Технология первичного отсева кандидатов — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Технология первичного отсева кандидатов

2023-01-16 32
Технология первичного отсева кандидатов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

От человека, желающего устроиться на работу, логично ожидать стремления «показать товар лицом», рассказать о себе нечто такое, что сделает его привлекательным в глазах работодателя. Если этого элемента нет, сразу возникают сомнения в интеллектуальной зрелости и опыте соискателя. Но гораздо интереснее, когда такая информация присутствует. В большинстве случаев человек говорит о том, что сам считает ценным, о своих наиболее значимых достижениях, а отсюда можно сделать вывод о его взглядах, ценностях и мотивах.

 

В этом нам поможет методика, называемая контент‑анализом. Суть ее состоит в следующем: сначала выделяется набор значимых лексико‑семантических единиц, а потом подсчитывается их количество в анализируемом тексте. Не очень понятно? Давайте разбираться.

 

ПРИМЕР

В качестве примера можно назвать широко известную «решетку менеджмента», предложенную Робертом Блейком и Джейн Моутон. В рамках данного подхода оценивается такой значимый фактор профессиональной успешности менеджера, как преимущественная ориентация на производство или на людей. Для оценки этого фактора соискателю предлагают пройти тест Блейка, но, чтобы рекрутер смог предварительно сориентироваться, ему достаточно проанализировать резюме.

 

Итак, мы опубликовали объявление о вакансии и, как следствие, получили множество откликов.

Что делать теперь? Как уделить внимание только тем резюме, которые действительно этого заслуживают, и таким образом сэкономить свое время и повысить эффективность работы?

Попробуйте воспользоваться следующим способом. Бегло просмотрите все резюме и разложите их по трем стопкам – «Да», «Нет», «Возможно».

♦ В стопку «Да» попадут на первый взгляд пригодные резюме, в которых отсутствуют как объективные, так и субъективные минус‑признаки.

♦ В стопке «Нет» окажутся резюме, абсолютно непригодные по объективным минус‑признакам.

♦ В стопку «Возможно» попадут сомнительные резюме, то есть такие, в которых присутствуют субъективные минус‑признаки либо не указана какая‑то информация.

Стопку «Нет» сразу же отложите в сторону – к ней вы обратитесь, если требования изменятся. В первую очередь тщательно изучите резюме из стопки «Да». Есть вероятность, что их окажется достаточно для закрытия позиции и к стопке «Возможно» вы даже не прикоснетесь. Если же их не хватит, придется очень внимательно проанализировать «сомнительные» резюме и отобрать из них наиболее подходящие.

Сколько нужно резюме для закрытия типовой позиции?

Вполне возможно, что вы суперрекрутер и сможете закрыть позицию на основании одного резюме. Но давайте не будем обольщаться, а лучше обратимся к стандартной схеме, используемой для подбора линейного персонала. Она выглядит так:

 

5 × 3 × 3 = 45,

 

где 5 – количество претендентов‑финалистов, которые успешно прошли собеседование и считаются наиболее соответствующими вакантной должности.

Чтобы выбрать одного финалиста, нужно провести собеседование с тремя претендентами. Соответственно, чтобы в финал вышло пять кандидатов, нужно провести 15 встреч:

 

5 × 3 = 15.

 

Чтобы провести 15 собеседований, нужно иметь в своем распоряжении определенное количество резюме (кандидатский пул). Соотношение тут такое же, то есть одно собеседование приходится на три резюме:

 

15 × 3 = 45.

 

В результате мы получаем число 45 – столько подходящих резюме нужно иметь в своем распоряжении, чтобы наиболее качественно закрыть вакантную должность.

По каким признакам отбирать кандидатский пул? Какие признаки отсева объективны, а какие субъективны?

Давайте посмотрим, как нужно работать с резюме, чтобы найти в нем ответы на следующие вопросы.

♦ Насколько правдива информация, представленная в резюме?

♦ Стоит или не стоит приглашать соискателя на собеседование?

♦ Какие вопросы задать соискателю на интервью?

Повторим еще раз: научившись анализировать информацию, которую сообщает о себе соискатель, можно сэкономить время, требующееся на проведение собеседований, и облегчить себе работу. Первый шаг – грамотно составленное объявление о вакансии – уже сделан. Пришла пора заняться анализом резюме.

Благодаря резюме рекрутер получает первую информацию о соискателе, заочно с ним знакомится, узнает о его опыте. Исходя из этих сведений проводится первичная оценка соискателя, принимается решение относительно того, может ли данный человек рассматриваться в качестве потенциального кандидата или нет. Если да, то на основе информации, содержащейся в резюме, составляется план телефонного интервью и собеседования, продумываются блоки вопросов, которые предстоит задать в ходе встречи.

Многие руководители не очень доверяют резюме и предпочитают встречаться с кандидатами лично. Действительно, личная встреча дает больше возможностей для получения информации. При этом существуют две противоположные точки зрения: одни считают, что кандидаты не умеют составлять качественное резюме, другие – что кандидаты слишком хорошо научились составлять резюме. Как бы там ни было, любое резюме содержит достаточно информации для первичной оценки соискателя. Наша задача – научиться видеть не только то, что прямо написано в резюме, но и то, о чем кандидат умолчал. Другими словами, мы должны уметь читать между строк.

Однако прежде, чем что‑то искать, давайте подумаем: а что вообще можно найти в резюме?

 

Структура резюме

 

Существует огромное количество различных шаблонов резюме, которые легко можно найти в Интернете. Но несмотря на все многообразие форм, любое резюме должно обладать определенной структурой. Как правило, резюме содержит следующие информационные блоки.

1. Фамилия, имя, отчество, контактная информация. Некоторые соискатели также размещают свою фотографию. Особое внимание следует обращать на электронные адреса: иногда они могут сказать очень многое.

2. Личные данные. К этому блоку относятся дата рождения, пол, гражданство и место жительства, семейное положение.

3. Цель поиска работы и должность, на которую претендует соискатель. Здесь же может указываться размер компенсации, который кандидат считает приемлемым для себя. Иногда перечисляются наиболее предпочтительные сферы бизнеса.

4. Образование – основное, дополнительное, курсы и тренинги. Также указывается, какими иностранными языками и компьютерными программами владеет соискатель.

5. Трудовая биография. Приводятся названия компаний, в которых работал соискатель, должности, даты приема и увольнения, внутренние переходы и совмещения. Иногда указываются причины увольнений.

6. Обязанности, выполнявшиеся на каждом из мест работы. Некоторые соискатели также перечисляют свои достижения.

7. Психологические данные, вернее, психологический автопортрет: коммуникабельность, активность, трудоспособность и т. д. и т. п.

8. Возможность представления рекомендаций.

9. Личные интересы и увлечения.

10. Дополнительные сведения, которые соискатель посчитал целесообразным отразить в резюме.

В последнее время многие соискатели не только составляют резюме самостоятельно, но и заполняют унифицированные формы на крупнейших работных сайтах. Как правило, подобные формы включают большинство перечисленных выше пунктов. Заполнив форму, можно разместить резюме на сайте либо экспортировать в текстовый файл, чтобы затем разослать в интересующие компании.

 

Критерии отсева

 

Итак, рекрутер получил достаточно откликов и теперь должен определить набор формальных признаков (критериев), которыми будет руководствоваться при отсеве резюме. Эти критерии также называют минус‑признаками, поскольку они автоматически исключают соискателя из списка потенциальных кандидатов. Минус‑признаки могут быть объективными и субъективными.

♦ Объективные минус‑признаки. К ним относится явное несоответствие между требованиями, заявленными в вакансии, и указанной в резюме информацией о соискателе.

 

ПРИМЕР

Требуется переводчик с английского языка на русский. Такой специалист, естественно, должен владеть английским языком в совершенстве, тогда как в резюме указано: «Читаю со словарем».

 

Самые распространенные объективные минус‑признаки – образование и профессиональный опыт. Очень часто, несмотря на законодательный запрет, к ним относятся так называемые дискриминационные признаки – возраст и пол. Впрочем, существует немало профессий, которые изначально рассчитаны на людей определенного пола и возраста (в частности, абсолютное большинство шахтеров и подводников – мужчины).

♦ Субъективные минус‑признаки. Эти критерии не связаны с реальными фактами, а проистекают из стереотипов, шаблонного мышления рекрутера. Объективно ничто не мешает соискателю занять вакантную должность, но специалист по подбору кадров в силу каких‑то личных предубеждений относится к нему предвзято.

 

ПРИМЕР

Считается, что женщины лучше мужчин разбираются в бухгалтерии или управлении персоналом, а хорошим техническим специалистом, наоборот, будет только мужчина.

 

Минус‑признаки служат для того, чтобы из множества резюме исключить заведомо неподходящие, а оставшиеся разделить на категории «Да» и «Возможно». Таким образом создается выборка, с которой затем можно продолжить работу.

Не торопитесь отбирать только подходящих по всем критериям кандидатов: вы рискуете упустить хорошего специалиста, чье резюме по каким‑либо причинам оказалось в стопке «Возможно». Соблазн использовать для отсева минус‑признаки (особенно объективные) велик, но решение следует принимать по результатам собеседования. Хотя и оно не спасает нас от ошибок: нередко на работу принимают неподходящего кандидата, а подходящему отказывают. При этом в первом случае проблему можно решить с минимальными потерями: для этого и устанавливается испытательный срок. Кроме того, всегда остается возможность уволить работника как несоответствующего должности. А вот последствия отказа подходящему кандидату зачастую бывают куда более весомыми.

Задача рекрутмента – найти максимальное количество подходящих кандидатов и выбрать лучшего из лучших, а не отсечь неподходящих.

Вернемся к полученным откликам. Перед нами лежат две стопки резюме – «Да» и «Возможно». Сначала обработаем первую. Из нее нужно выбрать наиболее подходящие резюме, а остальные отложить в сторонку. Заинтересовавшие нас резюме изучим подробно.

Рекомендуем всегда знакомиться с пунктами резюме в определенной последовательности. Даже сейчас, когда резюме кандидатов становятся все более и более унифицированными, места для творчества и самовыражения хватает, а нам необходимо найти информацию. Сперва узнаем, как зовут соискателя и где он живет. Затем изучим его трудовую биографию: какое образование он получил, каков его опыт работы, как развивалась его карьера, как профессиональный опыт пересекался с посещением курсов или получением другого образования. После этого целесообразно узнать в Интернете, что за организации перечислены в данном блоке резюме.

В ходе этой незатейливой процедуры можно предварительно представить жизненный путь человека, предположить мотивы поступков и примерно оценить багаж знаний. Если кандидат кажется перспективным, то сразу стоит делать пометки на полях или выделять маркерами разных цветов заинтересовавшие места, а также места, требующие уточнения. Фактически мы проводим подготовку к собеседованию – определяем спектр вопросов, которые нужно будет прояснить. Восстанавливая прямую хронологию жизни (а в резюме в большинстве случаев указывается обратная), за стандартными словами нужно постараться увидеть человека, на основе нюансов и небольших штришков создать образ личности, оценить возможные деловые качества.

 

Сведений, содержащихся в резюме, недостаточно для обрисовки четкой картины, но вполне хватит, чтобы сложилось ориентировочное мнение о человеке. Например, соискатель получил экономическое образование, на последнем курсе института пошел работать ассистентом в финансовый отдел небольшой компании. После получения диплома остался в той же организации, но уже на позиции экономиста. Через год перешел на должность экономиста в крупную компанию, где работает уже два года. Параллельно периодически посещает тренинги по финансовому анализу и планированию. Из этой информации видно, что человек знает, чего хочет, и движется к намеченной цели. Он стремится развиваться профессионально, и интересные задачи его обязательно привлекут.

Большое значение имеет то, каким образом кандидат добивался результатов. Так, существует мнение, будто выпускники хороших вузов часто становятся хорошими специалистами. Однако возможна и другая ситуация. Человек окончил престижный университет и устроился в известную компанию. Там он не достиг успеха и перешел в другую известную компанию. Логика новых нанимателей проста: «Раз человек получил хорошее образование, а затем его взяли в крупную компанию, то он, скорее всего, перспективный сотрудник». Так он и мигрирует из одной организации в другую, нигде не показывая выдающихся результатов. Он просто «попал в струю». Прояснить, действительно ли человек развивается или всего лишь плывет по течению, поможет упоминание в резюме о посещении дополнительных специализированных курсов и тренингов. Однако к внутрикорпоративным тренингам нужно относиться осторожно: в большинстве случаев они бесплатны для сотрудников, ни к чему не обязывают и их посещение не отражает желания человека развиваться в профессиональном плане. Важно, какое дополнительное образование соискатель получил за свой счет: именно в этой сфере ему интересно развиваться.

Следует обращать внимание на наличие рекомендаций. Если в числе рекомендателей указаны бывшие руководители, это хорошо, а вот если посторонние люди, пусть и имеющие определенный вес, стоит задуматься о причинах.

Многие кандидаты становятся «заложниками отрасли» – специалисту по продажам товаров народного потребления крайне тяжело перейти в сферу индустриальных или приближенных к ним продаж. И нередко в этом виноваты рекрутеры, которые отсекают саму мысль о кросс‑индустриальном переходе. Резкие смены рода деятельности (например, переход с должности финансового аналитика на должность специалиста по продажам печатной продукции) зачастую связывают с какими‑то проблемами, хотя на самом деле возможно, что кандидат наконец обрел свое призвание.

Если соискатель долго проработал в одной организации, неизбежно встает вопрос о том, сможет ли он адаптироваться к новому коллективу. Существует определенная закономерность: человек, который много лет проработал на одном месте, вряд ли задержится на следующем (во всяком случае, это удается немногим), а вот в следующей после этого компании, скорее всего, останется надолго. Этому есть объяснение: после неудачного трудоустройства люди внимательнее подходят к выбору места работы и терпимее относятся к новому коллективу и новым требованиям.

Частые смены работы (так называемый «рваный» опыт) или специальностей (от системного администратора до менеджера по продажам пластиковых окон) и столь же бессистемное образование могут быть признаком того, что человек пока не определился с любимым занятием и неизвестно когда это сделает. В то же время это может свидетельствовать и о широте взглядов. Каждый случай требует индивидуального подхода. Например, если маркетолог разрабатывает схему продвижения бренда, то результатом будет не сама программа, а ее успешность. Такая деятельность зачастую требует длительного стажа работы в одной компании. Если же работа дает быстрые результаты, то есть ее эффективность можно оценить за несколько месяцев, то почему бы и не пообщаться с человеком и не уточнить его мотивы?

Смена места работы может быть связана и с достижением определенной цели – корпоративной или личной. Действительно, зачем менеджеру проекта оставаться в компании, если в ближайшем будущем проектов не предвидится, а он хочет активно работать и развиваться? Другая причина – отсутствие карьерного роста. Несколько лет на одной должности без каких‑либо перспектив – тяжелое испытание для амбициозных людей. Еще одним фактором может стать желание «уйти победителем». Успешно завершив крупный проект и добившись похвал, некоторые предпочитают перейти в другую компанию, где можно достичь новых высот.

В некоторых случаях важно получить ответ на вопрос, когда уволился соискатель. Так, увольнение главного бухгалтера во время сдачи полугодовой или годовой отчетности – серьезный звоночек. Этот момент особенно актуален, если речь идет о сферах с выраженной сезонностью.

Неоднократные увольнения и смены мест в разгар сезона крайне подозрительны. При этом нужно учесть, уходил человек сам или его увольняли. В первом случае под вопросом оказываются личностные качества соискателя (как можно покидать компанию в напряженный момент; еще хуже, если человек перешел к конкурентам), а во втором – профессиональные (возможно, работник не справлялся с обязанностями или нарушал трудовую дисциплину).

Впрочем, если на определенной должности необходимо быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся обстоятельствам или требованиям и работать в условиях дефицита времени, то человек с «портфельным» опытом работы (см. глоссарий), возможно, станет самой подходящей кандидатурой.

 

Позиционирование

 

Резюме создается разными способами. Кто‑то перепечатывает должностную инструкцию с предыдущего места работы, кто‑то описывает обязанности своими словами, кто‑то копирует понравившиеся абзацы из чужих резюме или опубликованных вакансий. Хорошо, когда соискатель высылает достаточно объемное сопроводительное письмо, чтобы можно было сравнить стиль. Впрочем, после первого разговора становится понятно, самостоятельно ли человек составлял резюме. Но на этапе анализа приходится оперировать только письменной информацией.

Как позиционирует себя человек? Что он хочет о себе рассказать и в какой форме (например, несколько раз нам доводилось встречать резюме в стихах)? Какие моменты он выделил в тексте (курсивом, подчеркиванием и т. п.)? Каковы структура и формат резюме (например, некоторые специалисты по закупкам или финансам имеют обыкновение составлять резюме в файле Excel)? Насколько описанный опыт пересекается с открытой вакансией? Впрочем, на этапе анализа стоит воздерживаться от поспешных заключений. Например, одни соискатели стараются писать как можно проще и доступнее, а другие, наоборот, перегружают текст профессиональным сленгом. В обоих случаях высок риск субъективно оценить кандидата как «слишком поверхностного» или «слишком умного». В первую очередь рекрутер должен оценить форму подачи материала, постараться увидеть между строк черты характера и мотивацию кандидата.

Важно понять, насколько пожелания соискателя соотносятся с его возможностями. Если вчерашний выпускник вуза или стажер претендует на должность руководителя отдела либо его ожидания по зарплате оказываются откровенно завышенными, то все ясно сразу. Сложнее разобраться в ситуации, когда соискатель, если судить по резюме, мог бы претендовать на более высокие по сравнению с заявленными должность и размер компенсации. К каждому такому случаю требуется индивидуальный подход. Возможно, мы имеем дело с примером дауншифтинга и соискатель нашел оптимальную для себя должность. А может быть, он неадекватно оценивает уровень своего профессионализма (имеет заниженную самооценку). Узнать это можно будет только в ходе непосредственного контакта, но обращать внимание на такие моменты нужно сразу.

Когда кандидат описывает свои личностные качества (психологический автопортрет) и перечисляет увлечения, мы получаем информацию не только о том, что есть на самом деле, но и о том, каким он хотел бы казаться. В основном список стандартный: работоспособность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, обучаемость и т. п. Все эти качества, несомненно, полезны, но никак не помогают представить и понять конкретного человека. Существует и определенная мода, в соответствии с которой «каждый уважающий себя менеджер» должен любить кататься на лыжах вместе с семьей. Еще раз подчеркнем: форма и манера изложения скажут о характере кандидата больше, чем сами сведения.

Однако если кандидат на позицию бухгалтера пишет о себе: «Креативность, творческая личность», рекрутер должен насторожиться: в работе бухгалтера, скорее всего, будут востребованы скрупулезность, усидчивость, умение работать с большими объемами информации и цифрами. Креативность в бухгалтерской отчетности не только излишня, но и чревата неприятностями. А упоминание о «творческой личности» будет органично смотреться в резюме арт‑директора или дизайнера.

Насколько полно передана информация? Одни пишут много и чересчур увлекаются деталями. Другие несколькими сухими фразами описывают пятилетний опыт работы. Ясно, что кандидат стремится сделать свое резюме максимально привлекательным, но рекрутеру нужно узнать обо всех подводных камнях. Если резюме слишком лаконичное, более важной может оказаться информация, которая не была в нем отражена.

Пытался ли соискатель что‑то скрыть или просто не придал значения деталям?

В итоге, проанализировав резюме, рекрутер должен сформировать первоначальное представление о соискателе и подготовить список вопросов, требующих уточнения. Самое пристальное внимание необходимо обратить на три последних года работы. Что делал соискатель, сколько мест работы сменил за этот промежуток времени, повышали ли его в должности, долго ли он искал работу и т. д.

Большинству компаний требуются сотрудники, которые придут на определенную должность, будут работать в ней долгие годы и получать компенсацию среднего уровня. Цель рекрутера – найти на вакантную позицию сотрудника, который эффективно работал бы на ней как минимум год‑два. Можно по‑разному относиться к тем, кто полжизни отработал на одном месте, и к тем, кто меняет работу каждый год. Не существует никаких гарантий, что новый сотрудник будет работать в компании до пенсии, как нет никаких гарантий длительного существования большинства организаций.

 

 

Глава 12

Правила хорошего тона

 

Если театр начинается с вешалки, то знакомство с соискателем может начаться одним из двух способов: либо он узнал о вакансии и выслал резюме, либо специалист по подбору кадров нашел его резюме (контактную информацию) самостоятельно.

В списке претензий к рекрутерам со стороны соискателей первое место занимает отсутствие обратной связи.

Стандартная ситуация такова: объявление о вакансии было размещено в Интернете. На указанный электронный адрес начинают приходить резюме. Элементарная вежливость требует ответить на них. Вполне достаточно стандартного письма.

 

Добрый день!

Благодарим за интерес, проявленный к нашей компании и к вакансии.

Ваше резюме получено и будет обязательно рассмотрено. В случае заинтересованности мы свяжемся с Вами для предметного диалога.

С уважением,

менеджер компании «А»

 

Шаблон такого письма стоит подготовить заранее и высылать в ответ на все входящие резюме. Если есть возможность, можно настроить автоматическую отправку ответов (оптимальный вариант при больших потоках резюме). Если же резюме не слишком много, лучше отвечать персонально с указанием причины, по которой в настоящий момент компания не готова рассматривать кандидатуру соискателя.

Существует риск получить в ответ от соискателя множество вопросов и комментариев. Простейший способ уйти от разговора – отправить аналогичное письмо еще раз. Кстати, реакция на обратную связь может многое сказать о соискателе.

Первая личная беседа в большинстве случаев проходит по телефону. Если рекрутер связывается с соискателем, то последовательность реплик должна быть приблизительно такая.

 

– Добрый день______________.

– Меня зовут____________, компания______________.

– Вам удобно сейчас разговаривать?

 

Если человеку в настоящий момент говорить неудобно, следует поинтересоваться, когда с ним можно будет связаться, если удобно – нужно сообщить, какую компанию вы представляете, откуда получили информацию о соискателе и по какому вопросу звоните.

В конце разговора кратко повторите, о чем вы договорились, и поблагодарите за уделенное вам время.

Если вы назначили кандидату встречу, необходимо выслать ему пригласительное письмо по электронной почте. Практически у каждого рекрутера есть шаблон типового приглашения – остается только внести в него имя, дату и время. К сожалению, очень немногие обращают внимание на то, что текст приглашения и имя соискателя зачастую набраны разными шрифтами. Такого быть не должно: это сразу бросается в глаза, и в результате теряется эффект персонального обращения. Желательно подробно написать, где расположена компания, какие документы следует иметь при себе и какие действия нужно предпринять. Помимо схемы проезда, не помешало бы вложить файл с развернутым описанием вакансии. В конце нужно запросить подтверждение того, что адресат получил письмо. Приведем пример приглашения.

 

Добрый день,____________________.

Благодарю за конструктивное и приятное общение по телефону.

Мы договорились встретиться с Вами_____

Наш офис находится по адресу_____________________.

Возьмите с собой документ, подтверждающий личность:

это необходимо для оформления пропуска.

Секретарю на ресепшен сообщите, что пришли на встречу

к___________________________________.

Жду от Вас подтверждения того, что Вы получили

письмо и наша встреча состоится.

 

С уважением,____________________

Компания «А».

Москва, ул Городская, д. 14, стр. 3.

Телефон: 092‑11‑21.

Факс: 059‑11‑21.

 

Многие соискатели не считают нужным подтвердить получение письма. Если вы не получили подтверждения, за несколько часов до встречи созвонитесь с кандидатом и уточните, было ли получено письмо. При этом важно, как он отреагирует на звонок, извинится или нет за то, что не выполнил вашу небольшую просьбу.

Если корпоративные стандарты, применяемые при подборе персонала, требуют заполнения длинной анкеты, то логично выслать ее по электронной почте и попросить заполнить. Если же анкета небольшая и ее заполнение не займет больше пяти минут, то можно сделать это непосредственно в офисе. Единственный нюанс: о том, что придется заполнять какие‑либо бумаги, необходимо предупреждать заранее.

В случае если вы опоздали на встречу больше чем на 10 минут, не забудьте извиниться.

Прежде чем приступать непосредственно к собеседованию, постарайтесь установить контакт с соискателем. Хороший эффект дает вопрос на отвлеченную тему, например: «Как быстро до нас добрались?», «Легко ли нас нашли?». Если на улице холодно, а в помещении тепло – предложите снять верхнюю одежду. Если жарко – предложите воды.

В начале собеседования следует еще раз представиться, рассказать о структуре предстоящего интервью и уточнить, каким количеством времени располагает кандидат. Если известно, что собеседование займет более часа, или существует вероятность того, что сразу же последует второй раунд переговоров, уже с начальством, об этом необходимо предупреждать заблаговременно – устно (по телефону) и письменно (нужно продублировать информацию в письме).

В конце разговора следует рассказать, как будет строиться дальнейшее взаимодействие, – определить сроки, в течение которых соискатель получит обратную связь, объяснить, какие еще этапы предстоят.

Если соискатель не подходит, а в ходе собеседования это не было озвучено, можно написать письмо с отказом. Однако это не лучший выход. По телефону сообщать об отказе тяжелее, но поступать следует именно так. Некоторые рекрутеры идут на небольшие уловки, в частности говорят в конце беседы: «Если мы не свяжемся с вами в течение недели, значит, ваша кандидатура нас не заинтересовала, хотя вы, конечно, можете позвонить нам сами».

Зачастую рекрутеры прибегают к вымышленным причинам: «руководство не готово рассматривать кандидатуры», «работа по вакансии приостановлена» или «взяли другого кандидата, и вакансия закрыта». Но лучше дать такой ответ, чем не дать его вовсе. А еще лучше честно сказать «нет». Не стоит говорить о «потенциальных возможностях в отдаленных перспективах для такого замечательного кандидата». Пусть соискатель расстроится, но по крайней мере не будет питать беспочвенных надежд.

Одним из основных качеств рекрутера должна быть честность. Сообщать плохие новости – сомнительное удовольствие, но это часть работы, и от ее выполнения также зависит репутация компании. Вследствие повсеместной доступности Интернета сарафанное радио теперь действует в глобальных масштабах, а убрать опубликованную информацию о компании крайне сложно. Кроме того, вчерашний соискатель может стать завтрашним работодателем, коллегой, деловым партнером.

«Отрицательный опыт тоже опыт», – говорят соискатели. Но извлечь пользу из неудачного собеседования удастся лишь в том случае, если знаешь, где ошибся и что сделал неправильно. Если опыт прохождения собеседования у человека отсутствует, а его профессия не требует многочисленных контактов с незнакомыми людьми, то скованность неизбежно наложит отпечаток на его поведение. И пусть данный соискатель не тот, кого ищет компания, но дать честный отказ и обосновать его, а также предложить несколько рекомендаций на будущее можно и нужно.

Если решение положительное, то все просто, ведь хорошие новости сообщать приятно. Но бывает и так, что кандидат не готов принять предложение, и это может стать для рекрутера настоящим ударом. Не стоит пытаться любым способом переубедить кандидата, хотя уточнить причины отказа нужно обязательно. В любом случае вакансию можно назвать закрытой только в момент окончания испытательного срока.

Желательно иметь специальную форму приглашения на работу (англ. Job offer), в котором компания предлагает конкретному кандидату занять определенную должность. В этом же письме должен указываться размер компенсации и социального пакета.

 

Независимо от результата всегда прощайтесь на позитивной волне.

Помните: рекрутер – лицо компании, ее обращенная к «народу» сторона. Именно на основании работы HR‑отдела делаются первые выводы обо всей организации и о ее корпоративной культуре. Сейчас модно говорить о HR‑брендинге в глобальных масштабах, но прежде всего имидж компании зависит от деятельности рекрутеров, их умения проводить телефонные разговоры и собеседования.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.