Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2023-02-16 | 41 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
СЛОБОДА ХОЛУЙ КАК ПРЕДТЕЧА ПРОМЫСЛА
В документах за 1613 г. слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов. Название «Холуй» произошло от промысла на реки Тезе, недалеко от впадения её в Клязьму. Для лова рыбы люди ставили плетни из прутьев, называемые «холуи», «холуйники» – так объясняет русский толковый словарь В.И. Даля значение этих слов.
Холуян в округе довольно зло называли «фараонами». Кличка пристала давно и толком никто не помнит её происхождения. Одни говорят, это оттого, что в селе стояло 28 часовен. Другие вспоминают, что так называлась рыболовная сеть. Третьи же утверждают, что в Холуе не принято было самим пахать и сеять. Делали это крестьяне соседних деревень. Вне зависимости от того, какая версия верна, «фараонов» не любили. Считали их богатеями: мол, ни пашут и не сеют, а деньгу большую никчёмной «малёвкой» зашибают.
Красота этих мест великолепна в любое время года. Она и сегодня пленит многих. Лучшие художники Холуя считают, что именно необыкновенной красоте здешних мест во многом обязаны своим творчеством. Мастера так отзываются об этом уголке русской земли:
«Я приехал в Холуй, и как-то прирос к этой земле. Понравилось красивое село с морем цветов в летнюю пору и золотым листопадом осенью. Невозможно не прикипеть к этим местам».
Река – красавица, небольшая, глубокая, извилистая Теза, с её широкими весенними разливами, что оком не окинешь, с дубравами и сосновыми борами, могучими вязами и ивами по берегам, заливные луга с морем цветов в летнюю пору, с осенним золотым листопадом и множеством стогов сена, и белейшими огромными сугробами зимою. Возникает даже ощущение, что здесь не нужно ничего рисовать, творить: бери кисть – и переноси всю эту неземную красоту на шкатулки.
|
Секрет плодовитости и мастерства местных художников заключается, наверное, и в том, что этот «медвежий уголок» до сих пор остаётся нетронутым цивилизацией. Даже император Пётр I не разрешал рубить берёзы в Холуе, чтобы не нарушить пейзаж, вдохновляющий художников.
Е.А. Зарин
С 1901 г. Комитетом попечительства русской иконописи, состоящим под непосредственным покровительством Николая II, Холуйская иконописная школа преобразовывается в Холуйские учебные иконописные мастерские. Для руководства присылается выпускник императорской академии художеств, ученик И.Е. Репина Е.А. Зарин (на фото). Для преподавания в иконописной школе приезжает кандидат Киевской духовной академии А.М. Деницин. Он преподавал закон Божий, археологию и иконографию. Деятельность образовательных учреждений сыграла серьёзнейшую роль в росте авторитета холуйской иконописи.
Руководитель Холуйских учебных иконописных мастерских Е.А. Зарин считал необходимым для живописцев не только умение писать иконы, но и создавать фрески, расписывать храмы. Под руководством Зарина был расписан храм в Кишинёве и других городах. Лучшие ученики после завершения учёбы направлялись в Москву продолжать образование в Строгановском училище. Заслуги холуйцев отметил Император Николай II, пожаловав грамоту и серебряный именной жетон Василию Пузанову:
«…по сооружению храма, созданного иждивением императорского величества в городе Царское Село».
ИСТОРИЯ ХОЛУЙСКОЙ МИНИАТЮРЫ
После революции иконописцы остались без работы. В конце 1920-х гг. мастера начали прибиваться к Мстёре. Там была артель, где делали «коврики»: маслом писали на холсте копии известных произведений. Вскоре в Холуе открылся её филиал. Но настоящего художника «коврики» удовлетворить не могли. Поэтому в 1932 г. холуяне решили попробовать силы в миниатюре. В 1934 г. холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Пузанов-Молёв организовали артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре. Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Холуйские художники с 1937 г. участвовали во Всемирной выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали, а в 1939 г. их работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
В 1943 г. по постановлению Совнаркома РСФСР в Холуе открывается художественная профессионально-техническая школа. В школу направляется выпускник Ленинградской Академии художеств У.А. Кукулиев.
Первые послевоенные выпускники школы Н. Бабурин, А. Костерин, Б. Тихонравов во главе с В.А. Беловым, учеником С.А. Мокина, а также талантливая молодежь из последующих выпусков – Н. Денисов, Б. Киселёв, В. Фомин, Н. Стариков и многие другие – по существу заложили холуйские художественные традиции лаковой миниатюры. С этого времени о Холуе заговорили как о признанном центре лаковой миниатюры, его изделия стали приобретать музеи, картинные галереи, российские организации, торгующие произведениями искусства. В 1959 г. в Холуе на общественных началах был создан Музей Холуйского искусства, который ныне имеет статус Государственного музея Холуйского искусства.
|
С 1961 г. холуйская миниатюрная живопись выходит на международный рынок.
Наряду с миниатюрами начинают создаваться декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном, всё чаще начинают использовать насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета. Спектр сюжетов необычайно широк: былинные и сказочные сюжеты, темы из русского фольклора, эпические, исторические и литературные, батальные, жанровые и песенные, пейзажные, архитектурные и даже сатирические сюжеты, образы деятелей русской культуры. Всё это – в характерной холуйской манере, одновременно и декоративной, и реалистической, с тонкими индивидуальными различиями мастеров, но без утраты стилевого единства, и создало славу Холую как мировому центру лаковой миниатюрной живописи.
В 1989 г. Холуйское художественная профтехшкола преобразовывается в Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, которое с 2000 г. носит имя Н.Н. Харламова и до сих пор готовит молодых художников для народных художественных промыслов. При этом молодежь обучается традициям лаковой миниатюры, художественной вышивки и иконописи, искусство которой возрождается в современном Холуе.
|
ОСНОВАТЕЛИ ХОЛУЙСКОЙ МИНИАТЮРЫ
Л.Л. Никонов
Никонов Лев Леонидович род. в 1961 г. в деревне Попово Юрьевецкого района Ивановской области. Уже более 30 лет занимается лаковой миниатюрой. Приехал он в Холуй из Юрьевца и помнит, что его стремление к рисованию и учёбе проявилось очень рано:
«В школу я убежал из дома в шесть лет, как Филиппок, хоть она и находилась в другой деревне. В седьмом классе твёрдо решил стать художником».
Учась в Холуйской художественной профтехшколе, он был среди лучших, умел быстро схватывать характерные черты, обладал широкой раскованной живописной манерой. Учился у Б.И. Киселёва. А дипломная работа «Мой дед», написанная в классических традициях холуйской миниатюры и посвящённая истории семьи, и поныне считается одной из лучших в училище и принимает участие во многих выставках. В 1995 г. принят в союз художников РСФСР, последние 20 лет пишет работы на охотничьи темы. Участник многих зарубежных и союзных выставок. Работы находятся в Государственном музее Холуйского искусства и частных зарубежных коллекциях. Сыновья Льва Леонидовича – Павел и Егор – пошли по стопам отца, и сейчас учатся в Высшей школе народных искусств. Можно уже сказать, что образовывается целая династия Никоновых.
М.М. Веселов
Веселов Михаил Михайлович род. в 1959 г. в с. Андреевка Приморского края. В 1981 г. окончил Холуйскую художественную профтехшколу. Учился у основоположников промысла: Костерина А.М., Белова В.А. В 1978 г. поступил работать на Холуйскую художественную фабрику. В 1989 г. перешёл в творческую группу. Награждён дипломами за участие во всесоюзных выставках. В 1994 г. его работа «Св. Серафим Саровский» была приобретена Московским Государственным Историческим музеем. Виктор Веселов говорит:
«Я по душе, конечно, пейзажист. Для души выхожу на природу и смотрю, как цвет ложится, как игра его. Природа учит. Как говорят великие, надо учиться у природы. И это помогает в нашей миниатюрной живописи. Собрать цветовую гамму. Те же вот берёзки перерабатываем. Наши сосенки».
|
Любимые темы художника: народный фольклор, лирика, исторические. Занимается иконописью, пейзажной живописью.
ДОМ СКАЗКИ И БЫЛИНЫ
Культурным центром села Холуй является Государственный музей холуйского искусства. Главной целью собирательства изначально была холуйская миниатюрная живопись. Но вскоре коллекция музея приобрела комплексный характер: жители посёлка и окрестностей приносили сюда предметы быта, иконы, старопечатные и рукописные книги, строчевышитые изделия, живописные полотна холуйских мастеров.
В настоящее время собрание МХИ включает в себя около 5 тысяч единиц хранения. В полумраке музейных залов высвечены витрины, в которых поблескивают лаком изящные ларцы, шкатулки, коробочки. Их чёрные грани с лёгким золотым орнаментом кажутся оправами для многоцветных миниатюр, каждая из которых – маленькая драгоценность, заключающая в себе целый мир линий, красок и образов. Среди них живопись, графика, скульптура, образцы декоративно-прикладного искусства. Значительную часть коллекции музея составляют иконы, многие из них подписные и точно датированные, что позволяет подробно проследить историю Холуйской иконописи.
Самым обширным в экспозиции МХИ является раздел лаковой миниатюры, в котором представлены работы основоположников этого искусства и произведения молодых художников.
Это даёт возможность проследить развитие холуйского искусства от истоков до современного состояния, ощутить многообразие сюжетов лаковой миниатюры, в основе которых сказки, былины, легенды, реальные исторические события, картины природы. Собрание музея включает произведения лаковой миниатюрной живописи на папье-маше мастеров Холуя, Палеха, Мстёры и Федоскина.
В разделе древнерусского искусства – иконы холуйского письма XVIII– XX вв., а также холуйской иконописной школы под руководством академика живописи Н.Н. Харламова. Имеется коллекция деревянной скульптуры. Собрание графики включает гравюры XIX в., рисунки учащихся и преподавателей холуйской иконописной школы к. XIX – н. XXвв., в том числе альбом рисунков Е.А. Зарина, ученика И.Е. Репина, а также рисунки и эскизы современных художников Холуя.
В раздел народно-прикладного искусства входят коллекции изделий народных промыслов. В собрании музея есть также старопечатные и рукописные книги, живописные произведения и многое-многое другое. Поэтому музей и привлекает к себе посетителей своим таинственным светом красоты и мудрости.
ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА: КИТАЙ – ФЕДОСКИНО
Искусство лаковой живописи возникло несколько тысячелетий назад в Китае. При раскопках древних могил обнаружены лаковые изделия, относящиеся к эпохе Шань Инь (1766 – 1122 гг. до н. э.). Лаком покрывали домашнюю утварь, посуду и церемониальные сосуды, конскую упряжь, луки и стрелы, украшали экипажи. Лаками писали как чернилами, использовали для защиты поверхности изделий и в декоративных целях (на фото: чаша с подставкой. Красный лак, резьба. Эпоха Мин).
Родиной европейских лаков считается бельгийский Спа. Лаковое производство здесь быстро превратилось в ведущую отрасль галантерейной продукции. Коробочки наборов для шитья, бонбоньерки, табакерки, очечники, сигаретницы, шкатулки для чая и пряностей, пудреницы, шкатулки для украшений, туалетные гарнитуры – всё это изготавливалось из букового дерева. Изделия пользовались большой популярностью у отдыхающих на знаменитом европейском курорте – водах Ардена. Спаское лаковое искусство достигло своего расцвета в XVIII в., когда местные художники объединились в особую гильдию. Все эти мастера обслуживали самую богатую верхушку аристократии, создавая дорогие образцы мебели, чайные подносы, рамы, бокалы, чашки, футляры для часов и прочие предметы роскоши. В стилистическом плане эти вещи в основном были подражанием восточным лакам.
В России постоянный интерес к лакам стал проявляться с петровских времен. Но ещё при Алексее Михайловиче (1629 – 1676 гг.) в китайском стиле украшались отдельные покои коломенского дворца под Москвой. Благодаря торговым контактам с Китаем появляются лакированные деревянные подносы, ширмы, веера.
|
Родиной лаковой миниатюры в России считается подмосковное село Федоскино. В 1793 г. московский купец Пётр Иванович Коробов основал в с. Федоскине мастерскую, выпускающие лаковые козырьки и кивера для военнослужащих из папье-маше. В 1795 г. он пригласил из Германии нескольких брауншвейгских мастеров, с помощью которых наладил на этой фабрике производство лаковых табакерок, обучил росписи по лаку местных мастеров из ближайших сел, многие из них были талантливыми крепостными художниками.
Вначале на коробочки просто наклеивали гравюры с пасторальными или галантно-рыцарским сюжетами и покрывали их бесцветным лаком. Но постепенно техника отделки совершенствовалась, и крышки табакерок и шкатулок живописцы Федоскино стали расписывать миниатюрными копиями (часто – весьма «вольными») с картин русских и западноевропейских художников. Позднее им на смену пришли оригинальные сюжеты из крестьянского быта, народных сказок, былин и песен. Так к середине XIX в. сложился самобытный стиль федоскинской миниатюры, принёсший этому народному искусству мировую славу.
Во второй половине XIX столетия интерес к лаковым изделиям сохраняется. Их декоративные решения становятся более сложными и насыщенными, часто сочетаются с расписными вставками перламутра. Наряду с мелкими лаковыми предметами появляется мебель, украшенная лаковой росписью, – стулья, столики. Достигнув высокого профессионального уровня, русская лаковая миниатюра вступила в блестящую пору расцвета. Это искусство, пришедшее в Россию с запада, очень быстро обрело самостоятельность, яркое своеобразие и как большое художественное явление вошло в европейскую культуру.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!