Раздел 1. Научно-матодическиа ооновы школьной профориентации — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Раздел 1. Научно-матодическиа ооновы школьной профориентации

2023-01-01 31
Раздел 1. Научно-матодическиа ооновы школьной профориентации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В итоге профконсультант сам оказывается перед сложным профессиональным и личностным выбором: оставаться «хорошим», «удобным для всех»-и «правильным» специалистом (например, исследовать у клиентов память, мышление и т.п., выдавая банальные рекомендации о пригодности или непригодности к такой-то профессии) или стремиться максимально реализовать свой шанс помогать самоопределяющимся подросткам приобщаться к высшим ценностям культуры и, в идеале, помогать им находить для себя смыслы в этом мире...

Субъектность психолога-профконсультанта проявляется не только в его готовности выбирать тот или иной вариант своего посредничества, но и в выборе им концептуальных основ своей профессиональной деятельности. Само выделение концептуальных установок важно для лучшего осознания профконсультантом своего труда, для осознания того, что именно он делает в каждом конкретном случае. В целом, можно выделить три пары таких противоположных установок (см. таблицу «Основные концептуальные установки профконсультанта

Проблема возникает в том случае, когда профконсультант стремится работать, ориентируясь на установки, предполагающие уважение к клиенту, но сам клиент этому отчаянно сопротивляется под воздействием стереотипов общественного сознания и предрассудков.

Например, клиент убежден, что для жизненного успеха необходимо обязательно доказать кому-то свое превосходство, а мбжет, и занять должность в фирме или место в престижном вузе, на которое реально претендует более подготовленный и достойный человека.

Примечательно, что подобные клиенты очень любят порассуждать о высоких материях, т.е. неблаговидные дела совершаются обычно на фоне благородных поз и разговоров. Когда во всем этом участвует профконсультант, то возникает сильное сомнение в том, будет ли способствовать такая работа его собственному личностному развитию. Естественно, напрямую заявлять клиенту, что он не прав категорически запрещается, т.к. ничего кроме обиды и неприязни с его стороны мы не получим. Здесь нужны более тонкие действия, и чтобы их совершить, нужно быть не только хорошим психотерапевтом, но и немного философом...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОГО ПРОФКОНСУЛЬТАНТА С СЕМЬЕЙ ПОДРОСТКА

Определенный опыт взаимодействия с семьей подростка накоплен в работе обычных учителей и классных руководителей, когда организуется взаимодействие с родителями по вопросам школьной


успеваемости и поведения их детей. Но реальность такова, что родителей подростков все большие и больше начинает волновать будущее

Критерии выделения установок Предполагается внутренне пассивный клиент и консультант Предполагается внутренне                            активн клиент и консультант
С точки зрения готовности человека к профессии Подбор человека к профессии (или профессии к человеку...), что предполагает уже что-то имеющееся и мало зависящее от самого человека... Подготовка и самоподготовка человека труду, что предполагает и формирован готовности в самом труде (по ЕА. Климов где           у    человека уже    гораздо       боль возможностей           стать      субъект профессионального развития
С  точки  зрения Профессиональное                             самоопределение Профессиональное самоопределение к
психологии как выгодная сделка, т.е. наиболее проявление творчества, достоинства
«полезности»       и выгодная  продажа  своих  услуг  на справедливости, для чего от челов
психологии рынке   труда,   где             человек требуется иногда определенное мужество
«достоинства» (по А.Г. превращается в товар для продажи способность к неординарным поступкам...
Асмолову) (человек сам себя не             столько  
  реализует, сколько продает)... Смысл  
  выгодной сделки в том, чтобы продать  
  не очень качественный товар (плохо  
  подготовленного абитуриента или  
  специалиста) как можно дороже, т.е.  
  устроиться как можно лучше-  
С  точки  зрения Профессиональное                             самоопределение Профессиональное самоопределение к
стремления                  человека как следование судьбе, року, постоянное расширение                    возможност
быть                реальным предназначению     (близко     к клиента для освоения новых видов труда
субъектом «астрологическому»  подходу...),  где способов жизнедеятельности, как             «вых
самоопределения сам    человек    не          столько человека за  рамки  самого  себя»  (по
  самоопределяется, сколько                            следует Франклу).
  своему «предназначению».,.  

 

"Таблица «Основные концептуальные установки профконсультанта»

24 Рмдел 1. Научно-методические основы школьной профориентации

их детей, связанное с выбором профессии и места дальнейшего (уже профессионального) образования. Поатому оснований для укрепления взаимодействия психолога (или педагога) с семьей старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения появляется вполне достаточно.

Сразу важно обозначить, что вообще понимается под взаимодействием. Это не просто общие разговоры, а реальное решение конкретных задач. Взаимодействие предполагает:

1) общее понимание цели профориентации применительно к данному подростку;

2) совместное выделение, конкретных задач, решение которых и обеспечивает достижение намеченной цели (лучше эти задачи выписать перечнем и обсудить с родителями);

3) распределение этих задач между педагогами, классными руководителями, психологами и самими родителями (естественно, важно учесть при этом реальные возможности тех, кто возьмется за выполнение данных задач);

4) постоянный взаимоконтроль за выполнением намеченных задач и своевременная корректировка задач и их исполнителей, если ответственные за их выполнение демонстрируют пассивность или непонимание...

Лучше, если такой план совместной работы будет не просто «проговорен», но и представлен в напечатанном виде.

В самом общем плане можно выделить следующие основные направления работы с семьями самоопределяющихся подростков (эти направления как раз и могут стать основой плана совместной работы с родителями).

1. Обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения школьников на родительских собраниях. На таких собраниях можно обсуждать общие вопросы, связанные с выбором вариантов предпрофильной и профильной подготовки в школе, дополнительных занятий по подготовке в вузы (на базе школы или в других местах), информировать родителей о той

 

 

Файл скачан с сайта http://www.psy.5igorsk.ru Psy.5igorsk.ru - первый психологический портал г.Пятигорска


профориентационной работе, которая ведется в данной школе и в данном классе. Важным условием организации взаимодействия с родителями является совместное составление планов и мероприятий по профориентации. Для этого лучше заранее подготовить план профориентационной работы и обсудить его, дополнив новыми предложениями. И уже на других собраниях заслушивать отчеты по выполнению конкретных пунктов такого плана. Причем заслушивать не только педагогов и психологов, но и тех родителей, которые возьмутся за выполнение отдельных пунктов плана.

2. Организация родительских лекториев по вопросам профориентации. Проводить занятия с родителями могут не только специали-

Взаимодействие профконсультанта со смежными специалистами  25

сты данной школы, но и приглашенные психологи из Центров профориентации, Центров занятости, из психолого-педагогических в у -зов, которые профессионально занимаются данными вопросами.

3. Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей вузов и колледжей, по возможности, и представителей близлежащих организаций. Для этого желательно обозначить конкретную проблему, связанную с профессиональным самоопределением, подготовить основных докладчиков (например, из числа, учащихся или родителей) и организовать саму дискуссию.

4. Индивидуальные беседы и профконсультации. Это могут быть консультации самих родителей, а также совместные консультации с присутствием родителей и их детей. В последнем случае психолог-консультант должен быть уверен, что между родителями и школьником существует взаимоуважение и некоторое взаимопонимание.

5. Иногда рекомендуется поддерживать определенные контакты с семьей для получения оперативной информации о сложных подростках. Например, с помощью телефонных разговоров, а иногда - и через посещение семьи подростка, хотя сейчас опыт такого взаимодействия во многом утрачен, но он представляется достаточно перспективным.

Понятно, что когда речь идет о взаимодействии с семьей самоопределяющегося подростка, то это не должно ограничиваться общением только с его родителями. Важными членами семьи, значимыми для конкретных старшеклассников могут быть бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и другие члены семьи.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА. СО СМЕЖНЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

Чтобы лучше понять особенности взаимодействия психолога-проф-консультанта с теми или иными специалистами, следует воспользоваться известным принципом: надо всегда ставить себя на место того человека, с которым организуется взаимодействие (важно понять, в чем он может вам не доверять или опасаться вас и, соответственно, постараться снять его опасения). Ниже представлены обобщенные советы-рекомендации по организации взаимодействия с разными группами специалистов, с которыми реально приходится общаться про-фконсультанту.

/, Особенности взаимодействия с администрацией. Главное, чего боится «нормальный администратор», это того, что вы не знаете своей работы, не знаете, чем заняться в подчиненной ему школе, т.е. можете внести элемент дезорганизации в общую работу (которую с таким трудом ему удалось наладить). И тогда администратору самому при-


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.