Пермская губернская ученая архивная комиссия — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Пермская губернская ученая архивная комиссия

2017-06-09 455
Пермская губернская ученая архивная комиссия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Другим ученым учреждением города, кроме научно-промышленного музея, является Пермская губернская ученая архивная комиссия. Направления того или другого ученого учреждения, будучи строго научными, различаются между собою областями изучения. В то время как Пермский музей поставил своею задачею изучение естественных богатств и собирание научных коллекций Пермского края, Пермская губернская ученая комиссия преследует другую цель — хранение архивных документов и изучение по ним прошлой истории Пермского края. В частности, на ее задаче лежит разбор архивов всевозможных учреждений с целью отобрать и оставить для хранения при ней дел, наиболее важных и имеющих интерес. Инициатива открытия Пермской ученой архивной комиссии принадлежит С.-Петербургскому археологическому институту. 5 июля 1888 г. состоялось учредительное собрание новой комиссии в присутствии известного историка М. И. Семевского, а 6 июля 1889 г. в зале губернского правления последовало официальное открытие Пермской губернской ученой архивной комиссии. В настоящее время библиотека и зал заседаний архивной комиссии находятся в здании Пермского научно-промышленного музея. За 25 лет своего существования комиссия насчитывает среди своих членов некоторых видных историков Пермского края, например, В. Н. Шишон-ко, выпустившего 7 томов Пермской летописи, А. А. Дмитриева, историка г. Перми и др. Органом комиссии являются «Труды», 10-й выпуск которых вышел в нынешнем году.

Общество «Народный дом»

Народного дома в Перми пока не существует, но есть общество «Народный дом», возникшее в январе 1910 г. и поставившее себе целью построить его. Самая мысль о постройке Народного дома возникла в Перми в мае 1899 г., в разгар юбилейных торжеств по поводу 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. Инициатива принадлежит Пермскому драматическому кружку, решившему образовать денежный фонд на постройку Народного дома имени поэта. Тогда же кружок пожертвовал 800 рублей и постановил отчислять ежегодно 20% всех своих доходов на тот же предмет. Дело на первых порах пошло довольно бойко. Через два года для разработки проекта была избрана строительная комиссия, в которую вошли представители как от городского управления и от народной библиотеки, так и от местного драматического кружка. В распоряжение этого комитета поступило уже 29 000 руб., собранных по подписным листам и пожертвованные городскою управою. Кроме того городская дума для постройки дома бесплатно отвела участок земли в 2100 квадратных сажень, оцененный в 42 000 руб. Но этих средств однако же было недостаточно. Тогда строительный комитет вошел с ходатайством в департамент неокладных сборов об отпуске из средств попечительства о народной трезвости 60 000 руб. В этом ходатайстве было отказано, но Министерство финансов обещало дать такую же сумму, какая наберется из местных источников. Получив необходимые для сметы сведения из различных народных домов, строительный комитет выработал проект постройки Пермского народного дома, с залою при нем имени А. С. Пушкина, общею стоимостью в 160 000 руб. При этом постройку предполагалось произвести в два приема: основное помещение, которое должно было строиться в первую очередь и определялось сметой в 110 000 руб., и дополнительное помещение, относимое постройкою во вторую очередь, исчислялось сметою в 50 000 руб. Ввиду несоответствия средств, имевшихся в распоряжении комитета, с проектом, строительный комитет должен был отложить постройку до более благоприятного времени. Вскоре и самый комитет распался и деятельность его прекратилась; собранные деньги были переданы, оставаясь на счете общества бесплатной народной библиотеки, на хранение в городскую управу.

Снова вопрос о Пермском народном доме поднялся в 1907 г., когда члены совета бесплатной народной библиотеки пытались осуществить построение крыла народного дома с тем расчетом, чтобы впоследствии, по мере притока средств, здание могло быть расширено новым пристроем до размеров проекта.

С этой целью, ввиду прекращения деятельности строительного комитета, решено общество бесплатной народной библиотеки, с целью расширения его деятельности, преобразовать в Пермское общество «Народный дом», которое и стало существовать с 31 декабря 1909 г. Новое общество поставило себе целью содействовать развитию и удовлетворению общеобразовательных потребностей местного населения и доставлять ему возможность разумно и здраво проводить свободное время. Деятельность этого общества пока выразилась в организации воскресной школы, в устройстве лекций повышенного типа и общеобразовательных курсов в научно-промышленном музее, а также воскресных народных чтений в разных пунктах города и в открытии двух филиальных отделений бесплатной народной библиотеки на окраине города. Кроме того общее собрание членов общества «Народный дом» поручило совету общества в возможно скорейшем времени начать постройку самого здания народного дома, но совет затрудняется приступить к постройке в виду недостаточности капиталов общества, достигающих 60 000 руб., тогда как самое здание по проекту должно стоить свыше 100 000 руб. Для постройки «Народного дома» город отвел бесплатно усадебное место[40].

Искусство

8 декабря 1909 года в Перми состоялось первое собрание вновь открытого общества живописи, ваяния и зодчества. В кружок учредителей вошли все местные художники и некоторые из преподавателей средних учебных заведений. Деятельность молодого общества выразилась пока в устройстве лекций по истории искусства с демонстрированием шедевров всемирного искусства и в устройстве выставок. Последние устраиваются ежегодно весной в здании Пермской казенной палаты и охотно посещаются пермскою публикою, не избалованною в этом отношении[41].

Еще задолго до учреждения этого общества в Перми была открыта (в 1888 г.) школа рисования, основанная местным художником А. И. Шаниным, теперь не существующая.

В настоящее время в Перми даются уроки живописи, выжигания и лепки художником А. Н. Зелениным.

Музыкальная жизнь

Кроме живописи и рисования в искусстве среди жителей Перми большою симпатией пользуется музыка. Еще зимой 1895/60 г. устраиваемые в Благородном собрании музыкальные вечера давали полные сборы, а 19 октября 1874 г. в Перми был открыт музыкальный кружок, насчитывающий таким образом 38 лет своего существования. Спустя двенадцать лет после того (в 1888 г.) в Перми была открыта первая музыкальная школа учителем музыки учеником Миланской консерватории Э. Кабелла, теперь давно не существующая. После долгого перерыва 1 сентября 1904 г. была открыта в Перми новая музыкальная школа С. В. Гедговд, а 1 декабря 1907 г. начали существовать фортепианные классы свободного художника Л. Н. Басовой-Гольдберг. Еще через два года (18 октября 1909 г.) в Перми были открыты музыкальные классы при местном отделе Императорского Русского музыкального общества, а с 14 октября 1911 г. при них же, кроме этого, существуют классы хорового пения.

Довольно монотонная зимою жизнь Перми изредка оживлялась концертами приезжающих знаменитостей. Из них заслуживают особенного внимания концерты короля теноров Собинова (25 мая 1910 г.), «шведского соловья» Альмы Фострем (9 и 21 мая 1891 г. и 17 мая 1898 г.), исполнительницы цыганских песен А. Д. Вяльцевой (5 и б октября 1910 г.) и русских песен Н. В. Плевицкой (2 марта 1911 г.) и следующих артистов и артисток Императорских театров: Н. Фигнера, тенора (20 февраля 1907 г.), Долиной, контральто (22 мая 1903 г.), М. А. Михайловой, сопрано (22 мая 1903 г. и 26 мая 1905 г.), Лабинского, тенора (17 мая 1909 г.), А. В. Смирнова, баритона (20 апреля 1908 г. и 10 мая 1911 г.), В. Н. Петровой-Званцевой, меццо-сопрано (16 февраля 1909 г.), Морского, тенора (20 марта 1907 г.), Серебрякова, баса (16 мая 1903 г.), Южина, тенора (15 апреля 1897 г. и в мае 1909 г.), баритона Тартакова (26 и 28 апреля 1909 г.), баритона О. И. Ка-мионского (24 февраля 1909 г.).

В Перми неоднократно (1887, 1898, 1904 гг.) давал со своей капеллой концерт известный исполнитель славянских и русских песен Д. Д. Агренев-Славянс-кий. 19 сентября 1891 г. в Перми происходил концерт на гармониуме дирижера Павловского оркестра В. И. Главача, зимой 1893 г. дан был концерт скрипача К. Думчева, 14 и 16 сентября 1894 г. пианиста Рейзе-науэра, 15 ноября 1907 г. скрипача Ауэра.

Кроме того в Перми начали устраиваться местными силами духовные концерты. Так, 20 марта 1903 г. дан был такой концерт регентом архиерейского хора П. К. Потеряйко. 23 ноября 1910 г. в здании Ека-терино-Петровского городского училища исполнено было хором любителей под управлением регента прекрасного хора Рождество-Богородицкой церкви П. Е. Степанова в первый раз оратория Гайдна «Семь слов Спасителя на кресте», а 2 декабря 1911 г. оратория «Самсон».

Большою популярностью среди жителей Перми пользуются также концерты, устраиваемые воспитанниками духовной семинарии.

Выставки

От времени до времени в Перми устраиваются выставки. Прежде всего к ним нужно отнести художественные выставки картин. Устроителями их являются или местные или приезжие художники. Так, в конце декабря 1900 г. и в начале января 1901 г. в Перми были выставлены картины Урала художника Денисова-Уральского, из них особенно сильное впечатление производила картина «Лесной пожар». В апреле 1902 г. в Перми открылась выставка также уроженцев Пермской губернии художников Сведомских; некоторые из их картин до сих пор украшают стены Пермского научно-промышленного музея. В октябре 1904 г. приезжий художник А. А. Сахаров выставил в Перми несколько картин из русско-японской войны. В мае 1907 г. в Пермском общественном собрании была открыта выставка картин польских художников, иллюстрирующих сочинения г. Сенкевича. В конце того же года подобная же выставка картин местных художников состоялась в Пермском научно-промышленном музее. С 1910 г. ежегодно весной в Перми устраиваются выставки картин местных художников, организуемые вновь возникшим в Перми обществом живописи, ваяния и зодчества. Из них в 1911 г. большую сенсацию произвела картина Чиркова «Именины», снятая потом с выставки. На весенней выставке 1912 г. особенно выделялись картины «Село Пушкино» А. А. Беляева, «На дне морском» А. Н. Зеленина и картины В. А. Мамаева, Николаева, Мальцевой и др.

Помимо художественных выставок в Перми бывают и другие. Так, в июле 1901 г. во время чтения педагогических курсов при Пермском научно-промышленном музее были выставлены учебные пособия. Подобная же педагогическая выставка, организованная обществом содействия начальному образованию, была устроена в Екатерино-Петровском училище в конце 1911 г. и начале 1912 г.

Были в Перми и научные выставки.

В июне 1894 г. в Пермском общественном собрании была выставлена археологическая коллекция обстановки древней Чуди Ф. А. Теплоухова, а в мае 1904 г. там же была открыта этнографическая выставка Бернова.

К приезду в Пермь председателя Совета министров П. А. Столыпина в сентябре 1910 г. Пермское губернское земство устроило выставку сельскохозяйственных орудий и предметов кустарного производства местных мастеров.

Пермское уездное земство в 1897 и 1911 гг. устраивало в Перми конную выставку, а общество сельскохозяйственного птицеводства ежегодно экспонирует два раза в год птиц.

При прогимназии М. Н. Зиновьевой и при Богородицкой школе ежегодно весной устраиваются выставки женских рукоделий.

 

Театр

В Перми театр как учреждение существует давно. Сначала было деревянное здание театра по Обвинской улице, но оно сгорело в 1863 году. После того был построен деревянный театр, впоследствии разобранный.

В конце семидесятых годов было приступлено к постройке каменного театра, который существует и теперь и представляет на вид довольно изящное здание, стоящее посреди площади и окруженное с трех сторон садом, находящимся от театра на небольшом расстоянии. В настоящее время, когда население Перми в сравнении с семидесятыми годами возросло почти втрое, театр уже тесен. К тому же он построен по старому типу: партер построен не на земле, а во втором этаже, вследствие чего целый ярус пропадает; также много места на балконе занято проходами, амфитеатр снабжен излишним навесом. Были проекты перестройки театра, но осуществление их не приводилось в исполнение. Теперь эти попытки, кажется, уже оставлены, и жители Перми мечтают о новом более удобном здании театра в Народном доме, который, вероятно, скоро будет в Перми.

В 1882 г. в Перми было построено деревянное здание летнего помещения общественного собрания. В нем были устроены сцена и зрительный зал очень небольших размеров. В половине восьмидесятых годов в конце сада общественного собрания была устроена открытая сцена, на которой ежегодно летом выступали хоры певиц, балалаечников, гармонистов, куплетистов и др. В конце же девяностых годов эта открытая сцена была сломана, и на месте ее построено довольно большое деревянное здание летнего театра, но оно сгорело.

Впервые жители города Перми увидели хорошую труппу и при том оперную зимой 1879/80 г. в еще неотстроенном каменном театре. Труппу содержал известный впоследствии антрепренер П. П. Медведев. Только 1 февраля 1880 г. постройка театра была окончена. С тех пор уже в Пермском театре ежегодно зимой играет какая-нибудь труппа — оперная, опереточная или драматическая.

Зимой 1880/81 г. труппу содержал тот же Медведев, но только уже опереточную, как наиболее дешевую, так как постановка и содержание оперы стоили Медведеву средств, несоразмерных с доходами небогатой пермской публики. Но и опереточная труппа, очевидно, не могла оправдать себя: в следующий сезон 1881/82 г. она сменилась драматической, содержимой товариществом артистов во главе с А. П. Бельским и М. Л. Гусевым. С тех пор драматическая труппа с каждым годом ухудшается все более, и пермская публика становится равнодушной к театру. Только в сезон 1884/85 г. труппа была много лучше в сравнении с 1883 г. Во главе ее стоял архитектор Турчевич-Глумов. В сезоны 1886/87 г. и 1888/89 г. в Перми снова антрепренером мы видим того же Медведева, содержавшего опереточную труппу[42]*. 16 сентября 1890 г. открылся сезон драмы под антрепризой Смелянского. В сезоны 1891/92 и 1892/93 гг. театр в Перми снимала Карцева, содержавшая довольно хорошую драматическую труппу. В следующие годы 1893 — 1894 и 1894 — 1895 г. в Перми играет опереточно-драматическая труппа, в первый год содержимая антрепренером Н. Е. Максимовым, а во второй тем же П. П. Медведевым.

В 1896 г. начинается целая эпоха в истории Пермского театра. Его берут под свое непосредственное попечение гласные городской думы, которые решают вести театральное дело за счет города; для непосредственного заведывания театром выбирается городская дирекция, которая и озабочивается приглашением артистов. Решено за счет города содержать оперную труппу повышенного состава, в состав которой вошли А. Н. Круглов (баритон), Шор-Плотникова (сопрано), А. Д. Городцов (бас), Д. Южин (тенор), Лугарти (тенор), Плауктин (бас), Парамонов (бас), Мелодист (сопрано), Ильющенко и Пушкарев. Публика валом повалила в театр. Общим любимцем был А. Н. Круглов. Театр сделался злобою дня. Пермь, казалось, только и бредила тогда театром. Благодаря городской дирекции Пермь обзавелась прекрасными декорациями. С того времени Пермь приобретает репутацию театрального города, а его жители получают кличку «опероманов». О такой любви к театру услыхали и в столицах. С этого времени ежегодно летом начинается приезд в Пермь на гастроли выдающихся артистов Императорских театров.

В сезон 1897/98 г. к прежней превосходной для провинциального города оперной труппе присоединяются: Шевелев (тенор), Закржевский (тенор), Асатурова (сопрано), Ткачев (бас) и Ковелькова (меццо-сопрано). Тот же состав играет и в сезон 1898/99 г.

В сезон 1899/900 г. в прежний состав приглашаются: Боброва-Пфейфер (колоратурное сопрано), Эйген (колоратурное сопрано), Амирджан (баритон), Арцимович (тенор), Резунов (тенор).

Оперная труппа приносила большие убытки городу, и потому в 1900 г. гласные городской думы отказались содержать оперную труппу. В сезон 1900/01 г. театр был сдан антрепренеру П. П. Струйскому, который содержал драматическую труппу. Пермская публика сразу охладела к театру. Некоторые из «опероманов» из протеста решили бойкотировать театр. Этот бойкот неприятно отразился на Струйском, который поставил хорошую драматическую труппу, в состав которой входили бывшая артистка Императорских театров Пальчикова, Свободина, Мострас, Щеглова, Дагмаров, Гофман, Зубов, Борисов, Бартенев — некоторые из них незаурядные и небезызвестные в театральном мире, но театр пустовал. «Опероманы» настояли на своем. Они так энергично возмущались драмой и так энергично воздействовали на гласных, что в 1901—1902 гг. снова была приглашена оперная труппа с общим любимцем А. Н. Круг-ловым, Пасхаловой (меццо-сопрано), Парамоновым и Россолимо (басами). В бенефис Круглова в этом сезоне происходило нечто не поддающееся описанию. При появлении бенефицианта опера была прервана, посыпался отовсюду дождь цветов и бумажных лент, аплодисменты и крики приветствия долго не смолкали. «Опероманы» из протеста драме, можно сказать, неистовствовали.

В сезоне 1902/03 г. в Пермском театре шли спектакли драматической труппы Никулина, в состав которой входили Никулина, Шеина, Лодина, Кони-Стрельская, Чекалова, Белозерская, Никитин-Фабианский, Долин, Хохлов, Чечин и др. Никулин ставил интересные по содержанию пьесы, которые довольно охотно посещались публикой.

Зимой 1903 и 1904 г. Пермский театр снимал антрепренер Кравченко, с условием в первый год дать оперу, во второй драму. В состав оперной труппы 1903 г. вошли следующие лица: Де-Вос-Соболева (колоратурное сопрано), Позднякова (лирическое сопрано), Горнот и Веселовская (меццо-сопрано), Лаврова (контральто), Саянов и Хлюстин (лирические тенора), Ошустович и Булатов (тенора), Рышков и Корсаков (баритоны), Мутин и А. Д. Городцов (басы), балет Чекетти.

С 1904 по 1907 г. в Пермском городском театре идут спектакли драматических трупп, Кравченко (1904-1905), М. Т. Строева (1905-1906), Левицкого (1905-1907). Первый и отчасти второй ставили довольно серьезные пьесы, что касается третьего, то при нем на сцене сказалось сильное влияние Конан Дойля и литературы этого рода. В первую половину. 1907 года шла сенсационная пьеса «Черные вороны» Протопопова, наделавшая много шуму. Во второй половине этого года, т. е. декабря, снова начались спектакли оперной труппы, в состав которой вошли: Позднякова (лирическое сопрано), Шмидт (меццо-сопрано), Лаврова (контральто), Альтшулер (баритон), Степанов (баритон), Мадаев (бас), Тиманина (сопрано), Хлюстин (тенор) и др.

В 1908 г. в Перми полусезонно шли спектакли оперной труппы и драматической (с декабря) Зарайской. В состав оперной труппы вошли: Де-Вос-Соболева (колоратурное сопрано), Ковелькова (меццо-сопрано), Спешнева (контральто), Леонидов (баритон), Евгеньев-Дарский (тенор), Булатов (тенор). Особенною любовью пермской публики пользовались Ковелькова и Леонидов.

В 1909 г.,осенью,театральный сезон в Перми начался спектаклями драматической труппы Зарайской. Среди артистов особенно выделялись Зарайская, Джвирблис и Васильев. С декабря того же года начались спектакли оперной труппы И. Я. Альтшулера, п которую вошли: Осипова и Негина (колоратурное сопрано), Ковелькова (меццо-сопрано), Леонидов и Горленко (баритоны), Комиссаржевский, Чернов и Чаров (тенора), Маратов (бас) и др.

Театральный сезон 1910 года был начат спектаклями драматической труппы Ф. Ф. Кирикова, которая с декабря сменилась оперной И. Я. Альтшулера. В последнюю вошли: Де-Вос-Соболева, Талина и Негина (колоратурное сопрано), Ковелькова и Евгеньева (меццо-сопрано), Чернов и Саянов (тенора), Леонидов и Зелинский (баритоны), Маратов и Шаповалов (басы).

В следующем 1911 году, осенью, театр снял выдающийся драматический артист Строителев, вскоре умерший в Перми. Состав его труппы, кроме него, был посредственный и после его смерти почти распался.

С декабря того же года в театре начались спектакли товарищества русской оперы.

С 1 октября 1912 г. по 24 февраля 1913 г. в Пермском городском театре давала спектакли оперная труппа товарищества артистов под антрепризою Лезина, в состав которой вошли: Тихонова (меццо-сопрано), Нестерова (колоратурное сопрано), Туманова (меццо-сопрано), Ланская (драматическое сопрано), Бо-гатикова (контральто), Сазонцева (сопрано), Каратов, Комиссаржевский, Ганф, Славин, Каншин (тенора), Хохлов, Тарновский, Лезин, Борисов (баритоны), Поплавский, Шекуров, Дейнар (басы)[43].

С 1894 г. особенно учащается приезд весной и летом в Пермь артистов Императорских русских театров на гастроли. Из них заслуживают особенного внимания спектакли Далматова (в июне 1894 г.), Г. Н. Федотовой (в мае 1897 г.), братьев Адельгейм (летом 1900 г.), Яблочкиной и Падарина (летом 1902 г., 1903 г., 1906 г. и 1909 г.), В. Ф. Комиссаржевской (в мае 1904 г.), Орленева (в августе 1904 г.), Петипа (в мае 1905 г.), Гайдебурова (в июне 1905 г.), К. А. Варламова (в июне 1907 г.), В. Н. Давыдова (в мае 1911 г.), передвижного театра Ге (в июне 1903 г.) и артистов Петербургского литейного театра (в июне 1911 г.), оперной труппы московского театра Солодовникова (в апреле 1908 г.), оперной труппы Шигаевой, среди которой был Клеменьев (в апреле 1909 г.), итальянской оперы Гон-салец (в августе 1911 г.) и разных опереточных малороссийских трупп.

Большинство из перечисленных гастролеров давали спектакли в городском театре, только спектакли опереточной и малороссийской трупп иногда происходили в летнем деревянном театре, теперь сгоревшем.

Цирк и другие зрелища

В Перми нет постоянного цирка, но с половины восьмидесятых годов прошлого столетия цирк начинает приезжать из других городов. Тогда же построено было деревянное здание цирка, теперь сломанное, на том месте, где ныне находится Екатерино-Петров-ское училище. Летом 1884 г. в Перми был цирк Труцци, собиравший большие деньги. С половины девяностых годов прошлого столетия цирк приезжает почти ежегодно, а в 1905 году на Дровяной площади построено деревянное здание цирка. В 1897 г. летом в Перми был цирк Боровского, в 1901 г. Малюгина, в 1902 г. Лар, в 1906 г. Сайковского, в 1907 г. Соболевского, в 1908 г. Бен-Сайда, в 1909 г. Лепехиной (Сибирский), в 191fr г. Труцци и в 1911-912 гг. Изако.

Цирк посещает преимущественно купечество и среднее сословие пермской публики. В последнее время цирковая публика сильно увлекается борьбою всевозможного рода. Что касается простого народа, то ежегодно почти на масленице или в Троицын и Петров день для него устраиваются различными предпринимателями балаганы на Дровяной площади.

Особенно много развлечений было в 1897 г. Тогда летом в Пермь приезжали зверинец Эйгус, музей восковых фигур Боцва, труппа дагомейцев; кроме того, устраивались балаганы, хождение по канату с подносом на голове, на котором был кипящий самовар, бег скорохода и т. п.

С 1907 г. в Перми появляются «Иллюзион», «Триумф», «Модерн» и др. электро-театры, привлекающие публику всех классов общества.

Кроме того в Перми иногда давали представления трансформаторы Франкарди (в 1911 г.) и Эрнали (в 1906 г), сеансы магии Роберт Ленц (в 1902 г.) и клоун В. А. Дуров с дрессированными животными (в 1896 г.).

IV. Литература. Периодическая печать

Начало появления в Перми периодической печати нужно отнести к 1838 году, когда впервые в Перми появляется официальный орган «Пермские губернские ведомости». Сначала они представляли из себя исключительно официальные сведения, а в последствии к ним был присоединен и неофициальный отдел, состоявший большей частью из небольших статей по истории Пермского края. В восьмидесятых годах прошлого столетия деятельными сотрудниками неофициального отдела являются Д. Д. Смышляев и А. А. Дмитриев, помещающие в них ежегодно ряд статей по истории Пермского края. Тогда же в «Пермских губернских ведомостях» начинают появляться корреспонденции из разных мест Пермского края.

Но особенно «Пермские губернские ведомости» оживляются с ноября месяца 1894 года, когда по инициативе начальника Пермской губернии П. Г. Погодина происходит их коренная реформа. С этого времени они начинают выходить в значительно увеличенном размере и становятся в ряд лучших провинциальных газет. В них начинают печататься передовые статьи, телеграммы Северного телеграфного агентства, последние известия разных газет и журналов, внутренние и иностранные известия, значительно расширенный отдел местной хроники, фельетоны литературно-исторического и библиографического содержания, отдел «Среди газет и журналов», корреспонденции из провинции, иногда библиография и смесь. К сотрудничеству в газете привлекаются лучшие литературные силы губернии. Так, начинает выступать местный даровитый поэт С. А. Ильин, интересные фельетонисты Кричевский и Скугарев (псевдоним Гукс); местный историк А. А. Дмитриев продолжает помещать здесь свои статьи по истории Пермского края, а преподаватель гимназии Синицын пишет ряд очерков периодической печати. В 1906 году «Пермским губернским ведомостям» угрожает некоторый кризис, они временно сводятся опять к одному почти официальному отделу, и программа их значительно суживается. Только с 1909 года в них начинает уделяться внимание изучению местной жизни и обсуждению общественных вопросов.

В конце девяностых годов прошлого столетия в Перми появляется орган либеральной прессы «Пермский край», который, просуществовав несколько лет, прекращает свое существование и возобновляется с 1 ноября 1905 года, но он скоро опять прекращается и возникает опять ненадолго 19 марта 1906 г. под именем «Камский край». В 1910 и 1911 гг. продолжалась неоднократная попытка появления «Пермского края», но вскоре он прекратил свое существование.

С февраля 1906 года, когда развилась в Перми партийная жизнь, начал выходить «Пермский вестник» - орган союза русского народа, просуществовавший недолго. Он возобновил свое существование в июне 1912 г. как орган новой партии «националистов», появившейся в Перми, но просуществовал только до конца ноября того же года.

Кроме того в Перми издаются «Пермские епархиальные ведомости», орган епархиальной жизни, издаваемые с 1867 г. За 45-летний период существования «Пермских епархиальных ведомостей» в них помещено много статей по истории Пермского края и, в частности, Пермской епархии. Выходят они три раза в месяц, каждое 1, 11 и 21 число.

17 апреля 1871 года Пермской губернской земской управе разрешено издавать «Сборник Пермского земства» книжками в неопределенные сроки. Первым редактором его был первый председатель Пермской губернской земской управы Д. Д. Смышляев, а с начала 1900 годов он был заменен еженедельным изданием «Пермской земской недели» под редакцией Д. М. Бобылева, известного писателя по земским вопросам Пермской губернии. «Земская неделя», представляя из себя орган Пермского губернского земства, знакомит с деятельностью земств Пермской губернии и с жизнью крестьян.

Кроме того в Перми периодически выходят «Труды Пермского научно-промышленного музея», в котором помещаются научные статьи, и «Труды Пермской губернской ученой комиссии», в которых находят себе место статьи по истории Пермского края.

Помимо перечисленных в Перми выходят следующие периодические издания: «Врачебно-санитарная хроника Пермской губернии» (с марта 1908 г.), «Северная лесопромышленность» (с 1 января 1910 г.), «Известия счетоводного общества Пермско-Уральского края» (с сентября 1911 г.), «Искусство и жизнь» (с 16 октября 1911 г.), «Вестник землеустройства северного района» (с 1 января 1912 г.) и «Голос долга» - патриотический журнал (с 1 апреля 1912 г.).

 

Литература г. Перми

 

Литература, выходящая в Перми и издаваемая пермскими учреждениями и частными лицами, главным образом имеет своей целью изучение настоящего и прошедшего Пермского края. Первая попытка в этом отношении была сделана пермским губернатором Модерахом, под руководством которого составлено «Хозяйственное описание Пермской губернии», редактированное первым директором Пермской гимназии Н. С. Поповым. Это обширный и беспримерный по тому времени труд, заключающий в себе массу материала о Пермском крае. По словам знатока пермской истории Н. К. Чупина, «до появления описания Киевской губернии Журавского ни одна губерния не была так хорошо описана, как Пермская». Первое издание этой книги появилось в Перми в 1804 году в двух больших томах, второе — в 1811 —1813 гг. в трех томах.

Далее в начале сороковых годов XIX века известный писатель П. И. Мельников-Печерский в своих путевых очерках, помещенных в «Отечественных записках», описывал г. Пермь и Пермскую губернию[44].

Но особенный интерес к изучению Пермского края пробуждается в шестидесятых годах, когда появляются труды таких историков Пермского края, как Н. К. Чупин и Д. Д. Смышляев. В 1859 году Д. Д. Смышляевым выпущен из печати 1-й том «Пермского сборника», где помещены труды преподавателей Пермской мужской гимназии С. В. Ешевского, М. Я. Киттары и Н. П. Вагнера (потом профессоров Московского университета), Н. А. Фирсова (потом профессора Казанского университета), Я. И. Предтеченского и А. Д. Крупенина. Сборник вызвал лестный отзыв известного критика Н. А. Добролюбова, как первый труд местной литературы. В следующем 1860 году Д. Д. Смышляев издал 2-й том «Пермского сборника», но затем, за отъездом Д. Д. Смышляева за границу, издание прекратилось.

В 1873 году известный знаток Пермского края, директор горного училища в Екатеринбурге Н. К. Чупин начал печатать в приложениях к «Сборнику Пермского губернского земства» и отдельно свой замечательный труд: «Географический и статистический словарь Пермской губернии».

Через два года (в 1875 году) в печати появляется чрезвычайно ценный труд Д. Д. Смышляева «Источники и пособия для изучения Пермского края».

В 1879 году в Перми вышел первый опыт истории Пермской епархии - «Великопермская и Пермская епархия» протоиерея Е. А. Попова - труд, ценный в том отношении, что большей части описанного очевидцем был сам автор, но не чуждый крупных недостатков и теперь устаревший.

В следующем 1880 году статистическое бюро Пермского губернского земства выпустило обработанные местным статистиком Е. И. Красноперовым «Материалы для сельскохозяйственной статистики Пермской губернии» (выпуск 1-й — Красноуфимский, выпуск 2-й — Шадринский и выпуск 3-й — Верхотурский уезды).

Директор народных училищ Пермской губернии и председатель Пермской ученой архивной комиссии В. Н. Шишонко начал издание материалов о Пермском крае, напечатав 1-й том «Пермской летописи» на средства Пермского губернского земства. В настоящее время вышло семь томов этого издания — представляющих чрезвычайно ценный материал по истории Пермского края.

Второй председатель Пермской ученой архивной комиссии инспектор народных училищ Пермского уезда А. А. Дмитриев с 1889 года приступил к изданию точно таких же ценных материалов по истории Пермского края под именем «Пермской старины». Всего этого издания вышло восемь выпусков (1-й в 1889 г., 2-й и 3-й в 1890 г., 4, 5, 6-й в 1894 г., 7-й и 8-й в 1897г.). В 1888 году в Перми возникает Пермская ученая архивная комиссия, задавшаяся целью изучения Пермского края. В1892 г. она выпустила 1-й выпуск своих «Трудов», в 1893 г. - 2-й, в 1896 г. - 3-й, в 1901 г. - 4-й, в 1902 г.- 5-й, в 1903 г.- 6-й, в 1904 г. - 7-й, в 1905 г. - 8-й и 9-й, а в 1913 г. - 10-й выпуск. В этих «Трудах» помещено много ценного материала по истории Пермского края и список заслуживающих внимания архивных дел разных учреждений Прикамья.

Кроме того Д. Д. Смышляев приступил к изданию таких же материалов под именем «Пермского края», которых вышло три тома (в 1892 г., в 1893 г. и в 1895 г.). Последний том вышел уже после смерти автора, под редакцией А. А. Дмитриева.

Исполнившиеся юбилеи средних учебных заведений г. Перми вызвали литературу по истории этих учреждений. Так, по поводу исполнившегося 100-летия с года учреждения народного училища в г. Перми и мужской гимназии были напечатаны преподавателями гимназии «Историческая записка о Пермской мужской гимназии за 100 лет» А. А. Дмитриева (1886 год) и «Старейшее учебное заведение в г. Перми» А. В. Зверева (1908 г.). В 1886 году преподаватель Пермской Мариинской женской гимназии В. К. Сем-ченков напечатал «Исторический очерк Пермской Мариинской женской гимназии за 25 лет ее существования (с 1861 по 1886 г.)». 100-летний юбилей духовной семинарии вызвал появление в свет вторичного издания обстоятельного труда одного из ректоров семинарии архимандрита Иеронима (Лаговского) «История Пермской духовной семинарии» в двух темах, «Краткой исторической записки о Пермской духовной семинарии за 100 лет существования» — преподавателя духовной семинарии Н. Н. Новикова и «Список кончивших курс в Пермской духовной семинарии» священника И. Шестакова. В 1886 году в печати появился исторический очерк Пермского первого городского училища П. Н. Серебренникова.

Кроме того заслуживают большого внимания следующие отдельные труды по истории Пермского края: «Исторический очерк Пермского края» (1896 г.), «Очерки по истории губернского города Перми» (1889 г.) А. А. Дмитриева, «Исторический очерк Пермской епархии» священника И. Шестакова (1899 г.), «Пермская губерния в сельскохозяйственном отношении», издание губернского земства под редакцией П. А. Голубева (1894 г.), «Пермяки» профессора Казанского университета И. Н. Смирнова и труд под таким же названием земского начальника Яновича, «Описание Пермской губернии в почвенном отношении» профессора Казанского университета Ризоположенского и др.

В 1901 г. вышла подробная географическая карта Пермской губернии, составленная И. Я. Кривощековым. Попытка сделать географический очерк Пермской губернии была сделана также И. Я. Кривощековым, а затем инспектором Екатерино-Петровского городского училища в Перми Н. А. Бояршиновым в его учебнике по географии Пермской губернии, вышедшем впервые в 1910 году и в расширенном и дополнительном виде в 1912 году. Особенно количество трудов по изучению Пермского края увеличилось в последние три года. В 1910 году вышел большой и обстоятельный труд «Географическо-статистический словарь Верхотурского уезда Пермской губернии» И. Я. Кривощекова и «Список населенных мест Пермской губернии по уездам». В том же году вышел труд знатока горной промышленности Урала, долгое время служившего на Уральских заводах, Л. Е. Воеводина «Урал и его горная промышленность в пределах Пермской губернии».

Особенно богатая литература о Пермской губернии вышла в 1911 году, а именно: «Очерк истории Прикамья и Приуралья в эпоху закрепощения» (XVI и XVII вв.) В. Н. Трапезникова, «Иллюстрированный путеводитель по рекам Каме, Вишере и Колве», «Путеводитель по Каме, Вятке, Белой и Уральской железной дороге» Горшенина, «Записка князя Г. Е. Львова по вопросу об открытии высшего технического учебного заведения в северо-восточной части России», «Материалы по орнитофауне Пермской губернии» Ф. А. Теплоухова, «1-й артельный солеваренный завод на Урале» и «Ныробский узник» Н. П. Белдыц-кого, «Урал и его богатства» Денисова-Уральского, «Труды XIX съезда агрономов и представителей уездных земств Пермской губернии за 10 лет», «Систематический свод постановлений Пермского губернского земского собрания» (выпуск 5-й, 1870-1907) и «Труды 1-го съезда лесопромышленников Пермского края».

В 1912 году вышла из печати книга Неопиханова «Железнодорожные пути Урала», а в 1913 году брошюра В. Верхоланцева «Летопись г. Перми с 1890 по 1912 г.».

Много также исторических сведений о Пермском крае периодически печаталось в адрес-календарях Пермской губернии и епархии. Описание некоторых сторон быта жителей г. Перми можно встретить в произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка и Ф. М. Решетникова[45].

 

V. ПЕРМСКОЕ ЗЕМСТВО[46]

 

Великими реформами Императора Александра II было предоставлено выборное начало и некоторое самоуправление учреждением земств. Пермское губернское земство является одним из передовых и образцовых во всей России благодаря кипучей деятельности его первого председателя Д. Д. Смышляева. В течение десятилетнего управления Д. Д. земским делом в Пермской губернии возник целый ряд полезных учреждений.

16 мая 1870 г. была открыта Пермская уездная управа, a ll августа того же года губернская управа. Председателем первой был избран М. И. Любимов, а председателем второй Д. Д. Смышляев. Уездная управа поместилась в деревянном здании на углу Пермской и Верхотурской улиц, а губернская тоже в деревянном доме <


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.