Начальный (ознакомительный) диагностический этап — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Начальный (ознакомительный) диагностический этап

2023-02-07 24
Начальный (ознакомительный) диагностический этап 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Этап Цели Основные направления в работе Методы и приемы в изучении и перевоспитании

Начальный (ознакомительный) диагностический

Изучить личность трудного подростка и выявить причины его трудновоспитуемости

1. Собрать общие данные о подростке (ФИО, возраст, состав семьи и т.д.). 1. Изучение документальных данных на подростка (личное дело, характеристика, справка о состоянии здоровья).
2. Изучить окружающую социальную микросреду подростка, в которой он развивается и воспитывается в настоящее время. 2. Беседа с родителями, педагогами, самим подростком.
3. Психологическое диагностирование для выявления личностных черт, обеспечивающих взаимодействие (для учета психологической совместимости «лидер ‒ подчинение» и т.п.). 3. Наблюдение за деятельностью и поведением подростка.
4. Выявить негативные стороны личности подростка. 4. Метод создания специальных ситуаций, помогающих выявить «ведущую линию аморального поведения» подростка.
5. Выявить степень работоспособности подростка, ее возможность к обучаемости, отношение к труду. 5. Метод независимых характеристик.
6. Определить на базе полученных результатов подлинные причины трудновоспитуемости подростка. 6. Метод опроса (анкетирование) с целью выявления интересов, симпатий, склонностей, способностей подростка и т.д.

 

Коррекционно-развивающая работа

 

Этап Цели Основные направления в работе Методы и приемы в изучении и перевоспитании

Промежуточный (переориентационный) преобразующий

Формировать положительный стереотип поведения

1. Формирование доверительных отношений, не снижая требований к подростку.

Методы:

1. Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение подростка к труду.

2. Метод поощрения.

3. Метод педагогического требования.

4. Метод переубеждения.

5. Метод упражнения.

6. Метод самовоспитания (самовнушение).

2. Предоставление возможности заняться любимым социально значимым делом с обязательным достижением конкретного успеха.
3. Создание условий для поддержки самоценной активности подростка. Показ подростку интересных сторон коллективной жизни в классе.
4. Постоянный навязчивый контроль за ходом деятельности (воспитательной, трудовой) подростка, с организацией конкретной помощи.

Приемы:

1. Разъяснение нравственных понятий.

2. Развитие интересов и формирование перспектив в учебе, труде.

3. Проявление доверия.

4. Внесение творческого начала в совместную деятельность.

5. Постоянное создание воспитательных ситуаций (общественные поручения, соревнования, оказание доверия, постоянное включение в совместную коллективную жизнь).
6. Стимуляция положительного развития личности и подростка через метод педагогического «взрыва».
7. Формирование у подростка потребности в развитии личности, личностного самоопределения.

 


Профилактическая работа

 

Этап Цели Основные направления в работе Методы и приемы в изучении и перевоспитании

Заключительный

1. Сформировать положительный стереотип поведения подростка.

2. Формировать у подростка потребности к самовоспитанию.

1. Включение подростка в коллективную трудовую деятельность по освоению и преобразованию окружающей его действительности мира предметов, процессов, вялений и отношений между людьми.

1. Метод проведения беседы с использованием приемов самоанализа, достигнутых результатов.

2. Методы поощрения и наказания.

3. Метод самоисправления.

4. Метод «взрыва».

5. Метод переубеждения.

6. Метод преувеличивания.

7. Метод самовнушения.

8. Метод переключения.

9. Приемы педагогического стимулирования положительного поведения.

10. Метод личного приема.

11. Метод содействия и творчества.

 

 

2. Формировать убежденность в нелепости своего прошлого поведения.
3. Совместные усилия в организации жизни и быта подростка. Принятие совместных обязательств.
4. Постоянное предоставление возможностей в правильной реализации социальных потребностей (в труде, спорте, общении и т.п.).
5. Принятие решительных мер в устранении негативного воздействия окружающей среды (разрыв с группой социального поведения).

 


2.3. Психолого-педагогические методы работы
с детьми и подростками

 

Методы работы с трудновоспитуемыми детьми
и подростками

 

№ п/п Методы Назначение Способы и приемы
1. Переубеждение Коренное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных мотивов. Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опыта.
2. Преувеличивание Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта. Запрет. Контроль. Проверка выполнения требований. Включение в активную социально-ценную деятельность, поддержка положительных проявлений.
3. «Взрыв» Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения. Нагнетание отрицательных переживаний до «предела», доведение до абсурда негативного поведения подростка.
4. Реконструкция характера Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценные и, устраняя отрицательные. Система перспектив, выявление положительного качества, составление программы реконструкции.
5. Переключение Изменение направленности, переориентация, следование положительному примеру. Методы и приемы организации социально значимой деятельности.
6. Поощрение и наказание Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного. Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость.
7. Самоисправление Развитие активности детей и подростков в перестройке и переделке своего характера. Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоубеждение, самонаказание.

 

Методика контактного взаимодействия
с девиантными подростками

 

Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для последующей работы, педагогу, психологу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными. Оказать профессиональную помощь специалисту поможет методика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова.

Контактное взаимодействие — это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в сближении, продолжении общения, в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции.

Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Взаимодействие специалиста с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях. На каждой из них используется специфическая тактика взаимодействия, и решаются конкретные задачи. Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.


 

Стадия взаимодействия Содержание и характер контакта Основная тактика Результат
1. Расположение к общению. Использование общепринятых форм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости. Одобрение, согласие, безусловное принятие. Принятие согласия.
2. Поиск общего интереса. Поиск нейтрального интереса. Внимательное отношение к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностно значимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам. Ровное отношение, заинтересованность, подчеркивание уникальности личности. Положительный эмоциональный фон, согласие.
3.Выяснение предполагаемых положительных качеств. Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск тех или иных качеств у себя. Принятие того, что предлагает партнер, авансирование доверием. Создание ситуации безопасности, безусловное принятие личности.
4. Выяснение предполагаемых опасных качеств. Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах. Принятие позитивного без обсуждения, сомнения, возражения. Ситуация доверия, открытости.
5. Адаптивное поведение партнеров. Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого. Открытые высказывания; Стимулирование диалога, советы. Определение объекта и предмета изменения и преобразования.
6. Установление оптимальных отношений. Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению. Общие намерения. Согласие на выполнение принятого 1 плана.

 

 

2.4. Организация работы педагога и вожатых
с трудными детьми и подростками

 

Задачи воспитательной работы:

− выявление трудных детей и подростков, составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;

− проведение анкеты «Выявление трудновоспитуемых детей в отряде»;

− установление характера педагогической запущенности;

− изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений;

− воспитание у «трудных» наблюдательности, добросовестности, способности к сотрудничеству, бережливости, трудолюбия, отзывчивости на добро, вежливости, исполнительности, эмоциональной сдержанности;

− с трудными детьми вести индивидуальную работу, оказывая помощь в преодолении неумелости, укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе со сверстниками;

− осуществление взаимосвязи воспитания «трудных» в коллективе и самовоспитания. Организация самопознания и индивидуальной работы. Организация психолого-педагогического просвещения, работа с картами воспитанности «трудных». Обучение их культуре поведения на основе управления собой;

− знакомство с правовыми нормами поведения. Воспитание ответственности за поступок, уважения к взрослым, родителям, младшим. Формирование нравственно-ориентированных взаимоотношений полов. Борьба с вредными привычками;

− перестройка отношений трудного подростка (снять настрой на ситуацию конфликта в отношениях с педагогами, со сверстниками, перестроить отношение к познавательной деятельности, к труду), перестройка воспитательной ситуации в коллективе (преобразование форм взаимодействия коллектива и личности, формирование коллективных мнений о подростке, оценочных суждений о нем; включение трудного в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности).

 

Разделы плана:

а) работа с коллективом воспитанников по реализации программы воспитания; направление коллективного воздействия на детей, имеющих девиантное поведение; опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно полезную; коррекция форм общения, поведения, формирования культуры поведения, культуры чувств; борьба с вредными привычками;

б) деятельность детей, направленная на вовлечение трудных в коллективные творческие дела отряда (КТД), групповое самоуправление и т. д.;

в) пути формирования воспитывающего детского коллектива в отряде;

г) организация самопознания и самовоспитания трудных подростков;

д) работа с коллективом учащихся по реализации целевых программ, направленных на расширение культурного кругозора, воспитание ответственного отношения к жизни, труду, формирование культуры межличностного и межполового общения, организацию самопознания и самовоспитания, самореализации.

 

Организация личности трудного ребенка

1. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках трудных учащихся.

2. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования; снятие «синдрома неудачника».

3. Забота об укреплении положения детей в коллективе сверстников, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.

4. Формирование положительной «Я-концепции». Создание для личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, анализ каждого этапа, результата деятельности обучающегося, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики — к педагогике сотрудничества и заботы.

        

Организация медицинской помощи

1. Оказание медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной помощи.

3. Предупреждение привычек курения, влечения к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

4. Половое просвещение трудных подростков. Решение проблем половой идентификации.

 

Организация психологической помощи

1. Изучение психологического своеобразия трудных подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: не отреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с трудными детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

 

Реализация личностного подхода

1. Видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями.

Говорить с трудным как с взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно.

Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда.

Взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

2. Создавать такую обстановку общения, труда и отдыха в которой каждый ребенок чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему:

− предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны;

− скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;

− организовать переубеждение на его собственном опыте.

3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка.

Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;

Быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.

4. Организовать атмосферу «успеха», помогать детям, обретать уверенность в своих силах и способностях:

− вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на его проявление;

− не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

5. Учить воспитанника видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации.

Вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

6. Завоевывать уважение и доверие детей, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.

Влиять на трудного, прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям.

Беречь ребячьи тайны, не предавать их.

Требовать от себя больше, чем от окружающих.

 

Организация свободного времени трудных детей и подростков

Свободное время — умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг — острая проблема трудных детей.

У данной категории детей наблюдается неумение рационально использовать свое свободное время, неразвитость умений и навыков досуговой деятельности.

Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение «трудных» в кружки, секции, общественно-полезную и социально значимую деятельность.

3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

4. Изучение участия трудных в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества трудных и участие их в общих лагерных и отрядных мероприятиях.

 


ГЛАВА 3. Психолого-педагогические рекомендации
педагогам ДОЛ по работе с трудными детьми
и подростками

3.1. Особенности адаптации детей и подростков к жизни
в детском оздоровительном лагере

Педагог-организатор, вожатый должны усвоить сущность адаптации.

Адаптация — приспособление организма к условиям существования. Различают адаптацию биологическую, физиологическую и социально-психологическую. Биологическая адаптация определяется как морфофизиологическое приспособление популяций животных и растительных организмов к конкретным условиям существования во внешней среде. Физиологическая адаптация понимается как совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий. Социально-психологи-
ческая адаптация представляет собой приспособление личности к окружающей среде.

Целью любой адаптации является устранение или ослабление вредоносного, разрушающего действия биологических, физических, химических и социальных факторов окружающей среды.

Различают адаптацию специфическую и неспецифическую. Специфическая адаптация вызывает такие изменения в организме, которые направлены непосредственно на устранение или ослабление действия неблагоприятного фактора. Неспецифическая адаптация обеспечивает активизацию разнообразных защитных систем организма, целесообразную на начальных этапах приспособления к любому фактору среды независимо от его природы. Неспецифические компоненты и стадии физиологической адаптации описаны канадским физиологом Г. Селье. Он дал им название «Адаптационный синдром» или «Стресс», состоящий из трех типичных стадий.

Первая из них, «стадия тревоги», характеризуется генерализированной реакцией функциональных систем организма, направленной на мобилизацию его защитных сил. Вторая стадия — «резистентности» — состоит в частичном приспособлении, выявляет напряжение отдельных функциональных систем. На третьей стадии состояние организма или стабилизируется и наступает устойчивая адаптация или в результате истощения ресурсов организма происходит срыв адаптации.

Например, в процессе школьного обучения учащиеся проходят адаптацию к учебной деятельности. Особое напряжение организма наблюдается в первом и пятом классе в пубертатный период, когда новые, социально обусловленные требования вызывают неспецифическую, стрессовую реакцию организма ребенка. Нарушения адаптации рассматриваются как предпосылки для развития разного рода патологических состояний. У некоторых детей возникают вредные привычки (к примеру, обкусывание или сосание ногтей, моргание глазами и др.). В период неустойчивой адаптации воспитанники чаще болеют простудными заболеваниями, у них может снижаться масса тела и т.д.

Адаптация детей зависит:

− от внутренних (эндогенных) факторов: возраста, состояния здоровья, индивидуально-типологических качеств, физического развития, функциональной перестройки организма в связи с половым созреванием;

− от внешних (экзогенных) факторов: условий жизни в семье, правильного режима дня, питания, организации воспитательных мероприятий.

В периоды дезадаптации у воспитанников может снижаться работоспособность, быстро наступать утомление, преобладать неблагоприятный тип биологических ритмов недельной и дневной динамики показателей умственной работоспособности, может отмечаться низкая точность в выполнении заданий. Воспитанники организаций летнего отдыха, которые имеют признаки неустойчивой адаптации или ее отсутствие составляют группу риска по отношению к нервно-психи-
ческим и соматическим заболеваниям и нуждаются в проведении педагогической, психологической и медицинской коррекции.

Для нас в данном случае интерес представляет социальная адаптация подростков.

Социальная адаптация — это приспособление человека к условиям новой социальной среды, один из социально-психологических механизмов социализации личности. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в организацию летнего отдыха детей и подростков, при вхождении в новый коллектив.

Новая социально-педагогическая среда предъявляет к ребенку особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Поступление в воспитательную организацию летнего отдыха связано с включением ребенка в группу сверстников, каждый из которых наделен индивидуальными чертами, а все вместе они образуют новую социальную общность, в которой им предстоит наладить взаимоотношения. До этого момента практически весь опыт общения ребенка сводился к отношениям с близкими взрослыми, которые выступали в роли бесспорного авторитета в решении жизненных вопросов и эталона для усвоения речи и навыков поведения.

При поступлении в организацию летнего отдыха в жизни ребенка наступает качественно новый этап, когда на первый план выступает его участие в многогранной деятельности коллектива. Требования к дисциплине еще более регламентируются. Обновляется коллектив сверстников. На этом этапе решающее значение имеет готовность к деятельности нового коллектива и, имея опыт общения со сверстниками, ребенок, как правило, нормально адаптируется к условиям воспитания.

Проблемы в умственно-личностном развитии препятствуют нормальному вхождению в новые условия и обрекают ребенка на роль отстающего, а это, в свою очередь может обусловить возникновение психических травм, нарушений поведения. От педагога-организатора, вожатого в критических ситуациях дезадаптации ребенка требуется повышенное внимание к его индивидуальным и психологическим особенностям, индивидуальный подход в педагогическом воздействии, а иногда и психокоррекционная работа со специалистами.

В течение лагерной смены вожатый может столкнуться с различными сложностями. Приходится достаточно часто наблюдать агрессивное поведение детей. Важно учитывать причины, возрастные особенности и типы проявления агрессии с целью прогнозирования конфликтных ситуаций и их предупреждения. Агрессия — реакция на конфликтную ситуацию, на невозможность достижения цели — может быть попыткой самозащиты, результатом жестокого обращения с ребенком.

Агрессия может проявляться в различных видах:

‒ физическая (использование физической силы против другого лица);

‒ косвенная (злобные шутки, сплетни, взрывы ярости);

‒ склонность к раздражению;

‒ негативизм;

‒ недоверие и осторожность по отношению к людям;

‒ вербальная (выражение негативных чувств через крик, визг, словесные угрозы, проклятия);

‒ чувство вины, ни на чем не основанное.

Педагог-организатор, вожатый, столкнувшись с агрессивным поведением, должны сохранять спокойствие. Необходимо найти причины такого поведения, понять их. Найдя причину, следует проанализировать ее наедине с ребенком либо обойти, избегая конфликта в коллективе.

Гиперактивные дети (с повышенной активностью) — самые шумные, подвижные, невнимательные дети, не могут долго концентрироваться на одном занятии. Эти дети, несмотря на активность и тягу к общению, трудно приспосабливаются к новой среде и новым людям.

Трудности адаптации связаны с несоблюдением лагерного режима, дерзостью, упрямством, эмоциональными перепадами настроения, обидчивостью. Гиперактивные дети трудно поддаются контролю и не выносят педагогического давления в силу их психического состояния.

О таких детях следует сообщить врачу лагеря. Подавлять чрезмерную активность ребят неэффективно, но целесообразнее направлять их энергию в нужное русло. Подвижным детям нравятся спортивные игры, им, может быть, приятно выполнять поручения, где требуется скорость. Не всегда удается управлять гиперактивными детьми, используя лишь слова. Есть риск быть неуслышанным. Поэтому важные наставления полезно сопровождать легким, негрубым прикосновением. Если говорить, глядя ребенку в глаза и придерживая за руку, он поймет, что сообщение следует выслушать. Если же такие ребята все же не выполняют каких-либо значимых требований, важно настойчиво и последовательно напоминать об обязательности их выполнения.

Тоска по дому наиболее активно проявляется в период адаптации ребенка к жизни в лагере. Необходимо занять ребенка интересным делом, сделать день насыщенным. Вожатому следует окружить такого ребенка теплом, следить за тем, чтобы другие дети также не были обделены вниманием.

 

3.2. Нестандартные ситуации, возникающие
при организации летнего отдыха подростков

Студенты-практиканты, которые прибывают работать в лагерь, часто сталкиваются с новыми для них проблемами. Далее приводятся советы в их решении.

При встрече детей в городе прикрепите на одежду визитку с вашим именем и номером отряда, в котором вы — вожатый.

Если один вожатый что-то запретил или забрал у ребенка запрещенные в лагере предметы, другому вожатому следует поддержать своего напарника. У вас должны быть слаженные действия, в противном случае дети будут активно пользоваться вашими разногласиями.

Не должно быть замков, ключей на дверях в детских палатах в целях безопасности.

Детям можно переселиться из одной палаты в другую только в первые два дня.

Если ребята не хотят принимать участие в отрядных делах, их ничего не интересует, попробуйте дать им ответственное поручение, чтобы они осознали собственную значимость.

Если подростки убежали ночью из корпуса без разрешения воспитателей, надо незамедлительно сообщить об этом руководству лагеря, принять серьезные меры, так как подобные действия могут стать причиной опасного инцидента. Следует обсудить проблему с ребятами и, может быть, пообещать сходить с ними на костер в лес.

Если ребенок пропал из отряда, и никто из ребят не знает о его местонахождении, вожатый должен немедленно сообщить об этом начальнику лагеря или старшему вожатому, собрать всех остальных детей в отряде и проверить их численность. Затем по мере возможности следует начать поиски пропавшего ребенка.

Если воспитанник влюблен в своего вожатого, задача вожатого как можно более мягко и тактично разъяснить ребенку ситуацию. Не следует пренебрегать чувствами ребенка. Дети — ранимые существа, любое действие или просто неверно подобранное слово может привести к печальным последствиям (вплоть до попытки самоубийства).

Если ребенок вдруг начал плакать, а вожатый никак не может его успокоить, лучше оставить ребенка в покое, отвлечь его каким-то интересным делом. Ребенок успокоится и, возможно, расскажет сам о причине его поведения.

Если ребенок является сыном или дочерью сотрудника лагеря, это не означает, что ребенка можно отпускать к родителям без причины. Для всех родителей существуют одинаковые правила.

В лагерь принимаются дети с 6 до 15 лет.

Как поступить с ребенком, который ворует?

Не надо кричать на ребенка, а сначала попробовать спокойно поговорить с ним, пытаясь убедить его сознаться в краже и вернуть украденное, а затем извиниться. Впредь следует более внимательно следить за этим ребенком.

Можно ли справиться с лунатизмом? Не следует бояться лунатизма. Вместе с тем, за таким ребенком придется следить более внимательно. Не следует его будить, кричать, приказывать, если он отправился погулять ночью. Его кровать не должна находиться у окна. На полу, под ногами, можно постелить мокрую тряпку, это поможет ему проснуться.

Если ребенок страдает энурезом, вожатому придется набраться терпения и постараться помочь воспитаннику. Вожатый должен избавить ребенка от смущения и насмешек со стороны сверстников. Лучше организовать процедуру смены белья, когда ребят не будет в палате, либо тихо и незаметно рано утром. Следует посоветоваться с врачом, поговорить с ребенком, ограничить его питье на ночь.

Конфликтные ситуации. Разногласия не следует доводить до конфликта (действенным является метод убеждения обеих сторон, что все не так уж страшно и нет причин для конфликта). Однако в любом коллективе конфликты неизбежно возникают. В этом случае вожатый должен контролировать свои чувства и эмоциональное состояние. Он должен постараться взглянуть на ситуацию объективно. Не следует искать виновных, а надо искать выход из сложившейся ситуации. Нельзя унижать личности участников конфликта, применять сниженную лексику. После разрешения неприятных моментов постарайтесь побыстрее забыть о них и не напоминать детям. Дети должны ложиться спать прощенными.

Вандализм. Когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми, это признак более глубоких проблем. С детьми следует прямо обсудить это с тем, чтобы помочь им обрести понимание серьезных последствий такого поведения, а также их привлекают к участию в восстановлении и замене разрушенной собственности. Этот вопрос решает администрация лагеря. Задача вожатого — составить докладную записку по этому случаю.

Дети рассказывают «ужасы» о своей жизненной ситуации. Слушайте эти рассказы и не пугайтесь. Постарайтесь сконцентрироваться на фактах. Часто подростки переоценивают, «накручивают» ситуацию. Помогите им снять эту «накрутку», концентрируясь на фактах, а не на эмоциях.

Дети, которые ни в чем не участвуют. Встречаются такие «наблюдатели» по жизни. Задача вожатого — создать условия для успеха ребенка и организовать формы взаимодействие детей, соответствующие их полу и возрасту, их интересам. Как правило, такие дети избирательно участвуют в каких-либо делах. Не толкайте их, позволяйте им выбирать. Поддерживайте их, когда они решились быть активными.

Отряд трудно собрать на отрядном месте. Как правило, такие трудности испытывают опытные вожатые и вожатые «пофигисты», которые не работали в самом начале смены над дисциплиной. Таким образом, основное, что сделает детей управляемыми, — это формирование дисциплины. Помогут Вам в этом, прежде всего, Ваша дисциплинированность, четкое соблюдение режимных моментов, планирование дня и подбор форм взаимодействия детей, адекватных возрасту, выполнение всех необходимых мероприятий оргпериода и авторитетный стиль руководства в оргпериод и во время выполнения режимных моментов. В первые дни смены собирать отряд на отрядном месте лучше вдвоем. Один вожатый может затеять игру на отрядном месте с теми, кто пришел, или играть на гитаре. Другой обходит палаты.

Отрицательный лидер. Бывают группы, в которых ребенок встает в оппозицию с вожатым, нарушает требования и вокруг собирает группу. Скорее всего, он хочет власти и внимания. Подружитесь с ним, примите его, заключите с ним договор, покажите, как конструктивно стать лидером. Но не спорьте с ним и не «роняйте» его в глазах других.

Отпускают «сальные» шутки. Чаще всего это делают старшие мальчики. Делают это для того, чтобы «проверить Вас на реакцию», провоцируют. Спокойно скажите, что «парни часто устраивают такие проверки, но вы просите в присутствии девочек не шутить так и не говорить резких слов». Будьте готовы к тому, что такая ситуация может возникнуть еще. Но при Вашем адекватном реагировании это скоро прекратится.

Ребенок нарушает правила поведения. Часто у взрослых возникает ощущение, что ребенок это делает «назло». Рудольф Дрейкурс считает, что в основе любого нарушения лежит один из четырех мотивов:

‒ привлечение внимания,

‒ власть,

‒ месть,

‒ избегание неудачи.

Разберитесь, какой мотив движет ребенком в Вашей ситуации, и помогите ему реализовать свое поведение.

Ребенок отказывается дежурить в столовой. Сначала поговорите с ним один на один, выясните, почему. Бывает, что у ребят остатки еды вызывают чувство брезгливости. В таком случае можно предложить ему другую работу. Бывает, что ребенок себя плохо чувствует. Бывают другие причины. Напомните ему о том, что все ребята из вашего отряда участвуют в дежурстве, весь отряд несет ответственность, чтобы накормить дружину, и не стоит подводить ребят из своего отряда. Ребята не поймут тебя и могут обидеться на тебя.

Ребенок ябедничает на других. Чаще всего это делают для того, чтобы привлечь Вас в защиту или чтобы Вы реализовали желания ребенка. Например, «он обзывается на меня» — ребенок, как правило, хочет, чтобы Вы его защитили или наказали обидчика. Пригласите обидчика и втроем разберите ситуацию. Как правило, в ней не правы оба ребенка. Скажите обоим, в чем они не правы


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.152 с.