Основные сотериологические понятия. Этапы искупления. Спасительные плоды искупительного подвига Христа. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Основные сотериологические понятия. Этапы искупления. Спасительные плоды искупительного подвига Христа.

2023-01-16 56
Основные сотериологические понятия. Этапы искупления. Спасительные плоды искупительного подвига Христа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Объективная и субъективная сторона спасения

Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2, 8)

Со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп. 2, 12)

Cпасение синергично, оно предполагает соработничество Бога и человека.

Термины: Слово Спаситель () или Несущий спасение () относится к Богу в Ветхом Завете в контекстах - Я Господь – Спаситель () твой и Искупитель () твой. Значение слова понятно – спаситель, избавитель, покровитель, хранитель. Относится к Богу, спасающему Свой народ от разных бедствий, в особенности от египетского рабства, или конкретного человека (например, Давида).

В Новом Завете это имя относится ко Христу: И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем (Лк. 1, 46-47), И сказал им (пастухам) Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 10-11), А женщине той (Самарянке) говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос (Ин. 4, 42), Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов (Деян. 5, 29-31), Павел в синагоге Антиохии Писидийской: Из его-то (Давида) потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса (Деян. 13, 23)

 

Слово Искупитель –освобождать, выкупать.

Ветхом Завете – одно из имен Божиих. В этом значении оно 11 раз встречается у пророка Исаии

В книге Иова это имя () относится к Мессии: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога (Иов. 19, 25-26).

Слово «искупление» многократно встречается в Новом Завете. Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления () многих (Мф. 20, 28); Не тленным серебром или золотом искуплены вы () от суетной жизни, преданной вам от отцов (1 Пет. 1, 18); Христос искупил () нас (Гал. 3, 13). Это слово буквально означает «покупать на рынке». В Еф. 1, 7 говорится, что во Христе мы имеем искупление () Кровию Его. Греческое слово , буквально означает «цену» или «выкуп», за который пленные или рабы получали свободу, а преступники освобождались от наказания. В Ветхом Завете этим словом обозначался выкуп, который иудеи приносили за своих первенцев. Благодаря этому выкупу, первенцы, которые должны были быть посвящаемы на служение Богу, освобождались от этого служения.

Таким образом, подвиг Иисуса Христа является искупительным, является выкупом или платой – заменой нашей смерти, поскольку мы вследствие грехопадения обязаны были нести наказание за наши грехи в виде смерти. Христос, Который не имел необходимости умирать, будучи безгрешным, умирая Сам, освобождает нас от смерти. Тем самым, Его смерть носит характер выкупа или платы. Божественное Откровение говорит о подвиге Спасителя как о подвиге искупительном.

Надо понимать, что это налагает обязательство и на нас: Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7, 23), - говорит апостол Павел. То есть мы стали рабами Христа, рабами Божиими и освобождены от рабства греха, рабства диавола.

Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа

Говорить о плодах искупительного подвига во множественном числе можно лишь с достаточной степенью условности, поскольку искупительный подвиг, в конечном счете, имеет один плод – спасение, обожение человеческого естества. Однако условно можно выделить несколько следствий.

Освобождение       от наказания.

Бог прощает человека, люди перестают быть, как говорит апостол Павел, по природе чадами гнева (Еф. 2, 3) Божия, иными словами искупительный подвиг Спасителя возвращает людям милость Божью. Поэтому искупительная Жертва называется также умилостивительной жертвой.

Очищение от грехов     .

очищение грехов при всеобъемлемости очистительной силы жертвы Христовой. Прощение Богом человека невозможно помыслить без действительного освобождения человека от греха. Апостол Павел говорит: Кровь Христа... очистит совесть нашу от мертвых дел (Евр. 9, 14). Апостол Иоанн Богослов учит, что Господь очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7); Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1, 9). Таким образом, можно утверждать, что Жертва Христова имеет всеобъемлющее очистительное значение, нет такого греха, который не мог бы быть очищен силой Жертвы Христовой.

Примирение с Богом.

Следствием прощения и освобождения от грехов является примирение людей с Богом и восстановление союза между ними.

В Своей Крови Господь установил Новый Завет, т.е. воссоединил людей с Богом союзом теснейшей любви. Об этом союзе, об этом единстве Господь молился в завершении Своей Первосвященнической молитвы: Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21).

Плоды искупительного подвига по отношениюк следствиям падения.

Грехопадение имеет четыре следствия, являющиеся преградами между Богом и человеком: грех, проклятие, диавол и смерть.

Грехбыл побежден в самом акте Боговоплощения, зачавшись сверхъестественным образом, Господь не воспринял заразы древней смерти и был свободен от первородного греха.

Своей Крестной Жертвой Господь освобождает нас от проклятия, которое есть осуждение греха и происшедшего из него зла праведным судом Божиим. Выражается это проклятие, прежде всего, в отлученности человека от Бога. Господь упраздняет это последствие греха, причем снятие проклятия распространяется не только на человека, но и на весь тварный мир. В Быт. 3, 17 сказано: Проклята земля за тебя, но в Новом Завете утверждается, что сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21).

Господь освобождает человека от тирании диавола и злых духов. Апостол Павел благодарит Бога и Отца..., избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол. 1, 12-13). Господь не только освобождает от власти диавола, но и возвращает возможность общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр. 12, 22-23).

Господь освобождает нас и от смерти телесной, что было явлено в Его Воскресении.

Дарование полноты благ.

Дарование полноты благ означает возможность в церковной жизни получать освящающую нас благодать причем, эта благодать изливается на человека неограниченно, ибо не мерою дает Бог Духа (Ин. 3, 34). Апостол Павел говорит даже об избытке благодати (Рим. 5, 17). В Рим. 8, 32 апостол задает риторический вопрос: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предел Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

Всеобъемлющим следствием Искупления является бесконечный ряд даров любви от возрождения в Крещении до блаженства в вечности. Вследствие искупительного подвига люди приобрели возможность того прославления, которое даровано Самому Спасителю по человечеству. О том, что и для людей доступна эта слава, Сам Господь сказал в Своей Первосвященнической молитве: И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им... хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне (Ин. 17, 22- 24).

 

Этапы Искупления. (возможно не понял вопрос, не нашел точного материала в конспекте. Возможно это не тот ответ и ответ на этот вопрос предудыщий раздел (Плоды спасительного подвига…))

свт. Григорий Богослов, который, вслед за сщмч. Иринеем, подчеркивает, что каждому событию из жизни Христа соответствует аналогичное событие из жизни Адама. Христос прошел последовательно через все этапы человеческой жизни для того, чтобы на каждом этапе уврачевать грех. Второй Адам расплачивается за каждый долг первого Адама по отдельности: «...Все сошлось воедино ради всех и ради единого праотца: душа – за (душу), ослушавшуюся (Бога); плоть – за (плоть), покорившуюся душе и осужденную вместе с ней; Христос, Который сильнее и выше греха, за Адама, попавшего (под власть) греха. Ради этого новое пришло на смену ветхому и через страдание (Христа) воззван (ко спасению) пострадавший (Адам); и за каждый наш (долг) воздано особо Тем, Кто превыше нас, и человеколюбивое снисхождение (икономия) к падшему через неспослушание стало новым таинством. Ради этого рождение и Дева, ради этого ясли и Вифлеем: рождение вместо сотворения, Дева вместо женщины, Вифлеем вместо Эдема, ясли вместо рая, малое и видимое вместо великого и сокровенного... Ради этого дерево вместо дерева и руки вместо руки: вместо дерзко простертой – мужественно распростертые, вместо своевольной – пригвожденные (ко кресту), вместо извергшей Адама (из рая) – соединяющие воедино концы света. Ради этого высота – за падение, желчь – за вкушение, терновый венец – за обладание злом, смерть – за смерть, тьма – ради света, погребение – за возвращение в землю, и воскресение (Христа) – ради воскресения (Адама)» (Слово 2).

 

22.2 Молитвы Церкви за усопших. Загробная участь младенцев. Католическое учение о чистилище.

Молитвы Церкви за усопших

Мздовоздаяние после частного суда не есть окончательное. Возможно изменение участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния. Божественная Литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, исхищают от уз ада их души. Господь сказал: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю (Ин. 14, 13); И все, чего не попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22).

Христос имеет ключи ада и смерти (Откр. 1, 18). Он же говорит о возможности отпущения грехов в будущей жизни: Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 32).

Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена.

Основные аргументы против практики молитвы об усопших:

· в Священном Писании нет прямой заповеди совершать такие молитвы;

· притча о богаче и Лазаре, где говорится о непроходимой пропасти, положенной между праведниками и грешниками, которую никто не может преступить;

· слова апостола Павла о том, что Бог воздаст каждому по де лам его (Рим 2, 6). После смерти никаких дел человек совершать уже не может, следовательно, загробное состояние человека, которое он получает после частного суда, изменить невозможно. Значит, молитвы об умерших бессмысленны.

Наши молитвы являются выражением любви. Душа человека после смерти субстанционально не изменяется; Это уместно и нравственно. Молитвы за усопших – это потребность человеческой души (аналогия с близким заключенным в тюрьме). Запрета молиться об усопших в Священном Писании нет. Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16), ВЗ - изменение участи усопших было действительно невозможно.

Если бы изменение состояния душ после смерти было невозможным, то всеобщий Суд был бы излишним.

Хотя грешники не могут изменить своего состояния, не могут сделать никакого добра, тем не менее они могут возжелать освободиться от зла и обратиться к добру. Наши молитвы, молитвы Церкви помогают в этом обращении, потому что Бог не хочет смерти грешников, а желает спасения всех людей. Молитвы и подвиги, призывающие благодать на душу усопшего, помогают ему в этом обращении от зла к добру. И по мере того как это обращение совершается, возможно очищение души человека Богом от греха и, следовательно, изменение его посмертного состояния.

 

Загробная участь младенцев

В Священном Писании конкретно о загробной участи младенцев ничего не говорится. Предение - «Блаженная участь тех, которые омыты водою и Духом в крещении и приняли Святого Духа в Миропомазании» (Послание Восточных Патриархов, чл. 16).

Ложное мнение, что умершие в младенчестве сподобляются особой, наивысшей степени блаженства, оно меньше, чем то блаженство, которого достигают люди через свободное самоопределение и личный подвиг. Младенцы являются безгрешными, но в то же время они не имеют «положительного наполнения», поскольку через собственную свободную волю они никаких добродетелей не стяжали.

Участь младенцев некрещеных.

свт. Григорий Нисский – души младенцев, похищаемых смертью, могут достигнуть полной меры блаженства.

Бл. Августин - Никакого вечного спасения не обещается младенцам.

Свт. Григорий предполагает, что младенцы находятся в каком-то третьем неопределенном состоянии, которое отлично как от состояния осуждения, так и от состояния прославления. Догматически точно этот вопрос не решен.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.