Глава VI. Культура эллинистического Египта — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава VI. Культура эллинистического Египта

2023-02-03 36
Глава VI. Культура эллинистического Египта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Культура[1], которая возникла в эллинистических государствах в результате взаимодействия местных, главным образом древневосточных, культурных традиций и пришлых, греческих (эллинских), элементов и может рассматриваться как «эллинистическая», не была единообразной на всей территории эллинистического мира[2].

Собственно «эллинистической» называется культура материковой Греции и прилегающих к ней островов Эгейского архипелага, Малой Азии (главным образом Пергамского царства), Родоса, Сирии (западной части государства Селевкидов) и Египта, т.е. тех областей эллинистического мира, в культуре которых слились воедино и при этом в своеобразном, новом качестве местные, главным образом древневосточные, культурные традиции и пришлые, греческие (эллинские), элементы.

При несомненных и очень существенных чертах общности культура каждой из этих областей отмечена также чертами своеобразия. В каждой из этих областей культура формировалась в результате взаимодействия местных наиболее устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами. Однако те или иные формы этого синтеза определялись воздействием многих конкретных обстоятельств: численным соотношением различных этнических групп (местных и пришлых), а также уровнем их культуры, социальной организацией и условиями экономической жизни, политической обстановкой.

Так, культура материковой Греции и прилегающих к ней островов Эгейского архипелага сохранила в себе традиции, что определило более тесную, нежели где-либо, связь культуры с образцами так называемой классической эпохи культуры Греции. В значительно меньшей степени эта связь ощущается в культуре Малой Азии (главным образом Пергамского царства), Родоса, Сирии (западной части государства Селевкидов). В культуре же эллинистического Египта сильнее заметны именно черты синкретизма, т.е. слияния древневосточных культурных традиций и пришлых греческих (эллинских) элементов.

В свою очередь, это позволяет расценивать культуру эллинистического Египта как некий образец, который дает возможность не только определить основные тенденции развития эллинистической культуры в целом, но и установить ее уникальность.

Итак, что же было характерно для культуры эллинистического Египта в конце IV – второй трети I вв. до н.э.?

Хронологически эллинистическая культура в целом относится к периоду существования так называемого эллинистического мира, т.е. соответственно к концу IV – второй трети I вв. до н.э., а в ее развитии можно выделить по крайней мере 2 периода:

1. Конец IV – начало II вв. до н.э. – ранний период эллинистической культуры, в течение которого она переживала свой расцвет.

2. II – вторая треть I вв. до н.э., составляющие поздний период эллинистической культуры, отмеченный чертами ее явного упадка.

Примечательно, что и культура эллинистического Египта прошла в своем развитии соответствующие этапы, которые в хронологическом плане абсолютно совпадают с вышеназванными этапами в развитии эллинистической культуры в целом.

Важным является также и то, что культура эллинистического Египта в том, что касается ее распространения по территории царства Птолемеев, не являлась монолитной. В частности, при сопоставлении городов эллинистического типа, построенных в Египте (прежде всего, это Александрия Египетская), где греко-македонское население играло фактически ведущую роль, с достаточной отчетливостью заметны особые, характерные для них черты культурной жизни. Еще сильнее проступают они в культурной жизни во внутренних районах Египта (например, в Фиваиде).

Кроме того, в эллинистической культуре в целом и культуре эллинистического Египта в частности более выпукло, чем в классической греческой культуре, выступают различия в содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоев общества, а также городского и сельского населения, главным образом бедняков, в среде которых устойчиво сохранялись местные традиции, а какие-либо новации приживались редко.

Все это в итоге и определило ту базу, на основе которой и развивалась культура эллинистического Египта на протяжении всего периода существования царства Птолемеев, т.е. в течение 323/305-30 гг. до н.э.

Что касается материальной составляющей культуры эллинистического Египта, то именно здесь прежде всего выразилось взаимодействие местных и греческих элементов.

В земледелии переселенцы из Греции и Малой Азии перенесли в Египет свой опыт разведения оливковых деревьев и виноградников и, в свою очередь, переняли у местного населения культивирование финиковых пальм.

Кроме того, папирусы сообщают нам о том, что в Фаюме тогда пытались акклиматизировать милетскую породу овец, которая давала высококачественную шерсть.

Трудно выявить какие-либо изменения в земледельческом инвентаре, но несомненно, что в крупных масштабах ирригационных работ в Египте, исполнявшихся главным образом местными жителями под руководством греков, можно видеть результат сочетания опыта тех и других, а усовершенствование одного из приспособлений ирригационного характера, применявшихся в эллинистическом Египте, – водооткачивающего механизма – связано с именем Архимеда («архимедов винт», или так называемая «египетская улитка»).

В ремесле сочетание техники и навыков местных и пришлых ремесленников и повышение спроса на их продукцию привели к ряду важнейших изобретений, породивших новые виды ремесленного производства, а также более дробную специализацию ремесленников и вследствие этого возможность массового производства ряда изделий ремесла.

В металлургии, например, начали применять разъемные формы для отливки бронзовых изделий, благодаря чему стало возможно их серийное производство.

В результате освоения греками более совершенного ткацкого станка, применявшегося в Египте, в Александрии Египетской появились мастерские по выработке узорных тканей.

Кроме того, известно, что в эллинистическом Египте было налажено массовое производство папируса.

Ювелиры же освоили тогда технику перегородчатой эмали и открыли амальгирование – процесс создания сплава ртути с другим металлом, что нередко применялось, например, при золочении.

В производстве стеклянных изделий были открыты способы изготовления мозаичного, резного двухцветного, гравированного и золоченого стекла. Исполненные в этой технике вещи являлись предметами роскоши, а некоторые и вовсе были подлинными произведениями искусства.

Широкое распространение получила рельефная керамика, покрытая темным лаком с металлическим оттенком, подражающая по форме и окраске более дорогой, металлической посуде. Изготовление ее носило серийный характер благодаря применению готовых мелких штампов, комбинация которых позволяла разнообразить орнамент. При изготовлении терракот, как и при отливке бронзовых статуй, стали применять разъемные формы, что позволяло делать их более сложными и в то же время снимать неоднократные копии с оригинала.

Для эллинистического Египта характерно также развитие техники судостроения и мореходства, а также военной техники.

Так, например, наряду с сооружением триер и пентер на верфях Александрии Египетской строились многорядные (в 13, 16, 20 и 30 рядов) и быстроходные военные суда. Увеличивались грузоподъемность и быстроходность торгового флота, благоустраивались гавани, сооружались молы и маяки.

Самым грандиозным маяком в древности был именно Фаросский маяк в Александрии Египетской – колоссальная по своим размерам (около 130-140 метров в высоту) трехъярусная башня, которую венчала статуя Посейдона – одно из «7 чудес света». Фаросский маяк был построен в 299-279 гг. до н.э. архитектором Состратом Книдским и просуществовал до XIV в.

Постоянные войны в период борьбы диадохов, а также многочисленные конфликты, в которых участвовало царство Птолемеев в дальнейшем, способствовали развитию осадной и оборонительной техники. Такие сложные технические средства, как тараны, разных видов катапульты (стрелометы и камнеметы), осадные башни (гелеполы), изобретенные еще в IV в. до н.э., впоследствии стали обязательным видом оружия, возросли их мощность и многообразие форм, была улучшена конструкция. Одновременно совершенствовались и крепостные сооружения.

Значительную роль в развитии культуры эллинистического Египта играли большие города. Для этого времени характерно широкое развитие градостроительства: старые города перестраивались, а в важных стратегических и торговых пунктах основывались новые, в чем преуспели и Птолемеи, санкционировавшие создание целого ряда городов с полисным устройством за пределами Египта (Птолемаида, или Птолемаис).

Практика основания полисов создала благоприятные условия для развития строительного мастерства и архитектуры. Новые города строились с учетом принципов планировки, разработанных еще в V в. до н.э. Гипподамом Милетским: с пересекающимися под прямым углом улицами, ориентированными, если позволял рельеф местности, по странам света.   

К главной, самой широкой улице примыкала агора – площадь, окруженная с трех сторон общественными зданиями и торговыми портиками. Поблизости от нее обычно возводились важнейшие храмы и гимнасии. Театры и стадионы строили за пределами жилых кварталов на участках соответствующего рельефа. Город обносили оборонительными стенами с привратными и сторожевыми башнями, на наиболее возвышенном и важном в стратегическом отношении участке строилась цитадель.

При строительстве городов большое внимание уделялось водоснабжению, правильности застройки жилых кварталов, отводу сточных вод. В III-II вв. до н.э. сложился тип богатого частного дома с перистилем, украшенного мозаикой, росписями, скульптурой. В это же время появились дома в несколько этажей, предназначенные под квартиры для бедняков.

Именно такой, например, и была Александрия Египетская – настоящий центр эллинистической культуры.

Архитектура эллинистического Египта в целом продолжала греческие традиции, но наряду с сооружением храмов большое внимание стало уделяться строительству театров, гимнасиев, булевтериев, дворцов. Внутренне и внешнее оформление зданий стало богаче и разнообразнее, широко использовались портики и колонны (главным образом ионического и коринфского ордера), колоннадой обрамляли отдельные сооружения, агору, а иногда и главные улицы, как это имело место в Александрии Египетской.

Храмы греческих богов строились по классическим канонам с небольшими отклонениями. Из-за большого объема работ и недостатка средств строительство растягивалось на десятки и сотни лет. Наиболее грандиозным и в то же время красивым считался Серапеум в Александрии Египетской (архитектор Пармениск, III в. до н.э.).

Одновременно и так же медленно сооружались храмы местных божеств: храм бога Гора в Эдфу (с 257 по 57 гг. до н.э.), богини Хатхор в Дендере (с 117 г. до н.э. по 98 г.), бога Хнума в Эсне (со 165 г. до н.э. до середины III в.), богини Исиды на острове Филе. В их архитектуре строго соблюдались традиции древних египетских зодчих.

Спецификой можно считать появление нового типа общественных зданий: библиотек, мусейона, Фаросского маяка.

Что же касается духовной составляющей культуры эллинистического Египта, то взаимодействие местных и греческих элементов ощущалось и здесь, но являлось не таким сильным, как в ее материальной составляющей.

Со всей очевидностью это проявилось в развитии науки в эллинистическом Египте.

Примечательно, что большую роль в распространении образованности на территории эллинистического мира в целом и эллинистического Египта в частности сыграло сложение общегреческого языка (койне) и его широчайшее распространение в дальнейшем.

В результате накопленный в предшествующую эпоху объем знаний на Древнем Востоке и в Греции, а главное – появившаяся в эпоху эллинизма возможность объединения этих двух, довольно-таки существенных по своему объему, потоков информации породили потребность в классификации имеющегося материала.

Наиболее значительными в эллинистическом Египте были успехи естественных наук, и исключительную роль в их развитиисыграла так называемая александрийская школа, представителями которой были многочисленные ученые, в разное время жившие и занимавшиеся наукой в Александрии Египетской.

В частности, это математик и одновременно астроном и географ Эратосфен Киренский (около 276-194 гг. до н.э.), который создал ряд трудов по математике (теория чисел) и астрономии и фактически заложил основы математической географии: впервые измерил дугу меридиана, дав поразительно точное для того времени определение окружности Земли – 252 тыс. стадий (около 39700 км), что является очень близким к действительной (чуть более 40000 км). Известны также дошедшие до нас в отрывках его сочинения по филологии, философии и музыке.

Это и математик Эвклид (III в. до н.э.) – автор труда «Начала», который оказал значительное влияние на развитие математики вплоть до XIX в. В 13 книгах этого труда систематически изложены существенные разделы математики, являющиеся итогом ее развития в эпоху Античности, в том числе основы геометрии. При этом Эвклид был известен также своими трудами по астрономии, оптике и теории музыки.

Кроме того, известен математик Аполлоний Пергский (рубеж III – II вв. до н.э.), который также жил в Александрии Египетской и занимался здесь наукой.

Известно также, что в Александрии Египетской началась деятельность как ученого Архимеда (около 287-212 гг. до н.э.)[3].

Герон Александрийский (III в. до н.э.) дал описание всех имеющихся на тот момент достижений механики, а изобретатель Ктесибий (II-I вв. до н.э.) создал водяные часы и еще целый ряд механизмов. Известен также механик Филон Александрийский (около 250 г. до н.э.).

Кроме того, это астроном Аристарх Самосский (около 320-250 гг. до н.э.), который первым высказал идею гелиоцентризма: он утверждал, что Земля движется вокруг неподвижного Солнца, находящегося в центре сферы неподвижных звезд. В сохранившемся сочинении «О величине и расстоянии Солнца и Луны» Аристарх Самосский дал остроумный и правильный способ определения расстояния от Солнца и Луны до Земли посредством угла, составленного линиями зрения от глаз к Солнцу и Луне в тот момент, когда она наполовину освещена.

В свою очередь, астроном Клавдий Птолемей (около 90-160 гг.), который жил в Александрии Египетской уже после того, как царство Птолемеев было завоевано Римом в 30 г. до н.э., разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволявшую вычислять их положение на небе. Совместно с теорией движения Солнца и Луны она составила так называемую птолемееву систему мира, которая изложена в труде Клавдия Птолемея «Альмагест» - своего рода энциклопедии астрономических знаний в эпоху Древности. В «Альмагесте» приведены также сведения по прямолинейной и сферической тригонометрии, впервые дано решение ряда математических задач. В области оптики исследовано преломление и рефракция света. В еще одном труде Клавдия Птолемея – «География» – дана сводка географических сведений.

Еще один астроном – Гиппарх (около 190 или 180 – 125 гг. до н.э.) улучшил методику расчета видимого движения Солнца и Луны, а также определил расстояние до Луны, продолжительность года и, наконец, составил каталог положений 850 звезд, в котором разделил их по блеску на 6 классов, открыл прецессию. Он же ввел географические координаты.

Астрономы Конон и Досифей составили календарь на основе своих метеорологических наблюдений.

Известен и такой факт: в 46 г. до н.э. в Римском государстве Юлием Цезарем была проведена реформа календаря, в основу которой были положены идеи проживавшего тогда в Александрии Египетской астронома Созигена, а сам этот ученый фактически руководил тогда специальной комиссией по созданию нового календаря.

Географ Агатархид Книдский (200-120 гг. до н.э.) написал труд об Азии и Европе с историческими экскурсами в стиле новой «хорографической» географии. Он же автор еще одной работы, которая посвящена «Красному морю» - Индийскому океану.

Известны также ученые, занимавшиеся в Александрии Египетской медициной, а именно: Герофил и Эрасистрат.

Герофил (III в. до н.э.) – один из родоначальников александрийской медицинской школы, изучая анатомию человека, причем нередко используя для этого метод вивисекции применительно к приговоренным к смертной казни преступникам, а также опираясь на опыт мумификации в Древнем Египте, сделал несколько открытий в этой области. Он писал о наличии нервов и установил их связь с мозгом, а также выдвинул гипотезу, что с мозгом связаны и мыслительные способности человека. Он же – основоположник целой науки о пульсе человека: считал, что по его сосудам циркулирует кровь, а не воздух, т.е. фактически пришел к мысли о кровообращении.

В области анатомии человека известны также изыскания Эрасистрата (IV-III вв. до н.э.), который вместе с Герофилом производил вскрытия и вивисекции (живосечения).

Примечательно, что деятельность всех указанных выше ученых была строго организована: при дворах царей эллинистического Египта было создано специальное учреждение – так называемый мусейон – фактически крупнейший в эпоху эллинизма центр культуры всего Средиземноморья[4].

Мусейон был основан Птолемеем I Сотером (323/305-283 гг. до н.э.) после 297 г. до н.э., а организатором его, как предполагается, был философ перипатетик Деметрий Фалерский.

Александрийский мусейон получил устройство по образцу афинских философских школ, в особенности Ликея, и при этом являлся частью дворцовых сооружений в Александрии Египетской. Александрийскому мусейону принадлежали «большой дом», где находилась столовая для его членов, экседра – крытая галерея с сиденьями для занятий и место для прогулок. Возглавлял Александрийский мусейон жрец высшего ранга, назначавшийся царем из династии Птолемеев, а в римский период – императором Рима.

Особенность деятельности Александрийского мусейона заключалась в том, что Птолемеи приглашали для работы в нем ученых, философов и писателей из всех эллинистических государств. Члены Александрийского мусейона жили на царском иждивении и, тем самым имея необходимые условия для работы, получали возможность полностью сосредоточиться на своей деятельности, но могли при этом и преподавать. Они были свободны в выборе тем занятий, но в то же время были обязаны проявлять верноподданнические чувства. Редкие проявления критики или оппозиции жестоко подавлялись[5].

В результате зависимость членов Александрийского мусейона от царского двора налагала определенный отпечаток на форму и содержание их творчества. И не случайно скептик Тимон из Флиунта (III в. до н.э.) назвал ученых, философов и писателей из Александрии Египетской «откормленными курами в курятнике».

Тем не менее расцвет Александрийского мусейона относится к III в. до н.э.: именно тогда были достигнуты главные, основные успехи, связанные с деятельностью членов Александрийского мусейона.

В Александрийском мусейоне была своя собственная библиотека, насчитывавшая к середине III в. до н.э. до 500 тыс., а в середине I в. до н.э. – до 700 тыс. свитков книг по различным отраслям, в первую очередь греческой, но отчасти и восточной науки и техники, по философии, литературе.

Существовало правило, в соответствии с которым каждый корабль, прибывавший в Александрию Египетскую, если на нем имелись какие-либо свитки книг, должен был или продать их библиотеке, или предоставить для копирования. Кроме того, во все концы света Птолемеи направляли своих доверенных лиц, которые скупали рукописи. Нередко их тексты захватывались обманом или же просто похищались.

Заведовал библиотекой специально назначавшийся царем человек, который обычно и был воспитателем наследника престола в царстве Птолемеев.

Во время Александрийской войны 48-47 гг. до н.э., которую на территории Александрии Египетской и ее окрестностей вели римские легионы Юлия Цезаря с египтянами, часть библиотеки Александрийского мусейона сгорела.

В римский период Александрийский мусейон постепенно теряет свое значение как центр культуры Средиземноморья, но отдельно выдающиеся представители ученых, философов и писателей работали в нем и во II в. В 273 г. войска императора Аврелиана сожгли Александрийский мусейон и библиотеку. Остатки последней были переправлены в храм Серапеум, где продолжилась их работа. В 391 г. уже храм Серапеум был разрушен христианами-фанатиками, и многострадальная Александрийская библиотека вновь пострадала. Последние же ее остатки были уничтожены мусульманами в 642 г.

В эпоху эллинизма новые теории в области философии, а также политические учения возникали и разрабатывались преимущественно в старых культурных центрах Греции – в Афинах, на острове Родос.

Однако и в Александрии Египетской жили и творили философы, но главным образом уже после 30 г. до н.э., такие как, например, Филон (около 25 г. до н.э. – около 50 г.) и Плотин (около 204/205-269/270 гг.).

Тем не менее эллинистическая философия проникала и в сам Египет. При этом, поскольку она была результатом творчества привилегированных, глубоко эллинизированных слоев общества и в ней трудно проследить влияние восточных элементов, свое распространение она получала среди соответствующих групп населения эллинистического Египта.

В свою очередь, эллинистическая религия и мифология создавались всем населением, и наиболее характерной ее чертой является синкретизм, в котором восточное наследие играло огромную роль.

Боги греческого пантеона отождествлялись с древними восточными божествами, приобретали новые черты. Менялись формы почитания божеств, мистерии приобретали более оргиастический характер. При сохранении местных различий в пантеоне и формах культа постепенно получали все более и более широкое распространение некоторые универсальные божества, объединившие в себе сходные функции наиболее почитаемых божеств разных народов.

Одним из главных культов стал культ Зевса Гипсиста (Высочайшего, Сущего над всем), отождествлявшегося с египетским Амоном. Его многочисленные эпитеты – Пантократор (всемогущий), Сотер (спаситель), Гелиос (Солнце) и т.п. – свидетельствуют о необычайном расширении его функций. Соперничал с культом Зевса по распространенности культ Диониса с его мистериями, сближавшими его с культом египетского Осириса.

Из женских божеств главным и почти повсеместно почитаемым божеством стала египетская Исида, воплотившая черты многих богинь. Это была богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, владычица не только речных, но и морских вод и покровительница мореплавателей. «Богиня с мириадом имен» - именно так называли Исиду в эллинистическом мире.

Специфическим был культ Сераписа – божества, которое обязано своим появлением религиозной политике Птолемеев, стремившихся слить воедино привычный для греков антропоморфный облик Зевса-Посейдона и Аполлона с функциями египетских зооморфных божеств Осириса и Аписа. Культ Сераписа, который был введен Птолемеем I Сотером (323/305-283 гг. до н.э.) при содействии египетского жреца Манефона и афинянина жреческого рода Тимофея и первоначально рассматривался как культ бога столицы Египта Александрии Египетской, довольно быстро распространился по всему Египту, а затем вместе с культом Исиды стал одним из самых популярных в эллинистическом мире в целом. Подобно Осирису и Апису, Серапис являлся богом плодородия, был связан с загробным культом, считался богом мертвых (и поэтому отождествлялся древними греками с Аидом). Отождествлялся Серапис и с Зевсом. Кроме того, Серапис был объявлен повелителем стихий и явлений природы, ему были приданы функции водного божества, владыки наводнений (в этом качестве он сближался с Посейдоном), и поэтому его изображение помещали на носах кораблей. Как бог солнца Серапис был схож с Аполлоном. Изображали же Сераписа человеком средних лет в греческом одеянии, с пышной прической и бородой, а на голове – корзина, наполненная различными плодами.

Сложившиеся культы проникали и в Западное Средиземноморье, в том числе в Рим.

Успехов в эллинистическом Египте достигла и историческая наука. На выбор темы и освещение авторами событий, несомненно, влияли условия современной им эпохи. В исторических сочинениях обсуждались вопросы о роли судьбы и выдающихся личностей в истории, об идеальной форме государства, возникающей из смешения демократии, аристократии и монархии, о слиянии истории отдельных стран во всемирную историю. По своей форме произведения многих историков находились на грани художественной литературы: изложение событий искусно драматизировалось, использовались риторические приемы, рассчитанные на эмоциональное воздействие на максимально широкую аудиторию.

В таком стиле писали историю Александра Македонского Каллисфен (конец IV в. до н.э.) и Клитарх Александрийский (не ранее 280-270 гг. до н.э.).

Другое направление историографии, не исключая тенденциозности, придерживалось более строгого и сухого изложения фактов. Это, например, история походов Александра, написанная Птолемеем I Сотером после 301 г. до н.э.

Продолжала разрабатываться и история отдельных государств. Так, уже в начале III в. до н.э. в эллинистическом Египте появились труды на греческом языке местных ученых-жрецов – Манефона (история фараоновского Египта).

Весьма оригинальными в эпоху эллинизма были художественная литература и изобразительное искусство, которые значительно отличались от предшествующего периода.

Художественная литература эпохи эллинизма необычайно обширна по количеству произведений и многообразию жанров. Продолжали разрабатываться традиционные жанры: эпос, трагедия, комедия, лирика, риторическая и историческая проза, но появились и новые виды произведений – филологические исследования, словари, биографии, переложения в стихах научных трактатов, эпистолография и др.

В эллинистическом Египте же процветала пышная, утонченная, но лишенная искреннего чувства и связи с жизнью так называемая придворная поэзия.

Ее назначение заключалось в том, чтобы развлекать читателя и тем самым заполнять его досуг. Отражений же каких-либо реалий той действительности придворная поэзия в частности и художественная литература эллинистической эпохи в целом почти не знали.

Известные поэты Каллимах и Феокрит, а также Аполлоний Родосский, Леонид Тарентский и др. - все они жили в Александрии Египетской, творили в Александрийском мусейоне и тем самым представляли так называемую александрийскую поэзию. Утрата монументальности формы и интерес к частной жизни, рассудочная рефлексия и «ученость», т.е. тяготение к языковой и мифологической стилизации, изысканно-загадочному изложению мысли, - отличительные особенности александрийской поэзии.

Каллимах (около 310 – около 240 гг. до н.э.) с наибольшей последовательностью выразил отличительные особенности александрийской поэзии. Он жил при дворе Птолемея II Филадельфа (282 – 246 гг. до н.э.): одно время заведовал Александрийской библиотекой, писал гимны, элегии и эпиграммы, составил своеобразную библиографию классической греческой литературы – «Таблицы прославившихся во всех областях образованности и их произведения». Учеником Каллимаха был Аполлоний Родосский.

Еще один представитель александрийской поэзии – Феокрит (конец IV – первая половина III вв. до н.э.) основал жанр идиллии. Учитель Феокрита – поэт Филлит – являлся воспитателем Птолемея II Филадельфа (282 – 246 гг. до н.э.).

Буколики – стихи о пастухах и вообще о сельской жизни широко представлены также в поэзии александрийцев Мосха и Биона (II в. до н.э.).

Вместе с тем в эллинистическом Египте создавались произведения и на местных языках, сохранявшие традиционные формы религиозного гимна, заупокойных и магических текстов, поучений и пророческих сказок, хроник и т.д., но отражавшие в той ли иной мере черты мировоззрения эпохи эллинизма.

В Александрии Египетской при ее мусейоне сформировалось и целое направление в филологии – александрийское. Его представители – Зенодот Эфесский (около 325 – около 260 гг. до н.э.), первый руководитель Александрийской библиотеки, Эратосфен, Арисофан Византийский, Аристарх Самофракийский, а также Дионисий Фракийский, Александр Этолийский и др. – проводили систематизацию имеющихся в Александрийской библиотеке фондов, а также составляли комментарии к произведениям классических авторов[6].

Больше всего в этом преуспел Аристарх Самофракийкий (около 217-145 гг. до н.э.), деятельность которого послужила дальнейшему развитию метода анализа текстов, системы знаковых обозначений и грамматических принципов, которые легли в основу европейских грамматик. 

В отличие от художественной литературы изобразительное искусство эпохи эллинизма оставило замечательные памятники, в чрезвычайно яркой форме выражающие специфические черты этой эпохи.

В частности, в эллинистическом Египте продолжала развиваться монументальная скульптура, предназначенная для площадей, храмов, общественных сооружений. Для нее характерны мифологические сюжеты, грандиозность, сложность композиции и подчеркнутый драматизм, постепенно вырождавшийся в холодную театральность.

Тогда же сложилась и знаменитая александрийская школа ваятелей (наряду с Родосской и Пергамской).

Широкое распространение в эллинистическом Египте получили портретная скульптура, портретная живопись (фаюмские портреты), резьба по камню (глиптика), прикладные искусства (ювелирное, фигурная керамика, изготовление изделий из стекла и т.д.). Для всех них был характерен высокий уровень мастерства.

Влияние эллинизма прослеживается и в традиционной египетской скульптуре (в рельефах гробниц, статуях царей из династии Птолемеев).

Таким образом, в конце IV – второй трети I вв. до н.э. в развитии культуры эллинистического Египта представителями ее материальной и духовной составляющей были достигнуты серьезные успехи, что позволяет говорить о том, что в эпоху эллинизма царство Птолемеев являлось одним из крупнейших культурных центров всего Средиземноморья.

Однако начавшийся со II в. до н.э. упадок эллинистических государств, а также усилившаяся вскоре агрессия со стороны все более и более укрепляющего свою мощь Рима внесли существенные изменения в развитие культуры эллинистического Египта.

В частности, рационалистические черты мировоззрения, столь присущие ранее для эллинистического типа культуры, фактически отступали перед религией и мистицизмом, вследствие чего широкое распространение в эллинистическом Египте получили магия и астрология, а также мистерии[7]. В то же время росли элементы социального протеста, приобретали новую популярность социальные утопии, пророчества и т.д.

Заключение

 

В целом анализ проблем, касающихся экономики, социально-классовой структуры, государственного управления, внешнеполитической деятельности и культуры эллинистического Египта в конце IV – второй трети I вв. до н.э. позволяет придти к следующим выводам.

Во-первых, сложившаяся в эллинистическом Египте система во многом приобрела черты, присущие еще эпохе Древнего Востока.

Во-вторых, эта система включила в себя также целый ряд греческих элементов, которые были привнесены в Египет греко-македонянами.

В-третьих, на этой основе в эпоху эллинизма в Египте и сложилось общество, которое отличалось как от собственно греческого, так и собственно древневосточного общественного устройства и представляло собой синтез элементов греческой и древневосточной цивилизации, который дал качественно новые экономику, социально-классовые отношения, государственное устройство, внешнеполитическую деятельность и культуру. Это был их некий сплав, в процессе которого в Египте сформировалась структура общества именно эллинистического типа.

В результате историческая практика конца IV – второй трети I вв. до н.э. создала новый вид государства – так называемую эллинистическую монархию, к классическому образцу которой и относится царство Птолемеев (323/305-30 гг. до н.э.).

Все вышеозначенные черты в той или иной мере были характерны не только для эллинистического Египта, но и для других эллинистических государств, которые во множестве образовались после Восточного похода Александра Македонского 334-323 гг. до н.э., а также последовавшего вслед за этим распада его империи.

Однако экономика, социально-классовая структура, государственное управление, внешнеполитическая деятельность и культура эллинистического Египта имели вместе с тем значительные специфические особенности, обусловленные уникальными природно-климатическими условия­ми Нильской долины и конкретной ситуацией, сложившейся в результате длительного исторического развития Египетского государства.

Эллинистический мир и эллинистический Египет в том числе были поглощены растущим Римским государством, но элементы эллинизма, сложившиеся в конце IV – второй трети I вв. до н.э., оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие Средиземноморья уже в римский период и в значительной мере определили его специфику.


Список литературы

1. Амусин И.Д. Термины, обозначавшие рабов в эллинистическом Египте по данным Септуагинты (К обсуждению проблемы истории производства материальных благ в древнем мире // ВДИ. – 1952. - №3. – С.46-67.

2. Античная культура / Под ред. В.Н. Ярхо. – М., 1995.

3. Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник / Сост. и общ. ред. В.Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2002. – 351 с.

4. Античная цивилизация / Отв. ред. В.Д. Блаватский. – М.: Наука, 1973. – 272 с.

5. Античность: Словарь-справочник по истории, культуре и мифологии / Под общ. ред. В.Н. Ярхо. – Дубна: Феникс, 2003.

6. Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. – Харьков, 1914. – 27 с.

7. Бахматов С.В. Проблема неравномерности развития эллинистических государств в советской историографии // Социальная структура и идеология античности и раннего средневековья. – Барнаул, 1989. – С.41-56.

8. Беликов А.П. Первый этап римско-египетских отношений (273-200 гг. до н.э.) // Древние и средневековые цивилизации и варварский мир: Сб. науч. ст. – Ставрополь, 1999. – С.102-107.

9. Беликов А.П. Рим и эллинизм. Основные проблемы политических, экономических и культурных контактов: Дис.… д-ра ист. наук. – Ставрополь, 2003.

10. Беликов А.П. Рим и эллинизм: проблемы политических, экономических и культурных контактов. – Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 2003. – 402 с.

11. Бенгстон Г. Правители эпохи эллинизма: Пер. с нем. – М., 1982. – 391 с.

12. Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. – М.: Наука, 1983. – 325 с.

13. Блаватская Т.В., Голубцова Е.С., Павловская А.И. Рабство в эллинистических государствах в III – I вв. до н.э. – М.: Наука, 1969. – 321 с.

14. Блаватский В.Д. Культура эллинизма // Советская археология. – 1955. – № 22. – С.109-115.

15. Блаватский В.Д. «Рабский вопрос» в идеологии эллинизма // Античное общество. Труды. Конференция… – М., 1967. –С.13-17.

16. Бокщанин А.Г. История международных отношений и дипломатии в Древнем Мире. – М., 1945. – 66 с.

17. Борухович В.Г. Папирусные свидетельства об организации и продаже харты в Египте времени Птолемеев // Проблемы социально-экономической истории Древнего Мира. – М.-Л., 1963. – С.271-287.

18. Бурова А.А. К вопросу о становлении царского портрета в эллинистической нумизматике: (Монеты царей династии Птолемеев из собрания ГИМ) // Вестник Моск. ун-та. Сер.8. История. –1980. – №2. – С.77-90.

19. Бухарин М.Д. Раннеэллинистические хорографы: Мегасфен, Гекатей Абдерский и Берос // ВДИ. – 2000. – №2. – С.88-100.

20. Варшавский А. Портрет Клеопатры. (О находке скульптурного портрета царицы Клеопатры в г. Шершель, Африка) // Знание – сила. –1966. – №4. – С.34-35.

21. Вельмус В.А. Александрия в ранних китайских известиях // Историко-филологические исследования. – М., 1974. – С.381-388.

22. Габелко О.Л. К генеалогии эллинистических царских династий // Античность: эпоха и люди. – Казань, 2000. – С.51-61.

23. Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонски


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.