И.П.Иванов как автор коллективной творческой деятельности — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

И.П.Иванов как автор коллективной творческой деятельности

2023-01-16 31
И.П.Иванов как автор коллективной творческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов. Прежде всего многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А.С.Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено в этом наследии, в котором, как в клеточке, в наиболее осязаемом и вместе с тем глубокой форме выражалось бы главное в педагогике будущего, существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и “свободного воспитания”.
И.П.Иванова считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 в Ленинграде он создал творческую группу педагогов - Союз энтузиастов, 1959 году - Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) - школу районного актива старшеклассников, в 1963 году - Коммуну им. А.С.Макаренко - содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. В создании привлекательного для подростков образа жизни и творчества детей и взрослых во Всерооссийском лагере “Орленок” принимал участие десант из сорока членов КЮФ. “Орленок” и “Комсомольская правда” сыграли важную роль в распространении идей и методов И.П.Иванова.
2.Понятие коллективной творческой деятельности

Коллективная творческая деятельность - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.[18]

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет “по ходу”, в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов, и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

Важнейшие особенности коллективных творческих дел стали раскрываться особенно наглядно в сравнении с воспитательными мероприятиями для воспитанников-с различными формами открытой передачи готового общественного ценного опыта, которые в нашей методике были и будут необходимыми, но все же останутся вспомогательными средствами воспитательной работы.

Каждое КТД- это прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Это совокупность определенных действий на общую пользу и радость.
В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно- мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.

Поэтому оно- д е л о, но не простое дело, а к о л л е к т и в н о е, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической гражданской заботе. Кроме того, это - т в о р ч е с к о е коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно-важной практической задачи. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности- ведь оно частица жизни.

Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, педагог, как заботливый и чуткий садовник, знает , что делать, в чем и как помочь, и как, идя навстречу воспитаннику, привлекая его к себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе, чтобы в скором будущем встать на собственные “духовные ноги”.

Итак, задачи воспитательной деятельности педагога, диктуемые потребностями растущего человека:

1.Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей. Потребность в творческой деятельности будет в этой обстановке удовлетворена.

2.Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.

3.Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.

4.Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе, обучать способам саморегуляции, самореализации, самовосстановления, самореабилитации.


3.Виды, формы, структура коллективных творческих дел

^ Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, "Снежная сказка", трудовой сюрприз, фабрика, мастерская).

^ Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость , наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал).

^ Художественные КТ. Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кольцовка песен, концерт-"молния", кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

^ Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (веселая спартакиада, "Космонавты и метеоры", спартакиада народных игр, сюита туристских игр, "Тайна", "Следопыт").

^ Общественно-политические КТ. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

^ Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной -организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, "живая газета", журнал-эстафета,коллективное планирование,общий сбор, гайдаровская разведка, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, ЧТП(чередование традиционных поручений, эстафета дружбы)
По И.П.Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:

1. Что было хорошего, что удалось и почему?

2. Что не получилось и почему?

3. Что предлагаем на будущее?

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Наша цель – счастье людей!» и «Все – творчески, иначе – зачем!»


 4. Пять условий педагогического успеха

Какие же условия необходимо выполнять для успешного решения педагогических задач?

П е р в о е у с л о в и е- общая забота.

В т о р о е у с л о в и е - единство уважения и товарищеской требовательности.

Т р е т ь е у с л о в и е - единство мыслей и действий, воли и чувств.

Ч е т в е р т о е у с л о в и е - единый коллектив.
П я т о е у с л о в и е - творчество, а не шаблон.
КТД должны быть способом-общим и конкретным - товарищеского творческого сотрудничества. И надо, чтобы этот способ организации жизни активно противостоял командно-административным методам одностороннего, формального влияния, вытеснял их из педагогической практики.

Наше время требует реального участия школьников в окружающей жизни, преодоления замкнутости в своем “детском” мире. Учиться сотрудничеству в общей заботе об улучшении жизни- это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и прежде всего перед теми, кто работает с детьми. Не надо уводить ребят от трудных проблем, а вместе с ними нужно искать пути их решения.

Область действия и содержание КТД должны отвечать процессам обновления жизни страны. Школьники могут включаться в движение защитников экологии, памятников старины, устраивать праздники, создавать трудовые объединения и т.д. Главное, чтобы в этих делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.

Каждое дело - творчески, иначе- зачем?

Каждое дело - с пользой, иначе- зачем?

Каждое дело - людям, иначе- зачем?

Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты.

Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.

 

 

Вопрос 50

История

Основана в 1806 году как коммерческая мужская гимназия по ходатайству тогдашнего таганрогского градоначальника барона Б. Б. Кампенгаузена[1]. На тот момент в России было только две коммерческие гимназии: созданная в 1804 году в Одессе (будущий Ришельевский лицей) и таганрогская гимназия[2].

В гимназии преподавались такие предметы как: эстетика, риторика, грамматика, психология, логика, нравственная философия, математика, физика, технология, история, география, статистика, политическая экономия, право, естественная история, коммерция, бухгалтерия, рисование, языки ново- и древнегреческий, французский, немецкий, итальянский, латинский. Преподавание Закона Божьего было введено в 1817 году. Согласно первого устава, введённого в России 5 ноября 1804 года, в гимназиях русский язык не изучали, полагая, что владение им само собой подразумевается. Ввели изучение русского языка только в 1819 году[2].

Первым директором гимназии был назначен генерал-майор Н. Я. Трегубов. Первоначально гимназия размещалась в здании, предназначавшемся для квартиры градоначальника и пожертвованном им для этой цели. Список учеников, поступивших в 1807 году, включал 126 человек. Первый выпуск состоялся в 1811 году.

В 1833 гимназия перешла в ведение одесского Ришельевского лицея (основан в 1817), а в 1837 году преобразована в семиклассную классическую гимназию.

 

Преподаватели гимназии в актовом зале. XIX век

С 1839 по 1843 год по проекту архитектора Алейникова (по другим источникам — Ф. К. Боффо[2]) было выстроено новое каменное здание, в котором гимназия, а впоследствии школа размещалась вплоть до 1975 года. За зданием гимназии были устроены сад и хозяйственные постройки, гимназический двор замыкала каменная стена[2].

В августе 1865 года гимназия получила статус реальной, но уже в феврале 1866 года Министерство народного просвещения вернуло её в ряды классических гимназий[2].

Во время Крымской войны гимназисты обучались военной службе для пикетирования городской береговой линии.

В дореволюционный период расцвет гимназии пришёлся на 70-е годы, когда при директоре Э. Р. Рейтлингере были организованы разнообразные кружки и общества, появлялись талантливые педагоги, в 1880 году в актовом зале была устроена гимназическая церковь[2], старостой которой некоторое время был И. И. Чайковский (брат П. И. Чайковского), был разбит сквер у гимназии, преподавали П. П. Филевский, автор «Истории города Таганрога», и Э. И. Дзержинский, отец революционера и государственного деятеля Ф. Э. Дзержинского, чье имя носит до сих пор одна из главных улиц города.

В 1878 году при гимназии был учреждён первый в городе историко-географический музей. В 1879 году преподаватель гимназии И. Островский принял участие в Шестом съезде естествоиспытателей и врачей в Петербурге. «Многие из моих сверстников покидали гимназию с горечью в душе», — вспоминал Александр Чехов. Именно гимназический законоучитель Ф. Покровский обратил внимание на литературный талант Антона Чехова и посоветовал ему псевдоним А. Чехонте, о чём тот с благодарностью вспоминал, став известным писателем.

Среди учеников гимназии прежних лет такие яркие личности как писатель А. П. Чехов, поэт Н. Ф. Щербина, архитектор и инженер Н. А. Белелюбский, художник К. А. Савицкий, композиторы С. М. Майкапар и В. Г. Захаров, артист МХАТ А. Л. Вишневский, писатели И. Д. Василенко, С.Званцев, В. Г. Тан (Богораз), поэт и музыкант В. Я. Парнах, заслуженный врач РСФСР А. А. Парфацкий, академик С. Д. Балухатый и мн. др.

Некоторые выпускники незаурядно проявили себя на полях исторических сражений. Гимназист Малаксианов добровольно сражался на баррикадах Парижа; гимназист, военный врач В. Кравченко был героем Цусимского сражения. Военный врач П. Трофимов участвовал в трех войнах и был награждён всеми солдатскими и офицерскими орденами и медалями Российской империи.

15 ноября 1917 года в Таганрог прибыла Третья Киевская школа прапорщиков, переведенная из Киева после усмирения петлюровского бунта, и часть юнкеров была расквартирована в здании гимназии[2]. С февраля 1918 года власть в Таганроге неоднократно менялась.

Последний выпуск Таганрогской мужской классической гимназии состоялся в 1918 году[2].

С 1920 по 1925 год в стенах гимназии располагалась Высшая кавалерийская школа Первой Конной Армии[2].

В 1929 году в здании гимназии разместилась фабрично-заводская школа № 2[2], и уже в 1931 году состоялся выпуск этой школы-девятилетки[1].

Имя А. П. Чехова школа получила в 1935 году, в год празднования 75-летия со дня рождения писателя. В связи с этим событием школу посетили М. П. Чехова, О. Л. Книппер-Чехова.

Выпускники 1941 года стали участниками Таганрогского подполья, которое возглавил Семён Морозов — учитель школы[3]. Ю. Пазон, Н. Трофимова, А. Мещерин, С. Вайс, Н. Кузнецов, А. Назаренко, бывшие ученики школы, были арестованы и расстреляны. Все они были посмертно награждены орденами и медалями.

Участвовали в военных действиях и награждены званим Героя Советского Союза И. К. Голубец, Б. М. Ривкин, И. В. Купин, Б. Н. Тихонов.

Восстановлена школа была в 1949 году.

В 1950 году по инициативе И. И. Бондаренко, силами учителей и школьников, был создан уникальный музей истории школы, активно работающий и по сегодняшний день[4]. Этот музей стал связующим звеном для истории бывшей мужской гимназии и современной школы № 2.

Среди известных выпускников послевоенных лет — писатели и поэты Б. Изюмский, И. М. Бондаренко, И. Котенко, И. И. Бондаренко, Е. Горбань, актёр З. Высоковский, академик, лауреат Государственной премии А. А. Самарский, архитектор И. А. Покровский, академик, профессор Ю. А. Берлин, киновед и кинокритик, главный редактор журнала «Экран» В. П. Демин и др.

В 1963-65 годах школа № 2 стала участницей ВДНХ по разделу краеведческого воспитания и была удостоена диплома Первой степени. Участники выставки получили две золотые и шесть бронзовых медалей. В школе проводилась экспериментальная работа по краеведческому воспитанию младших школьников.

В 1974 году на базе школы состоялась 1-я Всесоюзная научно-практическая конференция по проблемам нравственного воспитания.

В 1975 году уроки начались в новом четырёхэтажном здании, построенном рядом со старой гимназией. А в здании старой гимназии открылся литературный музей А. П. Чехова, размещавшийся до этого в городской библиотеке.

В 1979 году педагогический коллектив школы принял участие во Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам школьного самоуправления.

В 1984 году начато обучение детей шестилетнего возраста. Опыт работы с шестилетками в настоящее время используется в «Школе раннего развития», организованной для детей 5-6 лет.

В 1988 году вводится в практику система развивающего обучения в сотрудничестве с лабораторией «Одаренные дети» Института Психологии РАО.

В 1994 году усилиями директора школы Н. И. Романченко и всего педагогического коллектива школе № 2 впервые в Таганроге за весь послереволюционный период был присвоен статус школы-гимназии.

С 1995 года издается журнал детского творчества «Зеленый Щит» (ред. Э. Н. Плужникова).

В 1996 году разработаны концептуальные основы творческих лабораторий «Учитель — Ученик».

За педагогическое мастерство и творческий поиск коллектив школы-гимназии № 2 им. А. П. Чехова стал лауреатом Всероссийских конкурсов «Школа года-96» и «Школа года-97», а также «Лучшие школы Росии-2008»[5].

В 1999 году средняя школа № 2 имени А. П. Чехова была зарегистрирована как гимназия (Гимназия № 2 им. А. П. Чехова) и в процессе аккредитации подтвердила свой статус образовательного учреждения повышенного уровня.

Гимназия имеет естественно-математическое и гуманитарное направления, тесно сотрудничает с преподавателями ТГПИ, ЮФУ[6].

Школа располагает психолого-педагогической, логопедической и валеологической службами.

В Таганрогском рейтинге образовательных учреждений гимназия № 2 имени А. П. Чехова несколько лет подряд занимала I место (2004 г., 2005 г., 2006 г.).

27 ноября 2006 г. в зале городского Таганрогского драматического театра имени А. П. Чехова состоялся торжественный вечер, посвящённый 200-летнему юбилею гимназии[7]. К юбилею был создан документальный фильм об истории гимназии и издан подарочный альбом «Два века Таганрогской гимназии»[8][7].

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.