ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
Основные характеристики федерального бюджета на 2017-2019 гг. сформированы с учетом применения основных положений бюджетной политики переходного периодаи предполагают выход на целевую траекторию структурного (т.е. в условиях постоянных цен на нефть на уровне 40 долларов США за баррель марки Юралс) дефицита в размере 3%, 2%, 1% ВВП соответственно (не считая мероприятий по до-капитализации Внешэкономбанка в объеме не более 150 млрд. рублей в год).
Такая траектория общего дефицита федерального бюджета будет обеспечивать постепенное сокращение ненефтегазового дефицита федерального бюджета до уровня 6,6% ВВП.
Таблица 5.1.1. Основные характеристики федерального бюджета в 2016-2019 гг.
млрд. рублей
Показатель
|
|
|
|
|
Доходы
| 13 369
(12 665)
| 13 488
| 14 028
| 14 845
|
%% ВВП
| 16,1
(15,3)
| 15,5
| 15,2
| 15,0
|
Нефтегазовые доходы
| 4 778
| 5 050
| 5 114
| 5 348
|
%% ВВП
| 5,8
| 5,8
| 5,5
| 5,4
|
в % от общего объема
| 35,7
| 37,4
| 36,4
| 36,0
|
Ненефтегазовые доходы
| 8 591
(7 888)
| 8 438
| 8 915
| 9 497
|
%% ВВП
| 10,4
(9,5)
| 9,7
| 9,7
| 9,6
|
в % от общего объема
| 64,3
| 62,6
| 63,5
| 64,0
|
Расходы*
| 16 403
| 16 241
| 16 040
| 15 987
|
%% ВВП
| 19,8
| 18,7
| 17,4
| 16,2
|
Дефицит (-) /профицит (+)
| -3 034
(-3 739)
| -2 753
| -2 011
| -1 142
|
%% ВВП
| -3,7
(-4,5)
| -3,2
| -2,2
| -1,2
|
Ненефтегазовый дефицит в %% ВВП
| -9,4
(-10,3)
| -9,0
| -7,7
| -6,6
|
в (скобках) параметры без учета поступлений, связанных с продажей 19,5% акций ПАО «Роснефть»
* с учетом единовременной выплаты пенсионерам и «связанных» расходов
Доходы федерального бюджета
В условиях действующего законодательства в течение планового периода ожидается сокращение объема доходов федерального бюджета по отношению к ВВП. Такая тенденция, в первую очередь, объясняется снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета по отношению к ВВП, что обуславливается тремя основными факторами:
· Во-первых, ожидается, что в отсутствие серьезных шоков в глобальной экономике цены на энергоносители на мировом рынке сохранятся вблизи структурно сбалансированного уровня (Юралс 40 долларов США за баррель), в то время как курс рубля к доллару США будет оставаться стабильным в реальном выражении.
· Во-вторых, в течение прогнозного периода доля самого нефтегазового сектора в структуре ВВП продолжит снижаться на фоне отстающих темпов роста (снижения по отдельным позициям) физических объемов добычи и экспорта данной продукции.
· В-третьих, по мере роста истощенности разрабатываемых запасов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения продолжит расти размер льгот по НДПИ и экспортной пошлине.
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в условиях действующего законодательства также будут иметь тенденцию к снижению по отношению к ВВП главным образом по причине выпадающих с 2017 года «разовых» доходов (приватизация ПАО «Роснефть», прибыль Банка России, дотация на сбалансированность из ФОМС, софинансирование высокотехнологичной медицинской помощи), а также в связи с (1) сокращением поступления импортной пошлины из-за снижения тарифных ставок в соответствии с обязательствами перед ВТО и (2) стабильностью в номинальном выражении ряда неналоговых поступлений.
В этих условиях планируется ряд мер по мобилизации доходов, которые в соответствии с целями и задачами бюджетной политики не только обеспечат положительный эффект с фискальной точки зрения, но и поспособствуют созданию положительных структурных изменений и устранению препятствий для сбалансированного развития экономики.
Таблица 5.1.2. Доходы федерального бюджета в 2017-2019 гг.
млрд. рублей
Показатель
|
|
|
|
Доходы
| 13 488
| 14 028
| 14 845
|
%% ВВП
| 15,5
| 15,2
| 15,0
|
в том числе меры по мобилизации доходов:
| 948
| 985
| 1 043
|
%% ВВП
| 1,1
| 1,1
| 1,1
|
модификация налогообложенияв нефтяной отрасли
|
|
|
|
НДПИ на газ(продление меры 2016 года «+»)
|
|
|
|
дивиденды госкомпаний (50% чистой прибыли)
|
|
|
|
индексацияакцизов на табачную продукцию
(дополнительно +10%в 2017-2019 гг. ежегодно)
|
|
|
|
повышениеакцизов на нефтепродукты
|
|
|
|
централизация 1 п.п. налога на прибыль в ФБ с распределением на дотации субъектам
|
|
|
|
* включая дивиденды ОАО Сбербанк (в виде перечисления прибыли Банка России)
Расходы федерального бюджета
Общий объем предельных расходов федерального бюджета на 2017-2019 гг. сформирован исходя из необходимости сохранения расходов на уровне, установленном Федеральном законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», что, с учетом сокращения лимитов бюджетных обязательств по отдельным направлениям расходов на 10 процентов и ежегодного выделения до 150 млрд. рублей на докапитализацию ОАО «Внешэкономбанк», составляет 15 787 млрд. рублей (без учета единовременной выплаты пенсионерам и «связанных» расходов).
Предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам и направлениям деятельности, не входящим в государственные программы на 2017-2019 гг., сформированы на основе следующих основных подходов:
1) в качестве «базовых» объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 - 2019 годы приняты бюджетные ассигнования, утвержденные на 2016 год Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»;
2) «базовые» объемы бюджетных ассигнований 2017 – 2019 годов уточнены с учетом:
а) уменьшения объемов бюджетных ассигнований по отдельным направлениям расходов на 10 процентов в соответствии с поручением Председателя Правительства от 25 декабря 2015 г. № ДМ-П13-8741 (с учетом принятых Правительством Российской Федерации дополнительных решений);
б) уменьшения объемов бюджетных ассигнований по расходным обязательствам ограниченного срока действия, а также в связи с уменьшением контингента получателей;
в) увеличения бюджетных ассигнований по мероприятиям «длящегося» характера, возникшим в ходе исполнения федерального бюджета в 2016 году;
г) увеличения межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Пенсионного фонда на обязательное пенсионное страхование и валоризацию величины расчетного пенсионного капитала в связи с ежегодной индексацией страховых пенсий с 1 февраля в 2017-2019 гг. на уровень инфляции предшествующего года;
д) увеличения межбюджетного трансферта, передаваемого бюджету Пенсионного фонда, на государственное пенсионное обеспечение в связи с ежегодным повышением социальных пенсий с 1 апреля на темп роста прожиточного минимума пенсионера;
е) увеличения межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Пенсионного фонда, в связи с ежегодной индексацией размеров ежемесячных денежных выплат в 2017-2019 гг. на уровень инфляции предшествующего года;
ж) увеличения бюджетных ассигнований на ежегодное повышение пенсий лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, на прогнозный уровень инфляции;
з) увеличения бюджетных ассигнований в связи с индексацией в 2017-2019 годах публичных нормативных обязательств на уровень инфляции предшествующего года;
и) увеличения бюджетных ассигнований в связи с индексацией в 2017-2019 годах с 1 сентября стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов на уровень инфляции предшествующего года;
к) изменения бюджетных ассигнований в связи с прогнозируемым среднегодовым курсом доллара США по отношению к рублю;
л) увеличения бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество организаций и земельного налога с учетом объемов бюджетных ассигнований, выделенных в 2016 году в связи с отменой льгот по уплате налогов, увеличением кадастровой стоимости земельных участков и остаточной стоимости основных средств, а также на уплату земельного налога в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
м) уменьшения объемов бюджетных ассигнований в 2017-2019 годах на 6%, 9%, 11%, соответственно, за исключением расходов, не подлежащих сокращению в соответствии с пунктом 1 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25 декабря 2015 г. № ДМ-П13-8741, и расходов Минобороны России, включая резервирование бюджетных ассигнований в размере 1% на реализацию приоритетных проектов и программ;
н) уменьшения объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Минобороны России в 2017-2019 годах, на 6% ежегодно, включая резервирование бюджетных ассигнований в размере 1% на реализацию приоритетных проектов и программ.
При этом в рамках формирования предложений по распределению предельных бюджетных ассигнований («возвратное» распределение) в соответствии с целями и задачами бюджетной политики в части приоритизации расходов ведомствам была предоставлена значительная степень свободы по мобилизации резервов на приоритетные направления, включая возможность перераспределения «условно-защищенных» расходов.
В проектировках федерального бюджета на 2017-2019 гг. сверх предельных лимитов бюджетных ассигнований также учтено финансовое обеспечение единовременной выплаты пенсионерам и ряд расходов, связанных с принимаемыми решениями по увеличению доходной базы: в том числе дополнительная дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов в объеме дополнительных поступлений за счет перераспределения в пользу доходов федерального бюджета 1 п.п. налога на прибыль.
Такие подходы к определению предельных лимитов бюджетных ассигнований обуславливают следующую структуру расходов в разрезе функциональной классификации расходов.
Таблица 5.1.3. Расходы* федерального бюджета по разделам функциональной классификации в 2016-2019 гг.
млрд. рублей
Показатель
|
|
|
|
|
Всего
| 16 403
| 16 241
| 16 040
| 15 987
|
Общегосударственные вопросы
| 1 098
| 1 205
| 1 148
| 1 133
|
Национальная оборона
| 3 889
| 2 836
| 2 728
| 2 816
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
| 1 943
| 1 943
| 1 880
| 1 892
|
Национальная экономика
| 2 166
| 2 318
| 2 366
| 2 167
|
Жилищно-коммунальное хозяйство
|
|
|
|
|
Охрана окружающей среды
|
|
|
|
|
Образование
|
|
|
|
|
Культура, кинематография
|
|
|
|
|
Здравоохранение
|
|
|
|
|
Социальная политика
| 4 631
| 5 084
| 4 963
| 5 054
|
Физическая культура и спорт
|
|
|
|
|
Средства массовой информации
|
|
|
|
|
Межбюджетные трансферты общего характера
|
|
|
|
|
Обслуживание государственного и муниципального долга
|
|
|
|
|
* с учетом единовременной выплаты пенсионерам и «связанных» расходов