Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2024-02-15 | 81 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, проанализировав результаты диагностики младших школьников, мы разработали фрагмент программы внеурочной деятельности «Мой край», которая посвящена воспитанию чувства любви к своей Родине у младших школьников. Это программа духовно-нравственного направления.
Цель программы: формирование чувства любви к своей Родине у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи программы:
1. Расширение знаний о понятиях «Отечество», «патриотизм», «патриот», «Родина», «малая Родина», «семья», «родной дом», «родной город».
2. Развитие потребности в познании исторического прошлого Отечества, культуре, героических свершениях, достижениях, проблемах.
3. Формирование чувства любви к своей малой родине, потребности защищать и оберегать природу родного края.
4. Развитие готовности к непосредственному участию в созидательной патриотической деятельности.
Программа «Мой край» рассчитана на возраст 8-9 лет (для третьего класса).
Чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны необходимо направить совместные усилия школы и семьи на формирование у детей младшего школьного возраста патриотизма, гражданственности. Обучающиеся должны гордиться своей страной, её народом, достижениями, должны стремиться сделать свою страну ещё краше и богаче.
Отличительные особенности программы «Мой край»:
1. Прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям.
2. Отражен региональный компонент (разделы, посвященные изучению Челябинской области и города Челябинска).
3. Предполагает экскурсии по городу, в краеведческий музей.
4. Изучение природы родного края.
|
5. Обучающиеся принимают участие в проектной деятельности.
6. Воспитание семейных ценностей (этому посвящен раздел нашей программы).
Описание места программы внеурочной деятельности:
Программа «Мой край» рассчитана на 4 месяца для обучающихся 3 класса. Занятия проводятся один раз в неделю, всего 15 занятий.
Формы организации обучения: индивидуальная, групповая и коллективная.
Программа состоит из 3 тематических разделов: Моя Родина - Россия; Родной край, природа нашего края; Моя семья.
Каждому разделу выделено по 5 занятий – 5 часов внеурочной деятельности.
Раздел 1. Моя Родина – Россия
Москва – столица России (беседа с учениками о Родине, о России, о Москве, показ фотографий Москвы, историческая справка, Москва и Россия в литературе и живописи, песни о России и Москве). Символика нашего государства и нашего края (герб, флаг, гимн России и Челябинской области, расшифровка значения этих символов, ученики раскрашивают символы). Россия многонациональное государство (народы России, народные костюмы самых многочисленных групп, например, русских, татар, башкир, чувашей, армян и др.; изготовление кукол с элементами костюмов этих народов). могут подготовить выступление).
Раздел 2. Родной край, природа нашего края
Челябинск - население, площадь, географическое расположение. «Чудеса Челябинской области» (знаменитые памятники Челябинской области). Что производится в нашей области? (знакомство с крупными предприятиями области, игра-путешествие по станциям, на которых ученики выполняют практические задания, связанные с деятельностью конкретного предприятия). Достопримечательности нашего города (пешая экскурсия по городу). Знаменитые, интересные люди нашего города.
Особенности южноуральской погоды (метеорологические станции Челябинской области, наблюдение за погодой, анализ погоды, составление характеристики времени года, проверка народных примет).
Экологическая акция «Ревизорро» (беседа о загрязнении человеком природы. Ученики выходят на субботник на небольшой участок около школы и убирают мусор). Красная книга Челябинской области (мини-проект азбука растений и животных красной книги Челябинской области, ученикам достается по одному растению и по одному животному по буквам алфавита, они оформляют информацию о нем в виде коллажа, проект выполняется на занятии). Экскурсия в краеведческий музей г. Челябинска. Обобщающая игра «Люби и изучай родной уральский край» в формате «своей игры» (беседа с младшими школьниками о пройденном курсе, их впечатления, замечания).
|
Раздел 3. Моя семья
Что такое семья? (поиск определений в разных словарях, пословицы и поговорки о семье, образ семьи и семейных отношений в сказках и мультфильмах, разгадывание ребусов, значение семьи в нашей жизни). Семейные традиции, реликвии (что такое традиция, что такое реликвия, учитель делится своими семейными традициями, ученики готовят рассказ о своих семейных традициях). Семейный герб (история семейного герба, фамильный герб, для чего их придумывали, обучающиеся придумывают и рисуют герб своей семьи, затем защищают его перед классом). Праздник семейных блюд (совместный творческий проект детей и родителей. Каждая семья готовит своё традиционное блюдо, делает презентацию этого блюда).
В таблице 4 представлено календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по воспитанию чувства любви к своей Родине у младших школьников.
Таблица 4 - календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по воспитанию чувства любви к своей Родине у младших школьников.
№ п/п | Тема | Часы | Дата |
Раздел 1. Моя Родина – Россия | |||
1 | Москва – столица России | 1 | |
2 | Символика нашего государства и нашего края | 1 | |
3 | Россия - многонациональное государство. Народы России | 1 | |
4 | Россия многонациональное государство | 1 | |
5 | Чудеса России | 1 | |
Раздел 2. Родной край, природа нашего края | |||
6 | Челябинская область – мой край | 1 | |
7 | Достопримечательности нашего города | 1 | |
8 | Особенности южноуральской погоды | 1 | |
9 | Экологическая акция «Ревизорро» | 1 | |
10 | Экскурсия в краеведческий музей г. Челябинска. | 1 | |
Раздел 3. Моя семья | |||
11 | Что такое семья? | 1 | |
12 | Семейные традиции | 1 | |
13 | Моя семья в годы Великой Отечественной Войны | 1 | |
14 | Семейный герб | 1 | |
15 | «Праздник семейных блюд!» | 1 |
|
Разработанный нами фрагмент программы внеурочной деятельности «Мой край» был апробирован в третьем классе с 22 детьми.
При изучении раздела «Москва – столица России» дети изучили, что такое Родина, Россия, Москва. С интересом рассматривали фотографии, слушали песни о России и Москве. В беседе про Москву и Россию некоторые дети рассказывали, что уже ездили в Москву и даже смогли назвать некоторые из достопримечательностей. Те, кто не был в Москве, очень захотел там побывать. Многим детям был известен гимн России. Дети запомнили герб и флаг России, внимательно их изучили, мы подарили детям по флажку, чему они были очень рады. При изучении народов России, с интересом рассматривали наряды различных народов, удивлялись их разнообразию, некоторые дети изъявили желание нарисовать по своему усмотрению наряд какого-либо народа со своими росписями их одежды. Затем все с удовольствием начали изготовлять кукол с элементами костюмов этих народов. Каждый гордился полученным результатом и с радостью унес свою куколку домой. В конце раздела мы поговорили о том, что было изучено и пришли к выводу, что дети усвоили большинство материала, которое было им объяснено в ходе изучения раздела.
При изучении раздела «Родной край, природа нашего края» дети стали делиться своими знаниями о городе Челябинске, выяснилось, что многие дети знают немало достопримечательностей в городе и любят свой город. Дети удивлялись цифрам о населении и площади нашего города, искали наш город на карте. Изучили знаменитые памятники Челябинской области. При изучении крупных предприятий города, выяснилось, что у детей родители работают на заводах и маленько смогли рассказать об их деятельности. Особенно детям понравилась игра-путешествие по станциям, где ученики выполняли различные задания, связанные с деятельностью разных предприятий. Затем мы провели пешую экскурсию по городу, где некоторые дети не только вновь увидели достопримечательности нашего города, но и узнали их историю, что было им очень интересно. Другие дети впервые увидели некоторых их достопримечательностей. Мы провели беседу об интересных и знаменитых людях нашего города, оказывается дети ничего о них не знали.
|
Интересной темой для детей были Особенности южноуральской погоды. Дети неплохо знали особенности нашей погоды, попробовали себя в роли метеорологов и объявляли погоду на завтра, судя по природным изменениям. Дети завели дневники наблюдения за погодой и обещали в течение долгого времени наблюдать за ее изменениями и фиксировать в дневнике. Изучили народные приметы. Например, дети говорили, что если наступить на паучка, то пойдет дождь. Если лужи пенятся, значит дождик будет идти еще долго.
При изучении Красной книги Челябинской области каждый ребенок создал мини-проект азбуки растений и животных красной книги Челябинской области, ученикам досталось по одному растению и по одному животному по буквам алфавита, они оформляли информацию о нем в виде коллажа. Детям выдавались энциклопедии, в которых они искали информацию о растениях и животных, перерисовывали их и готовили небольшие рассказы. Затем была проведена экскурсия в краеведческий музей г. Челябинска. Многие дети уже там бывали, но все же с интересом изучали выставки. В конце изучения раздела была проведена обобщающая игра «Люби и изучай родной уральский край» в формате «своей игры». Мы выяснили, что на детей повлияли проведенные занятия, они стали более бережно отзываться о своем городе, детям понравились занятия с проектами и дневниками наблюдений за природой. Замечаний среди детей никто не высказал.
При изучении раздела «Моя семья» мы выяснили, что это самая близкая тема для детей. Мы изучили с детьми, что такое семья, в основном дети отвечали, что семья - это мама, папа, братья и сестры. Мы почитали небольшие сказки, где раскрывалось отношения между людьми в семье. Дети выяснили, что в семье должно быть доброжелательное отношение друг к другу, не нужно кричать и высказывать недовольство, семья - это место, где любой человек может поделиться своими переживаниями и радостями. Разгадывали ребусы на тему семьи. У многих детей в семьях существуют различные традиции, дети рассказывали о том, как пекут блины на масленицу, как готовятся к новому году, украшают елку.
При беседе о семейном гербе, оказалось, что ни у одного ребенка из класса нет такого герба и все сразу захотели его создать. Дети послушали рассказ о фамильных гербах и о том, для чего их придумали. Каждый ребенок нарисовал свой герб, а потом выходил по желанию и перед классом объяснял какие предметы и линии что означают в их семье. Многие дети очень креативно подошли к созданию герба, но были и такие дети, которые очень просто его оформили. Детям было оставлено домашнее задание приготовить свое семейное блюдо и принести его, затем каждый ребенок с гордостью показал свое блюдо, рассказал, как его готовил и с кем. Родители в этом задании проявили активное участие, некоторые родители присутствовали на внеурочной деятельности для помощи детям.
|
Таким образом, мы заметили, что проведенный фрагмент программы «Мой край» позволил детям по-новому посмотреть на свой край, изучить его особенности, понять насколько он дорог их сердцу. После проведенных занятий дети стали по теплому отзываться о своей Родине, рассказывать друг другу, что хорошего в ней есть, что о ней нужно заботиться и защищать ее. После проведенного формирующего этапа мы встали перед необходимостью контрольного этапа для проверки гипотезы нашего исследования.
Приложение 4
Цель контрольного этапа эксперимента: сравнение результатов диагностики и выявление эффективности влияния внеурочной деятельности на повышение уровня воспитания чувства любви к своей Родине у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Провести диагностику уровня воспитания чувства любви к своей Родине у детей младшего школьного возраста, используя диагностические методики констатирующего эксперимента.
2. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
3. Сделать вывод об эффективности формирующего эксперимента.
3. Для контрольного эксперимента мы использовали те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте: Методика «Незаконченные предложения» Е. В. Федотовой, И.В. Скворцовой и Методика «Моя Родина» Т. М. Масловой.
Обработка результатов: сумма баллов, полученных в результате диагностики, переводится в уровни воспитания чувства любви к Родине.
Результаты контрольного этапа эксперимента представлены в Приложении 4.
В таблице 6 представлены результаты контрольного этапа по методике Е.Ф. Федотовой в процентах.
Таблица 6 – Результаты контрольного этапа исследования по методике «Незаконченные предложения» Е. В. Федотовой
Уровень | Количество детей (чел.) | Количество детей (%) |
Высокий уровень | 10 | 45 |
Средний уровень | 8 | 36 |
Низкий уровень | 4 | 19 |
Таким образом, по данной методике высокий уровень патриотических знаний выявлен у 10 детей (45%), средний уровень у 8 человек (36%), и низкий уровень у 4 человек (19%).
На рисунке 2 отображены наглядные результаты данной методики.
Рисунок 2 – Результаты развития патриотических знаний у детей младшего школьного возраста на контрольном этапе
В приложении 6 представлены результаты исследования по методике Т. М. Масловой по каждому ребенку.
В таблице 7 представлены результаты контрольного этапа исследования по методике Т. М. Масловой в процентах.
Таблица 7 – Результаты контрольного этапа исследования по методике Т. М. Масловой
Уровень | Количество детей (чел.) | Количество детей (%) |
Высокий уровень | 11 | 50 |
Средний уровень | 8 | 36 |
Низкий уровень | 3 | 14 |
Таким образом, мы выявили, что высокий уровень проявления заинтересованности к своей Родине имеют 11 детей (50%), средний уровень у 8 человек (36%), а низкий уровень у 3 детей (14%).
В таблице 8 представлено сравнение данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента по методике «Незаконченные предложения».
Таблица 8 – Сводные результаты уровней у детей младшего школьного возраста на констатирующем и контрольном этапе по методике «Незаконченные предложения»
Уровни | Констатирующий этап | Контрольный этап |
Высокий уровень | 19% | 45% |
Средний уровень | 45% | 36% |
Низкий уровень | 36% | 19% |
По результатам мы видим, что высокий уровень повысился на 6 человек (на 26%) и составил 45%;
средний уровень уменьшился на 2 человека (на 9%) и составил 36%;
низкий уровень уменьшился на 4 человека (на 15%) и составил 19%.
В таблице 9 представлено сравнение данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента по методике «Моя Родина».
Таблица 9 – Сводные результаты уровней у детей младшего школьного возраста на констатирующем и контрольном этапе по методике «Моя Родина»
Уровни | Констатирующий этап | Контрольный этап |
Высокий уровень | 23% | 50% |
Средний уровень | 45% | 36% |
Низкий уровень | 32% | 14% |
По результатам мы видим, что высокий уровень повысился на 6 человек (на 27%) и составил 50%;
средний уровень уменьшился на 2 человека (на 9%) и составил 36%;
низкий уровень уменьшился на 4 человека (на 18%) и составил 14%.
На рисунке 3 отображены сводные данные результатов обеих методик
Рисунок 3 – Сравнительные результаты развития патриотизма у детей младшего школьного возраста
Таким образом, мы видим, что уровень патриотизма у детей младшего школьного возраста повысился. На этапе констатирующего этапа эксперимента у детей экспериментальной группы преобладал средний и низкий уровни патриотизма, на этапе контрольного эксперимента – преобладает высокий и средний уровни патриотизма по обеим методикам.
Результаты позволяют сделать вывод о том, что использование во внеурочной деятельности разработанной фрагмента программы «Мой край» стало эффективным средством в воспитании чувства любви к своей Родине у детей младшего школьного возраста
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!