Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2023-02-16 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Среди факторов, влияющих на эффективность общения, первыми выделяются навыки вербальных коммуникаций. Существуют четыре навыка вербального общения: слушание, речь, чтение и письмо. Приведенная ниже таблица представляет некоторые характеристики этих навыков (табл. 1).
Таблица 1.
Характеристики коммуникативных навыков
Навыки Характеристики | Слушание | Речь | Чтение | Письмо |
Усвоение | Во-первых | Во-вторых | В-третьих | В-четвертых |
Использование | Наибольшее | Следующее по значимости | Предпоследнее по значимости | Последнее по значимости |
Все время коммуникаций = 100% | 45% | 30% | 16% | 9% |
Обучение | Последнее по уделяемому вниманию | Предпоследнее по уделяемому вниманию | Следующее по уделяемому вниманию | Важнейшее по уделяемому вниманию |
Источник: Эта таблица — результат исследованний, проведенных в США профессором Лайманом Стилом ( Lyman Steil) из Университета Миннесоты. Приводится по книге: Managing Cultural Difference. 3rd еd. —Houston, etc.: Gulf, 1991, p.
Анализируя приведенные характеристики, мы видим, что в процессе многостороннего общения слушанию уделяется в среднем в полтора раза больше времени, чем разговорам. А вот выработке самого востребованного навыка - слушания – уделяется меньше всего внимания. Это может говорить о том, что в большинстве своем мы посредственные слушатели. Практика показывает, что в улучшении навыков слушания таится ключ к повышению эффективности вербальных коммуникаций. Особенно это важно для профессии консультанта. Умение слушать и слышать клиента и доведение этого умения до навыка — один из самых важных показателей мастерства консультанта. Надо помнить, что консультант — это прежде всего хороший слушатель.
|
Внимательное и целенаправленное слушание клиента дает консультанту ряд преимуществ по сравнению с обычным слушанием. Прежде всего, оно вселяет уверенность клиента в том, что консультант начинает понимать, какие проблемы у него на данном этапе. Чувствуя заинтересованность консультанта, клиент пытается как можно понятнее донести до него необходимую информацию и иногда, без каких-либо дополнительных вопросов, разъясняет то, что, на его взгляд, не совсем ясно консультанту. Внимательное и целенаправленное слушание клиента называется «активным слушанием», в результате которого консультант старается понять, запомнить и структурировать предоставляемую клиентом информацию.
Если в процессе общения консультант не вмешивается в речь клиента, а лишь поддерживает его рассказ с помощью коротких звуковых вставок или фраз: «Да», «Так», «Продолжайте», «... и...» и т.д., то такое слушание называется нерефлексивным, потому что консультант не отражает ни содержание рассказа клиента, ни его чувств, он просто слушает. Нерефлексивное слушание применяется для недискуссионных разговоров. Консультант чаще используют другой вид активного слушания — рефлексивный, когда он осуществляет обратную связь с клиентом, используя ее в качестве контроля точности понимания того, о чем говорит клиент.
Как отмечалось выше, активное слушание является одним из основных навыков консультанта. С его помощью консультант устанавливает доверительные отношения с клиентом, помогает ему быть более открытым в процессе его рассказа, собирает информацию о клиенте и его проблемах, трудностях и др. В ходе активного слушания консультант не просто старается услышать и понять говорящего, но также показывает свое понимание сказанного.
Разработанная психологами техника активного слушания, предназначенная повысить качество слушания, помогает консультантам овладеть навыками и базируется на двух положениях:
|
Положение первое: слушатель (консультант) принимает на себя обязательство помочь говорящему возможно более полно выразить свои мысли и чувства. Таким образом, слушатель становится активным участником коммуникации.
Положение второе: слушатель (консультант) стремится не формировать суждений, возражений или рекомендаций, пока говорящий полностью не выразит свои мысли и чувства.
В технике активного слушания широко используются вопросы.
Одной из наиболее популярных и наиболее удобных для работы общих классификаций является классификация, в основу которой положена степень развернутости ответа. Она делит все вопросы на открытые и закрытые.
Открытые вопросы — это такие вопросы, которые предполагают
развернутый ответ.
Обучаясь мастерству консультирования, прежде всего, важно научиться задавать открытые вопросы, так как именно они побуждают клиента к разговору. Отвечая на них, клиент чувствует себя свободно, поскольку он вправе говорить все, что хочет, не ограничивая себя.
Как отмечает Е. В.Сидоренко, открытые вопросы предоставляют уникальную возможность лучше понять другого человека и помогают ему быть свободным в самовыражении. Однако формулировать вопросы следует так, чтобы клиенту хотелось на них ответить.
Закрытые вопросы — это такие вопросы, которые требуют
краткого ответа «да» или «нет».
Многие авторы считают, что следует избегать использования закрытых вопросов в процессе консультирования. Другие видят в них и положительные стороны. Закрытые вопросы эффективны в том случае, когда нам необходимо подтвердить или опровергнуть чью-либо точку зрения, мнение, позицию, гипотезу и т. д.
- «Есть ли что-то еще, о чем бы вы хотели мне рассказать сегодня?»
- «Не могли бы вы прийти в следующий раз на час раньше,
чем обычно?»
Важно запомнить, что открытые вопросы не являются показателем высокого профессионального мастерства, а закрытые — соответственно низкого. Оба типа вопросов эффективны- если использовать их надлежащим образом.
Используя открытые и закрытые вопросы, следует придерживать-
ся некоторых правил: -
- удельный вес открытых вопросов должен быть значительно выше, чем удельный вес закрытых;
- стараться использовать закрытые вопросы только по необходимости, а в остальных случаях использовать открытые вопросы.
|
Эффективные и неэффективные вопросы
В основу следующей схемы классификации вопросов положена степень эффективности задаваемых вопросов (рис. 2).
Рис. 2. Классификация вопросов, фигурирующих в обучающих мероприятиях
Схема является далеко не полной, но на данном этапе обучения вполне достаточной. Отработав техники постановки предложенных трех типов вопросов, начинающий консультант может осваивать другие.
Итак, в соответствии с предложенной схемой все вопросы делятся
на эффективные и неэффективные. Эффективные вопросы бывают
уточняющими, поисковыми и гипотетическими. К не
эффективным вопросам на данном этапе обучения мы предлагаем
относить вопросы, начинающиеся со слов «Почему?» и «Зачем?», а
также некоторые типы альтернативных вопросов. Эффективные и
неэффективные типы вопросов могут быть как открытыми, так и за-
крытыми, как содержательного плана, так и эмоционального. Все три
предложенные классификации совместимы друг с другом.
Эффективные вопросы – это те вопросы, которые помогают клиен ту осознать его трудности и способствуют его продвижению к решению проблемы. Другими словами, это специфические вопросы, без которых невозможно грамотно построить процесс консультирования.
Поисковые вопросы направлены на поиск новой информации о настоящей или прошлой ситуации клиента, о том, что уже произошло или происходит в данный момент, например:
- «Что делали вы в этой ситуации?»
- «Как отнеслись, ваши коллеги к тому, что произошло у вас
в хозяйстве?»
С помощью поисковых вопросов мы можем выяснить то, что необходимо для оказания помощи клиенту, но о чем он не говорит. Поисковые вопросы следует задавать с особой осторожностью, чтобы не увести клиента в сторону, поэтому, прежде чем задать вопрос, необходимо решить, нужна ли нам та информация, с которой связан предполагаемый вопрос.
Чтобы дать возможность клиенту чувствовать себя свободно в своем повествовании, поисковые вопросы могут носить общий характер и быть направленными на выяснение ситуации в целом, а не отдельных мелких деталей, например:
|
- «Не могли бы вы привести пример того, как это происходит...?»
- «Не могли бы вы рассказать об этом более подробно?»
- «Каковы ваши планы на будущее?»
- «Не могли бы вы рассказать об этом что-нибудь еще?»
Поисковые вопросы эффективны в тех ситуациях, когда клиент немногословен, что-то недоговаривает, изъясняется сбивчиво и непоследовательно, много молчит и ждет, чтобы консультант взял инициативу на себя.
Уточняющие вопросы. На начальном этапе обучения навыкам консультирования следует научиться использовать вопросы для того, чтобы конкретизировать информацию клиента, уточнить детали и побудить клиента к продолжению разговора. Такие вопросы мы будем называть уточняющими.
В ходе консультирования клиент часто использует слова и словосочетания, которые не несут большой смысловой нагрузки и не являются сугубо конкретными, например местоимения. Также клиент может использовать фразеологические обороты или словосочетания, которые можно истолковать по-разному. Чтобы выяснить, что именно подразумевает клиент, мы можем задать уточняющий вопрос.
Вопросы уточняющего плана эффективно работают и в ситуациях, когда клиент что-то недоговаривает, не разъясняет или сам не может до конца понять, что происходит и что именно он хочет сказать. Иногда он повторяет одну и ту же фразу или слово несколько раз в течение короткого промежутка времени. Кроме того, в этом случае целесообразно уточнить, насколько важно для него то, что так подчеркнуто в его речи, например:
Консультант. Я заметил, что вы постоянно повторяете выражение «заколдованный круг». Я не уверен, что понял правильно, какой смысл вы вкладываете в эти слова.
Переломные вопросы — это такие вопросы, которые знаменуют собой переход от одной логически завершенной части разговора к другой. Скажем, после того как консультант познакомил клиента с правилами проведения консультирования, он может задать вопрос, приглашающий клиента осветить его проблему, например:
Консультант. Есть ли у вас вопросы по нашему разговору?
Клиент. Я надеюсь, что все для себя уточнил.
Консультант. Чтобы вы еще хотели обсудить со мной сегодня?
(Переломный вопрос.)
Переломный вопрос также может быть задан тогда, когда консультант собрал достаточно информации о проблеме клиента и хочет перейти к следующему этапу сотрудничества - поиску путей решения проблемы, например:
Консультант. Мне кажется, что теперь я имею достаточно полное представление о том, что происходит на вашей ферме. Мне было бы интересно знать, что бы вы хотели изменить в ваших взаимоотношениях с работниками фермы?
Данный вопрос завершает собой этап сбора информации и осуществляет переход к этапу уточнения проблемы. Задав его, консультант приглашает клиента продвигаться дальше к выявлению и осознанию клиентом того, что бы он хотел изменить в своих взаимоотношениях с работниками. В противном случае, особенно если клиент словоохотливый, он может рассказывать об одном и том же по замкнутому кругу.
|
Гипотетические вопросы — это вопросы типа «Что будет, если?».
Гипотетические вопросы обычно задают в середине или ближе к кон-
цу разговора, после того, как консультант получил некоторую информацию о проблеме клиента и собирается подвести клиента к ее решению.
Иногда у клиента уже имеется готовое решение, но существуют обстоятельства, которые мешают ему активно действовать, или таких
обстоятельств не существует, но клиент об этом не знает.
Гипотетические вопросы направлены в будущее. Они также помогают узнать новое о клиенте, о том, что еще не произошло и неизвестно, произойдет ли когда-либо. Это вопросы, касающиеся мыслей клиента, его планов на будущее, в которых он еще не уверен, того, что бы он хотел делать в будущем, что бы он хотел изменить в своей жизни и т. д. Клиент хотел бы это делать, но пока не знает как, и строит гипотезы о своем будущем.
Неэффективные вопросы — это вопросы, начинающиеся со слов «По-
чему?», «Зачем?» и некоторые виды альтернативных вопросов.
Вопросы «Почему?» и «Зачем?» уводят клиента от чувств к разуму.
Начиная анализировать, почему что-либо произошло, чаще всего клиент обвиняет себя или собеседника, вместо того чтобы искать конструктивное решение проблемы. К тому же в русском языке вопросы «Почему?» и «Зачем?»
носят психологически негативный оттенок. Часто взрослые, обвиняя
ребенка или друг друга в чем-либо, формулируют свои претензии в
форме вопроса: «Ты почему не вымыл руки?», «Почему ты пришел
домой поздно?», «Почему на кухне горит свет с самого утра?», «Зачем
ты это сделал?». Все эти и подобные вопросы заставляют нас обороняться.
В некоторых случаях после вопроса «Почему?» клиент начинает защищаться или замыкается, так как не может дать вразумительный ответ на поставленный вопрос.
Альтернативные вопросы или вопросы, построенные по принципу «или… или», и предполагающие выбор одного решения из двух, также бывают неэффективными при условии, что существует не два варианта решения проблемы, а больше.
Задавая вопросы клиенту, необходимо знать, для чего мы это делаем и какую информацию мы хотим получить с помощью данного вопроса. Следует избегать вопросов, которые не несут информативной (с точки зрения консультирования) или эмоциональной нагрузки. К таким вопросам могут относиться те, которые расширяют сведения о месте и времени происходящих событий, о том, какие люди, помимо упомянутых клиентом, были вовлечены в данные события, и другие подобные вопросы (если в этом нет особой необходимости). Вопросы, ответы на которые интересуют консультанта только из любопытства, также не способствуют продвижению к решению проблемы клиента. Подобная информация может оказаться лишней и ненужной, особенно на начальных этапах обучения консультированию.
Многие начинающие консультанты задают вопросы только потому,
что не знают, как продолжить разговор. В этом случае, как упоминалось
выше, было бы лучше, по возможности, использовать техники нерефлексивного и рефлексивного слушания. По данным наблюдений, большое количество вопросов, особенно бессистемных, может привести клиента к ощущению, что он находится на допросе или на интервью, что не способствует созданию доверительных отношений во время разговора.
Сью Каллей дает следующие рекомендации по использованию техники постановки вопросов:
- задавайте вопрос прямо, избегая двусмысленности;
- будьте предельно кратки;
- формулируйте вопрос четко, чтобы клиент понимал, что вы
имеете в виду;
- если надо, объясните цель, с которой вы задаете вопрос;
- используйте тот же язык (слова, фразы, выражения и т. д.), который использует клиент.
К этому списку хочется добавить еще один пункт:
- избегайте того, чтобы задавать несколько вопросов подряд, не
дожидаясь ответа клиента. Из нескольких заданных подряд вопросов клиент, скорее всего, выберет для ответа только один. Все остальные останутся без должного внимания.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!