Тема 9. Культура, субкультура, контркультура. Понятие массовой и элитарной культуры — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 9. Культура, субкультура, контркультура. Понятие массовой и элитарной культуры

2023-01-16 23
Тема 9. Культура, субкультура, контркультура. Понятие массовой и элитарной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Дайте определения понятиям:

Массовая культура –  культура, распространенная, т. е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литература, средства массовой информации, изобразительное искусство  и т. п.

элитарная культура – высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, которая создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.

контркультура – это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.

субкультура – термин,обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.

кич – термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве. (нем. Kitsch — халтура, безвкусица, «дешевка»).

граффити – изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.

кинетическое искусство – направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие. (греч. kinetikos — движение, приводящий в движение).

минимализм – художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. (minimal art — англ.: минимальное искусство).

хай-тек – течение в архитектуре авангарда и футурологического проектирования середины и второй половины XX в. Демонстрирует возможности применения новых материалов — полированной стали, цветных пластмасс, синтетических "композитов" — и новейших технологий строительства и обработки материалов. (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии).

маргинальное искусство – искусство, вынесенное на обочину жизни, по содержанию и форме далекое от актуальных идей, художественных направлений, течений и стилей, определяющих "стиль эпохи". Поэтому маргинальным называют прежде всего дилетантское творчество любителей, не имеющих специального образования.

маркетинг – процесс выявления, предугадывания потребностей клиентов, организации соответствующей ожиданиям рекламы и производства с целью повышения количества продаж и максимизации прибыли. (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке).

коллаж – техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. (фр. collage – приклеивание, наклейка).

деколлаж –  один из технических приемов, введенных новейшим авангардизмом. отрывание наклеенной бумаги противоположно коллажу. (фр decollage — отклейка)

вестернизация - это распространение западных ценностей по всему миру. (англ. western – западный).

девиантная эстетика – поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций. (от лат. deviatio - отклонение).

 

2, Когда и в связи с какими культурно-историческими процессами возникло понятие “массовая культура”?

Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвященных критике телевидения. Тогда началось активное развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет), индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.

 

3. Назовите философов, внесших наибольший вклад в осмысление феномена массовой культуры.

 Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»).

 

4. Назовите основные концепции теории масс.

   А) при помощи средств массовой коммуникации

   Б) посредством создания особой эстетической системы, где реальность уничтожается в копиях и вариантах

   В) через мифологизацию реальности и создание особых структур массового сознания, которые базируются на архетипах пространства и времени, близких по своим характеристикам к представленным в архаическом мифе

 

5. Перечислите:

черты массовой культуры,

- расчитанных на массовое потребление и на усреднённый масовый вкус

- стандартизированных по форме и содержанию

- предпологающих коммерческий успех

- распространяемых средствами массовой информации

 

 черты человека масс

- врожденную, глубокую уверенность в том, что жизнь легка, изобильна, в


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.