VII. Земледельческий закон и варварские правды. Византийская сельская община и западноевропейская марка — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

VII. Земледельческий закон и варварские правды. Византийская сельская община и западноевропейская марка

2023-01-01 104
VII. Земледельческий закон и варварские правды. Византийская сельская община и западноевропейская марка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выше уже было отмечено, что заглавие закона содержит указание на использование законодательных установлений Юстинианова права в виде переводов и парафраз, созданных уже в VI в. Однако ближайшее ознакомление с содержанием текста закона указывает на то, что это указание соответствует действительности лишь в очень незначительной степени. В древнейшем тексте заимствований из Юстинианова права очень немного. Число их возрастает в позднейших рукописях закона за счет пропуска некоторых других статей. Огромное большинство статей закона представляет собой совсем новое право, частично находящее себе аналогии в сборниках западноевропейских народов, так наз. варварских правдах VI—VIII вв.

И следует сказать, что по всему своему ярко выраженному эмпирическому характеру, по отсутствию строгой системы в расположении отдельных постановлений, по отсутствию каких-либо обобщенных норм Земледельческий закон имеет с варварскими правдами сходство гораздо более поражающее, чем с сборниками римского и римско-византийского права, которые упоминаются в его заглавии (см. стр. 100).

Сходство в узаконениях Земледельческого закона с постановлениями варварских правд с наибольшей определенностью сказывается в самом конкретном подборе разбираемых случаев правонарушений. Свыше двадцати статей Земледельческого закона трактуют о сюжетах, вполне аналогичных с теми, о которых говорится в соответствующих им статьях Салической и других правд (см. таблицу на стр. 134).

Однако при наличии большого сходства в сюжете статей закона и правд, между постановлениями первого и вторых имеется и весьма существенное отличие в системе санкций. В качестве характерного примера можно привести статьи, регулирующие приемы обращения с огнем при сельскохозяйственных работах и в сельском быту:

 

Земледельческий закон Салическая правда Бургундская правда
Ст. 56 Если кто-либо развел огонь в своем лесу или поле и случилось, что огонь распространился и сжег дома или плодоносные поля, то он не осуждается судом, если не делал этого при сильном ветре Ст. 58 Сжигающий ограду виноградника не только подвергнется сечению и клеймению руки, но ответит вдвойне за ущерб. Ст. 64. Бросающие огонь в гумно или стога из вражеской мести, пусть будут преданы сожжению. Ст. 65. Бросающие огонь в сарай для сена или шелухи подвергаются отсечению руки.   Ст. XVI, 5 Если кто-либо сожжет чужой двор или изгородь, присуждается к уплате 600 динариев, которые составляют 15 солидов. Ст. XVI, 2 Если кто-либо подожжет амбар или ригу с хлебом, присуждается к уплате 2500 динариев, которые составляют 63 солида.   Ст. XVI Если кто-либо разведет на своей заимке костер, и огонь при отсутствии ветра побежит по земле и сожжет чужую изгородь или ниву, то виновник пожара возместит убыток. Если же пламя перейдет на чужую изгородь или ниву силой ветра, то причиненный ущерб не взыскивается с того, кто развел огонь.

 

Вместо системы членовредительных и телесных наказаний варварские правды придерживаются системы денежных штрафов. Различие наказаний при совершенно сходных правонарушениях ясно видно из таблицы.

 

Таблица

наказаний по нормам Земледельческого закона и варварских правд

Характер правонарушения Наказание по нормам Земледельческого закона Наказание по нормам варварских правд
Поджог ограды виноградника Наказание плетьми, клеймение руки и денежное возмещение в двойном размере (ст.58) Денежный штраф (L. Sal., XVI, 5)
Поджог сарая Отсечение руки (ст. 65) Денежный штраф (L. Sal., XVI, 2)
Поджог гумна и стогов Сожжение (ст.64) Денежный штраф (L. Sal., XVI, 2; Алем. пр. 76)
Кража колокольчика с животного Наказание плетьми (ст. 30) Денежный штраф (L. Vis., VII, с 2, 11; L. Baiuv,, IX, 11; Ed. Roth., 142 греч.; L. Burg. - для свободных IV, 5). Наказание плетьми для рабов (L.Burg., IV, 5)
Кража плодов в винограднике Наказание плетьми со снятием одежды (ст. 61) Денежный штраф при краже более 3 гроздьев (Ld. Roth,, 296)
Убийство пастушеской собаки Плети и двойное возмещение стоимости собаки (ст. 75) Денежный штраф и возмещение стоимости собаки и ущерба (L. Sal., VI, 2)

 

Вместо клеймения, отсечения руки, сожжения, наказания плетьми, варварские правды предусматривают систему денежных штрафов. Единственнымисключением является одно постановление Бургундской правды, дифференцирующее наказание в зависимости от социального положения виновного. Применяя по отношению к свободному обычный денежный штраф, Бургундская правда предусматривает для раба наказание плетьми — то же, что и в Земледельческом законе. Однако в последнем нет никакого определения социальной принадлежности виновного и какого-либо разграничения наказания для раба и свободного.

Система санкций Земледельческого закона роднит его не с варварскими правдами, а с византийской Эклогой я предшествующим римско-византийским законодательством. И отрезание языка, и клеймение, и ослепление и отсечение руки применялись в Византии задолго до Земледельческого закона преимущественно по отношению к рабам и частично к низшим категориям свободных — humiliores.

Таким образом на фоне сопоставления Земледельческого закона с варварскими правдами отчетливо выступает специфика закона, а вместе с тем и тех поселений, о которых в нем идет речь. Своеобразное сочетание обычаев свободной сельской общины с римско-византийскими правовыми нормами, пронизанными пережитками рабовладельческой системы, имеет в этом отношении определяющее значение. Наличие в законе элементов римско-византийской правовой системы отличает его от законо дательства свободных варваров. Вместе с тем черты сходства с варварскими правдами - сохраненные в постановлениях закона обычаи свободной общины—выдвигают его на особое место и в кругу источников римско-византийского права.

Сам закон не содержит никаких точных данных о месте своего происхождения и пределах своего применения. Нет в нем и сведений об удельном весе описанных в нем общинных правопорядков в аграрном строе империи этой эпохи. Однако, если поставить в связь своеобразный характер этого памятника с историческими событиями, которые переживала империя в VI—VIII вв. (т.е. в эпоху сложения и фиксации постановленийзакона), то можно, думается, найти ответ и на эти важнейшие вопросы.

Изучение путей происхождения общины в Византии, взятое в совокупности с результатами анализа показаний закона, выясняет происхождение закона, а также и меру распространения описанных в законе условий жизни в среде византийского крестьянства.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.