В.Д. Пузанов-Молёв: создал основы миниатюры — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

В.Д. Пузанов-Молёв: создал основы миниатюры

2023-02-16 37
В.Д. Пузанов-Молёв: создал основы миниатюры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Заслуженный деятель искусств России Василий Дмитриевич Пузанов-Молёв (1892 – 1961 гг.) один из основоположников холуйской лаковой миниатюры. Он родился 17 ноября 1892 г. в семье кустаря-сапожника. После окончания 4-классного училища поступил в холуйскую иконописную школу, где преподавал Е.А.Зарин. В 1909 г. как один из лучших учеников школы Василий Дмитриевич был направлен в Строгановское художественное училище в Москве. Он участвовал в росписи Фёдоровской церкви в Царском Селе, соборе в Драгомилове в Москве. Расписывал Государственный банк в Нижнем Новгороде.
В 1933 г., посетив палехского художника Н.М. Парилова и, увидев работы палешан в лаковой миниатюре на папье-маше, вернулся в Холуй с намерением попробовать свои силы в новом виде искусства. Он советовал не подражать Палеху, а искать свой стиль и направление. Его работы выдерживают сравнение с произведениями лучших миниатюристов Палеха, с которыми Пузанова-Молёва сближает склонность, с одной стороны, к монументальности композиций, к решительным, смелым, не лишенным элементов фантастики обобщениям, а с другой, – к орнаментальной трактовке сюжетных композиций.


Эта склонность очень ярко сказалась в миниатюре «Садко». Все элементы этой композиции – плывущие по небу, как сказочные узоры, облака, устремлённая ввысь стройная архитектура древнего города, бегущие по гребешкам синих волн на раздутых белых парусах расписные кораблики и даже сам Садко с развевающимся по ветру широким шарфом – всё это подчинено безупречному ритму, всё пронизано элементами узорности. После долгих исканий Пузанов-Молёв нашёл, наконец, свой стиль – цельный, полный своеобразия, глубоко уходящий своими истоками в народное творчество.
С 1943 г. в творчестве Пузанова-Молёва появляется историческая тема. Он создал целую серию композиций: «Поединок на поле Куликовом», «Дмитрий Донской отказывается платить дань татарам», «Призыв Минина и Пожарского» и др. Именно этому художнику мы обязаны появлением в холуйской миниатюре сказочной тематики. Подлинным шедевром художника является работа «Волга» (1957 г.).
Василий Дмитриевич сумел создать и утвердить своеобразную манеру письма, отличную от Палеха и Мстёры, проявив при этом немало творческой изобретательности. Он сумел выработать такие принципы, которые стали основополагающими для последующих поколений художников. В.Д. Пузанов-Молёв умер в 1961 г.

 


 

СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ МИНИАТЮРЫ ХОЛУЯ

Б.К. Новосёлов

Борис Кириллович Новосёлов – один из ведущих мастеров холуйского художественного промысла лаковой миниатюры. С 1974 по 1987 гг. занимал должность главного художника Холуйской художественной фабрики. Новосёлов род. в 1946 г. в г. Иваново. Художественное образование получил в Холуйской художественной профтехшколе и на художественном факультете Московского технологического института. С 1964 г. он постоянный участник художественных выставок, с 1989 г.– член Союза художников, а в 1998 г. ему присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации». Тематика произведений Б. Новосёлова весьма разнообразна. Это и наше далёкое прошлое (шкатулки «Форпост», «Князь Игорь»), и страницы недавней истории (пластина «Вечная память»), былинные сюжеты и сюжеты народных сказаний (ларец «Почестен пир», шкатулка «Поморская сага»), персонажи сказок русских писателей (ларец «Аленький цветочек», шкатулка «Руслан и Людмила»), портреты и архитектурный пейзаж. Из интервью Бориса Новосёлова:

«На фабрике сегодня 130 миниатюристов. Из них 30 составляют творческую группу. Это наши ве­дущие мастера, они создают новые произведения. Остальные художники тиражируют их оригиналы. Значит, рядовой мастер никак не проявляет индиви­дуальность? Нет. Мы требуем, чтобы он сохранял композицию образца и основные цветовые отноше­ния, передавал сам дух произведения. И вместе с тем настраиваем его на творчество. Потому что, если художник будет всё время опасаться, как бы не «промазать», ничего хорошего не выйдет. Надо, что­бы он с удовольствием работал! Тогда копия может даже превзойти оригинал. Скажем, у плясуна голо­ва такая кудрявая да «веселая» получится, что улыбнешься. Или в цвете автор не дотянул, а испол­нитель возьмёт свежее. Смотришь одну работу у разных мастеров и видишь, как она обогащается... Бывает, к сожалению, и по-другому. План большой, и молодым ребятам (а их на фабрике больше поло­вины) с ним справиться нелегко. Начинается спеш­ка, которая ведет к снижению качества. Тут уж не до индивидуальности».


В последние годы Б. Новосёлов много внимание в своем творчестве уделяет иконописанию. Среди его наиболее значительных работ – иконы «Богоматерь Казанская», «Св. Николай Угодник», «Св. Серафим Саровский», а также эскизы для икон «Спас» и «Св. Иоанн Крондштатский», находящиеся сейчас в иконостасе Крестовоздвиженского храма Свято-Николо-Тихоновского Лухского монастыря (с. Тимерязево Ивановской обл.).

Л.Л. Никонов

Никонов Лев Леонидович род. в 1961 г. в деревне Попово Юрьевецкого района Ивановской области. Уже более 30 лет занимается лаковой миниатюрой. Приехал он в Холуй из Юрьевца и помнит, что его стремление к рисованию и учёбе проявилось очень рано:

«В школу я убежал из дома в шесть лет, как Филиппок, хоть она и находилась в другой деревне. В седьмом классе твёрдо решил стать художником».


Учась в Холуйской художественной профтехшколе, он был среди лучших, умел быстро схватывать характерные черты, обладал широкой раскованной живописной манерой. Учился у Б.И. Киселёва. А дипломная работа «Мой дед», написанная в классических традициях холуйской миниатюры и посвящённая истории семьи, и поныне считается одной из лучших в училище и принимает участие во многих выставках. В 1995 г. принят в союз художников РСФСР, последние 20 лет пишет работы на охотничьи темы. Участник многих зарубежных и союзных выставок. Работы находятся в Государственном музее Холуйского искусства и частных зарубежных коллекциях. Сыновья Льва Леонидовича – Павел и Егор – пошли по стопам отца, и сейчас учатся в Высшей школе народных искусств. Можно уже сказать, что образовывается целая династия Никоновых.

М.М. Веселов

Веселов Михаил Михайлович род. в 1959 г. в с. Андреевка Приморского края. В 1981 г. окончил Холуйскую художественную профтехшколу. Учился у основоположников промысла: Костерина А.М., Белова В.А. В 1978 г. поступил работать на Холуйскую художественную фабрику. В 1989 г. перешёл в творческую группу. Награждён дипломами за участие во всесоюзных выставках. В 1994 г. его работа «Св. Серафим Саровский» была приобретена Московским Государственным Историческим музеем. Виктор Веселов говорит:

«Я по душе, конечно, пейзажист. Для души выхожу на природу и смотрю, как цвет ложится, как игра его. Природа учит. Как говорят великие, надо учиться у природы. И это помогает в нашей миниатюрной живописи. Собрать цветовую гамму. Те же вот берёзки перерабатываем. Наши сосенки».


Любимые темы художника: народный фольклор, лирика, исторические. Занимается иконописью, пейзажной живописью.


 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.