Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Атласы — картографические энциклопедии

2017-06-09 1483
Атласы — картографические энциклопедии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Атлас — это систематическое собрание карт, выполненное по единой программе как целостное произведение и изданное в виде книги или комплекта листов. Это не просто набор карт под общим переплетом, но система взаимоувязанных и взаимодо­полняющих друг друга карт.

По словам Н. Н. Баранского, «атлас относится к отдельной карте примерно так, как опера — к отдельной музыкальной пьесе». Это меткая аналогия. Действительно, всякий атлас включает множе­ство картографических сюжетов, объединенных общим замыслом и программой. Создание атласа — грудное и ответственное дело, вершина картографического искусства. Атлас представляет собой картографическую энциклопедию — систематизированный свод знаний и фактических сведений о территории на современном уровне ее изученности.

Карты атласа удобно сопоставлять, сравнивать и накладывать друг на друга. Если потребуется, то можно получить количествен­ные сведения, провести математические корреляции и составить производные изображения. Атласы специально предназначены для комплексного изучения и оценки территории, углубленных науч­ных исследований, составления планов освоения природных ре­сурсов и прогноза последствий вмешательства человека в окружа­ющую среду, проектирования природоохранных мер и улучшения экологической обстановки.

Фундаментальные атласы сопровождаются научными геогра­фическими описаниями, пояснительными текстами (нередко они составляют отдельные тома), космическими снимками и фотогра­фиями, диаграммами и таблицами. Благодаря тонкому и изящно­му оформлению карты атласов очень информативны, несмотря на мелкие масштабы. Особое внимание уделяется справочному аппа­рату, подробным указателям географических названий и т.п. По-


добно другим энциклопедическим изданиям, атласы могут быть специализированными или иметь многоцелевое назначение.

Истоки атласной картографии

Рис. 9.1. Одна из латинизированных репродукций карты мира из атласа Клавдия Птолемея. Издание 1492 г.

Считается, что первый атлас появился в Римской империи во II в. н.э. и был составлен математиком и картографом Клавдием Птолемеем. Атлас включал карту ойкумены — всего известного грекам и римлянам мира — и 26 карт отдельных частей Европы, Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. В эпоху Средневеко­вья атлас Птолемея предали забвению, но в самом начале XV в. греческая рукопись и сами карты были переведены на латинский язык, раскрашены и изданы под названием «Космография». Уче­ные эпохи Возрождения были поражены: атлас довольно точно и подробно отображал окружающий мир, моря и страны, карты имели градусную сетку и условные знаки. С изобретением книго­печатания атлас Птолемея стали многократно переиздавать, по­полняя его новыми картами. Первое печатное издание было выпу­щено в 1477 г. в Болонье, и за короткий период атлас переиздали более 30 раз с дополнениями и уточнениями (рис. 9.1).


11 - 4886


162 Глава IX. Географические атласы


Истоки атласной картографии



 


В средние века получи­ли распространение атласы портоланов — особых морс­ких навигационных карт с компасными сетками. Ос­новное содержание портола­нов составляло подробное изображение береговой ли­нии со всеми бухтами и за­ливами. Портоланные атла­сы использовались для пла­вания в Средиземном и Черном морях, у Атланти­ческого побережья Европы и Африки, иногда — в Кас­пийском море. Кроме набо­ра портоланов они часто со­держали навигационные таблицы, календари, спра­вочные сведения по астро­номии и астрологии.

Рис. 9.2. Титульный лист атласа А. Ор-телия, изданного в Антверпене в 1570 г.

Во второй половине XVI в. центр картографии пе­реместился в Нидерланды. Там возникли картографи­ческие мануфактуры, где гравировали и печатали новые карты и атласы, изображавшие мир таким, каким он предстал после Великих географических открытий. Это был золотой век картографии, и атласы той эпохи хранятся теперь в библиотеках и музеях как памятники науки и образцы изоб­разительного искусства.

В 1570 г. гравер и издатель Авраам Ортелий опубликовал в Ам­стердаме собрание карт, назвав его «Зрелище шара земного» («Theatrum orbis terrarum»). В атласе на 53 листах были собраны кар­ты мира, частей света: Америки, Азии, Африки и Европы, а так­же отдельных стран. Атлас был снабжен географическими описа­ниями, красивым титульным листом (рис. 9.2), алфавитным спис­ком стран и указателем географических названий.

Первый атлас в современном его понимании был создан «ко­ролем картографов» Герардом Меркатором. Карты были составле-


 

Рис. 9.3. Титульный лист атласа Г. Мер-катора. 1595 г.

ны по новейшим источникам, отчетам экспедиций, геогра­фическим описаниям, обра­ботаны и согласованы специ­ально для этого атласа. Для ряда карт были рассчитаны новые проекции. Меркатор опубликовал в 1585 г. первую часть атласа, а через четыре года — вторую. Всего в них вошло около 80 карт европей­ских стран. Уже после смерти великого картографа труд был завершен его сыном Румоль-дом и издан в 1595 г. под на­званием «Атлас, или Космог­рафические соображения о сотворении мира и вид сотво­ренного» (рис. 9.3). Так впер­вые в картографии появилось название «атлас». Оно проис­ходит от имени легендарного мавританского царя Атласа — покровителя наук, философа и картографа, изготовившего первый небесный глобус. На­звание прочно закрепилось в науке, и даже не только в кар­тографии. Есть, например, атласы растений, животных, атласы облаков и анатомические атласы.

В России карты называли чертежами, а атласы «чертежными книгами» или «розмерными книгами». В описи архива Ивана Гроз­ного упоминается множество чертежей Русского государства, но почти ничто из них не сохранилось: вражеские нашествия, смуты и пожары погубили эти произведения. Хорошо известна лишь «Кни­га Большому чертежу» — обстоятельное географическое описание «Большого Чертежа всему Московскому государству», который был составлен примерно в 1600 г. и пересоставлен в 1627 г. В Книге описаны дорожные карты, население, реки и шляхи, приведены географические названия. Есть предположения, что отдельные ча­сти Чертежа были переплетены и составляли своеобразный атлас.


11*



Глава IX. Географические атласы


Виды атласов



 


       
 
 
   


Рис.9.5. Часть чертежа из атласа С. У. Ремизова.

9-3. Виды атласов Подобно картам, атласы подразделяют по пространственному охвату, выделяя атласы планет (мира, Венеры, Луны), континен­тов, океанов, крупных географических районов, государств, обла­стей, городов. Возможны самые разные варианты группировки атласов по административному делению, политическим, истори­ческим, природным, экономическим признакам. Есть атласы, ох­ватывающие полушарие (Атлас обратной стороны Луны), атласы группы стран (Атлас Дунайских стран), небольших территорий и акваторий (Атлас Южного берега Крыма, Атлас озера Байкал). По содержанию атласы подразделяют следующим образом:

Рис.
9.4. Титульный лист «Чертежной книги Сибири» С. У. Ремезова. Из­дан в Тобольске в 1701 г.

Больше повезло сибир­ским чертежам. Уцелела «Чертежная книга Сиби­ри», составленная в 1701 г. Семеном Ульяновичем Ре-мезовым — знаменитым картографом, жившим и умершим в Тобольске. Это атлас большого формата, содержащий два общих чертежа Сибири и 21 чер­теж ее частей (рис. 9.4). Кар­ты не имеют математичес­кой основы, но на них под­робно и довольно точно представлены речная сеть Сибири, населенные пун­кты, этнография. Это на­стоящий атлас в современ­ном понимании с титуль­ным листом, оглавлением, предисловием, таблицей условных сокращений. Фрагмент одного из листов этого замечательного про­изведения русской картографии воспроизведен на рис. 9.5. Сохра­нилась также рукописная «Служебная чертежная книга Сибири» на 116 листах, собранная сыновьями С. У. Ремезова уже после его смерти.

В эпоху Петра I атласное картографирование испытало подъем. В первой половине XVIII в. была создана серия атласов Азовского и Черного, Балтийского, Каспийского морей. Заметным достиже­нием научной российской картографии стал проект Атласа Все­российской империи Ивана Кириловича Кирилова — видного го­сударственного деятеля, картографа и географа XVIII в. По его замыслу три тома атласа должны были содержать более 300 листов общегеографических, исторических и, главное, экономических карт. Но при жизни автор успел подготовить к изданию и напеча­тать всего 37 из них.


Атласы общегеографические

Атласы физико-географические:

геологические

геофизические

климатические

океанологические

гидрографические

почвенные

ботанические

зоогеографические


меди ко -географические комплексные физико-географические

Атласы социально-экономические:

населения

промышленности

сельского и лесного хозяйства

культуры

политико-административного деления

комплексные социально-экономи­ческие


166 Глава IX. Географические атласы


Виды атласов



 


 
 

Атласы исторические: Древнего мира средних веков новейшей истории военно-исторические Атласы общие комплексные

Атласы эколого-географические:

факторов воздействия на среду и отдельные ее компоненты

последствий воздействия и загрязнения среды

экологических ситуаций

условий жизни населения

экологической безопасности

Классификацию атласов по содержанию обычно сочетают с делением их на комплексные, включающие широкий набор карт природы, населения и хозяйства, отраслевые (например, геобо­танические) и узкоотраслевые (например, атлас ареалов лекар­ственных растений).

Наиболее полезной с практической точки зрения является груп­пировка атласов по назначению, в соответствии с которой выделя­ют атласы справочные, научно-справочные, популярные, учеб­ные, туристские, дорожные, военные и т.п.

Справочные атласы— это обычно общегеографические и по­литико-административные атласы, максимально подробно пере­дающие общегеографические элементы: населенные пункты, ре­льеф и гидрографию, дорожную сеть, границы. Атласы этого типа особенно точны в отношении номенклатуры, сопровождаются об­ширными указателями и другими справочными данными.

Рис.9.6. Два тома Атласа Мира (3-е изд., 1999), изданного на русском и английском языках.

Прекрасным примером картогра­фических произведений этого типа стал упоминавшийся выше (разд. 6.8) российский справочный Атлас Мира, вышедший 3-м изданием в 1999 г. (рис. 9.6). Его структура харак­терна для капитальных справочных атласов этого типа. Атлас состоит из восьми разделов: карты мира, Рос­сии, зарубежной Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании, Арктики и Антарктики, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. В нем помещены так­же карты крупнейших городов мира. Масштабы основных карт — от 1:1 250 000 до 1:7 500 000. Карты ре-


Рис 9.7. Комплексный научно-справочный Атлас Океанов.

Тома «Атлантический и Индийский океаны», «Тихий океан» и «Ледовитый океан».

гионов России приведены в масштабе 1:2 500 000, а в некоторых случаях — 1:1 500 000. Москва и Санкт-Петербург показаны в масш­табе 1:250 000. Особое место в Атласе отведено крупномасштабным картам (от 1:25 000 до 1:1 000 000) густонаселенных и важнейших промышленно-экономических районов мира таких, как Рурская об­ласть, Средняя Англия, Центральная Япония, Среднеатлантичес-кий район США и др. Одновременно издан идентичный том Атласа Мира на английском языке.

Атласы научно-справочные— капитальные картографические про­изведения, содержащие наиболее пол­ную и научно достоверную характерис­тику территории. Часто это многотом­ные издания, которые дают системное представление о территории. Они пред­назначены в основном для ученых, ад­министраторов, органов планирования и т.п. Таков отечественный многотомный Атлас Океанов, первые три тома кото­рого были изданы в 1974, 1977 и 1980 гг. (рис. 9.7), Физико-географический ат­лас мира (1964), Атлас снежно-ледовых ресурсов мира (1997) и др.

Рис.
9.8. Атлас «Природа и ресурсы мира».

Выдающимся произведением рос­сийской и мировой картографии стал атлас «Природа и ресурсы мира», со­зданный Российской академией наук в 1999 г. (рис. 9.8). Над ним почти 10 лет




 

 


 


Рис. 9.9. Атласы краеведческого типа.


Рис. 9.10. Учебные атласы.


 


трудились свыше 300 ведущих специалистов в области наук о Земле. В 2-томном атласе большого формата (35 х 49 см) представлены са­мые современные научно обработанные картографические материа­лы по географии и геологии нашей планеты, включая такие сферы знания, как минералогия, почвоведение, метеорология и клима­тология, экология, биология и медицинская география. Атлас на­сыщен космическими снимками и сопровождается географичес­кими описаниями.

Популярные атласы предназначены для массового читателя, они общедоступны, а пользование ими не требует профессиональ­ной подготовки. Они адресованы школьникам, туристам, краеве­дам, охотникам и рыболовам. Поэтому в атласы включают лишь основные карты природы и экономики, зато дополняют их карта­ми достопримечательных мест и исторических памятников, тури­стских маршрутов. Такие издания обычно сопровождают яркими фотографиями, рисунками, справочными данными. К этой группе близки школьно-краеведческие атласы, предназначенные для уча­щихся, изучающих родной край, а также для путешественников и краеведов (рис. 9.9).

Четко выделяется группа учебных атласов, ориентированных на применение в начальной, средней и высшей школах (рис. 9.10).


Набор карт в таких атласах, степень их подробности и глубина раскрытия тем определяются соответствующими учебными про­граммами.

В последние годы большую популярность приобрели туристс­кие и дорожные атласы. Они нужны автолюбителям, спортсме­нам, туристам (рис. 9.11). В них подробно показывают туристские объекты, сеть автомобильных и железных дорог, размещение кем­пингов и мотелей, пешеходные, водные и иные туристские мар­шруты.

Особую группу составляют военные и военно-исторические ат­ласы, предназначенные для высшего командного состава и офи­церов армии и флота. Они удобны в работе, строги по оформле­нию, насыщены справочными материалами по военной геогра­фии и истории, экономике и природе стран мира, в них включены справочные сведения по общей топографии и астрономии, планы крупнейших городов.

Атласы можно классифицировать и по иным признакам, на­пример по формату и способу брошюровки. Выделяют атласы на­стольного формата— большие фолианты, пользоваться которы­ми можно только, держа их на столе. Большинство атласов имеют книжный формат. Существуют также малые (карманные) и мини-



Глава IX. Географические атласы


Национальные атласы 171


 


атюрные атласы, и эти после­дние более всего ценятся за свое полиграфическое изящество.

Рис. 9.11.Дорожные атласы.

Обычно атласы брошюруют­ся в переплете, но бывает, что их издают в виде отдельных ли­стов в общей папке или в ко­робке размером с чемодан и на металлических запорах. Листы карт атласа удобно использовать для сравнения и взаимного со­поставления. Но главное, для такого атласа всегда можно вы­пустить новую дополнительную карту или обновить в переизда­нии устаревшую. Национальные атласы некоторых стран издают именно таким образом. По мере выхода в свет новых карт под­писчики атласа приобретают их и складывают в общую папку. Издание и обновление карт ат­ласа может продолжаться мно­го лет. В наши дни, наряду с традиционными бумажными, широко используют компьютерные атласы, атласы на компакт-дисках и даже виртуальные, размещенные в сетях телекоммуникации (см. разд. 14.8 и 15.3).

Национальные атласы

Национальный атлас — это атлас страны, содержащий разно­стороннюю характеристику ее природы и ресурсов, населения, истории и культуры, хозяйства и экологического состояния.

Национальный атлас создается государственными картографи­ческими учреждениями, носит официальный и даже норматив­ный характер. Атлас отражает уровень экономического развития страны, степень ее научного познания и достижения картографи­ческого производства — словом, это престижное национальное издание, визитная карточка государства.


Атласы дополняются подробными текстами, справочными дан­ными, указателями. Их стараются оформить и издать как можно лучше, обычно национальный атлас — это капитальный том или даже несколько томов настольного формата, но нередко он изда­ется в виде периодически обновляемых выпусков.

Первый национальный атлас был издан в Финляндии в 1899 г. Финским географическим обществом, за ним последовали атласы Египта, Чехословакии и некоторых других стран. Но подлинный расцвет в этом деле пришелся на период после Второй мировой войны, когда десятки стран приступили к созданию своих нацио­нальных атласов. Огромную роль сыграла деятельность Комиссии национальных атласов, которая была учреждена в 1956 г. Между­народным географическим союзом. Комиссия под руководством видного советского картографа К. А. Салищева разработала единую программу и рекомендации по созданию национальных атласов. При этом учитывались, с одной стороны, желательность унифи­кации содержания атласов, а с другой — необходимость отраже­ния национальной специфики каждой страны.

Создание национального атласа — весомый вклад географии и картографии в развитие национальной культуры. К работе над ним привлекаются лучшие ученые и картографы. Во многих странах созданы специальные институты Национального атласа, они дей­ствуют постоянно, собирают научные данные, концентрируют новейшие статистические материалы, обрабатывают и хранят кос­мическую информацию и на этой основе постоянно обновляют компьютерные базы данных, отдельные карты и весь атлас. По су­ществу, такие институты становятся государственными геоинфор­мационными центрами.

Развитые в картографическом отношении страны (США, Ка­нада, СССР, ФРГ, Австралия, Венгрия и др.) помимо нацио­нального атласа подготавливают серии комплексных региональ­ных атласов штатов, провинций, республик, земель и т.п.

Россия, имеющая крупные достижения в области атласного картографирования, приступила к созданию своего национально­го атласа лишь в 1996 г. Один из вариантов проекта Национального атласа России (НАР) предусматривает создание многотомного труда, в котором отдельные части составят тома общегеографи­ческий, природы и ресурсов, населения и экономики, экологии, истории и культуры страны. При этом каждый том станет самосто­ятельным произведением.


172 Глава IX. Географические атласы


Внутреннее единство атласов 173


 


Карты Национального атласа охватят пять уровней: 1) гло­бальный — Россия в мире на фоне глобальных проблем; 2) обще­российский — основной уровень картографирования страны; 3) ре­гиональный — отдельные регионы России и субъекты Федера­ции; 4) локальный — города, агломерации, промышленные узлы, территории и акватории, интересные в природном, демографи­ческом, хозяйственном отношениях; 5) детальный — карты, пла­ны и схемы отдельных объектов. Масштаб основных карт — 1:15 000 000, другие карты России будут иметь более мелкие мас­штабы — от 1:20 000 000 до 1:60 000 000, а карты регионов и субъектов Федерации - от 1:1 000 000 до 1:5 000 000.

Кроме традиционного бумажного атласа, предполагается со­здать его электронную версию и компакт-диск, тогда атлас станет доступным для каждого, кто имеет компьютер. Создание Нацио­нального атласа России — крупнейший научный проект, и его реализация займет не один год. Одновременно должен быть орга­низован Российский национальный информационно-картографи­ческий центр, где будет сосредоточиваться и постоянно обнов­ляться вся необходимая пространственная информация.

Атласы как модели геосистем

Атлас содержит систему карт, тесно увязанных между собой и друг друга дополняющих. В целом комплексный атлас можно рас­сматривать как модель географической системы (геосистемы).

Система карт атласа делится на разделы, и в каждом из них есть основная и дополнительные карты. На аналитических картах представлены отдельные подсистемы (например, рельеф, почвы, климат) и компоненты геосистем (скажем, в подсистему карт кли­мата входят карты осадков, температур, преобладающих ветров и т.п.). Единство раздела (или подраздела) достигается увязкой всех карт с основной, а таксономическая соподчиненность элементов содержания каждой карты обеспечивается логикой ее легенды и подбором изобразительных средств — тем самым моделируется иерархия компонентов геосистемы.

Взаимодействие компонентов геосистем находит отражение на комплексных и комплексно-синтетических картах таких, напри­мер, как карты взаимодействия ветров и океанических течений или карты распределения населения по отраслям промышленности.


Взаимосвязь и интеграцию элементов геосистемы показывают на синтетических картах атласа, например на картах ландшафта, экологической оценки природных и социальных условий жизни на­селения. Среди этих карт большинство относится к типу оценочных.

В атласах есть и карты, характеризующие динамику геосистем, процессы переноса вещества и энергии, например перемещение отложений водных масс, перевозки промышленных товаров, транс­портировку нефти и газа и многое другое. А тенденции развития отражают на прогнозных картах.

Таким образом, комплексные атласы моделируют основные свойства геосистем, причем одно из главных достоинств этой слож­ной модели состоит в том, что информация дается в систематизи­рованном, формализованном и единообразном виде. Именно бла­годаря этому атлас является геоинформационной системой, он служит прообразом современной компьютерной ГИС (см. разд. 14.1, 14.2). Более того, ГИС нередко создают на основе атласов.

Внутреннее единство атласов

Для того чтобы атлас выполнял функции источника согласо­ванной пространственной информации и модели геосистемы, он должен отвечать определенным условиям, обеспечивающим его внутреннее единство. Главные из этих условий таковы:

♦ в атласе нужно использовать минимальное число разных кар­тографических проекций — это упростит сравнение карт;

♦ целесообразно иметь один масштаб для всех карт, а если это не получается, то масштабы должны быть кратными — также для облегчения взаимного сопоставления карт;

♦ карты атласа надо составлять на единых базовых географи­ческих основах;

♦ в атласе должен соблюдаться определенный баланс между ко­личеством аналитических, комплексных и синтетических карт;

♦ легенды разных карт, шкалы и градации следует взаимно со­гласовать;

♦ важно соблюдать на картах атласа по возможности единый уровень генерализации и одинаковую подробность изображе­ния явлений;

♦ совершенно обязательно взаимное согласование карт разной тематики, устранение случайных расхождений в изображе-



Глава IX. Географические атласы


 


нии контуров — при создании атласов согласование карт яв­ляется основной заботой картографов;

♦ все данные, показываемые в атласе, должны быть отнесены к одной дате, к единому временному интервалу;

♦ карты должны иметь общие принципы оформления, единый стиль дизайна.

Эти требования не всегда легко выполнимы. Возникают опре­деленные противоречия, например ограничение разнообразия мас­штабов противоречит желанию дать отдельные территории более детально, а стремление сохранить единый подход к генерализации не всегда согласуется с уровнем изученности того или иного явле­ния. По этой же причине довольно сложно соблюсти единство шкал и градаций, привести все данные к одному временному срезу. По­являются противоречия и при определении содержания атласа. С од­ной стороны, желательно осветить явление наиболее полно и дать побольше карт разной тематики, а с другой — объем атласа не беспределен, и необходимо его целесообразное ограничение.

Обычно над атласами трудятся большие коллективы картогра­фов, географов разного профиля, геологов, экологов и других уче­ных. Работы длятся долго, много времени затрачивается на сбор материала, согласование карт и т.д. Зато хороший комплексный атлас служит многие годы и даже через столетие не теряет значе­ния. Это фундаментальный свод документов о состоянии геогра­фической системы на определенный временной срез.


ГлаваХ

Источники для создания карт и атласов

Виды источников

Картография обеспечивает своей продукцией многие отрасли хозяйства, науки, культуры, образования и другие сферы жизни общества. Сама же она для получения необходимых сведений ис­пользует многие источникиразнообразные документы, по кото­рым ведется составление карт.

К источникам принадлежат:

♦ астрономо-геодезические данные;

♦ общегеографические и тематические карты;

♦ кадастровые данные, планы и карты;

♦ данные дистанционного зондирования;

♦ данные непосредственных натурных наблюдений и измере­ний;

♦ данные гидрометеорологических наблюдений;

♦ материалы экологического и других видов мониторинга;

♦ экономико-статистические данные;

♦ цифровые модели;

♦ результаты лабораторных анализов;

♦ литературные (текстовые) источники;

♦ теоретические и эмпирические закономерности.

В зависимости от тематики и назначения создаваемого картог­рафического произведения одни из источников выступают как основные, а другие оказываются дополнительными и вспомога­тельными. Например, для карт экономико-географических основ­ными источниками могут служить данные статистической отчет­ности, а фото геологических — материалы полевой геологической съемки, аэро- и космические снимки.

Различают источники современные, отражающие нынешнее состояние картографируемого объекта, и старые, показывающие его прошлые состояния или ранние стадии изученности. В некото-


176 Глава X. Источники для создания карт и атласов


Картографинеские источники



 


рых случаях ценны именно старые источники, например, когда речь идет об исторических картах, палеогеографических реконст­рукциях или о показе динамики явлений.

Кроме того, источники, привлекаемые для картографирова­ния, подразделяют на первичные, полученные в ходе прямых изме­рений и наблюдений, и вторичные, являющиеся результатом обра­ботки и преобразования первичных материалов. Естественно, что первичные и вторичные источники различаются по достовернос­ти, точности, уровню обобщения, степени генерализации и дру­гим характеристикам, которые привносятся в процессе обработки.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.