ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА: КИТАЙ – ФЕДОСКИНО — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА: КИТАЙ – ФЕДОСКИНО

2023-02-16 41
ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА: КИТАЙ – ФЕДОСКИНО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЛОБОДА ХОЛУЙ КАК ПРЕДТЕЧА ПРОМЫСЛА

В документах за 1613 г. слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов. Название «Холуй» произошло от промысла на реки Тезе, недалеко от впадения её в Клязьму. Для лова рыбы люди ставили плетни из прутьев, называемые «холуи», «холуйники» – так объясняет русский толковый словарь В.И. Даля значение этих слов.
Холуян в округе довольно зло называли «фараонами». Кличка пристала давно и толком никто не помнит её происхождения. Одни говорят, это оттого, что в селе стояло 28 часовен. Другие вспоминают, что так называлась рыболовная сеть. Третьи же утверждают, что в Холуе не принято было самим пахать и сеять. Делали это крестьяне соседних деревень. Вне зависимости от того, какая версия верна, «фараонов» не любили. Считали их богатеями: мол, ни пашут и не сеют, а деньгу большую никчёмной «малёвкой» зашибают.
Красота этих мест великолепна в любое время года. Она и сегодня пленит многих. Лучшие художники Холуя считают, что именно необыкновенной красоте здешних мест во многом обязаны своим творчеством. Мастера так отзываются об этом уголке русской земли:

«Я приехал в Холуй, и как-то прирос к этой земле. Понравилось красивое село с морем цветов в летнюю пору и золотым листопадом осенью. Невозможно не прикипеть к этим местам».


  Река – красавица, небольшая, глубокая, извилистая Теза, с её широкими весенними разливами, что оком не окинешь, с дубравами и сосновыми борами, могучими вязами и ивами по берегам, заливные луга с морем цветов в летнюю пору, с осенним золотым листопадом и множеством стогов сена, и белейшими огромными сугробами зимою. Возникает даже ощущение, что здесь не нужно ничего рисовать, творить: бери кисть – и переноси всю эту неземную красоту на шкатулки.


Секрет плодовитости и мастерства местных художников заключается, наверное, и в том, что этот «медвежий уголок» до сих пор остаётся нетронутым цивилизацией. Даже император Пётр I не разрешал рубить берёзы в Холуе, чтобы не нарушить пейзаж, вдохновляющий художников.


 

Е.А. Зарин

С 1901 г. Комитетом попечительства русской иконописи, состоящим под непосредственным покровительством Николая II, Холуйская иконописная школа преобразовывается в Холуйские учебные иконописные мастерские. Для руководства присылается выпускник императорской академии художеств, ученик И.Е. Репина Е.А. Зарин (на фото). Для преподавания в иконописной школе приезжает кандидат Киевской духовной академии А.М. Деницин. Он преподавал закон Божий, археологию и иконографию. Деятельность образовательных учреждений сыграла серьёзнейшую роль в росте авторитета холуйской иконописи.
Руководитель Холуйских учебных иконописных мастерских Е.А. Зарин считал необходимым для живописцев не только умение писать иконы, но и создавать фрески, расписывать храмы. Под руководством Зарина был расписан храм в Кишинёве и других городах. Лучшие ученики после завершения учёбы направлялись в Москву продолжать образование в Строгановском училище. Заслуги холуйцев отметил Император Николай II, пожаловав грамоту и серебряный именной жетон Василию Пузанову:

«…по сооружению храма, созданного иждивением императорского величества в городе Царское Село».

 

ИСТОРИЯ ХОЛУЙСКОЙ МИНИАТЮРЫ

После революции иконописцы остались без работы. В конце 1920-х гг. мастера начали прибиваться к Мстёре. Там была артель, где делали «коврики»: маслом писали на холсте копии известных произведений. Вскоре в Холуе открылся её филиал. Но настоящего художника «коврики» удовлетворить не могли. Поэтому в 1932 г. холуяне решили попробовать силы в миниатюре. В 1934 г. холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Пузанов-Молёв организовали артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре. Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Холуйские художники с 1937 г. участвовали во Всемирной выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали, а в 1939 г. их работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
В 1943 г. по постановлению Совнаркома РСФСР в Холуе открывается художественная профессионально-техническая школа. В школу направляется выпускник Ленинградской Академии художеств У.А. Кукулиев.
Первые послевоенные выпускники школы Н. Бабурин, А. Костерин, Б. Тихонравов во главе с В.А. Беловым, учеником С.А. Мокина, а также талантливая молодежь из последующих выпусков – Н. Денисов, Б. Киселёв, В. Фомин, Н. Стариков и многие другие – по существу заложили холуйские художественные традиции лаковой миниатюры. С этого времени о Холуе заговорили как о признанном центре лаковой миниатюры, его изделия стали приобретать музеи, картинные галереи, российские организации, торгующие произведениями искусства. В 1959 г. в Холуе на общественных началах был создан Музей Холуйского искусства, который ныне имеет статус Государственного музея Холуйского искусства.


С 1961 г. холуйская миниатюрная живопись выходит на международный рынок.
Наряду с миниатюрами начинают создаваться декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном, всё чаще начинают использовать насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета. Спектр сюжетов необычайно широк: былинные и сказочные сюжеты, темы из русского фольклора, эпические, исторические и литературные, батальные, жанровые и песенные, пейзажные, архитектурные и даже сатирические сюжеты, образы деятелей русской культуры. Всё это – в характерной холуйской манере, одновременно и декоративной, и реалистической, с тонкими индивидуальными различиями мастеров, но без утраты стилевого единства, и создало славу Холую как мировому центру лаковой миниатюрной живописи.
В 1989 г. Холуйское художественная профтехшкола преобразовывается в Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, которое с 2000 г. носит имя Н.Н. Харламова и до сих пор готовит молодых художников для народных художественных промыслов. При этом молодежь обучается традициям лаковой миниатюры, художественной вышивки и иконописи, искусство которой возрождается в современном Холуе.

   ОСНОВАТЕЛИ ХОЛУЙСКОЙ МИНИАТЮРЫ

Л.Л. Никонов

Никонов Лев Леонидович род. в 1961 г. в деревне Попово Юрьевецкого района Ивановской области. Уже более 30 лет занимается лаковой миниатюрой. Приехал он в Холуй из Юрьевца и помнит, что его стремление к рисованию и учёбе проявилось очень рано:

«В школу я убежал из дома в шесть лет, как Филиппок, хоть она и находилась в другой деревне. В седьмом классе твёрдо решил стать художником».


Учась в Холуйской художественной профтехшколе, он был среди лучших, умел быстро схватывать характерные черты, обладал широкой раскованной живописной манерой. Учился у Б.И. Киселёва. А дипломная работа «Мой дед», написанная в классических традициях холуйской миниатюры и посвящённая истории семьи, и поныне считается одной из лучших в училище и принимает участие во многих выставках. В 1995 г. принят в союз художников РСФСР, последние 20 лет пишет работы на охотничьи темы. Участник многих зарубежных и союзных выставок. Работы находятся в Государственном музее Холуйского искусства и частных зарубежных коллекциях. Сыновья Льва Леонидовича – Павел и Егор – пошли по стопам отца, и сейчас учатся в Высшей школе народных искусств. Можно уже сказать, что образовывается целая династия Никоновых.

М.М. Веселов

Веселов Михаил Михайлович род. в 1959 г. в с. Андреевка Приморского края. В 1981 г. окончил Холуйскую художественную профтехшколу. Учился у основоположников промысла: Костерина А.М., Белова В.А. В 1978 г. поступил работать на Холуйскую художественную фабрику. В 1989 г. перешёл в творческую группу. Награждён дипломами за участие во всесоюзных выставках. В 1994 г. его работа «Св. Серафим Саровский» была приобретена Московским Государственным Историческим музеем. Виктор Веселов говорит:

«Я по душе, конечно, пейзажист. Для души выхожу на природу и смотрю, как цвет ложится, как игра его. Природа учит. Как говорят великие, надо учиться у природы. И это помогает в нашей миниатюрной живописи. Собрать цветовую гамму. Те же вот берёзки перерабатываем. Наши сосенки».


Любимые темы художника: народный фольклор, лирика, исторические. Занимается иконописью, пейзажной живописью.


 

ДОМ СКАЗКИ И БЫЛИНЫ

Культурным центром села Холуй является Государственный музей холуйского искусства. Главной целью собирательства изначально была холуйская миниатюрная живопись. Но вскоре коллекция музея приобрела комплексный характер: жители посёлка и окрестностей приносили сюда предметы быта, иконы, старопечатные и рукописные книги, строчевышитые изделия, живописные полотна холуйских мастеров.
В настоящее время собрание МХИ включает в себя около 5 тысяч единиц хранения. В полумраке музейных залов высвечены витрины, в которых поблескивают лаком изящные ларцы, шкатулки, коробочки. Их чёрные грани с лёгким золотым орнаментом кажутся оправами для многоцветных миниатюр, каждая из которых – маленькая драгоценность, заключающая в себе целый мир линий, красок и образов. Среди них живопись, графика, скульптура, образцы декоративно-прикладного искусства. Значительную часть коллекции музея составляют иконы, многие из них подписные и точно датированные, что позволяет подробно проследить историю Холуйской иконописи.
Самым обширным в экспозиции МХИ является раздел лаковой миниатюры, в котором представлены работы основоположников этого искусства и произведения молодых художников.


Это даёт возможность проследить развитие холуйского искусства от истоков до современного состояния, ощутить многообразие сюжетов лаковой миниатюры, в основе которых сказки, былины, легенды, реальные исторические события, картины природы. Собрание музея включает произведения лаковой миниатюрной живописи на папье-маше мастеров Холуя, Палеха, Мстёры и Федоскина.


В разделе древнерусского искусства – иконы холуйского письма XVIII– XX вв., а также холуйской иконописной школы под руководством академика живописи Н.Н. Харламова. Имеется коллекция деревянной скульптуры. Собрание графики включает гравюры XIX в., рисунки учащихся и преподавателей холуйской иконописной школы к. XIX – н. XXвв., в том числе альбом рисунков Е.А. Зарина, ученика И.Е. Репина, а также рисунки и эскизы современных художников Холуя.


В раздел народно-прикладного искусства входят коллекции изделий народных промыслов. В собрании музея есть также старопечатные и рукописные книги, живописные произведения и многое-многое другое. Поэтому музей и привлекает к себе посетителей своим таинственным светом красоты и мудрости.

 

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА: КИТАЙ – ФЕДОСКИНО

Искусство лаковой живописи возникло несколько тысячелетий назад в Китае. При раскопках древних могил обнаружены лаковые изделия, относящиеся к эпохе Шань Инь (1766 – 1122 гг. до н. э.). Лаком покрывали домашнюю утварь, посуду и церемониальные сосуды, конскую упряжь, луки и стрелы, украшали экипажи. Лаками писали как чернилами, использовали для защиты поверхности изделий и в декоративных целях (на фото: чаша с подставкой. Красный лак, резьба. Эпоха Мин).
Родиной европейских лаков считается бельгийский Спа. Лаковое производство здесь быстро превратилось в ведущую отрасль галантерейной продукции. Коробочки наборов для шитья, бонбоньерки, табакерки, очечники, сигаретницы, шкатулки для чая и пряностей, пудреницы, шкатулки для украшений, туалетные гарнитуры – всё это изготавливалось из букового дерева. Изделия пользовались большой популярностью у отдыхающих на знаменитом европейском курорте – водах Ардена. Спаское лаковое искусство достигло своего расцвета в XVIII в., когда местные художники объединились в особую гильдию. Все эти мастера обслуживали самую богатую верхушку аристократии, создавая дорогие образцы мебели, чайные подносы, рамы, бокалы, чашки, футляры для часов и прочие предметы роскоши. В стилистическом плане эти вещи в основном были подражанием восточным лакам.
В России постоянный интерес к лакам стал проявляться с петровских времен. Но ещё при Алексее Михайловиче (1629 – 1676 гг.) в китайском стиле украшались отдельные покои коломенского дворца под Москвой. Благодаря торговым контактам с Китаем появляются лакированные деревянные подносы, ширмы, веера.

Родиной лаковой миниатюры в России считается подмосковное село Федоскино. В 1793 г. московский купец Пётр Иванович Коробов основал в с. Федоскине мастерскую, выпускающие лаковые козырьки и кивера для военнослужащих из папье-маше. В 1795 г. он пригласил из Гер­мании нескольких брауншвейгских мастеров, с помощью которых наладил на этой фабрике про­изводство лаковых табакерок, обучил росписи по лаку местных мастеров из ближайших сел, мно­гие из них были талантливыми крепостными ху­дожниками.
Вначале на коробочки просто наклеивали гравюры с пасторальными или галантно-рыцарским сюжетами и покрывали их бесцветным лаком. Но постепенно техника отделки совершенствовалась, и крышки табакерок и шкатулок живописцы Федоскино стали расписывать миниатюрными копиями (часто – весьма «вольными») с картин русских и западноевропейских художников. Позднее им на смену пришли оригинальные сюжеты из крестьянского быта, народных сказок, былин и песен. Так к середине XIX в. сложился самобытный стиль федоскинской миниатюры, принёсший этому народному искусству мировую славу.
Во второй половине XIX столетия интерес к лаковым изделиям сохраняется. Их декоративные решения становятся более сложными и насыщенными, часто сочетаются с расписными вставками перламутра. Наряду с мелкими лаковыми предметами появляется мебель, украшенная лаковой росписью, – стулья, столики. Достигнув высокого профессионального уровня, русская лаковая миниатюра вступила в блестящую пору расцвета. Это искусство, пришедшее в Россию с запада, очень быстро обрело самостоятельность, яркое своеобразие и как большое художественное явление вошло в европейскую культуру.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.