Методы обучения и преподавания. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Методы обучения и преподавания.

2024-02-15 18
Методы обучения и преподавания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специальность: Общая медицина

Кафедра: Эпидемиологии

Учебно-методический комплекс

Объем учебных часов – 90

Лекции – 5 часов

Практические занятия – 25 часов

Самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП) – 30 часов

Самостоятельная работа студентов (СРС) – 30 часов

Курс: 3

Дисциплина: эпидемиология

Составители: ППС кафедры эпидемиологии

 

Г.

Силлабус составлен и.о. профессором Саттаровым А.И., доцентом Искаковой Ф.А. и ст. препод. Бейсенбиновой Ж.Б. на основании Типовой программы по эпидемиологии для специальности 051301-Общая медицина, утвержденной Директором Департамента развития науки и человеческих ресурсов МЗ РК, Астана, 2009г.

 

Рассмотрена и обсуждена на заседании кафедры эпидемиологии

от «___»_________2014г., протокол № __________ 

 

И.о. заведующая кафедрой,

д.м.н., профессор ____________________________________________Жакипбаева Б.Т.

 

 

 

Общие сведения:

1.1.Наименование вуза:  Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

Кафедра эпидемиологии

1.3.Дисциплина «Эпидемиология», Epid-3226

1.4.Специальность: 051301 «Общая медицина»

1.5.Объем учебных часов – 90 часа (2 кредита)

1.6.Курс и семестр изучения - 3 курс, 5,6 семестр

1.7.Сведения о преподавателях:

ФИО Должность Степень
1 Саттаров А.И. и.о. зав. каф. профессор. д.м.н.
2 Амиреев С. А. профессор д.м.н.
3 Жакипбаева Б.Т. профессор д.м.н.
4 Нажмеденова А.Г. профессор д.м.н.
5 Искакова Ф.А. доцент д.м.н. КР
6 Жаикбаев Н.Ж. доцент к.м.н.
7 Алимханова К.Н. доцент к.м.н.
8 Даулетбакова А.Г. Завуч, доцент к.м.н.
9 Алекешева Л.Ж. доцент к.м.н.
10 Бейсенбинова Ж.Б. ст преп.  
11 Максутова Г.С. ст преп.  
12 Аяпбергенова Г.С. преподаватель к.м.н.
13 Кусайынова А.Ж. преподаватель  
14 Идрисова Б.А. ст. лаб.  
15 Тиленова Д ст. лаб.  
16 Мырзатаева М лаб  

Контактная информация: м есто нахождения кафедры

1.9. Адрес ул. Богенбай батыра 153 А, корпус 1, на 1 этаже

1.10.Телефон: 8(3272) 338-70-90 (внутр.7424)

1.11.Политика дисциплины заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе

1. Обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий.

2. Обязательное выполнение 2 видов СРС разной формы.

3. Активное участие в учебном процессе (конспект практических работ, подготовка теоретического материала, решение тестов и ситуационных задач, самостоятельное выполнение практических работ).

4. Студент не должен опаздывать на занятия.

5. Уважительное отношение к ППС и студентам.

7. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием завуча или зав. кафедры.

2. Программа:

Введение

Эпидемиология как самостоятельная отрасль медицины стала формироваться в 30-ые годы XX в. крупным достижением теоретической эпидемиологии является создание Д.К.Заболотным и Л.В. Громашевским учения об эпидемическом процессе.

Мировую известность получили работы Е.Н.Павловского, разработавшего учение о природной очаговости инфекций, К.И.Скрябина, создавшего теорию ликвидации гельминтозов, В.Д.Белякова, создавшего теорию о саморегуляции паразитарных систем, Б.Л.Черкасского, разработавшего социально-экологическую концепцию эпидемического процесса и др. Крупнейшим успехом мировой эпидемиологии явилась глобальная ликвидация натуральной оспы.

Формирование у студентов мировоззрения в процессе изучения общей и частной эпидемиологии основывается на осмысливании содержания учения об эпидемическом процессе, его природы, условий и движущих силах. Это даст правильное понимание эволюции заразных болезней человека и поиска научно-обоснованных путей их ликвидации. При этом раскрываются очень важные методологические требования необходимости изучения эпидемического процесса и мероприятий по борьбе с инфекционными заболеваниями с учетом конкретно-исторических и социальных условий.

Огромное значение имеет изучение эволюции возбудителей инфекционных болезней и инвазии, механизмов развития и саморегуляции эпидемического процесса, как системы взаимодействия популяции паразита и хозяина.

2.2.Цель дисциплины: формирование у студентов научных представлений теоретическим основам эпидемиологии, усвоение методов эпидемиологической диагностики, в интересах профилактики инфекционных болезней, усвоение средств, используемых для профилактики инфекционных заболеваний, как в мирное время, так и военное время, а также овладение студентами принципов методологии доказательной медицины.

Задачи дисциплины:

2.3. Задачи обучения: формирование у студентов следующих компетенций:                                 

А) Когнитивный компонент - общие законы и категории эпидемиологии, эпидемиологию инфекционных болезней. Влияние экологических условий природной среды обитания человека на эпидемический процесс; закономерности возникновения и распространения инфекционных (паразитарных) болезней среди населения, причины и условия, механизм развития и проявления эпидемического процесса при отдельных нозологических формах инфекционных (паразитарных) болезней; современные принципы профилактики и ликвидации инфекционных болезней, применяемые в Республике Казахстан и рекомендуемые Всемирной Организацией Здравоохранения; задачи врача общей практики в системе медицинского обеспечения населения; современные отечественные и зарубежные концепции теоретической и практической эпидемиологии, состоянием эпидемиологической ситуации среди населения перспективы развития эпидемиологической науки и практики в Республике Казахстан и за рубежом; методы эпидемиологических исследований, систему эпидемиологической диагностики; основные положения и принципы клинической эпидемиологии. основы клинической эпидемиологии как основы доказательной медицины.

Б) Операциональный компонент (навыки) – умение определять источники инфекции и механизм передачи инфекционных болезней; умение классифицировать инфекционных болезней оценивать проявления эпидемического процесса; проведение первичного эпидемиологического обследования очагов инфекционных (паразитарных) болезней; заполнения экстренного извещения на инфекционное заболевание; заполнения прививочного паспорта ребенка и взрослого. Определять предвестников и предпосылок при инфекционных заболеваниях. Составлять план ПЭМ по группам инфекций. Составлять алгоритмов профилактических и противоэпидемических мероприятий в ЛПУ различного профиля.

В) Аксиологический (коммуникативные навыки) - обладать навыками работы в команде и лидерскими качествами; излагать свою точку зрения с четкой аргументацией рассматриваемого вопроса;

Г) Правовые вопросы –основных положений Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»; Приказ МЗ РК №248 от 26.05.2002г. «О мерах по дальнейшему развитию дезинфекционного дела в РК»; Приказ МЗ РК № 41 от 07.03г. «Об утверждении медицинских указании по применению химических индикаторов для контроля работы стерилизаторов»; Приказ МЗ РК №248 от 26.05.2002г. «О мерах по дальнейшему развитию дезинфекционного дела в РК»; Приказ МЗ РК № 224 от 11.05.05г. «О мерах по совершенствованию дезинфекционной деятельности в РК». Постановление правительства РК «Об утверждении перечня заболеваний, против которых проводятся профилактические прививки, Правил их проведения и групп населения, подлежащих плановым прививкам» 30.12.2009 г. № 2295. Приказ № 349 МЗ РК от 15.08.2006. “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы и медицинского обеспечения при проведении инфекционного контроля за внутрибольничными инфекциями в медицинских организациях Республики Казахстан».

Д) Самообразование – способности понимать необходимость и уметь самостоятельно учиться и повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности, способности самостоятельного изучения учебной и научной литературы, нормативных документов по эпидемиологии, работе с электронными носителями информации, использованию средств сети Интернет; способности к самостоятельному решению тестовых заданий; подготовки рефератов.

2.4.Конечные результаты обучения:

Студент должен:

Знать:

· Основных положений Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

· Общие законы и категории эпидемиологии, биолого-экологическую характеристику наиболее распространенных инфекционных болезней, их эпидемиологию.

· Закономерности возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, причины и условия, механизм развития и проявления эпидемического процесса при отдельных нозологических формах инфекционных болезней.

· Систему профилактических и противоэпидемических мероприятий.

· Современные принципы профилактики инфекционных болезней, применяемых В Республике Казахстан и рекомендуемые ВОЗ.

· Организацию противоэпидемических и профилактических мероприятий в военное и мирное время в войсках.

· Основные положения и принципы клинической эпидемиологии. 

· Основы доказательной медицины.

Уметь:

· Осуществлять прогнозирование заболеваемости и составлять на основе оценки эпидемиологической обстановки проблемно-целевые противоэпидемические мероприятия, а также планы по ликвидации эпидемических очагов;

· Осуществлять необходимые профилактические и противоэпидемические мероприятия при наиболее распространенных нозологических формах инфекционных заболеваний.

· Провести неотложные противоэпидемические мероприятий при карантинных инфекциях.

Владеть навыками:

· эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания;

· заполнения экстренного извещения на инфекционное заболевание;

· заполнения эпидемиологической карты инфекционного заболевания;

· заполнения прививочного паспорта ребенка и взрослого.

2.5.Пререквизиты дисциплины: молекулярная биология с медицинской генетикой, микробиология.

2.5.1.Постреквизиты дисциплины: инфекционные болезни, фтизиатрия.

 

2.6..Краткое содержание дисциплины:

       Эпидемиология занимает важное место среди профилирующих дисциплин для студентов медицинских ВУЗов, так как будущие специалисты должны уметь организовать и провести противоэпидемические мероприятия при выявлении больных с инфекционными болезнями. Частью общемедицинской деятельности специалиста является выполнение профилактической работы на врачебном участке или в стационаре. Значимость этих умений определяется высоким удельным весом инфекционнной заболеваемости в общей патологии людей, а также увеличением медицинской и социальной значимости вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, внутрибольничных инфекций, некоторых природно-очаговых инфекций. Острыми становятся вопросы санитарной охраны территории страны от завоза карантинных инфекций и угрозы биотерроризма. В этой связи изучение эпидемиологии явялется актуальным для всех специалистов медицины.

 

Тематический план лекций, практических занятий, самостоятельной работы

Студентов с преподавателем, самостоятельной работы студентов.

Тематический план лекций

Тема лекции  Часы
1 Эпидемиология как наука. Предмет, задачи и методы эпидемиологии. 1
2 Учение об эпидемическом процессе. 1
3 Принципы профилактических противоэпидемических мероприятий. 1
4 Иммунопрофилактика инфекционных болезней. 1
5 Основные положения и принципы клинической эпидемиологии, связь клинической эпидемиологии с биостатистикой. 1
 

                                Всего часов: 5

План практических занятий

№ п/п Тема занятий Объем уч.  часов
1 Структура эпидемического процесса. Движущие силы эпидемического процесса. Структура и форма проявления эпидемического процесса. 3
2 Профилактическая и противоэпидемическая работа врача общей практики. Противоэпидемические мероприятия в эпидочагах инфекционных болезней. 3
3 Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Показания к прививкам: плановые прививки и прививки по эпидпоказаниям. Календарь прививок РК. «Холодовая цепь». 3
4 Дезинфекция, дезинсекция и дератизация: основные понятия, виды, методы и средства. 3
5 Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций. Стандарты и алгоритмы мероприятий при внутрибольничных инфекциях. 3
6 Теоретические и методические основы военной эпидемиологии Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в войсках в военное время. 3
7 Бактериологическая разведка и индикация бактериологического оружия. 3
8 Организация санитарной охраны территории страны от завоза и распространения карантинных и других особо опасных инфекций. 4
Всего часов: 2 5

Тематический план самостоятельной работы студентов  с преподавателем (СРСП )

№ п/п Тема СРСП Объем уч.  часов
1 Основные категории в эпидемиологии. Эпидемиологическая классификация инфекционных заболеваний.   4
2 Методика эпидемиологического обследования очагов инфекционных болезней. 4
3 Организация прививочного дела. Поствакцинальные реакции и поствакцинальные осложнения. Рубежный контроль. 4
4 Стерилизация: определение, организация, методы стерилизации. Предстерилизационной обработка медицинского инструментария. Методы контроля эффективности стерилизации. Дезинфекция и стерилизация в лечебно- профилактических учреждениях. 4
5 Принципы организации противоэпидемических и профилактических мероприятий внутрибольничных инфекций в современных условиях. Итоговый контроль. 4
6 Бактериологическое (биологическое) оружие вероятного противника. Основы противобактериологической защиты войск и этапов медицинской эвакуации. 4
7 Организация работы санитарно-эпидемиологических учреждений (подразделений) в военное время 4
8 Организация противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях. Итоговый контроль. 2
Всего часов: 30

 

Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)

Тема СРС Часы
1. Современные характеристики проявлений эпидемического процесса по территории и времени  3
2. Современные характеристики проявлений эпидемического процесса среди различных групп населения 3
3. Стандарты и алгоритмы мероприятий при гриппе, при птичьем гриппе 3
4. Стандарты и алгоритмы мероприятий при особо опасных инфекциях 3
5. Стандарты и алгоритмы мероприятий при паразитарных болезнях 3
6. Статистические методы в эпидемиологическом анализе 3
7. Эпидемиология инфекционных и неинфекционных заболеваний. 3
8. Инфекционный контроль при ИСМП.     3
9. Биотероризм 3
10. Клиническая эпидемиология как основа доказательной медицины.   3

Всего часов: 30

Оценка компетенций

Виды работ

Наименование темы

Оцениваемые компетенции

Знания Прак. навыки Комму- никатив- ные навыки Пра- вовая компетенция Само- развитие
1 Практи-ческое занятие Структура эпидемического процесса. Движущие силы эпидемического процесса. Структура и форма проявления эпидемического процесса. Устный и пись- менный конт- роль        
  СРСП Основные категории в эпидемиологии. Эпидемиологическая классификация инфекционных заболеваний.   Устный и письменный конт-роль        
2 Практи-ческое занятие Профилактическая и противоэпидемическая работа врача общей практики. Противоэпидемические мероприятия в эпидочагах инфекционных болезней. Устный и письменный конт-роль        
  СРСП Методика эпидемиологического обследования очагов инфекционных болезней. Устный и письменный конт-роль Первичное обследование эаидочага и заполнения экстренного извещения      
3 Практи-ческое занятие Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Показания к прививкам: плановые прививки и прививки по эпидпоказаниям. Календарь прививок РК. «Холодовая цепь». Устный и письменный конт-роль        
  СРСП Организация прививочного дела. Поствакцинальные реакции и поствакцинальные осложнения. Рубежный контроль. Устный и письменный конт-роль     «Постановление правительства РК «Об утверждении перечня заболеваний, против которых проводятся профилактические прививки, Правил их проведения и групп населения, подлежащих плановым прививкам»  
4 Практи-ческое занятие Дезинфекция, дезинсекция и дератизация: основные понятия, виды, методы и средства. Устный и письменный конт-роль        
  СРСП Стерилизация: определение, организация, методы стерилизации. Предстерилизационная обработка медицинского инструментария. Методы контроля эффективности стерилизации. Дезинфекция и стерилизация в лечебно- профилактических учреждениях. Устный и тестовый конт-роль     Приказы по дезинфекции и стерилизации Сдача СРС
5 Практи-ческое занятие Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций. Стандарты и алгоритмы мероприятий при внутрибольничных инфекциях. Устный и письменный конт-роль   Обладать навыками работы в команде и лидерскими качествами; излагать свою точку зрения с четкой аргументацией рассматриваемого вопроса;      
  СРСП Принципы организации противоэпидемических и профилактических мероприятий внутрибольничных инфекций в современных условиях. Итоговый контроль. Устный и письменный конт-роль        
6 Практи-ческое занятие Теоретические и методические основы военной эпидемиологии Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в войсках в военное время. Устный и письменный конт-роль        
  СРСП Бактериологическое (биологическое) оружие вероятного противника. Основы противобактериологической защиты войск и этапов медицинской эвакуации. Устный и письменный конт-роль        
7 Практи-ческое занятие Бактериологическая разведка и индикация бактериологического оружия. Устный и письменный конт-роль        
  СРСП Организация работы санитарно-эпидемиологических учреждений (подразделений) в военное время Устный и письменный конт-роль Решение ситуационных задач Обладать навыками работы в команде и лидерскими качествами; излагать свою точку зрения с четкой аргументацией рассматриваемого вопроса;    
8 Практи-ческое занятие Организация санитарной охраны территории страны от завоза и распространения карантинных и других особо опасных инфекций. Устный и письменный конт-роль        
  СРСП Организация противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях. Итоговый контроль. Устный и письменный конт-роль       Сдача и защита СРС
      8 2 2 2 2

· Компетенция саморазвитие оценивается при приеме 2 СРC согласно представленному перечню СРC в рабочей программе и силлабусе.

2.9.Список рекомендуемой литературы:

На русском языке

основная:

1. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2012

2. Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины: учебное пособие. - М., 2010.

3.Амиреев С.А. и др. Национальное руководство «Иммунизация на практике». Алматы, 2014.

дополнительная:

1. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие /под ред. В.И.Покровского, Н.И. Брико. - М., 2010.

2. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.

3. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.

На казахском языке

основная:

1. Әміреев С.Ә., Момынов Т.Ә., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Жұқпалы аурулардың стандарттық анықтамасы және атқарылатын шаралар алгоритмдері. 1 т. Алматы, 2009.

2. Әміреев С.Ә.,  и др. Жұқпалы аурулардың стандарттық анықтамасы және атқарылатын шаралар алгоритмдері. 2 т. Алматы, 2012.

3.

дополнительная:

1. Әміреев С.Ә., А.Жаханов, Құдайбергенұлы Қ. Медициналық паразитология Алматы: «Кітап» баспасы, 2005.- 422 с.

 

Методы обучения и преподавания.

· Лекции: обзорные, проблемные 

· Практические занятия: совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой, выполнение заданий (письменные ответы на вопросы, заполнение таблиц и т.д.); тестирование; устный опрос.

· Самостоятельная работа студентов - работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, компьютерными обучающими программами, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, составление глоссария, решение тестовых заданий, подготовка презентаций и тематических рефератов.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.