Реконструкция родоплеменной структуры — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Реконструкция родоплеменной структуры

2023-02-03 35
Реконструкция родоплеменной структуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Историческая лингвистика позволила нам реконструировать название одной из самых важных социальных ячеек восточнославянского общества: кон - "род" летописных племен второй половины I-го тысячелетия нашей эры. Примечательно, что восточнославянский "конъ" (с -о корневым) оказался соотносимым с финским "Kong" (род, семья) и балтским (прусским) "Konagis" (князь, старейшина). Та же научная дисциплина открывает перед нами возможность раскрыть содержание ряда слов, понятий, имеющих прямое отношение к кону, а также смоделировать социальные процессы в кривичском обществе указанного времени.

1. "Конъ" - начало. Он в прямом смысле слова являл собой начало - начал всех последующих социальных, демографических, исторических изменений в данном микро-регионе. Несложно представить, как на реке Шлине в бассейне озера Глыби осела одна большая патриархальная семья. Вот "откуда пошел кон земли нашей", "искони" - со времен кона.

2. "Конъ" - предел, граница, очерченное место. Этот патриархальный род-кон закрепил за собой территорию, примыкающую к поселению, в определенных пределах, границах - зону обитания кона, необходимую и достаточную для его существования. Надо полагать, что земля кона была значительной по своим размерам, так как она должна была включать не только ближайшие поля, луга, но и лесные, болотные угодья (места охоты, собирательства), течение реки, берега озера (рыболовные угодья).

3. "Конъ" - участок пашни. Это - возделываемое поле патриархальной семьей-коном как место приложения сил всего коллектива, всех трудоспособных лиц, всего кона; отсюда - переход названия социальной ячейки на пашню.

4. "Поконъ" - обычай. Жизнь патриархальной семьи регламентировалась вековыми обычаями, установленными для кона - поконом.

5. "Законъ" - обычное право. В прямом значении слова это - обычное право кона. В рамках кона осуществлялось судебное разбирательство. Поэтому "конь" - также суд.

6. "Конязъ" - старейшина кона-рода, глава патриархальной семьи, обладавший огромной властью над членами рода. Он - выразитель всего кона-рода.

7. "Докончание" - договор. Приставка -до берет свое происхождение от того же предлога, обозначавшего, в частности, объектные отношения. Изначальный смысл "докончания" - договор одного кона по отношению к другому кону, то есть между конами.

8. "Контина" - общественная постройка, добавим - кона.

Патриархальная семья (кон) как социально-биологический организм имел свойство воспроизводить себе подобных. Разрастаясь, один кон давал новые коны - патриархальные семьи - с теми же свойствами, словно он располагал определенным генетическим кодом. В роли последнего был "поконъ", или регламентация вековых обычаев и традиций, обусловленных определенной формой хозяйства, жизненным укладом.

Такое естественное разрастание-воспроизводство, сегментация приводили на определенном этапе к образованию целой структуры из родственных патриархальных семей, сохранявших связи с первоначальной большой семьей. Этнограф М.О.Косвен назвал эту особую родственную группу больших семей, ведущих происхождение от одного предка и носящих общее название, патронимией. Данному научному термину вполне соответствуют четыре маленьких скопления поселений и курганных могильников в верховье реки Шлины. Эти малые скопления мы назовем "кустами".

Однако термин "патронимия" научный, не знакомый древним племенам. Они бы его не поняли. У племен была своя логика словообразования. И если в природе существовала группа родственных конов, то для ее обозначения была бы создан особый термин, производный от слова "конъ", как и все прочие понятия, о которых речь шла выше. Мы знаем лишь одно такое слово - "конецъ". Оно восходит к слову "конъ": недаром во многих языках (см. праславянский лексический фонд) ударение в нем делалось на первом слоге - "кОнец".

Слово "конец" в значении сообщества людей, проживающих на определенной территории (община), сохранилось в сердце Новгородской земли - самом Новгороде. Конец - городской квартал. Как мы могли убедиться на материалах Жаровского конца Жабенской волости XIV-XV веков, понятие конец связывалось также с общиной в сельской местности, включавшей группу поселений и общий могильник. Можно предполагать, что слово "конец" к XIV-XV векам изменило свое содержание, сохранив некую оболочку - внешнюю форму. И эта "оболочка" может оказаться весьма прочной. Сопоставив границы Жаровского конца времени писцовых книг с зоной распространения памятников культуры длинных курганов, мы не без удивления обнаружим, что именно в его пределах и размещается крайний восточный "куст" поселений и могильников второй половины I-го тысячелетия нашей эры на озере Глыби. Отсюда можно сделать два вывода: 1) кончанская территория здесь оставалась неизменной с эпохи раннего средневековья;   2) термин конец соотносится не только с группой поселений и могильников XIV-XV веков, но и с "кустом" селищ, курганов VI-IX столетий (так называемой патронимией - группой конов).

Мы уже говорили о двухчастной структуре "гнезд" памятников на Шлине. "Куст" - только половина "гнезда". Следовательно, помимо подразделения кривичского общества на коны и концы имелась более крупная социальная ячейка, состоявшая из двух концов. Что она из себя представляла и как называлась?

Не следует забывать о том, что ветвистая система из конов в каждом "гнезде" в конечном итоге восходит к двум родоначальным древнейшим конам-родам. Два рода, каждый со своим князем, могли образовать только одну структуру - племя. Таким образом, два больших "гнезда" на Шлине (в верховье реки и на озере Глыби) надо трактовать как два кривичских малых племени.

Причины парности родов в племене давно объяснены через призму экзогамности рода, запрета браков внутри рода. В силу этого "покона" племя должно было включать по крайней мере два рода.

Образно говоря, племя состояло из двух "брачующихся родов", что обеспечивало ему выживаемость, самостоятельное существование. Дуальность двух племен на Шлине нашла отражения в планировке центральных, самых крупных могильников, состоящих из двух почти параллельных рядов насыпей.

Члены племени разных родов были связаны родственными отношениями через фратрии. "Фратрия" - научный термин, введенный Л.Морганом для обозначения понятия "братство" у индейцев. Но дуально-фратриальная структура характерна не только для примитивного первобытного строя. Институт братства был у многих народов, находившихся на стадии догосударственного развития, в том числе, как выясняется, и у восточных славян.

Л.Морган использовал греческий термин - "фратрия". Но термин "брат" хорошо знаком нашим источникам. В эпоху средневековья он изменил свое содержание и стал обозначать члена общины: улицы, конца, города, села, погоста (об этом см. последнюю главу). К глубокой древности восходят "братчины" - общественные пиры.

Древнейшее упоминание слова "брат" встречено в статье 1 Краткой Русской Правды, содержащей регламентацию обычного права кровной мести. Отмщение предоставляется прежде всего "брату": "Убьеть муж мужа, то мьстить брату брата...". В средневековье это воспринималось уже в современном понятии родства. Показательно, что именно в данной статье Краткой редакции Правды среди мстителей по крови назван сын сестры. М.Б.Свердлов, обративший внимание на этот факт, подчеркнул "пережиточный характер данной правовой нормы, восходящей, вероятно, к родовому обществу, признающего право на месть члена чужого семейно-родственного коллектива, что указывает на некогда существовавшее право мести всех кровных родственников".

Особо следует отметить, что такая месть была возможна именно в дуально-братской (фратриальной) организации. Она и позволяла детям сестры, ушедшей по законам экзогамии в другой род, принимать участие в кровной мести. Иными словами, дуально-братская структура признавалась кровно-родственной. Остается только напомнить, что сын сестры назывался племянником. Сам термин указывает на то, что кровная месть "братьев" действовала в рамках племени. Слово "племянник" подразумевало не только родственника, но и соплеменника. За убитого члена одного братства (фратрии) племени мог отомстить представитель другого братства (фратрии) того же племени, то есть любой "брат" - любой член племени. Таким образом, в делах кровной мести все племя выступало сплоченно единым коллективом. Все члены племени в такой структуре были "братьями".

Итак, коны-роды объединялись в концы, концы - в малое племя. Несколько малых племен образовывали большое племя. Дуальная структура обеспечивала двойное представительство князей у племен всех уровней. Впоследствии в средневековом Новгороде это нашло завершение в наличии двух должностей: князя и посадника.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.