Тема: Депозитарная деятельность — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема: Депозитарная деятельность

2024-02-15 16
Тема: Депозитарная деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Нормативная база:

 

«Доклад о концептуальных подходах к месту и роли депозитарной деятельности на современном рынке ценных бумаг»

 

Депозитарная деятельность – оказание по хранению сертификатов и (или) учету по переходу прав собственности.

 

 

Предпосылки создания депозитариев:

 

  • Увеличение объемов торгов
  • Наличия ценных бумаг
  • Наличие участников

 

Документарные сертификаты ценных бумаг хранятся лишь только в банках, имеющим лицензию на проведение депозитарной деятельности.

 

Учет прав и подтверждение права собственности на

 

Документ, заключенный между владельцем ценной бумаги и депозитарием - договор счета депо (депозитарный договор)

Владелец счета депо = депонент = клиент депозитария

 

Депозитарный учет (учет депозитарных операций) - учет ценных бумаг с целью получения полной и достоверной информации о ценных бумагах, в разрезе их владельцев, мест хранения и применяемых к ним депозитарных операций.

 

Учет ведется в 2 – х измерениях:

 

  • Кому принадлежит?
  • Где находится?

 

Объект эмиссионные ценные бумаги резидентов.

Неэмиссионные и бумаги нерезидентов также могут быть учтены, но с немного другими условиями.

 

Депозитарный учет ведется в штуках.

 

 

Депонентами могут быть:

 

  • Собственники
  • Закладодержатели
  • Эмитент
  • ДУ
  • Депозитарий
  • Эмиссионный агент

 

 

** Залог – имущество, переданное в залог, остается в пользовании заемщика.

Заклад – право собственности остается за заемщиком, но пользоваться ею он не имеет права.

 

Кастодиальный депозитарий – депозитарий, депонентами которого являются инвесторы, не являющиеся участниками торгов.

 

Расчетный депозитарий – депозитарий, обслуживающий организованные рынки ценных, депонентами которого являются участники торгов, работающие в организованных торговых системах.

 

РД проводит взаимодействие с клиринговыми и торговыми центрами в целях обеспечения расчетов по ценным бумагам

 

Он не имеет право совмещать другие виды деятельности, кроме как с клиринговой!

НРД (совмещение расчетной и депозитарной деятельности).

 

 

Виды депозитарных операций зависят от инициатора сделки (клиент, должностные лица, уполномоченные государственные органы, эмитент – глобальные операции (конвертация, начисление доходов…)

 

Виды операций, в зависимости от выполняемых действий:

  • Административные (отмена поручений)
  • Бухгалтерские (изменяют остатки бумаг на лицевых счетах («инвентарные»))

 

  1. Перемещение: внутридепозитарное

междепозитарное

 

Д (А) К (А)

 

  1. Операция перевода (изменение владельца):

 

Д (П) К (П)

 

  1. Приходная операция (принятие на хранение):

 

Д (А) К (П)

 

  1. Снятие с хранения

 

Д (П) К (А)

 

  • Информационные (составление отчетов о состоянии счетов).

Депозитарий готовит 2 вида отчетов: о состоянии счета на определенную дату (выписка), отчет о проведенных операциях за период.

 

Способы ведения депозитарного учета:

 

  1. При открытом способе – депонент может давать депозитарию указание
  2. При закрытом способе (для документарных бумаг) – поручение может отдаваться в отношении каждого конкретного сертификата
  3. При маркированном способе - при подаче поручения, кроме количества указывается номер группы

 

ЛОРО – «их счет у нас»

НОСТРО – «наш у них»

 

Лицевой счет бывает:

  • эмиссионный счет эмитента
  • лицевой счет эмитента (для учета выкупленных бумаг)
  • лицевой счет зарегистрированного лица (для залогодержателя…)

 

Б. алехин «РЦБ: введение в фондовые операции» 1991

 

 

(Лекции от 20 апреля 2011 г.)

 

Тема: Риски учета учетной системы

 

 

Вопрос: Виды рисков

 

 

Риск – это событие или действие, влекущее неблагоприятные последствия.

 

Риск - (применительно к учетным институтам) – вероятность наступления таких неблагоприятных событий, следствием наступления которых могут быть (как для самого учётного института, так и для его клиентов и контрагентов):

 

· материальный ущерб (финансовые убытки);

· моральный ущерб (потеря деловой репутации);

· приостановление или прекращение деятельности.

 

 

Депозитарий и регистратор подвержен влиянию:

· предпринимательских рисков

· депозитарных рисков, характерных именно для этого вида деятельности

 

При совмещении профучастниками депозитарной деятельности возникают риски, как от депозитарной деятельности, так и риски от основного вида деятельности.

 

«Китайская стена» - форма организации бизнеса, при котором информационные потоки не попадали в заинтересованные структуры в пределах одной организации.

 

Операционные риски могут возникать в следствие:

  • Ошибки персонала
  • Сбои информационных систем
  • Мошеннические действия
  • Задержки невыполнения обязательств вышестоящего депозитария, клиринговой организации…

 

 

Последствия для клиента:

 

  • утрата (необеспечение сохранности) ценных бумаг, принятых на хранение и/или учёт;

 

  • неисполнение (ненадлежащее исполнение) поручений инициаторов операций, а также предоставление ошибочной (недостоверной) информации в отчетах;

 

  • необеспечение (ненадлежащее обеспечение) прав владельцев ценных бумаг;

 

  • неправомерное предоставление конфиденциальной информации.

 

 

Источники рисков:

 

1) Внутренние источники

a) неэффективность системы организации и управления

b) неадекватность (недостаточная эффективность) применяемых технологий

c) ненадлежащие действия персонала (непрофессионализм)

d) ненадлежащее функционирование оборудования

 

2) Внешние источники

a) ненадлежащие действия внешних по отношению к учётному институту лиц

b) наступление непредотвратимых (форс-мажорных) событий

 

Задачи риск – менеджмента:

· выявление рисков

· прогнозирование рисков в будущем

· создание условий для их предотвращения либо минимизирования негативных последствий

 

Система мер снижения рисков - комплекс осуществляемых учётным институтом мер, направленных на предотвращение реализации рисков, и компенсацию возможного ущерба от их реализации.

 

Четыре этапа в создании системы мер снижения рисков:

 

1) осознание рисков, связанных с деятельностью учётного института, установление источников и причин реализации рисков;

 

2) оценка рисков с точки зрения оценки величины возможного ущерба от их реализации;

Исходя из этого, риск будет оцениваться как совокупная рыночная стоимость обслуживаемых институтом ценных бумаг.

 

3) разработка и внедрение механизмов (способов) снижения рисков, препятствующих реализации рисков;

 

4) формирование компенсационных инструментов, предназначенных для покрытия возможного ущерба от реализации рисков.

 

Способы воздействия на риск:

1. Создание защитных механизмов

1) На организационном уровне (порядок взаимодействия сотрудников, подразделений…)

a) Обучение и переаттестация персонала

b) Регулярное обновление (тестирование) оборудования

c) Проверка сотрудников на причастность к криминалу

2) На контрольном уровне

a) Регулярные проверки внутреннего контроля («правило второй руки» - один вводит, другой авторизует)

b) сверка данных операционной системы с резервной копией

c) регулярные сверки остатков с выписками по счетам вышестоящих финансовых институтов

d) мониторинг состояния системы учета и действий персонала

3) на компенсационном уровне (покрытие ущерба)

a) гарантии и поручительства

 

 

*Комплексное страхование банков (BBB)

 

Риски которые по мнению ПАРТАД должны быть включены в страхование профучастника:

 

1. Непреднамеренные риски депозитария

2. Умышленные мошеннические действия

3. Бездействия

4. Несанкционированный доступ к данным

5. Сбои, отказы, нарушение работы коммуникационного и иного оборудования 

 

 

(Лекции от 27 апреля 2011 г.)

Тема: Бэк – офис

 

Этапы сделки с ценным бумагами:

I. Поручение на сделку

II. Заключение сделки

Достигается соглашение между контрагентами. А также по срокам и условиям поставки ц/б

 

 III. Сверка параметров (верификация)

Этап проходит в бэк – офисе.

Предоставление сторонам урегулировать расхождения в понимании суть и предмета заключенной сделки. Завершается подписание договора купли – продажи.

 

 IV. Клиринг

Осуществляется расчет сумм денежных средств и количества ц/б, причитающихся сторонам. Заключение оформление расчетных документов (платежное поручение и выписка по счету депо)

 

V. Расчеты (исполнение сделки)

ц/б переводятся на счет покупателя, денежные средства – на счет продавца.

 

 VI. Отчет по сделке

 

Фронт – офис – подразделение отвечающие за заключение сделки (трейдеры)

 

Тикет (поручение) содержит основные параметры сделки.

FOP (Free of payment) стороны отправляют свои поручения в банк – депозитарий, который, в свою очередь, зачисляет их у себя.

 

Перед началом торгов контрагенты депонируют денежные средства (в блокировочном разделе)

 

Расчетная палата – денежные средства

Расчетный депозитарий – ценные бумаги

 

*DVP – ППП

Означает, что сделка заключается между депозитарием и банком «одновременно».

 

Бэк – офис (подразделение, ответственное за ведение внутреннего учет с ценными бумагами) операционное подразделение, отвечающие за исполнение сделки (сверка параметров, подписание договора, своевременность осуществления расчетов).

 

Отвечает на следующие вопросы:

 

Сколько денег готовится к поставке

Какова прибыль (убыток)

Сколько незавершенных сделок

Сколько совершено проблемных сделок

 

Функции:

1. Подготовка документов

2. Подготовка регулярной отчетности

3. Формирование оперативной информации об операциях с ц/б.

Операции с ценными бумагами отражаются в регистрах внутреннего учета.

4. Составление регулярной внутренней отчетности руководству

Управленческая информация позволяет реализовывать:

  • Планирование
  • Контроль
  • Анализ и оценка фактических результатов

 

5. Методологическое обеспечение процесса заключении и исполнения сделок

Сотрудниками приходится решать вопрос с оптимизацией процедур.

Методологической обеспечение реализует подготовку алгоритмов взаимодействия с участниками биржевой инфраструктуры.

 

 

Модели организации БО кредитной организации:

 

  1. Распределенная модель

 

Каждая функция БО может быть отнесена в отдельное подразделение. Все первичные документы передаются периферийным подразделениям.

 

Характеризуется высоким качество исполнения операций. Где централизованное подразделение осуществляет лишь только контрольные функции.

 

  1. Централизованная модель

Все функции сосредоточены в одном подразделении.

Высокое качество достигается лишь только путем высоких технологий, высокого профессионализма сотрудников, …

 

Характеризуется низкой затратностью и высокой оперативностью

 

Для целей внутреннего учета сделку подразделяют на:

 

  1. Заключение Возникновение обязательств требований по денежным средствам и ценным бумагам
  2. Оплата / Прекращение требований по денежным
  3. Поставка / Прекращение требований по ценным бумагам

 

 

Принципы организации внутреннего учета:

 

  • Учет сделок (ед. – сделка)

Любая сделка должна быть учтена во внутреннем учете в хронологическом порядке.

 

  • Учет ценных бумаг (ед. – штука)

 

  • Учет денежных средств (ед. – руб.)

 

 

Учетные категории БО:

 

  1. ДОКУМЕНТЫ (поручение на сделку, распорядительная записка, договор и т.п.)

 

  1. РЕГИСТРЫ (журнал сделок, журнал брокерских операций, журнал учета ценных бумаг и т.п.)

 

  1. ОТЧЕТЫ (отчеты клиентам, руководству и иным заинтересованным клиентам БД компании)

 

Регистры внутреннего учета:

 

  1. регистр внутреннего учета сделок с ценными бумагами

 

  1. регистр внутреннего учета денежных средств

 

  1. регистр внутреннего учета ценных бумаг

 

Юфриков «бэк офис операции с ценными бумагами».

 

 

(Лекции от 18 мая 2011 г.)

Тема: МСФО

 

 

Актив – то, что приносит доход

Не имеется план счетов, взамен регламентированы статьи баланса.

МСФО 39

 

3 вида хеджирования:

 

  • Потока денежных средств ( в большинстве случае в иностранной валюте)
  • Хеджирование справедливой стоимости
  • Хеджирование чистых инвестиций в зарубежные операции

 

С 2013 года регулированием ПФИ будет заниматься МСФО 9, 39 – будет упразднен.

 

*бизнес модель фигурирует в МСФО 9

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.