Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2023-02-16 | 40 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рефлексивное слушание – это слушание, в процессе которого мы отражаем содержание рассказа клиента и его чувства.
Большинство авторов выделяют три основные техники – техники активного слушания.
К ним относят:
- эхо-технику;
- перефразирование;
- резюмирование.
Данные техники нашли широкое применение в консультационной практике.
Эхо – техника
Эхо-техника – это повторение отдельных слов или словосочетаний клиента, без каких-либо изменений. С помощью эхо - техники можно отражать как содержание сказанного клиентом, так и его эмоции, чувства. Например,
Клиент. Я очень расстроился, когда понял, что день поля придется перенести.
Консультант. Расстроились? (отражение эмоций).
Или:
Консультант. Перенести день поля? (отражение содержания).
При использовании данной техники нужно соблюдать следующие правила:
- повторять те слова клиента, которые, по вашему мнению, несут
наибольшую эмоциональную нагрузку;
- повторять слова, которые клиент подчеркивает и всячески выделяет в процессе разговора;
- чередовать эхо-технику с другими техниками.
Перефразирование
Перефразирование — это пересказ другими словами того, что было услышано.
Основное назначение данной техники состоит в том, чтобы показать клиенту, что консультант понял его точку зрения. С помощью этой техники консультант может подчеркнуть особенно важные мысли и слова клиента.
Перефразирование, так же как и эхо-техника, бывает двух видов:
1) отражающее содержание того, что было сказано клиентом;
2) отражающее эмоции и чувства клиента.
Перефразирование, отражающее содержание сказанного, используют для того, чтобы побудить клиента продолжить его свободный рассказ и уточнить, насколько правильно мы его поняли. Например, в начале разговора клиент жаловался на то, что его техника так устарела, что не позволяет применять новые технологии.
|
Консультант. Если я вас правильно понял, именно старая техника является тормозом в вопросе применения прогрессивных технологий….
Клиент. Да. У меня техника еще от предыдущего хозяина…
В данном примере, сделав перефразирование, консультант побудил клиента рассказать о его ситуации более подробно и заодно проверил, правильно ли он его понял.
Используя технику перефразирования в консультировании, нужно придерживаться следующих правил:
- пересказывать выражение клиента своими словами;
- не интерпретировать и не вносить свой смысл в услышанное;
- чередовать перефразирование с другими техниками.
Резюмирование
Резюмирование — это подведение итога всего разговора или его отдельных час тей, объединяющее основные мысли и чувства клиента.
Резюмирование позволяет выделить ключевые моменты в совместной работе и отбросить второстепенные, выстроить высказывания клиента в логической последовательности, плавно перейти от одной части разговора к другой. Оно может быть использовано на любом этапе консультирования, но является обязательным как в конце каждой беседы (подведение общего итога работы), так и в ее начале (напоминание клиенту того, о чем шла речь на предыдущей беседе).
Резюмирование может быть применено не только с целью подведения итогов разговора, но и для проверки правильности понимания клиента консультантом, а также с целью структурирования информации клиента в тех случаях, когда он говорит сбивчиво и несвязно. Некоторые клиенты любят говорить слишком много и эмоционально, при этом консультанту легко потерять нить рассуждения. В таких ситуациях полезно остановить клиента и, прежде чем он продолжит свой рассказ, подвести итог уже сказанного. Это можно сделать в мягкой и ненавязчивой форме, например следующим образом:
|
Консультант. Иван Иванович, простите, пожалуйста, что я вас перебиваю. Вы подробно описали мне ситуацию и сообщили много важных деталей... я хотел бы остановить вас на пару минут и проверить, насколько правильно я запомнил все, что вы мне только что сказали, и не пропустил ли что-то существенно важное. Если вы заметите какие-либо неточности, пожалуйста, поправьте меня.
В данном отрывке консультант остановил клиента, чтобы проверить, насколько он понял и запомнил все то, что было сказано, а заодно - чтобы структурировать полученную информацию.
Во время резюмирования консультант предоставляет клиенту свое видение проблемы, которое может отличаться от видения той же проблемы клиентом, поэтому очень важно в процессе работы дать возможность клиенту исправить эти неточности, внести изменения или добавить что-то существенно важное, что было упущено из виду.
Резюмированию могут предшествовать следующие слова и выражения консультанта:
- «Я получил от вас много информации и хотел бы проверить, все ли я понял правильно. Если я допущу какую-либо неточность или упущу что-то важное, поправьте меня, пожалуйста. Вы сказали, что...»
- «во время прошлой встречи мы с вами говорили о... Вы рассказали
мне, что...»
- «Наша встреча подходит к концу, и я хотел бы подвести итог
того, что вы мне рассказали».
Используя данную технику, рекомендуется придерживаться следующих правил:
- говорить лаконично и понятно;
- стараться включать в резюмирование слова и выражения клиента;
- не интерпретировать и не давать оценку сказанного клиентом;
- обходиться без советов, «ярлыков», наставлений;
- в тех случаях, когда это возможно, сообщать клиенту цель резюмирования.
На практике процесс овладения техниками активного слушания требует значительных усилий и на первых порах может восприниматься с неудовольствием, потому что некоторые приемы поначалу могут казаться неестественными, нарушать привычный стиль общения. Лишь когда эти приемы станут частью привычного психологического репертуара консультанта, и он начнет использовать их почти бессознательно, активное слушание будет приносить серьезные результаты.
Навыки устной речи не менее важны для консультанта. Именно на них основано умение убеждать клиента и оказывать на него влияние. Между тем, многие консультанты испытывают затруднения при ведении беседы, выступлении на совещании или при проведении презентации. Как научиться хорошо говорить? В этом опять таки помогут практические занятия по отработке навыков. Такие тренинги как «Успешная презентация», «Подготовка и проведение семинара» способствуют этому.
|
Навыки невербальных коммуникаций
Активное слушание клиента важно на протяжении всего процесса общения, а на начальных этапах оно просто необходимо. Для того чтобы показать клиенту, что консультант его слышит и старается понять, он может использовать как вербальные, так и невербальные средства общения. К элементам невербальной коммуникации относят: жесты, выражение лица, позу, зрительный контакт, параметры голоса, внешность, личное пространство. Жесты классифицируют как открытые и закрытые. Открытые жесты говорят об открытости собеседника, о желании общаться. Закрытые жесты наоборот свидетельствуют о закрытости, желании изолироваться и уйти от общения. Консультант может использовать открытые жесты и позы (нескрещенные руки и ноги, жест — открытая ладонь, обращенная вверх и т. д.), легкий наклон туловища по направлению к говорящему, кивок головой (означающий «да»), показывающий наше понимание или согласие с клиентом и др.
В общении с клиентом немаловажную роль играет мимика консультанта: выражение его глаз, улыбка, напряжение мышц лица и т. д. Часто лицо отражает малейшие проявления чувств, которые консультант пытается скрыть от клиента через так называемую микромимику. «Микромимика — это не осознаваемые нами, мелкие, почти невидимые сокращения мимических мышц. О ней не надо думать, она появляется сама, ее рождают наши мысли, видения, эмоции» [Гиппиус С. В., 2001. с. 14]. Именно поэтому консультанту важно быть конгруэнтным на протяжении всего времени общения с клиентом. В противном случае клиент может интуитивно уловить фальшь или неправильно интерпретировать состояние консультанта и перестать ему доверять.
Часто для клиента важен контакт глаз. Это не означает, что консультант должен непрерывно смотреть на клиента в процессе общения. Если клиент слишком редко смотрит в глаза консультанту, это может свидетельствовать о том, что он чувствует себя не совсем комфортно, смущается или не проявляет достаточной искренности. В случае, если клиент пытается поймать взгляд консультанта, необходимо немедленно отреагировать на это и взаимно взглянуть ему в глаза, таким образом проявляя свою заинтересованность и показывая искренность своих намерений. В. Классовский в книге «Теория и мимика страстей», написанной еще в 1849 г., подчеркивая важность нашего взгляда в глаза другого человека, уверял читателя: «Глазами мы призываем, отгоняем, грозим, умоляем, презрительно уничтожаем, смеемся».
|
Г. Игэн, подчеркивая значимость невербальных компонентов консультирования, предложил модель, которая отражает ключевые эффективные аспекты невербального языка консультанта в процессе общения:
- сидеть под удобным углом к клиенту, на удобном расстоянии;
- демонстрировать открытые жесты, не скрещивать руки и ноги;
- наклонять туловище немного вперед время от времени, слушать
внимательно, смотреть с искренним интересом;
- демонстрировать эффективный контакт глаз;
- сидеть без напряжения в удобной позе.
Одним из важных аспектов невербального языка является организация пространства для общения консультанта и клиента. Расстановка стульев и кресел (угол и расстояние между ними, их приближенность или удаленность от дверей, окон и других объектов и т. д.) могут способствовать созданию комфорта или дискомфорта в общении между клиентом и консультантом. Так, например, размещение клиента спиной к открытой или даже закрытой двери может вызывать у него чувство неосознанной тревоги и беспокойства, а расположение его стула вплотную к окну может отвлекать его внимание.
На начальном этапе взаимодействия как клиенту, так и консультанту очень важно чувствовать себя комфортно, поэтому консультант должен учитывать все аспекты и при возможности предложить наиболее оптимальный вариант организации места для общения с клиентом.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!