Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2023-02-16 | 37 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Заслуженный деятель искусств России Василий Дмитриевич Пузанов-Молёв (1892 – 1961 гг.) один из основоположников холуйской лаковой миниатюры. Он родился 17 ноября 1892 г. в семье кустаря-сапожника. После окончания 4-классного училища поступил в холуйскую иконописную школу, где преподавал Е.А.Зарин. В 1909 г. как один из лучших учеников школы Василий Дмитриевич был направлен в Строгановское художественное училище в Москве. Он участвовал в росписи Фёдоровской церкви в Царском Селе, соборе в Драгомилове в Москве. Расписывал Государственный банк в Нижнем Новгороде.
В 1933 г., посетив палехского художника Н.М. Парилова и, увидев работы палешан в лаковой миниатюре на папье-маше, вернулся в Холуй с намерением попробовать свои силы в новом виде искусства. Он советовал не подражать Палеху, а искать свой стиль и направление. Его работы выдерживают сравнение с произведениями лучших миниатюристов Палеха, с которыми Пузанова-Молёва сближает склонность, с одной стороны, к монументальности композиций, к решительным, смелым, не лишенным элементов фантастики обобщениям, а с другой, – к орнаментальной трактовке сюжетных композиций.
Эта склонность очень ярко сказалась в миниатюре «Садко». Все элементы этой композиции – плывущие по небу, как сказочные узоры, облака, устремлённая ввысь стройная архитектура древнего города, бегущие по гребешкам синих волн на раздутых белых парусах расписные кораблики и даже сам Садко с развевающимся по ветру широким шарфом – всё это подчинено безупречному ритму, всё пронизано элементами узорности. После долгих исканий Пузанов-Молёв нашёл, наконец, свой стиль – цельный, полный своеобразия, глубоко уходящий своими истоками в народное творчество.
С 1943 г. в творчестве Пузанова-Молёва появляется историческая тема. Он создал целую серию композиций: «Поединок на поле Куликовом», «Дмитрий Донской отказывается платить дань татарам», «Призыв Минина и Пожарского» и др. Именно этому художнику мы обязаны появлением в холуйской миниатюре сказочной тематики. Подлинным шедевром художника является работа «Волга» (1957 г.).
Василий Дмитриевич сумел создать и утвердить своеобразную манеру письма, отличную от Палеха и Мстёры, проявив при этом немало творческой изобретательности. Он сумел выработать такие принципы, которые стали основополагающими для последующих поколений художников. В.Д. Пузанов-Молёв умер в 1961 г.
СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ МИНИАТЮРЫ ХОЛУЯ
Б.К. Новосёлов
Борис Кириллович Новосёлов – один из ведущих мастеров холуйского художественного промысла лаковой миниатюры. С 1974 по 1987 гг. занимал должность главного художника Холуйской художественной фабрики. Новосёлов род. в 1946 г. в г. Иваново. Художественное образование получил в Холуйской художественной профтехшколе и на художественном факультете Московского технологического института. С 1964 г. он постоянный участник художественных выставок, с 1989 г.– член Союза художников, а в 1998 г. ему присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации». Тематика произведений Б. Новосёлова весьма разнообразна. Это и наше далёкое прошлое (шкатулки «Форпост», «Князь Игорь»), и страницы недавней истории (пластина «Вечная память»), былинные сюжеты и сюжеты народных сказаний (ларец «Почестен пир», шкатулка «Поморская сага»), персонажи сказок русских писателей (ларец «Аленький цветочек», шкатулка «Руслан и Людмила»), портреты и архитектурный пейзаж. Из интервью Бориса Новосёлова:
«На фабрике сегодня 130 миниатюристов. Из них 30 составляют творческую группу. Это наши ведущие мастера, они создают новые произведения. Остальные художники тиражируют их оригиналы. Значит, рядовой мастер никак не проявляет индивидуальность? Нет. Мы требуем, чтобы он сохранял композицию образца и основные цветовые отношения, передавал сам дух произведения. И вместе с тем настраиваем его на творчество. Потому что, если художник будет всё время опасаться, как бы не «промазать», ничего хорошего не выйдет. Надо, чтобы он с удовольствием работал! Тогда копия может даже превзойти оригинал. Скажем, у плясуна голова такая кудрявая да «веселая» получится, что улыбнешься. Или в цвете автор не дотянул, а исполнитель возьмёт свежее. Смотришь одну работу у разных мастеров и видишь, как она обогащается... Бывает, к сожалению, и по-другому. План большой, и молодым ребятам (а их на фабрике больше половины) с ним справиться нелегко. Начинается спешка, которая ведет к снижению качества. Тут уж не до индивидуальности».
В последние годы Б. Новосёлов много внимание в своем творчестве уделяет иконописанию. Среди его наиболее значительных работ – иконы «Богоматерь Казанская», «Св. Николай Угодник», «Св. Серафим Саровский», а также эскизы для икон «Спас» и «Св. Иоанн Крондштатский», находящиеся сейчас в иконостасе Крестовоздвиженского храма Свято-Николо-Тихоновского Лухского монастыря (с. Тимерязево Ивановской обл.).
Л.Л. Никонов
Никонов Лев Леонидович род. в 1961 г. в деревне Попово Юрьевецкого района Ивановской области. Уже более 30 лет занимается лаковой миниатюрой. Приехал он в Холуй из Юрьевца и помнит, что его стремление к рисованию и учёбе проявилось очень рано:
«В школу я убежал из дома в шесть лет, как Филиппок, хоть она и находилась в другой деревне. В седьмом классе твёрдо решил стать художником».
Учась в Холуйской художественной профтехшколе, он был среди лучших, умел быстро схватывать характерные черты, обладал широкой раскованной живописной манерой. Учился у Б.И. Киселёва. А дипломная работа «Мой дед», написанная в классических традициях холуйской миниатюры и посвящённая истории семьи, и поныне считается одной из лучших в училище и принимает участие во многих выставках. В 1995 г. принят в союз художников РСФСР, последние 20 лет пишет работы на охотничьи темы. Участник многих зарубежных и союзных выставок. Работы находятся в Государственном музее Холуйского искусства и частных зарубежных коллекциях. Сыновья Льва Леонидовича – Павел и Егор – пошли по стопам отца, и сейчас учатся в Высшей школе народных искусств. Можно уже сказать, что образовывается целая династия Никоновых.
М.М. Веселов
Веселов Михаил Михайлович род. в 1959 г. в с. Андреевка Приморского края. В 1981 г. окончил Холуйскую художественную профтехшколу. Учился у основоположников промысла: Костерина А.М., Белова В.А. В 1978 г. поступил работать на Холуйскую художественную фабрику. В 1989 г. перешёл в творческую группу. Награждён дипломами за участие во всесоюзных выставках. В 1994 г. его работа «Св. Серафим Саровский» была приобретена Московским Государственным Историческим музеем. Виктор Веселов говорит:
«Я по душе, конечно, пейзажист. Для души выхожу на природу и смотрю, как цвет ложится, как игра его. Природа учит. Как говорят великие, надо учиться у природы. И это помогает в нашей миниатюрной живописи. Собрать цветовую гамму. Те же вот берёзки перерабатываем. Наши сосенки».
Любимые темы художника: народный фольклор, лирика, исторические. Занимается иконописью, пейзажной живописью.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!