Главные функции журналистики — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Главные функции журналистики

2017-06-04 189
Главные функции журналистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главная задача журналистов – писать и говорить общеизвестные факты в момент, когда они больше всего похожи на откровение.

Журналистика выполняет 5 общественно значимых функций(По Третьякову). Причем выполнять их приходится все одновременно, а не по собственному выбору, вне зависимости от того, что ты хочешь, а чего не хочешь делать.

1. Информационная функция (передача информации о происходящем в мире) Ее эксклюзивность/уникальность/первичность состоит в том, что остальные 4 функции исполняются не только в СМИ, но и другими коммуникативными, властными (политическими) системами. Без передачи новостей журналистики как общественного и профессионального института нет. Функция заключается в предоставлении массовому зрителю, слушателю и читателю актуальной информации о самых различных сферах деятельности людей – деловой, научно-технической, политической и т.д Содержание информации во многом определяется запросом аудитории. Получая информацию, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и человека. Особенно важна она в сфере культуры.

2. Коммуникативно-интеграционная функция (объединение общества в единое целое) СМИ формирует «коллективный разум». Функция общения, налаживания контакта. Е.П. Прохоров называет ее «исходной функцией журналистики». С помощью средств массовой информации происходит как бы постоянный референдум. Суверенитет страны во многом зависит от существования национальных СМИ обсуждающих проблемы на национальном языке.

3. Функция воздействия на власть (гласа народа) – провозглашение интересов общества перед властью. Хотя власть вполне может игнорировать мнение прессы.

4. Политическая функция -Управление поведением и инстинктами общества со стороны гос-ва. Журналистика сегодня это четвертая власть. Журналистов в отличие от парламента не выбирают, но зависим от них каждодневно. Обычный человек не имеет влияния на СМИ, плохой журналист может оставаться в профессии всю жизнь.

5. Функция социализации людей -Воспитание и образование. Власть над детьми – власть над будущим.

(+ сущ. доп. 6 функц.

Историографическая – история начала создаваться на основе СМИ. Проблема в том, что журналисты – ошибаются, а еще чаще врут специально. При работе с прошлым «подстраивают» его под настоящее и будущее как им удобно)

7 доп фун - развлекательная – многие учебники выделяют ее как главную сейчас)

По Цвику:

Функции – разнообразные «обязанности» журналистики и характер их исполнения в современном обществе

Информационная функция +каждый человек имеет право на получение интересующей информации (кроме частной жизни)(из декларации прав человека)

Социально-педагогическая функция -Политические, экономические и прочие условия существования общества постоянно меняются, видоизменяется даже среда обитания человека, и помочь аудитории адаптироваться к этим изменениям – важнейшая социально-педагогическая задача журналистики. Иногда ее называют управленческой

Рекреативная функция (развлекательная) -Раньше к ней отношение было снисходительным, но сейчас она одна из самых популярных. Синтез информационной функции и рекреативной – инфотеймент

Культурно-просветительская функция -Функция развлечения «перетекает» в культурно-просветительскую функцию. Ее элементы присутствуют во многих познавательных и занимательных публикациях и программах, есть даже каналы, посвященные этой функции («Культура», «Просвящение» и т.д)

Образовательная функция -К ней относятся регулярные публикации и циклы передач с дидактическим материалом

Главные доп. Функц. Жур-ки: Теория свободы слова, Институт свободы печати, Теория 4-ой власти, Теория Видеократии.

Специфика телеинтервью.

Жанр интервью имеет очень определенные формальные признаки: вопрос - ответ. Поэтому ни с чем не спутать.

Суть и смысл интервью: получение - путем постановки вопросов журналистом - ответов от того или иного человека. Поэтому жанр интервью претерпел на телевидении наименьшие изменения.

 

Можно выделить следующие формы бытования этого жанра в эфире:

1) просто интервью - интервью в чистом виде (любой продолжительности)

2) беседа - журналист беседует с интервьюируемым на равных (или почти равных), - но такое есть и в печатной журналистике

3) даилог - два собеседника разговаривают вообще без участия журналиста - также есть в печатной журналистике, правда, встречается крайне редко.; фактически это не интервью (только форма диалоговая, как в интервью), а два публицистических выступления в диалоговой форме; и на тв это уже не журналистский жанр, а один из форматов передач;

4) элементы интервью в ток-шоу - но и это уже не особый жанр тележурналистами, а просто способ получения информации или мнений в ходе телепередач особого вида (формата).

 

Уже по этому описанию видно, что телеинтервью в жанровом отношении наиболее близо своему классическому прототипу - газетному (или журнальному) интервью, тогда как мы не обнаружим такого соответствия в газетных и телевизионных разновидностях информации, репортажа и статьи-комментария.

 

Телевидение максимально постаралось максимально трансформировать под свои потребности, нормы и стандарты такой привлекательный жанр, как интервью. Здесь нужны выделить несколько моментов.

 

Чем, помимо прочего, интервью отличается от других жанров журналистики?

1) Инт. создается не тогда, когда журналист садится писать его текст, а в момент самой беседы. Далее следует обработка сказанного.

2) Содержательной доминантой интервью является не то, чо сказал (написал) журналист, а то, что сказал его собеседник. Казалось бы, именно это обеспечивает максимальную объективность данного жанра, ведь журналист не может (строго говоря, и не должен, но это уже проблема профессиональной морали и добросовестности) искажать сказанное тем, у кого берется интервью.

Однако в реальности это не так. Не все люди контролируют свою речь. Многие плохо формулируют предложения. Кроме тогго, сам исход интервью (разговора, беседы двух людей) предполагает определенную временную протяженность, как правило, совершенно не совпадающую с представлениями о времени на телевидении. Проще говоря, если пишущие журналисты, беседуя с интервьюируемым час, предполагают, что практически вся эта беседа будет опубликована, телевизионщики априори исходят из того, что, чем больше длится запись интервью, тем меньшая часть записанного выйдет в эфир. Но человек, если это только не профессиональный интервьюируемый, исходит из прямо противоположного посыла: чем дольше с ним говорят, тем более подробно он может говорить, тем больше его рассуждений выйдет в эфир.

Таким образом, профессиональный интерес журналиста, берущего интервью для телевидения, и естественный интерес человека, у которого берут интервью для телевидения, расходятся, а иногда и вступают в прямое противоречие.

Чем больше он говорит, тем легче будет вычленить из текста что-то сенсационное.

 

В большинстве случаев телеинтервьюеров интересует не логика собеседника, а набор фактов и ярких фраз, из которых он сам (а отнюдь не тот, кто дает интервью) сделает выбор.

 

Согласно этой логике подготовки телеинтервью (кроме случаев глубочайшего пиетета, не важно, чем вызванного, телекомпании перед дающим интервью) и осуществляется работа с первоначальным текстом (исходником, на профессиональном жаргоне) интервью. И методов такой работы очень много. Вот основные:

1) Резкое (в 3-4-5-10 раз) сокращение редакцией того, что сказал интервьюируемый. Причем сокращения, никак не согласованного с последним.

2) Опускание в эфирном варианте интервью вопросов (формальный мотив - соблюдение хронометража, причем в пользу ответов того, у кого берут интервью).

3)Выбор из интервью темы, менее всего интересующей интервьюируемого, на которую он вообще не хотел бы говорить, не предшествующий этому вопросы, из-за которых он и согласился встретиться с журналистом.

Это очень распространенный прием. Почему умный человек говорит больше всего о своей личной жизни? Потому что журналист шел к нему как раз тем, что и дал в эфир. Все остальные вопросы были призваны усыпить бдительность собеседника, расположить его к себе и спровоцировать на откровенность за пределами той границы, за которую он не хотел заходить.

4) Произвольный выбор самых острых провокативных, экстравагантных фраз интервьюируемого, вырванных из логики и контекста им произнесенного. Порой это делается без злого умысла, так как тв инетересует больше не смысл, а фразу, афоризмы, beaux mots и mauvais mots.

5) Выбор журналистом или телеканалом из всего сказанного только того, что ложится в контекст нужной им трактовки проблемы и темы, служащих предметом беседы. То есть - тенденциозный и чем-то мотивированный подбор фраз из того, что говорил собеседник.

6) Наконец, выбор из всего сказанного интервьюируемым только того, что демонстрирует или подчеркивает его слабые или положительные стороны в глазах аудитории.

7) На тв можно повлиять на впечатление от слов интервьюируемого сопутствующим видеорядом и закадровыми комментариями. Использовать эти приемы в газете - фотоиллюстрации, карикатуры, доп. комментарии интервьюера - тоже можно. Но, во-первых, это редко и дозированно используется, так как требует много доп. газетной площади, а во-вторых, менее эффективно, так как читатели в первую очередь обращаются к тексту интервью.

 

Во всех этих случаях журналист не искажает и не фальсифицирует сказанное интервьюируемым. Но с помощью этих методов можно до неузнаваемости изменить (или принизить, опошлить) и суть сказанного интервьюируемым, и его самого.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.