Решение каких вопросов входит в компетенцию эксперта-психолога по уголовным делам о преступлениях против жизни и здоровья граждан? — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Решение каких вопросов входит в компетенцию эксперта-психолога по уголовным делам о преступлениях против жизни и здоровья граждан?

2017-06-05 1507
Решение каких вопросов входит в компетенцию эксперта-психолога по уголовным делам о преступлениях против жизни и здоровья граждан? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В целом компетенция СПЭ определяется предметом психологической науки. Поэтому непосредственно в компетенцию СПЭ входит установление любых фактических данных, характеризующих психику, сознание субъекта, процессы отражения им объективной реальности, поддающиеся психологической экспертной оценке, которые имеют прямое отношение к применению тех или иных правовых норм1. В компетенцию экспертизы также входит изучение психологического содержания некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, их временные психические состояния, изменения сознания, способность осознавать, понимать значение своих действий, руководить ими в условиях воздействия различных неблагоприятных факторов, т.е. в конечном итоге установление психологических критериев таких основополагающих правовых понятий, как вменяемость (ограниченная вменяемость) - невменяемость. В частности, при рассмотрении различных дел в процессе уголовного (административного) судопроизводства к компетенции судебно-психологической экспертизы следует отнести:

- изучение интеллектуальных, эмоционально-волевых, мотивационных аспектов психологического критерия вменяемости (ограниченной вменяемости) - невменяемости лица, совершившего противоправные действия, степень осознания им фактического характера, целенаправленности, общественной опасности своих действий (бездействия), его способности руководить этими действиями;

- установление индивидуально-психологических особенностей личности участников судопроизводства, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных эмоционально-волевых качеств, повышенной тревожности, внушаемости и т.д., существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях (например, при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей, в том числе в ситуациях обоснованного риска), в различных психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности (необходимой обороны, крайней необходимости);

- диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, стресса, посттравматических стрессовых состояний, фрустрации, психических страданий, аффектов страха, гнева и т.п.), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения, например, потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями, и т.д.;

- исследование психологического содержания мотивационной сферы личности, в частности психологических мотивов, побудивших субъекта к той или иной противоправной деятельности;

выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера их способности в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими, их ограниченной способности к осознанно-волевому поведению вследствие несоответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям обстановки, в которой они оказались, утраты ими этой способности из-за каких-то временных функциональных нарушений либо вследствие нервно-психических перегрузок при внешне неблагоприятном влиянии или прямом принуждении (особенно но групповым преступлениям с вовлечением в них несовершеннолетних);

- установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического, интеллектуального развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания.

Вопросы, исследуемые судебно-психологической экспертизой в уголовном (административном) судопроизводстве. Наиболее распространенными вопросами, которые исследуются в ходе проведения СПЭ, являются вопросы, относящиеся к личности отдельных участников уголовного судопроизводства, и прежде всего к личности обвиняемого (подсудимого). Изучение "обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого", является обязательным требованием закона (п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК), и сделать это в ряде случаев без помощи СПЭ невозможно. В подобных ситуациях, когда перед экспертом-психологом ставится задача оказать помощь правоохранительным органам в более углубленном исследовании личности обвиняемого (подсудимого), отдельных ее структурных компонентов, употребляется такое собирательное понятие, как индивидуально-психологические особенности личности. По справедливому замечанию Ф. С. Сафуанова, данное понятие наряду с направленностью, особенностями мотивационной, волевой сфер, характером, темпераментом, интеллектуальными, познавательными способностями "включает в себя и социокультурно обусловленные ценностные ориентации, особенности смыслового восприятия различных ситуаций, стереотипы поведения и эмоционального реагирования".

В настоящее время с принятием новых УК и УПК заметно сместились акценты в сторону более внимательного отношения к исследованию личности обвиняемого (подсудимого) как с точки зрения обстоятельств, подлежащих доказыванию (п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК), так и с точки зрения реального осуществления принципа справедливости при назначении наказания, которое должно соответствовать "личности виновного" (ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 60 УК). Личностный подход при отправлении правосудия можно видеть и в решении вопросов, относящихся к досрочному освобождению, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, помилованию осужденного (ч. 3 ст. 175 УИК).

Учитывая изложенное, сформулируем вопросы, которые могут ставиться перед СПЭ в процессе уголовного судопроизводства при необходимости более углубленного психологического изучения личности обвиняемого (подсудимого).

I. Вопросы, выносимые на разрешение СПЭ относительно индивидуально-психологических особенностей лиц, совершивших различные правонарушения2:

- Какие индивидуально-психологические (характерологические) особенности присущи личности обвиняемого?

- Какое влияние они могли оказать на поведение обвиняемого в ситуации правонарушения (во время совершения инкриминируемого ему деяния)?

- В какой мере индивидуально-психологические особенности обвиняемого могли повлиять на его сознание, волеизъявление при совершении противоправных (указывается каких) действий, на его осознанно-волевое поведение в криминальной ситуации?3

- Имеет ли обвиняемый индивидуально-психологические особенности (личности) в виде (желательно, а нередко и необходимо, указать, какие именно особенности интересуют следователя или суд), могли ли они оказать существенное (ограничивающее осознанность и произвольность волеизъявления при совершении инкриминируемых действий) влияние на его поведение в ситуации (указывается конкретный аспект ситуации)?

- Имеются ли в структуре личности обвиняемого признаки повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, сниженного интеллектуального развития, способствовавшие его психическому принуждению, психической беспомощности, которые могли оказать воздействие на его волеизъявление, смысловое восприятие, понимание сложившейся ситуации?

- Имеются ли у обвиняемого характерологические особенности личности, свидетельствующие о его социальной дезадаптивности, ограничивающие его возможности адекватного личностного функционирования во фрустрирующих ситуациях, о его склонности к агрессивному поведению?

При возникновении предположений о возможном применении ст. 22 УК (уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости) в первую очередь перед КСППЭ сначала ставятся традиционные вопросы относительно медицинского критерия невменяемости, которые рассматриваются в судебной психиатрии, а затем вопросы, требующие комплексных психолого-психиатрических исследований. Это, в частности, следующие вопросы:

- Имеются ли у обвиняемого симптомы психического расстройства, которое препятствовало ему в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в период совершения инкриминируемого ему правонарушения?

- Какие имеются у данного субъекта личностные психологические особенности, которые оказывали существенное влияние на его осознанно-волевое поведение при совершении им инкриминируемого ему правонарушения?

При необходимости глубже исследовать мотивационную сферу личности обвиняемого (потерпевшего) на разрешение СПЭ можно вынести вопрос о ведущих психологических мотивах, побудивших его совершить те или иные, в том числе противоправные, действия.

При расследовании преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы (ст. 131 - 134 УК), в том числе группового характера, в ходе проверки версий относительно причастности тех или иных заподозренных в этом преступлении лиц возможна постановка следующих вопросов перед экспертами (с включением в состав экспертной комиссии специалистов-сексологов)1:

- Соответствуют ли психологическая характеристика, структура личности обвиняемого тем личностным особенностям, которыми характеризуются лица, совершающие серийные сексуальные нападения, развратные действия?

- Имеются ли у обвиняемого признаки каких-либо аномалий сексуальности, расстройств сексуального влечения, которые могли оказать влияние на его поведение в криминальной ситуации?

- Мог ли обвиняемый с учетом своих индивидуально-психологических особенностей, мотивационной сферы, ведущих тенденций совершать неоднократные нападения сексуального характера, развратные действия, в которых он подозревается, имеются ли у него к этому влечения?

- Соответствует ли психологический профиль личности, модус реагирования обвиняемого в отношениях с лицами противоположного пола тем формам насильственного сексуального поведения, в которых он подозревается?

Большую помощь эксперт-психолог может оказать правоохранительным органам в исследовании психологических аспектов, имеющих отношение к привлечению к уголовной ответственности субъекта, когда обсуждается вопрос о его вменяемости (ограниченной вменяемости) - невменяемости и возникает необходимость исследования психологического механизма совершенных им противоправных действии, оценки психологического критерия вменяемости-невменяемости (с его интеллектуальным, эмоционально-волевым аспектами), особенно в ходе комплексного использования знаний из области психологии психиатрии при паритетных отношениях экспертов-психологов и психиатров. В подобных случаях основными вопросами, выносимыми на рассмотрение экспертов КСППЭ, будут следующие:

- Имелись ли у обвиняемого во время совершения противоправных действий какие-либо хронические, временные психические, поведенческие расстройства, слабоумие или иное болезненное состояние психики?

- Мог ли обвиняемый с учетом своих индивидуально-психологических особенностей личности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими и, если мог, то в какой мере?

Вопросы, решаемые СПЭ по уголовным делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними.

Уже сам по себе перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам данной категории (ст. 421 УПК), а также содержание ч. 3 ст. 20 УК указывают на то, какие вопросы психологического характера должны быть исследованы в обязательном порядке. Ответы на большинство из них просто невозможно получить без проведения СПЭ либо КСППЭ. Вот некоторые вопросы, которые следует ставить перед экспертами-психологами2:

- Какими индивидуально-психологическими особенностями характеризуются личность несовершеннолетнего обвиняемого, его познавательная, эмоционально-волевая, мотивационная сфера, его сознание? Каков уровень его психического развития?

- Могли ли индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого (в необходимых случаях они указываются) оказать существенное влияние на совершение им противоправных действий?

- Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого признаки задержки психического развития, иные аномалии психического развития, не связанные психическими расстройствами? Если имеются, в чем они выражаются, каковы их причины и какое влияние они могли оказать на его поведение в исследуемой ситуации?

- Мог ли несовершеннолетний обвиняемый с учетом уровня его психического развития, отставания в нем в полной мере осознавать в конкретной ситуации фактический характер, общественную опасность своих действий, а также руководить ими?

Постановка этих вопросов определяется содержанием ч. 3 ст. 20 УК, предусматривающей освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности в случае "отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством". Под отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, подразумеваются возрастная личностная незрелость, детскость интересов, игровой характер поведения, необдуманность поступков, склонность к самоутверждению, несамостоятельность, подверженность групповому влиянию, внушаемость (Т. Б. Дмитриева, Е. Г. Дозорцева и др.).

Если речь идет о расследовании изнасилования, совершенного несовершеннолетним обвиняемым, то приведенные выше вопросы следует конкретизировать применительно к данному виду преступного посягательства, тем более, если потерпевшей оказалась также несовершеннолетняя. В этом случае на разрешение СПЭ ставятся следующие вопросы:

- С учетом особенностей психического развития несовершеннолетнего обвиняемого, его возрастных, индивидуально-психологических особенностей, содержания ситуации сексуального посягательства, мог ли он полностью осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий либо руководить ими?

- Учитывая особенности психического развития обвиняемого, индивидуально-психологические особенности его личности, мотивационной сферы, интеллекта, можно ли прийти к выводу о том, что он правильно воспринимал (понимал) смысловое содержание поведения потерпевшей, ее мотивы, подлинные намерения в качестве согласия (либо несогласия) на вступление с ним в интимные отношения?

- Не страдал ли несовершеннолетний обвиняемый в период совершения инкриминируемого ему деяния каким-либо психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?

28. Какие вопросы могут исследоваться экспертом-психологом при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде?

В гражданском процессе одним из источников доказательств является заключение эксперта. В случае необходимости может быть назначена любая экспертиза. Решение гражданских дел, по существу, в ряде случаев невозможно без проведения судебно-психологической экспертизы.

В компетенцию судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве входит установление:

· степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать осознанные, транзитивные (с учетом всех необходимых условий) решения;

· у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;

· психологической совместимости супругов, возможности снятия эпизодических конфликтов;

· психологической совместимости детей с каждым из двух родителей, усыновителей, опекунов;

· возможностей конкретных лиц по обеспечению воспитания детей;

· способностей свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела события и давать о них правильные (адекватные) показания.

Участие экспертов-психологов возможно по всем делам, содержанием которых являются межличностные отношения. Их участие необходимо и в нормотворческом процессе (особенно социальных психологов).

Для определения психического состояния с соматическими заболеваниями может быть назначена комплексная судебная медико-психологическая экспертиза. Следует иметь в виду существенное влияние всех хронических болезней на психическое состояние индивида.

Судебно-психологическая экспертиза назначается постановлением судьи, мотивированным определением суда, в которых указывается лицо, подлежащее экспертному обследованию, его процессуальный статус, кратко описываются обстоятельства дела, мотивируется необходимость назначения судебно-психологической экспертизы, указываются намеченные эксперты, место их работы и вопросы, поставленные для экспертного разрешения.

В связи с чрезвычайной многосторонностью, сложностью и динамичностью объекта исследования судебно-психологическая экспертиза должна проводиться комиссионно, то есть в составе двух-трех специалистов. В качестве экспертов привлекаются психологи со специальным образованием, имеющие практический опыт психолого-диагностических работ. В составе комиссии необходимо участие специалиста в области судебной психологии. В отношении лиц подросткового и малолетнего возраста в экспертизе должен участвовать специалист по детской и возрастной психологии, а в экспертизе лиц преклонного возраста — специалист-геронтопсихолог.

В состав комплексной психолого-психиатрической экспертной комиссии входят психиатры, патопсихологи и судебные психологи; комплексной психолого-медицинской экспертной комиссии — специалисты в области судебной и медицинской психологии, врачи-специалисты по профилю болезни подэкспертного лица; психолингвистической экспертной комиссии — специалисты по судебной психологии, психологии речи, психолингвисты, В состав комиссий должны входить служебно независимые лица.

Этапы, методы и процедуры судебно- психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве

Судебная экспертиза состоит из следующих этапов:

· предварительного исследования материалов дела, ознакомления с объектом исследования;

· выяснение обстоятельств, дающих возможность экспертного исследования;

· проведения экспериментального исследования или длительного наблюдения, использования психодиагностических тестов;

· составления заключения;

· оглашения заключения на суде, допроса эксперта.

Руководитель комиссии не выделяется, функции координатора в комплексных комиссиях осуществляет судебный психолог.

Судебно-психологическая экспертиза обычно проводится амбулаторно, как правило, по месту работы экспертов. В стационарных условиях проводится комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, где возможно более полное экспертное исследование. Продолжительность проведения экспертизы не ограничена. Допускаемое законодательством получение письменной консультации психолога (в порядке получения дополнительных материалов) не может быть приравнено к экспертному исследованию.

Осуществляя судебно-психологическую экспертизу, эксперт-психолог использует систему методов и процедур психологической диагностики, инструментальные личностные методики, методики изучения отдельных сфер поведения (эмоциональных, волевых, интеллектуальных) и общих психодинамических характеристик деятельности. На заключительном этапе делаются выводы об общей психологической структуре личности.

Изучение около 900 гражданских дел, рассмотренных народными судами г. Москвы, решения которых были отменены кассационной или надзорной инстанцией, показало, что каждое двенадцатое судебное решение отменялся* в силу того, что судом первой инстанции не были выявлены и учтены определенные психологические факторы, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела[1]. А по такой категории дел, как признание недействительными сделок, заключенных в условиях нарушенного волеизъявления, по вышеуказанному основанию отмене подлежало каждое четвертое решение суда.

По делам о расторжении брака самым распространенным основанием для отмены решений народных судов является их необоснованность в связи с невыявлением подлинных причин разлада в семье, возможности сохранения семьи, в связи с неисследованием взаимоотношений сторон. Объяснения супругов в большинстве случаев не подкрепляются доказательствами из других источников. Решение подобных дел осуществляется лишь на основе житейского опыта без конкретного выявления обстоятельств, имеющих психологическую природу.

Во всех случаях, когда суду необходимо установить индивидуально-психологические особенности каждого из супругов, особенности их межличностных взаимоотношений, их социально-ценностные ориентации и установки, реальные и мнимые причины семейных конфликтов, особенности социально-ролевого поведения, психологическую совместимость членов семьи, — должна быть назначена судебно-психологическая экспертиза. Заключение эксперта в этих случаях является основным источником доказательств.

Эксперт-психолог не решает правовых вопросов. Круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, решается судом. Эксперт-психолог не дает и общей нравственно- психологической оценки личности — это прерогатива суда.

Судья должен иметь некоторую ориентацию для определения обоснованности, достоверности экспертных исследований, иметь общее представление о методах и методиках комплексного психологического исследования личностных особенностей. Среди диагностических методов исследования в последнее время широкое распространение получили тест MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник)[2], тематический апперцептический тест (ТАТ), различные методики исследования мышления[3].

В ряде случаев возникает необходимость назначения психолого-технической (инженерно-психологической) экспертизы.

…Во время дежурства Б. возникла аварийная ситуация. В силу ее внезапности Б. не сумел адекватно отреагировать и не совершил необходимых действий по предотвращению ее вредных последствий. Предприятие предъявило Б. регрессный иск о возмещении ущерба. Назначенная по этому делу судебно-психологическая экспертиза позволила суду принять во внимание повышенную стрессогенность данной аварийной ситуации, эмоциональную неустойчивость Б., имеющиеся у него признаки невротизма, состояние психической астении (ослабленности) после недавно перенесенной тяжелой болезни, понизившей скорость и точность его психомоторных реакций. Нестандартность данной аварийной ситуации резко затруднила принятие оптимального решения, программирование системы необходимых антиаварийных действий. Заключение эксперта было принято в качестве доказательства по делу, что позволило правильно решить вопрос об ответственности Б.

Особой осмотрительности требует применение в экспертном исследовании экспериментального метода. Далеко не все жизненные ситуации поддаются экспериментальному моделированию. Судебно-психологическая экспертиза основана на системном анализе индивидуально-регуляционных особенностей индивида. Экспертному анализу подлежат лишь те психические явления, диагностика которых методически разработана. Экспертизе не подлежат парапсихические, необычайные феномены. Необходимо четко отграничивать бытовое психологизирование от строгого научно-психологического исследования.

29. Каким требованиям должны отвечать постановление следователя, определение суда, ходатайство адвоката о назначении судебно-психологической экспертизы по делу?

Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются:

1) основания назначения судебной экспертизы;
2) фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза;
3) вопросы, поставленные перед экспертом;
4) материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
2. Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.
3. Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 настоящего Кодекса. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением.
4. Судебная экспертиза в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 4 и 5 статьи 196 настоящего Кодекса, а также в отношении свидетеля производится с их согласия или согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
Комментарий к статье 195
1. Заключение экспертизы является самостоятельным доказательством в уголовном процессе (ст. 74, ч. 2, п. 3). К ее назначению следователь и другой субъект доказывания (далее - следователь) помимо случаев, когда это прямо предписано уголовно-процессуальным законом (см. комментарий к ст. 196 УПК), прибегает тогда, когда исследование собранной им уголовно-релевантной информации, формирование соответствующих доказательств невозможно без привлечения для этого специальных познаний в науке, технике, искусстве и ремесле, использования методов и методик соответствующих отраслей знаний, умений и навыков.
Предметом экспертизы в принципе могут быть любые объекты, для исследования которых необходимы специальные познания. Единственное здесь ограничение - наличие у соответствующей отрасли знания научно обоснованных методик исследований представляемых на экспертизу объектов.
2. По степени общности и субординации судебные экспертизы делятся на классы или типы, классы - на роды, роды - на виды, которые, в свою очередь, могут дифференцироваться на разновидности или группы. Выделяют такие классы (типы) экспертиз, как судебно-медицинские, криминалистические, судебные инженерно-транспортные, судебно-бухгалтерские и финансово-экономические, судебно-технические, судебно-биологические, судебно-экологические и др. <*>. В свою очередь, к примеру, класс (или тип) криминалистических экспертиз включает в себя традиционные и нетрадиционные роды экспертиз. Такое деление во многом является условным. К традиционным относят такие виды экспертиз, как судебно-почерковедческие, трассологические, автороведческие, портретные, судебно-баллистические, технико-криминалистические экспертизы документов и др. Нетрадиционными видами экспертиз являются: экспертиза материалов, веществ и изделий, фоноскопическая экспертиза, судебная одорологическая экспертиза и некоторые другие. В свою очередь, в рамках криминалистической экспертизы веществ и материалов в зависимости от объектов исследования выделяют экспертизу наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ; лакокрасочных покрытий и лакокрасочных материалов; стекла и изделий из него; металлов и сплавов; полимерных материалов и изделий из них и др. <**>.
--------------------------------
<*> См.: Шляхов А.Р. Судебная экспертиза: организация и проведение. М.: Юрид. лит., 1979. С. 11 - 30.
<**> Энциклопедия судебной экспертизы / Под ред. Т.В. Аверьяновой, Е.Р. Россинской. М.: Юристъ, 1999. С. 53 - 55.
3. По характеру решаемых задач судебные экспертизы могут быть разделены на идентификационные (установление индивидуального тождества материального объекта), диагностические (задачи распознавания состояния и свойств объекта, событий, явлений и процессов) и ситуационные (научная оценка экспертом механизма происшествия и других его параметров в конкретной обстановке с вовлечением в нее определенных объектов). В уголовном процессе судебные экспертизы также подразделяются на единоличные и комиссионные (ст. 200); основные и дополнительные (ч. 1, 3 ст. 207); первичные и повторные (ч. 2, 3 ст. 207); однородные и комплексные (ст. 201).
4. На стадии предварительного расследования экспертиза производится на основании постановления следователя, дознавателя, на стадии судебного следствия - определения суда или постановления судьи. В том случае, если при назначении судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном обследовании подозреваемого или обвиняемого, не находящегося под стражей, помещение указанного лица соответственно в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы допускается только на основании судебного решения. О помещении в стационар следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК (до 01.01.04 решения по этим вопросам принимал прокурор).
5. Назначение и производство экспертизы возможны только по возбужденному уголовному делу. УПК допускает назначение экспертизы органом дознания в качестве неотложного следственного действия по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия (ст. 157). Действовавший ранее УПК РСФСР 1960 г. в ст. 119 предусматривал закрытый перечень неотложных следственных действий, в который не входило назначение и производство экспертиз.
6. Инициатива назначения и производства соответствующей экспертизы может исходить не только от следователя, но и от подозреваемого, обвиняемого или его защитника, которые вправе ходатайствовать о проведении экспертизы перед следователем. Гражданский истец, гражданский ответчик или его представитель могут заявлять ходатайство о назначении экспертизы для решения вопросов, относящихся к предъявленному гражданскому иску (к примеру, для экспертного определения размера причиненного преступлением имущественного ущерба).
7. Комментируемая статья очерчивает, какие параметры должны содержаться в постановлении о назначении экспертизы или ходатайстве о помещении подозреваемого, обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар: основания для назначения судебной экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные на разрешение экспертизы, материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
8. Описательная часть постановления следователя о назначении экспертизы помимо краткого изложения фабулы расследуемого преступления должна содержать лишь сведения, необходимые эксперту для разрешения ставящихся ему вопросов: в ходе каких следственных действий, где, когда и при каких условиях были изъяты направляемые на исследование объекты, каким образом они упаковывались и опечатывались, в каких условиях хранились до направления на экспертизу, у кого, какие и при каких условиях были получены образцы для сравнительного исследования. Очевидно, что описательная часть постановления о назначении ситуационной экспертизы помимо этого должна содержать все необходимые сведения, характеризующие исследуемую ситуацию (например, при назначении судебной автотехнической экспертизы необходимо изложение сведений о транспортном средстве, участвовавшем в ДТП, состоянии участка дороги, где оно произошло, метеоусловиях в момент ДТП и т.п.). Определяются класс и вид экспертизы, обусловливаемые кругом специальных познаний, использование которых необходимо для разрешения возникших перед следователем вопросов.
9. Производство экспертизы поручается государственному судебно-экспертному учреждению, в котором она осуществляется государственными судебными экспертами по профилю деятельности учреждения, или иному экспертному учреждению. Наконец, она может быть поручена лицам, обладающим необходимыми для дачи заключения познаниями, - негосударственным экспертам (см. также комментарий к ст. 199 УПК). В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей. Государственный судебный эксперт не вправе осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта.
Приказом Минюста России от 23.01.02 N 20 утверждено Положение об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Минюста России.
10. Особо подчеркнем, что действующий УПК учел реалии и нужды правоохранительной практики и снял ограничения на возможность привлечения в качестве экспертов специалистов, принимавших по этому же уголовному делу участие в его производстве (ст. 70 УПК; по УПК РСФСР такая возможность допускалась лишь для специалистов в области судебной медицины).
11. Ставящиеся перед экспертом вопросы должны отвечать двум требованиям: во-первых, они не могут выходить за пределы специальных познаний соответствующего класса и вида назначаемой экспертизы; во-вторых, они должны задаваться в форме, которая позволит дать на них экспертам однозначный ответ: "Произошла ли кровь, обнаруженная на одежде обвиняемого Н., от потерпевшего П.?"; "Н. ли оставлены отпечатки пальцев, обнаруженные на месте происшествия?"; "Возможно ли производство выстрела из представленного экземпляра оружия без нажатия на спусковую скобу?"; "Имел ли водитель такого-то транспортного средства при таких-то условиях техническую возможность предотвратить наезд на потерпевшего?" и т.п.
12. Еще два замечания по вопросам, ставящимся на разрешение экспертизы. Постановка правовых вопросов эксперту (имело ли место убийство или самоубийство, хищение или недостача, является ли повреждение лица обезображивающим и т.д.) не допускается; об этом см. Постановление Пленума ВС СССР "О судебной экспертизе по уголовным делам" от 16.03.71 N 1 <*>. В то же время необходимо отметить, что в криминалистической литературе отношение к этой проблеме весьма неоднозначное. Помимо этого, недопустима постановка вопросов, не требующих для своего разрешения специальных познаний, нельзя, например, ставить на разрешение эксперта вопрос типа: "Является ли изъятый у обвиняемого пистолет марки "ТТ" огнестрельным оружием?", - и в то же время вполне правомерна постановка вопроса о пригодности данного экземпляра огнестрельного оружия, того же пистолета "ТТ", к производству выстрелов.
--------------------------------
<*> См.: ВВС СССР. 1971. N 2.
13. Постановление о назначении судебной экспертизы завершается подробным описанием всех предоставляемых эксперту для исследования материалов с обязательным указанием способа их упаковки и сохранности, направляются ли они совместно с постановлением почтовым отправлением либо доставляются следователем или нарочным. Еще несколько замечаний по поводу направляемых на экспертизу материалов. Совместно с другими материалами эксперту предоставляются сведения о результатах предварительно проведенной проверки направляемых на экспертизу объектов по существующим криминалистическим учетам или предварительного исследования объектов, проведенного на стадии возбуждения уголовного дела (если таковые, разумеется, имели место).
Если назначаемое экспертное исследование требует применения так называемых разрушающих методов и потому существует объективная необходимость некоторого повреждения вещественных доказательств и документов, представленных на экспертизу, следователь в том же постановлении или в отдельном письме дает эксперту разрешение на повреждение указанных объектов. Под повреждением объекта исследования понимается изменение свойств и состояний объекта в результате применения физических, химических, биологических методов исследования. Необходимость в повреждении представленных на экспертизу объектов обосновывается экспертом в заключении экспертизы.
14. При назначении и проведении экспертных исследований различают объекты-"улики", по своему происхождению непосредственно связанные с расследуемым событием, и объекты-образцы, получаемые следователем (экспертом) в порядке, предусмо


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.