ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ — КиберПедия


Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ



Наиболее простая для освоения геометрическая резьба. Основу ее составляют двух-трехгранные выемки. При разметке рисунка наносят только основные его линии, мелкие детали выполняют на глаз.

Резьба двугранных выемок: 1 - надрез выемки; 2 - подрез выемки.

Двугранные выемки делают так. Сначала косяком режут линии вдоль и поперек волокон. Для этого на дощечке вдоль волокон предварительно чертят две параллельные линии. Закрепляют дощечку одним торцом в опоре, чтобы линии были перпендикулярны краю стола, и придерживают ее левой рукой. В правую руку берут косяк, плотно прижимая пальцами рукоятку к ладони, а большим пальцем упираясь в головку рукоятки. Тупой конец косяка должен быть обращен к ладони. Ставят косяк носком в начало первой линии с наклоном от себя под углом 45 - 60° и вперед по движению так, чтобы расстояние между дощечкой и пяткой было 5 мм. Углубляют лезвие в древесину на 2 мм и медленно ведут косяк вдоль линии вниз. Надрез сделан. Отступив 2 мм от его линии, ставят косяк с наклоном от себя под тем же углом и вперед и делают подрез. Так получается двугранная выемка.
Для резьбы поперек волокон линии размечают параллельно торцам. Дощечку закрепляют так, чтобы линии были перпендикулярны краю стола. Косяк держат, как описано выше. Нож будет легче идти поперек волокон, если его пятку чуть приподнять.
Совместив на одной поверхности параллельные линии вдоль и поперек волокон, можно получить простейший рисунок - в шашечку. Вариантом прямых параллельных линий, идущих по диагонали и под углом к краям дощечки, получается узор-сетка. Сначала вырезают под углом все долевые линии, затем - поперечные, обязательно выдерживая одинаковый наклон ножа влево и вправо и параллельность линий. Повторением прямых двугранных выемок, расположенных вертикально или наклонно, создается узор лесенка.

Резьба трехгранных выемок: 1 - разметка; 2 - накалывание; 3 - подрезка.

Трехгранные выемки образуются из трех углублений в древесину треугольников, соединенных вершинами. Наиболее часто используются две разновидности этой техники: резьба с углублением в вершине (кулички, сколышки,width="60%" hspace="10" vspace="20" уголки) и в точке пересечения медиан (треугольники). Резьбу с углублением в вершине начинают с надкола боковых сторон. Поставив косяк вертикально носком на вершину треугольника так, чтобы лезвие располагалось вдоль одной из боковых сторон, и углубив носок в древесину на 3 - 4 мм, делают надкол (с обеих сторон одинаковый). Затем ставят косяк носком в левый угол основания, пяткой к себе, наклоняют его от треугольника и, постепенно углубляя носок в древесину по направлению линии надкола левой боковой стороны, подрезают нижнюю грань.
При резьбе трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан косяк ставят вертикально носком в центр так, чтобы пятка его была направлена в один из углов. С усилием нажимают на рукоятку и углубляют носок на 2 - 3 мм в древесину, пяткой едва касаясь вершины треугольника. От середины, по мере приближения к другой вершине, постепенно выводят носок косяка на поверхность. При правильной и точной подрезке от заготовки легко отделяется маленькая трехгранная пирамидка. Повернув заготовку на 120°, делают следующую подрезку и извлекают вторую пирамидку, а при очередной подрезке - третью, последнюю. Так выбираются все элементы трехгранно-выемчатой резьбы.
Из трехгранных выемок с углублением в вершине, вырезанных на основе равносторонних или равнобедренных треугольников, можно выполнить такие элементы для узоров, как соты, бусы, чешуйки, шишки.



Элементы узоров геометрической резьбы:

Различные комбинации из трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан, вырезанных на основе равносторонних или равнобедренных и остроугольных треугольников - клиньев, позволяют создавать цепочки, ромбы, витейки, змейки, розетки, звездочки, крестики, сияния.

Техника выполнения геометрической резьбы - сияния:
Это сложная фигура. Она составляется из нескольких треугольников (трехгранных выемок-клиньев), сходящихся своими вершинами в центре, а основаниями упирающихся в стороны фигуры (квадрат, прямоугольник, ромб, круг), в которую они заключены. Выполняется сияние по-разному. Например, в квадрате оно вырезается следующим образом. Расчерчивают орнаментируемую поверхность вертикальными и горизонтальными линиями. В образовавшихся квадратах проводят диагонали, стороны между ними разделяют точками на равные части и соединяют точки с центром. Так получаются удлиненные остроугольные треугольники. По этим наметкам делают трехгранные клиновидные выемки. Сияние, заключенное в квадрат, ромб, круг, образует как бы цветочную розетка. Сияние в углу или на краю композиции напоминает складной веер.
Геометрическая резьба эффектно смотрится на светлой, ничем не покрытой древесине. Иногда резьбу тонируют и подкрашивают. Для этого используют протраву, приготовленную из уксуса и горсти гвоздей. Настаивают раствор 3 - 5 дней, а затем, разбавив водой, тампоном наносят на отделываемую поверхность с сушат. Хорошо просушенное изделие шлифуют мелкозернистой шкуркой, и оно приобретает цвет старого дерева, а резьба станет более контрастной и рельефной.



Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая.

СКОБЧАТАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Скобчатая резьба является разновидностью геометрической резьбы. Основной ее элемент - скобчатая выемка, так называемый ноготок. Выполняют скобчатую резьбу полукруглыми стамесками с шириной лезвия от 5 до 12 мм. На дощечке параллельными линиями проводят полосу и разделяют ее на равные прямоугольники. В каждом из них вырезают ноготок. Для этого в левой части прямоугольника на расстоянии 2 - 3 мм от каждого края стамеской делают неглубокую вертикальную насечку, обращенную вогнутой частью влево. Той же стамеской с наклоном под углом 60° проводят подрез с правого угла прямоугольника. Инструмент ведут влево до полукруглой зарубки. В результате отскакивает ноготок, а внутри остается выемка с полукруглыми краями. При выполнении ноготков поперек волокон надрез делают к себе, а подрез - от себя.

Скобчатая (ногтевидная резьба): 1 - резьба ноготков; 2 - резьба глазков.

Из ноготков можно составить "зубчики". Для этого сначала снимают фаски в направлении от себя. Затем с нажимом под углом 20 - 30° врезают стамеску, наклонив ее влево, так же надрезают и все остальные ноготки, но с наклоном вправо.
Ногтевидные выемки лежат и в основе узора "глазки". Так называют цепочку форм в виде чечевицы с горизонтальными прорезями посередине. Для выполнения этого элемента сначала с обеих сторон резаком с наклоном около 20° надрезают среднюю линию. Затем полукруглую стамеску шириной 10 мм ставят фаской к себе и левым уголком наискосок к прорезанной линии. Правой рукой, слегка нажимая на стамеску, вращают ее по окружности лезвия, помогая вращению большим пальцем левой руки. Так же режут глазки и с другой стороны.

КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Техника контурной резьбы основана на углубленной линии, которой прорезают контур изображения. Иными словами, это как бы рисунок по дереву режущим инструментом.
Контурная резьба часто применяется в сочетании с геометрической, рельефной резьбой и с красочной росписью. Контуром в резьбе выполняются элементы орнамента, прожилки, сетки, части плодов, некоторые детали птиц и животных на рельефной резьбе. Линию контура рисунка предварительно подробно прорабатывают на бумаге в шаблоне, затем переводят на отделываемую поверхность. Резьбу контурной линии выполняют косячком и другим резчицким инструментом малых размеров. Крутые, краевые линии режут полукруглыми стамесками, более отлогие - косячком.
Процесс резьбы осуществляется в два приема: надрез и подрез. Косяк зажимают в кулаке лезвием на себя, ставят не вертикально, а несколько наклонно к поверхности, и с усилием ведут по контурам рисунка. Так делается надрез. После него выполняют подрез. Косяк держат в руке так же, только наклоняют в противоположную сторону и подрезают уже надрезанный контур. В результате вслед за ножом от заготовки отделяется трехгранная полоска-соломка. Резать нужно с одного раза. Следы срезов должны быть чистыми, контурные очертания - четкими, аккуратными.
В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнять только ножом-косяком. Им вырезают даже окружности любых диаметров. При этом следует иметь в виду, что чем меньше диаметр, тем острее должен быть угол заточки лезвия - до 30°.
Однако различные завитки, небольшие окружности лучше вырезать полукруглой стамеской. Ее ставят острой кромкой на 1 - 1,5 мм внутрь от линии круга, с небольшим наклоном к центру. Лезвие с нажимом углубляют в древесину на 3 - 4 мм и прокручивают вокруг оси. Таким образом продвигают стамеску до тех пор, пока линия не замкнется и, следовательно, будет закончен надрез. Подрез делают той же или несколько более отлогой стамеской. Отступают на 1 - 1,5 мм от линии рисунка во внешнюю сторону, с нажимом углубляют в древесину стамеску, немного отклонив ее от центра, и несколькими движениями срезают полоску. Если радиус округления небольшой, надрез нужно делать не всем лезвием стамески, а одним заглубленным уголком, в то время как другой должен выступать наружу. Этим приемом можно пользоваться и в более сложной резьбе - рельефной.
Ширина и глубина прорезей обычно одинаковы по всему контуру изображения. Но из можно изменять, чтобы сделать резьбу более выразительной.
Поверхности, украшенные контурной резьбой, можно отлакировать до блеска или, наоборот, сделать их матовыми с помощью жидко разведенного лака. Можно заполнить прорези лаком с бронзовым порошком - это смотрится очень декоративно на черном фоне

РЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

В рельефной резьбе, в отличае от плоскорельефной, округляется не только контур орнамента, а вся его поверхность, и орнамент возвышается над фоном на 6 - 8 мм. Кроме того, отдельные элементы изображения могут иметь разную высоту.
Резьбу выполняют по четкому рисунку, нанесенному с кальки. Внешние контуры элементов прорезают не до конца, оставляя запас на отделку.
Надрез производят косяком или полукруглой стамеской, ставя лезвие точно на контур рисунка вертикально или с небольшим наклоном к центру узора. Пересекающиеся или находящиеся друг над другом линии надрезают по очереди: сначала верхнюю - на небольшую глубину, а потом нижнюю - значительно глубже. Контуры соприкасающихся элементов надрезают на минимальную глубину, а выходящих за фон - глубже. При подрезке инструмент ставят под углом 45° к линии надреза. Фаску снимают полукруглыми стамесками и косяком сначала с внутренних деталей орнамента, а затем - с граничащих с фоном. Черновую выборку фона производят круговыми стамесками, начиная с крупных участков.
В рельефной резьбе недопустимы обрезы не по контуру рисунка или с большим отвалом. Особенно вертикальный обрез необходимо выполнять аккуратно и с небольшим припуском по контуру для последующей обработки и зачистки края орнамента. Неправильный срез может сбить контур рисунка в резьбе, исправить который невозможно.
Рельефную резьбу чаще всего делают матовой с помощью жидко разведенного лака (нитроцеллюлозного, масляного, спиртового). В результате такой отделки резьба выглядит свежей, четко просматривается текстура срезов.
Резной рельеф можно тонировать морилками, протравами или водным раствором марганцовки, чтобы достичь более контрастного сочетания границ фона и углубленной резьбы. Для изделий больших размеров, выполненных на дубе или другой крупнососудистой породе, рекомендуется отделка восковой мастикой. Рельефную резьбу также полируют. Лакируют до блеска редко.






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.