Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-06-02 | 2113 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Регулирование финансового рынка состоит из двух частей:
государственное регулирование финансового рынка осуществляется со стороны органов государственной власти,
саморегулирование — со стороны участников самого рынка.
Функционирование финансового рынка создает множество отрицательных эффектов в экономике необоснованно ускоряет темпы роста цен (инфляцию), провоцирует кризисы, лишает реальное производство необходимых финансовых ресурсов. Поэтому возникает необходимость его регулирования со стороны государства.
Современное функционирование финансового рынка и его частей невозможно представить без саморегулирования. Но современный механизм саморегулирования финансового рынка не означает только сохранение свободного ценообразования в различных частях финансового рынка, но и самоорганизацию его участников. Они осознают потребность в создании собственных организаций и инструментов, которые обеспечивали бы устойчивость различных секторов финансового рынка, разрабатывали для институтов каждого сектора общие правила поведения и защищали интересы участников финансового рынка в органах государственной власти. Таким образом формируется механизм саморегулирования финансового рынка.
Эти два направления создают общий механизм регулирования финансового рынка.
Регулирование финансового рынка представляет собой установление определенных требований к участникам, инструментам, операциям, совершаемым в каждой части финансового рынка со стороны органов государственной власти и организаций общественного регулирования с целью обеспечения стабильности его функционирования.
Основной задачей регулирования финансового рынка является снижение рисков (например, риска банкротства кредитной организации, риска неуправляемого падения цен на фондовом рынке, риска невыполнения страховой организацией своих обязательств перед страхователем, риска резкого изменения курса национальной валюты).
|
Объектами регулирования финансового рынка являются:
институты (участники) самого рынка или его инфраструктуры (коммерческие банки, негосударственные пенсионные фонды, фондовые биржи, страховые организации, небанковские кредитные институты и пр.);
финансовые инструменты (ценные бумаги, кредиты, валюта, страховые операции и пр.);
способы организации торговли финансовыми инструментами.
Основу современного регулирования финансового рынка составляет государственное регулирование.
Государственное регулирование финансового рынка представляет собой совокупность норм, правил и инструментов, которые используются органами государственной власти для обеспечения стабильного функционирования финансового рынка и снижения его негативного воздействия на экономику.
Целями государственного регулирования финансового рынка являются:
• снижение систематических рисков, возникающих в процессе функционирования каждой части финансового рынка в общественных интересах;
• обеспечение эффективной работы каждой части финансового рынка;
• обеспечение прозрачности функционирования финансового рынка (обеспечение доступности информации об участниках, операциях);
• защита прав инвесторов (держателей ценных бумаг), вкладчиков, страхователей;
• предупреждение финансового кризиса;
• выход из кризиса с минимальными потерями.
Государство устанавливает определенные правила формирования организаций финансового рынка, правила их деятельности, условия осуществления ими операций. Эти правила приобретают форму закона (решения, указа, постановления). В каждой стране нормотворческая деятельность государства имеет свои особенности.
|
Объектом нормотворческой деятельности выступают институты финансового рынка, операции, механизм организации торговли.
Российской Федерации легитимные условия для деятельности коммерческих банков как институтов финансового рынка определяются Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», рынка ценных бумаг — Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; страхового рынка — Федеральным законом от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», валютного рынка — Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Нормативная база для развития и инструментов финансового рынка была закреплена в ГК РФ, на основе которого затем были разработаны законы для отдельных инструментов финансового рынка. Так, понятие акции как ценной бумаги, обращение которой разрешено в Российской Федерации, было определено в ГК РФ, а эмиссия акций, процедура их размещения и выкупа регламентируются Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах в РФ».
Государство также контролирует исполнение институтами финансового рынка законов. Такая деятельность государства называется надзором и контролем. Объекты надзора, условия осуществления его органами государственной власти, ответственность институтов за нарушение законодательства в сфере финансового рынка также отражена в нормативных документах.
Осуществлением нормотворческой и надзорной деятельности в сфере финансового рынка занимаются органы законодательной и исполнительной государственной власти, они являются субъектами регулирования финансового рынка. Их функции в процессе регулирования различны.
Функции органов законодательной власти заключаются в разработке и принятии законов, необходимых для определения условий функционирования различных секторов финансового рынка и их инструментов. В Российской Федерации законотворческой деятельностью занимается Государственная Дума.
Органы исполнительной власти разрабатывают нормативные акты (постановления, положения), которые в рамках действующего законодательства дополняют и уточняют условия деятельности институтов финансового рынка и применения его инструментов, защищают права держателей ценных бумаг (инвесторов), вкладчиков, страхователей.
|
Основными участниками регулирования финансового рынка в Российской Федерации со стороны исполнительных органов власти являются Правительство Российской Федерации, Минфин России, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Банк России.
Правительство Российской Федерации осуществляет общее руководство, разрабатывает общую концепцию развития финансового рынка и его отдельных секторов.
Банк России осуществляет надзор и контроль за деятельностью кредитных организаций (коммерческих банков, небанковских институтов, иностранных банков), регулирует фондовый рынок, его инфраструктуру, создает условия для стабильного функционирования рынка страховых услуг.
Банк России и Росфиннадзор оказывают влияние на механизм валютного рынка. Росфиннадзор осуществляет функции органа валютного надзора за правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин, Банк России контролирует соблюдение кредитными организациями правил проведения валютных операций, регулирует уровень валютных курсов в национальной экономике.
Такое разделение полномочий между органами государственной власти по частям финансового рынка характерно для многих стран. Этот тип формирования структуры органов государственной власти, занимающихся регулированием отдельных сегментов финансового рынка, называется секторальным (институциональным).
Но такая организационная структура государственного регулирования финансового рынка не является единственной.
Современная рыночная экономика представляет собой результат совместного функционирования всех рынков. Части финансового рынка настолько взаимосвязаны между собой, что события на одном рынке отзываются на конъюнктуре другого рынка.Такое государственное регулирование финансового рынка построено по целевому (функциональному) принципу. Его суть заключается в организации процесса регулирования одной части финансового рынка одновременно несколькими органами государственной власти.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254
|
Государственное регулирование деятельности институтов финансового рынка осуществляется по следующим направлениям.
1. Введение обязательного лицензирования. Каждый участник финансового рынка обязан получить в органе государственной власти документ, дающий ему право на осуществление деятельности в выбранном секторе финансового рынка.
2. Установление минимальных объемов необходимого капитала для деятельности организации в определенном секторе финансового рынка (кредитной организации, страховой организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, эмитента) для снижения риска банкротства.
3. Определение круга выполняемых операций.
По российскому законодательству коммерческие банки имеют право выдавать кредиты, принимать вклады, осуществлять безналичные расчеты, но не имеют права осуществлять операции с недвижимостью, заниматься страховой деятельностью и торговлей.
4. Определение условий ответственности участника финансового рынка за результаты своей деятельности (ограничение круга выполняемых операций, отзыв лицензии, банкротство).
5. Регулирование операций и инструментов финансового рынка предполагает определение типов инструментов, которыми могут оперировать участники финансового рынка.
В условиях падения цен на фондовом рынке органы государственной власти вводят запреты и ограничения на некоторые операции. Например, они запрещают профессиональным участникам рынка ценных бумаг играть на понижении цен, чтобы не провоцировать еще большее падение цен на фондовом рынке. Так, в условиях финансового кризиса в 2008 г. ФСФР ввела запрет на проведение «коротких продаж» на фондовом рынке.
Также сюда включается и определение видов операций, которыми могут заниматься участники финансового рынка. Так, страховые организации в Российской Федерации могут вкладывать в ценные бумаги только 10% имеющихся средств. Необеспеченные облигации акционерное общество может выпускать только на третий год своего существования.
Все инструменты, которые были проанализированы выше, являются инструментами прямого государственного регулирования финансового рынка, их действие направлено непосредственно на самих участников рынка или частей финансового рынка. Прямое государственное регулирование финансового рынка представляет собой целенаправленное воздействие органов государственной власти на основные экономические параметры, влияющие на движение финансовых ресурсов в отдельных частях финансового рынка. Прямое регулирование связано с использованием правовых или административных методов. Методами прямого регулирования являются разрешения, запреты, ограничения, определенные требования, определяемые в нормативных правовых документах.
|
Помимо прямого регулирования существует еще и косвенное регулирование финансового рынка. Его механизм заключается в создании определенных внешних условий, в которых происходит функционирование финансового рынка и его инфраструктуры.
Косвенное регулирование связано с созданием экономического механизма государственного регулирования финансового рынка. Механизм косвенного регулирования финансового рынка представляют собой совокупность взаимосвязанных экономических мер воздействия на все части финансового рынка.
Методы косвенного регулирования можно разбить на несколько групп: кредитно-денежные, налоговые, бюджетные.
- К денежно-кредитным методам относятся: установление ставки рефинансирования, проведение операций на открытом рынке, проведение операций РЕПОвалютных интервенций.
- К налоговым методам можно отнести установление налогов на операции с финансовыми инструментами (например, на продажу ценных бумаг) или на доходы от этих операций (например, налог на дивиденды, полученные по акциям), введение налоговых льгот (снижение ставки налога на определенный тип операций с финансовыми инструментами), отсрочка уплаты налогов. Выделение субсидий из бюджетов органов государственной власти на развитие отдельных сегментов финансового рынка, поддержку его институтов или участников составляют бюджетные методы.
Современное государственное регулирование финансовых рынков формируется не только на национальном, но и на международном уровне. В результате происходящих процессов глобализации из обособленных ранее национальных финансовых рынков формируется единый общемировой рынок, где капитал свободно перемещается как через национальные границы, так и между различными частями финансового рынка. Национальная экономика зависит не только от возможностей собственного финансового рынка наполнить ее денежными ресурсами, но оказывается под влиянием процессов, происходящих на финансовых рынках других стран. Возникает потребность в наднациональном регулировании финансовых рынков. Общемировое регулирование финансовых рынков со стороны государства только начинает формироваться. Пока оно реализуется через создание международных организаций, которые объединяют национальные органы, занимающиеся регулированием различных частей финансовых рынков. Целью деятельности таких организаций является координация политики разных стран, проводимой в различных частях финансового рынка, разработка общих принципов ее проведения, использование одинаковых инструментов регулирования. Каждая часть мирового финансового рынка представлена международной организацией.
Наиболее известным международным институтом фондового рынка является Международная организация Комиссий по ценным бумагам. Этой организацией был создан документ «Цели и принципы регулирования рынков ценных бумаг» (IOSCO Principles), который является основой для регулирования национальных фондовых рынков в большинстве развитых стран.
Созданная система государственного регулирования финансового рынка имеет плюсы и минусы. С одной стороны, система государственного регулирования создает условия для снижения таких негативных явлений, которые разрушают рыночный механизм частей финансового рынка, как банкротство институтов финансового рынка, использование рынков в интересах отдельных групп, а не в интересах общества. С другой стороны, государственное регулирование финансового рынка таит в себе опасность уничтожения рыночного механизма, слишком сильной регламентации деятельности участников рынка, снижения мотивации их к деятельности в различных секторах финансового рынка.
Другим направлением регулирования финансового рынка помимо государственного регулирования является саморегулирование финансового рынка. Оно устанавливает общие правила организации предпринимательской деятельности в различных частях финансового рынка, предсказуемость поведения участников финансового рынка, их защищенность, затормаживает усиливающуюся регламентацию функционирования финансового рынка со стороны государства, обеспечивает относительную стабилизацию действия рыночного механизма. Саморегулирование можно рассматривать как механизм негосударственного регулирования предпринимательской деятельности в различных частях финансового рынка.
Процессы саморегулирования охватили различные сектора экономики, и саморегулирование финансового рынка является одним из направлений общего процесса.
Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований установленных стандартов и правил (Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», ст. 2).
Так как саморегулирование финансового рынка является частью общего саморегулирования экономики, то его можно определить таким образом:
Саморегулирование финансового рынка — это процесс создания правил и стандартов, регулирующих предпринимательскую и профессиональную деятельность в различных частях финансового рынка, и контроля за их соблюдением самими участниками финансового рынка, а также защита интересов участников финансового рынка в органах государственной власти.
В любой стране к основным задачам саморегулирования финансового рынка относятся: установление общих правил ведения предпринимательской или профессиональной деятельности участниками в определенной части финансового рынка, обеспечение добросовестного ее осуществления; повышение ответственности участников перед потребителями услуг, соблюдением профессиональной этики; выработка общих стандартов предлагаемых услуг, устранение конфликтов между участниками финансового рынка.
Саморегулирование финансового рынка происходит двумя способами:
• в различных частях финансового рынка создаются организации, объединяющие участников финансового рынка. Они могут иметь организационно-правовую форму партнерства, союза, ассоциации. Такие организации приобретают статус саморегулируемой организации;
• функционирование самих рынков принимает характер саморегулирования. В этом случае формируются саморегулируемые рынки, классическим примером которых являются фондовые биржи. Но современные условия деятельности фондовых бирж разрушили механизм их саморегулирования.
Основным механизмом саморегулирования в современных условиях является создание саморегулируемых организаций.
Саморегулируемая организация (СРО) — добровольное объединение определенного количества участников финансового рынка по профессиональному признаку в целях установления обязательных правил и стандартов деятельности членов этой организации на финансовом рынке, защиты их профессиональных интересов.
В Российской Федерации процессы саморегулирования в экономике, в том числе и на финансовом рынке, были закреплены в Федеральном законе о саморегулируемых организациях. Согласно ему все саморегулируемые организации действуют на принципах некоммерческой организации: целью их деятельности не является получение прибыли, полученная прибыль от предпринимательской деятельности не может распределяться среди участников саморегулируемой организации.
Для ведения банковской деятельности коммерческие банки обязаны получить в Банке России лицензию; Федеральная служба по финансовым рынкам выдает лицензии на проведение брокерской, дилерской и клиринговой деятельности; лицензии на организацию различных видов страхования выдает Федеральная служба страхового надзора. Только получив лицензии, профессиональные участники финансового рынка могут, если считают нужным, вступать в различные организации, защищающие их интересы. На страховом рынке в качестве саморегулируемой организации действует Российский союз автостраховщиков, на денежном — Ассоциация российских банков и Ассоциация региональных банков, на фондовом — Национальная ассоциация участников фондового рынка и пр.
В Российской Федерации пока основным мотивом для участия в СРО является защита экономических интересов членов саморегулируемой организации в органах государственной власти.
В целом функционирование саморегулируемой организации отражает два основных направления саморегулирования финансового рынка:
• разработку стандартов и правил, обмен опытом, формирование рейтинга участников рынка, защиту интересов участников в органах государственной власти;
• допуск на рынок.
Государство в целом положительно рассматривает современный механизм саморегулирования финансового рынка. Оно может даже передавать СРО часть своих полномочий (например, выдачу лицензий или отзыв лицензии).
Как любое экономическое явление, саморегулирование финансового рынка имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным эффектам саморегулирования можно отнести: повышение уровня профессиональной деятельности участников финансового рынка, приближение их деятельности к мировым стандартам, снижение случаев недобросовестной конкуренции в различных частях финансового рынка.
К отрицательным эффектам современного саморегулирования относится повышение уровня монополизации финансовых рынков.
Одновременно возникает проблема определения оптимального количества СРО. Казалось бы, механизм рынка должен сам определить необходимое их количество, но в действительности возникают часто СРО, дублирующие функции друг друга.
В современных условиях можно выделить две модели, отличающиеся различной степенью использования механизмов регулирования и саморегулирования финансовых рынков. Первая модель основана преимущественно на регулировании финансового рынка органами государственной власти. Саморегулируемые организации занимаются разработкой общих правил организации профессиональной деятельности своих участников, защищают их интересы в парламенте и правительстве. Вступление в саморегулируемые организации необязательно для участников финансового рынка. Помимо саморегули- руемых организаций могут действовать и другие общественные организации участников финансового рынка. На таком принципе основан механизм регулирования финансовых рынков во Франции, России.
Вторая модель ориентирована на саморегулирование финансового рынка, основная часть функций по контролю за деятельностью участников рынка передана саморегули- руемым организациям. Но и в этом случае государство не остается в стороне от процесса регулирования, оно оставляет за собой функции «регулятора последней инстанции». Государство начинает открыто действовать, если ситуация на финансовых рынках становится разрушительной для экономики. На таком принципе основано регулирование финансовых рынков США. Основным регулятором фондового рынка в США является Комиссия по ценным бумагам (SEC), Именно ее решения обязательны к исполнению всеми участниками фондового рынка, независимо от рекомендаций саморегулируемых организаций дилеров, брокеров и др
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!