Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2024-02-15 | 51 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Специальность: Общая медицина
Кафедра: Эпидемиологии
Учебно-методический комплекс
Объем учебных часов – 90
Лекции – 5 часов
Практические занятия – 25 часов
Самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП) – 30 часов
Самостоятельная работа студентов (СРС) – 30 часов
Курс: 3
Дисциплина: эпидемиология
Составители: ППС кафедры эпидемиологии
Г.
Силлабус составлен и.о. профессором Саттаровым А.И., доцентом Искаковой Ф.А. и ст. препод. Бейсенбиновой Ж.Б. на основании Типовой программы по эпидемиологии для специальности 051301-Общая медицина, утвержденной Директором Департамента развития науки и человеческих ресурсов МЗ РК, Астана, 2009г.
Рассмотрена и обсуждена на заседании кафедры эпидемиологии
от «___»_________2014г., протокол № __________
И.о. заведующая кафедрой,
д.м.н., профессор ____________________________________________Жакипбаева Б.Т.
Общие сведения:
1.1.Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
Кафедра эпидемиологии
1.3.Дисциплина «Эпидемиология», Epid-3226
1.4.Специальность: 051301 «Общая медицина»
1.5.Объем учебных часов – 90 часа (2 кредита)
1.6.Курс и семестр изучения - 3 курс, 5,6 семестр
1.7.Сведения о преподавателях:
№ | ФИО | Должность | Степень |
1 | Саттаров А.И. | и.о. зав. каф. профессор. | д.м.н. |
2 | Амиреев С. А. | профессор | д.м.н. |
3 | Жакипбаева Б.Т. | профессор | д.м.н. |
4 | Нажмеденова А.Г. | профессор | д.м.н. |
5 | Искакова Ф.А. | доцент | д.м.н. КР |
6 | Жаикбаев Н.Ж. | доцент | к.м.н. |
7 | Алимханова К.Н. | доцент | к.м.н. |
8 | Даулетбакова А.Г. | Завуч, доцент | к.м.н. |
9 | Алекешева Л.Ж. | доцент | к.м.н. |
10 | Бейсенбинова Ж.Б. | ст преп. | |
11 | Максутова Г.С. | ст преп. | |
12 | Аяпбергенова Г.С. | преподаватель | к.м.н. |
13 | Кусайынова А.Ж. | преподаватель | |
14 | Идрисова Б.А. | ст. лаб. | |
15 | Тиленова Д | ст. лаб. | |
16 | Мырзатаева М | лаб |
Контактная информация: м есто нахождения кафедры
|
1.9. Адрес ул. Богенбай батыра 153 А, корпус 1, на 1 этаже
1.10.Телефон: 8(3272) 338-70-90 (внутр.7424)
1.11.Политика дисциплины заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе
1. Обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий.
2. Обязательное выполнение 2 видов СРС разной формы.
3. Активное участие в учебном процессе (конспект практических работ, подготовка теоретического материала, решение тестов и ситуационных задач, самостоятельное выполнение практических работ).
4. Студент не должен опаздывать на занятия.
5. Уважительное отношение к ППС и студентам.
7. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием завуча или зав. кафедры.
2. Программа:
Введение
Эпидемиология как самостоятельная отрасль медицины стала формироваться в 30-ые годы XX в. крупным достижением теоретической эпидемиологии является создание Д.К.Заболотным и Л.В. Громашевским учения об эпидемическом процессе.
Мировую известность получили работы Е.Н.Павловского, разработавшего учение о природной очаговости инфекций, К.И.Скрябина, создавшего теорию ликвидации гельминтозов, В.Д.Белякова, создавшего теорию о саморегуляции паразитарных систем, Б.Л.Черкасского, разработавшего социально-экологическую концепцию эпидемического процесса и др. Крупнейшим успехом мировой эпидемиологии явилась глобальная ликвидация натуральной оспы.
Формирование у студентов мировоззрения в процессе изучения общей и частной эпидемиологии основывается на осмысливании содержания учения об эпидемическом процессе, его природы, условий и движущих силах. Это даст правильное понимание эволюции заразных болезней человека и поиска научно-обоснованных путей их ликвидации. При этом раскрываются очень важные методологические требования необходимости изучения эпидемического процесса и мероприятий по борьбе с инфекционными заболеваниями с учетом конкретно-исторических и социальных условий.
|
Огромное значение имеет изучение эволюции возбудителей инфекционных болезней и инвазии, механизмов развития и саморегуляции эпидемического процесса, как системы взаимодействия популяции паразита и хозяина.
2.2.Цель дисциплины: формирование у студентов научных представлений теоретическим основам эпидемиологии, усвоение методов эпидемиологической диагностики, в интересах профилактики инфекционных болезней, усвоение средств, используемых для профилактики инфекционных заболеваний, как в мирное время, так и военное время, а также овладение студентами принципов методологии доказательной медицины.
Задачи дисциплины:
2.3. Задачи обучения: формирование у студентов следующих компетенций:
А) Когнитивный компонент - общие законы и категории эпидемиологии, эпидемиологию инфекционных болезней. Влияние экологических условий природной среды обитания человека на эпидемический процесс; закономерности возникновения и распространения инфекционных (паразитарных) болезней среди населения, причины и условия, механизм развития и проявления эпидемического процесса при отдельных нозологических формах инфекционных (паразитарных) болезней; современные принципы профилактики и ликвидации инфекционных болезней, применяемые в Республике Казахстан и рекомендуемые Всемирной Организацией Здравоохранения; задачи врача общей практики в системе медицинского обеспечения населения; современные отечественные и зарубежные концепции теоретической и практической эпидемиологии, состоянием эпидемиологической ситуации среди населения перспективы развития эпидемиологической науки и практики в Республике Казахстан и за рубежом; методы эпидемиологических исследований, систему эпидемиологической диагностики; основные положения и принципы клинической эпидемиологии. основы клинической эпидемиологии как основы доказательной медицины.
|
Б) Операциональный компонент (навыки) – умение определять источники инфекции и механизм передачи инфекционных болезней; умение классифицировать инфекционных болезней оценивать проявления эпидемического процесса; проведение первичного эпидемиологического обследования очагов инфекционных (паразитарных) болезней; заполнения экстренного извещения на инфекционное заболевание; заполнения прививочного паспорта ребенка и взрослого. Определять предвестников и предпосылок при инфекционных заболеваниях. Составлять план ПЭМ по группам инфекций. Составлять алгоритмов профилактических и противоэпидемических мероприятий в ЛПУ различного профиля.
В) Аксиологический (коммуникативные навыки) - обладать навыками работы в команде и лидерскими качествами; излагать свою точку зрения с четкой аргументацией рассматриваемого вопроса;
Г) Правовые вопросы –основных положений Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»; Приказ МЗ РК №248 от 26.05.2002г. «О мерах по дальнейшему развитию дезинфекционного дела в РК»; Приказ МЗ РК № 41 от 07.03г. «Об утверждении медицинских указании по применению химических индикаторов для контроля работы стерилизаторов»; Приказ МЗ РК №248 от 26.05.2002г. «О мерах по дальнейшему развитию дезинфекционного дела в РК»; Приказ МЗ РК № 224 от 11.05.05г. «О мерах по совершенствованию дезинфекционной деятельности в РК». Постановление правительства РК «Об утверждении перечня заболеваний, против которых проводятся профилактические прививки, Правил их проведения и групп населения, подлежащих плановым прививкам» 30.12.2009 г. № 2295. Приказ № 349 МЗ РК от 15.08.2006. “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы и медицинского обеспечения при проведении инфекционного контроля за внутрибольничными инфекциями в медицинских организациях Республики Казахстан».
Д) Самообразование – способности понимать необходимость и уметь самостоятельно учиться и повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности, способности самостоятельного изучения учебной и научной литературы, нормативных документов по эпидемиологии, работе с электронными носителями информации, использованию средств сети Интернет; способности к самостоятельному решению тестовых заданий; подготовки рефератов.
|
2.4.Конечные результаты обучения:
Студент должен:
Знать:
· Основных положений Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
· Общие законы и категории эпидемиологии, биолого-экологическую характеристику наиболее распространенных инфекционных болезней, их эпидемиологию.
· Закономерности возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, причины и условия, механизм развития и проявления эпидемического процесса при отдельных нозологических формах инфекционных болезней.
· Систему профилактических и противоэпидемических мероприятий.
· Современные принципы профилактики инфекционных болезней, применяемых В Республике Казахстан и рекомендуемые ВОЗ.
· Организацию противоэпидемических и профилактических мероприятий в военное и мирное время в войсках.
· Основные положения и принципы клинической эпидемиологии.
· Основы доказательной медицины.
Уметь:
· Осуществлять прогнозирование заболеваемости и составлять на основе оценки эпидемиологической обстановки проблемно-целевые противоэпидемические мероприятия, а также планы по ликвидации эпидемических очагов;
· Осуществлять необходимые профилактические и противоэпидемические мероприятия при наиболее распространенных нозологических формах инфекционных заболеваний.
· Провести неотложные противоэпидемические мероприятий при карантинных инфекциях.
Владеть навыками:
· эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания;
· заполнения экстренного извещения на инфекционное заболевание;
· заполнения эпидемиологической карты инфекционного заболевания;
· заполнения прививочного паспорта ребенка и взрослого.
2.5.Пререквизиты дисциплины: молекулярная биология с медицинской генетикой, микробиология.
2.5.1.Постреквизиты дисциплины: инфекционные болезни, фтизиатрия.
2.6..Краткое содержание дисциплины:
Эпидемиология занимает важное место среди профилирующих дисциплин для студентов медицинских ВУЗов, так как будущие специалисты должны уметь организовать и провести противоэпидемические мероприятия при выявлении больных с инфекционными болезнями. Частью общемедицинской деятельности специалиста является выполнение профилактической работы на врачебном участке или в стационаре. Значимость этих умений определяется высоким удельным весом инфекционнной заболеваемости в общей патологии людей, а также увеличением медицинской и социальной значимости вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, внутрибольничных инфекций, некоторых природно-очаговых инфекций. Острыми становятся вопросы санитарной охраны территории страны от завоза карантинных инфекций и угрозы биотерроризма. В этой связи изучение эпидемиологии явялется актуальным для всех специалистов медицины.
|
Тематический план лекций, практических занятий, самостоятельной работы
Студентов с преподавателем, самостоятельной работы студентов.
Тематический план лекций
№ | Тема лекции | Часы |
1 | Эпидемиология как наука. Предмет, задачи и методы эпидемиологии. | 1 |
2 | Учение об эпидемическом процессе. | 1 |
3 | Принципы профилактических противоэпидемических мероприятий. | 1 |
4 | Иммунопрофилактика инфекционных болезней. | 1 |
5 | Основные положения и принципы клинической эпидемиологии, связь клинической эпидемиологии с биостатистикой. | 1 |
Всего часов: 5 |
План практических занятий
№ п/п | Тема занятий | Объем уч. часов |
1 | Структура эпидемического процесса. Движущие силы эпидемического процесса. Структура и форма проявления эпидемического процесса. | 3 |
2 | Профилактическая и противоэпидемическая работа врача общей практики. Противоэпидемические мероприятия в эпидочагах инфекционных болезней. | 3 |
3 | Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Показания к прививкам: плановые прививки и прививки по эпидпоказаниям. Календарь прививок РК. «Холодовая цепь». | 3 |
4 | Дезинфекция, дезинсекция и дератизация: основные понятия, виды, методы и средства. | 3 |
5 | Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций. Стандарты и алгоритмы мероприятий при внутрибольничных инфекциях. | 3 |
6 | Теоретические и методические основы военной эпидемиологии Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в войсках в военное время. | 3 |
7 | Бактериологическая разведка и индикация бактериологического оружия. | 3 |
8 | Организация санитарной охраны территории страны от завоза и распространения карантинных и других особо опасных инфекций. | 4 |
Всего часов: | 2 5 |
Тематический план самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП )
№ п/п | Тема СРСП | Объем уч. часов |
1 | Основные категории в эпидемиологии. Эпидемиологическая классификация инфекционных заболеваний. | 4 |
2 | Методика эпидемиологического обследования очагов инфекционных болезней. | 4 |
3 | Организация прививочного дела. Поствакцинальные реакции и поствакцинальные осложнения. Рубежный контроль. | 4 |
4 | Стерилизация: определение, организация, методы стерилизации. Предстерилизационной обработка медицинского инструментария. Методы контроля эффективности стерилизации. Дезинфекция и стерилизация в лечебно- профилактических учреждениях. | 4 |
5 | Принципы организации противоэпидемических и профилактических мероприятий внутрибольничных инфекций в современных условиях. Итоговый контроль. | 4 |
6 | Бактериологическое (биологическое) оружие вероятного противника. Основы противобактериологической защиты войск и этапов медицинской эвакуации. | 4 |
7 | Организация работы санитарно-эпидемиологических учреждений (подразделений) в военное время | 4 |
8 | Организация противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях. Итоговый контроль. | 2 |
Всего часов: | 30 |
Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)
№ | Тема СРС | Часы |
1. | Современные характеристики проявлений эпидемического процесса по территории и времени | 3 |
2. | Современные характеристики проявлений эпидемического процесса среди различных групп населения | 3 |
3. | Стандарты и алгоритмы мероприятий при гриппе, при птичьем гриппе | 3 |
4. | Стандарты и алгоритмы мероприятий при особо опасных инфекциях | 3 |
5. | Стандарты и алгоритмы мероприятий при паразитарных болезнях | 3 |
6. | Статистические методы в эпидемиологическом анализе | 3 |
7. | Эпидемиология инфекционных и неинфекционных заболеваний. | 3 |
8. | Инфекционный контроль при ИСМП. | 3 |
9. | Биотероризм | 3 |
10. | Клиническая эпидемиология как основа доказательной медицины. | 3 |
Всего часов: 30 |
Оценка компетенций
№ |
Виды работ |
Наименование темы |
Оцениваемые компетенции | ||||
Знания | Прак. навыки | Комму- никатив- ные навыки | Пра- вовая компетенция | Само- развитие | |||
1 | Практи-ческое занятие | Структура эпидемического процесса. Движущие силы эпидемического процесса. Структура и форма проявления эпидемического процесса. | Устный и пись- менный конт- роль | ||||
СРСП | Основные категории в эпидемиологии. Эпидемиологическая классификация инфекционных заболеваний. | Устный и письменный конт-роль | |||||
2 | Практи-ческое занятие | Профилактическая и противоэпидемическая работа врача общей практики. Противоэпидемические мероприятия в эпидочагах инфекционных болезней. | Устный и письменный конт-роль | ||||
СРСП | Методика эпидемиологического обследования очагов инфекционных болезней. | Устный и письменный конт-роль | Первичное обследование эаидочага и заполнения экстренного извещения | ||||
3 | Практи-ческое занятие | Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Показания к прививкам: плановые прививки и прививки по эпидпоказаниям. Календарь прививок РК. «Холодовая цепь». | Устный и письменный конт-роль | ||||
СРСП | Организация прививочного дела. Поствакцинальные реакции и поствакцинальные осложнения. Рубежный контроль. | Устный и письменный конт-роль | «Постановление правительства РК «Об утверждении перечня заболеваний, против которых проводятся профилактические прививки, Правил их проведения и групп населения, подлежащих плановым прививкам» | ||||
4 | Практи-ческое занятие | Дезинфекция, дезинсекция и дератизация: основные понятия, виды, методы и средства. | Устный и письменный конт-роль | ||||
СРСП | Стерилизация: определение, организация, методы стерилизации. Предстерилизационная обработка медицинского инструментария. Методы контроля эффективности стерилизации. Дезинфекция и стерилизация в лечебно- профилактических учреждениях. | Устный и тестовый конт-роль | Приказы по дезинфекции и стерилизации | Сдача СРС | |||
5 | Практи-ческое занятие | Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций. Стандарты и алгоритмы мероприятий при внутрибольничных инфекциях. | Устный и письменный конт-роль | Обладать навыками работы в команде и лидерскими качествами; излагать свою точку зрения с четкой аргументацией рассматриваемого вопроса; | |||
СРСП | Принципы организации противоэпидемических и профилактических мероприятий внутрибольничных инфекций в современных условиях. Итоговый контроль. | Устный и письменный конт-роль | |||||
6 | Практи-ческое занятие | Теоретические и методические основы военной эпидемиологии Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в войсках в военное время. | Устный и письменный конт-роль | ||||
СРСП | Бактериологическое (биологическое) оружие вероятного противника. Основы противобактериологической защиты войск и этапов медицинской эвакуации. | Устный и письменный конт-роль | |||||
7 | Практи-ческое занятие | Бактериологическая разведка и индикация бактериологического оружия. | Устный и письменный конт-роль | ||||
СРСП | Организация работы санитарно-эпидемиологических учреждений (подразделений) в военное время | Устный и письменный конт-роль | Решение ситуационных задач | Обладать навыками работы в команде и лидерскими качествами; излагать свою точку зрения с четкой аргументацией рассматриваемого вопроса; | |||
8 | Практи-ческое занятие | Организация санитарной охраны территории страны от завоза и распространения карантинных и других особо опасных инфекций. | Устный и письменный конт-роль | ||||
СРСП | Организация противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях. Итоговый контроль. | Устный и письменный конт-роль | Сдача и защита СРС | ||||
8 | 2 | 2 | 2 | 2 |
· Компетенция саморазвитие оценивается при приеме 2 СРC согласно представленному перечню СРC в рабочей программе и силлабусе.
2.9.Список рекомендуемой литературы:
На русском языке
основная:
1. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2012
2. Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины: учебное пособие. - М., 2010.
3.Амиреев С.А. и др. Национальное руководство «Иммунизация на практике». Алматы, 2014.
дополнительная:
1. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие /под ред. В.И.Покровского, Н.И. Брико. - М., 2010.
2. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.
3. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.
На казахском языке
основная:
1. Әміреев С.Ә., Момынов Т.Ә., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Жұқпалы аурулардың стандарттық анықтамасы және атқарылатын шаралар алгоритмдері. 1 т. Алматы, 2009.
2. Әміреев С.Ә., и др. Жұқпалы аурулардың стандарттық анықтамасы және атқарылатын шаралар алгоритмдері. 2 т. Алматы, 2012.
3.
дополнительная:
1. Әміреев С.Ә., А.Жаханов, Құдайбергенұлы Қ. Медициналық паразитология Алматы: «Кітап» баспасы, 2005.- 422 с.
Методы обучения и преподавания.
· Лекции: обзорные, проблемные
· Практические занятия: совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой, выполнение заданий (письменные ответы на вопросы, заполнение таблиц и т.д.); тестирование; устный опрос.
· Самостоятельная работа студентов - работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, компьютерными обучающими программами, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, составление глоссария, решение тестовых заданий, подготовка презентаций и тематических рефератов.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!