КУРЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ РАССЛАБИТЬСЯ И УСПОКАИВАЕТ НЕРВЫ — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

КУРЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ РАССЛАБИТЬСЯ И УСПОКАИВАЕТ НЕРВЫ

2023-02-07 25
КУРЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ РАССЛАБИТЬСЯ И УСПОКАИВАЕТ НЕРВЫ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Здесь целесообразно рассмотреть механизмы, которые лежат в основе такого «расслабления». Прежде всего эффект достигается за счет прямого тормозящего действия табачных ядов на самые важные участки нервной системы человека. Кроме того, как мы говорили, компо­ненты табачного дыма, попадая в кровь, вызывают выброс глюкозы из печени, что притупляет чувство голода, на время создает чувство комфорта, который курящий трактует как расслабление. Получается, что, стараясь избежать эмоционального стресса, курильщик не только попусту расходует резервы своего организма, но и, постепенно привыкая к курению, приобретает новый источник стресса — отсутствие сигареты. Ведь он уже не может расслабиться без сигареты. Создается порочный круг — и возникновение, и прекращение стресса зависят от курения. Это объясняется тем, что расслабление и снятие эмоциональной напряженности в значительной мере имеют характер рефлекса, выработанного в результате курения. Этот рефлекс закрепляется настолько, что курильщик, оказавшись без табака, испытывает чувство тревоги, раздражения. Чтобы избавиться от этого, ему просто необходимо выкурить сигарету. Отсюда можно сделать вывод, что порой чувство раздражения и напряженности связано у курящего человека просто с самой привычкой к курению, а не с особенностями характера.

Что нужно делать, чтобы человек не испытывал раздражения от отсутствия табака? Не курить. Для снятия нервного напряжения хорошими методами служат аутогенные тренировки или регулярные занятия физкультурой и спортом, а курение — ложное и опасное «успокаивающее» средство.

Другая важная проблема, которая должна быть проработана на занятиях, посвященных профилактике табакокурения, — преодоление психологического давления сверстников. По этой проблеме предлагаются следующие занятия.

 

Занятие «Выработка навыков преодоления группового давления» [1]

Цель: продемонстрировать необходимость выработки специальных навыков, которые могли бы помочь подросткам уберечься от нежелательных форм поведения.

Ведущий задает вопрос: «Почему подростки начинают курить?». Перечисляются разные мнения — из любопытства, потому что это модно, из подражания взрослым, за компанию. Ведущий предлагает подробнее обсудить последний вариант.

Известно, что даже те ребята, которые хорошо знают о вреде курения и не хотят начинать курить, все-таки закуривают вместе со своими друзьями.

Ведущий спрашивает: «Кому труднее всего отказать, если будет предложено закурить, — взрослому, компании курящих сверстников или близкому другу?». Обсуждаются все высказанные варианты. После обсуждения ведущий предлагает проиграть в классе ситуацию, при которой один подросток предлагает закурить, а другой отказывается. Ведущий объясняет группе, что суть этой игры заключается в отработке очень важного психологического навыка. Он может пригодиться не только в конкретном случае, когда кого-то принуждают курить, но и в любой жизненной ситуации, если человеку предлагают сделать то, чего он не хочет (пойти в незнакомое место, съесть то, что он не любит, и т.д.). Ведущий предлагает посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться.

Ведущий приглашает двух ребят выйти и разыграть сценку. Весь отряд дол­жен внимательно следить за диалогом и потом высказать суждение о том, кто был убедительнее, кто победил в споре, и похоже ли это на реальную ситуацию.

Приводим пример диалога, обозначив участников как А. и Б.

А. Давай закурим!

Б. Мне нельзя.

А. Почему?

Б. Меня родители увидят.

А. А мы отойдем за угол.

Б. Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.

А. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты?!

Б. А я «наши» сигареты не курю.

А. У меня иностранные.

Б. А я от спичек не прикуриваю.

А. А у меня зажигалка.

Б. Нет, меня увидят родители.

А. Мы пойдем в подвал.

Б. в замешательстве и не знает, что ответить.

Класс считает, что победил А.

КОММЕНТАРИЙ ВЕДУЩЕГО

По-моему, ни разу не был использован очень существенный аргумент: «Я не хочу». Ведь если ваш друг, которого вы боитесь обидеть отказом, не учитывает такого аргумента, значит, он рискует обидеть вас, не уважая ваших желаний. Далее, аргументы Б. сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ, таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем.

Пример другого диалога. Назовем участников В. и Г.

В. У меня есть сигареты. Давай покурим!

Г. Ой, что ты, я не могу!

В. А почему?

Г. От меня будет пахнуть табаком.

В. Ну и что?

Г. Родители узнают.

В. А ты к ним не подходи.

Г. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит. А родители спросят: «Почему это собака от тебя убежала? Ты что, курила?».

В. А ты надушись.

Г. Тогда родители почувствуют запах.

В. не знает, что еще предложить.

По мнению класса, победила Г.

 

КОММЕНТАРИЙ ВЕДУЩЕГО

В этом случае Г. придерживалась пусть довольно фантастической и причудливой, но вполне определенной версии. Если бы В. продолжала настаивать на своем, она тем самым выказала бы неуважение к семейному укладу и родителям Г., поэтому диалог прекратился.

Третий пример. Участники Е. и Ж.

Е. На, кури!

Ж. Я не буду.

Е. А что тогда сюда пришел?

Ж. Просто так.

Е. Ну, тогда иди отсюда!

 

КОММЕНТАРИЙ ВЕДУЩЕГО

Диалог прекратился. Считается, что эта ситуация вполне типична. При таком жестком прессинге, когда подросток, поставлен перед выбором курить или лишиться расположения группы, возможен уклончивый ответ типа «Я уже бросил», «Что-то сейчас не хочется». Такая ситуация затруднительна и связана с высоким риском начала курения.

Подростки должны осознать — чем ниже их статус в группе, тем жестче давление ее членов. Можно предложить подросткам ответить на вопрос: «Какой человек на предложе­ние закурить ответит "отстань" или "кури сам, если хочешь"?» Безусловно, это человек, обществом которого группа дорожит. Ребята должны понять, что грубое давление — вовсе не признак заботы и внимания со стороны группы, а проявление неуважения к личности.

Умение отказаться от какого-либо предложения — одна из актуальных психологических проблем, с которыми сталкивается школьник. Такое умение необходимо в повседневной жизни. Существует много разных способов отказа. Это может быть игра-тренинг по типу детской игры «Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, черного с белым не покупайте». Сказавший во время игры «да», «нет», «черный» или «белый» считается проигравшим и становится ведущим.

В следующей игре один из детей предлагает другому прогулять урок, а тот отказывается, но не говорит запретных слов. На этом игра заканчивается, а учитель делает выводы о способах отказа в реальных жизненных ситуациях:

• просто сказать «нет» без объяснения;

• отказаться и объяснить причины отказа;

• предложить сделать что-то другое взамен предлагаемого;

• отказаться и уйти;

• убежать;

• продемонстрировать вариант поведения под названием «заезженная пластинка» – на все уговоры отвечать «нет», «не буду»;

• проигнорировать предложение;

• объединиться с кем-то придерживающимся твоего мнения;

• постараться избегать нежелательных ситуаций.

Будет лучше, если каждый подросток выберет из предлагаемых вариантов такие ответы, которые подходят лично ему. Для этого группа делится на пары и в ходе упражнений-сценок и ролевых игр дети апробируют разные варианты и способы отказа, учитывая; особенности ситуации и свои индивидуальные возможности. В каждой паре один участник предлагает другому закурить, второй отказывается. Потом пары меняются ролями.

Психологами отмечено, что проведение таких занятий многократно повышает эффективность противостояния учащихся вредным привычкам (Смирнов Н.К., 1998). Полезно реко­мендовать детям понаблюдать, какие способы отказа используют их родные и знакомые.

Основные варианты отказа на предложение закурить или выпить спиртного следующие:

– Нет, спасибо, я не курю!

– Нет, спасибо, мне не нравится курить!

– Нет, спасибо, это не для меня!

– Нет, спасибо, мне не нравится вкус спиртного!

– Нет, спасибо, я хочу сохранить ясную голову!

– Нет, спасибо, мне нужно заниматься!

– Нет, спасибо, мне надо поработать!

– Нет, спасибо, мне завтра рано вставать!

– Нет, спасибо, я должен еще встретиться с другом!

– Нет, спасибо, я хотел бы сохранить контроль над своим поведением!

– Нет, спасибо, я за рулем (на велосипеде)!

– Нет, спасибо, мне не нужны лишние калории!

– Нет, спасибо, я сейчас тренируюсь!

– Нет, спасибо, я пытаюсь сбросить вес!

– Нет, спасибо, это не для меня!

– Нет, спасибо, мне и так хорошо!

ГЛАВА 5. Профилактика суицидального поведения

в детском оздоровительном лагере

 

 

5.1. Психологическая характеристика
суицидального поведения

 

5.1.1. Определение понятий

Суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение это проявление суицидальной активности мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера — в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Суицидент — человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности [27].

 

5.1.2. Типология суицидального поведения

Различают следующие типы суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное суицидальное поведение.

Демонстративное поведение

В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения. Специалисты указывают на то, что только в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка имеет целью привлечение к себе внимания.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.