Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-06-09 | 255 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Для этого лезвие стамески нужного профиля ставят на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и ударяют киянкой по ручке стамески. Обрубание контура производят с небольшим припуском (2–3 мм) выше проектной глубины рельефа. Этот припуск необходим для чистовой обработки и зачистки рельефа. Обрубив по контуру часть орнамента, этой же стамеской подрубают контур под углом 45° в тех местах, где позволяет площадь фона. В узких местах контур подрубают в несколько приемов. При выполнении данной работы необходимо точно рассчитать силу удара, чтобы вырубить древесину только на требуемую глубину.
Черновую выборку фона (рис. в) начинают с самых больших участков отлогими широкими стамесками. Резание производят в зависимости от направления волокон древесины. Стамеску держат двумя руками, наклоняя к плоскости фона. После выборки фона его глубина должна быть везде одинаковой. Крупные элементы резьбы можно выполнять киянкой.
При выявлении форм рельефа орнамента частыми операциями являются заоваливание и закругление выпуклых элементов. Этапы их выполнения показаны на рис. г. После надрезания и подрезания контура горошины и черновой выборки фона снимают стамеской-косяком основную фаску под углом 45°, затем верхнюю и нижнюю фаски. Зачищают контур горошины и другие формы орнамента отлогой стамеской.
Ложкообразные углубления выполняют средними и круглыми стамесками. В этом случае левой рукой держат стамеску за лезвие, а ладонью правой нажимают на рукоятку. Сначала лезвие стамески врезают в древесину, затем постепенно опускают ее рукоятку и, поворачивая лезвие, медленно выводят его кверху. Движение напоминает вычерпывание ложкой. Одновременно стамеску вращают слева направо и справа налево.
|
Часто приходится выполнять срезание наклонной плоскости к фону (вырезание шишек, лепестков цветов, листьев). Такую операцию выполняют отлогой или прямой стамеской в два приема. Сначала начерно срезают нужный слой, а затем формируют профиль и зачищают плоскость.
Окончательную зачистку фона (рис. д) начинают с самых больших по площади участков прямыми широкими стамесками. Держат стамеску почти горизонтально. В зависимости от формы и площади участков фона стамеску двигают вдоль, поперек и под углом к волокнам. Где можно, фон зачищают широкой стамеской. Углы орнамента зачищают уголками лезвия или стамеской-клюкарзой. В узких местах работают узкой стамеской. Края фона зачищают движением к центру заготовки.
Выявление мелкого рельефа орнамента осуществляют нанесением мелких и тонких выемок. Работают в этом случае с использованием стамески-косяка или церазика.
Чеканку фона выполняют с помощью пуансона (чекана). Пуансон ставят перпендикулярно к фону и сверху равномерно ударяют по нему молотком. В рельефной резьбе эту операцию выполняют нечасто.
Отделка
Рельефную резьбу полируют, лакируют до блеска или оставляют матовой с сочными следами срезов дерева. Для матовой отделки используют жидко разведенный лак: нитроцеллюлозный, смоляной, масляный, спиртовый. С помощь щетинной кисти им протирают один раз все закоулки рельефа, фон, выпуклости. Высыхая, лак впитывается в дерево и не оставляет блестящих потеков. В результате обработки резьба выглядит свежей, текстура срезов становится хорошо видимой.
Резной рельеф можно тонировать водорастворимыми красителями (морилками, протравами) или водным раствором марганцовки.
Из традиционных видов обработки в настоящее время применяют отделку восковой мастикой. Она особенно рекомендуется для изделий больших размеров, выполненных из древесины дуба или другой крупнососудистой породы.
|
Накладная рельефная резьба
Накладная рельефная резьба широко применялась для украшения мебели классических стилей. Она бывает глухой, т.е. с фоном, или прорезной, ажурной. Последний вид наиболее распространен. Особенность данного вида резьбы следует из его названия. Резные элементы выполняют отдельно, а затем накладывают на украшаемую поверхность. Декоративный мотив может присутствовать и в единственном числе. По периметру такую деталь следует оформить планками (раскладками), это придаст ей законченный вид. Раскладки, а также дополнительные накладные элементы используют и для того, чтобы связать в единое целое угловые композиции.
Рис. 41. Накладные декоративные элементы: а, б – угловые; в – центральный
Накладную резьбу выполняют на хорошо простроганной доске, называемой подушкой. На подушку наклеивают тонкую бумагу, а на нее – заготовку для резьбы, которую предварительно обрезают по размерам рисунка. Другим способом закрепить небольшую заготовку невозможно. Затем переводят рисунок будущей резьбы.
Рис. 42. Украшение орнаментом шкафа
Рис. 43. Накладная резьба: а – модель из пластилина; б – заготовка, обрезанная по контуру; в – готовая резьба
Если рельеф сложный, то желательно первоначально проработать его в более мягком материале – глине или пластилине (рис. а). На следующем этапе резьбу обрезают по контуру (рис. б). Отверстия выполняют круглыми стамесками. Контур орнамента хорошо зачищают, заоваливают края и прорабатывают рельеф. Работать надо осторожно, чтобы не расколоть мелкие элементы. Готовую резьбу (рис. в) аккуратно снимают с подушки тонким ножом, который необходимо двигать только вдоль волокон древесины, иначе заготовку можно легко расколоть. Снятую резьбу очищают от бумаги и крепят на изделие.
Резьба на пряничных досках
Это наиболее древняя форма резьбы по дереву. Известны сохранившиеся доски, датированные 12 и 13 веками. Деревянные формы пряничных досок использовались для изготовления праздничных печных пряников.
Резьба по дереву таких досок в большинстве своём имеет крупновырезанные надписи по всем четырём сторонам. В центре создавался забавный рельефный рисунок. Изготовление пряничных досок доверялась самым лучшим мастерам.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!