ПРОРЕЗНАЯ (АЖУРНАЯ) РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ — КиберПедия


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

ПРОРЕЗНАЯ (АЖУРНАЯ) РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ



Прорезная (ажурная) резьба выполняется путем сквозного выпиливания или высверливания фона. На подготовленную деревянную заготовку (доску) переводят рисунок. Участки фона, которые должны быть удалены, штрихуют. На них поближе к рисунку стамеской или сверлом делают отверстия. Затем выпиливают заштрихованные участки: крупные - выкружной пилой, мелкие - лобзиком. В углах фон выбирают узкой стамеской; стороны зачищают косяком, рашпилями, шкуркой. Моделировку орнамента производят соответственно применяемой резьбе - плоскорельефной или рельефной.
Плоской прорезной резьбой, как правило, украшают мебель. В этом случае она хорошо сочетается с контурной резьбой. В технике прорезной резьбы выполняют также наличники окон, карнизы, ставни.
Применяя прорезную резьбу в шкафчиках, ширмах, под нее в качестве фона подкладывают какой-нибудь материал, например яркую ткань.
Иногда прорезную резьбу прикрепляют к деревянной основе - тогда она называется накладной.

ОБЪЕМНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Объемная резьба используется для создания объемных пластических форм, художественные особенности которых выявляются при рассматривании их с разных сторон. В технике объемной резьбы выполняются декоративные детали построек, скульптуры, бытовая утварь. Деревянная скульптура - хотя и сложный, но довольно привлекательный вид объемной резьбы. Примером тому могут служить яркие, своеобразные богородские художественные изделия.

Они изготавливаются из мягкой древесины липы, осины, ольхи. Заготовки делают в виде "горбушки" (часть ствола с круглым верхом) - для горизонтальной скульптуры, в виде трехгранника (брусок древесины треугольного сечения) - для вертикальной.
По намеченным линиям производят черновую обрубку, придавая заготовке приблизительную форму фигурки или композиции. Затем полукруглыми стамесками (30 - 40 мм) прорабатывают основные объемы. Для обработки мелких деталей используют стамески шириной полотна не более 25 мм. Лишнюю древесину снимают поочередно со всех сторон заготовки. Богородским ножом окончательно отделывают скульптуру, как бы оглаживают ее, снимая тончайшую стружку. Завершает работу декоративной отделкой с помощью стамесок. Современные богородские изделия, как правило, не окрашиваются.
Освоение приемов объемной резьбы рекомендуется начать с выполнения статичной фигурки человека - она хорошо вписывается в трехгранник. Для тренировки можно вырезать несколько фигурок, постепенно увеличиваю размеры и усложняя форму. Особое внимание должно уделяться выявлению силуэта, передаче объемов и форм, достижению пластичности скульптуры в всех поворотах, обработке поверхности. Сквозные отверстия, например следует прорезать только после обработки крупными стамесками основных форм, чтобы избежать ошибки в распределении массы.
Освоив резьбу фигурок из трехгранника, можно перейти к скульптурной резьбе из "горбушки".
При создании многофигурной композиции сначала нужно решить ее в целом, а затем выполнять отдельные фигуры, предметы.
На последнем этапе резьбы с помощью полукруглых стамесок и ножа наносят орнаментальные порезки, воспроизводящие рисунок одежды человека, шкуры животного, прожилок листьев, фактуры травы и т. д. В некоторых случаях поверхность скульптуры шлифуют мелкозернистой шкуркой, затем лакируют или раскрашивают.



Художественная резьба по дереву

Фрагмент домового декора

Худо́жественная резьба́ по де́реву, один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Резьба применяется в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек. Резьба различается по видам — геометрическая резьба, контурная резьба, плоскорельефная резьба, ажурная резьба и объемная резьба.

Художественная резьба по дереву была известна с первобытных времен практически у всех народов в разных концах Земли. С постоянным совершенствованием орудий труда, с переходом от каменных резцов к металлическим инструментам мастерами осваивались новые технологии, все более совершенные в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремесел.

В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом. Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-прикладного искусства, изготовленных из дерева. На основании письменных источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, чье мастерство своими истоками восходит к искусству древних славян и других народов, населявших территорию современной России, что нашло свое отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов.



На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома 18-19 веков — наиболее яркие памятники архитектурной резьбы. В этих областях до начала 30-х годов 20 века бытовали древнерусские художественные традиции декорировки жилища и утвари. Большое внимание крестьянские зодчие уделяли домовому декору. Высокие фронтоны крестьянских домов завершают охлупни, на концах которых вырезаны монументальные головы коней или оленей. Причелины, подзоры, полотенца, украшающие фасады, покрыты растительным или геометрическим орнаментом. Внешняя скупость изобразительных средств придает этим постройкам ощущение строгости.

В Среднем Поволжье с 18 века получила распространение так называемая барочная резьба, перенесенная с волжской корабельной резьбы на архитектурные формы. Долбленые изображения львов, русалок-фараонок, сиринов в обрамлении замысловатого растительного орнамента из виноградных лоз и листьев аканта покрывают сплошным узором доски фасадов, наличники, крыльца. Зачастую такая резьба раскрашивалась яркими масляными красками.

Домовый декор Архангельской, Олонецкой, Костромской губерний более скуп. Здесь сохранился древнерусский тип деревянного зодчества, почти не тронутый поздними влияниями, где преобладает геометрический орнамент с неглубокими выемками, в основе которого лежат архаичные солярные знаки. Резьба обычно украшает обрамление кровли, наличники и крыльца.

С середины 19 века в оформлении жилищ Верхнего Поволжья, областей Нечерноземья и Сибири начинает интенсивно использоваться пышный пропильной декор, покрывающий фронтоны и наличники. Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы — от простейших геометрических форм до изображений людей и животных — используется в сельской местности и современными строителями.

В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорировки утилитарных предметов, в которых сохранялись технологические приемы и характер орнаментации домовой резьбы. Ткацкие станы, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые предметы щедро покрывались геометрическим орнаментом, имевшим в прошлом определенный сакральный смысл. Одним из наиболее интересных по разнообразию форм и совершенству рисунков объектов резьбы были прялки. Узор на них наносился преимущественно на «лопастку», реже на «донце». В каждом из регионов веками были разработаны оригинальные приемы декорирования прялок, присущие исключительно данной местности. Так, например, в Нижегородской губернии сложился уникальный промысел городецких прялочных донец.

Самостоятельной областью народной резьбы являлась деревянная игрушка — куклы, фигурки, лошадки, упряжки. Деревянные игрушки изготовлялись во всех лесных регионах России, большая их часть расписывалась. Оригинальными местными особенностями отличается сергиев-посадская и богородская деревянная игрушка в Подмосковье, федосеевская и городецкая игрушка из Нижегородской области.

На основе изучения приемов и стилистических особенностей русской народной резьбы стараниями художников и коллекционеров в конце 19 века была создана так называемая абрамцево-кудринская резьба, продолжившая традиции плоскорельефной резьбы.

Сегодня традиции русской плоскорельефной и геометрической резьбы широко используются мастерами и художниками старых ремесленных центров и вновь создаваемых мастерских.

Редактировать

Дополнительная литература

  • Званцев М. П. Домовая резьба. М., 1935.
  • Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М., 1954.
  • Жегалова С. К. Русская деревянная резьба. М., 1957.
  • Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. М., 1974.
  • Основы художественного ремесла. М., 1979.
  • Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. М., 1981.
  • Рождественская С. Б. Русская художественная традиция в современном обществе. М., 1981.
  • Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву: приемы, техника, изделия. - Москва: Эксмо, 2006.
  • Художественная резьба по дереву. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
  • Лебедева Е. И. Резьба по дереву. - М.: Аделант, 2005.
  • Чебан В. А. Современная резьба по дереву. - Ростов-на-Дону: Владис, 2005.
  • Художественная резьба и мозаика по дереву. - Минск: Элайда, 1999.
  • Абросимова А. А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М.: Высш. шк., 1998.

Домовая резьба по дереву, историческая справка

В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это нашло отражение в старинных песнях, былинах:

" Во тёмном бору богатый дом стоит, весь убран, приукрашен", или "Крыльчушко красное, с точёными балясами, с переходами брусчатыми"! Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю.

 

Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой, рубленой стены, не стремились к излишеству орнаментации, не делали украшений там, где они не были оправданы конструкцией дома.

Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы. И если на севере России художественно-конструктивное решение деревянного убранства отличалось лаконизмом и суровостью, то в Поволжье полёт фантазии художников не сдерживался ничем. Здесь смело и раскованно использовали весь многовековой опыт народного художественного творчества, заимствования у оригинальной архитектуры. Русский Север и Поволжье - это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу - резьбе по дереву.

Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни.

В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире.

Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего.

С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.

Резьба по дереву - одна из наиболее распространённых и доступных форм и видов народного орнамента.

 

Домовая резьба началась, вероятно, с заметки: зарубки топором или условного знака хозяина дома. Со временем эти знаки усложняются структурой своих рядов, фигур, мест, где они размещались на доме. Некоторые заметки-зарубки с самого начала были оберегами-символами надежды на благополучие и охрану домашнего очага от бед и невзгод.

Наверх

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое утилитарное значение и в то же время играли декоративную роль, выполняя обереговую функцию. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Наличники - это и украшение дома и его оберег.

г.Самара, ул.Льва Толстого, д.60 г.Самара, ул. Красноармейская, д.81 г.Самара, ул. Галактионовская, д.104

Среди элементов народной культуры деревянные резные украшения отличаются огромным многообразием по технике исполнения, сюжетами и композиционным расположением на доме. Русская архитектурная резьба условно делится на: 1) скульптурную; 2) плоскую; 3) рельефную резьбу Поволжья; 4) пропильную. Несколько слов о каждом виде резьбы.

Скульптурная резьба свойственна северным губерниям: Архангельской, Вологодской, Псковской, Пермской.

Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур.

Скульптурная резьба декорировала двускатные кровли русских изб с охлупнем, которому придавали форму конской головы, оленьей с ветвистыми рогами, гуся, лебедя. Двускатные кровли часто имели такую протяжённость, что одного охлупня было недостаточно. На крыши укрепляли два бревна корневищами в противоположные стороны, и каждое получало скульптурную обработку. Один конь глядел на улицу, другой - в лес! Скульптура завершала композицию фасада избы идеально. Коньки плыли над землёй в далёком небе на фоне изменчивых облаков.

Древность происхождения мотива парного конька и вообще коня, как оберега, подтверждается археологическими находками. Со временем представления о символическом значении коня слабели и превращались в элемент декора. Конь - охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли сохраняется и в наши дни. Дань традиции и хорошему вкусу. Водоспуски дома украшались скульптурными изображениями звериных рогов, змееобразных голов и т.д.

В Ярославской, Костромской и Нижегородской губерниях не менее распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Особенно часты их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от дурного глаза всех живущих в доме.

Наверх

Плоская резьба - группа самых распространённых видов резьбы по дереву в 19 веке. У неё много названий и разновидностей: городчатая, долблёная, выемчатая, трёхгранно- выемчатая. В плоской резьбе ритмический геометрический узор часто сочетается со сквозной прорезью, создавая настоящее деревянное кружево!

Часто в рисунке повторяется изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца. Этот мотив мы можем наблюдать в украшении балконов, галерей, крылец, наличников…

г.Самара, ул. Галактионовская, д.89 г.Самара, ул.Садовая, д.56 г.Самара, ул. Ленинская, д.60

Сюжеты плоской резьбы 18-19 в.в. учёные связывают с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, были сильнейшими оберегами.

Сакральный смысл домовой резьбы Русского Севера

Резьба по дереву имела для наших предков особую смысловую нагрузку

Наверное, самым видным элементом в деревянном доме Русского Севера является домовая резьба. Резные узоры, которые буквально сплошь покрывают некоторые старинные дома, сегодня восхищают как настоящих ценителей деревянного зодчества, так и простых обывателей.

Нашим современникам часто неизвестно, что резные украшения деревянных домов – это не просто красивые завитушки. Для человека прошлых столетий эти орнаменты имели особый сакральный смысл, являясь древними языческими символами, одни из которых были призваны оберегать дом, другие – рассказывать историю предков, третьи – демонстрировать понимание устройства мира. Сегодня можно встретить мало людей, которые действительно понимают язык этих таинственных древних знаков, да и среди людей ведающих – в основном узкие специалисты: этнографы, реставраторы, археологи. Действительно говорящими являются артефакты 17-18 веков, так как даже в 19 веке мастера уже в большинстве случаев отталкивались от эстетической, а не от смысловой стороны и просто бессознательно копировали древние образцы.

На самом деле мир домовой резьбы полон смысла. Так, дуги и полукруги символизируют радугу, которую славяне воспринимали как мост, связывающий небо и землю. Для владельца дома важно было, чтобы такой символ присутствовал в резьбе, ведь именно от согласного существования неба и земли, по представлению наших предков, зависело благосостояние и даже жизнь человека.

Резьба чаще всего находила применение на оконных проемах. И хотя можно подумать, что такое ее расположение обусловлено исключительно соображениями эстетического свойства, это не так. Окна украшались не случайно, это делалось прежде всего из желания обезопасить свой дом, ведь окно, по представлению древнего человека, соединяло жилище не только с улицей, но и с потусторонним миром. Таким образом, символическая резьба, изобилующая особыми знаками – оберегами, предохраняла дом от нечисти или дурного глаза.

Главными защитниками от злых сил были солярные знаки – они представляли собой круги, колеса с разным количеством спиц – символы солнца. Колесо с шестью лучами было призвано охранять дом от ударов молнии, ведь оно являлось символом грозы. Этот знак чаще всего располагался на причелинах (балках, котоыре закрывают торцы матиц, потолочных балок).
Ромбы и квадраты были символами земли, значимость которых трудно переоценить для деревенских жителей. Мать-земля фигурировала и в мифологических образах Берегини, Житной Бабы, Рожаницы, богини Макоши. Растительные орнаменты и изображения животных – также достаточно частые мотивы резьбы Русского Севера. Кроме того, у жителей Архангельской губернии, например, были популярна птица Сирин и лев, которые являлись образами книжного происхождения.

Если вы намереваетесь использовать элементы старинной русской домовой резьбы для декорирования своего жилища, то вы можете поподробнее узнать о смысловой стороне орнаментов, которые будут украшать ваш дом. Всегда приятно знать, что тебя и твою семью охраняет древняя языческая богиня или сами силы природы.

Следующая статья >>

Старинная амбарная доска и мебель в фьюжн-интерьере

Фьюжн совмещает в себе современные и ретро-элементы

Мысль, что старинные амбарные доски и антикварная деревянная мебель могут применяться только для отделки интерьера в деревенском стиле, а значит, будут востребованы исключительно поклонниками старины, в корне неверна. Сегодня чрезвычайно популярным во всех областях, в том числе и в интерьере, стал стиль фьюжн (fusion – «смешение», «слияние»). Этот стиль предполагает слияние самых разных, часто и противоположных стилевых течений в одном интерьере. Таким образом, сам по себе будучи максимально современным, этот стиль допускает внедрение в интерьер старинных элементов, в том числе отделки из старого восстановленного дерева и антикварной мебели.

Стиль фьюжн - это наглядный и достаточно позитивный пример глобализации современной культуры, ведь этот стиль вбирает в себя самые противоречивые, казалось бы, мотивы и принципы из различных национальных традиций организации жилого пространства.

В отличие от эклектики, в которой предметы различных культур несколько обезличиваются, фьюжн предполагает создание между элементами гармоничных связей. Главное – чтобы на конечной стадии все составляющие были объединены в одно целое, образовав органичное жилое пространство. Стиль этот основан на трех китах: цвет, фактура и материалы. И многие дизайнеры делают ставку именно на материалы, ведь здесь их выразительные возможности практически безграничны. В частности, значительный вклад в интерьер может внести старое дерево: старинная амбарная доска, антикварная мебель, деревянные элементы декора из домов Русского Севера, такие, как наличники или коньки.

В рамках данного стиля лучше отказаться от холодных и скользких глянцевых поверхностей и остановиться на текстурах живой природы. Старое дерево может соседствовать с натуральным камнем, домотканой холстиной, натуральной кожей и т.п.

Фьюжн – это всегда провокация, дерзость, так что можно говорить о том, что этот стиль более свойственен людям молодым и решительным. Роль старого дерева в таком интерьере будет еще и в том, что оно придаст ему шик и выведет обладателя дома на более высокий статусный уровень. Оно ненавязчиво заострит внимание на том, что хозяин жилища – человек с отличным вкусом, немалым достатком, высоким уровнем социальных притязаний. Таким образом, с помощью этого великолепного материала современный человек может совместить два противоречивых стремления: одновременно позволить себе полную свободу и заявить о своем положении в обществе.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.