные помещения

Навигационные помещения

Навигационное оборудование.

К основному навигационному оборудованию относятся:

1. Основной и запасной магнитный компасы.

2. Гироскопический компас.

3. Радиолокационные станции.

4.Эхолот.

5. Лаг.

6. Приборы для приема внешних звуковых сигналов, автоматической регистрации данных рейса и др.

 

Основной и запасной магнитный компасы позволяют контролировать положение судна относительно сторон света. Эти приборы являются автономными, не зависящими от внешних источников энергии (за исключением внутренней аварийной подсветки)

Но они по своей конструкции не могут быть интегрированы в другие системы судовождении, применяемые на современных судах: в электронные картографические системы, в системы, связанные с автоматическими задачами судовождения.

Поэтому они служат для контроля работы других приборов.

Система дистанционной передачи показаний гирокомпаса должна быть рассчитана таким образом, чтобы обеспечивалась одновремен­ная работа собственных репитеров, курсографа, а также репитеров, установленных в другом навигационном оборудовании

Магнитный компас

Магнитный компас располагается на верхнем мостике над ходовой рубкой.

Гироскопический компас

Гирокомпас располагается в помещении гирокомпасной площадью 4-8 кв. м. Это помещение желательно располагать вблизи ЦТ судна по высоте для уменьшения влияния бортовой качки. Репитеры гирокомпаса располагаются в ходовой рубке, на открытых крыльях мходового мостика, в румпельном отделении.

Лаг

Оборудование для измерения скорости и пройденного расстояния (лаг) предназначено для выработки и отображения данных о параметрах движения судна, используемых для целей навигации и маневрирования. Лаг размещается в особом водонепроницаемом помещении пл. до 1-2 кв. м в днищевой части судна.

Эхолот

Эхолот предназначен для надежного измерения, наглядного представления, регистрации и передачи в другие судовые системы данных о глубине под килем судна.. Эхолот обычно размещается в том же помещении, что и лаг.

Радиолокационная станция

Радиолокационная станция (РЛС) должна обеспечивать обнаружение и отображение судов, буев, других надводных объектов и препятствий, а также береговой черты и навигационных знаков относительно своего судна путем непрерывного кругового обзора по всему горизонту в режимах относительного и истинного движения.

Агрегаты РЛС располагаются в особом экранированном помещении на верхнем ярусе надстроек под сигнальной мачтой, на которой установлены антенны РЛС. Индикаторы РЛС располагаются в ходовой рубке.

Система приема внешних звуковых сигналов

Система приема внешних звуковых сигналов должна принимать внешние звуковые сигналы со всех направлений, передавать эти сигналы в рулевую рубку, указывая при этом направление источника звуковых сигналов.

 

Ходовой мостик

Пост управления судном должен располагаться на ходовом мостике в закрытом помещении в рулевой рубке. (Рис. 19)

Расположение ходового мостика должно обеспечивать:

- возможность постоянного наблюдения за движением судна;

- хорошую видимость с максимальным обзором поверхности воды;

- хорошую слышимость звуковых сигналов встречных судов;

Видимость с ходового мостика на судах длиной 45 м и более:

- Обзор поверхности воды с поста управления судном не должен быть затенен на расстоянии более чем две длины судна или 500 м, в зависимости от того, что меньше, а также в направлении к носу судна на 10° каждого борта независимо от перевозимого палубного груза, осадки судна и дифферента. Допускается наличие отдельных теневых секторов, не превышающих 5°.

- Любой теневой сектор, создаваемый грузом, грузовым устройством или другими препятствиями, находящимися впереди за пределами рулевой рубки, затрудняющими обзор поверхности воды с места управления судном, не должен превышать 10°. Суммарный теневой сектор не должен превышать 20°. Секторы беспрепятст­венного обзора между теневыми секторами не должны быть менее 5°.

- Горизонтальный обзор с места управления судном должен обеспечиваться в секторе не меньшем, чем 225°, т.е. по 22,5° позади траверза каждого борта.

С каждого крыла мостика обзор должен обеспечиваться в секторе не менее 225°, т. е. не менее 45° на противоположный борт и далее от носа к корме.

С главного поста управления рулем обзор должен простираться в секторе не меньшем, чем 60° на каждый борт.

- Борт судна должен быть виден с крыла мостика. Нижняя кромка окон в лобовой переборке на ходовом мостике должна быть расположена как можно ближе к палубе мостика и не должна препятствовать обзору.

 

Рис. 19. Ходовой мостик

 

Конструкция и расположение окон в рулевой рубке должно отвечать следующим требованиям:

- пространство между окнами должно быть минимальным и не располагаться непосредственно перед рабочим местом вахтенного;

- во избежание отражения передние окна рубки должны иметь наклон от вертикали, выступая в своей верхней части наружу на угол не менее 10° и не более 25°;

- поляризованное и тонированное остекление не должно устанавливаться;

- ясный обзор через, по крайней мере, два передних окна рубки и, в зависимости от ее конструкции, через дополнительное количество окон должен обеспечиваться всегда, независимо от условий погоды.

- верхняя кромка окон в лобовой переборке на ходовом мостике должна находиться на таком уровне, чтобы обеспечивалась возможность беспрепятст­венного обзора с места управления судном человеком, глаза которого находятся на высоте 1800 мм от палубы мостика, когда судно испытывает сильную килевую качку.

Помещения судовых устройств и систем
Румпельное отделение

Суда должны быть снабжены главным и вспомогательным рулевыми приводами.

Главный рулевой привод (рулевая машина) располагается в румпельном отделении в кормовой части судна Управление главным рулевым приводом должно быть предусмотрено с ходового мостика и из румпельного отделения. Управление вспомогательным рулевым приводом должно быть предусмотрено из румпельного отделения. Размеры румпельного отделения должны согласовываться с габаритами рулевой машины и местом расположения баллера руля (рис. 20).

 

 

Рис. 20. Схема расположения рулевой машины в румпельном отделении.

 

Для укладки каждой становой якорной цепи должен быть оборудован цепной ящик. Обычно цепные ящики размещают в форпике у таранной переборки. В нижней части ящика устраивают грязевой колодец с осушительным трубопроводом.

Форма, вместимость и глубина цепного ящика должны обеспечивать свободное прохождение цепей через клюзы, самоукладку цепей и беспре­пятственное вытравливание их при отдаче якорей (Рис. 21). Важными параметрами формы цепного ящика являются его ширина В (или диаметр) и глубина а. При опускании в ящик цепь располагается витками внутри круга с диаметром, равным примерно 30-36 калибрам цепи (самоукладка цепи). Поэтому для полного использования площади дна цепного ящика необходимо согласовывать его размеры с калибром цепи. В то же время над якорной цепью, полностью вошедшей в цепной ящик и располагающейся конусом под раструбом цепной трубы, должно оставаться свободное пространство, обеспечивающее вертикальное расположение нескольких последних звеньев цепи, вышедших из цепной трубы. При недостаточной глубине цепного ящика конус цепи на заключительной стадии самоукладки может доходить до раструба цепной трубы, что не позволит опуститься в цепной ящик последним звеньям и якорь не будет поднят до клюза.

Для доступа в цепной ящик служат отверстия в верхней части вертикальной стенки, закрывающиеся водонепроницаемыми крышками на часто поставленных задрайках.

 

Рис. 21. Расположение цепных ящиков на судне.

 

Специальные помещения

Грузовые помещения универсальных сухогрузных судов

для перевозки генеральных грузов

Объем грузовых помещений судна определяется требуемой грузовместимостью, которая является частью общего объёма корпуса судна и обеспечивается соответствующим выбором главных размерений – длиной, шириной и высотой борта.

При выбранных главных размерениях размеры грузовой части корпуса судна определяются с учетом технических решений, не зависящих от грузовместимости (Рис. 22):

- длина lгр – как разность длины судна L и длины пиков, машинного отделения и других отсеков (например, топливных или балластных поперечных диптанков);

- ширина bгр – как ширина судна В или как разность между шириной судна В и шириной двойных бортов bдб, если таковые применены;

- высота hгр – как разность высоты борта Н и принятой высоты двойного дна hдд.

 

Рис. 22. Размеры грузовой части судна

Наиболее существенным элементом является подразделение грузовой части по длине на отдельные грузовые отсеки.

Для универсальных сухогрузных судов постройки последних 20 лет характерно уменьшение количества грузовых отсеков с одновременным увеличением их длины. Суда длиной до 90 метров обычно – однотрюмные, длиной 95-120 м имеют 2 трюма, при длине 125-160 м – 3-4 трюма, при большей длине 4-5 трюмов.

Так как наиболее удобной для размещения груза является ящичная («box») форма грузового помещения, ограниченная поверхностями поперечных переборок и вертикальными внутренними бортами, стараются, с учётом формы корпуса судна, продлить двойные борта, параллельные диаметральной плоскости, как можно дальше в нос и в корму от середины длины судна (Рис. 23).

 

Рис. 23. «Упрощение» формы грузовых отсеков.

 

Сужение ватерлиний в носовой оконечности на уровне двойного дна приводит к уменьшению длины носового трюма.

Если при установке вертикального ломаного второго борта в таком трюме происходит большая потеря объемов (пунктирная линия), то применяют, либо ломаный вертикальный внутренний борт, либо вообще от внутреннего борта отказываются. При небольшой продолжительности таких участков наружного борта в оконечностях иногда применяют наклонные участки внутреннего борта. В любом случае установка двойного борта позволяет убрать из грузового помещения набор борта, улучшив, тем самым, условия размещения груза.

Длина отдельного грузового помещения выбирается из условия кратности длине 20-футового контейнера. На рис. 24 длины трюмов универсального сухогрузного судна кратны одному (1-й трюм) и четырем (2 и 3-й трюмы) 20- футовым контейнерам.

.

Рис. 24. Пример формообразования грузовых трюмов с учетом размещения

в них контейнеров.

 

В соответствии с Требованиями техники безопасности к морским судам в каждом трюме должно быть предусмотрено не менее двух сходов. Трапы не должны располагаться в просвете грузового люка. Предпочтительно устраивать наклонные трюмные трапы. Если это нецелесообразно, допускается использовать вертикальные трюмные трапы. Вертикальные трюмные трапы должны идти до комингсов сходных люков, причем верхняя ступень трапа должна отстоять от верхней кромки комингса не более чем на 400 мм. Свободное пространство перед трапом по всей его высоте должно быть не менее 750 мм. При длине трапа более 9 метров необходимо предусматривать промежуточные площадки размером 600х600 мм. Промежуточная площадка должна иметь леерное ограждение высотой 1 м.

 

Грузовые помещения танкеров

Как транспортные суда танкеры уже к середине ХХ вера приобрели весьма стабильный архитектурно-конструктивный тип, незначительно различавшийся у небольших и весьма крупных судов (Рис. 25). Это было однопалубные суда с кормовым расположением машинного отделения. Грузовая часть судна имела от одной до трех продольных переборок и в совокупности с пятью - десятью поперечными переборками образовывала 15 – 30 отдельных отсеков, сравнительно небольшого объёма, использовавшихся для размещения груза и балласта. Большое количество нефтенепроницаемых переборок позволяло не только в случае необходимости перевозить одновременно различные сорта нефтепродуктов, но создавало благоприятные условия для обеспечения непотопляемости этих судов. Поэтому в грузовой части танкеров отсутствовало второе дно.

Рис. 25. Схема помещений в корпусе танкера середины ХХ века.

С началом использования на судах механических двигателей, использующих для выработки механической энергии тепловую энергию путем сжигания углеводородного топлива, возникла угроза загрязнения окружающей человека среды. Однако осознание такой угрозы пришло к людям не сразу. Лишь в ХХ веке появились первые правила, касающиеся обеспечения экологической безопасности морской среды. В двадцатых годах ХХ века первыми были англичане, озабоченные загрязнением вод, омывающих берега Великобритании со стороны Английского канала - места интенсивного судоходства. Впоследствии и другие страны стали принимать законодательные акты, устанавливавшие ответственность за загрязнение морских вод различными вредными веществами, сбрасываемыми с судов в процессе эксплуатации.

В феврале 1978 г. была созвана Международная конференция по безопасности танкеров и предотвращению загрязнения, которая приняла Протокол 1978 г. дополнительно к Конвенции МАРПОЛ-1973. В соответствии с ним каждое нефтеналивное судно должно иметь двойное дно и двойные борта. Указанные конструкции должны защищать грузовые танки от повреждений, а междудонное и междубортное пространство и не должны использоваться для перевозки нефтяных грузов (Рис. 26).

Рис. 26. Схема корпуса современного танкера.

Размер и расположение грузовых танков должно быть таким, чтобы ограничить гипотетический вылив нефти в результате повреждения борта и днища в любом месте по длине судна.

 

Судовые коммуникации

 

Судовые коммуникации – совокупность особых помещений, наружных поверхностей и конструкций (дельных вещей) судна, обеспечивающих доступ экипажу ко всем частям судна, во все помещения.

Судовые коммуникации делятся на:

- наружные и внутренние;

- горизонтальные (продольные и поперечные) и вертикальные;

- основные и запасные (аварийные).

В конструктивное обеспечение коммуникаций входят средства безопасности - сплошные (фальшборт) и решетчатые (леерное и высотное) ограждения, поручни, трапы, двери, сходные люки, лифты. В качестве аварийных выходов допускается использование створчатых иллюминаторов достаточных размеров (радиорубка).

К наружным коммуникациям относятся проходы и трапы, расположенные на открытых частях верхней палубы и палуб всех ярусов надстроек и рубок.

К внутренним – коридоры, шахты трапов и лифтов, грузовые шахты (для погрузки провизии, судового снабжения и запасных частей).

Основными коммуникациями экипаж пользуется в повседневной жизни и работе на судне. Запасными (аварийными) – в случаях, когда основными коммуникациями по различным причинам (в основном – при авариях: пожарах, значительных нарушениях водонепроницаемости корпуса и т.п.) нельзя воспользоваться.

Основные требования к коммуникациям:

- безопасность использования (достаточные ширина, высота помещения, угол наклона трапа, наличие промежуточных траповых площадок и т.п.)

- максимальная простота схем перемещения

- дублирование основных проходов и выходов;

- обеспечение доступа в любой ярус надстроек и рубок по внут


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.