Государственный институт финансов, — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Государственный институт финансов,

2017-06-03 246
Государственный институт финансов, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ,

ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И ТЕХНОЛОГИЙ

ЛИХАЦКИЙ В.И.

УЧЕБНИК

МЕНЕДЖМЕНТ

Гатчина

Рекомендован методическим советом Государственного института экономики, финансов, права и технологий в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Менеджмент"

Рецензенты:

Р.Н. Авербух, заведующий кафедрой менеджмента Государственного института экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор.

О.А. ГРУНИН, профессор кафедры экономики и финансов Государственной полярной академии, Заслуженный экономист РФ, доктор экономических наук, профессор.

Я.А. МАРГУЛЯН, профессор кафедры социологии Санкт-Петербургского Государственного финансово-экономического университета, доктор социологических наук, профессор.

 

ЛИХАЦКИЙ В.И. Менеджмент. Учебник. – ГИЭФПТ, г. Гатчина, 2017. – 301 с.

В учебнике в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения по направлению «Менеджмент» рассмотрены основы и технологии управления социально-экономическими процессами в условиях рыночных отношений.

Раскрыты основные результаты накопленного отечественного и зарубежного опыта управления на различных уровнях.

Учебник предназначен для бакалавров, магистров, аспирантов и преподавателей вузов и практических работников управления коммерческими организациями.


Оглавление

Стр.

Введение......……………………………………………………………..….6

Раздел 1. Теоретические основы менеджмента........................................10

Глава 1. Тенденции социально-экономического развития......................10

1.1. Коллективная трудовая деятельность................................................10

1.2. Бюджетные организации и коммерческие компании.......................15

1.3. Трансформация терминологии в условиях рынка.............................20

Глава 2. Эволюция теории и практики управления.................................28

2.1.Либеральный подход в управлении производством.........................28

2.2. Социальные эксперименты в экономике ХХ века............................33

2.3.Научное управление производством..................................................36

Глава 3. Административная теория менеджмента...................................43

3.1. Предпосылки административного управления.................................43

3.2. Сущность теории идеальной бюрократии Макса Вебера................47

3.3. Научные основы административного менеджмента........................50

Глава 4. Человеческий фактор в управлении...........................................60

4.1. Концепция человеческих отношений................................................60

4.2. Поведенческий подход в управлении................................................68

4.3. Сочетание методов побуждения и принуждения в менеджменте...71

Глава 5. Оптимизация в менеджменте......................................................74

5.1. Количественные методы оптимизации управленческих решений.74

5.2. Оптимизация социальных отношений в условиях рынка...............80

5.3. Подходы в менеджменте.....................................................................85

Раздел 2. Функции менеджмента...............................................................90

Глава 6. Функции менеджмента................................................................90

6.1. Природа управленческих процессов..................................................90

6.2. Содержание функций менеджмента..................................................94

6.3. Функции государства в условиях рынка..........................................101

Глава 7. Разработка и принятие управленческих решений...................109

7.1. Процесс разработки решения............................................................109

7.2. Технология принятия решений в коммерческой компании...........115

7.3. Способы повышения эффективности реализации решений..........121

Глава 8. Планирование как функция менеджмента...............................128

13.1. Эволюция взглядов на распределение ресурсов...........................128

8.2. Методы и модели распределения ресурсов.....................................135

8.3. Программно-целевое планирование в условиях рынка..................141

Глава 9. Организационная структура коммерческой компании...........146

9.1. Сущность и содержание понятия организация...............................146

9.2. Требования к структуре коммерческой компании..........................153

9.3. Типы организационных структур.....................................................158

Глава 10. Контроль как функция менеджмента.....................................170

10.1. Понятие и виды контроля...............................................................170

10.2. Технология контроля в коммерческой компании.........................176

10.3. Способы повышения эффективности контроля............................184

Раздел 3. Социальное взаимодействие в коммерческой сфере.............191

Глава 11. Социальное партнерство в сфере труда.................................191

11.1. Сущность и принципы социального партнерства.........................191

11.2. Система достижения социального согласия в обществе..............195

11.3. Механизм реализации принципов социального партнерства......199

Глава 12. Социальная ответственность субъектов рынка.....................207

12.1. Два подхода к ответственности в рыночных условиях................207

12.2. Юридическая ответственность субъектов рынка.........................212

12.3. Добровольная социальная ответственность..................................220

Глава 13. Мотивация как функция менеджмента..................................227

13.1. Источники активности трудового поведения человека...............227

13.2. Мотивация предпринимательской деятельности..........................233

13.3. Способы и средства стимулирования инновационного труда....240

Глава 14. Коммуникации в менеджменте...............................................250

14.1. Виды обмена информацией и их характеристика.........................250

14.2. Эффективность и этика деловых коммуникаций..........................256

14.3. Проблемы в деловых коммуникациях и пути их разрешения.....263

Глава 15. Управление конфликтами и стрессами..................................273

15.1. Процесс развития конфликтных действий....................................273

15.2. Причины и методы управления конфликтами и стрессами.........278

15.3. Способы предупреждения и разрешения конфликтов.................288

Заключение................................................................................................292

Список использованной литературы.......................................................297


Введение

Научно-технический прогресс оказал решающее влияние на темпы социально-экономического развития и состояние мирового сообщества на рубеже веков. Главной предпосылкой устойчивого социально-экономического развития в условиях внедрения новой техники и современных инновационных технологий становится не столько физическое напряжение усилий людей, а качество управленческих процессов.

Экономически развитые страны мира, умело используя рыночные механизмы хозяйственной деятельности, обеспечили высокое качество жизни населения за счет предпринимательской инициативы, внедрения инновационных технологий и роста производительности общественного труда.

Россия вступила на путь рыночных преобразований в конце века, то есть почти на сто лет позже других стран мира. Переход к рынку завершился пока созданием смешанной экономики, когда две трети трудоспособного населения работает в коммерческой сфере, а также построением "дикого капитализма американского типа", который вызывает все более растущее социальное напряжение в российском обществе из-за неоправданного социального расслоения населения и невиданного размаха коррупции.

В течение ХХ века усилиями ведущих ученых мира и инженеров-практиков разработаны научные основы менеджмента как науки и практики управления деятельностью коммерческих компаний в условиях рыночных отношений. Основным переводным научным трудом по основам менеджмента считается учебник М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури [39]. Освоение основ рыночной науки и практики в России происходит преимущественно путем механического копирования зарубежного, преимущественно американского опыта, что обусловило появление многих проблем.

Во-первых, обучение студентов технологии управления в условиях рыночных отношений осуществляется по материалам, переведенным на русский язык из американских учебников с идеализацией так называемых "школ менеджмента". В результате произошла механическая замена понятия "управление" на термин "менеджмент", а их отличия друг от друга не берутся во внимание. Основная причина такого явления связана с обобщенным понятием "организация", тогда как в российской практике объективно существуют бюджетные организации и коммерческие структуры (общества, товарищества, фирмы, корпорации, компании и т. д), условия деятельности которых имеют существенные различия.

Во-вторых, идентичность понятий "управление" и "менеджмент" привела к обоснованию возможности получения прибыли бюджетными организациями и даже органами государственной и муниципальной власти, а также местного самоуправления, что стало "научной основой" невиданного расхищения в России бюджетных средств и коррупции в органах власти.

В-третьих, продолжается тенденция создания в стране унитарных предприятий и государственных компаний, которые условно относят к коммерческим, хотя по существу такими они не являются, так как собственность остается в руках государства (муниципалитета) и передается им лишь на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Следовательно такие "гибридные" структуры ни перед не отчитываются и не отвечают по своим обязательствам по сравнению с коммерческими компаниями, созданными учредителями "на свой страх и риск", в то же время такие структуры создают препятствия для активной рыночной конкуренции.

В-четвертых, недооценивается скандинавский опыт строительства "капитализма с человеческим лицом", основанным на рыночных отношениях с применением мер их государственного регулирования путем внедрения принципов социального партнерства с сфере труда и социальной ответственности бизнеса.

В-пятых, замалчивается несовершенство действующего рыночного законодательства, в частности действующая плоская шкала налогообложения физических лиц, как источник невиданного социального расслоения российского общества и угроза социального взрыва, а также безнаказанность расхищения национального богатства страны.

В этих условиях неразумно не замечать дальнейшее недопустимое социальное расслоение и растущее недовольство большинства населения последствиями сформировавшегося в России дикого капитализма с жиреющими олигархическими структурами и развалом реального производства, произволом многочисленных коррумпированных чиновников, нищетой и фактическим бесправием большинства граждан страны.

В данном учебном материале с учетом многолетнего педагогического опыта автора предпринята попытка органически соединить теорию и практику социально ориентированного рыночного хозяйства с реализацией принципа социальной справедливости. Материал изложен в трех разделах.

В первом разделе "Теоретические основы менеджмента" обобщена история развития и творческого использования накопленного международного опыта, сформулированы основы взаимосвязанного комплекса отраслей научных наук "менеджмент-маркетинг-логистика".

Выявлены внутренние особенности и принципиальные различия процессов управления бюджетными организациями и руководства деятельностью коммерческих предприятий, компаний, корпораций, фирм (в дальнейшем коммерческих компаний). Обоснованы задачи представителей органов власти по созданию условий для роста производительности общественного труда в условиях цивилизованного рынка и соблюдения принципа законности.

Второй раздел "Технология менеджмента" раскрывает основные функции рыночного механизма ведения хозяйственной деятельности, включая прогнозирование, разработку и принятие решений, планирование, организацию, контроль, контроллинг, содержатся научно-практические рекомендации органам управления по управленческим технологиям в условиях рынка.

В третьем разделе "Социальное взаимодействие в коммерческой сфере" включает важнейшие механизмы достижения социального согласия в обществе, такие как социальная ответственность субъектов рынка, социальное партнерство в сфере труда, коммуникации, мотивация и управление конфликтами.


Законы менеджмента

Законы Содержание Формы проявления
1. Свободный труд.   2. Прибыльная деятельность.   3. Уважение к законам. Свободный выбор вида (видов) и масштабов деятельности. Поиск лучших вариантов вложения капитала, умелое руководство. Государственное регули-рование рыночных отношений. Высокий уровень личной заинтересованности в результатах труда. Интенсивный труд, инновационное поведение на конкурентном рынке, угроза процедуры банкротства. Привлекательное рыночное законодательство, санкции при отклонениях от рыночных правил.

Научными закономерностями менеджмента (Табл. 3.2) можно считать: зависимость результатов деятельности коммерческих компаний от профессионализма менеджеров; создание иерархической структуры системы управления; опора на человеческие ресурсы; адаптивность к рыночной среде; социальное партнерство в сфере труда.

Таблица 3.2.

Закономерности менеджмента

Закономерности Содержание
1. Зависимость результатов деятельности от профессионализма менеджеров. 2. Создание иерархической структуры системы управления   3. Опора на человеческие ресурсы.     4. Адаптивность к рыночной среде.     5. Социальное партнерство в сфере труда. Привлечение собственниками (акционерами) компетентных профессиональных управляющих.   Разделение сфер влияния и ответственности высшего, среднего и низового уровней управления. Предприимчивость управленческих кадров, способность персонала к разумному рыночному риску. Маркетинговое управления (marketing management), учет нужд, потребностей и запросов потребителей. Согласование индивидуальных, коллективных и общественных интересов, взаимный учет интересов наемных работников и работодателей при посреднической роли государства (трипартизм).

 

Универсальные принципы менеджмента были предложены А. Файолем еще в самом начале ХХ века, они до настоящего времени не утратили своего научного и практического значения, но видоизменились в соответствии с современной терминологией (Табл. 3.3), могут рассматриваться в качестве рекомендаций органам управления и должностным лицам как условия достижения успеха коммерческих компаний на конкурентном рынке.

В частности, разделение и специализация труда – это поистине гениальный способ организации производственной деятельности конца ХIХ - начала ХХ века, представляющий возможность максимально использовать индивидуальные потенциальные способности каждого отдельного человека и достаточно быстро осуществить его обучение с последующей реализацией синергетического эффекта от дополнения индивидуальных качеств каждой отдельной личности.

Следует подчеркнуть, что разделение процесса труда на отдельные операции послужило основой проектирования и создания современных автоматизированных поточных линий, на которых монотонные движения вместо человека осуществляют робототехнические устройства.

Таблица 3.3.

Принципы менеджмента

 

Принципы Сущность и содержание
1. Разделение и специализация труда.   2. Рациональная централизация и децентрализация управления.   3. Сочетание единоначалия и коллегиальности.   4. Соблюдение нормы управляемости.     5. Дисциплина и санкции.     6. Лидерство руководителя.     7. Авторитетное и компетентное руко-водство.   8. Делегирование полномочий и ответ-ственности.     9. Рациональное сочетание интересов.     10. Социальная ответ-ственность бизнеса.   11. Вознаграждение за достигнутые резуль-таты.     12. Социальное партнерство в сфере труда.   13. Социальная справедливость.   14. Единство слова и дела.   Выделение отдельных операций в общем процессе труда, возможность быстрого обучения работников и получения синергетического эффекта от дополнения их личных качеств. В условиях роста квалификации целесообразно использовать принцип универсальности работников в комплексной бригаде. Концентрация ресурсов для достижения главных задач в условиях динамичной рыночной среды, сохранение резерва сил и средств, поощрение инициативы и творчества подчиненных, выращивание руководящего состава в составе трудового коллектива. Каждый работник подчиняется только своему непосредственному начальнику. При выработке решения целесообразно использование коллективного интеллекта путем заслушивания предложений. Решения принимает руководитель единолично и несет персональную ответственность за результаты труда. Подчинение одному руководителю ограниченного числа сотрудников или количества подразделений в соответствии с его физическими и эмоциональными нагрузками, а также для обеспечения качества управления. Признание и добровольное выполнение установленных правил взаимоотношений между руководителями, подчиненными и клиентами, применение санкций, строгость которых адекватна отклонениям в процессе труда. Использование харизматических качеств личности и (или) накопленных поведенческих навыков для способности стать не только формальным руководителем, но и создать команду для достижения целей на рынке. Создание команды руководителей и специалистов, пользую-щихся доверием трудового коллектива и способных обеспечить эффективное использование ресурсов для достижения целей в рыночной конкурентной среде. Привлечение подчиненных к управлению передачей части полномочий и права распоряжаться ресурсами, воспитание их ответственности, выращивание руководящего состава в составе трудового коллектива, освобождение высшего руководства от выполнения задач второстепенного характера. Приоритет общественных интересов над индивидуальными и групповыми, снижение рыночного эгоизма без подавления инициативы личности, противодействие иждивенческим настроениям в трудовом коллективе и обществе. Предоставление рыночных свобод при условии социальной ответственности коммерческих компаний перед своими работниками, потребителями и обществом в целом. Достойная оплата труда в соответствии с количеством и качеством продукции, работ и услуг, применение комплекса материальных и моральных стимулов с учетом инновационного характера труда и разумного рыночного риска, использование внутреннего побуждения творческих личностей. Сотрудничество наемных работников и работодателей как партнеров по трудовому процессу на основе переговоров и долгосрочных обязательств, а при необходимость и применения государством правоохранительных функций.. Применение методов государственного регулирования рыночных отношений в целях снижения неоправданного социального расслоения населения. Обещания должны быть осторожными, уверенными и обеспечены ресурсами, принятые решения и обязательства требуется обязательно выполнять.

 

Неоспоримые преимущества разделения и специализации труда при этом проявляются в научно обоснованной скорости движения поточной линии, рассчитанной на способности среднего человека, ювелирной точности выполнения производственных операций и высочайшем качестве продукции, максимально возможной производительности при снижении доли живого труда и зависимости качества продукции от человеческого фактора.

Однако разделение и специализация труда имеет свои пределы, так как оказывает влияние на поведение работников и удовлетворенность человека трудом. Поэтому в тех случаях, когда пока не удается автоматизировать производство успешно применяется бригадный способ организации труда, открывающий возможность реализации коллективистских тенденций, включая возможность общения и взаимозаменяемость работников, снижения утомляемости и проявления творческого отношения к труду.

Принцип разделения и специализации труда особо важен при тяжелых условиях и низкой квалификации рабочей силы. При росте образовательного, профессионального и культурного уровня населения все более находит применение принцип универсальности работников путем освоения смежных профессий и взаимозаменяемости работников при бригадной форме труда, что весьма успешно применяется в японских фирмах.

Ограниченность ресурсов вынуждает руководство коммерческих компаний выбирать рациональную степень централизации и децентрализации управления для достижения целей деятельности в условиях динамики изменения рыночной ситуации. Централизация предоставляет возможность концентрации ресурсов на достижении главных задач и сохранения резерва сил и средств в распоряжении старшего начальника для своевременной реакции на изменения рыночной среды.

В то же время децентрализация управления способствует поощрению инициативы руководителей подразделений при выполнении своих задач и приближению принятия решений к местам их реализации с учетом реальной ситуации, а также дает возможность выращивания руководящего состава в составе трудового коллектива.

Согласно принципу единоначалия каждый работник должен подчиняться только одному своему непосредственному начальнику, получать от него распоряжения и нести перед ним ответственность за результаты труда. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности означает коллективную выработку управленческих решений с использованием коллективного интеллекта путем учета предложений всех руководителей и специалистов. В тоже время только руководитель имеет право и обязанность единолично принимать решения и в полной мере персонально отвечать за результаты деятельности на рынке.

Для каждого руководителя должны устанавливаться нормы управляемости с учетом нормальных его физических и эмоциональных нагрузок. Соблюдение норм управляемости выражается в ограничении числа непосредственно подчиненных работников или количества подчиненных подразделений, чтобы их избыток не отражался на качестве управления.

Принцип дисциплины и применения санкций предполагает признание и добровольное выполнение установленных правил взаимоотношений между руководителями, подчиненными и клиентами, применение санкций, строгость которых должна быть адекватна отклонениям в процессе труда.

Наиболее успешными являются руководители - лидеры. Принцип лидерства руководителя означает использование харизматических качеств личности и (или) накопленных поведенческих навыков для способности стать не только формальным руководителем, но также сформировать команду и повести за собой подчиненных как последователей для достижения целей на рынке.

Принцип авторитетного и компетентного руководства означает создание команды опытных руководителей и квалифицированных специалистов, пользующихся доверием всего трудового коллектива и способных обеспечить эффективное использование ресурсов для достижения целей коммерческой компании в рыночной конкурентной среде.

Эффективность управления во многом зависит от применения принципа делегирования полномочий и ответственности. Делегирование полномочий "сверху вниз" означает привлечение подчиненных к управлению с передачей им части полномочий и права распоряжаться ресурсами, что освобождает высшее руководство от выполнения текущих, чаще всего рутинных задач второстепенного характера. Путем делегирования полномочий может осуществляться воспитание ответственности и тем самым выращивание руководящего состава в составе трудового коллектива.

Принцип рационального сочетания интересов в рыночной среде предполагает приоритет общественных интересов над индивидуальными и групповыми, снижение рыночного эгоизма без подавления инициативы личности, противодействие иждивенческим настроениям в трудовом коллективе и обществе в целом. Рыночные механизмы должны быть направлены не только на получение прибыли коммерческими компаниями, но и на достижение благополучия граждан за счет социальной ответственности бизнеса перед обществом.

Рыночные свободы оправданы при условии соблюдения принципа социальной ответственности коммерческих структур (бизнеса) перед своими работниками, потребителями и обществом в целом. Социальная ответственность подразделяется на обязательную (юридическую) ответственность в соответствии с действующим законодательством и добровольную социальную ответственность в надежде на получение конкурентного преимущества коммерческих компаний в будущем.

Принцип вознаграждения за достигнутые результаты реализуется достойной оплатой труда в соответствии с количеством и качеством продукции, работ и услуг, а также применением руководством комплекса материальных и моральных стимулов с учетом инновационного характера труда и разумного рыночного риска, использование внутреннего побуждения творческих личностей.

Принцип социальной справедливости учитывает, что рыночные отношения предоставляют свободу предприимчивым личностям в коммерческой среде, однако являются достаточно жестким способом ведения хозяйственной деятельности. Как показал международный опыт необходимо применять совокупность методов государственного регулирования рыночных отношений, прежде всего, в целях снижения неоправданного социального расслоения населения и защиты общества от преднамеренного преступного банкротства коммерческих компаний.

Одним из оправданных методов регулирования рыночных отношений признан принцип социального партнерства в сфере труда. Наемные работники и работодатели как партнеры по трудовому процессу в соответствии с международным законодательством в целях предупреждения социальных конфликтов могут и должны сотрудничать на основе переговоров и долгосрочных обязательств.

Социальное партнерство предполагает эффективную поддержку предпринимательской инициативы хозяйствующих объектов органами власти на местах. Это способствует созданию рабочих мест, удовлетворению запросов потребителей в продукции и услугах, защите бизнеса от коррумпированных чиновников и криминального мира, привлечению инвестиций в приоритетные направления деятельности, льготному кредитованию социально значимых программ, развитию инфраструктуры и социальной сферы, пополнению местного бюджета.

Эффективной мерой социального партнерства может служить рациональное разграничение полномочий центральных органов власти и регионов, перенос центра тяжести экономической жизни в регионы, использование преимуществ региональных природных, сырьевых, национальных и трудовых ресурсов, повышение заинтересованности регионов в развитии производства, а не в получении дотаций за счет других регионов.

Основа социального партнерства состоит в привлекательном для рыночных отношений законодательстве и жестком контроле за соблюдением рыночных правил игры, оперативном регулировании социально-экономических отношений с учетом складывающейся конъюнктуры рынка.

Деловая и творческая атмосфера в трудовом коллективе создается при соблюдении принципа единстве слова и дела, лояльности и стабильном составе работников, особенно руководящего состава, ориентации на долгосрочную работу. Обещания должны быть осторожными, уверенными и обеспечены ресурсами, принятые решения и обязательства требуется обязательно выполнять.

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Стратегический подход к управлению и иерархическая структура системы.

2. Содержание теории идеальной бюрократии Макса Вебера.

3. Структура рыночной науки и значение ее составляющих.

4. Законы менеджмента.

5. Закономерности менеджмента.

6. Принцип разделения и специализации труда.

7. Применение централизации и децентрализации управления.

8. Сочетание единоначалия и коллегиальности.

9. Особенности нормы управляемости в менеджменте.

10. Применение принципа делегирования полномочий и ответственности руководителем.


Рис. 4.1. Социальные аспекты человеческих отношений

 

Благотворительная роль социальных потребностей исходит из сопереживания и служит побудительным мотивом спроса на оказание социумом помощи и поддержки людям, которые по тем или иным причинам временно или постоянно попали в трудную жизненную ситуацию. Тем самым цивилизованное общество за счет социальных отчислений формирует социальную сферу, предназначенную для выравнивания уровня жизни различных категорий населения путем оказания нуждающимся людям необходимого спектра и объема социальных услуг.

Коррекционная направленность социальных потребностей вытекает из анализа причинно-следственных связей общественных аномалий как источников немотивированного неблагополучия отдельных категорий людей или даже государства в целом.

В качестве примеров общественных аномалий следует отметить неоправданное социальное расслоение общества как следствие нерациональной социальной политики государства или результат административного произвола, недостаточные социальные гарантии, ограничивающие жизненный уровень нетрудоспособных слоев населения.

На основе анализа неотложных социальных потребностей граждан (населения) выявляется необходимость коррекции социальной политики государства с учетом его экономических возможностей и формировании эффективной системы социальной защиты населения.

По мере своего общего развития и профессионального совершенствования у человека также проявляются высшие потребности в уважении и признании, а также в самореализации, которые во многом индивидуальны и зависят от степени общественных притязаний личности. Нередко в учебно-методических материалах пять уровней потребностей человека представляются в виде пирамиды: две низшие потребности - физиологические и в безопасности; три высшие потребности - социальные, в уважении и признании, в самореализации.

Как справедливо отметил Б.М. Генкин [13, с. 78], А. Маслоу не строил пирамиду потребностей человека. Его заслуги состоят в обобщениях, что все люди, как и другие живые существа, хотят есть, пить и иметь крышу над головой, то есть удовлетворять свои физиологические потребности.

Небольшая часть населения не отличается законопослушностью и хочет построить свое благополучие и получить богатство за счет обмана, воровства и преступлений. Для своей защиты общество пришло к необходимости формирования цивилизованного законодательства, избрания власти, создания правоохранительных органов и изоляции негодяев от населения. Стабильность рабочего места и уверенность в завтрашнем дне квалифицированного и трудолюбивого человека, а также забота государства от криминала создает удовлетворение потребностей подавляющего большинства людей в безопасности.

Большинство людей испытывают внутреннюю потребность в социальных связях в семье и трудовом коллективе. В то же время существуют принципиальные холостяки и старые девы. Вызывает удивление законодательный нонсенс о признании в некоторых странах однополых браков, что свидетельствует о деградации "западной массовой культуры", а также о снижении значимости социальных потребностей человека в условиях рыночных отношений.

Далеко не все люди характеризуются высоким честолюбием, а стремятся к спокойствию и стабильности, хотя в условиях рыночных отношений таким категориям населения не всегда живется комфортно в виду идеологии конкуренции и борьбы за право властвовать над другими. Следовательно, потребности человека в уважении и признании в условиях рынка объективно ограничиваются и нередко подменяются стремлением к завоеванию богатства и общественного положения, не считаясь с принципами морали.

Узкий круг лиц обладает особыми природными (генетическими) способностями или талантами (по статистике около 10% населения) и высочайшим трудолюбием, не считаясь с состоянием здоровья и семейным благополучием. Настоящий след в истории за счет подвижнической самореализации обычно стоит очень дорого.

Бесспорными являются выводы, что физиологические потребности характерны всем людям, часть населения не только не испытывает потребности в безопасности, но и представляет собой угрозу для безопасности общества. Высшие потребности человека проявляются избирательно и по мере роста притязаний личности обладают тенденцией к сокращению и все большему сужению масштабов массовости. Таким образом не обязательно строить пирамиду потребностей человека, так как она сама объективно образуется вследствие различия между внутренней сущностью людей и их жизненными предпочтениями.

Рис. 4.2. Управленческая решетка

команда – усиленное внимание к интересам людей и производства, благоприятный моральный настрой и высокая эффективность труда;

организация – баланс интересов, приемлемое качество работы и хороший моральный настрой;

страх перед бедностью – минимальные усилия, минимальные результаты лишь бы избежать увольнения;

руководство – подчинение – большая забота о работе, мало внимания людям;

дом отдыха – хорошие, теплые человеческие взаимоотношения, мало заботы об эффективности работы.

При выборе предпочтений рекомендуется:

сформировать "команду" руководителю-лидеру из квалифицированных и добросовестных сотрудников при поддержке актива трудового коллектива и высшего руководства;

если команду сформировать не удается, то чередовать интенсивный и полезный труд с активным коллективным отдыхом;

избегать трудового коллектива, где нет ни полезной работы, ни достойной оплаты.

Поведенческий подход в менеджменте уделяет достаточно пристальное внимание социальному взаимодействию в виде межличностных коммуникаций не только между руководителями и сотрудниками, но и с партнерами по производству, покупателями, работниками органов государственной власти и общественных организаций.

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Деление крупных коммерческих компаний на подразделения и социальное значение такого деления.

2. Три уровня руководства коммерческой компанией и их основные задачи, штабные функции.

3. Состав классического (административного) менеджмента.

4. Административный менеджмент как универсальный процесс.

5. Научные принципы менеджмента и их последующая трансформация.

6. Содержание теории идеальной бюрократии Макса Вебера.

7. Первичные и вторичные потребности человека, их содержание и особенности удовлетворения.

8. Теория "Х" и "Y" Мак Грегора, рекомендации по ее рациональному использованию.

9. Три вида высших потребностей человека и способы их реализации руководителем.

10. Выбор предпочтений руководителя.


Подходы в менеджменте

В процессе развития теории управления социально-экономическими процессами в условиях рыночных отношений в течение ХХ века учеными и практиками мирового уровня разработана совокупность различных концепций менеджмента. При этом теория и практика управления исходит из общих свойств рынка, однако постоянно пополняется новыми видами знаний, которые не отрицают достигнутые ранее результаты, а расширяют представления о рыночных отношениях и взаимосвязи различных составляющих процесса деятельности людей в хозяйственных системах. В последние годы в развитии менеджмента выделяются три основных подхода: ситуационный, системный и процессный.

Все подходы (Табл. 5.3) основываются на единых положениях, направленных на повышение эффективности использования ресурсов в условиях рыночной среды, однако чаще всего предполагают рассматривать одни и те же явления с различных точек зрения.

Ситуационный подход сф<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.