Тема 1. Предмет и задачи культурологии — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 1. Предмет и задачи культурологии

2023-01-16 197
Тема 1. Предмет и задачи культурологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Предмет и задачи культурологии

1. К какому этимологическому значению термина «культура» вы отнесетесь предпочтительнее и почему?

a. культура – от лат. culture, что означает «возделывание; обработка земли; воспитание человека»;

b. культура – oт слова «культ» – религиозный ритуал, обряд
или действие.

 

Культура (лат. cultura - земледелие, воспитание, почитание) - понятие, имеющее множество     значений в различных областях. Под термином «культура» понимаю области человеческой деятельности, связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умения и знаний).

 

2. Достаточным ли является следующее определение: «Культура – это вторая природа»? Что в нем требует уточнения?

 

Культура – это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком. Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека.

3. Сравните два определения:

«Общество – это обособившаяся часть природы, характеризующая жизнь людей производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ, ценностей, функционированием социальных отношений и институтов, нормами и принципами». «Культура – это способ и содержание жизни людей, которые отличают их от жизни растений и животных производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ (ценностей), системой общественных отношений и институтов, нормами и принципами».

Как соотносятся понятия «общество» и «культура»?

 

Нет общества без культуры, а культуры без общества. Социальное и культурное противопоставляется природному. Поведение общества является функцией его культуры .

4. Прокомментируйте следующее положение:

«В обычном употреблении слово «цивилизация» означает то же, что и немецкое «Kultur», а именно достижение высокого уровня развития и высоких моральных принципов» (Швейцер А. Об этических основаниях цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. – М., 1999. – С. 86).

Что означает понятие «высокие моральные принципы»?

 

    Показателем высоких моральных принципов является свобода противостояния человека воздействию на него внешних, поверхностных, модных событий повседневной жизни. Способность сдерживать себя характеризует высокие моральные принципы человека гораздо больше, чем способность совершить какое- то действие. Умение сдержать себя — это умение удержать себя в направлении к цели.

 

5.       Можно ли определить объект и предмет культурологии на основании суждения: «Культурология – это совокупность всех наук, изучающих культуру»?

Сравните приведенное суждение с другим: «Культурология – наука, изучающая культуру, способы и формы ее проявления». Какое из двух определений более точно отражает предмет культурологи как самостоятельной науки?

 

   Культурология - это наука, изучающая культуру. Это её специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания. Поскольку у социальных и гуманитарных наук имеется один, единый, объект исследования, изучения, то все эти науки тесно взаимодействуют друг с другом в изучении этого объекта. Это предопределяет то обстоятельство, что культурология имеет тесные связи с другими науками: философией, историей, литературоведением, искусствоведением и т. д. Все эти науки обмениваются друг с другом знанием, методиками, взаимно обогащая, дополняя друг друга , утверждая в познании человека картину мира и общества, наиболее соответствующую реальным процессам, характеризующим человеческие сообщества в их функционировании и развитии.

 

Тестовые задания

6. Что означает древнегреческий термин «пайдейя»? Подберите три наиболее характерных признака:

1)   воспитание;        5) образованность;

2)   просвещение;       6) письменность;

3)   нравственность;  7) мудрость;

4)   образование;        8) религиозность.

 

    Первая часть слова от «паис» – мальчик. Вторая часть слова – «дейя» – от широко распространенного индоевропейского слова делать, действовать: пайдейя – делание мальчиков

Тема 2. Генезис культуры

1.    Прокомментируйте понимание «осевого времени» возникновения культуры:

Ось мировой истории «... следует искать там, где возникли предпосылки, позволяющие человеку стать таким, каков он есть... Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э... Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. С. 32, 37.)

   Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые до осевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование.

 

Тестовые задания

2. «Одиссею» написал:

1)   Софокл;    3) Эсхил;

2)   Гомер;       4) Гесиод.

3. Пользуясь «ключом»: культура там, где есть свидетельства культуры, определите, к какому периоду первобытной эпохи человечества (в каменном веке) относится так называемая мустверская культура?

1) палеолиту (древний каменный век),

2) мезолиту (средний каменный век),

3) неолиту (новый каменный век).

4. Назовите два наиболее точных признака.

Магия как первооснова духовной культуры верхнего палеолита – это

1)   гадание;                                   4) чародейство;

2)   демоническое действие;           5) колдовство;

3)   религиозный культ;                              6) волшебство.

5. Найдите один признак: тотемизм – это


1) почитание умерших;

2) почитание сил природы;

3) охотничий культ древних людей;

4) земледельческий культ древних людей;

5) запрет на истребление видов растений и животных;

6) ритуал образа жизни древних обществ.


 

Научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

3.    На основе суждений «Бог есть истина» и «Химическая формула воды есть Н2О» сравните религиозное и научное знание. Соотнесите веру и знание в духовной культуре личности.

 Как для учёного человека «Химическая формула воды есть Н2О» это неоспоримая истина , так и для верующего человека «Бог есть истина» является неоспоримой истиной.

 

4.    Согласны ли вы с таким рассмотрением места религии в культуре? Ко всякой ли религии применены приведенные оценки? Могут ли существовать низшие и высшие религии?

«Религия представляется целостным началом, имеющим единую направленность, по контрасту с многовариантной и повторяющейся историей цивилизаций. Подчиняясь духовной власти высших религий, человек способен преодолеть политические барьеры местных государств и даже культурные барьеры». (Тойнби А. Роль религии в цивилизационном устроении общества // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. С. 134).

 

   Чтобы добиться своей цели в политике или другой области человеку приходиться принять веру, которая доминирует на государственном уровне. Есть высшие религии, такие как христианство, ислам, где миллиарды последователей (страны и города) и низшие религии – у отдельного племени или общества свой бог или идол.

 

5. Исследователи Д. Баррет и Т. Джонсон подсчитали, что сегодня христианами себя считают 1,99 млрд. человек, сторонниками ислама 1,19 млрд., индуистами – 777 млн., верующими, но не принадлежащими к какой-либо конкретной вере, – 768 млн., буддистами – 359 млн.

Почему буддизм, который занимает по числу верующих только пятое место, и сегодня считается одной из мировых религий? Почему индуизм не относится к мировым религиям? Зависит ли вклад каждой церкви в культуру от количества ее верующих?

  Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке возникновения). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Индуизм – религия сосредоточенная в основном на Индийском субконтиненте.

 

6. Составьте логические цепочки:

Ф. Бэкон Философ-эмпирик «Знание – сила»
И. Ньютон Философ-рационалист «Гипотез не измышляю!»
Р. Декарт Естествоиспытатель «Мыслю, следовательно, существую»
Дж. Беркли Священник «Трактат о началах человеческого знания»
Т. Мор Социалист-утопист «Утопия»

7. Определите основания классификации наук и объедините перечисленные науки в две группы:


1. естественные науки;

2. прикладные науки;

3. общественные науки;

4. фундаментальные науки;

5. технические науки.


Явления культуры у различных человеческих обществ представляют предмет, удобный для изучения законов человеческой мысли и деятельности. С одной стороны, однообразие, так широко проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано однообразному действию однообразных причин. С другой стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего.

3.    Л.И. Мечников обосновывал три стадии мировой социально-культурной эволюции:

  1. низший период: преобладание подневольных союзов, основанных на принуждении и устрашении;
  2. переходный период: преобладание подчиненных союзов, объединенных на основе социальной дифференциации;
  3. высший период: преобладание свободных союзов и групп, возникающих на основе свободного договора и общности интересов людей. Каким историческим эпохам и культурам они соответствуют. (см.: Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. – М., 1995. – С. 258).

 

    Мечников выделял три основные эпохи (цивилизации) мировой истории: речную (люди расселялись по берегам рек, солидарность была принудительной), морскую (выход к морям, развитие торговли, добровольная солидарность) и океаническую, или всемирную.

4. Найдите наиболее существенные культурологические признаки русской усадьбы как особой формы отечественной бытовой культуры:


    • архитектура:
    • провиантские склады;
    • земельная территория;
    • родовые архивы;
    • экономика;
    • библиотеки;
    • обслуживающий персонал;
    • подъездные пути;
    • паркостроение;
    • галереи;
    • интерьер;
    • контакты с соседями.

(см.: Мир русской усадьбы. – М., 1996).

Тестовые задания

5. Выделите пять признаков этнической культуры:


1) грамотность;

2) национальный язык;

3) производящее хозяйство;

4) особенности быта;

5) национальное самосознание;

6) национальные традиции и обычаи;

7) территория;

8) строительство крупных сооружений;

9) численность.


 

6. Вычеркните «лишнее слово» из логической цепочки:

С. Дали, П. Пикассо, Вольтер, И. Глазунов.

 

7. Вычеркните «лишнее слово» из логической цепочки:

И. Гердер, Ш. Монтескье, И. Кант, П. Гольбах.

Тема 6. Типология культуры

1.    Основными исследовательскими подходами к объяснению культуры являются:

  • антропологический,
  • философский,
  • аксиологический (ценностный).

(См. Петрова М.М. Теория культуры. Конспект лекций. – СПб., 2000. – С. 6). Поясните, связаны ли данные подходы с типологией культуры?

Каждый исследовательский подход ищет свои ответы и потом определяется к какому типу культуры их отнести.

2.    Какой из подходов – глобалистский, миросистемный или цивилизационный – позволяет больше акцентировать внимание на типах культур или они равноценны? Для обоснования ответа используйте суждение:

«Глобалистское видение современного человечества, понимание его как взаимосвязанной общности формируется через взаимодействие различных хозяйственных и политических структур, отделяет миросистемный подход от цивилизационного, в котором внимание исследователей чаще всего акцентируется на разделенности, самобытности масштабных культурных систем человечества» (Ерасов Б. (Цивилизации и мировые системы. Основные принципы миросистемного подхода // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. С. 521).

  В каждом из подходов (глобалистский, миросистемный или цивилизационный) расматриваются теже типы культур.

3.    Относятся ли характеризуемые ниже культуры к типам культур? Обоснуйте ответ.

«Культуры керамики импрессо» – общее название культур прибрежных районов Западного Средиземноморья начиная от первых земледельцем неолита с VI тысячелетия до н.э. Для этих культур были характерны керамические сосуды с круглым дном и штампованным орнаментом, выполненным с помощью зазубренных раковин. (см.: Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. – С. 178).

«Культуры керамики импрессо» можно отнести к одному из типов культур - хозяйственный уклад, но не выделять как отдельный тип культуры.

4.    Строгим ли в теоретико-методологическом плане является деление мировой культуры в следующем суждении? Обоснуйте ответ.

«... Я обычно мыслю в категориях больших культурных миров: христианский мир, мир ислама, индуистско-буддийский мир Южной Азии и дальневосточный мир, который характеризуется присутствием конфуцианства и буддизма». (Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры. Альманах. Т. 1. – М., 1995. – С. 445).

Каждый из этих миров (христианский, ислам и т.д.) подразумевает свой тип культуры.

Тестовые задания

5. Кто разработал понятие «культурный архетип»?

1.    И. Гердер.

2.    А. Фергюссон.

3.    К. Юнг.

4.    М. Шелер.

5.    Э. Трельч.

6. Определите автора концепции идеального типа культуры:

1.    А. Вебер.

2.    П. Сорокин.

3.    А. Тойнби.

4.    М. Вебер.

5.    О. Шпенглер.

 

7. Отберите признаки, характеризующие культуру XX в. как исторический тип:


  • письменность;
  • информация;
  • мировые войны;
  • электроника;
  • автоматизация;
  • строительство;
  • музыкальное искусство;
  • массовая культура;
  • связь;
  • религиозность.

 

8.    Составьте логические цепочки:

К. Юнг Психолог Формационное развитие общества
M. Вебер Философ Океанический тип цивилизации
К. Маркс Социолог Идеальный тип культуры
Л. Мечников Философ Смысл истории
К. Ясперс Социолог и географ Архетип

 

        К. Юнг – Психолог - Архетип

         M. Вебер – Социолог - Идеальный тип культуры

         К. Маркс – Философ - Формационное развитие общества

         Л. Мечников - Социолог и географ - Океанический тип цивилизации

         К. Ясперс – Философ - Смысл истории

Контрольный тест

 


1. Как переводится латинское слово, от которого происходит термин "цивилизация":

  • полис
  • мегаполис
  • ойкумена
  • город.

2. Как в культурологии называются черты, общие для всех культур народов мира; их специфика обусловлена как природными факторами, так и историческими особенностями развития этносов:

  • культурные аспекты
  • культурный императив
  • культурные различия
  • универсалии культурные

3. Кто из европейских мыслителей написал работу "Закат Европы", ставшую одним из фундаментальных теоретических обоснований современной культурологии:

  • Ф. Ницше
  • О. Шпенглер
  • Г. Спенсер
  • Дж. Фрэзер

4. Как называется научное направление, ориентированное на философское постижение культуры как уникального и всеобъемлющего общественного феномена:

  • философия культуры
  • социология культуры
  • идеология культуры
  • социодинамика культуры

5. Как реализует себя личность в своей взаимосвязи с культурой - она выступает как:

  • носитель культурных ценностей
  • субъект культурного творчества
  • творец культурного процесса
  • субъект культурного воздействия

6. Что лежит в основе марксистской концепции генезиса человека и культуры:

  • сознание
  • игра
  • труд
  • деятельность

7. В чем состоит специфика социокультурного знания:

  • носит энциклопедический характер
  • отличается прагматическим характером
  • ему присущи ценностные установки
  • характеризуется дидактическими установками

8. Какое название получило нечто, возникшее вне природных процессов, созданное человеком, обществом, продукт культуры:

  • архаизм
  • артефакт
  • архе
  • архетип

9. Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа:

  • антропопатизм
  • антропосоциогенез
  • антропоморфизм
  • антропогенез

10. Какая из функций культуры нацелена на поддержание равновесия в обществе, группе, слое в целях обеспечения выживания общества или его части:

  • организационно-регулятивная
  • коммуникативно-информационная
  • адаптационная
  • функция социализации

11. Какую из перечисленных культурных ценностей можно отнести к первобытной морали

  • обрядовое действие
  • система табу
  • ритуальный танец
  • формы мифологического творчества

12. Что такое культурология:

  • теория, объясняющая взаимовлияние различных культур в результате их общения
  • система физических упражнении с различными отягощениями (гантелями, гирями, штангой и др.), имеющая целью развитие мускулатуры
  • научная дисциплина, изучающая становление, развитие и гибель цивилизации
  • общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры

13. Как называется механизм поддержания и сохранения устойчивости культурных норм, ценностей, образцов, действие, которого заключается в непосредственной передаче соответствующих культурных форм от поколения к поколению и соблюдении строго следования таким формам:

  • традиция культурная
  • традиция социальная
  • традиция национальная
  • традиция народная

14. Как называется уровень развития личности, характеризующийся мерой освоения духовного богатства и представляющий собой совокупность образованности, самостоятельности мышления, понимания приоритета общечеловеческих ценностей, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их, активного стремления и умения учиться и пополнять знания, творческого подхода к любому делу:

  • интеллектуальная культура
  • интеллектуальные достижения
  • интеллектуальное развитие
  • интеллектуальный уровень

15. Кто из исследователей культуры полагал, что культура "слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества":

  • Л. Морган
  • Э. Тайлор
  • О. Шпенглер
  • Б. Малиновский

16. Как называется подход, который рассматривает культуру как систему конкретно-исторических типов социально-культурного развития, прослеживает их эволюцию и взаимосвязь:

  • психологический
  • социологический
  • этнографический
  • исторический

17. Назовите одно из направлений изучения культурологии:

  • исторические аспекты развития природы
  • исторические вопросы становления жизни на Земле
  • исторические проблемы становления геологического строения Земли
  • культурные аспекты различных областей общественной жизни, особенно духовная сфера

18. Как понимается цивилизация в рамках культурологического подхода в первой половине ХХ в. (по О. Шпенглеру):

  • уровень развития науки, достигнутый в определенный отрезок времени
  • начало культурного развития человечества, совпадающее с возникновением человека
  • высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти
  • культурология не может заниматься исследованием цивилизации: это дело специальной отрасли знания - цивилиологии

19. Л. Уайт выделил в культуре три аспекта, или подсистемы. Назовите их:

  • постиндустриальная, этическая, национальная
  • техническая, эстетическая, идеалистическая
  • индустриальная, рациональная, локальная
  • технологическая, социальная, идеологическая

20. Научность культурологии состоит в способности:

  • осуществлять сбор фактического материала
  • открывать основные закономерности развития культуры
  • делать эмпирические заключения
  • гибко применять математико-статистические методы

 

 

Заполните таблицу

 

 

Школа, направление, концепция Исследователь Факторы, влияющие на возникновение и развитие культуры Выделяемые типы культур
Немецкая классическая идеалистическая философия Г. Гегель (1770-1831) культура есть реализация мирового разума или мирового духа. Мировая культура
Марксистская К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. Ленин (1870-1924) В 40-х годах XIX века    классовая борьба между пролетариатом       и буржуазией Социализм Коммунизм

Психоаналитичес-кая

З. Фрейд (1856-1939) в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечеством (филогенез, родовое развитие - происхождение) Психология человека. Оно Я Сверх-Я
К. Юнг (1875-1961) создал учение о «коллективном бессознательном» человечества, которое является своего рода хранилищем опыта всех поколений людей. Это родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству и есть основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия Архетип

Общественно-историческая

Н. Данилевский (1822-1885)  наличие у племени или наро-да близкого по фонетической основе языка. Политическая независимость. Выработка каждым культурно-историче-ским типом только ему при-сущих черт, не передаваемых по наследству и не воспри-нимаемых "в полной мере" другими цивилизациями. Разнообразие элементов, составляющих культурно-исторический тип. Процесс развития культурно-исторических типов подобен "тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу" 1. египетский  2. китайский  3. ассирийско-вавилонофиникий-ский или древносимитский  4. индийский  5. иранский  6. еврейский  7. греческий  8. римский  9. новосимитский или аравийский 10. германо-романский или европейский
О. Шпенглер (1880-1936) наличие кризисов - закон всемирной истории мифо-символическая ранняя культура; метафизикорелиги-озная высокая куль-тура;   поздняя цивилизационная структура.
А. Тойнби (1889-1975) цивилизаций есть посто-янный процесс "вызовов-и- ответов". В случае, если цивилизация не находит адекватного ответа вызову, она обречена на гибель (как, впрочем, и в случае отсутствия вызова) Цивилизации

Социологическая

М. Вебер (1864-1926) решение проблемы взаимодействия социально-политических, экономических и идеологических и, прежде всего, религиозных, факторов. идеальный тип
П. Сорокин (1899-1968) Сорокин анализирует историческую действительность как целостное единство различных культурных систем три суперсистемы: идеациональная и чувственная и идеалистическая культуры

Типологическая

Ф. Ницше (1844-1900) понятие «жизнь», основу которой образует воля элитарная концепция культуры. сверхчеловек
Н. Бердяев (1874-1948) Бердяев отстаивает достоинство человека как творца культуры. мыслит в русле христианской традиции
К. Ясперс (1883-1969) единое происхождение человечества и единую историю культуры. Прометеевская эпоха. Эпоха великих культур древности. Осевое время. Эпоха развития техники
  Структуралисти-ческая   К. Леви-Стросс (р. 1908)   С точки зрения структурализма, все культурные системы - язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т.д. - могут быть рассмотрены как знаковые системы   первобытные и современные культуры
Игровая Й. Хёйзинга (1872-1945) человеческая культура возникает и развертывается в игре как игра культура Ренессанса (эпоха Возрождения)
Экзистенциальная Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955) Являлся беспощадным критиком массовой культуры «живая» культура
Этическая А. Швейцер (1875-1965) характеризует современную западную культуру, как культуру, в которой исчезли этические нормы, а гуманизм заменен принципом техни-ческой целесообразности и материальной эффективности делит культуры на этические и неэтические (последние, как антигуманные, не могут претендовать на то, чтобы считаться культурами)

 

 

Заполните таблицу, подбирая соответствующие приведенным в левом столбце понятиям имена из следующего списка: П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Бердяев, К.Ясперс, Э. Кассирер, Н. Данилевский, Ф. Ницше, Й. Хейзинга.

 

Культурные сверхсистемы         П. Сорокин
«Осевое время»         К.Ясперс
Цивилизация как смерть культуры         О. Шпенглер
Культурно – исторические типы         Н. Данилевский
«Вызов» и «ответ»         А. Тойнби
«Дионисийское» и «аполлонийское» начала         Ф. Ницше
Символические формы культуры         Э. Кассирер
Игра как культурно-историческая универсалия         Й. Хейзинга

 

 

Тема 1. Предмет и задачи культурологии

1. К какому этимологическому значению термина «культура» вы отнесетесь предпочтительнее и почему?

a. культура – от лат. culture, что означает «возделывание; обработка земли; воспитание человека»;

b. культура – oт слова «культ» – религиозный ритуал, обряд
или действие.

 

Культура (лат. cultura - земледелие, воспитание, почитание) - понятие, имеющее множество     значений в различных областях. Под термином «культура» понимаю области человеческой деятельности, связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умения и знаний).

 

2. Достаточным ли является следующее определение: «Культура – это вторая природа»? Что в нем требует уточнения?

 

Культура – это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком. Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека.

3. Сравните два определения:

«Общество – это обособившаяся часть природы, характеризующая жизнь людей производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ, ценностей, функционированием социальных отношений и институтов, нормами и принципами». «Культура – это способ и содержание жизни людей, которые отличают их от жизни растений и животных производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ (ценностей), системой общественных отношений и институтов, нормами и принципами».

Как соотносятся понятия «общество» и «культура»?

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.