Какой доход имел Яков Скомантов? — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Какой доход имел Яков Скомантов?

2023-02-03 48
Какой доход имел Яков Скомантов? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эта небольшая феодальная вотчина приносила ее владельцу средний по размеру натурально-денежный "доход", по терминологии конца XV столетия. Состав оброка назван в писцовой книге 1495 года: 10,5 гривен, 14 полных коробей и полторы четверти ржи, столько же овса, две полных коробьи пшеницы, полторы коробьи и полчетверти ячменя, две курицы, пять сыров, две бараньих лопатки, 3,5 овчины, пять "горстей" льна.

Коробья и четверть были мерами сыпучих тел, а не веса. Новгородская коробья состояла из двух московских четвертей. Исследователи пришли к выводу, что коробья примерно соответствовало 7 пудов веса. Происхождение слова "коробья" вполне ясно. Оно обозначало короб, плетеный или выгнутый из луба, сундук или большую корзину округлой формы с крышкой. В коробьях хранили зерно.

Коробья была также и мерой пахотной площади. Принято считать, что одна коробья высевалась на одной десятине (2400 квадратных саженей), то есть, по нашим исчислениям, на одном гектаре.

Состав натурального оброка указывает на высеваемые в конце XV века сельскохозяйственные культуры на Валдае. В основном это рожь и овес. Пшеницы сеялось раз в семь меньше. Белый хлеб не был крестьянской пищей. Мало высевалось и ячменя. Крестьяне держали кур, овец, коров. Из технических культур выращивали лен.

Управлял вотчиной Яков Скомантов с помощью своего слуги - ключника, за что тот получал долю дохода в виде 1,5 и получетверти ржи, коробьи и 1,5 четверти овса, 6 сыров, 2 бараньих лопаток, 2 ковриг, 6 горстей льна.

Доход поступал с 13 деревень.

 

Холуи

 

Эта деревня стоит первой в списке населенных пунктов Яковлевской волостки. Писцовая книга, составленная около 1495 года, сообщает, что здесь находился двор землевладельца, два двора зависимых от боярина людей (Михаила и Фрола) и три двора крестьян: Федотки Степанкова, Федотки Сенкина и Сеньки.

Источник XV века не дает географической привязки деревни Холуи. Но ее название указывает на то, что она должна располагаться вблизи реки или озера. В самом деле, слово "холуи" - это множественное число от слова "холуй", обозначающего рыболовный плетень, снаряд, яз (см.словарь Владимира Даля).

Впрочем, уже писцовая книга 1648 года дает пояснение: "... село Холуи... на реке на Граничне". Полную ясность для кабинетного историка вносят материалы Генерального межевания эпохи Екатерины II. В деле 1780 года об обмежевании села Холуи сказано: "Село Холуй, что ныне Рождество". Заголовок того же дела имеет надпись: "Дело об обмежевании села Холуй, Рождество то ж". Двойное название мы находим также на плане села 1780 года, карте Валдайского уезда 1808 года. На последующих картах встречается только название Рождество. Карты 1845, 1895 годов указывают его местонахождение на правобережье реки Граничной. Впрочем, местные жители прекрасно знают, что первоначальным названием Рождества было Холуи. Устная традиция также сохранила для нас это старинное наименование села.

Происхождение этого названия, как и в других местах на Руси, связывается с именем храма. В Холуях первоначально была деревянная церковь Рождества Христова. Но рядом стояла вторая церковь в честь первых русских святых Бориса и Глеба. Об этом поведала писцовая книга 1583 года. Однако книга фиксирует стоявшие храмы, не называя время их сооружения. Зато Обыскная книга 1572-1573 годов упоминает "рождественского попа". Иными словами, в начале 1570-х годов в Холуях уже была деревянная Рождественская церковь.

Переписная книга 1648 года отмечает "в селе храм во имя Рождество Христово деревянный". В царствование Екатерины II этот храм продолжал существовать. Документ 1780 года упоминает "церковь деревянная во имя Рождества Христова с пределом Рождества Богородицы". Она простояла до начала XIX века.

Согласно Реестру церквей Валдайского уезда 1914 года, который мне удалось найти в Новгородском областном архиве, в 1820 году была возведена существующая, ныне действующая церковь Рождества Богородицы : "Здание каменное крепкое, колокольня каменная крепкая". Слово "каменная" здесь подразумевает кирпичную постройку.

Любопытно, что из храма, посвященного Рождеству Христову, церковь превратилась в памятник Рождеству Богородицы. Почему это произошло, для нас во многом остается загадкой. Ответ, возможно, содержится в популярной книжечке, изданной в 1913 году краеведом К.С.Лебедевым. Он сообщает, что церковь была возведена в 1820 году, и приводил легенду о "явлении" чудотворной иконы Рождества Богородицы на источнике - левом берегу реки Граничной. Видимо, в честь этой явленной иконы и был построен новый кирпичный храм, благо в прежнем деревянном уже был придел во имя Рождества Богородицы. Не трудно представить, что за более чем два с половиной века своей жизни деревянная постройка обветшала и потребовала или капитального ремонта, или замены. Археологу, занимающемуся изучением древних поселений, важно знать историю церковного строительства. Церкви указывают, как правило, на нахождение поблизости ядра древнего поселения.

Существующая Рождественская церковь стоит на спланированной площадке. В шурфе у северного фасада проследились следы подсыпки. Селения на вершине холма не было, да и не могло быть: уж слишком далеко оно располагалось от реки. Надо искать его ближе к Граничной.

Свои поиски начали с огорода Николая Степановича Ефремова, моего старого знакомого, бывшего председателя колхоза, хорошо знающего все местные названия, урочища. Не один раз он помогал установить местонахождения той или иной пустоши.

Уже первый осмотр грядок огорода, расположенного у подножья церковного холма, показал, что следов древней деревни здесь нет. Встречались только черепки более позднего периода XVIII-XIX веков. Пришлось перебазироваться на соседние огороды Н.А.Забегаловой. Белоглиняная керамика появилась довольно резко, обозначая границу своего распространения. Край деревни нашелся! Но через 30 метров к северу находок фрагментов этой посуды не последовало.

Такое расположение старой деревни поставило в тупик. Я привык, что деревни XV века стояли рядом с водой. Здесь же до реки было несколько десятков метров. Деревня Холуи странно располагалась перед затапливаемым в половодье лугом. Слой XV-XVI веков неожиданно стал идти вверх, в гору полосой 30-40 метров. Любой археолог, которому показать план селища, вытянутого перпендикулярно луговине в длину 160 метров, на склоне, поставит такое "открытие" под сомнение.

Между тем, слой с керамикой совершенно отчетливо расположился севернее церковной каменной ограды до небольшой улочки. Сама улочка находилась в понижении. Никаких следов слоя на ней не было. Оставалось осмотреть другую ее сторону. Это чисто формальный осмотр: я был убежден, что селище полностью выявлено. Мы ходим вдоль грядок, вглядываясь в землю. И вдруг я замечаю один знакомый черепок XIV-XVI веков, другой... Игорь Воробьев, частый спутник моих поездок, находит еще один, еще... Фиксируем пятно культурного слоя 30 на 40 метров. Любопытная картина! Деревня Холуи состояла из двух частей, разделенных улочкой. И тут я начинаю понимать, в чем дело:

- Не было ли ручья на месте улочки? - задаю вопрос местным жителям. И в ответ слышу то, что хочу услышать:

- Был, конечно. Но проложили водопровод и ручей засыпали. Весной вода все равно течет здесь.

Я вздыхаю облегченно. Теперь наконец-то все встало на свои места. Деревня Холуи располагалась не на берегу реки Граничной, а по обоим берегам ручья, впадающего в реку. Осталось только объяснить, почему один двор стоял отдельно от основной территории деревни через ручей.

Первое объяснение, которое наиболее вероятно: перед нами обособленный двор землевладельца Якова Скомантова. Такой гипотезе не противоречит более поздний материал. На планах XVII века большие дворы владельцев поместий всегда стояли обособленно от деревенской застройки. Был ли это двор Скомантова? Ответ могут дать лишь раскопки.

Теперь образ деревни Холуи, описанной в книге 1490-х годов, становится более определенным и конкретным, хотя до полной ясности далеко: "Деревня Холуи, а в ней двор Ивашков, а в нем сам живет, а людей его: во дворе Михаль, во дворе Фролко, сеют ржы на Ивашка 10 коробей, а сена косят 30 копен, 2 обжи. А христиан: во дворе Федотко Степанков, во дворе Федотко Сенкин, во дворе Сенка, сеют ржи 3 коробьи, а сена косят 10 копен, обжа. Старого дохода 7 денег, коробья ржи, коробья овса, полчетвертки пшеницы, полчетвертки ячьменя, сыр, овчина, горсть льна".

Данные строки вводят нас в мир XV века. Сквозь пелену эпох проступают смутные очертания и двора Ивашки Сухого, и пяти дворов сельских жителей. Рядом располагаются обработанные поля, сенокосные угодья, приречные луга, И совсем близко к пятидворной деревеньке подходит стена леса. Все такая же неширокая Граничная, в долине которой стоят стога сена. Все такой же сырой молочно-белый туман в ее пойме по утру.

 

Жольницы

 

Название этой деревни меня давно интриговало. Оно удивительным образом было созвучно слову "Жальник", обозначавшему могильник, кладбище. И этот интерес был подогрет сообщением знатока местных урочищ Н.С.Ефремова, который сказал, что в Жольницах - пустынной лесной местности, расположенной по старой дороге на реку Цну, - есть какие-то сооружения из камней. Это было еще в 1987 году. На экспедиционной машине мы сравнительно скоро оказались на месте.

Вместо бывших колхозных полей в старом урочище стеной стоял молодой лес, возникший на прежней пашне, брошенной из-за нехватки рабочих рук. Последний раз здесь в 1963 году собрали лен. Быстро же природа уничтожает следы жизнедеятельности человека, когда тот перестает быть на земле хозяином.

Небольшая полянка, усеянная удивительным растением - медвежьим ухом, лечащим от многих болезней. Рядом холмик весь в кустарнике и деревьях. Из-под растительности торчат крупные валуны, которые человеку сдвинуть с места не по силам. Но оказывается, что кто-то уже их сдвинул. Камни разбросаны. И разбрасывали их отнюдь не руками, а используя современную мощную технику. Вот и следы гусениц. Наверное, цепляли тросом. Варварство!

Хожу и осматриваю холм. Похоже на могильник. Но чтобы такие валуны-гиганты где-то еще были?! Уникальный объект! Увы, во многом уже уничтоженный. Вот так местное население чтит память предков. Грустная картина. Неужели наши исторические корни превратились в прах? Их отсечение мне как археологу приходится наблюдать все чаще и чаще. Ямы на памятниках, курганах. Никто не останавливает варваров. Все сходит с рук. А вот и кости на дне разрытой ямы. Это могильник.

Наличие жальника в этой местности позволяло еще до раскопок предполагать, что средневековая деревня Жольницы, получившая свое название именно от жальника, возникла позднее его.

Деревня Жольницы должна располагаться где-то рядом. Она была небольшой - всего из трех дворов Парфенки Харитонова, Ивашки Жилина, и Захарки. Правда, в 1583 году дворов было уже пять. Далее о судьбе этой деревни ничего неизвестно. Зато на современной карте неподалеку от жальника находится поле с названием "Жольницы".

Спустя несколько лет я вернулся на это место. Раскопки каменистого холма подтвердили предположение, что это кладбище. Были выявлены безынвентарные погребения крестьян XIV-XV веков. И селище удалось найти, причем довольно быстро: пришел на поле, заложил шурф и сразу нашел остатки старой деревни. Такая быстрота самого озадачила. Впрочем, сказался накопленный за эти годы опыт. Селище оказалось там, где его не предполагалось обнаружить, вдали от видимых источников воды. Оказывается в XV веке были и такие деревни.

 

Скоково

 

В 1495 году деревня состояла из одного крестьянского двора Ивашки Лукина. Один двор, только помещичий, сохранялся и в конце XVI века. А в 1648 году в Скокове насчитывалось семь дворов; Переписная книга дает и географическую привязку этого населенного пункта: "... сельцо Скокове на реке Гранишне".

В 1781 году документ сообщал о селе Скокове с пустошами. В нем было 20 дворов, население составляло 122 человека. О топографии села сказано: "... на суходоле при колодезях". Карты XVIII-XIX веков изображают село на правобережье Граничной.

До революции Скоково - крупное село. В 1864-1865 годах в нем насчитывалось 39 дворов с населением 247 человек. В 1884 годах население составляло уже 300 человек. В 1914 дворов было 86, населения - 480 человек.

Скоково дожило до наших дней. Довольно значительное село. А это уже затрудняет поиски первоначальной деревни XV века. Но есть ориентир - деревянная часовня. Она является главной постройкой села, стоит в центре Скокова, там, где сходятся три улицы. Кольцом ее окружает разоренная стена из валунов. Да и сама часовня в руинированном состоянии. Крыша рухнула. Значит дождь, снег попадают внутрь помещения, ускоряя гибель этого памятника истории Фировского района. При таком отношении сколько осталось ей жить?

Скоковская часовня рублена из крупных бревен диаметром 30 сантиметров. Концы их несут следы работы топора . Пилу не использовали. Она мочалит бревно и способствует в итоге быстрому проникновению влаги в дерево и его ускоренному гниению. Мастера знали свое дело. Некоторые нижние венцы несут седой (в буквальном смысле слова) налет старины: бревна серые, словно окаменели. Это выдает их почтенный возраст. Сохранилось 15 венцов. Снаружи имеется обшивка из теса. Алтарь явно поздний из более молодого дерева. Явно прирублен.

Разрушаться постройка стала в последние десятилетия. Будет большой ошибкой упустить данный уникальный памятник деревянного зодчества Фировского района. Необходима срочная консервация его. Хотя бы сделать временную кровлю. Он молит о спасении.

Ведь всего пятьдесят лет назад часовня выглядела совершенно иначе. Облик ее того времени донесла фотография, которую удалось добыть неутомимому краеведу Евгению Александровичу Иванову.

Для будущих реставраторов этот снимок бесценен. Он воссоздает первоначальный облик памятника.

Постройка имела три яруса. Первый ярус - простой сруб, покрытый двускатной кровлей. Над ним возвышался четверик, увенчанный еще одним четвериком с кровлей на два ската, поверх которой возвышалась луковичная главка.

Я вглядываюсь в фотографию 1930 года, кануна великого разорения русской деревни, переношусь в иной мир, безвозвратно ушедший от нас.

Солнечный летний день. Группа ребятишек и взрослых расположилась у побеленной каменной церковной ограды, тогда еще существовавшей. Четким ритмом возвышаются над оградой квадратные в плане столбики, завершающиеся металлическими крышечками, предотвращавшими проникновение влаги внутрь кладки. Сама же ограда на участках между столбами имеет двухскатную деревянную кровлю. Фотоснимок запечатлел северный фасад часовни, участок каменной стены с арочным проемом. Проем закрыт деревянной дверью, обитой узкими дощечками, набранными "в косую". Верх ворот завершает двухскатная железная кровля.

Я все всматриваюсь и всматриваюсь в эту фотографию, пытаясь не пропустить ни одной детали. Это - отпечаток жизни 63-летней давности. И начинаю постигать сотканный из неуловимого дух покоя и безмятежности, окружающий памятник старины. Белая ограда, черное угасшее дерево часовни, яркое голубое небо и зелень листвы берез. Все гармонично, как строка или мелодия бессмертного произведения. Это целостный природно-архитектурный ансамбль в миниатюре: часовня, ограда, береза и столб с колоколом.

Что нам известно об этой часовне? К сожалению, очень мало. К.С.Лебедев в популярной книжечке 1913 года сообщает, что старинная деревянная церковь в Скокове во имя Покрова Богоматери была построена в 1680 году и упразднена во второй половине XVIII века "Деревянная церковь" упомянута в сводке археологических памятников Новгородской губернии, вышедшей в 1911 году (автор - И.С.Романцев). В архивных материалах мне удалось найти лишь указание на "часовню деревянную" в переписи 1897 года.

Расспросы местных жителей позволили установить, что судьба к часовне была долго милостива. В ней шла служба своими попами. И только в 1950-1960-ые годы ее окончательно отобрали у верующих и превратили в склад. О.В.Васильева сообщила, что престольным праздником была Троица. В Твери в Управлении культуры я неожиданно для себя нашел паспорт на этот памятник. Оказывается, часовня стоит на учете и охране. Архитектор С.А.Никольский отнес "церковь в Скокове" к первой половине XIX столетия.

Я решил установить дату сооружения. Это можно сделать с помощью обыкновенного спила. Сейчас археологи датируют древесину по кольцам. Составлены графики расположения древесных колец для отдельных регионов. В итоге в распоряжении ученых имеется непрерывная шкала от XVIII века до наших дней для Восточной Европы. Датируются срубы, мостовые древнего Новгорода и других городов с точностью до одного года.

Было взято несколько спилов с нижних венцов. Их я отнес в лабораторию Института археологии и отдал на исследование А.Ф.Урьевой и Н.Б.Черных, главным специалистам в области дендрохронологии нашей страны. Ответа ждал с нетерпением. Казалось, пройдет неделя, месяц, и загадка скоковской часовни, наконец, будет решена.

Но время шло, были составлены графики соотношения толщины колец древесины, но их дешифровка оказалась чрезвычайно сложным делом. Графики имели явно местные особенности и не сопрягались с новгородской шкалой. Надежда на четкость датировки не оправдалась. Было лишь установлено, что возраст самих деревьев 249, 235 и 146 лет. Но вернемся к поиску древнего поселения на месте Скокова. К сожалению, вынужден констатировать, что и его пока не удалось найти. Правда, еще не все возможности использованы. Осмотрены лишь участки на берегу реки Граничной и вдоль луговины, поймы реки. Это наиболее подходящие для селища места. Но фрагментов керамики XV-XVI веков там не встречено. Старое Скоково, его древнейшая часть должна располагаться где-то рядом с деревянной часовней. Но где?

 

Становище

 

В конце XV века в деревне насчитывалось всего два двора. Она явно размещалась где-то поблизости от Скокова, поскольку писцовая книга сообщает, что налог брался с обеих деревень вместе. В 1583 году количество дворов достигло 11. Для этих мест деревня Становище была значительной. В XVIII веке появилось второе название - Акимово. Деревня захирела, в ней остался всего один двор. XVIII век знал только пустошь Якимово, располагавшуюся на территории земельных владений деревни Скоково.

Мне довелось опросить многих жителей Скокова, но ни один из них так и не указал на местность с названием Акимове или Якимово и Становище. Быстро же забылось это название. Осмотр пашен возле самого Скокова ничего не дал.

 

Белище

 

Книга 1495 года указывает, что дворов в этой деревне было 4. Спустя столетие их стало восемь, но половина из них запустела. Далее сведения о Белище в письменных источниках обрываются. Но пустошь Белище указана на планах Генерального межевания 1781 и 1788 годов на правобережье Граничной севернее Скокова. Поиск этой деревни оказался долгим и запутанным.

Впервые местность с данным названием мне указал знаток урочищ из Рождества Н.С.Ефремов. На экспедиционной машине в 1987 году мы выехали из села Рождество и, свернув влево от современного кладбища на южной окраине села, вышли на старую Бурлацкую дорогу. Дорога была заброшена. Приходилось то и дело тормозить, чтобы расчищать путь от поваленных деревьев. Наконец, мы вползли на вершину возвышенности, поросшей лесом, и остановились. Николай Степанович развел вокруг руками и сказал, что это и есть Белище. Раньше было поле, но теперь оно заросло. В тот момент мне подумалось, что деревню Белище найти в таких зарослях никогда не удастся. Это же не европейский лес, а джунгли.

Такое расположение Белища совпадало с локализацией данной местности на планах Генерального межевания. Но вскоре у меня возникли сомнения.

Дело в том, что для жителей Скокова местность Белище находилась гораздо ближе. Она начиналась сразу за Романовым ручьем на его правобережье, к югу от пустоши, указанной в планах XVIII века. Рассматривая план сельца Скокова 1861 года, хранящийся в музее Фировской средней школы и любезно предоставленный мне Э.И.Русановой, я неожиданно заметил на нем старинную карандашную пометку "Белище" на правом берегу того же ручья. Выходит, пустошь исторически занимала более обширное пространство, нежели ее изображает план эпохи Екатерины II. Именно на берегах Романова ручья и располагаются современные поля.

Летом 1992 года пришлось обследовать весь ручей. Остатки поселения, как тогда показалось, были зафиксированы на поле, на правом берегу ручья, в 500 м от его устья. Поле было засеяно овсом, что затрудняло поиск. Какие-то невыразительные фрагменты посуды нашлись, но полной ясности не было. Пришлось отложить поисковые работы на сентябрь.

И вот снова то же поле, убранное, но не распаханное. Влажная темная земля на одном участке заметно выделялась по своему цвету. Снова хожу по полю и вглядываюсь в землю, ищу черепки. Я уверен, что селище у меня в руках, только надо набрать доказательства. Однако обломков битых горшков XV века нет. И это обескураживает. Время идет. Вся керамика - XX столетия. Наконец, после неудачного пустого шурфа (жаль потраченное драгоценное время!) я последний раз обхожу поле и вслух самому себе говорю: "Это не Белище". Где искать, полная неясность.

Но ноги уже сами несут меня к реке Граничной. Осматриваю еще раз устье ручья. Результат отрицательный. Иду берегом реки ниже по течению и выхожу на луговину, спускающуюся к реке. Копнул лопатой землю, снял небольшой участок дерна. Под ним чернел слой! Тщательно просматриваю жирную, насыщенную органикой землю. И вот награда - в руке знакомый фрагмент горшка XV-XVI веков. Нашел!

Закладываю шурф метр на метр, затем делаю прирезку. Керамика идет, не оставляя уже никаких сомнений, что древнее поселение найдено. Все больше и больше осколков старинной посуды извлекается на свет. Погода, как на зло, испортилась. Моросит дождь, мокнет куртка на сентябрьском ветру. Промок и свитер. Земля холодная и пристает к рукам. Но уходить не хочется. Продолжаю работать весь световой день и на вторые сутки. В итоге набираю пакет керамики - той, которую искал и, торжествуя, составляю план местности с привязкой поселения.

Собственно нашел я два поселения: Белище и Андреев хутор. От последнего остались в земле кирпичная крошка, фаянсовые осколки посуды и кусочки стекол; дата его - 1920-е годы.

Местоположение Белища довольно удачно, у брода через Граничную.

 

Бисерова Горка

 

По писцовой книге в 1495 года в ней насчитывалось 3 двора. Книга 1583 года сообщает о запустении четырех дворов. Перепись 1620 года застает на этом месте сельцо с помещичьим двором и двором крестьянина. Во второй половине XVII столетия относится известие о запустевших четырех крестьянских дворах.

Пустошь Бисерова Горка указана на плане 1788 года. Она располагалась к востоку от Рождества на ручье Ольховец (ныне Карпов). Об этом сообщают и Экономические примечания к планам межевания XVIII века: "... на правой стороне ручья Ольховца".

Название Бисерова Горка дожило до наших дней. Оно закреплено за небольшой возвышенностью в 1.3 км восточнее села Рождества по дороге на станцию Баталино.

Мы свернули и оказались на небольшом поле, расположившемся на склоне холма. Где-то в низине протекал ручей. На краю поля размещался загон для скота. Как потом выяснилось, в полдень на дойку пригоняли коров. К загону явно подъезжала машина за молоком, оставившая глубокую колею в земле.

Осматривая местность и прикидывая, где же могло здесь располагаться селище, я обратил внимание на эту колею. В ней просматривался темный слой. В обнажении почвы заметил мелкий фрагмент керамики. Приглядевшись внимательно, увидел небольшое возвышение, на которое мог обратить внимание лишь археолог. Все это походило на остатки дома, некогда стоявшего на данном месте. Если есть керамика, то надо закладывать шурф.

После дерна пошел темный песок с галькой. Вот и долгожданные фрагменты средневековой посуды. Темный слой был мощностью от 18 до 45 сантиметров. Шурф пришелся на часть подпечной ямы. В ней обнаружились камни - остатки печки и точильный камень.

Поселение оказалось вытянутым вдоль ручья. Размеры 25 на 110 метров.

 

Ермолино

 

В конце XV века в ней было всего два двора. В 1583 году количество дворов достигло восьми. В XVII веке это - пустошь. В 1781 году на нее был составлен план. Она размещалась по соседству с Бисеровой Горкой. В то время здесь находилась обширная пашня.

В следующем столетии на краю пашни возвели деревню, которая получила свое прежнее название - Ермолино. В 1864-1865 годах здесь стояло три двора. По данным переписи 1881 года, в Ермолине проживали 21 человек. Перепись 1897 года фиксирует уже пять дворов. Накануне первой мировой войны численность населения составила 41 человек.

Деревня Ермолино дожила до наших дней. Несколько десятилетий назад она была довольно крупной. Ныне сохранились всего три или четыре двора. Остальная территория распахана, словно и не было здесь никакой крестьянской застройки.

Не вызывало сомнений, что деревня должна быть приурочена к безымянному ручью, от которого современные строения оказались удаленными на десятки метров. Ближе к ручью я и начал поиск. Что можно было найти в июле на засеянном поле? Всего несколько фрагментов керамики. Но их оказалось достаточно для первого раза, чтобы установить нахождение средневековой деревни. В сентябре заложил шурф, и тогда был получен более представительный материал. Деревня занимала примерную площадь 45x75 метров. Селище вытянуто вдоль современной дороги. Отсюда следовало, что направление дороги осталось неизмененным на данном участке с XV века.

 

Лядино

 

В самом конце XV века в деревне было 4 двора. В 1583 году это уже пустошь. Пустошь Лядины указана на плане 1788 года. Она приходится на территорию, ныне занимаемую поселком Труд. Недаром протекающий по окраине поселка ручей называется Полятинский, т.е. текущим по Лядине. Буква "д" перешла в "т". Первоначально ручей, скорее всего назывался Полядинский. Селище найти не удалось.

 

Отдыхалово

 

История этой деревни абсолютно аналогична предыдущей: те же четыре крестьянских двора в XV столетии и запустение в конце следующего века. Известен и план пустоши Отдыхаловой 1788 года. Она размещалась к северу от Ермолино. Было и второе наименование этой пустоши - Копова. Последнее название сохранилось за небольшой луговиной на правом берегу безымянного ручья, протекающего восточнее деревни Ермолино. Данный ручей - приток речки Крупицы. Где-то в ее верхнем течении в районе бывшей деревни Крупицы и надо искать средневековое поселение. Ныне здесь фермерское хозяйство. Осмотр полей на данном участке ничего не дал, хотя удалось зафиксировать поля XVIII века, ныне заброшенные. На них указывает гумусированный слой - бывшая унавоженная почва. Может быть, эти данные и пригодятся начинающему фермеру, но для археологии они пользы не принесли.

 

Пепельниково

 

В 1495 году здесь было два двора, в 1583 году - пустошь. Название Пепельниково сохранялось еще в XVIII веке. Оно закреплялось за пустошью, входившей в состав земель села Рождества. По книге 1572-1573 годов известно, что в это время из деревни Пепельниково был выставлен двор Бортниково. Пустошь Бортникова указана на плане 1788 года к северу от Холуев на правом берегу Граничной. Следовательно, и сама деревня Пепельниково размещалась к северу от Холуев.

Археологические поиски средневековой деревни удачи не принесли. Я предполагал найти ее возле Пальцевского болота на поле. Но шурфовка не выявила следы черного культурного слоя.

Больше повезло с Бортниковым. В пределах этой старой пустоши удалось обнаружить выставочный двор размером 20x35 метров. Это - участок темно-серого слоя, содержащий керамику позднего средневековья. Нашел эту "иголку в стоге сена" совершенно случайно. Мы возвращались в Рождество с очередного маршрута. Рядом с тропинкой на некотором отдалении от реки Граничной я обратил внимание на несколько необычную темную почву на лужайке, изрытой кротовинами. Цвет ее меня сразу смутил. Но первые попытки найти керамические фрагменты оказались безрезультатными. Однако через день, заложив небольшой шурф, обнаружил керамику, которую искал. Это была несомненная удача. Кроты оказались на службе у археологии.

 

Марково

 

В 1495 году здесь было два двора. К 1583 году их было уже восемь. После смутного времени деревня заметно опустела. Даже в конце XVII века она не стала больше. В 1669 году здесь проживали две крестьянские семьи. Тогда же появилось и второе название деревни - Родуткино. Оба наименования соседствовали, дополняя друг друга. Потому письменные источники называют эти деревни "Марково и Родуткино то ж".

Двойное название встречается и на планах Генерального межевания 1780-х годов. Так называлась значительная по размерам пустошь, располагавшаяся в нижнем течении реки Граничной, захватывавшая даже сосновый бор в междуречье Граничной и Шлины.

Трудность поиска средневекового поселения заключалась в том, что название Марково-Родуткино исчезло из устной народной традиции. Его никто не помнит. Не помог и план Генерального межевания, на котором изображены старые поля. Мой опыт показывал, что деревни стояли на окраине этих полей. Мы обследовали все поля планов Генерального межевания пустоши Марково, но ничего так и не нашли. Эти поля уже покрыты лесом, заброшены, но кроме гумусированной бывшей унавоженной почвы на них так и не удалось найти фрагменты горшков. Большое поле тянется вдоль Граничной на правом ее берегу в районе известкового карьера. Частично поле уничтожено этим карьером, частично распахано, и на нем высажены молоденькие сосновые саженцы. Остальная часть покрыта сосновым бором. Но где была сама деревня, пока неизвестно.

 

Гадышов Брод

 

Новгородская писцовая книга 1495 года отмечает, что это была новая деревня, только-только образованная. В ней насчитывалось четыре двора. Последующие книги, документы однозначно указывают на то, что Гадыши (или Гадышов Брод) продолжали существовать непрерывно на своем месте вплоть до наших дней, когда изменили название на поселок Комсомольский.

В археологическом плане Гадыши меня мало волновали, так как дата их возникновения - конец XV века - была определена историческими документами. Что в таком случае может вызывать интерес? Только керамика. На ее примере можно получить четкое представление, какие формы горшков тогда употреблялись, т.е. получить узкую дату для керамической шкалы. Но это не было для меня главным в изучении деревень Яковлевской волости на первом этапе исследования. Потому я и откладывал на неопределенное время посещение Гадышей.

Когда в июле 1992 года я оказался на пыльной улочке поселка, то даже растерялся: где же искать селище среди столь большого скопления дворов? И поняв всю безнадежность осмотра огородов в период поспевания картошки, оставил это занятие на осень. Но время решил даром не терять, а наметить план действий.

Предстояло вычислить примерное расположение средневекового поселения. На что здесь можно ориентироваться? Конечно, на название деревни и планы XVIII века.

Название указывало на существование через реку Шлину брода, возле которого и была построена деревня. План 1780-х годов обрисовал ядро этого населенного пункта, помещавшееся на правом берегу Шлины у характерной излучины. Этот изгиб Шлины я без труда отыскал на современной карте. Река здесь разделяется на два рукава. Через остров проходила дорожная трасса. Однако карта устарела. Уже действовал новый мост, а на месте старого были перекинуты пешеходные мостки. Вблизи старого тракта и надо было искать поселение.

Осенью я его и нашел. Выйдя на берег Шлины на обширную луговину, увидел следы старого брода. От него остался накатанный спуск к воде. Брод находился ниже по течению от острова, образованного двумя речными протоками. Картошку уже убрали. Можно было, не опасаясь нареканий хозяев, осмотреть огороды. На берегу Шлины на высоте 2-3 метров от уровня воды в луговой части и на огородах выявились остатки деревни.

Первым мне попался черепок посуды из белой глины. Но далее последовали фрагменты красноглиняных черепков. Скоро стало ясно, что это поселение, просуществовавшее с X по начало XIV веков, - предшественник Гадышова Брода. Два часа тщательного осмотра позволили насобирать представительную коллекцию старой древнерусской посуды. А шурф, заложенный на другой день, выявил слой мощностью до 65 сантиметров. Вот тебе и неинтересный памятник. Как же я просчитался!

Деревня Гадышов Брод, как потом выяснилось, располагалась на верхней террасе среди современной застройки и огородов.

Выяснилась еще одна любопытная деталь. Виктор Петрович Большаков указал на старинное кладбище, существовавшее в Гадышах до 1950-х годов. С его слов, места захоронений были отмечены большими камнями. Но современная застройка разорила могильник. Камни были сдвинуты со своих мест. Здесь воздвигли дома. Отдельные валуны лежат до сих пор на окраине Гадышей. Точные размеры этого кладбища указать нельзя, примерно 30x40 метров. На некотором удалении от него у реки Шлины, где находится Святой омут, стояла часовня.

Расположение могильника на верхней террасе неподалеку от средневековой деревни Гадышов Брод конца XV века со всей очевидностью указывало на то, что здесь были погребены жители этой деревни, обосновавшиеся здесь около 1495 года.

Из расспросов удалось также узнать и другое. Оказалось, что в начале 1930-х годов на могильнике вел раскопки московский историк Феноменов Михаил Яковлевич. Он приезжал сюда на летний отдых на родину жены. Им было раскопано несколько могил. По дороге в столицу его обокрали. Самое печальное, что в пропавшем чемодане (незадачливые воры об этом не знали) находились черепа. Видимо, профессор вез их в Москву на определение.

Все мои попытки найти какие-либо отчеты о раскопках в Гадышах Феноменовым не увенчались успехом. В картотеках археологических учреждений России упоминания об этих работах нет.

 

Нивки

 

Подобно предыдущей деревне, Нивки также была основана в самом конце XV века. Сначала здесь было 3 двора, в 1583 году - четыре. Затем наступило запустение. На планах Генерального межевания 1780-х годов указывается пустошь Нивки к востоку от Гадышей, на правобережье Шлины. Это все, что мне известно о данной деревне.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.