История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2023-01-01 | 50 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
К 17-му веку закончился один из интереснейших подготовительных периодов к возникновению русского театра – игрищный этап, который берёт начало ещё в родовом обществе. Наступило столетие удивительных событий в театральной истории Руси, ведь в 17 веке состоялось рождение первого русского профессионального театра.
Изначально развитие театрального искусства в России происходило двумя параллельными путями:
Первый путь был стихийный, народный,
а второй – церковный.
Игрищами называют представления народных актеров – скоморохов. Скоморохи, принимавшие участие в народных гуляньях и празднествах давали балаганные представления, которые носили грубый, неприличный характер.
Скоморошьи представления не могли перерасти в профессиональный театр по одной простой причине: им не дали это сделать власти, подначиваемые церковью.
Причиной такой неприязни была близость артистов к простому народу, их открытое высмеивание духовенства, власть имущих и богачей. Сатиру иглум (насмешку) церковь простить им не могла. Таких артистов именуют «глумцами» и объявляют служителями дьявола.
Элементы театра, возникшие благодаря народным представлениям:
Устные драмы. Первые устные драмы, создаваемые в 17 веке, сочинял народ, а скоморохи исполняли
Например, такими были кукольные представления о похождениях весёлого и ловкого Ваньки-Рататуя (позже героя назвали Петрушка), который никого и ничего не боялся и всегда выходил сухим из воды.
Театральные помещения
В 1613 году в штат придворной Потешной палаты приглашены и скоморохи, но их представления носили больше цирковой характер, а сами они оказались на правах придворных шутов. Потешная палата считается первым специальным помещением для театральных представлений в России.
|
Сценическая площадка
Собирая вокруг себя зрителей, народные артисты общались с публикой, которая делилась на зрителей разного уровня активности. В результате стала возникать потребность в сооружении сценической площадки, что впервые воплотилось в народном театре кукол.
Церковный театр: обрядность и обилие мистики
Христианская церковь, стремясь упрочить свои позиции, пыталась привлечь внимание обрядовыми представлениями, которые были насыщены религиозными и мистическими мотивами. Церковные представления на Руси появились в виде западных мистерий. Получив своих благодарных зрителей, чья любовь к зрелищам была приукрашена духовностью преподносимого действа, церковь надолго оттеснила на задний план все прочие сценические представления. Представления зачастую были приурочены к церковным праздникам.
Элементы театрального действия стали появляться в обрядовых действиях тогда, когда они растеряли свою магическую сущность и стали просто воспроизведением события или имитацией действия, повествованием о том, как что-то когда-то происходило. Весь процесс сопровождался диалогами, ряженьем и драматическим действием. Невзирая на тот, что театрально-зрелищные формы активно применялись, русская церковь не стремилась создать собственный театр.
Элементы театра, обязанные своим происхождением церкви
Пьесы
Первые художественные литературные драмы создавались на основе возникших в более ранний период литургических драм. Первыми сочинителями пьес были святитель Дмитрий Ростовский и просветитель Симеон Полоцкий.
Школьный театр – религия, приправленная сатирой
Естественным следствием диктата церкви в театральных формах явилось то, что театры стали возникать при духовных учебных заведениях. Такие театры называли школьными.
1672 год. Киево-Могилянская академия
Состоялся первый спектакль, посвященный небесному покровителю царя Алексея Михайловича.
|
1679 год. Драматург Симеон Полоцкий написал две пьесы специально для школьного театра при духовной академии в Москве.
1687 год. В Москве учреждена Славяно-греко-латинская академия, школьный театр которой прославился своими представлениями, посвященным не только религиозным сюжетам, но и русским батальным победам.
Для школьных театров характерным было то, что в сюжет религиозных представлений вплетались интермедии. Это были короткие сатирические сценки, косвенно относящиеся к общему представлению. Зачастую это была сатира, касающаяся привилегированных членов общества. Таким образом, творчество школьных театров перекликалось с народными представлениями, что не могло оставить церковь равнодушной. Школьные театры стали подвергаться резкой критике и прекратили своё существование к концу 18 века.
Школьные театры внесли свою посильную лепту в формирование русского театра
Комедийный жанр. Именно интермедии стали прообразом комедийного жанра в русской драматургии.
Классицизм. Игра актеров в школьном театре была подчинена принципам классицизма: единство времени, действия и места. В пьесе прослеживалась одна сюжетная линия, события происходили в течение суток и в одном месте.
Символы. В костюмах героев использовались символы и иносказания: положительные персонажи — в белом, отрицательные — в черном и так далее.
Профессиональный русский театр 17 века: предпосылки и рождение
Рождению первого русского театра предшествовали несколько событий. Во второй половине 17 века в России стала массово поступать и переводится западная литература, что содействовало росту образования и культуры.
Общественная мысль сориентировалась в двух диаметрально противоположных направлениях:
консервативное, провозглашающее приоритет национальной культурызападническое.
Начальник посольского приказа А.С. Матвеев был «западником». Он завёл собственный домашний театр. Будучи другом царя Алексея Михайловича, Матвеев уговорил последнего выписать из-за рубежа первых актеров театра. А автором первой пьесы русского театра стал пастор лютеранской церкви Немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори. Сочиненная им пьеса «Артаксерксово действо» повествовала о библейской Эсфири.
Премьера спектакля состоялась 17 октября 1672 года во дворце царя, находящемся в селе Преображенском. Царю «потеха» понравилась.
|
Именно эта дата признана днем рождения русского театра. Идея прижилась. Спектакли стали регулярными и иностранной труппы стало не хватать. Тогда на обучение актерскому мастерству к Грегори были направлены русские «отроки», которых привлекали помимо их воли. Представления были пышными, с музыкой и танцами.
Петр I и развитие профессионального искусства
Со смертью царя Алексея Михайловича спектакли прекратились. Царь Федор Алексеевич не проявлял интереса к театру, чего нельзя сказать о Петре I, который, по свидетельству современников, считал, что «зрелища полезны». Про ранний период царствования Петра I известно, что он отдавал предпочтение светскому театру, а не школьному. Очень любил кукольные представления труппы под руководством венгра Яна Сплавского.
Театр при Петре I получил прочный фундамент. Царь-реформатор использовал театр в качестве политической силы, которая содействовала развитию государственности России.
Театр Волкова
Вскоре после возвращения Федора в Ярославль, его отчим умер, оставив пасынкам управление заводами. Но стремление к сцене заставляло Волкова забывать о торговых делах – не потехи ради задумывал он театр, а хотел достичь сути искусства, чтобы сценическое действо рождало в зрителе трепетные чувства и мысли, делало его добрее, смягчало душу.
Сначала он и братья разыгрывали пьесы в своей комнате, а потом они вместе с несколькими молодыми ярославцами устроили театральные подмостки в кожевенном амбаре, соорудили места для зрителей. Федор был вдохновителем и руководителем дела, а также автором музыки и декораций, режиссером, актером и машинистом сцены.
В июне 1750 года было дано первое публичное представление. Играли драму «Эсфирь», переведенную Федором с немецкого. Присутствующие были поражены правдивой игрой актеров, которая «проникала в душу», организацией спектакля, двигающимися декорациями.
Невиданная забава заинтересовала ярославцев, среди купцов и дворян нашлись меценаты, пожертвовавшие средства на устройство более удобного театра. Присоединив к этим деньгам часть своего состояния, Ф. Волков устроил театр в деревянном доме, вмещавший тысячу зрителей, завел билетное хозяйство. Репертуар театра составляли переводные пьесы и оперы, трагедии Сумарокова, бытовые комедии, написанные Федором. Давняя греза стала реальностью – храм Мельпомены процветал на ярославской земле.
|
Молва о провинциальном театре, организованном купцом Ф.Волковым, достигла ушей императрицы Елизаветы Петровны, и ее велению труппу из 14 ярославцев перевезли в Петербург, где они сыграли перед высочайшими очами трагедию «Хорев». Государыня была очень довольна и повелела оставить актеров при дворе, выдавать жалование и отдать для обучения наукам в кадетский корпус. Вскоре был учрежден русский придворный театр, в труппу которого вошли ярославцы и певчие кадетского корпуса, основное руководство было отдано Сумарокову, а Волков стал главным актером и душой театра. Первый русский профессиональный театр, созданный волковским гением в провинции, развивался теперь под государственным покровительством.
Так театр Федора Волкова воплотил мысль Петра Первого о публичном театре и стал первым общедоступным русским профессиональным театром, в отличие от частных дворянских и школьных театров. Русская сцена получила первых профессиональных актеров, которые силой своего таланта и священным отношением к искусству снискали уважение современников к сценической деятельности. По сей день русская драматургия стремится к естественности и правдивости актерской игры, трогает сердца, волнует мысли, опираясь на традицию, заложенную Волковым.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!