Формирование туристского продукта — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Формирование туристского продукта

2017-06-09 406
Формирование туристского продукта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс формирования туристского продукта постоянно присутствует в практической деятельности туристской компании и включает несколько этапов (рис. 3.2). Формирование туристского продукта (ГОСТ Р 53522 — 2009), которое осуществляется туристскими компаниями по их усмотрению или по заказу потенциальных потребителей, включает для всех его видов (отдельная услуга, туристская поездка, туристский поход, экскурсия, дестинация) следующие этапы:

•анализ конъюнктуры туристского рынка;

•проектирование (ГОСТ Р 50681 — 2010);

•планирование;

•ценообразование.

 

Конъюнктура туристского рынка, т.е. экономическая ситуация на рынке на данный момент времени, формируется под влиянием экономических, политических, социальных, научно-технических и других факторов. Изучение конъюнктуры позволяет определить коммерческую ценность и конкурентоспособность услуг и товаров, возможность и целесообразность формирования туристского продукта, выбор дестинаций и поставщиков услуг, а также благоприятный момент выхода на рынок.

Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на рынке изменения и определить тенденции Их развития. К таким показателям обычно относят динамику и структуру спроса и предложения, их сезонные колебания; индексы стоимости жизни; изменение уровня потребления и требований к качеству туристского продукта; появление новых услуг и продуктов; емкость рынка; наличие производителей и поставщиков туристских услуг; инвестиции в сферу туризма. Кроме того, анализируются направления и динамика международных туристских потоков; ситуация на рынках основных стран, принимающих и направляющих туристов; новые формы и методы реализации и продвижения туристского продукта на международном рынке; динамика изменения цен, влияние инфляции и колебаний курса валют на спрос.

Конечной целью изучения конъюнктуры является выявление тенденции развития туристского рынка, определение потенциального потребительского спроса на различные виды турпродукта и методов организации работы по формированию туристского продукта, стратегии и тактики выхода на рынок.

Следующим этапом формирования туристского продукта является его проектирование. Под проектированием туристского продукта понимается определение концепции, элементов туристского продукта, составление программы обслуживания, упорядоченной и взаимосвязанной по срокам, качеству и стоимости.

В зависимости от вида туристского продукта проектирование имеет свою специфику.

Процесс проектирования продукта «туристская поездка» включает несколько этапов. На первом этапе на основе изучения конъюнктуры рынка, действительного и потенциального спроса, накопленных знаний и личного опыта сотрудников туристской компании разрабатывается идея продукта. Генерирование и разработка идеи — процесс творческий, стандарт здесь установлен быть не может. Определяется направление поездки, категория потребителей, проводится изучение практических возможностей реализации продукта, предварительная оценка экономических и ценовых возможностей с учетом внутренних ресурсов компании.

После разработки идеи будущего турпродукта переходят ко второму этапу его проектирования: реализации этой идеи на практике, созданию конкретного предложения, поиску и отбору поставщиков и партнеров. Имеется в виду разработка программы обслуживания, маршрута, набора услуг и подготовка договоров с поставщиками услуг.

Набор услуг (полный пансион, ночлег и завтрак, экскурсии, встречи, проводы, организация свободного времени) — составляющая тура, от которой зависит спрос на этот продукт, — формируется исходя из спроса и тенденций развития рынка и зависит от того, на кого ориентирован создаваемый продукт (индивидуального или группового туриста). Большое значение имеет продолжительность тура (уикенд; 7, 10 и более дней).

Большую роль в придании поездке привлекательности и удобства для потребителя играет составление маршрута. Выбор и разработка того или иного маршрута связаны с целями поездки и предполагают определение мест посещения, сроков пребывания в них, способа передвижения туристов из одного места посещения в другое.

Программа обслуживания — перечень мероприятий, которые предполагается осуществить во время туристской поездки в соответствии с ее тематикой. В программе могут быть предусмотрены экскурсии, мероприятия оздоровительного характера, отдых, свободное время, определено количество и продолжительность мероприятий в каждом месте пребывания. Программа может быть типовой или индивидуальной.

При поиске и отборе поставщиков услуг и партнеров для реализации поездки возможны два варианта: фирма уже имеет надежных партнеров и поставщиков или фирма занимается поиском новых партнеров. При поиске новых партнеров выявляются компании, которые имеют интерес к сотрудничеству и соответствуют требованиям туроператора. Проявляя необходимую осмотрительность, фирма должна убедиться, что организация, с которой предполагается сотрудничать, действительно существует, и собрать как можно больше информации об этой компании, используя публикации в Интернете и специализированной прессе о коммерческой репутации фирмы, деловые контакты, знакомство с учредительными документами, составом учредителей и обязательно с финансовым положением фирмы.

В зарубежных странах интересующие данные о возможных партнерах можно получить в специализированных фирмах, которые располагают сведениями о коммерческих компаниях и индивидуальных предпринимателях. По запросу (услуга оплачивается) эти фирмы могут дать подробную информацию об уставном капитале, размерах годового оборота, владельцах и руководителях предприятия, назвать обслуживающие банки, количество и квалификацию персонала, а также сообщить другие сведения, которыми они располагают. При этом следует принимать во внимание, что из-за запаздывания поступления информации некоторые данные могут оказаться не совсем свежими.

При подборе партнеров следует ориентироваться на возможность установления долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества, а также на надежность партнера, который должен иметь определенный опыт работы на рынке и предоставления качественных туристских услуг. Большое значение имеют личные симпатии к руководителям компаний-партнеров.

Туроператор при формировании туристского продукта самостоятельно определяет схему сотрудничества с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги. Проектирование продукта выездного туризма часто базируется на основе реального предложения поставщиков, которое включает программу обслуживания, маршрут, услуги по размещению, питанию и транспортировке туристов. 11оэтому туристская компания может заключать договоры как с иностранным поставщиком отдельных услуг, так и с иностранным туроператором.

Заключительный этап программирования — экспериментальное опробование турпродукта в целях определения отношения к нему потенциальных покупателей, а также выявления и устранения возможных недостатков. Наиболее часто встречающиеся формы опробования турпродукта — его презентация, ознакомительная поездка и так называемый рекламный тур.

Ознакомительные поездки (familiarization tour, famtrip) организуются для сотрудников туристской компании совместно с представителями турагентств для представления достоинств нового туристского продукта, изучения процесса обслуживания и особенностей предоставления услуг.

Рекламный тур предназначен для ознакомления с новым продуктом представителей средств массовой информации, а также авторитетных лиц, которые будут участвовать в реализации тура на рынке. Такие туры, как правило, проводятся за счет туристской компании. Иногда для экспериментальной проверки продукта делают пробные продажи для небольших групп туристов по льготным ценам.

По такому же принципу проектируется продукт «дестинация», а также гастрономические туры, путешествия по местам, связанным с литературными героями и киногероями, историей знаменательных событий.

В настоящее время в связи с внедрением новых информационных и коммуникационных технологий все большее распространение получает формирование турпродукта по индивидуальному заказу, сокращается реализация заранее подготовленных туров и развивается новая технология проектирования туристского продукта. Развивается способ динамической компоновки (Dynamic Packaging) туристского продукта, т. е. определения различных комбинаций элементов путешествия, которые формируются и оцениваются в режиме реального времени в ответ на запрос потребителя или его агента. Потенциальные туристы могут составить программу поездки с учетом своих предпочтений на транспортировку, размещение и организацию свободного времени, имея возможность сразу оценить затраты на получение услуг.

Функциональная система динамической компоновки предоставляет доступ в информационные источники, чтобы с учетом предпочтений и пожеланий потребителя найти такие составляющие, как приемлемые авиационные тарифы и условия размещения, прокат автомашины и возможности организации свободного времени, и включить все элементы поездки в один пакет с единовременной оплатой всех заказанных услуг. Новая информация, полученная потребителем в процессе динамического программирования тура, может существенно повлиять на принятие им того или иного решения.

При проектировании туристского продукта «экскурсия» исходят из того, что экскурсия может не только являться частью комплексного туристского продукта, но и представлять собой самостоятельный продукт, который удовлетворяет потребности людей в познании окружающей действительности, посещении достопримечательных объектов истории и культуры на месте их расположения. Разработка новых экскурсий обусловлена предпочтениями потенциальных потребителей продукта, спросом на конкретный вид экскурсий и определяется экскурсионными возможностями территории.

Проектирование экскурсии включает определение ее тематической направленности и объектов осмотра, содержания и качества предоставляемой информации, продолжительности и способа перемещения по маршруту. Процесс проектирования экскурсии начинается с изучения конъюнктуры рынка и существующего спроса, чтобы на этой основе определить и выбрать тему нового продукта.

Затем следует организация и проведение предварительной работы по подготовке экскурсии (накопление знаний по выбранной теме) — изучение и подбор материалов, источников информации и определение цели и задач экскурсии. Одновременно ведется отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

Следующим этапом проектирования является непосредственная разработка самой экскурсии: составляется экскурсионный маршрут, обрабатывается накопленный фактический материал, оформляется содержание экскурсии, определяется методика и наиболее эффективные приемы ее проведения, пишется контрольный текст.

Контрольный текст экскурсии — это технологический документ, включающий научное актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод, готовясь к проведению экскурсии, используя свои индивидуальные способности и возможности, составляет текст с учетом интересов конкретных экскурсантов, готовит материалы для так называемого портфеля экскурсовода.

Портфель экскурсовода — комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Такие пособия обычно помещаются в папку или небольшой портфель, чтобы при показе восстановить недостающие звенья или дать представление о первоначальном виде того места, на котором проходит экскурсия.

Заключительной стадией процесса проектирования продукта является прием экскурсии на маршруте и утверждение ее руководителем экскурсионного учреждения, включая правила техники безопасности при приведении экскурсии, технологическую карту экскурсии, схему маршрута.

В технологической карте указываются тема экскурсии, ее продолжительность (в часах), протяженность (в километрах), разработчики (автор, коллектив авторов или организация), излагается содержание эскурсии, приводятся маршрут и его варианты, этапы перемещения по маршруту, места остановок, объекты показа и продолжительность их осмотра (в минутах), указываются предпочтительные ракурсы обзора объектов, конкретные моменты предоставления информации, приводятся указания по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии и созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов.

Схема маршрута экскурсии, проводимой на транспорте экскурсионной организации или на собственном транспорте туристов, должна содержать кроме общей протяженности маршрута, его продолжительности, перечня объектов показа перечень географических точек следования транспорта по маршруту, графическое представление участков перемещения с обозначением протяженности до мест остановок, перечень остановок и их продолжительность.

Основной задачей экскурсионного учреждения после завершения проектирования продукта становится подготовка необходимого числа экскурсоводов для удовлетворения потребностей различных категорий туристов (студенты, школьники, пенсионеры, семьи) на организацию индивидуальных или групповых экскурсий.

Проектирование продукта «туристский поход» рекреационной (активный отдых) или спортивной (поход по маршруту повышенной опасности) направленности начинается с определения основных характеристик продукта: вид туризма, тип и протяженность маршрута (в необходимых случаях — категория сложности), продолжительность похода с учетом сегмента потребителей и целей похода. Определяются удобные для достижения пункты приезда (начала маршрута) и отъезда.

Трассы туристских походов должны находиться на территориях с благоприятными природными условиями, отвечающими экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, установленным законодательством. Осуществляется подготовка оборудования мест стоянок, привалов и приютов, которые должны в максимальной степени обеспечить безопасность и возможность отдыха участников похода, разрабатывается проект маркировки и обустройства тропы. Маршрут разбивается на посильные для участников дневные переходы определенной протяженности, определяется необходимое число инструкторов-проводников, сопровождающих и другого обслуживающего персонала.

Одним из условий, необходимых для формирования рекреационного туристского продукта, является оптимальная продолжительность и протяженность маршрута, позволяющая обеспечить дозированные оздоровительные (физические) нагрузки, которые не приводят к чрезмерному физическому и психическому утомлению участников похода.

Для похода по маршруту повышенной опасности производится расчет необходимого количества туристского инвентаря и снаряжения, предоставляемого туристской организацией бесплатно или за дополнительную плату, количества часов теоретических и практических занятий, комплектации медицинской аптечки, а также определяется рацион питания и необходимый набор продуктов.

Результатом проектирования продукта является паспорт трассы туристского похода, в который заносятся протяженность, схема и краткая характеристика трассы похода, описание сложных участков, места ночлегов, число туристов в группе, продолжительность и другие сведения об условиях похода. Готовый продукт утверждает руководство туристского предприятия.

Таким образом, при проектировании любого туристского продукта на основе изучения фактического и потенциального спроса возникает идея создания турпродукта, генерируется его целевая направленность, разрабатывается концепция турпродукта, т.е. ему придаются конкретное содержание и потребительские свойства, соответствующие спросу и тенденциям на рынке, проводится предварительная экономическая проработка турпродукта, а также опробование турпродукта и при необходимости внесение корректировок.

Следующим этапом формирования туристского продукта является планирование реализации разработанной идеи на практике, которое должно осуществляться на основе научно обоснованных данных и анализе SWOT в целях определения рыночного потенциала продукта, условий рыночной конкуренции, основных параметров ожидаемого спроса, возможностей туристской компании и стратегии реализации продукта на рынке.

На основе полученных результатов происходит планирование услуг проживания и питания, экскурсий, транспортировки, страхования туристов, поиск поставщиков услуг и согласование с ними условий сотрудничества, определяются объем, продолжительность поездок, рынки, время начала реализации продукта, составляется конкретная программа достижения поставленных целей, намечаются способы контроля.

Планирование продукта — процесс, который используется туристскими организациями и дестинациями для определения, оценки и выбора подходов к реализации, развитию туристского продукта или изменению его составляющих с учетом ситуации, складывающейся в окружающей среде.

После определения ситуации на рынке и поставщиков услуг можно окончательно сформировать продукт и определить его ценовые показатели.

Методы ценообразования могут быть различными, но наиболее часто цена калькулируется по затратному методу, в основе которого лежит себестоимость, т.е. затраты на формирование и реализацию туристского продукта, выраженные в денежной форме.

Затраты туристской компании, которые включаются в себестоимость, подразделяются на прямые и косвенные.

П р я м ы е з а т р а т ы связаны с формированием  
конктретного вида туристского продукта. К ним относятся расходы:  

•по транспортировке на место пребывания и перемещению внутри дестинации;

•по проживанию (размещению);

•по организации питания, если они не включены в расходы по размещению и зависят от вида туризма;

•по участию в мероприятиях культурно-развлекательного, спортивного и оздоровительного характера, экскурсиях, которые включены в программу поездки;

•связанные с обслуживанием гидами и сопровождающими;

•связанные с организацией поездки, страхованием туристов, оформлением виз;

•по вознаграждению сторонних организаций, непосредственно

связанному с конкретным продуктом.

К о с в е н н ы е з а т р а т ы связаны с управлением и содержанием туристской компании. Они включают оплату аренды, услуг банков и предприятий связи, заработную плату сотрудников, затраты на маркетинговые мероприятия и другие расходы, связанные с деятельностью туристской компании. На практике размер этих затрат часто выражается в процентном отношении к величине прямых затрат.

Полная себестоимость турпродукта определяется сложением прямых и косвенных затрат и является одним из важнейших показателей эффективности деятельности туристской компании.

Для определения продажной цены туристского продукта к полной себестоимости добавляют косвенные налоги и прибыль, которую туристская компания планирует получить. Величина нормы прибыли колеблется в зависимости от уровня конкуренции и спроса, сезонности и других рыночных факторов.

Туристский маршрут

Туризм связан с перемещением человека в пространстве, поэтому важным является выбор пути следования, который помогает оптимальным образом удовлетворять потребности путешественника. Маршрут (от фр. marche — переход, хождение, и route — путь, направление) есть намеченный путь следования, направление движения объекта относительно определенных географических ориентиров с указанием мест остановок. Маршрут, как уже отмечалось, является одним из элементов при формировании туристского продукта.

В ГОСТ 50690—2000 маршрут путешествия определяется как «путь следования туриста, включающий перечень всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых туристом во время путешествия», в ГОСТ Р 53522 — 2009 — как «путь следования туриста, включающий посещение объектов, географических пунктов и мест при совершении путешествия». В настоящей работе используется термин «туристский маршрут».

Туристский маршрут — это путь следования, определенный предложением туристской компании или по запросу заказчика туристского продукта в целях удовлетворения культурно-познавательных, оздоровительных, спортивных и других интересов. Туристский маршрут определяет последовательное посещение исторических, культурных и природных памятников, других объектов, мест отдыха, а также средства передвижения между ними.

По способу организации различают плановые и самодеятельные туристские маршруты. П л а н о в ы й м а р ш р у т — это путешествие, заранее разработанное и спланированное по срокам, стоимости, графику перемещения между объектами туризма, содержанию обслуживания и экскурсионной программы. С а м о д е я т е л ь н ы й м а р ш р у т разрабатывается и организуется самими туристами. Они обеспечивают его материальную базу, добровольно и самостоятельно осуществляют хозяйственно-бытовое и туристское обслуживание. Методическую помощь им оказывают туристские клубы, разработанный маршрут обычно с ними согласовывается.

Туристские маршруты различаются по территориальному признаку, способу и характеру передвижения, цели и срокам действия.

На маршруте туристы могут использовать активные способы передвижения — походы пешком, на велосипедах, на лодках, средства транспорта — автомашины, автобусы, морские или речные суда, самолеты, железную дорогу, а также комбинировать эти способы перемещения.

По характеру передвижения между посещаемыми туристскими объектами маршруты подразделяются на линейные, радиальные и кольцевые.

Л и н е й н ы й м а р ш р у т — это путь следования с посещением одного или нескольких мест, начало и окончание которого находятся в разных точках; р а д и а л ь н ы е м а р ш р у т ы предполагают посещение намеченных объектов из одного места, в котором размещаются туристы; в к о л ь ц е в ы х м а р ш р у т а х точки начала и конца маршрута совпадают.

По цели использования туристские маршруты подразделяются на тематические, экскурсионные, выходного дня, спортивные и оздоровительные.

Т е м а т и ч е с к и м и являются маршруты, трасса которых проходит по местам, связанным с объектами конкретной направленности — историческими, гастрономическими, винными, посвященными киногероям или знаменитым личностям. В 1987 г. Совет Европы начал реализацию программы «Маршруты культуры» (Cultural routes), выступая инициатором в вопросах сотрудничества с государственными и частными организациями с тем, чтобы туристские маршруты проходили по местам, имеющим большое значение для европейской культуры.

Планированием, управлением и координацией этой программы занимается Европейский институт культурных маршрутов. Задача «маршрутов культуры» — содействовать осознанию и развитию самобытности, которая составляет культурную мозаику Европы, используя возможности туризма перемещаться в пространстве и во времени, чтобы привлечь внимание к памятникам культуры регионального и местного значения.

Статус «маршрута культуры» присваивается проектам, объединяющим в себе культурные и социальные ценности, пропагандируемые Советом Европы, — права человека, демократия, разнообразие и совпадение культур, диалог и взаимообогащение через границы и века. Программа включает 29 сертифицированных Советом Европы маршрутов, которые охватывают 70 стран. Вот некоторые из них: «Маршрут Моцарта», «Путь святого Джеймса», «Дороги викингов», «Финикийский маршрут», «Ганзейский путь», «По пути оливкового дерева».

«Финикийский маршрут» был включен в программу в 2003 г. Он проходит по землям трех континентов, 18 стран и более 80 городов, через которые начиная с XII в. до н. э. осуществлялись торговые и культурные связи (обмен вещами, знаниями и опытом) финикийцев в бассейне Средиземного моря. Маршрут направлен на продвижение средиземноморской культуры, способствует установлению взаимодействия между людьми в области археологии, антропологии, культуры, знакомству с природными и этническими особенностями и историей нескольких цивилизаций.

С 2005 г. действует маршрут «По пути оливкового дерева». С этим деревом связан образ жизни народов Средиземноморья, не только как с характерным элементом ландшафта, но и как с составляющей обрядов и обычаев, создававших специфическую древнюю цивилизацию оливкового дерева. На протяжении этого маршрута осуществляются межкультурные связи, направленные на повышение значения этого бесценного дерева как универсального символа мира и диалога. Целями этого маршрута являются критический анализ и сохранение наследия цивилизации оливкового дерева, совершенствование и международное продвижение оливкового дерева в интересах местной экономики путем создания «синергии» наследия, туризма и устойчивого развития. Маршрут проходит по территории Албании, Алжира, Боснии и Герцеговины, Кипра, Хорватии, Египта, Франции, Греции, Италии, Иордании, Ливана, Ливии, Марокко, Мальты, Португалии, Сербии, Словении, Испании, Сирии, Туниса и Турции.

«Маршруты культуры» Совета Европы располагают значительным туристским потенциалом для сотрудничества на всех уровнях — европейском, национальном, региональном и местном.

Различают следующие туристские маршруты:

м а р ш р у т э к с к у р с и и — оптимальный путь следования экскурсионной группы; может быть хронологическим (посвященным жизни и деятельности выдающихся людей), тематическим (раскрывающим определенную тему) итематико-хронологическим

(все обзорные городские экскурсии);

• м а р ш р у т в ы х о д н о г о д н я — путь следования с туристско-экскурсионными целями в пределах выходного дня, конца рабочей недели, а также небольшие по протяженности одно- и двухдневные походы и экскурсии протяженностью 5...25 км;

с п о р т и в н ы е м а р ш р у т ы — предназначены для физически хорошо подготовленных людей, обычно это походы повышенной опасности, которые различаются по категориям в зависимости от сложности и наличия препятствий (категорирование приводится в Единой всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов);

о з д о р о в и т е л ь н ы е м а р ш р у т ы — предназначены для широких слоев населения, прохождение маршрута не приводит к чрезмерным физическим нагрузкам, в большинстве случаев преследуются экскурсионно-познавательныецели.

По времени функционирования маршруты подразделяются на круглогодичные, сезонные (лыжные, водные) и разовые.

Особым видом маршрутов являются т у р и с т с к и е т р о п ы. Они предназначены для организованных и самостоятельных, индивидуальных, семейных и групповых походов, оборудованы указателями, местами для отдыха, для их прохождения используются специальные карты или специально подготовленные описания маршрута. Туристские тропы получили широкое распространение в заповедниках и национальных парках, на других охраняемых территориях.

В США с 1920-хгг. существует размеченный маршрут для пешеходного туризма длиной 3 500 км — «Аппалачская тропа». Всего в США 12 национальных туристских троп, есть пешеходные тропы в Канаде, в Западной Европе создаются «зеленые коридоры».

В России в 2003 г. силами добровольческих команд началось строительство «Большой Байкальской тропы», которая пройдет через семь национальных парков и заповедников. Ее протяженность составит 2 000 км. В настоящее время на разных участках уже проложено 700 км.

В Байкальском биосферном заповеднике будет построена двухкилометровая «Кедровая аллея», проходящая через болото и показывающая, как формируются притоки Байкала. Этот проект получил поддержку природоохранных структур Иркутской области и Бурятии, а также Гринписа, Всемирного банка, Службы леса США, Фонда российско-американского экономического сотрудничества и благотворительного фонда Rotary International, взявшего шефство над 100 км «Большой Байкальской тропы».

Подобные пешеходные тропы могут быть созданы на Урале, Камчатке, Сахалине, во многих других регионах России.

По территориальному признаку маршруты подразделяются на зарубежные, международные, межрегиональные и региональные, трансграничные.

З а р у б е ж н ы й м а р ш р у т — это путь следования туриста во время посещения стран, которые не являются местом его постоянного проживания.

К м е ж д у н а р о д н ы м м а р ш р у т а м относятся маршруты, проходящие по территории двух или нескольких стран. В последнее время такие маршруты получают все большее распространение. Например, разрабатывается туристский маршрут «Дорога римских императоров», который объединит Болгарию, Хорватию, Румынию и Сербию в их стремлении создать привлекательную туристскую дестинацию.

Развитие получают м е ж р е г и о н а л ь н ы е м а р ш р у т ы в России. Тенденция эта связана с желанием регионов развивать внутренний туризм. Объединение усилий и средств позволяет создавать привлекательные для населения маршруты, знакомить с особенностями развития близлежащих районов, создавать предпосылки для того, чтобы сделать туристские поездки образом жизни.

Уже более 30 лет существует межрегиональный туристский маршрут, проходящий по древним русским городам, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры, — это «Золотое кольцо России». В настоящее время этот маршрут модернизируется — строятся новые гостиницы, создаются условия для более комфортных условий для туристов.

В 2011 г. в Московской области был разработан межрегиональный туристский проект «Окская долина», который объединил 11 муниципальных образований, в числе которых города Серпухов, Пущино, Протвино, Чеховский район Московской области, Жуковский и Тарусский районы Калужской области, Алексинский, Заокский и Ясногорский районы Тульской области, а также Мценский район Орловской области.

Основными целями этого проекта являются развитие внутреннего культурно-познавательного туризма и продвижение активных форм туризма; создание межрегиональных экскурсионных маршрутов; восстановление памятников культуры. Создана карта «Окской долины», на которой будут отражаться самые разные туристские маршруты, связанные с культурно-познавательным, экологическим, оздоровительным и активным туризмом (пешие и конные маршруты, охота и рыбалка), классическими экскурсиями, организацией корпоративных мероприятий с развлекательными программами.

Разрабатываются межрегиональные туристские направления на базе водных ресурсов, объединенных под одним брендом. Одним из наиболее перспективных видов туризма в России являются круизы по Волге — очень востребованный туристский продукт. Руководители 12 субъектов Российской Федерации, через территории которых протекают реки Волга и Кама, заключили соглашение о проекте «Большая Волга». В этом проекте участвуют Самарская, Ульяновская, Пензенская, Саратовская, Тверская, Ивановская и Нижегородская области, республики Чувашия, Татарстан, Башкортостан, Марий Эл и Пермский край.

В некоторых случаях межрегиональные маршруты становятся международными. Например, открывшийся летом 2012 г. автомобильный туристский маршрут «Казачья подкова Алтая» протяженностью 2 300 км является как межрегиональным, так и международным, продолжительность путешествия составляет 10 сут. Туристы могут увидеть места традиционных казачьих поселений, объекты Колывано-Кузнецкой оборонительной линии XVIII—XIXвв., познакомиться с историей, бытом и современным укладом жизни казаков. Немаловажно, что осуществляться маршрут может круглогодично. Пройдет он по 12 районам Алтайского края, городам Бийск и Змеиногорск, а также по городу Новокузнецк (Кемеровская область) и закончится вУсть-Каменогорске (Республика Казахстан). В некоторых точках маршрут пересечется с региональными маршрутами «Малое Золотое кольцо Алтая» (Бийск и Смоленский район) и «Большое Золотое кольцо Алтая» (Ельцовский, Чарышский, Краснощековский, Курьинский, Змеиногорский и Третьяковский районы, города Бийск и меиногорск).

Характерным для создаваемых маршрутов является их многоплановость: есть основной маршрут и целый ряд более коротких маршрутов, которые выступают под единым брендом, пересекаются с другими маршрутами, что дает возможность формировать разнообразные туристские продукты.

Межрегиональный маршрут, объединивший Смоленскую, Псковскую и Новгородскую области, получил название «К истокам Руси». Он предусматривает посещение не только древнейших городов Руси, но и мест, связанных с рождением и возрождением русской духовности, а также объектов, внесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2012 г. проект получил статус международного — к нему присоединилась Витебская область Республики Беларусь.

Сегодня проект «К истокам Руси» — это несколько маршрутов продолжительностью от одного до шести дней. Базовый маршрут «К истокам Руси» рассчитан на пять-шесть дней. Это автобусный круглогодичный кольцевой маршрут. Он начинается в Москве, проходит через Смоленск, Витебск, Полоцк, Псков, Изборск, Печоры, Великий Новгород и завершается в Москве. Такой же кольцевой вариант возможен из Санкт-Петербурга. Остальные более короткие по продолжительности варианты маршрута (например, четырехдневный: Псков — Пушкинские Горы — Смоленск — Новоспасское — Вязьма, или трехдневный: Псков — Пушкинские Горы — Смоленск) объединяют два-три региона или полностью реализуются на территории одного субъекта, но под единым брендом — «К истокам Руси».

В целом ряде республик, краев и областей создаются и реализуются р е г и о н а л ь н ы е м а р ш р у т ы. Туристский проект «Губернское кольцо Подмосковья» объединит 10 старинных городов области — Волоколамск, Дмитров, Клин, Коломну, Можайск, Сергиев Посад, Серпухов, Истру, Чехов, Пушкино. Проект должен представить Московскую область как хранительницу и созидательницу исконно русских традиций, народных промыслов, памятников старины, подчеркивающих самобытность русской культуры.

Особой формой международного туризма является организация т р а н с г р а н и ч н ы х м а р ш р у т о в. Трансграничное сотрудничество — одна из форм взаимодействия государств, приводящего к образованию районов, которые включают территории соседних государств и функционируют по согласованным правилам с учетом геополитических факторов, оказывающих влияние на туристские потоки, а также интересов каждой из сторон. Территория, на которой осуществляется приграничное сотрудничество, может определяться международными договорами, соглашениями субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами, заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Успешное развитие трансграничного туризма определяется взаимной заинтересованностью соседствующих стран в развитии межгосударственных и межрегиональных связей, способствующих скоординированной совместной деятельности по реализации туристских проектов, оптимизации системы пересечения границ, обеспечению безопасности туристов. В соответствии с местоположением, статусом и пропускной способностью пограничных контрольно-пропускных пунктов происходит формирование трансграничных туристских потоков.

Трансграничный туризм не следует путать с транзитным, когда туристы пересекают границу для посещения дестинаций, находящихся на значительном расстоянии от приграничных территорий.

Многие страны используют организацию трансграничных маршрутов для развития межгосударственных и межрегиональных связей, способствующих совместной деятельности по развитию туристской инфраструктуры и реализации других проектов непосредственно на приграничных территориях. Беларусь и Польша, например, приступили к реализаци<


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.