Навыки вербальных коммуникаций — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Навыки вербальных коммуникаций

2023-02-16 26
Навыки вербальных коммуникаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Среди факторов, влияющих на эффективность общения, первыми выделяются навыки вербальных коммуникаций. Существуют четыре навыка вербального общения: слуша­ние, речь, чтение и письмо. Приведенная ниже таблица пред­ставляет некоторые характеристики этих навыков (табл. 1).

Таблица 1.

Характеристики коммуникативных навыков

 

Навыки   Характеристики   Слушание Речь Чтение Письмо
Усвоение Во-первых Во-вторых В-третьих В-четвертых
Использование Наибольшее Следующее по значимости Предпоследнее по значимости Последнее по значимости
Все время коммуникаций = 100% 45% 30% 16% 9%
Обучение Последнее по уделяемому вниманию Предпоследнее по уделяемому вниманию Следующее по уделяемому вниманию Важнейшее по уделяемому вниманию

Источник: Эта таблица — результат исследованний, проведенных в США профессором Лайманом Стилом ( Lyman Steil) из Университета Миннесоты. Приводится по книге: Managing Cultural Difference. 3rd еd. —Houston, etc.: Gulf, 1991, p.

Анализируя приведенные характеристики, мы видим, что в процессе многостороннего общения слушанию уделяется в среднем в полтора раза больше времени, чем разговорам. А вот выработке самого востребованного навыка - слушания – уделяется меньше всего внимания. Это может говорить о том, что в большинстве своем мы посредственные слушатели. Прак­тика показывает, что в улучшении навыков слушания та­ится ключ к повышению эффективности вербальных ком­муникаций. Особенно это важно для профессии консультанта. Умение слушать и слышать клиента и доведение этого умения до навыка — один из самых важных показателей мастерства консультан­та. Надо помнить, что консультант — это прежде всего хороший слушатель.

Внимательное и целенаправленное слушание клиента дает кон­сультанту ряд преимуществ по сравнению с обычным слушанием. Прежде всего, оно вселяет уверенность клиента в том, что консультант начи­нает понимать, какие проблемы у него на данном этапе. Чув­ствуя заинтересованность консультанта, клиент пытается как можно понятнее донести до него необходимую информацию и иногда, без каких-либо дополнительных вопросов, разъясняет то, что, на его взгляд, не совсем ясно консультанту. Внимательное и целенаправленное слушание клиента называется «ак­тивным слушанием», в результате которого консультант старается понять, запомнить и структурировать предоставляемую клиентом ин­формацию.

Если в процессе общения консультант не вмешивается в речь клиента, а лишь поддерживает его рассказ с помощью коротких звуковых вставок или фраз: «Да», «Так», «Продолжайте», «... и...» и т.д., то такое слушание называ­ется нерефлексивным, потому что консультант не отражает ни содер­жание рассказа клиента, ни его чувств, он просто слушает. Нерефлексивное слушание применяется для недискуссионных разговоров. Консультант чаще используют другой вид активного слушания — рефлексивный, когда он осуществляет обратную связь с клиентом, используя ее в качестве контроля точности понимания того, о чем говорит клиент.

Как отмечалось выше, активное слушание является одним из ос­новных навыков консультанта. С его помощью консультант устанав­ливает доверительные отношения с клиентом, помогает ему быть более открытым в процессе его рассказа, собирает информацию о клиенте и его проблемах, трудностях и др. В ходе активного слушания консультант не просто старается услышать и понять говорящего, но также показывает свое понимание сказанного.

Разработанная психологами техника активного слушания, предназначенная повысить качество слушания, помогает консультантам овладеть навыками и базируется на двух положениях:

Положение первое: слушатель (консультант) принимает на себя обязатель­ство помочь говорящему возможно более полно выразить свои мысли и чувства. Таким образом, слушатель становит­ся активным участником коммуникации.

Положение второе: слушатель (консультант)  стремится не формировать суждений, возражений или рекомендаций, пока говорящий полностью не выразит свои мысли и чувства.

В технике активного слу­шания широко используются вопросы.

Одной из наиболее популярных и наиболее удобных для работы общих классификаций является классификация, в основу которой положена степень развернутости ответа. Она делит все вопросы на открытые и закрытые.

Открытые вопросы — это такие вопросы, которые предполагают
развернутый ответ.              

Обучаясь мастерству консультирования, прежде всего, важно научиться задавать открытые вопросы, так как именно они побуждают клиента к разговору. Отвечая на них, клиент чувству­ет себя свободно, поскольку он вправе говорить все, что хочет, не ограничивая себя.

Как отмечает Е. В.Сидоренко, открытые вопросы предо­ставляют уникальную возможность лучше понять другого человека и помогают ему быть свободным в самовыражении. Однако формули­ровать вопросы следует так, чтобы клиенту хотелось на них ответить.

Закрытые вопросы — это такие вопросы, которые требуют
краткого ответа «да» или «нет».

 Многие авторы считают, что следует избегать использования за­крытых вопросов в процессе консультирования. Другие видят в них и положительные стороны. Закрытые вопросы эф­фективны в том случае, когда нам необходимо подтвердить или опро­вергнуть чью-либо точку зрения, мнение, позицию, гипотезу и т. д.

- «Есть ли что-то еще, о чем бы вы хотели мне рассказать се­годня?»

- «Не могли бы вы прийти в следующий раз на час раньше,
чем обычно?»

Важно запомнить, что открытые вопросы не являются показателем высокого профессионального мастерства, а закрытые — соответствен­но низкого. Оба типа вопросов эффективны- если использовать их надлежащим образом.

Используя открытые и закрытые вопросы, следует придерживать-­
ся некоторых правил:        -

- удельный вес открытых вопросов должен быть значительно выше, чем удельный вес закрытых;

- стараться использовать закрытые вопросы только по необходимости, а в остальных случаях использовать открытые вопросы.

Эффективные и неэффективные вопросы

В основу следующей схемы класси­фикации вопросов положена степень эффективности задаваемых вопросов (рис. 2).

Рис. 2.  Классификация вопросов, фигурирующих в обучающих мероприятиях

Схема является далеко не полной, но на данном этапе обучения впол­не достаточной. Отработав техники постановки предложенных трех типов вопросов, начинающий консультант может осваивать другие.

Итак, в соответствии с предложенной схемой все вопросы делятся
на эффективные и неэффективные. Эффективные вопросы бывают
уточняющими, поисковыми и гипотетическими. К не­
эффективным вопросам на данном этапе обучения мы предлагаем
относить вопросы, начинающиеся со слов «Почему?» и «Зачем?», а
также некоторые типы альтернативных вопросов. Эффективные и
неэффективные типы вопросов могут быть как открытыми, так и за-­
крытыми, как содержательного плана, так и эмоционального. Все три
предложенные классификации совместимы друг с другом.

Эффективные вопросы – это те вопросы, которые помогают клиен­ ту осознать его трудности и способствуют его продвижению к решению проблемы. Другими словами, это специфические вопросы, без которых невозможно грамотно построить процесс консультирования.

Поисковые вопросы направлены на поиск новой информации о настоящей или прошлой ситуации клиента, о том, что уже произошло или про­исходит в данный момент, например:

- «Что делали вы в этой ситуации?»   

- «Как отнеслись, ваши коллеги к тому, что произошло у вас
в хозяйстве?»

С помощью поисковых вопросов мы можем выяснить то, что не­обходимо для оказания помощи клиенту, но о чем он не говорит. По­исковые вопросы следует задавать с особой осторожностью, чтобы не увести клиента в сторону, поэтому, прежде чем задать вопрос, необхо­димо решить, нужна ли нам та информация, с которой связан пред­полагаемый вопрос.

Чтобы дать возможность клиенту чувствовать себя свободно в сво­ем повествовании, поисковые вопросы могут носить общий характер и быть направленными на выяснение ситуации в целом, а не отдельных мелких деталей, например:

- «Не могли бы вы привести пример того, как это происхо­дит...?»

- «Не могли бы вы рассказать об этом более подробно?»

- «Каковы ваши планы на будущее?»

- «Не могли бы вы рассказать об этом что-нибудь еще?»

Поисковые вопросы эффективны в тех ситуациях, когда клиент немногословен, что-то недоговаривает, изъясняется сбивчиво и непо­следовательно, много молчит и ждет, чтобы консультант взял инициа­тиву на себя.

Уточняющие вопросы. На начальном этапе обучения навыкам консультирования следует научиться использовать во­просы для того, чтобы конкретизировать информацию клиента, уточ­нить детали и побудить клиента к продолжению разговора. Такие вопросы мы будем называть уточняющими.

В ходе консультирования клиент часто использует слова и слово­сочетания, которые не несут большой смысловой нагрузки и не явля­ются сугубо конкретными, например местоимения. Также клиент может использовать фразеологические обороты или словосочетания, которые можно истолковать по-разному. Чтобы выяснить, что имен­но подразумевает клиент, мы можем задать уточняющий вопрос.

Вопросы уточняющего плана эффективно работают и в ситуациях, когда клиент что-то недоговаривает, не разъясняет или сам не может до конца понять, что происходит и что именно он хочет сказать. Ино­гда он повторяет одну и ту же фразу или слово несколько раз в течение короткого промежутка времени. Кроме того, в этом случае целесооб­разно уточнить, насколько важно для него то, что так подчеркнуто в его речи, например:

Консультант. Я заметил, что вы постоянно повторяете вы­ражение «заколдованный круг». Я не уверен, что понял пра­вильно, какой смысл вы вкладываете в эти слова.

Переломные вопросы — это такие вопросы, которые знаменуют собой переход от одной логически завершенной части разговора к другой. Скажем, после того как консультант познакомил кли­ента с правилами проведения консультирования, он может задать вопрос, приглашающий клиента осветить его проблему, например:

Консультант. Есть ли у вас вопросы по нашему разговору?

Клиент. Я надеюсь, что все для себя уточнил.

Консультант. Чтобы вы еще хотели обсудить со мной сегодня?

(Переломный вопрос.)

Переломный вопрос также может быть задан тогда, когда консуль­тант собрал достаточно информации о проблеме клиента и хочет пе­рейти к следующему этапу сотрудничества - поиску путей решения проблемы, например:

Консультант. Мне кажется, что теперь я имею достаточно полное представление о том, что происходит на вашей ферме. Мне было бы интересно знать, что бы вы хотели изменить в ваших взаимоотношениях с работниками фермы?

Данный вопрос завершает собой этап сбора информации и осуще­ствляет переход к этапу уточнения проблемы. Задав его, консультант приглашает клиента продвигаться дальше к выявлению и осознанию клиентом того, что бы он хотел изменить в своих взаимоотношениях с работниками. В противном случае, особенно если клиент словоохотливый, он может рассказывать об одном и том же по замкнутому кругу.

Гипотетические вопросы — это вопросы типа «Что будет, если?».
Гипотетические вопросы обычно задают в середине или ближе к кон-
цу разговора, после того, как консультант получил некоторую информа­цию о проблеме клиента и собирается подвести клиента к ее решению.
Иногда у клиента уже имеется готовое решение, но существуют обстоятельства, которые мешают ему активно действовать, или таких
обстоятельств не существует, но клиент об этом не знает.

Гипотетические вопросы направлены в будущее. Они также помо­гают узнать новое о клиенте, о том, что еще не произошло и неизвест­но, произойдет ли когда-либо. Это вопросы, касающиеся мыслей клиента, его планов на будущее, в которых он еще не уверен, того, что бы он хотел делать в будущем, что бы он хотел изменить в своей жиз­ни и т. д. Клиент хотел бы это делать, но пока не знает как, и строит гипотезы о своем будущем.

Неэффективные вопросы — это вопросы, начинающиеся со слов «По­-
чему?», «Зачем?» и некоторые виды альтернативных вопросов.
Вопросы «Почему?» и «Зачем?» уводят клиента от чувств к разуму.
Начиная анализировать, почему что-либо произошло, чаще всего клиент обвиняет себя или собеседника, вместо того чтобы искать конструктивное решение проблемы. К тому же в русском языке вопросы «Почему?» и «Зачем?»
носят психологически негативный оттенок. Часто взрослые, обвиняя
ребенка или друг друга в чем-либо, формулируют свои претензии в
форме вопроса: «Ты почему не вымыл руки?», «Почему ты пришел
домой поздно?», «Почему на кухне горит свет с самого утра?», «Зачем
ты это сделал?». Все эти и подобные вопросы заставляют нас обороняться.      

В некоторых случаях после вопроса «Почему?» клиент начинает защищаться или замыкается, так как не может дать вразумительный ответ на поставленный вопрос.

Альтернативные вопросы или вопросы, построенные по принципу «или… или», и предполагающие выбор одного решения из двух, также бывают неэффективными при условии, что существует не два вариан­та решения проблемы, а больше.

Задавая вопросы клиенту, необходимо знать, для чего мы это дела­ем и какую информацию мы хотим получить с помощью данного во­проса. Следует избегать вопросов, которые не несут информативной (с точки зрения консультирования) или эмоциональной нагрузки. К таким вопросам могут относиться те, которые расширяют сведения о месте и времени происходящих событий, о том, какие люди, поми­мо упомянутых клиентом, были вовлечены в данные события, и другие подобные вопросы (если в этом нет особой необходимости). Вопросы, ответы на которые интересуют консультанта только из любопытства, также не способствуют продвижению к решению проблемы клиента. Подобная информация может оказаться лишней и ненужной, особенно на начальных этапах обучения консультированию.

Многие начинающие консультанты задают вопросы только потому,
что не знают, как продолжить разговор. В этом случае, как упоминалось
выше, было бы лучше, по возможности, использовать техники нерефлексивного и рефлексивного слушания. По данным наблюдений, большое количество вопросов, особенно бессистемных, может привести клиента к ощущению, что он находится на допросе или на интервью, что не способствует созданию доверительных отношений во время разговора.

 Сью Каллей дает следующие рекомендации по использованию техники постановки вопросов:

- задавайте вопрос прямо, избегая двусмысленности;

- будьте предельно кратки;

- формулируйте вопрос четко, чтобы клиент понимал, что вы
имеете в виду;

- если надо, объясните цель, с которой вы задаете вопрос;

- используйте тот же язык (слова, фразы, выражения и т. д.), который использует клиент.

К этому списку хочется добавить еще один пункт:

- избегайте того, чтобы задавать несколько вопросов подряд, не
дожидаясь ответа клиента. Из нескольких заданных подряд вопросов клиент, скорее всего, выберет для ответа только один. Все остальные останутся без должного внимания.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.