Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2023-01-01 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В итоге профконсультант сам оказывается перед сложным профессиональным и личностным выбором: оставаться «хорошим», «удобным для всех»-и «правильным» специалистом (например, исследовать у клиентов память, мышление и т.п., выдавая банальные рекомендации о пригодности или непригодности к такой-то профессии) или стремиться максимально реализовать свой шанс помогать самоопределяющимся подросткам приобщаться к высшим ценностям культуры и, в идеале, помогать им находить для себя смыслы в этом мире...
Субъектность психолога-профконсультанта проявляется не только в его готовности выбирать тот или иной вариант своего посредничества, но и в выборе им концептуальных основ своей профессиональной деятельности. Само выделение концептуальных установок важно для лучшего осознания профконсультантом своего труда, для осознания того, что именно он делает в каждом конкретном случае. В целом, можно выделить три пары таких противоположных установок (см. таблицу «Основные концептуальные установки профконсультанта
Проблема возникает в том случае, когда профконсультант стремится работать, ориентируясь на установки, предполагающие уважение к клиенту, но сам клиент этому отчаянно сопротивляется под воздействием стереотипов общественного сознания и предрассудков.
Например, клиент убежден, что для жизненного успеха необходимо обязательно доказать кому-то свое превосходство, а мбжет, и занять должность в фирме или место в престижном вузе, на которое реально претендует более подготовленный и достойный человека.
Примечательно, что подобные клиенты очень любят порассуждать о высоких материях, т.е. неблаговидные дела совершаются обычно на фоне благородных поз и разговоров. Когда во всем этом участвует профконсультант, то возникает сильное сомнение в том, будет ли способствовать такая работа его собственному личностному развитию. Естественно, напрямую заявлять клиенту, что он не прав категорически запрещается, т.к. ничего кроме обиды и неприязни с его стороны мы не получим. Здесь нужны более тонкие действия, и чтобы их совершить, нужно быть не только хорошим психотерапевтом, но и немного философом...
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОГО ПРОФКОНСУЛЬТАНТА С СЕМЬЕЙ ПОДРОСТКА
Определенный опыт взаимодействия с семьей подростка накоплен в работе обычных учителей и классных руководителей, когда организуется взаимодействие с родителями по вопросам школьной
успеваемости и поведения их детей. Но реальность такова, что родителей подростков все большие и больше начинает волновать будущее
|
24 Рмдел 1. Научно-методические основы школьной профориентации
их детей, связанное с выбором профессии и места дальнейшего (уже профессионального) образования. Поатому оснований для укрепления взаимодействия психолога (или педагога) с семьей старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения появляется вполне достаточно.
Сразу важно обозначить, что вообще понимается под взаимодействием. Это не просто общие разговоры, а реальное решение конкретных задач. Взаимодействие предполагает:
1) общее понимание цели профориентации применительно к данному подростку;
2) совместное выделение, конкретных задач, решение которых и обеспечивает достижение намеченной цели (лучше эти задачи выписать перечнем и обсудить с родителями);
3) распределение этих задач между педагогами, классными руководителями, психологами и самими родителями (естественно, важно учесть при этом реальные возможности тех, кто возьмется за выполнение данных задач);
4) постоянный взаимоконтроль за выполнением намеченных задач и своевременная корректировка задач и их исполнителей, если ответственные за их выполнение демонстрируют пассивность или непонимание...
|
Лучше, если такой план совместной работы будет не просто «проговорен», но и представлен в напечатанном виде.
В самом общем плане можно выделить следующие основные направления работы с семьями самоопределяющихся подростков (эти направления как раз и могут стать основой плана совместной работы с родителями).
1. Обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения школьников на родительских собраниях. На таких собраниях можно обсуждать общие вопросы, связанные с выбором вариантов предпрофильной и профильной подготовки в школе, дополнительных занятий по подготовке в вузы (на базе школы или в других местах), информировать родителей о той
Файл скачан с сайта http://www.psy.5igorsk.ru Psy.5igorsk.ru - первый психологический портал г.Пятигорска
профориентационной работе, которая ведется в данной школе и в данном классе. Важным условием организации взаимодействия с родителями является совместное составление планов и мероприятий по профориентации. Для этого лучше заранее подготовить план профориентационной работы и обсудить его, дополнив новыми предложениями. И уже на других собраниях заслушивать отчеты по выполнению конкретных пунктов такого плана. Причем заслушивать не только педагогов и психологов, но и тех родителей, которые возьмутся за выполнение отдельных пунктов плана.
2. Организация родительских лекториев по вопросам профориентации. Проводить занятия с родителями могут не только специали-
Взаимодействие профконсультанта со смежными специалистами 25
сты данной школы, но и приглашенные психологи из Центров профориентации, Центров занятости, из психолого-педагогических в у -зов, которые профессионально занимаются данными вопросами.
3. Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей вузов и колледжей, по возможности, и представителей близлежащих организаций. Для этого желательно обозначить конкретную проблему, связанную с профессиональным самоопределением, подготовить основных докладчиков (например, из числа, учащихся или родителей) и организовать саму дискуссию.
|
4. Индивидуальные беседы и профконсультации. Это могут быть консультации самих родителей, а также совместные консультации с присутствием родителей и их детей. В последнем случае психолог-консультант должен быть уверен, что между родителями и школьником существует взаимоуважение и некоторое взаимопонимание.
5. Иногда рекомендуется поддерживать определенные контакты с семьей для получения оперативной информации о сложных подростках. Например, с помощью телефонных разговоров, а иногда - и через посещение семьи подростка, хотя сейчас опыт такого взаимодействия во многом утрачен, но он представляется достаточно перспективным.
Понятно, что когда речь идет о взаимодействии с семьей самоопределяющегося подростка, то это не должно ограничиваться общением только с его родителями. Важными членами семьи, значимыми для конкретных старшеклассников могут быть бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и другие члены семьи.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА. СО СМЕЖНЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
Чтобы лучше понять особенности взаимодействия психолога-проф-консультанта с теми или иными специалистами, следует воспользоваться известным принципом: надо всегда ставить себя на место того человека, с которым организуется взаимодействие (важно понять, в чем он может вам не доверять или опасаться вас и, соответственно, постараться снять его опасения). Ниже представлены обобщенные советы-рекомендации по организации взаимодействия с разными группами специалистов, с которыми реально приходится общаться про-фконсультанту.
/, Особенности взаимодействия с администрацией. Главное, чего боится «нормальный администратор», это того, что вы не знаете своей работы, не знаете, чем заняться в подчиненной ему школе, т.е. можете внести элемент дезорганизации в общую работу (которую с таким трудом ему удалось наладить). И тогда администратору самому при-
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!