Приведём типы конфликтогенов — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Приведём типы конфликтогенов

2023-02-07 21
Приведём типы конфликтогенов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стремление к превосходству:

1. Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.

2. Снисходительное отношение, т.е. проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Как можно этого не знать?», «Неужели вы не понимаете?».

3. Хвастовство, т.е. восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна.

4. Категоричность, безапелляционность — проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности, такие, как «Я считаю», «Я уверен». Вместо них безопаснее употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня сложилось впечатление, что ...».

5. Навязывание своих советов. Существует правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят.

6. Перебивание собеседника, повышение голоса, поправка одним другого. Тем самым показывается, что мысли одного человека более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.

7. Утаивание информации. Информация может утаиваться по разным причинам: например вожатым от детей из благих побуждений, чтобы не расстраивать плохими новостями. Однако отсутствие информации вызывает состояние тревоги. К утаившему что-либо вожатому дети навсегда теряют доверие.

8. Подшучивание. Его объектом обычно становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор.

9. Обман или попытка обмана есть средство добиться цели нечестным путем, и является конфликтогеном.

10. Напоминание (возможно, непреднамеренное) о какой-то проигрышной для собеседника ситуации.

11. Перекладывание ответственности на другого человека.

Проявления агрессивности:

Агрессия может проявляться, как черта личности и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства.

Проявления эгоизма:

Эгоизм — это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей. Проявления эгоизма заключаются в отношении к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей.

Разрешение конфликта начинается с установления причин его возникновения. Сложность состоит в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны.

Есть несколько формул, по которым можно попытаться решить конфликт.

1. Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт.

Конфликтная ситуация — накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент — стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт — это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Разрешить конфликт это значит устранить конфликтную ситуацию, исчерпать инцидент.

2. Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой. Разрешить конфликт по этой формуле — значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.

Какие ситуации могут привести вожатого к конфликтам с детьми? Обычно это недостатки в организации их жизнедеятельности и управление вожатого отрядом. Перечислим те из них, которые наиболее часто приводят к конфликтам:

· отсутствие отдачи детям за их активную творческую жизнедеятельность в лагере;

· неблагоприятные условия для существования отряда;

· недостатки в организации работы отряда;

· несоответствие прав и обязанностей;

· постоянное отсутствие вожатого в отряде, вынужденное бездействие;

· недостаток ресурсов для выполнения заданий;

· отсутствие четкости в распределении обязанностей;

· несправедливые действия вожатого по отношению к детям.

Предупреждение конфликтов предполагает:

1) постоянную работу по улучшению условий деятельности отряда, совершенствованию поощрений, улучшению организации деятельности;

2) строгое следование духу лагерного законодательства;

3) соблюдение профессиональной этики педагога;

4) учет ожиданий вашего отряда.

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации могут быть следующие:

1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить непосредственных участников. Эти вопросы не просто решить. Сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником лагеря по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, воспитанники страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно, с посредником или без него, кто может быть посредником, устраивающим обе стороны в равной степени.

3. Согласовать процедуру переговоров. Следует определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.

Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта. На этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и возможного сближения позиций.

5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них с учетом возможных последствий.

6. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

7. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

 

Методика урегулирования конфликтов

в детском оздоровительном лагере

 

Основные стили поведения педагога-организатора в конфликтной ситуации. Психологами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.

Рассмотрим поведение человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам. Суть ее состоит в следующем. Конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

− адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений, как противника, так и своих собственных;

− открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации, создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Педагогу-организатору необходимо знать, какие черты характера, особенности поведения воспитанника характерны для конфликтной личности. Психологи к таким качествам относят следующие:

− неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих, чем подготавливается и почва для возникновения конфликта;

− стремление доминировать, во что бы то ни стало;

− консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

− излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во что бы то ни стало сказать правду в глаза;

− наличие набора эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, неделикатность.

Ученые К.У. Томас и Р.X. Килменн разработали основные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Приведем некоторые рекомендации по наиболее целесообразному использованию стилей поведения в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если: исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы; обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение — наилучшее; чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять; должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага; взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях: необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений; у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной; основной целью является приобретение совместного опыта работы; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов; необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности педагогов в деятельность.

 

3.4. Коррекционно-развивающая программа по работе
с детьми и подростками, обнаруживающими
девиантные формы поведения

 

Программа предоставляет возможность краткосрочной работы. Требуется немного времени и по продолжительности каждого занятия, и по общему числу занятий. Краткосрочность — важное условие возможности включения психокоррекционных методов в реальность жизни детского оздоровительного лагеря.

Подбор детей для занятий. Для занятий берутся дети, вызывающие беспокойство педагогов, дети с «плохим поведением».

Организация и содержание коррекционной работы. Занятия проводятся в группе из 4‒10 детей. Продолжительность одного занятия 45‒60 минут. Число занятий — 10. В зависимости от организационных возможностей занятия проводятся с различной частотой. Лучше проводить их ежедневно, но можно через день и даже по 1 разу в неделю.

Более частые занятия приводят к более явным результатам, интенсифицируя внутреннюю психологическую работу. Кроме того, меньше вероятность того, что кто-то из детей заболеет и пропустит часть цикла. Встречаться с детьми лучше в помещении, позволяющем проводить игровые занятия. Потребуют­ся стулья по числу участников, бумага для рисования (большие листы) и карандаши.

Занятие 1

Цель: знакомство, снятие психологического напряжения в группе.

Участники вместе с ведущим занимают места, образуя круг.

1. Знакомство с помощью игры «Мяч».

1) Участник называет свое имя и передает мячик соседу, кото­рый тоже называет свое имя и передает мячик дальше, пока не пред­ставятся все участники.

2) Участник кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо по своему выбору.

3) Участник называет свое имя и имя того, кому бросает мяч.

2. Обсуждение правил: не обижать друг друга и не обсуждать ни с кем занятия.

3. Поменяться местами по какому-либо признаку. Все сидят на своих местах, водящий стоит, его стул отставляется. Водящий говорит: «Меняются местами те, у кого... (например, в одежде есть синий цвет)», те участники, у кого есть названный признак, быстро меняются местами друг с другом, водящий стремится занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без стула становится водящим. Игра прекращается, когда признаки начинают повторяться.

4. Лишний стул.

5. «Что я люблю» с запоминанием других. Каждый участник го­ворит, что он любит.

Затем другие участники должны вспомнить, кто что любит.

6. Один начинает предложение, другой его заканчивает. Напри­мер, первый участник говорит: «Сегодня утром...», сосед должен повторить начало фразы и закончить ее, например: «Сегодня утром шел снег», затем он говорит свое начало фразы, его сосед ее заканчивает.

7. Путаница. Выбирается водящий, а остальные участники, образуя круг, начинают запутываться, меняя своё положение в круге, но, не отрывая рук друг от друга. Задача водящего — распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение.

8. Релаксационные упражнения на руки. Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете. А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его ещё сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьми­те лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте всё сильнее. Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.)

9. Рефлексия занятия.

 

Занятие 2

Цель: повышение психологической безопасности участников группы.

1. Слон. Каждый из участников выбирает, кем он будет: слоном, креветкой, бегемотом или др. Слон изображается так: одной рукой участник берет себя за нос, другая рука «продевается» в образо­вавшееся кольцо, эта рука «помахивает» как хобот слона; крокодил изображается двумя вытянутыми вперед руками, которые то соеди­няются, то разъединяются, как пасть крокодила; бегемота изображают с помощью локтей: кисть правой руки кладется на левое плечо, другая рука также сгибается в локте, кисть ее оказывается в подмышечной впадине, для изображения бегемота локти сходятся и расходятся; жи­рафа можно изобразить с помощью поднятой вверх руки, кисть ста­новится головой жирафа и поворачивается в разные стороны; кревет­ка делается с помощью двух кулаков, приставленных к глазам, боль­шой палец помещается между указательным и средним пальцами, движения таких кулаков напоминают движения глаз; лягушка — это кулак, ритмично «шлепающийся» на развернутую ладонь другой руки. Когда все решат, кто они, водящий показывает, кто он и затем — кого он выбирает, кто будет следующим водящим. Этот участник также сначала показывает, кто он и затем — кого он выбирает. Все участники внимательно следят за происходящим, чтобы не пропустить момент, когда выберут их.

2. Пианино. Каждый из участников кладет правую ладонь на бедро соседа справа, а левую ладонь — на бедро соседа слева, при этом руки участников оказываются перекрещенными. Задание для группы заключается в том, чтобы хлопать ладонью по ноге строго по очеред­ности расположения ладоней, ладони — как клавиши пианино. (Для участника это означает, что хлопает он, затем двое его соседей, затем снова он).

3. Поменяться местами. См. занятие 1, упр. З.

4. Молекулы. Освобождается пространство. Участники прижи­мают согнутые в локтях руки к своему телу, ладони «разворачивают» вовне. Задание выполняется с закрытыми глазами. По сигналу участ­ники движутся то быстро, то медленно, по команде открывают глаза и находят себе пару или образуют группы из заданного количества участников.

5. «Что я не люблю» с запоминанием других. Каждый участник говорит, что он не любит, затем все вспоминают, что назвал каждый из участников.

6. Колечко.

7. Релаксационные упражнения.

Представьте, что вы ленивые пушистые коты и кошечки. Пред­ставьте, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперёд. Под­нимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Молодцы, котята, давайте ещё потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимайте их вверх, над головой, откиньте назад, как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Хорошо. Заметьте, насколько более расслабленными чувствуют себя ваши руки и плечи. А теперь давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. Вытяните руки прямо перед собой. Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте их назад, тяните назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи? Тянитесь, тянитесь. Напряжение в мышцах растёт. Прекрасно! А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Не правда ли, как хорошо чувствовать расслабление? Вы чувствуете себя хорошо, уютно, тепло и лениво, как котятки.

8. Совместный рисунок. Каждый участник рисует на доске или на листе бумаги линию, «закорючку», делается это в порядке очеред­ности. В результате получается какой-то общий рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно придумать название рисунку, дать имя, если получился персонаж.

9. Рефлексия занятия.

Занятие 3

Цель: активизация знаний и представлений о себе, акцент на пози­тивных сторонах собственной личности.

1. Жмурки. Требуется свободное пространство. Водящему завя­зывают глаза. Участники двигаются поблизости от водящего. Он должен поймать участника и назвать его имя, тогда участник стано­вится водящим.

2. Добрый-злой мяч. Участники становятся в широкий круг. Кидают друг другу мячик. «Добрый мяч» легко поймать, «злой» — трудно. Научившись кидать добрый-злой мяч, участники кидают друг другу разные мячи, тот, кому адресован мяч, угадывает, был ли этот мяч «добрым» или «злым».

3. Бросать друг другу мяч с любым вопросом «о тебе». Вопросы могут быть самыми разными — об увлечениях, семье, о том, что делал сегодня. Получивший мяч дает ответ на вопрос, затем кидает мяч дру­гому участнику со своим вопросом.

4. «Кто я такой». Участники по кругу называют относящиеся к ним понятия (обучающийся, сын, пассажир и т.д.), стремясь дать их как можно больше.

5. Релаксационные упражнения.

А теперь представьте, что вы маленькие черепашки. Сидите вы на камушке, на берегу симпатичного мирного пруда и греетесь, расслабившись, но солнышке. Вам так приятно, так тепло, так спо­койно. Но что это? Вы почувствовали опасность. Черепашки быс­тро прячут голову под панцирь. Постарайтесь поднять ваши пле­чи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Не так легко быть черепашкой и втягивать голову под панцирь. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на тёплом солнышке. Но бе­регитесь, приближается ещё большая опасность. Торопитесь, бы­стрее прячьтесь в своём домике, сильнее втягивайте головку. Старайтесь как можно сильнее её втянуть, а то вас могут съесть... Но вот опасность миновала и опять можно расслабиться. Вытяните вашу шейку, опустите плечики, расслабьтесь. Почувствуйте, на­сколько лучше это прекрасное ощущение расслабленности, чем когда ты весь сжался. Но опять опасность. Втяните головку, под­нимите плечи прямо к ушкам и крепко держите их. Ни один мил­лиметр вашей головы не должен показаться из-под панциря. Втя­гивайте голову сильнее. Почувствуйте, как напряглись ваши пле­чи и шея. Хорошо. Опасность опять миновала, и вы можете опять высунуть вашу головку. Расслабьтесь, вы теперь в полной безопас­ности.

6. Рассказать про себя что-нибудь хорошее. Каждый участник рассказывает о своих навыках, умениях, качествах, событиях жизни, в случае затруднений ему оказывается помощь.

7. Рефлексия занятия.

 

Занятие 4

Цель: Дифференциация представлений о себе. Обучение навыкам взаимодействия в группе сверстников.

1. Калека XX века. Участники становятся в круг и перебрасы­вают друг другу мяч. Если кто-то не смог поймать мяч, он становится «калекой». Тот, кто посылал ему мяч, называет часть тела, которую теперь нельзя будет использовать. Участник убирает названную руку за спину или поджимает ногу или закрывает глаз и т.п. Если в даль­нейшем участник удачно поймает мяч, способность использовать часть тела возвращается к нему. Дети должны сами найти выход из ситуации, когда у многих участников не используются многие части тела.

2. Кошки-мышки. Участники образуют замкнутый круг, взяв­шись за руки. Два участника остаются вне круга. Один — кошка, дру­гой — мышка. Мышка убегает от кошки, может пробегать через круг, кошка пытается поймать мышку, она может быть только за границами круга. Участники помогают мышке тем, что опускают или поднимают руки, чтобы мышка могла спрятаться или выйти из круга.

3. Дарить друг другу (воображаемые) подарки. Подарки изоб­ражаются движениями без слов. Участники угадывают, что это такое.

4. Что у меня не получается и что у меня получается. Участники по кругу выполняются это задание, все внимательно слушают, при не­обходимости задают уточняющие вопросы, следят, соответствует ли действительности то, о чем говорится.

5. Совместная история из отдельных предложений. Каждый участник по кругу говорит свое предложение. Следующий добавляет к предложениям свое, между ними должна быть смысловая связь.

6. Драматизация рассказанной истории. Участники распределя­ют роли и разыгрывают историю, затем проводится обсуждение.

7. Релаксационные упражнения.

А теперь представьте, что вы пытаетесь жевать очень тягучую большую жвачку. Вам очень трудно её жевать, челюсти движутся с трудом, но вы пытаетесь её прокусить. Надавливайте сильнее. Вы так стараетесь сжать её зубами, что напряглась даже шея. А теперь остановитесь, расслабьтесь. Почувствуйте, как свободно свисает ваша нижняя челюсть, как это приятно расслабиться. Но да­вайте опять примемся за эту жвачку. Двигайте челюстями, пытай­тесь её прожевать. Сильнее сжимайте её, так, чтобы она выдавли­валась сквозь зубы. Хорошо! Вам удалось ее продавить сквозь зубы. А теперь расслабьтесь, приоткройте рот, пусть ваши челюсти от­дохнут. Как хорошо вот так отдохнуть и не бороться с этой жвач­кой. Но пора с ней покончить. На этот раз мы её разжуем. Двигай­те челюстями, сдавливайте её как можно сильнее. Вы стараетесь изо всех сил. Ну, всё, наконец-то вы с ней справились! Можно от­дохнуть. Расслабьтесь, пусть отдохнет всё ваше тело. Почувствуй­те, как расслабились все ваши мускулы.

8. Рефлексия занятия.

 

Занятие 5

Цель: Тренировка навыков взаимодействия в группе.

1. Кошки-мышки. См. встречу 4, упражнение 2.

2. Пианино. См. встречу 2, упражнение 2.

3. Крокодил. Каждый участник называет какой-нибудь предмет или что-то другое, например, животное, своему соседу, чтобы другие этого не слышали. Затем по очереди участники изображают этот предмет пантомимически, другие угадывают. Задача участника пока­зать как можно понятнее заданное слово.

4. Обсуждение по командам, почему хорошо или плохо:

а) иметь кошку;

б) быть ребенком.

Одна команда называет положи­тельные стороны, другая — отрицательные, затем команды меняются ролями.

5. Совместный рисунок. См. встречу 2, упражнение 7.

6. Релаксационные упражнения.

А вот прилетела надоедливая муха. Она опускается прямо вам на нос. Попробуйте прогнать её без помощи рук. Правильно, смор­щивайте нос, сделайте столько морщин на носу, сколько вы смо­жете. Покрутите носом — вверх, в стороны. Хорошо! Вы прогнали муху! Теперь можно расслабить лицо. Заметьте, что когда вы кру­тили носом, и щёки, и рот, и даже глаза помогали вам и они тоже напрягались. А теперь, когда вы расслабили нос, расслабилось всё лицо — это такое приятное ощущение. О-о, опять эта назойливая муха возвращается, но теперь она садится на лоб. Сморщите его хорошенько, попытайтесь просто сдавить эту муху между морщин­ками. Ещё сильнее сморщите лоб. Наконец-то! Муха вылетела из комнаты совсем. Теперь можно успокоиться и расслабиться. Лицо расслабляется, становится гладким, исчезают все морщинки до од­ной. Вы ощущаете, какое гладкое, спокойное, расслабленное у вас лицо. Какое это приятное чувство!

7. Рефлексия занятия.

 

Занятие 6

Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе. Активизация по­зитивного восприятия жизни.

1. Калека XXI века. См. встречу 4, упражнение 1.

2. Недостающий стул. Или «стул есть — никак не сесть». Стулья в количестве: число участников минус один — ставятся спинками в центр круга, образуется круг. Участники — идут друг за другом вокруг стульев, водящий задает темп, меняет его. По его сигналу участники должны быстро занять место. Участник, которому не удалось занять стул, становится водящим. Другой вариант — участник без места вы­бывает из игры, забирает стул из круга; игра заканчивается, когда не остается стульев.

3. Сказать, что нравится в любом участнике группы. Упражне­ние выполняется с мячом. Участник кидает мяч и говорит, что ему нравится в том участнике, кому он посылает мяч. Используется стан­дартное начало фразы: «Мне нравится в тебе то, что ты...».

4. Что хорошего со мной уже произошло в этом году и что я хо­чу, чтобы произошло. Каждый участник отвечает на эти вопросы.

5. Человек и его тень...

6. Красный уголек. Участники сидят на стульях в произвольном порядке. Водящий подходит к каждому. Участники шёпотом сооб­щают водящему на ухо выбранный для себя персонаж (фильма или сказки, например: Баба-Яга, Царевна-Лягушка, трансформер Гальватрон). Водящий запоминает все образы и затем подзывает участни­ков к себе: «Ко мне идёт Баба-Яга» и т.д. Если водящий забыл персо­наж какого-либо участника, то последний назначает водящему фант: проскакать на одной ножке, прокричать петухом, сказать каждому комплимент и т.п. После выполнения фанта участник в награду называет своего героя. В конце концов, за водящим выстраиваются все участники, держась друг за друга и образуя цепочку. Водящий ведет за собой группу, преодолевая препятствия в виде хаотично расстав­ленных стульев, одновременно рассказывая историю. История должна быть не слишком короткой, любого содержания, но в ней должно прозвучать словосочетание «красный уголек»; как только эти слова будут произнесены, участники должны очень быстро занять места на стульях, стульев на один меньше, чем частников. Оставшийся без сту­ла участник становится водящим.

7. Релаксационные упражнения.

Ого! К нам приближается симпатичный маленький слонёнок. Но он не смотрит себе под ноги и не видит, что вы лежите у него на пути в высокой траве. Вот-вот сейчас наступит на ваш живот, не двигайтесь, уже нет времени отползти в сторону. Просто подго­товьтесь: сделайте ваш живот очень твёрдым, напрягите все мус­кулы как следует. Оставайтесь, так лежать. Но, кажется, он свора­чивает в сторону... теперь можно расслабиться. Пусть ваш живот станет мягким, как тесто, расслабьте его – как следует. Насколько так лучше, правда?.. Но вот слонёнок опять повернул в вашу сто­рону. Берегитесь! Напрягите ваш живот. Сильнее. Если слонёнок наступит на твёрдый живот, вы не почувствуете боли. Превратите ваш живот в камень. Уф, опять он свернул, можно расслабиться. Успокойтесь, улягтесь поудобнее, расслабьтесь. Замечаете разницу между напряженным и расслабленным животом? Как это хорошо, когда ваш живот расслаблен. Но вот слонёнок перестал крутиться и направился прямо на вас! Сейчас точно наступит! Напрягите живот, как можно сильнее. Вот он уже заносит над вами ногу, сейчас наступит?.. Фу, он перешагнул через вас и уже уходит отсюда. Можно расслабиться. Всё хорошо, вы расслабились и чувствуете себя хорошо и спокойно. А теперь представьте, что вам нужно протиснуться через очень узкую щель в заборе, между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненьким, чтобы протиснуться и не по­лучить занозу. Втяните живот, постарайтесь, чтобы он прилип к позвоночнику. Станьте тоньше, ещё тоньше, ведь вам очень нуж­но пробраться через забор. А теперь передохните, уже не надо утончаться. Расслабьтесь и почувствуйте, как живот «распуска­ется», становится тёплым. Но вот пора опять пробираться через забор. Втяните живот. Подтяните его к самому позвоночнику. Станьте совсем тоненьким, напрягитесь. Вам очень нужно протиснуться, а щель такая узкая... Ну, всё, вы пробрались, и ни одной занозы! Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спину, расслабьте живот, пусть он станет мягким и теплым. Как вы хоро­шо себя чувствуете. Вы всё сделали замечательно.

8. Рефлексия занятия.

 

Занятие 7

Цель: Тренировка навыков взаимодействия в группе. Отреагирование негативных эмоций.

1. Жмурки. См. встречу 3, упражнение 1.

2. Слон. См. встречу 2, упражнение 1.

3. Дарить друг другу (воображаемые) подарки. Смотри встречу 4, упражнение 3.

4. Поменяться местами. См. встречу 1, упражнение 3.

5. Что в моей жизни, у меня уже стало лучше. Участники расска­зывают о том, какие изменение произошли в их жизни за последнее время. Необходимо участие каждого, при затруднениях оказывается помощь.

6. Школа зверей. Каждый из участников придумывает себе роль — какого-нибудь зверя и действует в соответствии с ней.

7. Рефлексия занятия.

 

Занятие 8

Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе.

1. Кошки-мышки. См. встречу 4, упражнение 2.

2. Лабиринт. Стулья или другие предметы расставляются в ком­нате так, что получается лабиринт. Участники разбиваются на пары, один из них ведущий, другой — ведомый, участники делают сцепление между собой с помощью согнутых указательных пальцев. Ведомый закрывает глаза, и ведущий проводит его через лабиринт. Задача ведущего — провести партнера так, чтобы он не задел за предметы. Затем участники меняются ролями. После выполнения задания проводится его обсуждение всей группой, выявляется наиболее успешная пара.

3. Отказаться или согласиться что-то сделать для другого. Все участники становятся в тесный круг. Один из участников просит дру­гого сделать что-либо, другой должен либо отказаться, либо согла­ситься и выполнить эту просьбу.

4. Совместная история из отдельных предложений. См. встречу 4, упражнение 5.

5. Драматизация рассказанной истории. См. встречу 4, упражне­ние 6.

6. Красный уголек. См. встречу 6, упражнение 6.

7. Рефлексия занятия.

 

Занятие 9

Цель: работа с социальными ролями, «премирование» различ­ных социальных ролей.

1. Недостающий стул. См. встречу 6, упражнение 2.

2. Пианино. См. встречу 2, упражнение 2.

3. Отказаться или согласиться что-то сделать. Смотри встречу 8, упражнение 3.

4. Роли хорошего-плохого обучающегося («Школа»). Участники по­лучают роли — послушного, упрямого, озорного и другого школьника, учителя. Роли в игре отличаются от тех, которые свойственны ребенку в жизни. Разыгрывается сюжет из школьной жизни.

5. Падишах. Водящий играет роль падишаха. Он сидит на цент­ральном месте, другие участники составляют очередь на прием к па­дишаху, каждый приносит ему подарок, это могут быть воображаемые предметы или концертные номера. Падишах либо одобряет подарок (без слов, жестами), и приглашает участника быть около него, либо отвергает подарок, и участник снова занимает очередь и готовит другой подарок. Участники могут объединяться в пары или небольшие группы.

6. Релаксационные упражнения.

А теперь представьте, что вы стоите босиком в большой с или­стым дном луже. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил кончается. На­прягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и согреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся... Не прав­да ли, какое это приятное чувство?.. Опять шагните в лужу. Вдав­ливайте пальцы ног в ил. Напрягите мышцы ног, чтобы усилить это движение. Всё сильнее вдавливайте ноги в ил, постарайтесь выдавить весь ил наружу. Хорошо! Теперь выходите из лужи. Расслабьте ноги, ступни и пальцы ног. Как приятно ощущать сухость и солнечное тепло. Всё, напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах лёгкое приятное покалывание. Чувствуете, как по ним разливает­ся тепло.

7. Рефлексия занятия.

 

Занятие 10

Цель: завершение работы. Позитивное программирование бу­дущего. Ощущение принадлежности к группе сверстников.

1. Путаница. См. встречу 1, упражнение 7.

2. Слон. См. встречу 2, упражнение 1.

3. Падишах. См. встречу 9, упражнение 5.

4. «Каким я буду через год» — обсуждение. По ходу обсуждения отмечаются и усиливаются позитивные реальные предположения.

5. Совместный рисунок: «Каким я буду через год». Каждый участник рисует свой рисунок на общем большом листе бумаги.

Занятия с десятью детьми, набранными в данную коррекционную группу, проводились два раза в неделю. Дети начали заниматься с удовольствием, хотя и несколько настороженно. На первых занятиях приходилось не раз напоминать пра­вила. Понравились и запомнились такие игры как «Перемена мест», «Слон», «Пианино».

Интересно было наблюдать за тем, как дети, может быть впервые, внимательно рассматривали друг друга, ища общие признаки, как старались взаимодействовать в игре «Пианино». У отдельных ребят возникали большие затруднения. «Слон» нравится детям артистичным и раскованным. Некоторые ребята старались точно выполнять задание, другие импровизировали, а многие сначала «стеснялись», и только потом втянулись в игру. «Путаница» долго не получалась. Дети расцеплялись, а ведущий не мог понять принцип «спутывания». Совместный рисунок в конце второго занятия показал стремление понять друг друга, положительный эмоциональный настрой детей и получился солнечным и добры.

ГЛАВА 4. Организация профилактики
употребления психоактивных веществ
в детском оздоровительном лагере

 

 

4.1. Принципы построения программ профилактики
употребления псих


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.