Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-06-04 | 233 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В языке публицистики можно выделить некоторые инвариантные черты, те константы,
которые в том или ином виде обязательно присутствуют в любой исторический период. К
таким публицистическим универсалиям относятся шкала ценностей, оценочность,
идеологема и образ автора.
Шкала ценностей (термин был предложен Ю.В. Рождественским) основывается на
семантической оппозиции "свое"/"чужое". Эта шкала играет решающую роль в выборе и
распределении оценочных средств в текстах массовой коммуникации. С ее помощью в языке
публицистики складываются оппозиции, включающие в себя слова, близкие по значению, но
резко противоположные по вызываемому ими стилистическому впечатлению: "наши"
союзники/ "их" приспешники, "наша" убежденность/ "их" фанатизм и т.п.
Шкала ценностей подвижна. И в определенные моменты развития общества под воздействием
экстралингвистических факторов (одним из которых становится и общественная переоценка
прежних реалий) происходит "перезагрузка" семантических областей "свое"/"чужое" в
зависимости от типа оценочности (общесоциальной, классовой, групповой, индивидуальной).
Например, после Октябрьской революции в СМИ укоренилась двухполюсная шкала
ценностей, в основу которой была положена классовая оценка: все "чужое",
капиталистическое, имело знак "минус", а "свое", социалистическое, — "плюс". Это
свидетельствовало об упрощении картины мира, ее деформации изза идеологических
фильтров.
На современном этапе шкала ценностей опять претерпевает изменения: область "своего" (=
"российского") снова наполняется позитивным смыслом. Критерием социальной оценки слов
|
становится новая дифференциация "своего" и "чужого", осуществляемая теперь на основе
более частных признаков (социальная группа, партийная принадлежность, исповедуемое
мировоззрение и др.). Таким образом, шкала ценностей становится более многомерной. И если
рассматривать в целом современную "публицистическую картину мира", то можно увидеть,
что она усложнилась по сравнению с предшествующим периодом, т.к. стала включать в себя
все виды оценки: общесоциальную (например, цивилизованный мир/террористы), классовую
(демократы/коммунисты), групповую (правительство/оппозиция и т.п.), индивидуальную
(нравится/не нравится). Причем в языке массовой коммуникации знаки оценки находятся в
полной зависимости от позиции издания, в каждом конкретном издании сегодня существует
собственная шкала ценностей.
Таким образом, шкала ценностей в языке публицистики представляется универсальным
способом отбора и создания речевых средств для выражения авторской мировоззренческой
позиции.
Тесно связана со шкалой ценностей и такая публицистическая универсалия, как оценочность.
Она не ограничивается пределами лексической системы данного стиля, а пронизывает все
ярусы публицистических текстов.
Оценочность как основной стилеобразующий фактор публицистических материалов начинает
играть свою роль на начальной стадии создания текста. Она проявляется в отборе и
классификации фактов, в их описании под определенным углом зрения, в соотношении
негативных и позитивных деталей, в специфических лингвистических средствах.
Оценочность бывает открытой и скрытой. Отличительной чертой новейшей журналистики стал
отказ от открытой пропаганды. На смену ей пришло умело завуалированное манипулирование
массовым сознанием. Образцы открытой пропаганды можно найти, в основном, в
оппозиционных изданиях, ориентирующихся на консервацию советской риторической
|
традиции. Большинство же современных средств массовой коммуникации отошли от прямого
идеологического давления на адресата, используя скрытые языковые механизмы
формирования оценки.
Скрытая оценка может быть имплицитной, т.е. заложенной в значение слова (это оценочные
метафоры, эвфемизмы), и эксплицитной, присущей не конкретному слову, а его употреблению,
когда оценка закладывается в контекст, в квазисинонимическую ситуацию, в квазицитату.
Еще одна константа языка публицистики это идеологема. Идеологема предполагает
целенаправленное воздействие со стороны адресанта, или отправителя речи, на сознание
адресата с помощью заранее заданной идеи. Такая идея носит обобщенный характер и
ориентирует массовое сознание в заданном направлении с помощью стереотипных номинаций.
Идеологемы носят личностный или социальный характер. Личностные идеологемы
складываются, например, вокруг руководителя государства, начиная с образа "царябатюшки"
и заканчивая образом президента. Подобные идеологемы укореняются в массовом сознании с
помощью стереотипов, тиражируемых СМИ, например: "вождь мирового пролетариата" (о
Ленине), "верный ленинец" (о Брежневе) и т.д. Знаки оценки данных стереотипных номинаций
зависят от шкалы ценностей, принятой в каждом конкретном издании.
Социальные идеологемы отражают установки и ориентиры общества на конкретном отрезке
его развития. Так, советские социальнополитические стереотипы задавались лозунгами: "Мы
придем к победе коммунизма", "бескризисная плановая экономика" и др.
Среди множества заданных номинаций, являющихся проводниками определенной политики,
можно выделить группу концептуальных, независимых от периодов социального развития
публицистических идеологом, формирующих, например, "образ врага" (внешнего/внутреннего:
террористы, боевики); "образ друга" (ранее — страны СЭВ, теперь — цивилизованные
страны); "светлое будущее" (социализм/капитализм), "светлое прошлое"; "образ политического
лидера". Поскольку нет строя, который мог бы обходиться без идеологии, постольку
идеологемы представляются константами, универсалиями публицистического стиля.
Образ автора — также неотъемлемая черта публицистической речи, ее организующее начало.
|
Несмотря на то, что образ автора — категория универсальная, очень разнообразная в своих
проявлениях и присущая текстам разных типов, тем не менее, наиболее отчетливо она
проявляется только в художественных и публицистических текстах. Причем, образ автора не
совпадает в этих двух стилевых разновидностях языка. Если в языке художественной
литературы образ автора принципиально не тождественен создателю художественного
произведения, то в публицистике наблюдается изоморфизм творца и творимого.
Категория автора в публицистике подробно разработана Г.Я. Солгаником, который выделяет
автора как коллективного ритора и как частное лицо. Каждой эпохе соответствует
определенный образ автора. В постсоветский период сформировался свой тип адресанта: не
носителя бюрократического авторитета, а творческой индивидуальности. Следовательно,
решающее значение приобретают культурный и профессиональный уровень журналиста, его
мировоззренческая и нравственная позиция.
Таковы константы публицистического стиля. Но есть и переменные, т.к. в конкретный
исторический период на первый план выдвигаются одни характерные особенности, в то время
как другие остаются в тени.
Ведущими "переменными" современного языка публицистики стали
интертекстуальность, ирония, языковая игра, выступающие в роли стилеобразующих черт
публицистического дискурса, а не просто стилистических приемов. Выдвижение на первый
план именно этих "переменных" свидетельствует о возросшей в целом экспрессивности
данного дискурса, в котором реализуется установка современного авторапублициста на
творчество, а не на стереотип.
Следует отметить, что эти "переменные" в современном языке публицистики выполняют две
текстовые функции. Вопервых, они могут быть стилистическим приемом (например,
интертекстуальность проявляется в аллюзиях, реминисценциях, намеках; языковая игра в
каламбурах, графических окказионализмах; ирония в различных тропах, таких, как
антифразис и др.).
А вовторых, пронизывая весь публицистический дискурс (начиная с рубрик, заголовков), эти
"переменные" создают вертикальный контекст, усложняющий речевое произведение
журналиста, порождая двуплановость или многоплановость текста.
Таковы константы и переменные современного языка публицистики, именно они определяют
его развитие и оказывают непосредственное воздействие на развитие литературного языка в
целом.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!