ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА КОРНЯМИ В ИКОНОПИСИ — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА КОРНЯМИ В ИКОНОПИСИ

2023-02-16 42
ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА КОРНЯМИ В ИКОНОПИСИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иконописцы Холуя упоминаются в писцовых книгах 1628 – 1661 гг. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 г.:

«поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».


Первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре, которые и обучали холуян. Известно, например, указание архимандрита лавры Афанасия набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет:

«…острых и к понятию и к иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу».


Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности в Москве и Петербурге (Спас-на-Крови – Петербург, Успенский собор в Московском Кремле).


К концу XVII в. Холуй становится носителем иконописных традиций Троице-Сергиевой лавры. Холуйская иконопись и лаковая миниатюра поставляются в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, С.-Петербургскую и в саму столицу. Холуй получал заказы на знаменитую иконопись и лаковую миниатюру из Болгарии, Сербии, Македонии.
Оживлённая торговля этими изделиями, которой благоприятствовало удачное географическое положение Холуя на перекрёстке водных и сухопутных торговых путей, сделали Холуй крупным торгово-промышленным селом, ежегодно производящим 1,5 – 2 миллиона икон. К XVIII в. Холуй, вместе с Палехом и Мстёрой, становится центром иконописания.


Расширение производства икон постоянно подталкивало хозяев иконописных мастерских увеличивать число иконописцев, вводить разделение труда. Так появились иконописцы-ремесленники, которые могли быстро и ловко выполнить отдельные детали иконы: одежду, пейзаж, орнамент. Их называли «доличники». Лик – лицо, руки и тело – писали, как правило, более квалифицированные мастера, или «личники».
Рост производительности отодвигал искусство иконописи на второй план. Пагубные последствия этих процессов встревожили не только церковь, но и общественность, в том числе и профессиональных художников. По общему мнению, исправить положение могло лишь создание в Холуе школы иконописи. Первым шагом на пути создания художественного образования в Холуе стало открытие в 1861 г. первого во Владимирской губернии двухклассного училища.

 

 

Далее...

ОСНОВАТЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В ХОЛУЕ

Н.Н. Харламов

В 1882 году Александро-Невское братство, учреждённое во Владимире, открыло в Холуе рисовальные классы, которые скоро были преобразованы в иконописно-рисовальную школу. Для руководства этой школой и преподавания был направлен выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Н.Н. Харламов (на фото). Артель учащихся под руководством Харламова развернула бурную деятельность в России и за рубежом. По эскизам Николая Николаевича были сделаны росписи в Кунгуре Пермской губернии, Белевском духовном училище г. Тифлиса, в Варшаве расписан собор святого Александра Невского, в Вене русская посольская церковь. В эти годы Харламовым были сделаны картоны для росписей храма Спаса-на-Крови в Петербурге. Харламов воспитал целое поколение холуйских художников, владеющих в совершенстве не только живописным мастерством, но и академическим рисунком.

Е.А. Зарин

С 1901 г. Комитетом попечительства русской иконописи, состоящим под непосредственным покровительством Николая II, Холуйская иконописная школа преобразовывается в Холуйские учебные иконописные мастерские. Для руководства присылается выпускник императорской академии художеств, ученик И.Е. Репина Е.А. Зарин (на фото). Для преподавания в иконописной школе приезжает кандидат Киевской духовной академии А.М. Деницин. Он преподавал закон Божий, археологию и иконографию. Деятельность образовательных учреждений сыграла серьёзнейшую роль в росте авторитета холуйской иконописи.
Руководитель Холуйских учебных иконописных мастерских Е.А. Зарин считал необходимым для живописцев не только умение писать иконы, но и создавать фрески, расписывать храмы. Под руководством Зарина был расписан храм в Кишинёве и других городах. Лучшие ученики после завершения учёбы направлялись в Москву продолжать образование в Строгановском училище. Заслуги холуйцев отметил Император Николай II, пожаловав грамоту и серебряный именной жетон Василию Пузанову:

«…по сооружению храма, созданного иждивением императорского величества в городе Царское Село».

 

ИСТОРИЯ ХОЛУЙСКОЙ МИНИАТЮРЫ

После революции иконописцы остались без работы. В конце 1920-х гг. мастера начали прибиваться к Мстёре. Там была артель, где делали «коврики»: маслом писали на холсте копии известных произведений. Вскоре в Холуе открылся её филиал. Но настоящего художника «коврики» удовлетворить не могли. Поэтому в 1932 г. холуяне решили попробовать силы в миниатюре. В 1934 г. холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Пузанов-Молёв организовали артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре. Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Холуйские художники с 1937 г. участвовали во Всемирной выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали, а в 1939 г. их работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
В 1943 г. по постановлению Совнаркома РСФСР в Холуе открывается художественная профессионально-техническая школа. В школу направляется выпускник Ленинградской Академии художеств У.А. Кукулиев.
Первые послевоенные выпускники школы Н. Бабурин, А. Костерин, Б. Тихонравов во главе с В.А. Беловым, учеником С.А. Мокина, а также талантливая молодежь из последующих выпусков – Н. Денисов, Б. Киселёв, В. Фомин, Н. Стариков и многие другие – по существу заложили холуйские художественные традиции лаковой миниатюры. С этого времени о Холуе заговорили как о признанном центре лаковой миниатюры, его изделия стали приобретать музеи, картинные галереи, российские организации, торгующие произведениями искусства. В 1959 г. в Холуе на общественных началах был создан Музей Холуйского искусства, который ныне имеет статус Государственного музея Холуйского искусства.


С 1961 г. холуйская миниатюрная живопись выходит на международный рынок.
Наряду с миниатюрами начинают создаваться декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном, всё чаще начинают использовать насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета. Спектр сюжетов необычайно широк: былинные и сказочные сюжеты, темы из русского фольклора, эпические, исторические и литературные, батальные, жанровые и песенные, пейзажные, архитектурные и даже сатирические сюжеты, образы деятелей русской культуры. Всё это – в характерной холуйской манере, одновременно и декоративной, и реалистической, с тонкими индивидуальными различиями мастеров, но без утраты стилевого единства, и создало славу Холую как мировому центру лаковой миниатюрной живописи.
В 1989 г. Холуйское художественная профтехшкола преобразовывается в Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, которое с 2000 г. носит имя Н.Н. Харламова и до сих пор готовит молодых художников для народных художественных промыслов. При этом молодежь обучается традициям лаковой миниатюры, художественной вышивки и иконописи, искусство которой возрождается в современном Холуе.

   ОСНОВАТЕЛИ ХОЛУЙСКОЙ МИНИАТЮРЫ


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.