Сверхзадача: о чем договорились власть и общество — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Сверхзадача: о чем договорились власть и общество

2023-02-03 19
Сверхзадача: о чем договорились власть и общество 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Если хочешь быть красивым,

вступи в гусары.

 

 

Козьма Прутков

 

Слияние двух неподдающихся корректировке начал: жестокости государства и невозможности без него обойтись – и породило особый русский тип политической культуры. Сформулируем его основные черты.

Русская культура основана на принятии того факта, что государство важнее человека, более того, государство жестоко к человеку. Государство всегда право, а значит, всегда правы и руководитель государства, и те, кто говорят от имени государства. У нас в стране под именем «правоохранительной» действует «государствоохранительная» система. Наши суды выносят 98% обвинительных приговоров – прокуроры (государство) всегда правы. Главное в работе ГАИ – обеспечить проезд начальства: посмотрите на количество инспекторов на улицах во время ежедневного проезда губернатора на работу и домой. Российский человек беззащитен перед государством. Государство безразлично к судьбе отдельного человека, оно легко жертвует им, ничем ему не обязано и ему не подотчетно. Атрибуты российской власти – тайна, непрозрачность решений, закрытость.

Но лишения, которые испытывает народ, существуют ради великой цели. Ведь жизненно необходимая экспансия должна обеспечиваться идеологически и политически. Россия взяла на себя святой и тяжелый труд указывать пути другим народам и противостоять внешней неправде. Великое государство формирует сверхзадачу: нести в мир свет истинной веры (или единственно верного учения). Россиянин обязательно должен знать, что выполняет особую почетную миссию.

Русский человек не анализирует качество сверхзадачи, ему достаточно просто знать, что она существует, и что все силы государства брошены на ее реализацию. Он самозабвенно выполняет свою, понятную ему часть этой задачи.

 

Мечта в ее первозданном кристальном виде описана у Олега Куваева в повести «Территория»: «День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный ветер, читатель? Где были вы, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой? <…> ...Если была бы в мире сила, которая вернула бы всех, связанных с золотом Территории, погибших в маршрутах, сгинувших в „сучьих кутках”, затерявшихся на материке, ушедших в благополучный стандарт „жизни как все”, – все они повторили бы эти годы».

 

Обязательным элементом является демонстрация крутости. Слышен крик души: «Мы не такие как все!» Это жизни, отданные за государство, с безоглядной верой в то, что именно на Государство можно возложить ответственность за качество Мечты. Это сладостная гибель за Идею.

 

Михаил Делягин : Особенность русской культуры – органическая неспособность ее носителя существовать без «сверхзадачи», без некоей цели, возвышающейся далеко над его повседневным существованием и придающей этому существованию философский смысл.

 

Том Парфитт : Мне кажется, русские обязательно хотят в кого‑то или во что‑то верить. Они одержимы грандиозными проектами и не склонны к ежедневному и кропотливому труду. Они грезят о подвигах, хотят с ходу вырастить самую большую в мире свинью или построить самую мощную ракету.

 

После краха коммунистической идеи, после мучительного двадцатилетнего периода поиска родилось новое понимание нашей исключительности.

 

Иван Охлобыстин: Момент живой ответственности за судьбы мира – это делает нас русскими. У каждой нации есть своя национальная идея – ее не может не быть, это нормально. Она, как правило, одна и та же. В своем болезненном пике – это мировое господство. Даже поляки прошли через этот противоречивый и странный для этой скандальной нации момент. Только у одной нации эта идея кардинально противоположна – это наша нация. Эта идея примерно звучит так: «Не допустить реализации ни одной другой великой национальной идеи». Мы в некотором смысле сдерживающее звено на этой земле. В нас погиб Наполеон, в нас погиб Гитлер, в нас погибли какие‑то философские течения идеалистические, были превращены в толстовство, еще во что‑то.

 

При скудности ресурсов величие нашего государства может достигаться только за счет нищеты граждан. Собственно оно и держится на способности населения страны терпеть лишения во имя великой цели. Эффективность государства оценивается именно по его способности продвигать правду вовне. Поражение в русско‑японской войне породило череду революций, за победу во Второй мировой войне народ простил все понесенные жертвы.

Государство придает смысл жизни и тем своим подданным, которые посвятили свои жизни борьбе с ним.

 

Irmyx : Те, кто умеют придать жизни окружающим их людей смысл, становятся великими. Сталин это умел. Смысл был у всех: у кого‑то выжить, у кого‑то отомстить, у кого‑то бороться за дело революции. Так хорошо, как у него, больше ни у кого не получилось.

 

Олег : У нас, в СССР, раньше все праздники были с большой буквы. PR‑машина Советского Союза как‑то влила раз и навсегда, что все, что делалось в период СССР, было Великим Мирового масштаба: Великая Революция, Великая Отечественная, Великая стройка века, Космос. Иногда думаешь, ну их к лешему, эти праздники, только работать мешают, но как‑то без ожидания и ощущения сопричастности с чем‑то Великим тоскливо становится.

 

Из того факта, что государство и страна представляют собой в России неразрывное целое, следует, что бороться с государством – значит бороться с Россией. Победа над государством тождественна победе над страной. Так уже было в 1917 и 1991 годах, победа над государством обернулась Смутой и Распадом. Это и есть главная проблема оппозиции в России: для нее не существует политического пространства. Невозможно выделить отдельную проблему, оппозиция мгновенно втягивается в борьбу со всей системой, и неизбежно происходит маргинализация ее членов. Признаком того, что вы боретесь именно с государством, является тот факт, что вы выступаете против всех его структур одновременно, и борьба происходит под лозунгом «Нам опять крупно не повезло с начальством».

 

Вотчина

 

Царь Петр любил порядок

<…>

Он молвил: «Мне вас жалко

Вы сгинете вконец;

Но у меня есть палка,

И я вам всем отец!..»

 

 

Алексей К. Толстой

 

Одной из определяющих особенностей страны является вотчинный характер нашего государства, при котором политическая власть является продолжением права собственности.

Термином «вотчина» в средневековой России обозначалась собственность. Корень его «от» тот же, что и в слове «отец». Вотчина – собственность и полномочия, унаследованные от отца: «оставленное мне отцом» значило «неоспоримо мое». Между разными видами собственности не проводили никакого различия: вотчиной было и поместье, и рабы, и ценности, и права на рыболовство и разработку недр, и даже предки, или родословная. Вотчиной была и политическая власть, к которой относились как к товару.

 

Вспомним, что в древней Руси политическая власть означала право налагать дань, которым обладала группа иноземных завоевателей, то есть она являлась в первую очередь экономической привилегией.

 

Нам сегодня более привычно слово патернализм – «отеческий», означающее то же самое: порядок при котором царь правит государством таким же образом, как отец управляет своим семейством. В таких случаях государство – это просто гигантское княжеское поместье. В Московском государстве не существовало «государственного имущества», были только земли великого князя. Эти земли делились на черные и дворцовые, и те и другие одинаково принадлежали государю и даже повинностями не всегда различались. Черные земли могли быть приписаны к дворцу, а дворцовые отписаны в черные. И те и другие могли быть розданы в поместья и вотчины, могли быть назначены сыновьям, княгиням, дочерям, монастырям.

Все дело в отсутствии взаимных обязательств между князем и его людьми. Князь был абсолютным повелителем в личном поместье, он распоряжался всем и вся, будучи господином, хозяином, полным собственником всех людей и вещей. Стремясь распространить свою личную власть за пределы этих владений, князья при этом не пытались договариваться ни с соседними князьями, ни с вольными людьми. В России не существовало вассалитета, русский землевладельческий класс – бояре – не были обязаны служить какому‑либо конкретному князю. В отношениях между князем и боярином не было и следа взаимных обязательств и соответственно какого‑либо намека на юридические и нравственные «права» подданных. Ситуацию балансировало «право перехода»: у недовольного боярина был единственный выход – переметнуться к другому господину. Когда же Москва покорила всю Русь и больше не осталось независимых удельных князей, под чью власть можно было бы перебраться, бояре обнаружили, что оказались вообще без всяких прав. Тогда им пришлось взвалить на себя весьма тяжелые служебные обязательства, не получая ничего взамен.

При вотчинном строе не может быть четкого разграничения между государством и обществом, поскольку такое разграничение предполагает наличие не только у государя, но и у других лиц права осуществлять контроль над вещами и над людьми. В вотчинном государстве нет ни официальных ограничений политической власти владыки, ни права закона, ни личных свобод.

В средневековой Европе победили другие процессы, там произошло разделение власти на две части: на суверенитет и на собственность. Так, во Франции обычай требовал, чтобы король относился к имуществу короны как к неприкосновенному фонду, от него требовалась клятва, что он не отторгнет ни малейшей части доставшегося ему при вступлении на трон королевского поместья. В XVI в. было дополнительно принято, что завоеванные королем территории остаются в его распоряжении всего на десять лет, а потом включаются в поместье короны. Испанский правовед XV в. четко и кратко сформулировал: «Королю вверено лишь управление делами королевства, а не господство над вещами, ибо имущество и права Государства имеют публичный характер и не могут являться ничьей вотчиной».

Наличие или отсутствие взаимных обязательств существенно влияет на отношение к праву. Суды возникли в Западной Европе как средство разрешения тяжб между правителем и вассалом, а впоследствии стали постоянным элементом общественной жизни. Отсюда же и происхождение конституций, которые, по сути, являются обобщенной формой феодального договора.

 

Ричард Пайпс : Помимо своей юридической стороны, феодальный договор имел и нравственный аспект: в дополнение к своим конкретным обязательствам правитель и вассал обещали проявлять по отношению друг к другу добрую волю. Хотя эта добрая воля представляет собой весьма расплывчатую категорию, она явилась важным источником западного понятия гражданственности. Страны, в которых вассалитет либо отсутствовал, либо означал лишь односторонние обязательства слабых по отношению к сильным, с великим трудом пытаются вселить в своих чиновников и население то чувство общего блага, в котором западные государства всегда черпали немалую долю своей внутренней силы.

 

Основополагающие черты российской политической жизни проистекают из отождествления суверенитета и собственности, в нашем Отечестве на протяжении всей истории не собственность рождала власть, а наоборот – власть порождала и делила собственность. Сегодня это правило прикрыто множеством словесных и организационных завес. Поэтому для практического использования его можно сформулировать яснее: в  России всегда побеждают те, кто перераспределяет, а не те, кто производит.   Или еще проще: те, кто с ложкой, сильнее, чем те – кто с сошкой. Это хорошо известно всем действующим лицам, но периодически память освежается, самый яркий пример – судьба ЮКОСа и его главы Михаила Ходорковского. Отсюда и правило: «трудом праведным не наживешь палат каменных». Хотите преуспеть – нужно попасть в число тех, кто распределяет. Имеется в виду – распределяет с использованием власти, силового ресурса.

 

Александр Прохоров . Кто на своих хрупких, как правило, женских плечах вытащил из пропасти нарождающийся российский рынок? «Челноки» и мелкие торговцы, которые, по сути дела, спасли экономику от коллапса, обеспечив товарное предложение и поддержав ликвидность рубля в период, когда все рушилось и деньги переставали быть деньгами. Они спасли положение, и они же, как безвестные солдаты в окопах, были забыты своим народом. Их хозяйственный подвиг никто не запомнил и не оценил по достоинству. Вряд ли когда‑нибудь появится памятник «челноку» – спасителю Отечества (разве что турки поставят). …Кто их сейчас помнит, этих мешочников? А комиссаров помнят. И «новых русских» запомнят. Потому что люди знают: ключевой класс не тот, кто создает, а тот, кто мобилизует, распределяет и перераспределяет.

 

Унитарно‑кластерное устройство государства

 

 

Когда и какой бюрократ не был убежден,

что Россия есть пирог, к которому можно

свободно подходить и закусывать?

 

 

М. Е. Салтыков‑Щедрин

 

Государственное устройство России – это непревзойденная смесь предельно унитарного государства и местной вольницы. Безусловное подчинение провинциальных территорий центру сочетается с высокой автономностью местной жизни и всевластием местного начальства. Эти особенности можно проследить и в нашей истории.

Когда Москва завоевывала и присоединяла к себе другие княжества, то двор побежденного князя переносился в Москву и становился там территориальным ведомством – приказом для управления завоёванной территорией. Каждый из этих приказов представлял собою отдельное правительство, имеющее всю полноту власти на территории, будь то Рязань, Новгород, Казанское царство или Сибирь. В главных городах покоренных земель московский князь открывал свои отделения. Такая система управления и создала унитарное государство без малейшего намека на политическое самосознание территорий.

 

П. Н. Милюков : При самом начале развития наших учреждений мы наталкиваемся на огромную разницу с Западом. Там каждая область была плотным замкнутым целым, связанным особыми правами. Наша история не выработала никаких прочных местных связей, никакой местной организации. Немедленно по присоединении к Москве присоединенные области распадались на атомы, из которых правительство могло лепить какие угодно тела. Но на первый раз оно ограничилось тем, что каждый такой атом разъединило от соседних и привязало административными нитями к центру.

 

Закрепленный в действующей конституции принцип: Россия является договорной федерацией, а области являются субъектами федерации, государствами – находится в вопиющем противоречии с исторической практикой, а значит, и с реальным положением дел. С такой конституцией наивно рассчитывать на построение устойчивого правового государства.

Отсутствие политического самосознания не мешает территориями демонстрировать высокую степень автономии. Просто она, как все у нас, имеет необычную для европейцев форму, но вполне дает простор для народного творчества. Территории являются наследниками и другой нашей традиции ‑ удельных княжеств.

 

Удельное княжество (удел) (от «дел», «делить» – часть) – территория на Руси в XII–XVI вв., образовавшаяся в результате дробления крупных княжеств, возникших на месте древнерусского государства. Формально удельные княжества находились под властью великого князя, но имели свою монету, учреждения, власть, то есть являлись практически независимыми государствами.

 

Юрий Афанасьев : До XV в. никакой собственно России не было, а были несколько десятков разрозненных, изолированных, локальных, главным образом сельских, деревенских миров. Становление России как большого общества, одной страны и единого государства произошло не путем преодоления докультурного – можно сказать, досовременного еще – состояния локальных миров, а, наоборот, путем превращения их догосударственной еще культуры во всеобщую норму.

 

Локальные миры превратились в кластеры. Такими кластерами сегодня являются не только административно‑территориальные единицы, но и производственные предприятия, особенно сложные производственные комплексы военной и добывающей промышленности. Да, директор предприятия назначается Москвой, он обязан выполнить поставленные перед ним задачи, но что касается внутреннего устройства предприятия, он автономен и живет по собственным законам. Особенностью такого типа культуры является то, что отношения между людьми устанавливаются в прямом общении. Люди прекрасно обходятся без универсальных абстракций типа «закон», «государство», «право», «мораль» «стоимость», «рынок». В стране в целом и в большинстве российских организаций власть построена по принципу виноградной грозди – сверху вниз и кластерами. Сами же кластеры являются в значительной мере самостоятельными.

 

Александр Прохоров . Иначе говоря, русское государство с самого начала сказало подданным: «Я мобилизую и перераспределяю ресурсы, я, при необходимости, осуществляю ключевые функции управления, какие мне заблагорассудится. Но я не имею возможности вмешиваться в вашу повседневную жизнь, в ваш трудовой процесс, мораль, обычаи и во все прочее. Признавайте меня как верховного владыку, выполняйте основные правила или делайте вид, что выполняете, а в остальном живите, как раньше жили. Дань давай, а остальное меня не волнует».

 

Кластеры отданы в распоряжение руководителя, название которого могут меняться в широком диапазоне. Он полностью подчинен политически (то есть не только не претендует на власть, но и всячески способствует сохранению действующей власти), но свободен административно. Политическое руководство ставит задачу и контролирует сроки и полноту ее выполнения. Кластеры, используя свой собственный механизм регулирования, должны выполнять задачу, поставленную сверху. Причем способ выполнения этой задачи может в корне противоречить всей идеологии государства. Фактически глава кластера бесконтролен и пользуется неограниченными полномочиями при условии, что он выполняет два основных условия: нет громких волнений и жалоб, и люди голосуют правильно. Если это предприятие, то голосование заменяется соответственно на выполненный производственный или финансовый план.

Но зато начальник ни кого внутрь своей вотчины не допускает, следя правда за соблюдением приличий: бумаги для проверяющих должны быть оформлены правильно. Изнутри руководитель практически неуязвим.

 

Для того чтобы поменять руководителя Российского футбольного союза понадобились, личные усилия президента России. Замена многолетнего председателя федерации бадминтона произошла только после создания новой Национальной федерации и лишения конкурента аккредитации.

 

Сама мысль, что кто‑то внешний может указывать, что можно, а что нет, для нас является невыносимой. Никакой внешней морали – поэтому наши люди так болезненно воспринимают акции НАТО в арабских странах: ведь это нарушение самых основ мироустройства! Зато государство стремится переложить социальные проблемы персонала на плечи предприятий. В спокойные периоды развития страны кластеры постепенно размываются, а творчество народа направлено на обман государства. В тяжелые же дни, дни испытаний именно автономность кластеров обеспечивает выживаемость населения, а инициатива людей направлена на выполнение поставленной задачи и поиски способов выживания.

Кластерный способ организации власти весьма способствовал быстрому расширению территории страны. Завоевание новых земель встречало значительно меньшее сопротивление местного населения, и меньше сил тратилось на обустройство новых территорий – ведь жизнь завоеванных народов менялась не столь резко. Обратной стороной такого устройства является неустойчивость страны к распаду, невозможность построить реальные федеративные отношения. Ослабление центральной власти в конце 80‑х начале 90‑х прошлого века мгновенно привело к отделению союзных республик и «параду суверенитетов» внутри РСФСР. Обычным явлением стало запрещение доступности « своей» территории для « чужих» предпринимателей и « чужих» товаров, учреждение дипломатических представительств областей и краев за рубежом, прямые финансовые и экономические соглашения и натуральные обмены с зарубежными странами. Все это не имело никакого отношения ни к суверенному федерализму, ни к ответственной экономической и финансовой самостоятельности. Это были попытки замкнуться в своих локальных мирах.

 

 

Сословность

 

 

Те, кто едят, ведь это – делегаты,

А вы, прошу прощенья, кто такие?

Владимир Высоцкий

 

 

Трудно не заметить сходства многих сторон государственного устройства и общественной жизни современной России и Советского Союза. Имеются в виду и те стороны, от которых очень хотелось отказаться. Становится понятным, что и советская власть и коммунистические идеалы не просто были навязаны народу, но отражали его существенные особенности. И эти особенности проявляют себя со всей неизбежностью сейчас, на новом историческом этапе. Есть, вероятно, что‑то более важное, более глубинное. Речь идет об определенном способе организации общества, который был в имперской России, был при Советах, возродился и сейчас, – это сословность. Отношение государства к своим гражданам и взаимоотношения между людьми во многом определяются этим обстоятельством. Понимание сословной сути нашего общества помогает понять очень многие наши особенности.

 

Несколько лет назад под Пермью потерпел катастрофу самолет, на борту которого находился командующий Северо‑Кавказского военного округа генерал Трошев. Его родные получили рекордную для России компенсацию – 16 329 550 рублей 20 копеек. Жизнь генерала была оценена в восемь раз дороже, чем жизнь всех остальных пассажиров. «Когда это произошло, никто не стал возмущаться,– напоминает профессор Гудков. – Это типично для общества с иерархичным сознанием, где заслуги определяются должностью, а ценность личности вообще не рассматривается».

 

Сословное общество состоит из слоев, в каждом действуют свои законы, своя мораль, свои органы самоуправления. Есть привилегированные (служебные) сословия, и есть обслуживающие сословия. Служебные (то, что в народе называется «силовики») – государственные и муниципальные служащие, военные, правоохранители, судейские, депутаты. Они служат государству и получают за это жалованье, особые права и статус. У них свои законы, своя пенсия, свои суды, свои тюрьмы. Остальной народ тоже разбит на слои: пенсионеры, бюджетники, коммерсанты, наемные работники, лица свободных профессий, заключенные. Конечно, внутри сословий существует сильное разделение – есть и рядовые, есть и генералы.

Главное – люди в правовом отношении не равны, они оцениваются по их важности для государства, для общего дела. У вас же ни на секунду не возникнет сомнение в том, остановит ли инспектор ГАИ машину руководителя администрации губернатора или районного прокурора.

Вы уверены, что я преувеличиваю? Подсознательно с понятием сословного общества связано наличие формы или сословной одежды. С. Кордонский приводит список из 184 принятых с 1994 по 2006 год законодательных актов касающихся форменной одежды,

Очевидно, это общество очень сильно отличается от того, какое принято называть демократическим – там принципиален факт равенства всех перед законом. Поэтому у них такое внимание к копеечным мелочам: имеет ли право президент страны позвонить домой по служебному телефону?

В сословном государстве общество и государство существует неразделимо. Гражданское общество, то есть наличие независимых от государства институтов, невозможно. Общественная жизнь представляет собой дележ ресурсов. Чем занимается Общественная палата? Дает рекомендации руководству страны, на что нужно тратить бюджет. Основные разговоры – о справедливости, то есть насколько важность для страны того или иного сословия соответствует выдаваемым ему деньгам. Все обращения к власти предержащей звучат примерно одинаково: мы – учителя (шахтеры, пенсионеры, дизайнеры), поэтому государство нам обязано сделать то и это. При решении многочисленных проблем всегда нужно двигаться по цепочкам знакомых, обычно срабатывает правило двух звонков. Первый звонок правильному знакомому, а он уже звонит непосредственному исполнителю или его начальнику.

Хотите понять поведение россиянина – помните о статусе. Служебные возможности понимаются как привилегии. Персональная машина – это не для работы, это для статуса, для жены, для детей. Машина скорой помощи всегда едет с мигалкой и на красный свет – это ее право. Если вы открыли кафе, то ваши знакомые не придут как клиенты, чтобы вас поддержать, а будут ожидать, что их угостят бесплатно, – это статус людей, приближенных к хозяевам. Нельзя мыть пол или быть рабочим на стройке – опускаешься до статуса мигранта. Не из‑за ста рублей в месяц пенсионеры Екатеринбурга вышли на улицу, они отстаивали свою привилегию – право на бесплатный проезд, то есть возможность свободно перемещаться по городу. Жизненно важны «правильные» номера служебного автомобиля, наличие «правильного» удостоверения. Когда инспектор ГАИ останавливает водителя, нагло нарушающего правила, его первый вопрос: кого из нашей системы знаете?

Работать и служить – это разные вещи, разные состояния души. У нас большинство стремится служить, но не работать. Еще в Московии россиянин стремился отвязаться от земли. Крестьянину больше всего хотелось бросить пашню и сделаться коробейником, ремесленником или ростовщиком, деревенскому купцу – пробиться в дворяне, дворянину – перебраться в город, сделать карьеру на правительственной службе, то есть пробиться в более высокое сословие, принадлежать к правящему классу. И принять правила игры. Привычное высокомерное хамство служащих имеет ту же причину: люди не работают, они служат! Они не зарабатывают деньги, борясь за клиента, а выполняют государственную функцию. А тут вы со своими мелкими личными проблемами…

Идеологическая основа сословного государства – это мифы, на попытки их разрушить государство реагирует болезненнее всего. В советское время это был миф о счастливом будущем всего человечества, которое зародилось на нашей земле. Сейчас это миф о российском народе, освободившем человечество от фашистской угрозы и несущем правду в мир, спасая его от бездуховных янки. Именно вера в главный миф и объединяет народ.

 

Ресурсное государство

 

 

Во всех странах железные дороги для передвижения служат,

а у нас, сверх того, и для воровства.

 

 

М. Е. Салтыков‑Щедрин

 

 

Другая сторона сословности – ресурсное государство. Это тип экономики, радикально отличающийся от рыночного. Здесь нет товаров и услуг, которые нужно произвести и продать, здесь есть ресурсы, которые надо справедливо разделить и освоить («распилить»). Ресурсом является все, что существует на территории, и то, до чего можно дотянуться. Фраза «Понаехали!» характеризует именно ресурсное государство .

Ничего не должно быть в свободном распоряжении – все должно быть ресурсом и подлежать освоению. Для того чтобы стать ресурсом, вещь должна стать дефицитом – неважно, будь то земля или место в детский сад. У нас самая большая территория в мире, но попробуйте получить землю под строительство или пашню!

 

Симон Кордонский : Россия была и остается ресурсным государством, в котором ресурсы не преумножаются, а распределяются – делятся между сословиями. Приращение ресурсов осуществляется за счет «расширения ресурсной базы», а не за счет производящей товары деятельности и оборота капитала. При исчерпании ресурсов и невозможности расширения ресурсной базы происходят фазовые изменения сословной структуры – революции разного масштаба, при которых одни сословия исчезают, другие формируются, но уже на иной ресурсной базе.

 

Конечно, в разные времена бывает разный уровень «ресурсности» экономики. В устоявшейся системе нет свободных ниш, каждый должен сесть на свой ресурс и не выпадать из общества. Не остается ничего, что можно свободно получить (так было в конце 1970‑х годов при «позднем Брежневе»), все становится дефицитом. Что будет если в Сахаре установить советскую власть? – Начнутся перебои с песком. Оказалось, что это анекдот не про советскую власть, а про ресурсное государство.

 

Юрий Лужков предложил построить мост через Керченский пролив, для облегчения перемещения людей и грузов между Россией и Украиной. Стоимость строительства миллиарды долларов. Паром через пролив идет около пятнадцати минут, оформление документов на обеих границах занимает минимум два‑три часа. То есть на время пересечения границы наличие моста не влияет. Хотите радикально сократить время – уберите пограничные и таможенные посты. У этого решения есть только один недостаток: он не требует освоения средств. Лужкова уж нет в числе действующих политиков, но сторонников строительства моста становится все больше.

 

В сословном государстве процветает ремесло, но нет места технологиям, отсюда вечные наши проблемы с товарами массового потребления. В ресурсной экономике естественным является ориентация на сырье. Главная задача – поиск новых ресурсов: новых территорий, новых месторождений. Новые технологии в обществе не вызревают, в них не возникает естественной потребности. Необходимость их внедрения обычно осознается правящей верхушкой после военного поражения, а процесс внедрения вызывает противодействие в обществе.

Никого не интересует качество продукции и конечный результат усилий – нужно получить и освоить свою долю ресурсов. Больница – это не место, где лечат, это место, где осваивают деньги, выделенные на лечение. Вуз – это не место, где учат, это место, где осваивают деньги, выделенные на учебу. Автозавод – это не место, где делают автомобили, это место, где осваиваю деньги, выделенные на производство автомобилей. Этот незатейливый факт объясняет практически все особенности национальной экономики. Вы ведь легко отличите больницу, где вас действительно хотят избавить от болезни (чаще всего это платные клиники, хотя тоже далеко не все), и контору, которая просто проводит набор манипуляций, не заботясь об общем результате. Конечно, для того чтобы получить желаемые ресурсы для освоения, требуется некоторый минимальный уровень качества, который необходимо поддерживать. Он определяется в процессе конкуренции между претендентами на эти ресурсы. Конкуренция осуществляется не на уровне удовлетворения спроса и борьбы за потребителя, а давлением на вышестоящие структуры.

 

В вузе на утреннем совещании обсуждались данные по статистике трудоустройства студентов. Выяснилось, что более 60% выпускников прошедшего учебного года не работают по специальности. Никому из присутствующих на совещании даже в голову не пришло обсуждать вопросы качества подготовки специалистов, актуальность образовательных программ или работы вузовской службы по трудоустройству студентов. Обсуждался только один вопрос : как улучшить статистику.

 

Доход служивого человека (а также врача, преподавателя, далее – всех) состоит из двух частей: жалованье и рента. Рента – это возможность получать доход от привилегированности своего положения. Например, только вы имеете право лечить, учить, давать разрешение на торговлю или проводить проверки. Превращение этого права в деньги называется рента, понятие «коррупция» применимо исключительно к рыночной экономике.

 

Представьте себе, что судья национальной баскетбольной лиги стал судить матч по ручному мячу – он бы свистел без остановки. Нельзя сословное общество судить по правилам демократического общества.

 

Леонид Радзиховский : В России никогда – по крайней мере, в последние 250 лет – не судили и не посадили за коррупцию ни одного высшего руководителя . И Лужков исключением не станет.

 

Наличие ренты приводит к тому, что любая ваша ошибка будет использована для того, чтобы получить с вас деньги. Общение с инспекторами дорожно‑патрульной службы свидетельствует об этом со всей очевидностью, то же самое происходит и в вузе, и в больнице. В процесс борьбы за ресурсы и право взимания ренты втянуто все взрослое население страны. На примере техосмотра автотранспорта видно, что ренту можно оплачивать не только деньгами, но и многочасовыми мытарствами. Хотя и оплата деньгами не исключает необходимости благодарить и кланяться. «Вас много – я одна» – естественная позиция человека, крепко встроенного в поток.

 

В нашей стране параллельно ходят две валюты – рубль и уважение. Принцип «я тебе плачу, а ты делаешь» в России не работает. Практически всегда платишь не только деньгами, но и уважением. И эти валюты далеко не всегда переходят друг в друга. То, что у нас называется «бесплатно» оплачивается унижением (жесткий вариант проявленного уважения). Особенно часто приходилось платить таким образом в советское время.

 

Очень разные навыки требуются для того, чтобы бороться за государственные, бюджетные деньги, или для того чтобы суметь привлечь частные деньги, деньги населения. Нередко эти качества являются взаимоисключающими. В ресурсной экономике нужны не умные, а лояльные. Для чего нужны талантливые люди: они могут придумать что‑нибудь новое, создать новую стоимость, расширить рынок. Но в нашем случае нужны таланты типа Остапа Бендера: придумать, за что еще можно брать деньги, например взимать плату «за Провал». Все актеры стремятся стать продюсерами или иметь свой театр, иначе не стать в поток. Корреляции между квалификацией и зарплатой, как правило, нет. Для этого достаточно сравнить зарплату офис‑менеджера и хирурга в государственной поликлинике. Или начисление пенсии, которая у нас есть не накопление, а компенсация нетрудоспособности.

 

 

Правильный способ экономического поведения – думать о потоке.

 

В 1990‑м году, когда большая группа демократов прошла в областной Совет народных депутатов, я отказался от поста заместителя председателя областного совета, боялся, что не справлюсь – ведь опыта депутатской работы у меня не было. Припоминаю недоуменную реакцию опытных людей. Человек, который занял от нашей фракции это место, совсем не переживал по этому поводу – он с удовольствием выполнял представительские функции, а весь функционал переложил на меня. Я не понимал главного: в нашей стране занятие любого места: директора, председателя, президента – вовсе не связано с ответственностью и квалификацией, ты просто садишься на ресурсный поток и им управляешь. А для выполнения работы нужно нанять яйцеголовых – пусть пашут.

 

Объявили конкурс на полет в космос. Пришли немец, француз и русский. Председатель конкурсной комиссии опрашивает претендентов.

Немец: – я летчик высшей квалификации, готов полететь за три тысячи. – На что потратите деньги? – Тысяча мне, тысяча семье и тысяча любовнице. – Логично!

Заходит француз: – Я летчик, с большим стажем, готов полететь за шесть тысяч. – На что потратите деньги? – Две тысячи мне, две тысячи семье и две тысячи любовнице. – Логично!

Русский: – Готов полететь за девять тысяч. – Летаете? – Нет, что вы, меня укачивает! – На что потратите деньги? – Три тысячи вам, три тысячи мне. – А кто полетит? – Немец, он за три тысячи согл


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.