ЧАСТЬ I. В ПОИСКАХ ДЕРЕВЕНЬ ПИСЦОВЫХ КНИГ — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

ЧАСТЬ I. В ПОИСКАХ ДЕРЕВЕНЬ ПИСЦОВЫХ КНИГ

2023-02-03 44
ЧАСТЬ I. В ПОИСКАХ ДЕРЕВЕНЬ ПИСЦОВЫХ КНИГ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. По Жаровскому концу

Где же ты затерялась, деревенька?

 

Столько раз читал отрывок Новгородской писцовой книги 1495 года, где описывается Жаровский конец, что, кажется, выучил его назубок: "В Жаровском конце: д.Скачки: во дворе Панка Олексейников, во дворе Самойлик Климов, во дворе Сысойко Васков, во дворе Ивашко Пришва, во дворе Захарко, во дворе Петрушка Олексейков, сеют ржи 13 коробей, а сена косят 80 копен, 6 обеж. Д. Запрудье: во дворе Гридка Петрушин, сеют ржи 2 коробьи, а сена косит 15 копен, обжа. Д. Иванково: во дворе Федко Оньфимков, во дворе Климко, во дворе Софронко Назаровы, во дворе Олферко Петрушкин, сеют ржи 10 коробей, а сена косят 60 копен, 4 обжи. Д. Поддубье: во дворе Кипреянко Дмитроков, во дворе Олешко Гридин, во дворе Михаль Денисов, во дворе Михаль Левонов, во дворе Демешко Филитов, во дворе Сенка Осташев, во дворе Микитка Филатков, во дворе Ивашко Дубина, сеют ржи 22 короб, а сена косят пол-200 копен, 9 обеж. Д. Еросимово: во дворе Офонаско Степанков, во дворе Дениско Яким-ков, сеют ржи 7 коробей, а сена косят 40 копен, 2 обжи. Д. Машково: во дворе Федко Насонков, во дворе Осташко Максимков, во дворе Захарко Ивашков, во дворе Федоско Харитоников, сеют ржи 9 коробей, а сена косят 50 копен, 4 обжи. Д. Грязовица: во дворе Ивашко Максимков, во дворе Михейко Онтипкин, во дворе Огафонко Михалев, во дворе свояк его Омоско, сеют ржи 13 коробей, а сена косят 100 копен, 4 обжи. Д. Кисляково: во дворе Онцифорик Кондратов, во дворе Костя Петрушин, во дворе Данилко Костин, сеют ржи 9 коробей, а сена косят 50 копен, 4 обжи. Д. Попирачево на реце на Гранишне: во дворе Ивашко, во дворе Нестерик Софониковы, во дворе Овсевко, во дворе Перфурко Трофимковы, во дворе Логинко Сенкин, во дворе Куземка Ермаков, во дворе Онанка Климов, во дворе вдова Овдотка, во дворе Васко Микулкин, во дворе Ортемко Овсевков, во дворе Якимко, во дворе Софонко Мануйликов, сеют ржи 27 коробей, а сена косят 200 копен, 12 обеж. Д. Жары: во дворе Михаил Ивашков, во дворе Кондратик Фалелеев, во дворе Ивашко, во дворе Федко Ивашковы, во дворе Сенька Тимошкин, во дворе Гридка Палкин, во дворе Нефедко Пахнов, во дворе Федко Куземкин, во дворе Ивонко Федков, во дворе Спирка Самойликов, во дворе Еска Спиров, во дворе Зиновко Онтушов, во дворе Исачко Омелин, во дворе Михаль Сидоров, сеют ржи 30 коробей, а сена косят 220 копен, 14 обеж. Д. Жары ж: во дворе Лучка Степанков, во дворе Петрушка Королев, сеют ржи 5 коробей, а сена косят пол-30 копен, 2 обжи. Д. Михалково: во дворе Якуш Тимохин, во дворе Нестерко Ермаков, во дворе Феодоско Гридин, во дворе Овдейко Якимов, во дворе Устинко Васков, сеют ржи 12 коробей, а сена косят 80 копен, 5 обеж".

Что скрывается за данными строками? Где перечисленные деревни? Когда они возникли? Почему из 12 деревень до XX века дожили лишь три? Текст молчит. Но тайну его во многом позволила раскрыть археология. Что же удалось узнать?

 

Иваньково

 

Именно с этой деревни и началось мое изучение Жаровского конца в конце июля 1985 года. Момент ответственный. Очень важно найти в этой сохранившейся деревне остатки древнего поселения. Это будет точка отсчета. От того, как пойдут наши дела здесь, зависит успех или неудача всего поиска.

Иваньково находится в глубине водораздела Граничной и Шлины. От ближайшего села Рождество до деревни километра три. Дорога лесная. Высокие стройные сосны то подступают к ней вплотную, то убегают, уступая место кустам. Уже через километр становится заметен подъем в гору. Наполовину разбитая колея дорожины выходит на возвышенность. Лес раздвигается, как занавес, и впереди распахивается простор поля. Дорога теперь сползает под уклон. До самого горизонта - лесные дали. Невольно вспоминаются слова художника Шишкина, бродившего по северу Тверской земли: "Картины, картины ... Это же для художника земля обетованная".

В конце поля показались шиферные крыши изб. Обычная русская деревня с почерневшими срубами и домами, обшитыми тесом, выкрашенными в красный и желтый цвет. Пыльная центральная улочка, по которой бегают куры. Палисадники без цветов и со слегка покосившимися заборами.

Древние поселения обычно располагались у воды. Колодцы появились только в XVI веке. Поэтому логика подсказывала, что селище следует искать на берегу ручья Гремячего, к которому западным краем выходила деревня. Ручей здесь образовывал два небольших пруда, на их берегах стояли сараи и баньки. Женщина на мостках стирала белье. Разговорились. Оказывается, ручей берет начало от Жаров и здесь, у деревни Иваньково, уходит под землю. Вытекает он якобы у Рождества, впадая в Граничную.

Я был абсолютно уверен, что на самом берегу пруда мы найдем древнее поселение Иваньково, упомянутое в писцовой книге 1495 года. Лопата вонзается в дерн лужайки неподалеку от банек и ... обычная земля. Почва. Результат удивляет. Следов культурного слоя, который остается на месте старых поселений, и в помине нет. Да и цвет свидетельствует об отсутствии концентрации сгнившей органики. Но отчаиваться не следует.

С разрешения молодой хозяйки осмотрели огород, крайний от пруда. Результат - 10 фрагментов керамики, притом исключительно поздней.

В соседнем доме старушка также доброжелательна. Но и на ее грядках - современные осколки горшков. Третьего дома в ряду не было. Пустырь. Хозяин продал дом. Уехал. Слоя на пустыре нет. Это уже начинает беспокоить. Надо попробовать заложить несколько шурфов вдоль центральной улицы.

За красивым названием шурф скрывается яма четкой прямоугольной или квадратной формы с прямыми стенками, ориентированная, как правило, по сторонам света. Археологам шурфы помогают получить представление о характере слоя, составе находок, прежде всего керамики. Особенно важны венчики - завершения горшков. По их изгибу можно определить дату. Разработаны так называемые керамические шкалы для Торжка - П.Д.Малыгиным, для Новгорода - Г.П.Смирновой.

Решение шурфовать на центральной улице принял с некоторыми колебаниями. Надо преодолеть в себе психологический барьер. Археологи в современной деревне раскопки не ведут. Даже во время проведения разведок стремятся обойти стороной, так как иногда возникают конфликты с местным населением, ревниво относящимся к огородной земле. Да и расспросы угнетают. Обычно спрашивают, уж не золото ли ищем? Такова психология и уровень представлений современных жителей деревни. Но копать надо.

Один шурф заложили неподалеку от колодца на пустыре. Другой на противоположной стороне метрах в двухстах. Пока снимали дерн, деревня была пустынна. Затем у ближайшего дома появилась одна старушка, другая. Потом занятыми оказались все ближние и дальние скамеечки. Театр начался. До нас доносились обрывки фраз:

- И что они там делают?... Клад, что ли, ищут?

Почему-то надеялся, что мои беседы с владельцами огородов должны были объяснить наши действия: мы занимаемся древней Жабенской волостью; сейчас нам надо найти то древнее поселение, которое располагалось на месте их деревни. Но, видимо, деревенский телеграф еще не сработал.

Спустя час скамеечки и крылечки опустели. Все разошлись по своим делам. Праздное любопытство не свойственно деревенской жизни.

Слой в обоих шурфах оказался довольно мощным - 35 сантиметров, но по керамике его дата XIX-XX века. Отчетливо проследились угли, зола - следы пожара, беды чьей-то семьи. Фрагментов средневековой посуды, если не считать двух венчиков XVII века, практически нет. Но два фрагмента - тоже неплохо. Значит, старая деревня где-то рядом. Только почему она так далеко от воды?

В Иванькове мы проработали в общей сложности три дня. Я не мог уйти отсюда, не выявив деревню 1495 года. Нужно было понять принцип топографии поселений писцовых книг. Заложил еще пять шурфов. И только в последних двух, когда мы уже отчаялись и вышли за пределы деревни на северную окраину, где размещались покосы, наконец-то обнаружились фрагменты глиняной посуды XIV-XVI веков. Вот оно - поселение. Здесь в 1495 году стояло четыре крестьянских двора : Федки Онфимкова, Климки и Сафонки Назаровых, Олферки Петрушкина. Они накашивали по 15 стогов сена, высевали 15 коробей, то есть 105 пудов ржи. Размер пашни составлял 4 обжи.

Слой, явно гумусированный, достигал мощности 20-35 сантиметров. Поверхность селища была сильно задернована. Размеры его из-за этого можно было определить лишь весьма приблизительно - около одной тысячи квадратных метров, а возможно, и больше. Особенно тревожить луг не хотелось. Местные жители в основном старички. Им трудно ходить далеко от деревни. Вот и косят сено у себя под боком. Два шурфа на лугу площадью 2x2 метра мы старательно заложили дерном. Где же брали воду?

Рядом с лугом имелись странные чашеобразные заглубления, похожие на следы старых водоемов. Здесь низина, напоминающая русло ручья. Скорее всего, столетия назад он протекал именно здесь, а под землю ушел позднее. Следов селения у места исчезновения Гремячего в карстовом провале нет. Проверено. Не ходили же жители Иванькова за водой на ручей в такую даль. Они бы и основали там свою деревню. Окончательное заключение могут дать только гидрологи.

Итак, Иваньково 1495 года найдено. Керамика указывает на дату возникновения - XIV столетие. То есть жители современной деревни могут с гордостью утверждать, что их деревня возникла 600 лет назад. Мы живем и не подозреваем, насколько глубоко уходят наши исторические корни.

Впоследствии, работая в архивах, я собрал сведения об Иванькове за XVI-XX века. История этой деревушки на Валдае прошла передо мною.

Московские князья раздавали землю своим служилым людям. В конце XVI века Иваньково принадлежало Палицыным и Шалимову. После Шалимова часть деревни перешла Федору Десничкову. Обыскная книга 1572-1573 годов отмечает при этих владельцах начавшееся запустение: "Да у Вондрея у Микитина сына Палицына в деревне Иванкове обжа, пуста и не пахана и не кошена, запустила от великого князя подати да от худобы 9 лет". Перечисляются еще две обжи, одна из которых запустела "от опричной 5 лет", а другая "от худобы 3 годы". Обжа, значившаяся за Третьком Палицыным, также "пуста, не пахана и не кошена, запустила от мору 53 лета". Наконец, последняя обжа, бывшая первоначально за Ошеметком Шматовым сыном Шалимова, а потом за Федором Десничковым, перешла вскоре в запустение "от худобы да от великого князя подати 52 лета".

Выходит, в момент составления Обыскной книги деревня Иваньково была пуста. Народ вымер, разбежался. Причиной тому - великие подати князя и опричнина. Вот она, неприглядная правда опричнины в русской деревне, измордованной жесткой налоговой политикой Ивана Грозного. Голод. Мор. Русская деревня, согласно этому документу, платила налоги великому князю да еще служилым людям. Такой степени эксплуатации новгородский смерд не знал в эпоху независимости Новгорода. Присоединение его к Москве обернулось спустя столетие разорением цветущей земли.

А вот и подтверждение тому. Писцовая книга 1583 года отмечает: "... В Ыванькове пашни лесом поросло". На месте деревни стоял лес. Через восемь лет Дозорная книга называет Иваньково "пустошью".

В XVII столетии "пустошь", видимо, оставалась незаселенной. В конце XVIII века деревня возродилась. В Центральном государственном архиве древних актов, что на Большой Пироговской улице в Москве, хранится план этой деревушки 1781 года. Деревня окружена полями.

Особенно бурный рост населения отмечен в XIX столетии. Ведомость по Рождественской волости Валдайского уезда 1884 года указывает на количество душ, проживавших в Иванькове - 42 мужчины и 40 женщин. Первая Всероссийская перепись населения 1897 года зарегистрировала в Иванькове 24 двора, 56 лиц мужского пола и 79 - женского. Накануне первой мировой войны в 1914 году, как отмечает Реестр церквей Валдайского уезда, в Иванькове было 25 дворов, проживали 68 мужчин и 86 женщин.

Грустно читать эти строки переписи, особенно в сопоставлении с современным состоянием дел. Сейчас жители Иваньково - старички-пенсионеры. Неужели снова вырастет лес?

 

Сачки

 

Название этой деревни не значилось ни на одной карте XVIII- XIX веков. И тем не менее уже в 1985 году ее местоположение удалось установить. Один из жителей Иванькова, Николай Иванович Зверев, сообщил о местных названиях урочищ, располагавшихся за ручьем: Львенково, Горбыли, Горбатое, Сачки. У деревни в 1930-ые годы было, по его словам, 340 гектаров земли, 150 из них составляли покосы. Был обширный покос Сачки в 3-4 километрах к западу от деревни по лесной дороге. А в двух километрах в ту же сторону есть местечко под названием Оселок, старики говорили, что на Оселке когда-то располагалась деревня. Там есть ключ. В ключе был спрятан колокол. Сейчас на месте деревни лесопосадки 1930-х годов. Напротив Оселка находится могильник, там были камни. Плиты находили.

Эту информацию подтвердили многие жители деревни, например, Петр Васильевич Николаев, 1911 года рождения. А Соловьева Раиса Михайловна, 1925 года рождения (с 1954 года она живет в Ленинграде), рассказала об Оселке и Сачках более подробно:

- Мама говорила, что Оселок - бывшая деревня Иваньково. Там была церковь, кладбище. Когда девчонкой была, помню, что плиты там были каменные с надписями. Колокол от церкви помещался в яме, вроде колодца. Там жижа. Колотили по нему палками. Почему деревня переехала? Не знаю. Мама не говорила. Наверное, из-за полей. Раньше там косили. Ныне один сосняк.

Во всех этих рассказах меня поразила глубина исторической памяти. Помнят и о какой-то деревне, о кладбище, церкви (если она только действительно была), хотя прошло несколько столетий.

Но особенно мне запомнился рассказ Александра Николаевича Николаева. Он говорил так, словно сам был непосредственным очевидцем событий. В прошлом веке эта земля принадлежала помещику, а крестьяне взяли да и распахали Оселок, не спросив барина. Там рос раньше лес. Они его выкорчевали и сожгли. И вдруг едет сам барин в тарантасе. Стоят все чумазые, дым поднимается над новым полем. Барин рассердился, но барыня смягчила его гнев, рассудив по-житейски просто: раскорчевали лес - теперь его не вернуть, и пусть пашут, но не забывают и об оброке. На том и порешили.

Правда, и возраст Николаева был соответствующий - он 1906 года рождения. Но этот рассказ он услышал от матери, когда был мальчишкой.

Только соединив всю эту информацию, начинаешь понимать, сколько же мы потеряли. Это наша история, никем не записанная, взятая с мест событий. И с каждым годом с уходом из жизни старичков мы ее лишаемся. Молодежь уже, как правило, ничего не знает.

Забавное название - Сачки! Почему-то вызывает улыбку в связи с современным представлением о "сачках"-бездельниках. Но раньше это название явно означало что-то другое. Что? В словаре такого слова нет.

Первая версия относительно деревни Сачки, упомянутой в Новгородской писцовой книге 1495 года, сводилась к тому, что ее следует искать на месте покосов. Но там кругом болота. Место обширное. Попробуй найди. Но все встало на свои места, когда было открыто селище в урочище Оселок.

Мы пересекли мосток через ручей Гремячий, миновали полузаброшенное строение, рядом с которым паслись две стреноженные лошади, и вышли на поле с названием Роговик. Оно действительно походило на Рог. Поле пшеницы с голубыми васильками. Со всех сторон его сторожили зубчатые ели, как частокол ограды. Затем дорожина свернула влево, и мы вышли в густой мрачный лес. С утра шел дождь, вскоре вся одежда промокла, в сапогах захлюпала вода. Но путешествие по сырому туманному лесу скрашивала ярко-красная земляника по обочинам дороги.

Примерно через два с половиной километра появился и главный ориентир - "лужа" в болотистой низинке. Значит, кладбище справа. Поворачиваем направо и минут двадцать бродим в тщательных поисках среди кустарника. Выходим снова на дорогу. Надо взять выше. Пригорок, а на нем какие-то камни. Кругом на полянке высокая густая трава. Камни небольшие, колотые, уплощенные, уложены вокруг продолговатых холмиков. Очень все это напоминает современное кладбище, только без крестов. Могилы явно поздние. Достаю компас и проверяю ориентировку. Все верно. Каменные оградки точно вытянуты по линии запад-восток. Какого времени? На этот вопрос должно ответить поселение, располагающееся по другую сторону "лужи".

Переходим низину, сильно подтопленную водой, и поднимаемся по дороге вверх по слегка покатому склону. Сворачиваем направо метров на 50. Вероятнее всего, старая деревня располагалась напротив кладбища. Кругом растут стройные высокие сосны. Но здесь же и березы. Полумрак. Деревья стоят скученно. Место для шурфов выбрать трудно. Комариное царство. Жала отточены, впиваются с упоением. Но не хочется обращать на них внимание. Главное - что же дадут раскопки?

Для начала делаем небольшой пробный зондаж - 50x50 сантиметров. Следов поселения нет. Под тонким слоем почвы - желтый песок. Второй зондаж закладываем через 10 метров в сторону дороги. Опять та же картина. Но на этот раз из песка извлекаем шесть мелких фрагментов керамики. Венчик всего лишь один, датируется XVI веком. Горячо! Действительно, рядом селище.

- Еще через 10 метров закладываем шурф. Слой! Земля темно-коричневая, гумусированная, с включением пережженных камней, комочков глины "кирпичного" цвета - явно обмазка от печки. Главные находки - фрагменты керамики. Верхний первый пласт толщиной 10 сантиметров содержит четыре фрагмента посуды XIV-XVII веков и два фрагмента XVII-XVIII веков. Это обнадеживает. Слой ниже должен быть еще древнее. Керамика с предматерика датируется XIV-XV, XIV-XVI веками. Один фрагмент венчика относится к XIII-XIV столетиям. В двух других шурфах также получены керамические материалы XIV-XVI веков.

Когда приходит открытие, то испытываешь подъем сил и радость. Не страшны холодные капли дождя и укусы комаров. Руки грязные, куртки мокрые, лица все в кровяных капельках. Но мы довольны. Нами найдено селище XIV-XVI веков; незначительное количество горшков XIII и XVII веков не исключает того, что жизнь на нем затеплилась в XIII столетии, а прекратилась не в XVI, а в XVII-м. Наблюдения за характером слоя позволили установить размеры деревни - 70x130 метров. Тянулась она не вдоль "лужи", а вдоль дороги, вползая на возвышенность. Зачерчиваем план, делаем привязку. Но что это за деревня?

Хотя нам довелось слышать версию, что в Оселке находилось бывшее Иваньково, поверить в это невозможно. Слишком большая площадь для четырех дворов. По той же причине это не может быть Запрудье, состоявшее из одного двора. Остается только деревня Сачки. Более подробный расспрос Н.И.Зверева подтвердил этот вывод: Сачки начинались сразу за Оселком. Следовательно, Оселок - название пашни в урочище Сачки.

Позднее это вывод нашел полное подтверждение в планах Генерального межевания 1781 года. На одном из них начерчен план местности Сачки с какой-то пашней. Используя современную карту, установили, что Оселок размещается от Иванькова на расстоянии 2,2 километра. По плану 1781 года пашня в урочище Сачки отстоит ровно на такой же дистанции, если перевести сажени в метры.

Датировка времени захирения Сачков подтверждается письменными источниками. Уже в 1572-1573 годах, когда деревня принадлежала трем сыновьям Микиты Палицына - Федору, Тимофею и Третьяку, - она сильно запустела. Традиционна запись об обжах, которые "пусты, не паханы и не кошены, запустили от великого князя подати да от опричной". Лишь одна обжа "запустила от мору 20 лет и два лета". Отнимем от 1572 года 22 года. Получим 1560 год.

Дозорная книга 1595 года отмечает только две с половиной обжи за Федором. Об остальных долях сказано "кустарем поросло". Видимо, от кустарника и началось окончательное запустение Сачков.

 

Михалково

 

Местоположение этой деревни было установлено совершенно неожиданно около Иваньково. Правда, к XVI веку она сменила свое название на Михалкино. Во время опроса о названиях полей, урочищ Р.М.Соловьева указала на поле к северу от деревни и сообщила, что Михалкино - участок поля около пятачка кустарника и деревьев. Действительно, посреди поля находился небольшой зеленый островок. Его присутствие Соловьева объяснила тем, что ранее там был ключ, брал начало ручей.

Однако Н.И.Зверев указал на поле Михалкино в двух километрах к северу от деревни Иваньково: "Поля у болота Долгий Мост. Была там задняя нива в Михалкине". По его словам, с полей там собирали камни и выделяли наделы. Через болото Долгий Мост шла дорога в Городок к реке Шлине.

Совершенно неожиданным было сообщение, что имеется еще и болото Михалкино в 1,2 километра северо-западнее Иваньково.

Получилось так, что проверка версий началась с сообщения Зверева. Он начал было объяснять, как добраться до поля, потом махнул рукой и повел нас сразу к полю в Михалкине, так как на пути было множество дорожек, тропинок, и мы вряд ли сумели бы добраться туда сами. Выведя нас на основную дорогу к болоту Долгий Мост, Зверев вернулся домой.

Часа два мы тщетно пытались найти селище на старых заброшенных полях, уже заросших леском. Были ряды камней, выгораживавшие полосы. Но культурный слой отсутствовал. Наконец, поняв всю бесперспективность поисков деревни Михалково на этом месте, мы повернули в Иваньково. Оставалось проверить поле и болото.

Вот и крыши домов Иваньково. До кустарника и деревьев на поле рукой подать. Мы брели по пашне, всматриваясь в землю под ногами. Земля слегка гумусированная, серая. Но вот попался один белоглиняный черепок, рядом другой. Еще один, еще... Есть керамика! Она лежала на пашне, как семена, посеянные историей: 45 "семян" XIV- XVII веков.

Шурф показал, что слой практически полностью разрушен. Это было заметно и визуально. На всю толщину в 20 сантиметров до желтого песчаного материка земля была потревожена. Деревня Михалково, выходит, размещалась около ключа. Среди кустарника и деревьев на необработанном пятачке поля находилась большая яма. Заглох родник, заглохла жизнь. Впрочем, письменные источники по этому поводу ничего не сообщают.

В 1572-1573 годах деревня принадлежала Палицыным "Да у Богдана, да у Ратмана, да у Неклюда, у Бугримовых детей Палицына... в вопчей деревне в Михалкине Рамени обжа... деревня в Михалкине Рамени полобжи да в тои ж деревне за полем в Михалкине Рамени полторы обжи...".

В 1583 году это была пустошь, где располагалась пашня и сенокосные угодья. О пашне в пустоши Михалкине говорит и Дозорная книга 1595 года. Более поздние письменные источники ничего о ней не сообщают. На плане 1781 года поле Михалкино входило в состав деревни Иваньково, без указания своего названия.

Так сочетание данных о местных названиях (микротопонимики) и археологии позволило решить еще одну загадку Жаровского конца.

 

Жары

 

Это была самая крупная деревня в конце. Насчитывалось в ней 14 дворов. Видимо, закономерно, что источники XIV века называют ее Большими Жарами. Впрочем, они упоминают и Жары Малые. Следовательно, в районе Жаров необходимо искать две деревни.

В настоящее время деревни Жары как административной единицы не существует. Она упразднена в ходе кампании по борьбе с неперспективными селениями. Ее жителей расселили по соседним деревням. Но не всех. В Иванькове мы узнали, что в Жарах продолжает обитать "дурачок", который никуда не уехал, так как считает, что эта земля - его. Местные ребята бегали его дразнить.

Крайне неприятно повстречать в заброшенной деревне сумасшедшего. Но после некоторых раздумий я понял, что это, наверное, самый здравомыслящий человек.

Люди забросили свою землю. Запустели хутора, откуда все были согнаны в колхозы. Теперь запустевают деревни.

Когда копали шурфы в Иванькове, я все время представлял себя как бы со стороны: явились какие-то парни, что-то ищут в центре деревни. Копают без спроса (а кого спрашивать?). Да за это в 20-ые годы нас бы мужики забили кольями.

Весьма показателен эпизод, который произошел в Великом Новгороде в начале XV века. Староста Готского двора решил переставить косяки ворот. Он пригласил с Михалковой улицы плотника, и тот, вставляя стойки в землю, подтесал на несколько вершков бревна мостовой. Это вызвало гнев новгородцев. Они собрали вече улицы, послали своих представителей к посаднику, владыке с требованием повесить на перекладине новых ворот приказчика двора за то, что он "посягнул на их землю".

Вот как наши предки ценили каждую пядь земли! А сейчас? Нет, в Жарах остался не сумасшедший.

Деревня Жары, которую мы посетили в 1985 году представляла собой печальное зрелище. Вроде бы и стоит она, и в то же время ее нет. Несколько почерневших покосившихся домов, дырявый, готовый вот-вот рухнуть сарай. Высокий колодезный журавль. И тишина, утонувшая в бурьяне. Только один дом, запертый на замок, свидетельствовал о еще теплившейся жизни.

Жары располагались вдоль песчаной дороги, соединявшей деревни Горшково и Заморино. Дорога эта идет лесом. Вблизи Жаров она вырывается на простор полей, уходящих до горизонта. Вот это освоенность земли! Сколько труда было вложено, чтобы свести здесь лес и сделать пашню.

Дорога под углом подходит к ручью. Топографическая ситуация, как и в Иванькове. Селище, упомянутое в Новгородской писцовой книге 1495 года, надо искать на берегу. Кстати, название ручья - Жаровский. Оно засвидетельствовано картами, планами XVIII - начала XX веков. Сейчас же этот ручей, начинающийся у Жаров и впадающий через десять километров в реку Граничную, почему-то разбит на три разноименных ручья. У деревни он носит название Курганский, в среднем течении - Задний, в нижнем - Перечевский. Кому понадобилось менять исконное название на современной карте?

Рядом с Жарами ручей заметно расширяется и образует пруд. На его левом берегу на бывших огородах деревни мы и приступили к сбору керамики и закладке шурфов. И снова в наших руках фрагменты белоглиняной посуды XIV-XVI веков. Селище оказалось вытянутым вдоль Жаровского ручья на протяжении около 500 метров при ширине 40 метров. Это почти 2 гектара. Теперь понятно, почему в XVI столетии деревня именовалась Большими Жарами. Письменные источники дополняют археологические материалы.

В конце XVI века Жары принадлежали помещикам Шишмаревым и Палицыным. Обыскная книга 1572-1573 годов называет имена Андрея и Тимофея Микитиничей, Григоря и Федора Некрасовичей, Петра Васильевича Палицыных, а также Молчана, Замятну, Постника, сыновей Александра, и Ишуту, сына Ширяя, - Шишмаревых. К этому времени в Жарах многие пашни были "пусты, не паханы и не кошены". Среди причин названы тягло великого князя, опричнина, худоба, подать великого князя, дорога.

В 1583 году это уже пустошь, где многие участки пашни поросли лесом. Деревня возродилась в XVIII в. В 1864-1865 годах в Жарах насчитывалось 18 дворов, население 121 человек. В 1897 году эти цифры составили соответственно 30 и 141. В 1914 году - 29 и 167. Ныне - один не прописанный человек.

 

"Жары ж"

 

Под этой деревней, включавшей в 1495 году всего два двора, следовало понимать Малые Жары книг 1570-1590-ых годов. Помещиками здесь были Рунец и Дмитрий Шишмаревы, Русин Стромилов. Запустение "от худобы да великого князя подати" конца XVI в. коснулось и этого населенного пункта.

Древнее поселение удалось выявить напротив Жаров Больших по другую сторону пруда и Жаровского ручья. На пашне отчетливо просматривалось черное пятно гумусированного слоя, охватывающее площадь 60x270 метров. Собранная здесь керамика датировалась XIV-XVII веками.

 

Поддубье

 

На первый взгляд, найти старую деревню с таким названием не представляло особого труда. Она стоит на своем месте. Здесь протекает ручей, заканчивающийся прудом, из которого уходит под землю. Очень похоже на расположение Иваньково и Жаров. Но понадобились поиски, хотя и не столь большие. Селище XIV-XVI вв. было выявлено на восточном склоне у пруда на месте современной луговины и огородов. На археологическую карту нанесен еще один памятник - Поддубье 1.

Названия открытым поселениям обычно дают от ближайших деревень, сел. Поэтому деревня Иваньково получила "маркировку" Иваньково 1, Сачки - Иваньково 2, Михалково - Иваньково 3. Такой принцип довольно удобен. Знаешь, рядом с каким населенным пунктом следует искать тот или иной археологический объект. Вместе с тем в науке случаются и курьезы, если населенный пункт имеет какое-то новое название. Представьте себе ситуацию, когда рядом с поселком, именуемым Мебельная фабрика №1, выявлен древний могильник. Такое было на Северном Кавказе. Так вот исследователь В.А.Кузнецов в весьма авторитетном академическом издании написал: "Погребальный обряд населения могильника Мебельной фабрики №1 по своим чертам близок христианскому". Хорошо, что в Фировском районе Тверской области все названия в основном древние.

В конце XVI века Поддубье принадлежало Богдану, Ратману, Неклюду - Вугримовым, детям Палицына. Опять запустение. Нет деревни Поддубье, есть пустошь Поддубье. Но даже она впоследствии исчезает. Вновь деревня Поддубье всплывает в материалах Генерального межевания эпохи Екатерины II. В 1864-1865 годах население Поддубья составляло 234 человека, дворов насчитывалось 39. В 1914 году здесь было 82 двора, 511 человек. С тех пор и сохранилось в деревне две улицы.

 

 

Еросимово

 

Поиски этой деревни напоминают детективное расследование. Впервые о Еросимове я услышал из уст одного из старейших жителей Поддубья Василия Николаевича Григорьева. Он сообщил, что место с таким названием есть по старой дороге на Городок через ручей Овсянник, примерно в полутора километрах. По этой дороге, ныне почти заросшей, ходили в гости в Городок, ездили по "дорожине" и на тракторах к покосам. "Высокая роща, на горке, Еросимова роща", - закончил свой рассказ Григорьев. На вопрос, есть ли там вода, он ответил вполне утвердительно: "Там везде вода". Это сообщение меня сильно обрадовало и обнадежило.

"Роща" действительно располагалась на горушке, у подножья которой протекал небольшой ручеек. Воды мало, но ее мало и в современном ручье в Поддубье. А в нем, по словам Григорьева, в 1920-1930-ые годы лошадей купали. Раньше ручьи были полноводнее. Склон рощицы пологий, вполне пригоден для поселения. Но дальше события развивались совершенно не так, как представлялось.

Мы копали небольшие шурфы, просматривали тщательнейшим образом землю в поисках керамики, но безрезультатно. Никакого поселения здесь не было. И все же уж слишком темной и жирной на ощупь была земля. Она производила впечатление хорошо подготовленной пашни. Ее нельзя было перепутать с почвой в обычном лесу - серым подзолом. Возможно, здесь был когда-то хутор, но не более. Жаль. Так хотелось найти здесь деревню Еросимово. Место живописное, рядом луга, всюду горки, лес смешанный.

Смущало и другое обстоятельство. Прочие жители Поддубья при названии "Еросимова роща" только пожимали плечами: "Есть роща, но чтобы ее называли Еросимова...". Такое сомнение с их стороны также настораживало. Когда в Иванькове задавал вопрос о Сачках, там все единодушно указывали на покосы. А здесь ... Григорьев мог и ошибиться. Или он помнил о Еросимове, но само местечко с таким названием было в другом месте.

Поскольку не было уверенности, что местоположение деревни Еросимово определено правильно, пришлось на плане расположения деревень Жаровского конца поставить условный значок - местное название, но не памятник археологии. Это было в 1987 году.

Надежды найти Еросимово уже не оставалось. Но все же думалось, что селище где-то в районе рощи. Искать в столь сильно заселенной местности крохотную деревушку из двух дворов XV века - это почище поиска иголки в копне сена. Впрочем, судьба готовила мне сюрприз.

Археологическое обследование местности и выявление письменных документов по Жабенской волости велось параллельно. Однако в то время мне не были известны материалы Генерального межевания по Валдайскому уезду Новгородской губернии. Но вот подошла и их очередь.

Один из планов принадлежал пустоши, о которой я раньше вообще не слышал - Герасимовой. "Что за пустошь?". Но в то же время название Герасимова пустошь мне не давало покоя. В нем звучало что-то уже знакомое: Герасимово... Герасимово... Стоп! На плане земли села Холуи (ныне Рождество) на реке Граничной в качестве соседней указана та же пустошь, но под названием Геросимово. Сначала я ничего не понял. Только название Геросимово сверлило мозг. Изменена всего одна буква -а на -о. А уже совершенно иное звучание. Что-то напоминает. Что? И тут меня осенило. Если отбросить первую букву, то получится Еросимово! Нашел!!! Вот как ты замаскировалось, Еросимово=Геросимово=Герасимово!

Я ликовал. Но профессионал, сидевший в крови, подал скептический голос: "Все логично. Но... нужны более конкретные доказательства, сударь!". Испортил настроение этот скептик. Надо продолжить поиск.

Искать - так искать. Помимо планов межевщики в XVIII веке составляли описание границ - меж. Там перечислялись все пограничные пустоши, с которыми соприкасались все земельные владения. Если Геросимово упомянуто на плане земельного владения села Холуи, то почему бы не заглянуть в описание, составленное межевщиком?

Заказываю в архиве дело. Оно датируется 1780 годом. Приносят тоненькую папочку со слегка пожелтевшими листами, испещренными скорописью. Вы проклинали кого-нибудь за отвратительный почерк? Я тоже проклинал. Только человек этот мне был лично не знаком. Он жил свыше двухсот лет назад. Разбираю его закорючки. Постепенно начинаю понимать отдельные буквы. Выписываю их, составляю алфавит. Постепенно начинаю понимать почерк, читаю. Дохожу до описания границ села Холуи. Перечислены пустоши Марково, Ефремцево и... Еросимово! Труд вознаграждается удачей. Я ждал повторения Геросимово, а здесь старое название, исконное.

Итак, пустошь Герасимова - действительно Еросимово. Теперь это не гипотеза, а факт. И находилась она не к северу от Поддубья, а восточнее его на левом берегу Граничной. Из Поддубья и сейчас сюда ведет дорога.

Надо внимательно изучить план межевания. К сожалению, подлинник XVIII века не сохранился. В архиве лишь копия 1867 года. На ней отчетливо видна пашня на левобережье Граничной. Вот протекает сама река. С севера показаны пустоши Ефремова и Ефремцева на берегу озера Глыби. Где могла находиться деревня Еросимово?

По опыту поиска деревень писцовых книг я знал, что селища всегда располагались рядом с древними полями. Эти древние поля после исчезновения самих деревень оставались под надзором. Писцы внимательно следили за ними, помечая в книгах XVI-XVII веков состояние старых пашен: заросли ли они кустарем, лесом. Пашня в средневековье ценилась. О земле не забывали. И когда наступала пора, лес или кустарник сводили, запашку восстанавливали. Следовательно, на месте старых пашен и надо искать селище.

Привязка старой пашни к местности облегчалась тем, что сама пашня примыкала к реке, к ее характерному П-образному выступу. Этот изгиб имеется и сейчас. Здесь и оказалось селище с керамикой XIV-XV веков. Но возникло оно в X столетии, просуществовав пятьсот лет. Впрочем, книга 1572-1573 годов дает поправку: Еросимово было и в XVI веке. Деревня принадлежала Русину Ивановичу Вытовскому: "Д.Еросимово, 2 обжи... пусты, не паханы и не кошены, запустили от великого князя подати да от опричной 5 лет". В последующие века деревня не возродилась.

 

Попирачёво СКАНИРОВАНИЕ И ПРАВКА – H R A N I M

 

Это единственная деревня в Жаровском конце, для которой Новгородская писцовая книга 1495 года дает точную привязку: "на реце на Гранишне".

Река Граничная - правый приток реки Шлины. Вытекает она из озера Граничного. Общая протяженность ее почти 50 километров. Река указана на ряде исторических карт Новгородской губернии: 1788, 1808, 1847, 1895 годов. Но, естественно, ни на одной из них нет упоминания о Попирачеве.

Начиная поиск древней деревни, я не располагал иными данными. Правда, была еще современная карта. На ней-то и прочитал созвучное название - ручей Перечевский. Местные крестьяне указали на поле Перечёво на стрелке этого ручья при впадении в Граничную. Перечёво - Попирачёво? Стоило проверить эту версию.

Че<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.