К.В. Костерин: плеяда лучших холуйских мастеров — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

К.В. Костерин: плеяда лучших холуйских мастеров

2023-02-16 41
К.В. Костерин: плеяда лучших холуйских мастеров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1884 г. в Холуе открылась школа иконописания. Руко­водили ею выпускники Петербургской академии художеств Н.Н. Харламов, а затем Е.А. Зарин. Из стен школы вышли и зачинатели холуйской ми­ниатюры.
К.В. Костерин (1899 – 1985 гг.), старейший художник Холуя, принадлежал плеяде лучших холуйских мастеров:

«Иконописную школу я окончил в 1913 г. У матери нас было пятеро, отец умер. Однажды при­ходит Зарин: направляю, мол, вашего сына как спо­собного для продолжения учебы в Москву. Мать в голос: «Батюшка, Евгений Алексеевич! Ведь мне кормилец нужен». И пошёл я в мастерскую...»


После революции иконописцы остались без работы. Многие ушли из Холуя. Другим было жалко своего искусства, при встрече они горячо обсужда­ли, какое найти ему применение. В конце 1920-х гг. некоторые мастера начали прибиваться к Мстёре. Там была артель, где делали «коврики»: маслом пи­сали на холсте копии известных произведений. Вско­ре в поселке открылся ее филиал, а потом завели мы и собственную артель.
В то время Палех и Мстера уже славились своим искусством. Настоящего художника «коврики» удов­летворить не могли, и в 1932 г. холуяни решили попробовать силы в миниатюре: С.А. Мокин, Д.М. Добрынин К.В. Костерин. Потом присоединился В.Д. Пузанов-Молёв.


Первые шаги давались трудно. Ведь художники занялись миниатюрной живописью на предмете, где действо­вали совсем другие законы, чем в иконописи и фре­ске. Скажем, изображение надо было вписать в чёр­ный фон и форму коробочки. Совершенно новыми были и темы, так как они сразу взялись за изобра­жение окружающей жизни. Старые приёмы не всег­да удавалось органично соединить с новыми зада­чами и тематикой. Порой первые миниатюры напоми­нали полотна станковистов или иконы.
В то время мало кто верил, что Холуй найдет соб­ственный стиль, отличный от палехского и мстёрского. «Третьему из-под двух не выбраться»,– говори­ли вокруг. И как же мы обрадовались, когда наши опыты поддержал профессор А.В. Бакушинский!»

«Из этих корней может выйти интересное расте­ние, – говорил он. – Стиль Холуя должен быть бо­лее реалистичным, чем у Палеха и Мстёры, но более декоративным, нежели у Федоскина».


В 1937 г. холуйцы показали свои произведения на Всемирной выставке в Париже. Участвовали в ней и миниатюры К.В. Костерина «Праздник колхоза» и «Жить стало лучше». Как и работы Мокина и Пузанова, они были удостоены бронзовой медали. Холуй по­степенно завоевывал известность.
В годы войны государство проявило большую за­боту о нашем искусстве. В 1943 г. в Холуе откры­лась художественная профтехшкола, где начали го­товить миниатюристов. И хотя выгодные для артели «коврики» писались еще десять лет, перелом уже наступил. Среди первых выпускников школы Н. И. Бабурин, Б.В. Тихонравов, А.М. Костерин, Н.Н. Денисов, Б.И. Киселёв, А.А. Каморин, В.И. Фомин и другие художники, сыгравшие реша­ющую роль в становлении холуйского искусства.

              С.А. Мокин: умножил славу советского искусства

Основателями нового этапа холуйского искусства миниатюры считаются три мастера: С.А. Мокин, В.Д. Пузанов-Молёв и К.В. Костерин. Выработанный ими стиль – чёрный фон, декоративный принцип композиционного решения – нередко давал повод упрекать художников в подражании Палеху. Но при этом упускалось из виду то, что миниатюры Холуя не столь графичны, более живописны, чем миниатюры Палеха. Художники Холуя не так непосредственно, как палешане, были связаны с иконописной традицией. Практически их отделило от неё почти целое двадцатилетие. Это дало возможность холуйским мастерам более свободно использовать свое наследие и, несмотря на некоторое сближение со стилем Палеха, найти своеобразный художественный язык для воплощения новых жизненных впечатлений.
Сергей Александрович Мокин (1891–1945 гг.) мастер лаковой миниатюры, один из основателей Холуйской художественной артели. Родился в семье иконописца – потомственного жителя Холуя. В 1904 г. поступил в холуйскую школу, которую закончил с отличием в 1908 г. В 1909 г. учился в Москве у академика живописи Степанова, где изучал фресковую живопись.
В 1912 г. участвовал на всероссийской выставке художников. Его работа «Распятие» получила одобрение и была приобретена Владимирским музеем.
В 1918 г. работал художником и чертёжником в Оренбурге, в 1921 году – в Нижнем Новгороде, в 1924 г. – в южском клубе.


В 1943 г. в Холуе образуется художественная артель. В свободное от работы в артели время Сергей Александрович начал заниматься росписью на папье-маше. Это был пионер нового дела в Холуе. Вместе с ним начали поиски Костерин К.В., Добрынин Д.М., Пузанов В.Д.
В этот период творчестве Мокина возобладала героическая тема. Он изображает в своих миниатюрах славное прошлое русского народа, его многовековую борьбу за свою национальную независимость. Темы для своих работ художник брал из жизни: «Спасение челюскинцев», «Готов к труду и обороне», «Строчеи за работой». Своим трудом старейший художник Холуя умножил славу советского искусства. Но не только миниатюрной живописью занимался художник. Им написано много станковых полотен, среди которых выделяются пейзажи и портреты.


В годы Великой отечественной войны С.А. Мокиным созданы произведения, которые он посвящает подвигам советских людей с фашистскими захватчиками. До последнего дня своей жизни держал в руках кисть этот неутомимый труженик, большой художник и борец за всё новое смелое – энтузиаст, поднявший искусство Холуя до уровня профессионального искусства.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.