Медицинский взгляд на танцы и тренировки — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Медицинский взгляд на танцы и тренировки

2023-01-02 24
Медицинский взгляд на танцы и тренировки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Джозеф С Хавилер

Тело танцора

 

 –

 

 http://www.litmir.co

«Джозеф С. Хавилер ТЕЛО ТАНЦОРА Медицинским взгляд на танцы и тренировки»: Новое слово; 2004

 

Аннотация

 

Как избежать вывихов и синяков? Как защитить свои мышцы и кости? Какие бывают суставы, и какие для них нужны упражнения? Какое танцевальное движение, на какую часть человеческого тела рассчитано? А если травма все‑таки произошла, что нужно сделать в первую очередь, чтобы потом не жалеть об этом всю жизнь? Может ли вальс повредить сухожилия? Сколько лет надо разминаться, чтобы красиво исполнить деми плие? Чтобы не кусать локти, надо беречь колени. Чем опасна растяжка? Собирая материал для этой книги, ее автор – Джозеф Хавилер – провел пятнадцать лет на тренировках и за кулисами танцоров. Пятнадцать лет автор собирал информацию и разбирал тело танцора «по косточкам». Книгу иллюстрируют более 100 фотографий, рисунков, снимков. Это нужно каждому, кто танцует, преподает, берет уроки, дает уроки, работает на профессиональной сцене, танцует для души. Это нужно и важно каждому, кто хочет танцевать всю жизнь, оберегая свое тело от травм. Это важно каждому, кто не хочет причинить своему телу вреда, и кто хочет избежать мелких и крупных травм во время тренировок и танцев.

 

Джозеф С. Хавилер

Тело танцора

Медицинский взгляд на танцы и тренировки

 

Общее предисловие

 

Какими качествами должен обладать танцор,

Как его должны обучать.

Как он должен учиться,

Как приумножать свои силы,

Я поведаю вам об этом,

Дабы показать, что Танец не из тех искусств,

Преуспеть в которых можно без усилий.

Танец – вершина всех культур.

Лукиан из Самосата

Из труда «Танец», 2‑е ст. до н. э.

 

В ходе карьеры балетному танцору иногда требуется помощь извне, от людей, которые благодаря большим знаниям и опыту могут выслушать, дать совет, принять решение незаинтересованной стороны с максимально возможной объективностью. Может быть, именно это подтолкнуло моего друга Джозефа Хавилера к написанию книги. Обычной книги, написанной в области, где пробовали себя многие врачи, но лишь немногие смогли разобраться потому, что необходимые в этой сфере знания об опорно‑двигательном аппарате выходят за рамки изложенного в учебниках по анатомии и медицине. Независимо от статуса – студент или профессор – танцору нужно постоянно максимально контролировать во многих отношениях уязвимую опорно‑двигательную систему. Для определения различных границ толерантности по отношению к телу танцора, для предотвращения или лечения травм врачу‑специалисту необходимо использовать особенный подход, который заключается в любви к балету.

У Джозефа Хавилера есть эта страсть и зачарованность способностью человека динамично выразить себя. Более того, прекрасные дружеские отношения с танцорами, как преподавателями, так и студентами, позволили ему проникнуть в сокровенную суть танца. Назвав танцы «священным огнем», он утвердил себя знатоком этой сферы. Пусть эта книга, труд всей его жизни, вдохновляет еще многие поколения танцоров и энтузиастов.

 

Профессор Норберт Гшвенд, Клиника Шульца. Цюрих, июнь 1995

 

Предисловие

 

Позвольте мне как врачу и хирургу‑ортопеду в нескольких словах представить свою книгу. Проработав последние 25 лет ортопедом‑консультантом, я вплотную столкнулся с проблемами, возникающими у танцоров. Вопросы медицины относительно подготовки профессиональных танцоров стали частью моей роботы. В книгу я также включил современные проблемы обучения балету, с которыми познакомился, консультируя преподавателей.

Итак, я хотел бы посвятить эту книгу всем преподавателям балетного искусства, которые стремятся донести до молодых людей все лучшее в своей ответственной работе. Также я посвящаю ее всем танцорам с пожеланиями танцевать долгие годы в добром здравии.

 

Вступление

 

Для начала я бы хотел обратить внимание читателей на несколько важных моментов. Эта книга, содержащая практические и полезные знания о человеческом теле, напрямую связанные с работой танцора, предназначена для преподавателей балета, профессиональных танцоров и студентов. Я бы хотел помочь танцору управлять его главным средством выражения – его телом. Книга должна послужить мотивом к овладению знаниями о строении и функциях своего тела. Она поможет понять причины и следствия травм и то, как избежать их. Просто поразительно, как много танцоров до сих пор не владеют этими знаниями. Проблемы начинаются, когда многим разрешают приступить к занятиям без предварительного медицинского исследования типа телосложения и возможностей опорно‑двигательной системы, а это, безусловно, необходимо в такой профессии. А ведь в других профессиях прохождение исследовании разумеются сами собой.

Книга также предназначена для интересующихся этой сферой врачей. Она поможет разобраться, сможет ли молодой человек стать профессиональным танцором, и понять причины травм, с которыми танцоры обращаются к врачу.

Особо мне бы хотелось привлечь внимание читателя‑медика к библиографии, где он сможет найти больше тематической информации.

То, что танцор может получить травму на работе, не служит подтверждением тезиса о «не природности» балета, но подтверждает, что либо танцор потребовал от своего тела несовместимого с его физическими возможностями, либо танцора неверно тренирован. Если профессиональный танец, а чаше профессиональный классический танец, исполняется правильно обученным танцором, который обладает соответствующими физическими возможностями, танцевальные движения гармонируют с индивидуальностью его тела, не становясь при этом причиной травм. Однако если тело заставляют исполнять движения, к которым оно не приспособлено, это будет противоречить его природе. Тогда профессиональный танец перестает быть естественным для танцора.

Я бы хотел еще раз подчеркнуть, что в данной работе речь идет о профессиональных занятиях танцами. Те, кто занимается исключительно для себя, конечно, могут заниматься для удовольствия или пользы, даже если не обладают необходимыми физическими данными. В таком случае физические возможности имеют определенные границы, которые должен знать и учитывать преподаватель танцев.

Из‑за возросшего интереса к танцам за последние годы увеличилось и количество медицинской литературы, посвященной анатомическим особенностям тел и патологиям, встречающимся у танцоров. Эти работы могут представлять интерес для ученого, но в большинстве своем авторы имеют очень скудное преставление о жизни танцоров и работе в балетном классе. Такие книги не уделяют внимания вопросам связи патологии с ее причиной, а это особая проблема, кроющаяся в технике исполнения. Вряд ли такие книги помогут танцору в решении проблем. В отличие от других в моей книге прослеживается связь между ошибками в технике исполнения танца и патологическими изменениями в теле танцора. Читатели, которым необходимо более детальное рассмотрение затронутых проблем именно в связи с занятиями танцами, могут обратиться к общедоступным учебникам по анатомии, биохимии и спортивной медицине.

Из большого количества имеющихся материалов я отобрал то, что составляет основу для танцоров и обучающихся студентов и тесно связано с ежедневными занятиями и тренировками танцоров. Целью моей книги является дать доступные и полезные знания. Цель эта может быть достигнута только при детальном овладении информацией. Например, я описываю не все мышцы, участвующие в определенном движении. С точки зрения анатомии, это неточное и неполное описание, но мне оно представляется более разумным, так как информация будет понятна танцору. Он будет точно знать, какие основные мышцы (и другие ткани) участвуют в движении: какие он может и должен использовать в полную силу, а какие осторожно, так как они могут быть повреждены при неправильной технике исполнения.

Терминологический аппарат данной работы не имеет строгой научной систематизации. В разделе «Анатомия» я старался, насколько это было возможно, не загружать читателя латинскими терминами. Вместо них используется обычное объяснение, а латинские термины подаются в отдельных случаях в скобках. Терминологический аппарат составлен согласно работе Keilh L. Moore. Clinically Oriented Anatomy, Williams & Wilkins, Baltimore, 1980.

Так как моя книга предназначена для преподавателей балета, студентов и танцоров, я надеюсь, что читатель будет знаком с основной балетной терминологией. Мои пояснения относятся к профессиональным танцам вообще. Если, несмотря на это, обращения к классической школе особенно подробны, это имеет практические цели. Во‑первых, классическое обучение рассматривается неклассическими стилями как важная составляющая профессиональных занятий для обретения телом необходимой формы. Поэтому подход к этим занятиям особо требовательный. Во‑вторых, у большинства классических танцоров возникают проблемы с телом из‑за того, что почти все без исключения танцуют профессионально по многу лет.

Наконец, мне бы хотелось отметить, что в большинстве случаев мои объяснения одинаково применимы к танцорам мужского и женского пола. Данную языковую трудность не легко разрешить. Мне кажется, очень утомительным уточнять каждый раз «он» или «она», «его» или «ее». Поэтому я использовал местоимения «он», «его», имея в виду оба пола. В книге будут обозначены отдельные моменты, не относящиеся в одинаковой степени к танцорам и танцовщицам. Безусловно, я бы мог оперировать двумя местоимениями, но я отказался от этого в пользу одного из них, чтобы отойти от общепринятого мнения, что танцы – исключительно женское занятие.

 

Глава 1

Танцор и врач

 

Для танцора его тело служит средством самовыражения. Соответственно, ему должны быть известны строение и функции тела. Только при таком условии он сможет защитить его и надолго сохранить здоровым при профессии, которая требует большой отдачи. Эта книга, написанная врачом, имеет целью помочь профессиональным танцорам достичь этого.

Какова роль врача в жизни танцора? Во многих странах это еще точно не определено и требует детального обсуждения. Самой главной функцией врача должна быть профилактическая медицина. В Китае, например, врачу раньше платили только, пока пациент был в добром здравии. Если пациент заболевал, врач должен был лечить его бесплатно. В случае с танцором первоочередным заданием врача должна быть профилактика болезни и травм, связанных с работой. Конечно, часть его работы – лечить случайные травмы и облегчать боль. Но профилактика все же должна оставаться главной задачей, и некоторые существующие условия будут описаны в книге с медицинской точки зрения.

В течение профессиональной жизни танцор встречается с врачом на двух уровнях: в начале карьеры, когда врач входит в состав конкурсной комиссии, которая решает, годится ли танцор для профессиональной подготовки. В ходе дальнейших занятий и профессиональной карьеры врач выступает медицинским консультантом. В первом случае врача боятся и даже ненавидят, во втором – видят в нем друга и помощника. Проиллюстрирую обе ситуации.

 

Врач – консультант танцора

 

Когда уже начались профессиональные занятия танцами, врач может дать консультацию относительно любой возникшей проблемы. Такие ситуации возникают в течение всей карьеры, требования к которой на сегодняшний день выше, чем раньше. Медицинская помощь требуется и в конце карьеры, когда могут возникать трудности с интеграцией в обычную ежедневную жизнь.

Прежде всего, танцор должен сознавать, что «идеального» тела не существует. У каждого танцора есть слабые стороны, которые требуют особого внимания на ежедневных занятиях. Танцор должен знать свое тело! Врач, который знаком к требованиям к танцам может дать соответствующее объяснение и совет. Эти просьбы о личной консультации остаются профессиональной тайной между врачом и пациентом.

Каждый разговор между врачом и пациентом, конечно, конфиденциален. Это означает: танцор может быть уверен, что содержание беседы не станет известно родителям, преподавателям или руководству школы: это право пользоваться клятвой Гиппократа, которая законно связывает врача. Информация может быть передана преподавателю или директору только с ведома пациента. Кроме того, принятая конфиденциальность необходима для развития личного доверия между врачом и танцором.

 

Травмы, связанные с занятиями танцами, происходят из‑за неверной техники исполнения.

 

Единственным исключением из этого правила является медицинский осмотр во время приемной комиссии. Если конкурсные условия включают медицинский осмотр – а так и должно быть – будущий студент дает письменное согласие информировать балетную школу об изменениях состояния здоровья, связанных с занятиями танцами. В этом случае конфиденциальность частично нарушается с согласия абитуриента.

При возникновении проблем к врачу обращаются, чтобы он поставил диагноз и назначил лечение травмы, которая может быть вызвана растяжением мышц или повреждением суставов. В большинстве случаев симптомы становятся более очевидными в состоянии покоя. Если неправильную технику не исправить, то те же болезненные ощущения рецидируют после возобновления занятий. В таких случаях обычно обращаются к другому врачу, т. к. первый не смог помочь, и все повторяется снова. Со временем танцор расхолаживается, руководство теряет терпение и его карьера страдает. Помочь здесь может врач, знакомый с балетными движениями. Он может точно определить характер проблемы и совместными усилиями с преподавателем устранить ее. Позитивное значение имеет то, когда сам танцор заинтересован в скорейшем выяснении причины и следствия. Этому посвящена следующая глава.

В области спортивной медицины существуют новые, доступные для танцоров открытия, связанные с методами занятий. Здесь мы обратимся к анатомо‑физиологическим основам длительных тренировок, телосложению, изометрическим тренировкам и реабилитации после болезней и травм. Профессиональный танцор не должен объявлять о готовности к работе сразу же после необходимого отдыха. У него должно быть право на реабилитацию – требование, которое все чаще, хоть и с колебаниями, принимается театром.

Профессиональный студент‑танцор, и прежде всего преподаватель балета должны обладать знаниями по спортивной медицине и биомеханике, связанными с их работой, чтобы лучше разбираться в механизме танцевальных движений. Это должно быть не просто медицинское изучение анатомических явлений, в большей степени к классическому балету нужно подходить с научной точки зрения (исходя из научного видения жизни). Точные описания характерных особенностей человеческого тела (изменения тазобедренного сустава и стопы, подвижные верхние конечности, искривление позвоночника) могут быть прекрасно отображены в балете. Мы не должны забывать о «вековой акселерации», о том, что люди стали значительно выше ростом с начала 20‑го столетия. Это изменило образ танцоров, и мужчин, и женщин, и привело таких хореографов как Балангин, Бежар и других к созданию нового стиля танца.

В следующей главе непосредственно обратимся к рассмотрению частей тела, которые представляют интерес для танцора: костей, суставов, хрящей, мышц, сухожилий и нервов.

В этой главе речь не будет идти о каждой ткани тела конкретно. В большей степени я намерен детально остановиться на рассмотрении свойств тех тканей (например, костей и мышц), которые являются наиболее важными для танцора. Таким образом, я постараюсь помочь пониманию тела как целого единства, его функций и применения для повышения качества исполнения танцев и предотвращения травм. В этой главе предлагается выборочное рассмотрение тканей. Раздел о суставах включен в эту часть, хотя сами по себе суставы не являются отделенной тканью, а органом, состоящим из различных тканей. Суставы являются функциональным центром, понимание роли которого особенно важно для танцора.

В этой главе объясняется, как ткани изменяются во время ежедневных тренировок. Здесь же содержатся инструкции для преподавателя танцев по проведению ежедневных занятий с медицинской точки зрения; советы, как нужно бережно относиться к своему телу вообще и чего нужно остерегаться после отдыха в частности. Глава содержит полезные для танцоров рекомендации из спортивной медицины последних десяти лет.

 

Глава 2

Части тела

 

Кости

 

а) Строение и функции

 

Кости, которых у взрослого человека 212, составляют скелет, поддерживающий тело и обеспечивающий соединение мышц (ил. 1). Скелет обеспечивает устойчивость тела и в то же время он относительно легкий (15 % – 20 % от общей массы тела здорового человека). Костная ткань в 2,5 раза тяжелее, чем большинство других тканей. Там, где возможно, тело экономит на костной ткани, чтобы не быть слишком тяжелым. Рассмотрение структуры кости предлагается здесь на примере бедренной кости.

 

Серьезные повреждения

 

Кость может получить непредвиденное наружное повреждение – случайный несчастный случай. Возможны перелом, скол и трещина…

 

Этиология и биомеханика

 

МСНБК – это не просто износ ткани или деформация костных структур. Клинические исследования показали, что во многих случаях МСНБК встречается при пронации ног. Мой собственный опыт свидетельствует о том же. Искривление стопы ведет к чрезмерной пронации, при движении, направленном вовнутрь к середине. Гиперпронация стоп компенсируется супинацией мышц ног. Икроножная мышца является самой сильной. М soleus. глубокорасположенная часть икроножной мышцы, содержит 80 % тонких волокон, которые перенапрягаются при пронации ног (см. иллюстрацию).

Обследования пациентов с МСНБК с помощью компьютерной и ультразвуковой томографии часто выявляют развивающиеся изменения М soleus и его фасций в большеберцовой кости при нагрузке. Именно поэтому возник термин Soleus Syndrome (синдром солеус).

Схематическое изображение бокового рентгеновского снимка нижней части ноги: тонкое утолщение компактного костного вещества в середине кости. Компактное костное вещество тонкое, а в сложных случаях в верхней части утолщения может быть зона дистрофии. После срастания утолщение остается и может в дальнейшем привести к неправильному диагнозу.

 

Ил. 5 б.

 

 

Ил. 5 в.

 

1. Большеберцовая кость.

2. Малоберцовая кость.

3. Зона дистрофии.

4. Камболовидная мышца.

5. Пяточная мышца.

6. Пяточный свод.

7. Пяточное (ахиллесово) сухожилие.

8. Место прикрепления пяточной мышцы.

 

Лечение

 

Высказывания врача, до сих пор встречающиеся сегодня, о том, что, если на рентгеновском снимке не видно изменений, можно возвращаться к работе, – ошибка! Временное прекращение занятий танцами необходимо как студентам, так и профессиональным танцорам для восстановления костной ткани. Необходимо избегать любых движений, причиняющих боль при ходьбе. Если ходить больно, нужно временно прибегнуть к костылям, чтобы избежать переноса веса тела. Этих мер следует придерживаться до полного исчезновения боли. Обычно это происходит в течение недели. Полезны занятия без переноса массы тела, например, водная гимнастика, при которой танцор может защищаться от анаэробного состояния. Танцоры с начальной формой МСНБК смогут возобновить занятия через 2–3 недели, а более серьезной – через 4–6. Танцору необходима следующая реабилитационная программа, которая должна контролироваться опытным педагогом:

1. Занятия танцами должны быть прекращены на несколько недель.

2. Ошибки в технике исполнения танцев должны быть выявлены и исправлены не во время группового занятия.

3. Необходимо также устранить и другие факторы, вызывающие чрезмерную нагрузку – неподходящие полы, быстрый темп занятий, недостаточный отдых. В противном случае МСНБК может вызвать перенос нагрузки на кость, что в свою очередь станет причиной перелома.

Замечание лично от себя: появившееся после МСНБК утолщение большеберцовой кости не исчезает и после лечения. Во избежание возможных недоразумений в определении диагноза при костных нарушениях и ненужной биопсии в дальнейшем, я обычно даю пациенту ксерокопию рентгеновского снимка.

 

 

Гиалиновый хрящ

 

а) Строение и функции

 

Гиалиновый хрящ выполняет функцию сустава. Во многом от него зависит продолжительность карьеры балетного танцора.

Гиалиновый хрящ не связан с кровеносной или нервной системой.

Питание и освобождение от ненужных веществ тут происходит иначе, чем в костях. Эту функцию выполняет суставная жидкость, называемая синовиальной жидкостью (synovia). Получается, что массажный эффект, который движение оказывает на сустав, необходим для здоровья сустава. В то же время очевидно, как долгий период иммобильности (обездвиживания), например нахождение в гипсе, вреден для сустава.

 

Эпифизарные пластинки

 

а) Функции

 

Строение длинной кости показано на примере бедренной кости. Длинные кости (например, большеберцовая, бедренная, плечевая) имеют хрящевые пластинки роста, называемые эпифизарными возле обоих концов, там, где кость растет в длину. У человека, который больше не растет, эпифизарные пластинки растворяются в кости (ил. 11). Утолщение кости обеспечивается клетками во внутреннем слое надкостницы.

Эпифизарные пластинки расширяются в период роста. Процесс контролируется гормоном роста, который вырабатывается в гипофизе (hypophysis). Второй рывок роста происходит до и в начале периода полового созревания. Гормоны половых желез контролируют смыкание эпифизарных пластинок. Перед и во время полового созревания эпифизарные пластинки менее крепкие. Это нормально. Если баланс гормонов нарушен, ослабление эпифизарных пластинок может стать патологическим, и произойдет их отделение. В случае с бедренной костью, это означает, что головка бедренной кости смещается книзу и назад. Эта проблема часто не имеет особых симптомов и может остаться незамеченной. Однако результатом является деформация бедренной кости и преждевременная дегенерация.

 

Низкий рост

 

Низкий рост у молодых людей обычно является резонансом задержки периода полового созревания; тогда он исчезает во время второго скачка роста. Если низкий рост вызван нехваткой гормона роста, его можно ввести в организм. На сегодняшний день он свободно доступен, т. к. производится синтетически. Если причина низкого роста в наследственности, медицина это не может изменить.

 

Рост выше среднего

 

Рост возможен только, пока эпифизарные пластинки открыты. На их смыкание влияют гормоны половых желез. Когда рост выше среднего предугадывается у девочки, он может быть приостановлен введением гормонов половых желез. Само собой разумеется, что такое лечение применяется в исключительных случаях и во благо, с учетом всех последствий и под наблюдением специалиста. При таких условиях может быть применена гормональная терапия.

 

 

Суставы

 

а) Строение

 

Отдельные кости соединены друг с другом по‑разному, обеспечивая телу подвижность. Если в суставе имеется полость (прерванное соединение), то он называется диартроидным (например, коленный сустав). Если полость отсутствует (целостное соединение), то это сочлененный сустав (например, соединения позвонков в позвоночнике). Самое важное для танцора – хорошее функционирование суставов, ведь танец – это движение!

Суставы могут быть хрящевыми, малоподвижными (amphiartliroses) и свободноподвижными. В обоих есть суставное пространство, но только свободноподвижные называются суставами. Здесь мы обратимся к рассмотрению только таких суставов (ил. 12).

 

 Сустав состоит из:

 

– суставных поверхностей кости;

– гиалинового хряща;

– суставной полости, заполненной синовиальной жидкостью;

– суставной капсулы;

– суставной связки.

 

 

Суставные поверхности

 

Концы костей могут располагаться друг напротив друга. Обычно одна суставная поверхность выпуклая, а другая – впалая. Сустав может быть образован более чем двумя костями. Так, в случае соединения голеностопа с большеберцовой костью, включаются малоберцовая и таранная кости.

 

Суставная капсула

 

Суставная капсула состоит из соединительной ткани. Она полностью окружает сустав, изолируя его от окружающей среды, и не пропускает воздух. Это означает, что в суставной полости низкое атмосферное давление Внешнее атмосферное давление заставляет соприкасаться поверхности суставов. Во внутренней поверхности суставной капсулы, синовиальной мембране, залегают кровеносные сосуды и нервы. Здесь вырабатывается синовиальная жидкость, которая питает гиалиновый хрящ. Из‑за большой насыщенности кровеносными сосудами и нервами болезнь и травма может привести к воспалению, излиянию крови в сустав и боли. Внешняя поверхность состоит из тонкой соединительной ткани и различных утолщений. Это обеспечивает устойчивость сустава.

 

Суставные связки

 

Суставные связки состоят из тонкой волокнистой ткани. Связки располагаются как внутри, так и на поверхности сустава, но вне суставной полости. От суставной полости они отделены внутренними суставными капсулами.

Функцию суставных связок мы продемонстрируем на примере коленного сустава (см. также раздел «Колено»). Крестообразные связки, находящиеся внутри коленного сустава, но отдельно от его поверхности, позволяют совершать вращательные движения колена. Коллатеральные связки напряжены, когда колено прямое и не налряжены, когда согнуто. Это объясняет, почему коленный сустав только частично защищен суставными связками при сгибании.

Максимально связки могут растягиваться на 5 % от общей длины. Растяжение больше этого означает, что волокна не могут немедленно вернуться к обычной длине. В результате происходит растяжение связок. Растяжение может привести к разрыву, как самих связок, так и в месте их соединения с костью.

Сила растяжения коленных связок часто проверяется экспериментально. Результаты показывают, что передняя крестообразная связка и медиальная коллатеральная слабее, чем задняя крестообразная. Когда танцор опускается на пол после прыжка, колени подвергаются давлению, превышающему сопротивление отдельных связок. Во избежание разрыва связок, тренировки должны быть равномерно распределены и приняты мышцами. Это называется подвижность связок. Я объясню это на примере медиальной коллатеральной связки (ил. 13).

Эта связка прикреплена частью волокон к медиальной бедренном кости, а другой – к медиальной широкой мышце бедра и к другим мышцам, расположенным в направлении связки. Эта связка защищена, т. к. верхним концом прикреплена не к кости, а к мышце. Такие связки натягиваются от кости к мышце. Они более эластичные, чем плотные связки, натянутые от кости к кости.

 

Суставная полость

 

Суставная полость совершенно закрыта и сохраняет объем при всех положениях суставов.

Если объем сустава изменяется в отдельных положениях, жировые прослойки попадают в суставную полость извне.

Внутри суставной полости – суставная смазка, синовиальная жидкость, известная Параселсу еще в 16 веке[1].

Синовиальная жидкость обеспечивает питание гиалинового хряща, в котором нет сосудов.

 

б) Советы

 

Существует значительная индивидуальная разница в соотношении пассивной и подвижной связок. У одних людей большинство связок подвижны, у других – пассивны. Это объясняет, почему при одинаковых тренировках, лучшая манера исполнения у одного, а не у другого студента. На этом примере видно, насколько важны врожденные задатки для занятий танцами. Функционирование подвижной связки также объясняет, почему в правильно тренированной мышце это компенсирует устойчивость сустава, например, коленного или голеностопного. Это важно для исполнения деми плие.

Пассивная связка, более слабая из‑за врожденного дефекта или хронического перенапряжения, может быть защищена подвижной частью связки.

Это говорит о важности ежедневных тренировок. Кроме укрепления мышц, они развивают взаимодействие пассивных и подвижных связок. Взаимодействия эти очень сложные и происходят в считанные секунды. Они требуют готовности к быстрому реагированию от всей нервной системы. Исходя из вышесказанного, необходимо обозначить причину, почему отдельные движения нужно постоянно повторять, а любая ошибка должна исправляться преподавателем. Это относится не только к студенту, но и к профессиональному танцору на протяжении всей карьеры.

 

Мускулатура

 

а) Типы мышц

 

Существуют 3 разных типа мышц:

1. Гладкие мышцы – мышцы органов и сосудов, которые снабжены автономной нервной системой.

2. Сердечная мышца – она функционирует автономно в течение всей жизни (также снабжена автономной нервной системой).

3. Скелетные мышцы (поперечнополосатые), которые контролируются произвольно. Последние издание Nomina anatomika (6‑е издание. 1985 г.) называет 290 таких мышц (ил. 14).

У всех трех типов мышц две одинаковые составляющие – мышечные клетки и соединительная ткань. Однако мышечная ткань – не единственный тип ткани.

 

Е) Влияние иммобилизации

 

Если иммобилизация каленного или голеностопного суставов – необходимое следствие травмы, мускулатура быстро изменяется, мышцы уменьшаются в объеме, отдельные – вздуваются. Их сразу заметно на фоне подкожных тканей и скелета. Измерения показали, что после пяти недель без движения в гипсе, коленные экстензоры и икроножные мышцы теряют почти четверть объема. Дальнейшие сравнения мышечных клеток до и после 5 недельного обездвиживания в гипсе показали, что число мышечных волокон I типа уменьшилось, изменив соотношение волокон в мышце. Волокна I типа важны для стабилизации суставов и поддержания состояния равновесия. Разница в перераспределении мышечных волокон наиболее заметна на тех участках, которые были физически активны до травмы.

Давайте теперь обратимся к вопросу о том, как потеря сил, вызванная отсутствием активности, может быть преодолена. Тренированные мышцы становятся сильнее. Тренировки должны проходить по законам того вида спорта, для которого тренирующегося готовят.

 

Итак, если речь идет о реабилитации танцора, она должна проходить в балетной студии, а не в фитнес‑центре.

 

Занятия в фитнес‑центре в этот период могут повредить мышцам и мышечным группам, необходимым для танцевальных движений. При лечении неэластичности мышц необходима физиотерапия. Итак, восстановление сил и координации танцора должно происходить в балетной студии.

 

Танцор может вернуться к полноценным ежедневным занятиям только, когда восстановит мышечную силу на 30 %. Разница в силе между опорной и рабочей ногой должна быть более 10 %.

Игнорировать эти правила – опасно!

 

Обследование спортсменов до и после травм показали, что ослабление мышц и изменения в них происходят очень быстро. Изменения, произошедшие даже после одной недели, требуют систематических реабилитационных занятий под руководством опытного специалиста. После травмы танцор, как уже говорилось, требует расширенной реабилитационной программы перед возвращением к работе. Хочу четко обозначить, что возобновление ежедневных занятий не означает возвращение к фитнесу. У танцора, который возвращается к работе раньше срока, большая вероятность повторной травмы, т. к. мышцы все еще слабы и не содержат достаточное количество волокон I типа.

 

Ж) Важность разминки

 

Для каждого танцора разминка и разогрев мышц разумеется сам собой. Тем не менее, мне бы хотелось осветить несколько аспектов этого вопроса.

Разминка, основная часть подготовки к ежедневным занятиям и работе на сцене, служит защитой от травм. Под разминкой мы подразумеваем комплекс мер, при помощи которых танцор физически и умственно готовится к выступлению. Такая подготовка уменьшает риск получения травмы.

Общие разминочные упражнения повышают готовность всего тела к исполнению танца. В специфических упражнениях повторяются особые движения, которые разогревают мышцы, важные для танцора. Активная разминка проводится мышечной работой. Усиливается циркуляция крови, температура мышц повышается и система кровообращения готова к предстоящему представлению. Лучше всего физические реакции происходят при оптимальной температуре.

Понятно, что мышцы могут быть разогреты активными упражнениями, которые выполняет сам танцор. Массаж, растирание и вытягивание, конечно, помогут уменьшить напряжение и расслабить мышцы, но они расширяют поверхностные кровеносные сосуды и не активизируют систему кровообращения в мышцах. Эти меры могут восприниматься как те, что улучшают физическое и умственное состояние, а косвенно и исполнение танца. Массажист, как и аккомпаниатор, один из тех немногих людей, что готов выслушать проблемы танцора. Не стоит недооценивать связь между моральным благополучием и физическим исполнением.

Мази не должны быть спиртосодержащими, т. к. это может вызвать раздражение кожи (например, на стопе и пальцах ног). Кроме того, расслабители мышц, из‑за болеутоляющего эффекта, не следует применять сразу после выступления, а только через день, чтобы поддержать отрезвляющую функцию боли.

Разминка перед занятием должна начинаться, по крайней мере, за 20 минут до его начала. Ее действие проходит по прошествии часа. Лучше, если разминка будет проходить под присмотром преподавателя.

Из собственного опыта я бы хотел добавить: часто разминка превращается в ритуал. Даже если на улице высокая температура, танцоры надевают грелки для ног и другие тренировочные вещи из шерсти или непроницаемых для воздуха материалов. Однако оптимальная для работы температура достигается мышцами с помощью упражнений, и поэтому защищающая или согревающая одежда нужна перед началом работы или чтобы избежать простуды в перерыве.

 

Внимание! Нельзя посещать сауну перед выступлением, т. к. нарушится электростатический обмен!

 

Мне часто приходилось видеть, как отдельные мышцы и мышечные группы, важные для танцоров, не включались в специальные упражнения во время разминки. Эти мышцы могут быть травмированы. Я имею в виду, прежде всего, приводящие мышцы медиальной части бедренной кости, задействованные в ан деор. Частая боль в этой группе мышц возникает из‑за неправильной разминки. Если танцор видит эту связь, он легко может устранить проблему сам.

 

Индивидуальная разминка в течение 20 минут, п<


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.152 с.