История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Место и роль Президента Российской Федерации в системе разделения властей Конституции Российской Федерации 1993 г.

2017-06-03 1136
Место и роль Президента Российской Федерации в системе разделения властей Конституции Российской Федерации 1993 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

На сегодняшний день в Российской Федерации глава государства не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей, а вопрос о том, к какой же из ветвей власти следует отнести главу государства, остается открытым. Президент нашей страны выступает как самостоятельный субъект государственной власти, обособленный от известных правовой теории ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной, и занимающий особое место в системе органов государственной власти. В ст. 80 КРФ сводится лишь к тому, что Президент России является главой государства и гарантом КРФ, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. В тоже время, следует учесть, что с целью реализации возложенных на главу государства обязанностей, Президент Российской Федерации наделен значительными полномочиями. Перечень данных полномочий позволяет сделать вывод о наличии у лидера нашей страны определенных рычагов воздействия на все ветви власти. К примеру, глава государства может воздействовать на законодательную власть путем участия в правотворческой деятельности и обладая правом роспуска Государственной Думы, на судебную власть через непосредственное назначение судей в Российской Федерации. Не менее существенное влияние глава государства оказывает и на исполнительную ветвь власти. Несмотря на то, что Основной Закон Российской Федерации не наделил Президента Российской Федерации функциями главы исполнительной власти, анализ его полномочий позволяет говорить о том, что политический лидер нашей страны наиболее близок именно к ней. К примеру, Президент Российской Федерации формирует Правительство и вправе отправить его в отставку, контролирует его деятельность и может участвовать на заседаниях, то есть, фактически руководит данной ветвью власти. Однако говорить о Президенте Российской Федерации как о главе исполнительной власти, мы считаем не совсем уместным. О том, что Президент Российской Федерации не включен ни в одну из ветвей власти, можно судить и по самой структуре Конституции Российской Федерации. Обратим внимание на то, что в Основном законе страны описание положений, посвященных нашему Президенту, выделено в отдельную главу, обособленную от всех ветвей власти, которая расположена первой среди глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации

 

87. Порядок избрания и особенности ответственности Президента Российской Федерации

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста, в течение 10 лет постоянно проживающий на территории РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации (если такое решение не принято, то Центральной избирательной комиссией РФ). Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты избирателями и политической партией. В поддержку выдвижения должно быть собрано не менее 2 млн подписей избирателей, не более 50 тыс. в одном субъекте РФ. Регистрация собравших подписи кандидатов осуществляется Центральной избирательной комиссией РФ. От сбора подписей освобождаются кандидаты, выдвинутые политической партией, допущенной к распределению мандатов на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы. Подготовка и проведение выборов Президента РФ финансируются за счет федерального бюджета под общим руководством Центральной избирательной комиссии РФ. Выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе, по общефедеральному Избирательному округу в два тура. Для победы в первом туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов избирателей, во второй тур (повторное голосование, назначаемое Центральной избирательной комиссией РФ через 3 недели) выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов избирателей, для победы во втором туре необходимо набрать относительное большинство голосов избирателей. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняли участие не менее половины зарегистрированных избирателей. Итоги голосования последовательно подводятся участковыми комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями субъектов РФ; результаты выборов Президента РФ определяются и публикуются Центральной избирательной комиссией РФ.

88.Компетенция Президента Российской Федерации. Акты резидента Российской Федерации и их юридические свойства.

Ряд полномочий президента указан в ст. 84 - 90 главы "Президент Российской Федерации", а также в некоторых статьях других глав Конституции. Так, в ст. 107, помещенной в главе "Федеральное Собрание", указано, что Президент в течение 14 дней с момента поступления к нему федерального закона для его подписания и обнародования может отклонить этот закон. В соответствии со ст. 111, помещенной в главе "Правительство Российской Федерации", Президент имеет право назначать Председателя Правительства и т. д. Надо прежде всего отметить, что в ст. 83 Конституции определены полномочия Президента по отношению к Правительству. Это, во-первых, право Президента председательствовать на заседаниях Правительства и принимать решение об отставке Правительства. Одним из наиболее значимых признаков, присущих исключительно президентской власти в Российской Федерации, является особая юридическая природа принимаемых Президентом Федерации правовых актов в процессе реализации его единоначальной инициативно-распорядительной государственно-властной деятельности. Реализуя свою инициативно-распорядительную деятельность, Президент Российской Федерации, как установлено в ч. I ст. 90 КРФ, издает указы и распоряжения. Исходным для определения юридической природы указа и распоряжения Президента РФ является содержащееся в ч. 3 ст. 90 КРФ положение о том, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить КРФ и ФЗ. В то же время, указы и распоряжения Президента РФ не могут быть отменены ФЗ, а указами или распоряжениями (нормативными актами) Президента РФ не могут вноситься какие бы то ни было изменения или дополнения в ФЗ. Кроме того, в отношении ФЗ Президент РФ, по смыслу п. 2 и 3 ст. 107 КРФ, подписывает ФЗ или отклоняет его. Высшая юридическая сила нормативных актов Президента РФ подтверждается и тем, что только Конституционный Суд РФ вправе признать тот или иной нормативный акт Президента РФ полностью или в определенной его части неконституционным (п. «а» ч. 2 ст. 125 КРФ). Указы и распоряжения Президента РФ издаются в порядке единоличного распорядительства не только по строго определенному кругу вопросов, отнесенных к его компетенции, но и могут издаваться в пределах неурегулированных ФЗ отдельных областей жизнедеятельности государства и общества. Порядок вступления в силу актов Президента установлен Указом Президента от 26 марта 1992 г. Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования за исключением случаев, когда при принятии акта установлен другой срок введения его в действие.

 

 

89. Федеральное Собрание Российской Федерации - парламент Российской Федерации: место в системе разделения властей; структура и особенности двухпалатной структуры Федерального Собрания

Конституция (ст. 94) определяет, что парламент России - Федеральное Собрание - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Это означает. что Российский парламент состоит из представителей народа. В соответствии со ст. 95 Конституции России Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется с учетом необходимого представительства. Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъектов, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом, одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. В РФ двухпалатная структура парламента была введена лишь в 1990 г., когда впервые в составе Верховного Совета РСФСР были образованы Совет Республики и Совет Национальностей. Ныне, в отличие от прошлого, палаты относительно самостоятельны и независимы друг от друга, не имеют общего руководящего органа (президиума), имеют существенно разные компетенции, порядки формирования, статусы парламентариев, очень редко проводят совместные заседания палат, а их взаимодействие воплощает определенное разделение труда внутри единого парламента на основе взаимных уравновешивающих сдержек и противовесов. Федеральное Собрание РФ ныне не обладает распорядительными функциями, а его контрольные функции существенно сужены. Но и при этом парламент РФ — один из важнейших постоянно действующих государственных институтов, органов политической системы страны, место, роль и значение которого непозволительно принижать в глазах общественности. В системе разделения властей Федеральное Собрание, как выразитель законодательной власти, выступает в роли основополагающего органа государственной власти, наделенного правами влиять на каждую из них. Характеристика федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, порядок деятельности; участие в законодательном процессе; внутренние руководимые и вспомогательные органы.

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательно (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся (пункт 1):

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

г) назначение выборов Президента Российской Федерации;

д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок избрания, состав, компетенция, порядок деятельности; внутренние руководящие и вспомогательные органы. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Государственной Думы.

 

Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ, сроком на пять лет, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Организационная структура Государственной Думы включает руководство Думы (Председатель ГД и его заместители), Совет ГД, депутатские объединения (фракции), также комитеты и комиссии, действующие на постоянной основе в течение всего срока созыва Государственной Думы. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и регламентом. В состав Совета Государственной Думы входят:

  • Председатель Государственной Думы
  • руководители депутатских объединений с правом решающего голоса
  • заместители Председателя Государственной Думы
  • председатели комитетов Государственной Думы участвуют в
  • работе с правом совещательного голоса.

В число полномочий Совета Государственной Думы входят:
1.формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;
2.формирование проекта календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц;
3.формирование проекта работы Государственной Думы на очередное заседание. Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются комитеты. Государственная Дума образует комитеты:
-по законодательству и судебно-правовой реформе;
-по труду и социальной политике; по делам ветеранов; по охране здоровья; по образованию и науке; и др.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва

 

Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации: понятие и

стадии законодательного процесса; содержание стадий законодательного процесса;


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.